Научная статья на тему 'Становление ценностных ориентаций в ходе реализации личностно-ориентированного обучения на занятиях физической культурой'

Становление ценностных ориентаций в ходе реализации личностно-ориентированного обучения на занятиях физической культурой Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
115
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАЧЕСТВО / ОБРАЗОВАНИЕ / СТУДЕНТ / ПРЕПОДАВАТЕЛЬ / ОБУЧЕНИЕ / ЦЕННОСТНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ / ЛИЧНОСТНОЕ РАЗВИТИЕ / ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / QUALITY / EDUCATION / STUDENT / TEACHER / TRAINING / VALUE ORIENTATION / PERSONAL DEVELOPMENT / PHYSICAL EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Теплухин Евгений Иванович, Иванова Елена Валентиновна, Захаров Владимир Георгиевич

В статье рассматривается важность личностного развития (не в противовес накоплению уровня практических или теоретических знаний) как преподавателя, так и обучающегося с целью увеличения качества обучения на занятиях физической культурой. В виду особой важности умения построить диалог, между преподавателем и обучающимся с целью привития последнему правильной ценностной ориентации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Теплухин Евгений Иванович, Иванова Елена Валентиновна, Захаров Владимир Георгиевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HE FORMATION OF VALUE ORIENTATIONS IN THE IMPLEMENTATION OF STUDENT CENTERED LEARNING IN PHYSICAL EDUCATION

The article discusses the importance of personal development (not in contrast to the accumulation of practical or theoretical knowledge) as a teacher and student to increase the quality of teaching in physical education. Because of the special importance of the ability to build a dialogue between the teacher and students in order to inculcate the latest correct value orientation.

Текст научной работы на тему «Становление ценностных ориентаций в ходе реализации личностно-ориентированного обучения на занятиях физической культурой»

УДК 378:796

СТАНОВЛЕНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ В ХОДЕ РЕАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ НА ЗАНЯТИЯХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ

Евгений Иванович Теплухин

Сибирский государственный университет геосистем и технологий, 630108, Россия, г. Новосибирск, ул. Плахотного, 10, кандидат педагогических наук, доцент кафедры физической культуры, тел. (913)717-77-65; e-mail: kaf.fizkult@ssga.ru

Елена Валентиновна Иванова

Сибирский государственный университет телекоммуникаций и информатики, 630102, Россия, г. Новосибирск, ул. Кирова, 86, доцент, кандидат биологических наук, зав. кафедрой физического воспитания, тел. (913)732-62-77, e-mail: selenaalt@mail.ru

Владимир Георгиевич Захаров

Сибирский государственный университет телекоммуникаций и информатики, 630102, Россия, г. Новосибирск, ул. Кирова, 86, старший преподаватель кафедры физкультуры, тел. (913)732-62-77, e-mail: selenaalt@mail.ru

В статье рассматривается важность личностного развития (не в противовес накоплению уровня практических или теоретических знаний) как преподавателя, так и обучающегося с целью увеличения качества обучения на занятиях физической культурой. В виду особой важности умения построить диалог, между преподавателем и обучающимся с целью привития последнему правильной ценностной ориентации.

Ключевые слова: качество, образование, студент, преподаватель, обучение, ценностная ориентация, личностное развитие, физическая культура.

THE FORMATION OF VALUE ORIENTATIONS IN THE IMPLEMENTATION OF STUDENT CENTERED LEARNING IN PHYSICAL EDUCATION

Evgeny I. Teplukhin

Siberian State University of Geosystems and Technologies, 630108, Russia, Novosibirsk, 10 Plakhotnogo St., Ph. D., associate Professor in the Department of physical education, tel. (913)717-77-65, e-mail: kaf.fizkult@ssga.ru

Elena V. Ivanova

Siberian state University of telecommunications and Informatics 630102, Russia, Novosibirsk, Kirov street, 86, associate Professor, candidate of Biological D., head of the Department of physical education, tel. (913)732-62-77, e-mail: selenaalt@mail.ru

Vladimir G. Zakharov

Siberian state University of telecommunications and Informatics 630102, Russia, Novosibirsk, Ki-rova street, 86, the senior teacher of Department of physical education, tel. (913)732-62-77, e-mail: selenaalt@mail.ru

The article discusses the importance of personal development (not in contrast to the accumulation of practical or theoretical knowledge) as a teacher and student to increase the quality of teach-

ing in physical education. Because of the special importance of the ability to build a dialogue between the teacher and students in order to inculcate the latest correct value orientation.

