Научная статья на тему 'О проблеме взаимодействия преподавателей и студентов на занятиях иностранного языка'

О проблеме взаимодействия преподавателей и студентов на занятиях иностранного языка Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1593
184
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОБЛЕМА / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / ОБЩЕНИЕ / СОВМЕСТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ВЗАИМОПОНИМАНИЕ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ / УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС / PROBLEM / INTERACTION / COMMUNICATION / COOPERATION / MUTUAL UNDERSTANDING / EFFICIENCY / EDUCATIONAL PROCESS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Голуб Л. А.

Проблема взаимодействия преподавателей и студентов во все времена актуальна. Решить эту проблему очень сложно, потому что нет универсального рецепта. На наш взгляд, эффективность учебного процесса во многом определяется умением преподавателя организовать педагогическое общение с обучаемым. Успешность обучения иностранному языку зависит также от взаимопонимания между преподавателем и студентом. Взаимопонимание является психологической основой сотрудничества на занятии. Отсутствие взаимопонимания может привести к серьезным проблемам в изучении самого предмета. Поэтому даже если преподаватель имеет хорошую профессиональную подготовку, владеет методикой преподавания предмета, эффект обучения может быть минимальным из-за нескладывающихся между ним и студентом отношений. Чтобы правильно строить свои отношения со студентами, преподавателю в первую очередь необходимо понимать психологию конкретного студента. Педагогическое мастерство преподавателя состоит в том, чтобы установить своеобразие каждого студента, быть внимательным ко всему, что происходит на занятии, своевременно и правильно реагировать на поведение студентов, на их отношение к предмету и к преподавателю. Важным является также умение преподавателя уйти от стереотипов в организации взаимодействия со студентами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Голуб Л. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

About the Problem of Teacher-Student Interaction in the Foreign Language Classes

The problem of teacher-student interaction of is urgent at all times. To solve this problem is very difficult, because there is no universal recipe. In our opinion, efficiency of educational process is in many respects determined by the ability of the teacher to organize the pedagogical communication with the student. The success in foreign language training depends also on mutual understanding between the teacher and the student. Mutual understanding is a psychological basis of the cooperation in classes. The lack of understanding can lead to serious problems in studying of the subject. Therefore even if the teacher has good vocational training, owns a technique of teaching a subject, the effect of training can be minimum because of the strained relations between the student and him. To build the relations with students correctly, the teacher, first of all, needs understanding of psychology of the specific student. The teaching skills are to establish the uniqueness of each student, to be attentive to everything that happens in class, and to react on time and correctly to the behavior of students, to their attitude towards the subject and the teacher. The ability of the teacher to turn away from stereotypes of the organization of interaction with the students is also important.

Текст научной работы на тему «О проблеме взаимодействия преподавателей и студентов на занятиях иностранного языка»

6. Psihologo-pedagogicheskie osnovyi formirovaniya lichnosti buduschego professionala / M.V. Semyishev, V.M. Semyisheva, G.I. Kutsebo, E.V. Andryuschenok // Vestnik Bryanskoy GSHA. 2016. №1. S. 86-91.

7. HutorskoyA.V. Obschepredmetnoe soderzhanie obrazovatelnyih standartov. M., 2002. УДК 378:811.111

О ПРОБЛЕМЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ И СТУДЕНТОВ НА ЗАНЯТИЯХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА

About the Problem of Teacher-Student Interaction in the Foreign Language Classes

Голуб Л.А., кандидат педагогических наук, доцент кафедры иностранных языков, e-mail: ru Golub L.A.

ФГБОУ ВО «Брянский государственный аграрный университет»

243365, Брянская область, Выгоничский район, с. Кокино, ул. Советская, 2а

Bryansk State Agrarian University

Реферат. Проблема взаимодействия преподавателей и студентов во все времена актуальна. Решить эту проблему очень сложно, потому что нет универсального рецепта. На наш взгляд, эффективность учебного процесса во многом определяется умением преподавателя организовать педагогическое общение с обучаемым. Успешность обучения иностранному языку зависит также от взаимопонимания между преподавателем и студентом. Взаимопонимание является психологической основой сотрудничества на занятии. Отсутствие взаимопонимания может привести к серьезным проблемам в изучении самого предмета. Поэтому даже если преподаватель имеет хорошую профессиональную подготовку, владеет методикой преподавания предмета, эффект обучения может быть минимальным из-за нескладывающихся между ним и студентом отношений. Чтобы правильно строить свои отношения со студентами, преподавателю в первую очередь необходимо понимать психологию конкретного студента. Педагогическое мастерство преподавателя состоит в том, чтобы установить своеобразие каждого студента, быть внимательным ко всему, что происходит на занятии, своевременно и правильно реагировать на поведение студентов, на их отношение к предмету и к преподавателю. Важным является также умение преподавателя уйти от стереотипов в организации взаимодействия со студентами.

