УДК 796:378
РАЗВИТИЕ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ СТУДЕНТА СРЕДСТВОМ ОФП НА ЗАНЯТИЯХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ
Евгений Иванович Теплухин
Сибирский государственный университет геосистем и технологий, 630108, Россия, г. Новосибирск, ул. Плахотного, 10, кандидат педагогических наук, доцент кафедры физической культуры, тел. (913)480-19-72, e-mail: [email protected]
Кристина Евгеньевна Теплухина
Сибирский государственный университет путей сообщения, 630078, Россия, г. Новосибирск, ул. Д. Ковальчук, 191, студент 1-го курса, факультет УПП, тел. (913)008-01-82, e-mail: [email protected]
Наиль Шамильевич Мухаметов
Сибирский государственный университет геосистем и технологий, 630108, Россия, г. Новосибирск, ул. Плахотного, 10, преподаватель кафедры физической культуры, тел. (913)906-45-34, e-mail: [email protected]
В статье ставится задача постоянного посещения занятий и систематического выполнения упражнений, включенных в индустриальную программу, внесение данных до и после тренировки, а также соблюдение разработанной программы питания.
Ключевые слова: физическая культура, личность, процесс воспитания, здоровье.
THE DEVELOPMENT OF THE INDIVIDUAL PERFORMANCE OF THE STUDENT BY MEANS OF OFP ON THE LESSONS OF PHYSICAL CULTURE
Eugeny I. Teplukhin
Siberian State University of Geosystems and Technologies, 630108, Russia, Novosibirsk, 10 Plakhotnogo St., Ph. D., associate Professor of the Department of Physical culture, tel. (913)480-19-72, e-mail: [email protected]
Kristina E. Teplukhina
Siberian Transport University, 630049, Russia, Novosibirsk, 191 D. Kovalchuk St., student faculty of SCP, tel. (913)008-01-82, e-mail: [email protected]
Nail Sh. Mukhametov
Siberian State University of Geosystems and Technologies, 630108, Russia, Novosibirsk,
10 Plakhotnogo St., lecturer of the Department of Physical culture, tel. (913)906-45-34, e-mail: [email protected]
The article raises the problem of constant attendance and systematic exercise that is included in the industrial program, making data before and after exercise, as well as compliance with the developed nutrition program.
Key words: physical culture, personality, upbringing, health.
Огромное значение для формирования гармонически развитой личности имеет физическая культура. Процесс воспитания физической культуры осуществ-
ляется в комплексе с нравственным, трудовым, умственным, эстетическим, идейно-политическим и направлен на физическое самосовершенствование личности.
Физическая культура - научно-обоснованная система мероприятий, имеющих целью укрепление здоровья, развитие физических и морально-волевых качеств личности, является составной частью воспитания подрастающего поколения. Основу физической культуры составляют специальные занятия физической культурой и спортом.[1. с 10]
Физическая культура является одной из сфер социальной деятельности, направленной на поддержание здоровья и развитие физических способностей человека. Именно поэтому занятия физической культурой и спортом в учебных заведениях являются общепринятыми и обязательными. В рамках таких занятий реализуется цель, направленная на создание здоровой и гармонично развитой личности. Всё это помогает повысить работоспособность, выносливость и улучшить общее самочувствие учащихся.
В рамках занятий по физической культуре в высшем учебном заведении был проведен исследовательский эксперимент, направленный на изучение изменения физических показателей студента.
Целью данного исследования служило экспериментальное обоснование эффективности занятий физическими упражнениями, а также сбалансированного рациона питания, результатом которого являлось бы увеличение личных физических характеристик, показателей в сравнении с входными данными, а также набор мышечной массы с помощью индивидуально разработанной программы питания.
Основные задачи со стороны студента включали в себя постоянное посещение занятий и систематическое выполнение упражнений, включенных в индивидуальную программу, внесение данных о показателях до и после тренировки, а также соблюдение разработанной программы питания.