Key words: quality, education, student, teacher, training, value orientation, personal development, physical education.

Современная ситуация, сложившаяся в нашем обществе, свидетельствует, что наряду с экономическими, национальными и другими проблемами все более актуальной становится проблема ценностей. Ценности выступают интегра-тивной основой для отдельно взятой личности, любой малой и большой группы, так и для общества в целом. Современная молодежь проходит свое становление в сложных условиях ломки старых ценностей и формирования новых социальных отношений. Идет процесс формирования нового поколения российских граждан и важно знать, с какими ценностными ориентациями молодые люди входят в общественную жизнь [1, с.271].

В психологических исследованиях обнаруживается использование других понятий, сходных по содержанию с «ценностями», «ценностными ориентация-ми»; А.Н. Леонтьев (личностный смысл), Д.Н. Узнадзе (установка), В.Н. Мяси-щев (отношение), В.А. Ядов (диспозиция), Л.И. Божович («внутренняя позиция личности» или направленность), Б.Д. Парыгин (умонастроение), Б.С. Братусь (смысловые ценности), Д.А. Леонтьев (смысл), А. Маслоу (метомативы), М. Рокич (ценностные ориентации, «руководящие принципы жизни»). Определение Д.А. Леонтьевым смысла как «структурного элемента процесса содержания деятельности человека», на наш взгляд, имеет то или иное отношение ко всем вышеперечисленным понятиям.

Ценностные ориентации педагога - это показатель воспитательно - образовательной системы. Педагог в силу своей профессиональной направленности влияет на формирование личности студента. Поэтому процесс подготовки современного преподавателя в большей степени должен быть направлен не на накопление определенного уровня знаний, а на профессионально - личностное развитие, саморазвитие педагога, на формирование его ценностных приоритетов.

Ценностные ориентации формируются у личности постоянно в процессе ее социализации путем проникновения социальной информации в индивидуально - психологический мир индивидуума. Это поступление идет по двум каналам: первая (первичная социализация), передает коллективный опыт предыдущих поколений, воспринимаемый индивидом через сознание социальной группы, в которой он действует; второй - собственный социальный опыт, помогающий индивиду адаптироваться в меняющемся обществе [1, с. 274].

Личностно ориентированное педагогическое взаимодействие рассматривается как целостная система, состоящая из внутренних компонентов (ценностные ориентации, система мотивов, отношений и т.д.) и внешних (различные аспекты поведения).

Студенты определяют свои действия в соответствии с системой ценностных ориентацией, которые вошли в его индивидуальный опыт, так как являют-

ся субъектом процесса взаимодействия педагога. Необходимо расширять диапазон ценностных ориентаций, тогда быстрее произойдет понимание в диалоге и способ взаимодействия будет самым оптимальным.

В.А. Сластенин, который имел огромный опыт работы по социальным и психологическим проблемам в социуме, рассматривая структуру личности преподавателя, его профессиональное самосознание, выделил важные положения профессионально - ценностных ориентаций педагога, определяя их как главное образование личности преподавателя. В качестве их главных характеристик он рассматривает собирательность отношения преподавателя к профессии, личности воспитанника и к самому себе. Духовные отношения являются основой таких отношений.

Сластенин, связывал ценности с возможностью удовлетворения педагогом материальных, духовных потребностей. Ценности педагогической деятельности, были классифицированы Ученым как следующие:

• ценности, способствующие утверждению преподавателя в обществе;

• ценности, влияющие на развитие коммуникативной культуры;

• ценности, ведущие к самосовершенствованию;

• ценности самовыражения;

• ценности, связанные с унитарно - прагматическими запросами [2, с. 246].

О.Г. Дробницким ценностные ориентации были определены, как «разделяемые личностью социальные ценности, которые выступают в качестве целей жизни и основных средств их достижения, которые являются очень важным фактором, который регулирует, детерминирует мотивацию личности и ее поведения».

В.А. Ядов полагал, что можно обнаружить ценностные ориентации в направленности личности на те или иные ценности, которая в свою очередь и выступает как обобщенный мотив деятельности, интегрирующей в себе характеристики всей системы мотивации потребностей, интересов, установок, целей [3, с. 36].

