УДК 796
СУЩНОСТЬ ЦЕЛОСТНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА НА ЗАНЯТИЯХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ В ВУЗЕ
Евгений Иванович Теплухин
Сибирский государственный университет геосистем и технологий, 630108, Россия, г. Новосибирск, ул. Плахотного, 10, старший преподаватель кафедры физической культуры, тел.(913)480-19-72
Целостность педагогического процесса на занятиях физической культуры понимается как взаимосвязь и взаимообусловленность всех процессов и явлений в нем возникающих и протекающих, во взаимоотношениях всех субъектов педагогического процесса, в связях педагогического процесса с явлениями внешней среды.
Ключевые слова: педагогический процесс, физическая культура, структура педагогического процесса, целостность, личность.
ESSENCE OF INTEGRAL
TEACHING PROCESS AT HIGHER SCHOOL PE CLASSES
Evgeny I. Teplukhin
Siberian State University of Geosystems and Technologies, 630108, Russia, Novosibirsk, 10 Plakhotnogo St., Ph. D., Assoc. Prof., Department of Physical Education, tel. (913)480-19-72
The author dwells on the integrity of teaching process at PE classes in reference to interconnection and interdependence of all the accompanying processes and phenomena, which involve interrelationship of all the subjects of teaching process and its dependence on the external environment.
Key words: teaching process, physical education, educational process structure, integrity, personality.
В классической педагогике идея целостности педагогического процесса в единстве воспитания и обучения стала оформляться в начале XIX в., что было связано с успешным развитием естествознания, антропологизацией философского знания и диалектики, интеграцией наук о человеке. И.Ф. Гербарт ввёл в педагогику понятие воспитающего обучения, считая, что обучение без нравственного образования - есть средство без цели, а нравственное образование без обучения - есть цели, лишенные средства. В русской педагогике К.Д. Ушин-ский, П.Ф. Кантерев, Н.К. Крупская, А.П. Пинкевич, П.П. Блонский, А.С. Макаренко, С.Т. Шацкий и др. разрабатывали теорию целостного педагогического процесса.
Педагогический процесс - это процесс целостный и во взаимосвязи реализующий цели образования воспитания в условиях педагогических систем, в которых организованно взаимодействуют преподаватель и студент. [2]
Физическая культура - это часть общей культуры человечества, которая представляет собой творческую деятельность по освоению прошлых и созда-
нию новых ценностей преимущественно в сфере физического развития, оздоровления и воспитания людей. [1]
Целостность педагогического процесса на занятиях физической культуры понимается как взаимосвязь и взаимообусловленность всех процессов и явлений в нем возникающих и протекающих, во взаимоотношениях всех субъектов педагогического процесса, в связах педагогического процесса с явлениями внешней среды. [2]
Ведущая роль педагога в педагогическом процессе возлагает на него ответственность за формирование личности, требует создания реальных условий всестороннего формирования студента с позиций передовой науки. Педагог как театральная фигура педагогического процесса является носителем цели передовых идеалов, обладателем научных знаний и мастерства воспитания. [3]
Физическая культура - важнейший элемент всестороннего гармонического развития человека. Воспитания физической культуры, по мнению В.А. Сухо-млинского, - это, «во-первых, забота о здоровье и сохранении жизни как высшей ценности; во-вторых, система работы, которая обеспечивает гармонию физического развития и духовной жизни в многогранной деятельности человека». От гармонии физического развития зависит многогранность духовного мира личности - моральное, интеллектуальное, эмоциональное, эстетическое богатство потребностей. [4]
В структуре педагогического процесса на занятиях физической культуре выделяют:
Содержательно-целевой компонент педагогического процесса, который представляет собой взаимосвязанные цели воспитания (общую, индивидуальную и частные), с одной стороны, и содержание учебно-воспитательной работы, с другой стороны, в котором реализуются цели воспитания.
Организационно-деятельностный компонент педагогического процесса, который появляется как управления воспитательной деятельностью педагогии (это можно назвать организацией педагогической среды формирования и развития личности студента) и как организация непосредственно взаимодействия преподавателей и студентов, в которой проявляется организующая роль педагогов, вооруженных знанием принципов учебно-воспитательной работы и владеющих профессиональными методами, обеспечивающими достижение цели.
