Научная статья на тему 'Сущность учебно-методической системы образовательного процесса в вузе МВД России'

Сущность учебно-методической системы образовательного процесса в вузе МВД России Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
341
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ СИСТЕМА / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / ВУЗ МВД РОССИИ / УЧЕБНОМЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / TEACHING AND GUIDING SYSTEM / EDUCATIONAL PROCESS / EDUCATION INSTITUTION OF THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS OF RUSSIA / TEACHING AND METHODOLOGICAL SUPPORT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Фролова Т. М.

В статье дается анализ существующих определений понятия «учебно-методической системы» и раскрыта сущность учебно-методической системы образовательного процесса в вузе МВД России с точки зрения расширенного толкования этого понятия и рядоположенности компонентов разных уровней.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Фролова Т. М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ESSENCE OF EDUCATIONAL AND METHODICAL SYSTEM OF EDUCATIONAL PROCESS IN HIGHER EDUCATION INSTITUTION OF THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS OF RUSSIA

The existing definitions of the concept “teaching and guiding systems” are analyzed in the article and the essence of the educational process teaching and guiding system at a higher education institution of the Ministry of Internal Affairs of Russia is revealed from the viewpoint of broad interpretation of this concept and the arrangement of components related to different levels.

Текст научной работы на тему «Сущность учебно-методической системы образовательного процесса в вузе МВД России»

СУЩНОСТЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОй СИСТЕМы ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ВУЗЕ МВД РОССИИ

Т.М. Фролова,

преподаватель — методист отделения методического обеспечения учебного процесса методического отдела управления учебно-методической работы Санкт-Петербургского

университета МВД России Рецензент: заместитель директора Мурманского филиала Балтийского института экологии, политики права, кандидат педагогических наук С.Н. Байжуминов, Научная специальность: 13.00.01 — Общая педагогика, история педагогики

и образования (педагогические науки) E-mail: irufat.178@gmail.com

Аннотация. В статье дается анализ существующих определений понятия «учебно-методической системы» и раскрыта сущность учебно-методической системы образовательного процесса в вузе МВД России с точки зрения расширенного толкования этого понятия и рядоположенности компонентов разных уровней.

Ключевые слова: учебно-методическая система, образовательный процесс, вуз МВД России, учебно-методическое обеспечение

ESSENCE OF EDUCATIONAL AND METHODICAL SYSTEM OF EDUCATIONAL PROCESS IN HIGHER EDUCATION INSTITUTION OF THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS OF RUSSIA

T.M. Frolova,

head teacher of office of methodical ensuring educational process of methodical department of management of educational and methodical work of the Ministry of Internal Affairs St. Petersburg university of Russia

Annotation. The existing definitions of the concept "teaching and guiding systems" are analyzed in the article and the essence of the educational process teaching and guiding system at a higher education institution of the Ministry of Internal Affairs of Russia is revealed from the viewpoint of broad interpretation of this concept and the arrangement of components related to different levels.

Keywords: teaching and guiding system, educational process, education institution of the Ministry of Internal Affairs of Russia, teaching and methodological support

Проведенный анализ подходов к определению понятия «учебно-методической системы» позволил заключить, что точной и однозначной трактовки в литературе не существует. Имеющиеся различные подходы к разработке учебно-методического обеспечения относятся к конкретным дисциплинам и не затрагивают образовательный процесс в целом.

Таким образом можно сделать вывод о том, что до настоящего времени в теоретическом плане нет единого понимания состава и содержания комплексного учебно-методического обеспечения. Как отмечают некоторые исследователи [3, 5, 6 и др.], наиболее часто оно представляется в виде совокупности учебно-методических документов, составляющих как

276

Вестник Московского университета МВД России

№ 10 I 2012

само содержание, так и документов, сопровождающих и регламентирующих процесс обучения в вузе.

Рассмотрим возможные причины данного факта. Во-первых, развитие профессионального образования привело к появлению и успешной практической реализации разнообразных моделей, основанных на инновационных технологиях, оптимизирующих организацию учебного процесса, которые идут в дополнение к традиционным формам образовательного процесса. Во-вторых, существует ряд подходов к анализу особенностей этих моделей:

- с точки зрения отношений педагогически организованных методов и форм взаимодействия субъектов образовательного процесса, и собственно технологий разработки;

- с точки зрения представления, хранения и передачи образовательного содержания, формирования и закрепления знаний и практических навыков курсантов (студентов, слушателей), в результате чего возникают серьезные проблемы при попытке их классифицировать. И, в-третьих, как отмечают некоторые исследователи [2 и др.], в отдельных случаях возникают серьезные противоречия, которые можно определить как понятийные, терминологические и логические противоречия. Речь идет о том, что в границах привычных терминов и определений, которые в качестве основополагающих приняты нормативно-законодательной базой российской системы образования, пытаются встроить различные модели организации образовательного процесса и, применяемые в них, образовательные технологии.

Таким образом, в образовательном пространстве можно встретить такие понятия, как учебно-методическая работа, учебно-методическая деятельность, учебно-методические комплексы. Отдельно существует понятие методическое обеспечение, которое идет в тесной связи с материально-техническим обеспечением. А в научной литературе также встречается понятие комплексного учебно-методического обеспечения.

