Научная статья на тему 'Влияние учебно-методического обеспечения на процесс формирования компетенций'

Влияние учебно-методического обеспечения на процесс формирования компетенций Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1211
220
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЕТЕНЦИЯ / КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ / УЧЕБНОМЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС / УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Камашева Ю. Л., Аглямова З. Ш.

В данной статье рассматривается понятие учебно-методического обеспечения и анализируется его структура в рамках реализации компетентностного подхода. Особое внимание уделяется рассмотрению фондов оценочных средств как инструменту оценивания степени развития компетенций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Камашева Ю. Л., Аглямова З. Ш.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Влияние учебно-методического обеспечения на процесс формирования компетенций»

Казанский педагогический журнал

5' 2014

УДК 378.1

ВЛИЯНИЕ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ НА ПРОЦЕСС ФОРМИРОВАНИЯ КОМПЕТЕНЦИЙ

Ю.Л. КамашеваЗ.Ш. Аглямова

Институт экономики, управления и права, г. Казань, Российская Федерация

В данной статье рассматривается понятие учебно-методического обеспечения и анализируется его структура в рамках реализации компетентностного подхода. Особое внимание уделяется рассмотрению фондов оценочных средств как инструменту оценивания степени развития компетенций.

Ключевые слова: компетенция, компетентностный подход, средства обучения, учебнометодический комплекс, учебно-методическое обеспечение, фонд оценочных средств.

INFLUENCE OF TRAINING AND METHODOLOGICAL SUPPORT TO THE PROCESS OF FORMATION OF COMPETENCES

Yu.L. Kamasheva, Z.Sh. Aglyamova

Institute of Economics, Management and Law, Kazan, Russian Federation

Abstract. This article discusses the concept of training and methodical support of the basic education program and analyzes its structure in the framework ofthe implementation of competence-based approach. In the educational-methodical support there are two interrelated parts: educational-methodical documentation and educational tools. Also, the concept of educational-methodical complex as one of the components of the educational-methodical documentation is considered and its structure is revealed. Special attention is paid to the consideration ofthe fund evaluation tools as a tool for the assessment ofthe degree of development ofthe competencies. The quality ofthe learning process is depended from its high-quality design and using effectively. The article emphasizes the significance of training and methodological support used in modern University for the efficient formation of competences of students and training of highly qualified and competitive specialists who are in demand on the labor market.

Key words: competence, competence approach, learning tools, educational-methodical complex, training and methodological support, fund of evaluation tools.

Действующие федеральные государственные образовательные стандарты базируются на применении компетентностного подхода. В основе данного подхода лежат такие понятия как «компетенция» и «компетентность». Понятие «компетенция» определим, как комплекс знаний, умений, навыков, способностей и личностных качеств, которыми овладевает обучаемый в результате учебного процесса,

что обеспечивает выработку способности действовать определенным образом для эффективного достижения профессиональных целей. Под понятием «компетентность» будем подразумевать готовый результат овладения определенной компетенцией.

Основной целью компетентност-ного подхода является формирование набора необходимых компетенций ориентированных, в конечном счете,

54

Педагогика

на успешную адаптацию и конкурентоспособность выпускника на рынке труда. Данный подход формирует у обучаемых способность к саморазвитию и умение принимать верные решения в нестандартных ситуациях.

Важнейшим условием организации качественного образовательного процесса в вузе является формирование полноценного компе-тентностно-ориентированного учебно-методического обеспечения основной образовательной программы. Вопросы, касающиеся разработки и применения учебно-методического

обеспечения образовательной программы достаточно широко освещены в современной литературе. Например, в работах В.М. Монахова, Т.С. Назаровой, Н.А. Селезневой и др. рассматриваются проблемы разработки учебных планов, рабочих программ, проектирования содержания учебного процесса.

Н.В. Чекалевой исследованы теоретические основы учебно-методического обеспечения процесса изучения педагогических дисциплин в вузе.

