УДК 37
САРКИСЬЯН Татьяна Николаевна, кандидат культурологии, доцент кафедры профессиональной педагогики, психологии и культурологии, Новороссийск, Россия к2304@уап<<ех. ги
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС КАК ЦЕЛОСТНОЕ ЯВЛЕНИЕ
В статье автор анализирует идею целостного педагогического процесса, направленную на всестороннее и гармоническое развитие личности, раскрывает подходы повышения мотивации студентов к получению качественного образования. Рассматриваются характеристики педагогического процесса.
SARKISYAN Tatiana Nikolaevna, Candidate Cultural Studies, Associate Professor of Professional Pedagogy, Psychology and Cultural Studies, Novorossiysk city, Russia tatni k2304@yandex. ru
PEDAGOGICAL PROCESS AS AN INTEGRAL PHENOMENON
I The author analyzes the idea of complete pedagogical process aimed at the full and harmonious development of personality, reveals approaches to increase the motivation of students to quality education, the characteristics of the pedagogical process.
Ключевые слова: педагогический процесс, образова- Keywords: educational process, the educational sys-тельная система, целостное явление, педагогическое tem, the whole phenomenon, pedagogical interaction, взаимодействие, рефлексия, цикличность, технологич- reflection, cyclical, technology. ность.
Педагогическая система как целостность представляет собой организованную совокупность целей, содержания, условий, форм, методов, направляющих и преобразующих деятельность конкретного человека.
Общая система учебно-воспитательной работы включает в себя функциональные педагогические подсистемы, направленные на решение специфических воспитательных задач.
Актуальность идеи целостного педагогического процесса, направленной на всестороннее и гармоническое развитие личности, ее духовного потенциала, творческих способностей в условиях организованной на принципах коллективизма жизнедеятельности учащихся, имеет существенное методологическое значение как для теоретических исследований, так и для практической деятельности ученых, педагогов в поиске путей совершенствования образования.
Педагогическим процессом называется развивающееся взаимодействие воспитателей и воспитуемых, направленное на достижение заданной цели и приводящее к заранее намеченному изменению состояния, преобразованию свойств и качеств воспитуемых. Иными словами, педагогический процесс - это процесс, в котором социальный опыт переплавляется в качества личности. В педагогической литературе прежних лет употреблялось понятие «учебно-воспитательный процесс». Исследования П.Ф. Каптерева, А.И. Пинкевича, Ю.К. Бабанского и других педагогов показали, что это понятие суженное и неполное, не отражающее всей сложности процесса и, прежде всего, его главных отличительных черт - целостности и общности. Обеспечение единства обучения, воспитания и развития на основе целостности и общности составляет главную сущность педагогического процесса. В остальном же термины «учебно-воспитательный процесс», «педагогический процесс» и обозначаемые ими понятия тождественны.
Педагогический процесс — внутренне связанная совокупность многих процессов, суть которых состоит в том, что социальный опыт превращается в качества формируемого человека (М.А. Данилов). Данный процесс представляет собой не механическое соединение процессов воспитания, обучения, развития, а новое качественное образование, подчиняющееся своим особым закономерностям. Целостность, общность, единство - главные характеристики педагогического процесса, подчеркивающие подчинение всех составляющих его процессов единой цели. Сложная диалектика отношений внутри педагогического процесса заключается:
1) в единстве и самостоятельности процессов, его образующих;
2) в целостности и соподчиненности входящих в него обособленных систем;
3) в наличии общего и сохранении специфического.
В содержании воспитания преобладает формирование убеждений, норм, правил, идеалов, ценностных ориентаций, установок, мотивов и т.д., но в то же время формируются и представления, и знания, и умения. Таким образом, оба процесса ведут к главной цели - формированию личности, но каждый из них способствует достижению этой цели присущими ему средствами.