В нашем исследовании мы столкнулись с тем, что в научной литературе чаще всего под учебно-методическим обеспечением образовательного процесса понимается учебно-методическое обеспечение учебных дисциплин или же целых специальностей, реализуемый в вузе. В этом случаи речь идет о некой системе, которая создается в целях оптимизации организации образовательного процесса в вузе, нацелена на повышение качества обучения и дает возможность всестороннего подхода к изучению той или иной дисциплины, и называется она учебно-методическим комплексом.

Как отмечает Н.В. Чекалева [6], функциональ-

ное назначение учебно-методического обеспечения в том, что оно представляет собой своеобразный инструментарий, пользуясь которым обучаемый с помощью профессорско-преподавательского состава кафедр вуза совершает путь профессионально-образовательного становления, поэтапно овладевая профессиональным знанием интегрированного характера.

В свою очередь Т.Н. Шамова вводит понятие «комплексное методическое обеспечение» [7]. Отмечается, что в основе методического обеспечения должны лежать закономерности учебного процесса, дидактические принципы и требования общей теории управления [1]. В качестве компонентов системы методического обеспечения автор указывает цели обучения, учебные планы и программы, методические пособия, дидактические средства. Однако это понятие не отвечает современному феномену развивающего и воспитывающего характера обучения.

К настоящему времени многие вузы МВД России уже разработали, либо переработали с учетом требований ФГОС ВПО третьего поколения собственные положения об Учебно-методических комплексах.

Проведенный нами анализ понятия УМК, подвел нас к выводу, что УМК по дисциплине — это лишь одна из частей учебно-методической системы. Так как он представляет собой всего лишь результат, продукт, по средствам которого осуществляется учебный процесс в вузе.

Под учебно-методическим обеспечением понимается создание и применение соответствующих учебно-методических документов, пособий, рекомендаций, методических материалов, дидактических средств, а также эффективных методик, способов и приемов обучения, позволяющих активизировать познавательную деятельность студентов и гарантированно достигать поставленные учебные цели [4].

Опираясь на труды исследователей, занимающихся вопросами комплексного учебно-методического обеспечения [6, 7, 2 и др.], можно говорить о том, что под комплексным учебно-методическим обеспечением образовательного процесса по конкретным учебным дисциплинам и специальностям понимается разработка и создание системы нормативной и учебно-методической документации, средств обучения и контроля, которые являются необходимыми и достаточными для проектирования и качественной реализации образовательного процесса.

Проведенный анализ понятий, позволил сделать вывод о том, что они представляют собой лишь одну или несколько частей учебно-методической систе-

№ 10 / 2012

Вестник Московского университета МВД России

277

мы. В этой связи необходимо рассмотреть и оптимизировать процесс учебно-методической деятельности в целом. Целесообразно включить в понятие учебно-методическая система и сумму действий обучающегося (курсанта или слушателя), обучающего (профессорско-преподавательский состав университета) и всей управляющей системы (сюда можно включить деятельность всех подразделений университета, отведя особое место управлению учебно-методической работы) по достижению поставленных задач. Еще одним важным элементом является материально-техническое обеспечение образовательного процесса в вузе.

Следует отметить, что учебно-методическое обеспечение образовательного процесса вуза должно быть, во-первых, разнообразным, во-вторых, должно соответствовать вариативным образовательным программам и, в-третьих, должно разрабатываться для всех видов учебной деятельности курсантов, слушателей вуза и при этом отличаться комплексностью.

Учебно-методическая система с точки зрения расширенного толкования этого понятия и рядо-положенности компонентов разных уровней представляет собой сумму действий обучающегося, обучающего и всей управляющей системы, которые нацелены на достижение поставленных целей с учетом требований нормативной правовой базы, ФГОС ВПО и представлены в различных методических формах. Информационной базой этой системы, которая выстраивается на основе мощной материально-технической базы, являются учебно-методические комплексы.

Список литературы

1. Батракова С., Соломатина Т. Проблемы учебного текста// Высшее образование в России. — 1995.- №4.- С.70-74.

2. Григорьев г.С., Гриншкун В.В. Информационные и коммуникационные технологии в современном открытом образовании: [Электронный ресурс] http://www.idorudn.ru.

3. Комплексное учебно-методическое обеспечение образовательного процесса: метод. пособие/ сост. Т. г. Аргунова, И. П. Пастухова — М.: Библиотека журнала "СПО", 2006 — 112 с.

4. Проект Инструкции по организации образовательного процесса в образовательных учреждениях высшего профессионального образования МВД России.

5. Сазонова Л.И. Моделирование учебно-методического обеспечения компьютерной подготовки учащихся: автореф. дис. .. .канд. пед. наук. — Барнаул, 2000. -18 с.

6. Чекалева Н.В. Теоретические основы учебно-методического обеспечения процесса изучения педагогических дисциплин в педагогическом вузе: автореф. дис. .док. пед. наук. — СПб, 1998. -46 с.

7. Шамова Т.И. Активизация учения школьников. — М.: Педагогика, 1982.- 208 с.

278

Вестник Московского университета МВД России

№ 10 / 2012

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.