Методами исследования послужили: педагогическое наблюдение и эксперимент, исследование уровня физического состояния студента посредством сдачи нормативных показателей на «входе» и «выходе» эксперимента, а также метод сбора и анализа статистической информации.
Основой для входных статистических данных послужили индивидуальные физические показатели проявления гибкости, быстроты, динамической силы и скоростной выносливости студента.
Педагогический эксперимент длился 9 месяцев (1 учебный год).Занятия физической культурой проходили 3 раза в неделю и состояли из следующих упражнений в рамках ОФП:
1. Горизонтальные жимы: отжимания от пола на коленях, стандартные отжимания;
2. Упражнения для укрепления мышц живота: скручивания лежа, подъем корпуса на наклонной скамье;
3. Упражнения для укрепления нижней части спины: гиперэкстензия на тренажере и на полу;
4. Коленно-доминантные упражнения: приседания на двух ногах, выпады вперед;
5. Тазово-доминантные упражнения: становая тяга, ягодичный мостик двумя ногами;
6. Кардио-упражнения: прыжки со скакалкой,упражнения на степ-платформе.
Средний распорядок дневной нагрузки можно представить следующим образом:
1. Кардио-разминка:
• Прыжки на скакалке/упражнения на степ-платформе (10-15 минут);
2. Силовые упражнения:
• Отжимания от пола на коленях (4 подхода по 10-15 повторений);
• Гиперэкстензия на тренажере (4 подхода по 10-12 повторений);
• Подъемы ног из положения лежа для мышц пресса (4 подхода по 10-15 повторений);
• Упражнение «ножницы» для мышц пресса под углом 30 и 45 градусов (4 подхода по 15-20 повторений);
• Скручивания лежа (4 подхода по 10-12 повторений);
• Приседания на двух ногах (4 подхода по 20-30 повторений);
• Становая тяга 20 кг (3 подхода по 10-15 раз);
3. Кардио-заминка:
• Прыжки на скакалке с уменьшением темпа (3-5 минут).
Также стоит отметить, что в формировании здоровой личности, общего улучшения показателей студента и увеличении массы тела, важную роль играет и выбранный рацион питания, который должен включать значительное количество белковой, высокоуглеводной пищии минимальное количество жиров.
Программа питания в этом случае выглядит следующим образом:
1. Завтрак: любая каша.
2. Второй завтрак: омлет или творог.
3. Обед: рис/гречка/перловка с говядиной/индейкой/курицей/рыбой, овощи в любом виде.
4. Полдник: йогурт, фрукты.
5. Ужин: как и обед, из мясного - курица или рыба, овощи.
Также в день следует выпивать не менее 2х литров воды.
Таким образом, переходя к представлению сравнения эмпирических данных, это можно представить в следующей таблице.
Таблица
Вес/рост Кол-во Кол-во Кол-во Кол-во Кол-во при-
прыжков подъемов отжимаи подъемов седаннй в
на ска- на степ- от пола в туловища мин.
калке в платформу мин. (спины) в
мин. в мин. мин.
«до» 40/158 110 35 20 30 43
«после» 45/160 135 54 30 41 52
Таким образом, можно с уверенностью сделать вывод, что показатель массы тела увеличился, частично вошел в норму, также можно сказать о количественном увеличении всех основных показателей быстроты, динамической силы и скоростной выносливости студента. Помимо результата количественных показателей, можно отметить улучшение общего эмоционального состояния студента, усиление сосредоточенности и концентрации внимания.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Теплухин Е. И. Организация личностно ориентированного обучения на занятиях физической культурой в ВУЗе: проблемы и перспективы: монография. - Рубцовский индустриальный институт. - Рубцовск; Изд-во Алт. гос. ун-та. 2009. - 102 с.
© Е. И. Теплухин, К. Е. Теплухина, Н. Ш. Мухаметов, 2017