Физическое совершенствование будет эффективно не только в зависимости от развития физических качеств и двигательных действий, оптимизации двигательных режимов и способов учебно - познавательной и физкультурно -оздоровительной деятельности. Также необходимо связать это с формированием личностных качеств более высокого уровня: постановкой мировоззрения, развитием ценностного потенциала, формами социальной активности, в числе которых находится спортивная и физкультурно - оздоровительная активность.

Освоение личностно ориентированного подхода на занятиях физической культурой, является целенаправленным процессом улучшения ценностного потенциала физической культуры. Необходимо формирование системы мировоззренческих категорий и ценностных ориентаций на самосовершенствование в физическом плане и ведение здорового образа жизни.

Многие авторы считают, что личностно ориентированный подход предполагает переориентацию всего процесса обучения на самостоятельное овладение студентами соответствующих учебных действий на основе субъект - субъектных отношений с преподавателем. Такой процесс характеризуется субъектив-

ностью, свободой, диалогом, саморазвитием. Диалогизация процесса обучения строится на основе субъект - субъектных отношений и способствует развитию у студентов умения осмысливать, аргументировать и отстаивать свои взгляды.

Личностно ориентированный подход в обучении здоровому образу жизни предполагает, что ведущей характеристикой человека, как субъекта деятельности, является его активность, проявляющаяся в инициативном творческом отношении к внешней действительности. Обучающийся должен усвоить, что только он самостоятельно должен быть заинтересован в своем хорошем здоровье, отличном физическом совершенствовании. М.Я. Виленский отмечает: «... формирование адекватного отношения к здоровью, детерминирующего здоровый образ жизни средствами обучения и воспитания предполагает обращение не столько к когнитивной сфере, средственным мотивом сохранения здоровья, сколько к деловому комплексу мотивационных структур, определяющих направленность личности». В научных и методических работах делается акцент на важность того, чтобы каждый педагог или преподаватель мог ставить своим ученикам правильный взгляд на физическое воспитание и спорт в целом, также мог научить видеть в занятиях спортом нечто прекрасное близкое к искусству, и необходимое для ведения здорового образа жизни.

Несмотря на то, что личностно ориентированное образования находит сегодня широкое признание и применение среди педагогов, не так много реальных сдвигов в организации педагогического процесса и процесс не сильно отличается от обыкновенного плана преподавания. Практика современной системы профессионально - педагогической подготовки такова, что студент осваивает теоретические основы личностной ориентации, продолжая оставаться объектом авторитарной системы образования. Для того что бы он стал настоящим субъектом учебного процесса, необходим соответствующая образовательная среда. Ее создание будет способствовать личностному и профессиональному росту студента и обеспечит формирование мотивации, побуждающей его к воспроизведению обретенного опыта в собственной профессиональной деятельности.

Личностно ориентированный подход в физическом воспитании предполагает переход от простого воспитания требуемых физических качеств к физкультурному образованию, где необходимо знание гигиены, здорового образа жизни и своего тела. Должно стать нормой: преодоление гипокинезии, повсеместное использование активного восстановления обучающихся методами физической культуры и спорта после перенесенной ими на занятиях большой эмоциональной нагрузки. Если деятельность человека связанна с низкой двигательной активностью, то для поддержания нормального физического состояния человека такая его деятельность должна уравновешиваться физической активностью. Современная физическая культура имеет сложное образование, которое становится неотъемлемой частью общечеловеческой культуры. Для возможности освоения этой науки должны быть систематизированы современные научные представления о сущности, различных ценностях (общественные и личностные) и компонентном составе (спорт массовый и профессиональный, физическое образование, физическая рекреация, двигательная реабилитация) [3, с. 38 - 40].

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Материалы II всероссийской конференции, 15 - 16 октября 2003 г. - Барнаул: Изд -во БГПУ, 2003 - 414с. // Педагогические технологии в профессиональной подготовке педагога - воспитателя и социального педагога в условиях модернизации педагогического образования.

2. Рубцовск: Рубцовский индустриальный институт, 2006. - 310 с. // Русская культура: история и современность: Материалы всероссийской научно-практической конференции 18 -19 мая2006г. Часть 1.

3. Организация личностно ориентированного обучения на занятиях физической культурой в ВУЗе: проблемы и перспективы // Теплухин Е. И. Рубцовский индустриальный институт. - Рубцовск; Изд - во Алт. Гос. Ун-та, 2009. - 102 с.

© Е. И. Теплухин, Е. В. Иванова, В. Г. Захаров, 2016

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.