Оценке качества учебно-методического обеспечения посвящены работы Г.И. Мансуровой, анализ качества рабочих программ отражен в работах Н.И. Лыгиной и Г.Б. Скока Особенности разработки и использования учебно-методических комплексов (УМК) рассматриваются в работах А.Р. Арутюнова, М.А. Галагузовой и др. Исследователи Ю.А. Шихов и О.Г. Комкова раскрыли проблемы создания учебно-методических комплексов в вузе. Под учебно-методическим комплексом авторы понимают систему нормативной и учебно-методической

документации, программно-техни-

ческих средств обучения и контроля, обеспечивающих эффективную реализацию основных и дополнительных образовательных программ, согласно учебному плану вуза [1]. По их мнению, для эффективного достижения основных задач образовательного процесса учебно-методические комплексы необходимо разрабатывать на основе применения тезаурусного, ком-петентностного и квалиметрического методов. Исследователи выделяют в УМК инвариативную (обязательную) и вариативную (произвольную) части. Инвариативная часть может включать нормативные документы (типовые программы по дисциплинам, рабочие (авторские) программы, учебный план по дисциплине и т. д.), учебно-методические материалы (курс лекций, учебно-методические рекомендации для преподавателей и обучаемых, материалы для самостоятельной работы обучающихся) и педагогические контрольные материалы (варианты контрольных работ, тестовые материалы и т. д.). К вариативной части авторы относят хрестоматии, тексты лекций, сборники задач, слайды и др.

Анализ педагогической литературы показывает, что на данный момент среди авторов нет единства как в терминологии, используемой для обозначения учебно-методическо-

го обеспечения, так и в содержании вкладываемого это понятие. Чаще в изученных источниках применяются такие термины как, например, «программно-методическое обеспечение», «комплексное методическое обеспечение», «системно-методическое обес-

55

Казанский педагогический журнал

5' 2014

печение», «учебно-методический комплекс дисциплины (специальности)», «дидактический комплекс» и др.

Исследователь Т.И. Шамова для обозначения понятия учебно-методического обеспечения использует термин «комплексное методическое обеспечение». По мнению автора, методическое обеспечение представляет собой систему, состоящую из следующих компонентов: цели обучения, учебные планы и программы, методические пособия, дидактические средства. Как указывает Т.И. Шамова, в основе методического обеспечения должны лежать закономерности учебного процесса, дидактические принципы и требования общей теории управления [2].

В своих исследованиях А.В. Кутузов использует термин «методическое обеспечение». Автор в состав учебнометодических комплексов включает рабочую учебную программу дисциплины, тематический план изучения, методические рекомендации и материалы для проведения промежуточных и итоговых аттестаций. Однако в современных условиях перехода на компетентностно-ориентированное обучение, исследователь, кроме традиционного УМК, предлагает использование дидактического комплекса информационного обеспечения (ДКИО), под которым он понимает систему прикладных программных педагогических продуктов, базы данных и знаний изучаемой области, комплекс дидактических средств и методических материалов для обеспечения реализуемой технологии обучения. Структурные элементы ДКИО объединяются

общей программно-информационной оболочкой. ДКИО, по мнению автора, гарантированно способствует полноценному развитию необходимых компетенций [3].

И.Г. Мухамадеев в своих исследованиях использует термин «системнометодическое обеспечение». Центральным элементом данного обеспечения автор признает учебно-методические комплексы, под которыми он понимает совокупность учебно-методических документов, где содержится системное описание всех элементов проектируемой педагогической системы. К методическим документам И.Г. Му-хамадеев относит учебную программу по дисциплине, рабочую учебную программу, методические указания по основным видам учебных занятий, комплект тестов и фонд контрольных вопросов к проведению промежуточной аттестации [4].

По нашему мнению, учебно-методическое обеспечение основной образовательной программы представляет собой комплекс учебно-методических документов и учебно-методических средств, устанавливающих рациональное содержание обучения и методику проведения учебного процесса [5]. Оно призвано обеспечить эффективную работу преподавателя по организации учебно-профессиональной и самостоятельной деятельности обучающихся с учетом компетентностного подхода.

В учебно-методическом обеспечении основной образовательной программы высшего образования, на наш взгляд, можно выделить два взаимосвязанных блока (см. рис.1)..