Главная особенность педагогической задачи состоит в том, что результатом ее решения является не правильное выполнение воспитанником требуемых действий или получение им правильного ответа, а приобретение учеником определенных свойств, качеств, овладение способами действия. В педагогической науке существуют термины «педагогическое воздействие» и «педагогическое взаимодействие». Педагогическое воздействие предполагает активные действия педагога в отношении воспитанника и готовность воспитанника принять их и измениться под их влиянием. Иначе говоря, педагог в таких отношениях выступает субъектом, а воспитанник - объектом, а сами отношения являются субъект-объектными. При четкой организации педагогическое воздействие дает хороший эффект, однако имеет существенный недостаток: оно крайне неэффективно для формирования самостоятельности, творчества, инициативы, активной жизненной позиции - тех качеств, без которых немыслима свободная саморазвивающаяся личность (а именно такая личность является целью современного воспитания). Педагогическое взаимодействие — это согласованная деятельность педагога и воспитанника по достижению совместных целей и результатов. При взаимодействии педагога и воспитанника они оба являются субъектами, их взаимоотношения приобретают интерактивный, субъект-субъектный характер. Таким образом, понятие педагогического взаимодействия гораздо шире понятия педагогического воздействия. Педагогическое взаимодействие всегда имеет два взаимообусловленных компонента: педагогическое воздействие и ответную реакцию воспитанника.
К примеру, преподаватель объясняет новый материал в режиме диалога, стимулируя активность студентов: просит их продолжить мысль, найти ошибку, привести свои примеры. При этом он следит за их реакцией на свои действия, отвечает на их вопросы, в том числе невысказанные, угаданные по невербальным реакциям.
Идея приоритетности в педагогическом процессе субъект-субъектных отношений была реализована в «педагогике сотрудничества» учителями-новаторами Ш.А. Амонашвили, И.П. Волковым, Е.Н. Ильиным и др. И это не случайно, поскольку именно сотрудничество (партнерство) является ключевым для понимания сущности педагогического взаимодействия.
По Ш.А. Амонашвили, оптимальным вариантом педагогического взаимодействия при сотрудничестве является повышение статуса воспитанника при сохранении статуса педагога. Это предполагает, что при педагогическом взаимодействии развиваются оба субъекта.
Таким образом, реализация педагогического взаимодействия предъявляет более высокие требования к профессионально-личностным качествам педагога, чем реализация педагогического воздействия.
Переход от традиционного образования к инновационному ставит перед высшей школой такие требования, как повышение качества обучения через внедрение современных технологий обучения, интеграцию образовательной среды, науки и производства и результатов научно-исследовательского потенциала.
В образовании лежат две важнейшие проблемы педагогики - проблема изучения, обобщения и распространения передового педагогического опыта и проблема внедрения достижений педагогической науки в практику, то есть использование как теоретических, так и практических новшеств, а прогнозируемые перемены вызываются путем внедрения новых технологий в образовательном процессе.
Немаловажна интеграция образования и науки, что позволит обеспечить научные исследования высококвалифицированными кадрами, повысить качество образования.
Сегодня высшая школа призвана обеспечить подготовку специалиста к жизни в мульти-культурном обществе, создать условия для становления и развития его профессиональных качеств. Решение этой задачи требует осуществления перехода к новой образовательной парадигме, повышения эффективности образовательного процесса, гуманизации образования, развития личностного потенциала обучающегося.
Этот процесс в обучении будет характеризоваться большим объемом самостоятельной работы студентов, при которых акцент делается не на запоминание энциклопедического набора знаний, а на владение умениями коммуникации, анализа, принятия решений [1, с. 56-58].
При чтении лекций и организации самостоятельной работы с литературой нужно каждое новое научное положение не только соотносить с наблюдаемыми в жизни явлениями, но и сравнивать с тем, как они объяснялись ранее и какое объяснение получили в настоящее время.
Излагаемые на занятиях научные положения не должны декларироваться и приниматься на веру без рассуждений (пассивно).
Если лекция представляет собой форму учебы и в ней решаются учебные задачи посредством теоретических рассуждений преподавателя, то все практические занятия (в том числе семинары-дискуссии по теоретическим вопросам) призваны этот теоретический вывод «приложить к практике» [2, с. 135-137].
Учебная деятельность - это, по существу, решение учебных задач, требующих от студента мыслительных действий различной сложности. Именно поэтому преподавателю нужно готовить их не только для лекций, но и для практических занятий.
Мыслительная деятельность студента при самостоятельном изучении предмета программируется в русле творчества: задается проблема - учебная задача или учебный вопрос; рекомендуется литература; стимулируется самостоятельный поиск ответа особой формулировкой вопроса, рассчитанной на мышление («почему?», «что из этого следует?», «какой следует вывод?», «чем объяснить?», «как доказать?» и т. п.).