Summary. The problem of teacher-student interaction of is urgent at all times. To solve this problem is very difficult, because there is no universal recipe. In our opinion, efficiency of educational process is in many respects determined by the ability of the teacher to organize the pedagogical communication with the student. The success in ^foreign language training depends also on mutual understanding between the teacher and the student. Mutual understanding is a psychological basis of the cooperation in classes. The lack of understanding can lead to serious problems in studying of the subject. Therefore even if the teacher has good vocational training, owns a technique o f teaching a subject, the e ffect o f training can be minimum because of the strained relations between the student and him. To build the relations with students correctly, the teacher, ^ first of all, needs understanding of psychology of the specific student. The teaching skills are to establish the uniqueness of each student, to be attentive to everything that happens in class, and to react on time and correctly to the behavior of students, to their attitude towards the subject and the teacher. The ability of the teacher to turn away from stereotypes of the organization of interaction with the students is also important.

Ключевые слова: проблема, взаимодействие, общение, совместная деятельность, взаимопонимание, эффективность, учебный процесс.

Keywords: problem, interaction, communication, cooperation, mutual understanding, efficiency, educational process.

Проблема взаимодействия преподавателей и студентов во все времена актуальна. Решить эту проблему очень сложно, потому что нет универсального рецепта.

Известно, что эффективность учебного процесса во многом определяется умением

обучающего, преподавателя, организовать педагогическое общение с обучаемым. Ведь процесс обучения любому предмету понимается не как индивидуальная деятельность обучаемых с учебным материалом, с предметом обучения, а как особым образом организованное общение. Важной функцией такого общения на занятии является установление взаимодействия преподавателя и студента, а также студентов друг с другом [1, с. 14].

А что есть взаимодействие? Взаимодействие - это совместная деятельность обучаемого и обучаемых.

А коль это так, то рассматривая проблему взаимодействия преподавателя и студентов, не сказать ничего об их совместной деятельности, значит, ничего не сказать по этой проблеме вообще.

Возникает вопрос: «В чем заключается совместная деятельность?».

Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо проанализировать схему учебной деятельности и схему общения. Любое занятие включает в себя следующие этапы: организационный, обучающий, тренировочный и контроль. Каждому этапу занятия соответствуют определенные действия обучающих и обучаемых.

Первый этап (организационный) - вхождение обучаемых в атмосферу занятия. Действия обучающих на этом этапе: формирование у обучаемых готовности к занятию, сообщение им целей и задач предстоящей деятельности, введение их в атмосферу занятии (лексическая зарядка). Действия обучаемых: вхождение в атмосферу занятия, создаваемую преподавателем, осознание целей и задач предстоящей деятельности.

На втором этапе (обучающем) преподаватели знакомят студентов с учебным материалом и действиями по его реализации. Обучаемые осознают учебный материал и способы действий с ним, принимают мотивы и задачи деятельности.

На третьем этапе (тренировочном) обучающие тренируют обучаемых в использовании учебного материала в целях формирования умений и навыков. Обучаемые активно используют изучаемый материал, применяют его в новых ситуациях, с новыми целями.

На четвертом этапе (контролирующем) подводятся итоги. Обучающие оценивают промежуточные результаты, итоги занятия в целом. Обучаемые осознают результаты проделанной работы, осуществляют самооценку деятельности в рамках каждого компонента занятия.

Анализ педагогической деятельности свидетельствует, что эффективность обучения любому предмету и прежде всего иностранному языку в полной мере зависит от того, насколько согласованы действия преподавателя и студента на каждом конкретном этапе занятия. Если связи между деятельностью преподавателя и деятельностью студентов нарушаются, то нарушается взаимодействие между ними, что отрицательно сказывается на учебном процессе. Анализируя деятельность обучаемых, мы приходим к выводу, что отдельные студенты не хотят делать то, что должны, а некоторые не могут, потому что не привыкли из школы усердно трудиться, не хотят думать, не умеют анализировать. Отсюда рассогласование в деятельности, а, значит, налицо проблема взаимодействия между преподавателем и студентом.

Но было бы ошибочным, если бы мы виною всему считали только студентов, забывая о себе. Подчас мы, преподаватели, не осознавая того, сами являемся причиной такого рассогласования, так как наши действия не соотносим с задачами каждого компонента занятия, с содержанием выполняемой студентами деятельности и формами ее организации.