56

Lh

О

Рис. 1. Структура учебно-методического обеспечения основной образовательной программы Fig. 1. The structure of the educational-methodical support of the basic education prog

Казанский педагогический журнал

5' 2014

Первый блок составляет учебнометодическая документация, которая дает описание учебного процесса согласно основной образовательной программе. Учебно-методическая документация включает в себя учебный план, календарный учебный график, учебно-методические комплексы дисциплин (профессиональных модулей), фонд оценочных средств основной образовательной программы, программы самостоятельной работы студентов, программы всех видов практик, программы научно-исследовательской работы студентов, программы итоговой аттестации выпускников.

Рассмотрим подробнее один из компонентов учебно-методической

документации - учебно-методический комплекс дисциплин (профессиональных модулей). Учебно-методический комплекс, по нашему мнению, представляет собой совокупность учебно-методических материалов необходимых для реализации полноценного процесса обучения по каждой дисциплине (профессиональному модулю). УМК составляется преподавателями в строгом соответствии с ФГОС соответствующего направления подготовки и полностью раскрывает содержание этой дисциплины (модуля).

В структуре учебно-методического комплекса, с учетом специфики конкретной дисциплины или модуля, выделим следующие обязательные компоненты: учебная программа дисциплины (профессионального модуля); фонд оценочных средств дисциплины (модуля); методическое обеспечение лекционных занятий, практических (семинарских) занятий, лабораторных

работ, расчетных заданий, курсовых проектов (работ) и самостоятельной работы студентов (см. рис. 2). Каждая из этих составляющих УМК формируется с учетом с компетентностного подхода.

Второй блок составляют учебно-методические средства, обеспечивающие успешную реализацию образовательной деятельности и содействующие успешному овладению обучаемыми комплексом необходимых компетенций. К учебно-методическим средствам отнесем различного рода учебники, учебные пособия, учебно-методические указания и разработки, разнообразные наглядные пособия, лабораторное оборудование и программные продукты. Так же к учебно-методическим средствам относится и фонд оценочных средств основной образовательной программы, который является средством контроля степени сформированности необходимых компетенций. Таким образом, фонд оценочных средств нами рассматривается одновременно и как составляющая учебно-методической документации, и как учебно-методическое средство.

Учебно-методические средства в совокупности создают условия для успешной реализации учебного процесса, в результате которого происходит эффективное формирование компетенций. Большое разнообразие применяемых средств обучения способствуют более глубокому пониманию сути изучаемых объектов, повышению познавательной активности, индивидуализации обучения. Комплекс применяемых учебно-методических средств

58

Педа гогика

Рис. 2. Структура учебно-методического комплекса дисциплины (модуля) Fig. 2. The structure of the educational-methodical complex of discipline (module)

должен соответствовать учебной программе изучаемой дисциплины (модуля) и в конечном итоге содействовать успешной реализации компетентност-ного подхода в обучении.

Оба компонента учебно-методического обеспечения - учебно-методическая документация и учебно-методические средства - тесно взаимосвязаны и не могут существовать друг без друга. Учебно-методические документы представляют нормативную, обязательную часть обеспечения учебного процесса, но она может быть реализована только с помощью средств обучения, которые дают возможность наполнить очерченные границы конкретным содержанием.

Одной из важнейших составных частей учебно-методического обеспечения является фонд оценочных средств. С нашей точки зрения, фонд оценочных средств основной образовательной программы представляет собой комплект оценочных средств позволяющий измерить качество освоения всех требуемых компетенции. Таким образом, фонд оценочных средств предназначен для определения готовности выпускника к профессиональной деятельности.

Необходимость составления фондов оценочных средств по изучаемым дисциплинам и профессиональным модулям нормативно закреплена в федеральных государственных образова-

59

Казанский педагогический журнал

5' 2014

тельных стандартах ВПО по соответствующим направлениям подготовки [6]. Так же в ФГОС ВПО подчеркивается необходимость проведения обязательной экспертизы с привлечением экспертов, в качестве которых должны активно привлекаться работодатели, преподаватели, читающие смежные дисциплины и т. д.

