Научная статья на тему 'Сущность воспитательного процесса как часть целостного педагогического процесса на занятиях физической культурой в вузе'

Сущность воспитательного процесса как часть целостного педагогического процесса на занятиях физической культурой в вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
826
124
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦЕЛОСТНЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС / ЛИЧНОСТЬ / ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / INTEGRAL TEACHING PROCESS / PERSONALITY / PHYSICAL EDUCATION / EDUCATIONAL PROCESS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Теплухин Евгений Иванович, Иванова Елена Валентиновна, Беспалова Наталия Александровна

Сущность целостного педагогического процесса акцентирует внимание на особенностях воспитания, в области физической культуры ориентируясь в многообразии на педагогические концепции, в особенности на процесс воспитания и выделяет условия для оптимизации процесса воспитания и самовоспитания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Теплухин Евгений Иванович, Иванова Елена Валентиновна, Беспалова Наталия Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EDUCATIONAL PROCESS AS A PART OF INTEGRAL TEACHING PROCESS AT HIGHER SCHOOL PE CLASSES

The essence of integral teaching process is considered, with special attention being paid to some educating factors of PE classes. The diversity of teaching concepts and the conditions for optimization of education and self-education processes are emphasized.

Текст научной работы на тему «Сущность воспитательного процесса как часть целостного педагогического процесса на занятиях физической культурой в вузе»

УДК 796

СУЩНОСТЬ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

КАК ЧАСТЬ ЦЕЛОСТНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА

НА ЗАНЯТИЯХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ В ВУЗЕ

Евгений Иванович Теплухин

Сибирский государственный университет геосистем и технологий, 630108, Россия, г. Новосибирск, ул. Плахотного, 10, кандидат педагогических наук, доцент кафедры физической культуры, тел. (913)480-19-72

Елена Валентиновна Иванова

Сибирский государственный университет телекоммуникаций и информатики, 630102, Россия, г. Новосибирск, ул. Кирова, 86, кандидат биологических наук, доцент кафедры физического воспитания, тел. (913)732-62-77

Наталия Александровна Беспалова

Сибирский государственный университет телекоммуникаций и информатики, 630102, Россия, г. Новосибирск, ул. Кирова, 86, старший преподаватель кафедры физического воспитания, тел.(913)901-43-98

Сущность целостного педагогического процесса акцентирует внимание на особенностях воспитания, в области физической культуры ориентируясь в многообразии на педагогические концепции, в особенности на процесс воспитания и выделяет условия для оптимизации процесса воспитания и самовоспитания.

Ключевые слова: целостный педагогический процесс, личность, физическая культура, воспитательный процесс.

EDUCATIONAL PROCESS AS A PART OF INTEGRAL TEACHING PROCESS AT HIGHER SCHOOL PE CLASSES

Evgeny I. Teplukhin

Siberian State University of Geosystems and Technologies, 630108, Russia, Novosibirsk, 10 Plakhotnogo St., Ph. D., Assoc. Prof., Department of Physical Education, tel. (913)480-19-72

Elena V. Ivanova

Siberian State University of Telecommunications and Informatics, 630102, Russia, Novosibirsk, 86 Kirova St., Ph. D., Assoc. Prof., Department of Physical Education, tel. (913)732-62-77

Natalia A. Bespalova

Siberian State University of Telecommunications and Informatics, 630102, Russia, Novosibirsk, 86 Kirova St., Senior lecturer, Department of Physical Education, tel. (913)901-43-98

The essence of integral teaching process is considered, with special attention being paid to some educating factors of PE classes. The diversity of teaching concepts and the conditions for optimization of education and self-education processes are emphasized.

Key words: integral teaching process, personality, physical education, educational process.

Подготовка специалиста - главная задача учебного заведения профессионального образования (техникума, училища, колледжа, вуза).

Целостный педагогический процесс прежде всего представлен двумя его взаимообусловленными частями: воспитанием и обучением.

Воспитательный процесс - процесс взаимодействия, в котором в соответствии с целями и задачами самой личности и общества совершается организованное воспитательное влияние и взаимодействие, имеющее своей целью формирование личности, организацию и стимулирование активной деятельности воспитуемых по овладению ими социальным и духовным опытом, ценностями и отношениями.

Становление личности происходит тогда, когда происходит перевод внешнего по отношению к ней опыта, знаний, ценностей, норм, правил во внутренний психический план личности, в её убеждения, установки, поведение, т.е происходит процесс интериоризации, формирование внутренних структур человеческой психики благодаря усвоению структур внешней социальной деятельности. Следовательно, с позиции психологии воспитание есть процесс ин-териоризации [3] .

Физическая культура - научно-обоснованная система мероприятий, имеющих целью укрепление здоровья, развитие физических и морально-волевых качеств личности, является составной частью воспитания подрастающего поколения. Основу физической культуры составляют специальные занятия физической культурой и спортом.