Такое программирование направляет в определенное русло мыслительный поиск, не дает разбрасываться и отвлекаться на второстепенные детали, вынуждает сосредоточиться на главном.
В результате такой строго направленной работы обучаемый в состоянии приобрести максимум нужных знаний при минимуме затрат времени и энергии, так как не будет делать ничего «лишнего» и не упустит ничего важного и нужного для усвоения программы. При этом обеспечивается требуемая глубина усвоения материала, диктуемая формулировкой учебного вопроса или условиями задачи [2, с. 139]. Таким образом, запоминается не то, что заучено, зазубрено, а то, что проработано и освоено.
Научно-исследовательская работа студентов является одной из важнейших форм учебного процесса. Студенческие научные объединения часто становятся кузницей молодых кадров для вузов, в стенах которых они работают, и за их пределами. Уже в трудах Ломоносова мы встречаем слова о необходимости поощрения молодых студентов, изъявивших желание заниматься собственными исследованиями во внеаудиторные часы. Не этому ли обязана русская наука своему освобождению к концу XIX в. от засилья иностранцев, выдвинув ряд ученых мирового масштаба.
Наш Институт морского транспорта, экономики и менеджмента при Государственном морском университете имени адмирала Ф.Ф. Ушакова уделяет большое внимание организации научной работы студентов, ставит перед собой задачу найти пути совершенствования НИРС, способы ее гармоничного и непрерывного развития.
Из вышесказанного мы можем сделать следующие выводы.
1. НИРС является одной из форм учебного процесса, в которой наиболее удачно сочетаются обучение и практика. В рамках научной работы студент сначала приобретает первые навыки исследовательской работы, затем начинает воплощать приобретенные теоретические знания в исследованиях, так или иначе связанных с практикой, а в конце этого длительного процесса возможно участие во «взрослых» научных конференциях, симпозиумах разного уровня, вплоть до международных.
2. Многообразие форм НИРС дает возможность каждому студенту вуза найти занятие по душе, и участие в ней необходимо для наиболее гармоничного и глубокого образования.
Непрерывность работы производит отбор, при котором отсеиваются студенты, считающие себя достаточно «гениальными» для того, чтобы не прилагать особых усилий к дальнейшему самосовершенствованию, и остаются только те личности, которые действительно отвечают требованиям, предъявляемым сегодня к ученому и преподавателю.
Рефлексия в педагогике — это процесс и результат фиксирования участниками педагогического процесса состояния своего развития, саморазвития и причин этого. Использование рефлексивной практики в образовательном процессе позволяет выстроить эффективные и поистине межсубъектные отношения в системе «студент-преподаватель». Более того, как это справедливо подчеркивали западные учёные Д. Боуд, Р. Кеог и Д. Уокер, рефлексия может стать фундаментом для всего образовательного процесса. Обучение на основе рефлексируе-мого опыта эффективно уже потому, что рефлексия сама по себе «всегда порождение нового знания в сознании индивида».
Завершается цикл педагогического процесса этапом анализа достигнутых результатов. Анализируя — обучаемся. Растет тот педагог, который извлекает пользу из допущенных ошибок. Поэтому взыскательный анализ и самоанализ — верный путь к вершинам педагогического мастерства.
Известное замечание римского философа Сенеки о том, что для корабля, не имеющего гавани, никакой ветер не будет попутным, применимо и к целеполаганию в системе образования. Бесцельное обучение неизбежно будет и безрезультатным.
Цели воспитания и образования определяются потребностями развития общества и зависят от способа производства, темпов социального и научно-технического прогресса, достигнутого уровня развития педагогической теории и практики, возможностей общества, учебных заведений, педагогов и воспитанников.
Цель является одной из ведущих детерминант содержания образования, в которой находят концентрированное выражение как интересы общества, так и интересы личности. Общество делает вклады в образование, чтобы обратить их себе же на пользу. С помощью образования общество развивает способности личности, ибо целое может выиграть только от высокого качества своих составных частей. Когда главной целью образования становится духовное развитие самого индивидуума, получающего это образование, развитие, на которое он сам научился бы смотреть как на высшее благо, тогда естественно и необходимо сами собой достигаются и желательные социальные результаты.