К создаваемым фондам оценочных средств предъявляются требования объективности, надежности, валидности, эффективности и экономичности. Фонды оценочных средств не только оценивают имеющийся уровень развития компетенций, но также могут служить средствами обратной связи в ходе обучения, что позволяет своевременно корректировать процесс обучения в случае обнаружения каких-либо существенных упущений.

В настоящее время составление полноценного и эффективного фонда оценочных средств довольно непростая задача. Здесь можно выделить две основные причины. Во-первых, сама процедура измерения степени развития компетенций учебными средствами, включая как традиционные, так и инновационные, достаточна сложна. Во-вторых, сказывается отсутствие накопленного опыта в этой области, поскольку на данный момент это достаточно новое явление в профессиональной деятельности преподавателя, что, естественно, не может не вызывать некоторые затруднения при разработке фондов оценочных средств.

Создание эффективного фонда оценочных средств основной образовательной программы кроме своей

непосредственной функции измерения уровня развития компетенций у обучаемых, выполняет еще одну существенную функцию. Изучая набор применяемых фондов оценочных средств всего вуза можно сделать выводы об уровне его работы в целом, то есть используемые фонды оценочных средств каждого вуза являются своеобразными индикаторами качества получаемого образования.

Так же в процессе создания фондов оценочных средств надо иметь в виду следующее обстоятельство. Для адекватного измерения уровня развития компетенций необходимо создание определенных условий. Так как компетенции проявляются в процессе профессиональной деятельности, то речь идет о создании реальных и квазиреальных профессиональных ситуаций, в которых будет возможно оценить степень развития у студентов необходимых компетенций [7]. Подбор и воссоздание этих ситуаций требует большого искусства со стороны преподавательского состава.

Фонд оценочных средств основной образовательной программы состоит из фондов оценочных средств по отдельным дисциплинам (модулям). В составе фонда оценочных средств дисциплины (модуля), на наш взгляд, можно выделить следующие обязательные компоненты: паспорт фонда оценочных средств, сведения о наполнении данного фонда оценочных средств по формам контроля, план-график проведения контрольно-оценочных мероприятий, комплект оценочных средств для проведения текущего контроля успеваемости и промежуточной аттеста-

60

Педагогика

ции с подробным описанием порядка проведения данных процедур, критерии оценивания достигнутых результатов обучения по степени сформиро-ванности компетенций.

Анализируя фонд оценочных средств, мы получим информацию о ходе постепенного формирования развиваемых компетенций, поскольку в процессе обучения от одной дисциплины к следующей идет постепенное раскрытие и наполнение содержанием необходимых компетенций. И только в результате изучения всех запланированных по учебному плану дисциплин и профессиональных модулей требуемые компетенции получат свое окончательное развитие, что и будет оценено в результате итоговой аттестации выпускников. Именно поэтому на начальном этапе планирования учебного процесса и составления учебных планов требуется проведение структурирования компетенций с выделением существенных признаков своего проявления в учебно-профессиональной деятельности и детализацией содержательного наполнения изучаемых дисциплин с последующим их соотнесением между собой [8].

Весь комплекс компетенций сформированных в процессе обучения у выпускников создает компетентност-ную модель выпускника. Данная модель является целью освоения основной образовательной программы и, по мнению, исследователей Е.Е. Дурне-вой и В.Д. Нечаева, представляет собой некую систему, состоящую из показателей (компетенций), по которым можно судить о степени соответствия выпускника требованиям, предъяв-

ляемым ему; нормативных индикаторов (требований к уровню освоения), характеризующих минимальное пороговое значение компетенций, при котором можно говорить об их достаточной сформированности и перечня измерительных инструментов (средств оценки), которые используются для измерения компетенции и выявления уровня ее сформированности [9].

Данная модель является конечной целью и ориентиром процесса обучения формирующего выпускников готовых к качественной профессиональной деятельности в быстро изменяющихся социальных и технологических условиях. На каждом преподавателе, ведущем дисциплины (модули) на конкретном направлении подготовки, лежит большая ответственность, так как от слаженной совместной работы всех преподавателей зависит полноценность развиваемых компетенций, а, следовательно, и формирование высокопрофессиональных, конкурентоспособных специалистов востребованных на рынке труда.