Физическая культура как неотъемлемая часть общей и профессиональной культуры должна быть важнейшей составляющей частью решения проблемы преобразования самого человека, его отношения ко многим явлениям общественной жизни, подготовки здоровой молодежи к труду [4] .

При планировании воспитательной работы преподавателям учебного заведения следует руководствоваться следующим положениям:

- системность работы, единство учебного и воспитательного процесса, когда обучение и воспитание тесно связаны и взаимно обогащают друг друга;

- главные субъекты воспитательного процесса-педагог и студенты;

- выразительность, яркость каждого воспитательного мероприятия, его связь с учёбой и профессиональной деятельностью;

- утверждение самоценности человеческой личности, жизни;

- создание здоровой и гуманной среды воспитания [1] .

Формы физического воспитания:

- учебные занятия обязательные - основная форма физического воспитания в вузе, планируемая в учебных планах по всем специальностям из расчета не менее 408 часов на всём периоде теоретического обучения в цикле блока гуманитарных дисциплин;

- самостоятельные занятия - форма физического воспитания, способствующая более эффективному усвоению двигательных заданий, совершенство-

ванию своих возможностей в видах спорта во внеучебное время при методическом участии кафедры физического воспитания;

- физические упражнения в режиме дня - одно из направлений физического воспитания, цель которого - укрепление здоровья, повышение умственной и физической работоспособности, оздоровление условий учебного труда, быта и отдыха студентов;

- оздоровительные и физкультурные, спортивные мероприятия - форма воспитания, привлечение студенческой молодежи к постоянным занятиям физической культурой, спортом, организуемая в свободное от занятий время;

- учебно-тренировочное занятие - одна из отправных форм организации занятий спортом, в основе которой - акцентированное изучение и закрепление нового материала, использование соревновательных упражнений, методов, близких к основной соревновательной деятельности, а также повышение общей и специальной работоспособности [2] .

Функции воспитательного процесса на занятиях физической культурой:

- организация многообразной и разносторонней деятельности студентов на занятиях физической культурой;

- охрана физического и психического здоровья студентов;

- специальное формирование общественно нравственных, волевых, эстетических и физических качеств и т.д.

Структура и логика воспитания на занятиях физической культурой:

- анализ - изучение личности студента и социально педагогической ситуации её развития;

- диагностика - выявление реального уровня физического развития студента;

- прогноз - целеполагание: формулирование ожидаемого результата и условий его достижения;

- проектирование - разработка программы и плана, выбор способов деятельности, направленной на достижение цели;

- организация - формирование мотивации развития личности студента, просвещение, организация деятельности и общения;

- контроль и оценка - выявление и оценка результатов воспитания, эффективности форм и способов организации воспитательного взаимодействия и постановка новых целей на занятиях физической культурой.

Задачи воспитания на занятиях физической культурой:

- выявление и развитие природных задатков и творческого потенциала студентов на занятиях физической культурой;

- формирование самосознания, чувства собственного достоинства, ценностного отношения к собственной жизни, потребности и готовности планирования и реализации прогрессивных жизненных целей, способности к самопознанию, самоопределению, самореализации, саморегуляции и объективной самооценки;

- воспитание гражданских чувств, качеств и поведения на занятиях физической культурой;

- умственное воспитание, формирование опыта познавательной деятельности, знаний, умений и навыков на занятиях физической культурой;

- физическое воспитание, развитие потребности в здоровом образе жизни.

Таким образом, процесс воспитания должен привести студента к необходимости и потребности в самовоспитании-сознательной и целенаправленной деятельности по формированию у себя определённых социально-значимых качеств и преодолению негативных. Самовоспитание связано с наличием у студента истинного знания о себе, правильной самооценки, самосознания, чётко поставленных целей, идеалов, личностных смыслов, что формируется в процессе воспитания.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Актуальные проблемы развития профессионального образования: Материалы региональной научной конференции 29-30 ноября 2007г.-Барнаул, Изд-во Алт. ун-та, 2008.- с.311

2. Евсеев Ю.И. Физическая культура. Серия «Учебники, учебные пособия». Ростов н/Д: Феникс, 2002.- с.151

3. Коджаспирова Г.М. педагогика: Учеб. для студ. образоват. учреждений сред. проф. образования.-М.: Гуманит.изд. центр ВЛАДОС, 2003.- с.88

4. Теплухин Е.И. Организация личностно ориентированного обучения на занятиях физической культурой в вузе: проблемы и перспективы/ Рубцовский индустриальный институт.- Рубцовск; Изд-во Алт. гос. Ун-та, 2009- с.10

© Е. И. Теплухин, Е. В. Иванова, Н. А. Беспалова, 2015

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.