Цель современного образования — развитие тех свойств личности, которые нужны ей и обществу для включения в социально-ценную деятельность. Такая цель образования утверждает отношение к знаниям, умениям и навыкам как средствам, обеспечивающим достижение полноценного гармоничного развития эмоциональной, умственной, ценностной, волевой и физической сторон личности. Знания, умения и навыки необходимы для применения в жизни усваиваемой культуры.
Такая цель требует подходить к определению содержания образования с позиций современной концепции человека.
Человек — система динамическая, становящаяся личностью и проявляющаяся в этом качестве в процессе взаимодействия с окружающей средой. Следовательно, с точки зрения структуры содержания образования полноты картины можно достигнуть только в том случае, если личность будет рассмотрена в ее динамике.
Российские законы провозглашают образование основой духовного, социального, экономического, культурного развития общества и государства.
В качестве основополагающих требований к образованию выступают в XXI в. следующие факторы. Образование должно стать адаптивным, здоровье сберегающим, независимо сертификационным, инклюзивным. Реализация этой идеи возможна в том случае, если нормативно-правовая база, духовно-нравственное состояние личности нацеливают мышление человека на критический самоанализ задуманного, прочувствованного и совершаемого в ежедневном процессе самоопределения и самореализации [3, с. 6].
Подводя итог вышесказанному, отметим, что самые главные характеристики педагогического процесса, как их понимает современная наука — это целостность, системность, цикличность и технологичность. Целостность педагогического процесса есть взаимосвязь и взаимообусловленность всех процессов и явлений, в нем возникающих и протекающих, во взаимоотношениях всех субъектов педагогического процесса, в связях педагогического процесса с явлениями внешней среды.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ ССЫЛКИ
1. Isaychikova N.I. Innovative approaches to éducation. «Humanities and Social Sciences in Europe: Achievements and
Perspectives». Proceedings of the 5th International symposium (September 15, 2014). «East West» Association for
Advanced Studies and Higher Education GmbH. — Vienna, 2014. — 344 p.
2. Shermatova I.K. The role of practical classess in learring psychological knowledge. «Humanities and Social Sciences
th
in Europe: Achievements and Perspectives». Proceedings of the 5 International symposium (September 15, 2014).
«East West» Association for Advanced Studies and Higher Education GmbH. — Vienna, 2014. — 344 p.
3. Сохранов-Преображенский В.В. Системно-деятельностная культурная саморегуляция - основа развития универсальных учебных действий студентов ВУЗа // Психолого-педагогические основы профессионального развития личности в условиях регионального образования: сборник статей VI международной научно-практической конференции. - Пенза: Приволжский Дом знаний, 2013. - 120 с.
REFERENCES
1. Isaychikova N.I. Innovative approaches to education. «Humanities and Social Sciences in Europe: Achievements and
th
Perspectives». Proceedings of the 5 International symposium (September 15, 2014). «East West» Association for Advanced Studies and Higher Education GmbH. Vienna, 2014. 344 p.
2. Shermatova I.K. The role of practical classess in learring psychological knowledge. «Humanities and Social Sciences
th
in Europe: Achievements and Perspectives». Proceedings of the 5 International symposium (September 15, 2014). «East West» Association for Advanced Studies and Higher Education GmbH. Vienna, 2014. 344 p.
3. Sohranov-Preobragensky V.V. Systematic-activity cultural self-regulation - the basis of universal learning activities of students of the university. Psycho-pedagogical foundations of professional development of the individual in terms of regional education: a collection of articles by VI International Scientific and Practical Conference. Penza: House of Knowledge of Volga, 2013. 120. p.
Информация об авторе Information about the author
Саркисьян Татьяна Николаевна, кандидат Sarkisyan Tatiana, Nikolaevna, Candidate Cultur-
культурологии, доцент кафедры професси- al Studies, Associate Professor of Professional
ональной педагогики, психологии и культу- Pedagogy, Psychology and Cultural Studies, Ad-
рологии, Государственный морской универ- miral Ushakov State Maritime University, Institute
ситет имени адмирала Ф.Ф. Ушакова, Ин- of Maritime Transport, Economics and Manage-
ститут морского транспорта, экономики и ment, менеджмента,
353918, Россия, г. Новороссийск, 353918, Russia, Novorossiysk, Lenin Ave, 93 пр. Ленина, 93
Новороссийск, Россия Novorossiysk city, Russia
[email protected] [email protected]
Получена: 14.11.2014 Received: 14.11.2014