Таким образом, все учебно-методическое обеспечение, используемое в современном вузе строится с целью эффективного формирования компетенций у обучающихся. От его качественной разработки и эффективного применения напрямую зависит качество подготавливаемых выпускников вуза. Особую роль при этом приобретают фонды оценочных средств как индикаторы уровня готовности обучаемых к профессиональной деятельности в условиях рыночной конкуренции.

61

Казанский педагогический журнал

5' 2014

Источники:

1. Шихов Ю.А., Комкова О.Г. Учебнометодические комплексы: проблемы проектирования педагогических контрольных материалов для мониторинга качества подготовки обучающихся: монография. Ижевск: Изд-во ИжГТУ, 2010. 132 с. [Shikhov Y.A., Komkova O.G. Educational-methodical complexes: the problem of designing pedagogical control materials to monitor the quality of training of students: monograph. Izhevsk: Publishing house of mechanical engineering Department ISTU, 2010. 132 p. (In Russ.)]

2. Шамова Т.И., Третьяков П.И., Капустин Н.П. Управление образовательными системами: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / под ред. Т.И. Шамовой. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. 320 с. [Shamova T.I., Tretyakov P.I., Kapustin I.E. Management of educational systems: textbook for students of high institutions / Ed. by T.I. Shamova. M.: Humanit. ed. center VLADOS, 2002. 320 p. (In Russ.)]

3. Кутузов А.В. Дидактический комплекс информационного обеспечения как основа формирования профессиональных компетенций специалистов в системе высшего профессионального образования // Новое в психолого-педагогических исследованиях. 2013. №4. С. 114-120. [Kutuzov A.V. Didactic complex of information provision as a basis of formation of professional competence of specialists in the system of higher professional education // Novoe v psikhologo-pedagogicheskikh issledovaniyakh. 2013. №4. P. 114-120. (In Russ.)]

4. Мухамадеев И.Г. Системно-методическое обеспечение организации изучения учебных дисциплин // Вестник Башкирского государственногоаграрногоуниверситета. 2006. №2. С. 48-49. [Mukhamadeev I.G. Systematic-methodological support of the organization study of academic disciplines // Vestnik Bashkirskogo gosudarstvennogo agrarnogo universiteta. 2006. №2. P. 48-49. (In Russ.)]

5. Ибрагимов Г.И., Камашева Ю.Л. Оценка качества учебно-методического обеспечения основных образовательных программ в вузе (практико-ориентированная монография). Казань: Изд-во «Познание» Института экономики, управления и права, 2010. 152 с. [Ibragimov G.I., Kamacheva U.L. Assessment

of the quality of training and methodological support of educational programs in high school (practice-oriented monograph). Kazan: Publishing house «Poznanie» of the Institute of Economics, management and law, 2010. 152 p. (In Russ.)]

6. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 080100 Экономика (квалификация (степень) «бакалавр») (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 21 декабря 2009 г. №747). [Federal state educational standard of higher professional education in the field of training 080100 Economics (qualification (degree) «bachelor») (appr. by order of the Ministry of education and science of the Russian Federation of December 21, 2009 №747). (In Russ.)]

7. Ефремова Н.Ф. Качество оценивания как гарантия компетентностного обучения студентов // Высшее образование в России. 2012. № 11. С. 119-125. [Efremova N.F. Quality assessment as a guarantee of competency-based training of students // Vysshee obrazovanie v Rossii. 2012. №11. P. 119-125. (In Russ.)]

8. Колегова Е.Д. О планировании

результатов обучения в рамках компе-тентностно-ориентированных основных

образовательных программ // Научный диалог. 2014. №2 (26). С. 91-101. [Kolegova E.D. About planning of learning outcomes in the framework of the competence-oriented basic educational programs // Nauchnyy dialog. 2014. №2 (26). P. 91101. (In Russ.)]