Эмоционально-мотивационный компонент педагогического прогресса, который характеризуется определенными эмоциональными отношениями между его субъектами, прежде всего между преподавателями и студентами, а также мотивами их деятельности, среди которых на первый этап выступают, естественно, мотивы студентов.
Контрольно-оценочный компонент педагогического прогресса, который включает в себя, прежде всего контроль и оценку преподавателями деятельности студентов: как поведение итогов работы на каждом этапе взаимодействия, так и определение уровня развития студентов для разработки последующей программы деятельности. [2]
Целостный педагогический процесс на занятиях физической культурой выполняет следующие функции:
Воспитательную, которая проявляется во всем: в воспитательном пространстве, в котором происходит процесс взаимодействия во студентом, в личности преподавателей и их профессионализме, в учебных планах и программах, формах, методах и средствах, используемых в учебно-воспитательном процессе.
Образовательную, которая реализуется, прежде всего, в процессе обучения, а также во всей внеучебной работе.
Развивающую - развитие в процессе воспитания выражается в качественных изменениях психической деятельности человека, в формировании у него новых качеств, новых умений.
Эта функция реализуется при любой организации учебно-воспитательного процесса, но интенсивность развития, безусловно, определяется тем, на чем делается акцент: на знаниях, умения и навыках или на формировании мотиваци-онной и познавательной сферы обучаемого, как соотносится предлагаемая система знаний, умений и навыков с уровнем развития обучаемого.
Социальная функция (функция социализации) педагогического прогресса проявляется также практически во всем. В любом образовательном учреждении воспитание попадает в систему новых для себя отношений, которые он осваивает или отторгает, а это всегда частично или кардинально меняет позицию личности в семье, в среде сверстников, в самом учреждении. [2]
Условием любого развития и движения, движущей силой являются противоречия, которые в педагогическом процессе необходимо ясно себе представлять, а нередко специально организовывать.
Противоречия условно можно разделить на внешние и внутренние.
Внешние противоречия:
- противоречия между внешними воздействиями, требованиями и внутренней готовностью им соответствовать;
- целенаправленность и планомерность образовательного процесса, и неупорядоченное влияние социальной среды;
- нарастающий поток информации и ограниченные возможности охватить его в учебно-воспитательном процессе;
обобщенный опыт, представленный в содержании образования и воспитания, и индивидуальный жизненный опыт отдельной личности;
- новые воспитательные или образовательные задачи и наличный уровень воспитанности и обученности студента;
- коллективные формы воспитания и обучения и индивидуальный характер овладения духовными ценностями;
- регламентация учебно-воспитательного процесса и собственная активность студента.
Внутренние противоречия - противоречия внутренней сферы личности:
- знание личностью нравственно-этических норм и правил поведения в обществе и уровень сформированное соответствующих умений и привычек;
- сформированный идеал личности и реальное поведение и др.
Понимание названных противоречий обусловливает необходимость в такой организации учебно-воспитательного процесса, чтобы у студентов в единстве шел процесс формирования сознания, поведения и воспитания чувств. [2]
Таким образом, целостный педагогический процесс на занятиях студенческой культуре - сложное педагогическое явление, понимание сущности которого поможет преподавателю осуществлять его организацию сознательно и в интересах личности студента.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Евсеев Ю.И. Физическая культура. Серия «Учебники, учебные пособия». Ростов Н/Д: Фоникс, 2002. - с. 5
2. Коджаспирова Г.М. Педагогика: Учеб. для студ. образоват. учреждений сред. проф. образования. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. - с. 57-63
3. Русская культура: история и современность: Материалы всероссийской научно-практической конференции 22-23 мая 2008 г. Часть 1. - Рубцовск: Рубцовский индустриальный институт, 2008. - с. 233
4. Теплухин Е.И. Организация личностно ориентированного обучения на занятиях физической культурой в вузе: проблемы и перспективы / Рубцовский индустриальный институт. - Рубцовск; Изд-во Алт. гос. ун-та, 2009. - с. 10
© Е. И. Теплухин, 2015