9. Дурнева Е.Е., Нечаев В.Д. Построение компетентностной модели выпускника МГГУ имени М.А. Шолохова: Учебное пособие. М., 2010. [Durneva E.E., Nechayev V.D. Development of a competence model of a graduate of Moscow state mining University name of M.A. Sholokhov: training book. M., 2010. (In Russ.)]

References:

1. Shikhov Yu.A., Komkova O.G. Ucheb-no-metodicheskie kompleksy: problemy proek-tirovaniya pedagogicheskikh kontrol’nykh ma-terialov dlya monitoringa kachestva podgotovki obuchayushchikhsya: monografiya. Izhevsk: Izd-vo IzhGTU, 2010. 132 s.

2. Shamova T.I, Tret’yakov P.I., Kapustin N.P. Upravlenie obrazovatel’nymi sistemami:

62

Педагогика

ucheb. posobie dlya stud. vyssh. ucheb. zavedeniy / pod red. T.I. Shamovoy. M.: Gumanit. izd. tsentr VLADOS, 2002. 320 s.

3. Kutuzov A.V. Didakticheskiy kompleks informatsionnogo obespecheniya kak osnova formirovaniya professional’nykh kompetentsiy spetsialistov v sisteme vysshego professional’nogo obrazovaniya // Novoe v psikhologo-pedagogicheskikh issledovaniyakh. 2013. №4. S. 114-120.

4. Mukhamadeev I.G. Sistemno-meto-dicheskoe obespechenie organizatsii izucheniya uchebnykh distsiplin // Vestnik Bashkirskogo gosudarstvennogo agrarnogo universiteta. 2006. №2. S. 48-49.

5. Otsenka kachestva uchebno-meto-

dicheskogo obespecheniya osnovnykh obra-zovatel’nykh programm v vuze (praktiko-orientirovannaya monografiya) / G.I. Ibragimov, Yu.L. Kamasheva. Kazan’: Izd-vo «Poznanie»

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Instituta ekonomiki, upravleniya i prava, 2010. 152 s.

6. Federal’nyy gosudarstvennyy obrazo-vatel’nyy standart vysshego professional’nogo obrazovaniya po napravleniyu podgotovki 080100 Ekonomika (kvalifikatsiya (stepen’) «bakalavr») (utv. prikazom Ministerstva obrazovaniya i nauki RF ot 21 dekabrya 2009 g. №747).

7. Efremova N.F. Kachestvo otsenivaniya kak garantiya kompetentnostnogo obucheniya studentov // Vysshee obrazovanie v Rossii. 2012. № 11.S. 119-125.

8. Kolegova E.D. O planirovanii rezul’tatov obucheniya v ramkakh kompetentnostno-orientirovannykh osnovnykh obrazovatel’nykh programm // Nauchnyy dialog. 2014. №2 (26). S. 91-101.

9. Durneva E.E, Nechaev V.D. Postroenie kompetentnostnoy modeli vypusknika MGGU imeni M.A. Sholokhova: Uchebnoe posobie. M., 2010.

Зарегистрирована: 11.10.2014

Камашева Юлия Леонидовна (г. Казань), Институт экономики, управления и права, кафедра педагогической психологии и педагогики, проректор по учебной работе, доцент, кандидат педагогических наук. Тел.: 8-917-254-64-40. E-mail: [email protected].

Аглямова Зульфина Шамилевна (г. Казань), Институт экономики, управления и права, кафедра высшей математики, ст. преподаватель. Тел.: 8-906-333-74-05. E-mail: aglyamova.zulfina@ mail.ru.

Kamasheva Yuliya Leonidovna (Kazan), Institute of Economics, Management and Law, Department of Pedagogical psychology and pedagogy, vice-rector for education, associate professor, Candidate of pedagogic sciences. ТеЬ: 8-917-254-64-40. E-mail: [email protected].

Aglyamova Zul 'fina Shamilevna (Kazan), Institute ofEconomics, Management and Law, Department of mathematic, senior teacher, Те!.: 8-906-333-74-05. E-mail: [email protected].

63

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.