Чтобы избежать такого рассогласования, мы попытались для себя выяснить, что мы должны делать на занятии, а что не должны.

Попытаемся проанализировать действия преподавателя, способствующие взаимодействию со студентами, и действия, нарушающие это взаимодействие.

I этап (организационный) - вхождение в атмосферу иноязычного общения.

Действия преподавателя, способствующие взаимодействию со студентами на данном этапе:

1. Создание такой ситуации, в которой студенты начинают чувствовать и осозна-

вать потребность в приобретении новых знаний, навыков и умений.

2. Использование материала, связанного с личным опытом деятельности студентов, нужного для занятия, мотивирующего предстоящую деятельность студентов.

3. Направленность на передачу своего положительного эмоционального состояния, которое выражается соответствующей интонацией, мимикой, жестами; вызов ответных положительных эмоций у студентов.

Действия преподавателя, нарушающие взаимодействие со студентами:

1. Направленность на наведение порядка (дисциплины) в аудитории в начале занятия, выяснение отношений.

2. Стандартное начало занятий (проведение стандартной речевой зарядки, которая повторяется на каждом занятии с курса на курс).

II этап (обучающий) - ознакомление с учебным материалом и действиями по его реализации.

Действия преподавателя, способствующие взаимодействию со студентами:

1. Создание у студентов представления, в каких ситуациях используется осваиваемый материал, для решения каких задач его можно применить.

2. Обеспечение осознания студентами учебного материала с опорой на различные средства наглядности.

3. Доступность в изложении, оптимальная дозировка учебного материала.

4. Проведение интересного по форме контроля понимания услышанного или прочитанного после каждого обучающего воздействия.

Действия преподавателя, нарушающие взаимодействие со студентами:

1. Отсутствие направленности ознакомления на осмысление всеми студентами учебного материала (образцы слов, фраз).

2. Показ наглядности без ее разнообразного использования.

3. Формальный контроль понимания учебного материала отдельными студентами, а не всеми.

III этап (тренировочный) - тренировка в использовании осваиваемого материала в целях формирования умений и навыков; применение осваиваемого материала в новых ситуациях, с новыми целями.

Действия преподавателя, способствующие взаимодействию со студентами:

1. Постановка разнообразных, каждый раз новых, постепенно усложняющихся задач в изменяющихся ситуациях.

2. Использование форм работы, направленных на проявление инициативы студентов, развитию у них догадки и вызывающих интерес.

3. Положительная оценка выполняемой студентами деятельности.

4. Учет реальных сил и возможностей каждого студента, позволяющий давать им задания посильного уровня сложности.

5. Использование освоенного учебного материала в сочетании с новым материалом, в новых ситуациях, с новыми речевыми задачами.

6. Стимулирование студентов на выражение своего отношения к услышанному, прочитанному, увиденному.

7. Использование парных, групповых и коллективных форм работы.

Действия преподавателя, нарушающие взаимодействие со студентами:

1. Постановка заданий, не имеющих обучающей ценности.

2. Использование приемов, не являющихся адекватными деятельности (например, заучивание текстов наизусть).

3. Отсутствие учета личностных особенностей студентов, разного уровня базовой подготовки, разных интеллектуальных возможностей, их интересов.

4. Подмена активности студентов собственной активностью.

5. Отсутствие разнообразных стимулов к общению.

6. Действия, которые не побуждают студентов выражать свое отношение к услы-

шанному, прочитанному, увиденному.

7. Отсутствие поощрения, инициативы и самостоятельности студентов.

8. Преимущественное использование фронтальных форм работы, что противоречит процессу обучения.

IV этап (контролирующий) - подведение итогов занятия.

Действия преподавателя, способствующие взаимодействию со студентами:

1. Выработка у студентов правильных и объективных критериев оценки своей деятельности в процессе подведения итогов.

2. Знакомство студентов с требованиями, предъявляемыми к их знаниям, навыкам и умениям, с критериями оценок.

3. Регулярность проведения контроля.

4. Мотивированность любой оценки.

5. Использование разнообразных словесных оценок. Например: «Вы меня сегодня радуете».

6. Стимулирование положительного отношения студентов к работе своих товарищей путем привлечения их к оценке ответов друг друга.

7. Подготовка студентов к домашней работе как к успешному овладению предметом.

Помимо этого, успешность обучения иностранному языку зависит не только от

совместной согласованной деятельности обучающего и обучаемого. Большую роль играет также взаимопонимание между ними. Именно взаимопонимание является психологической основой сотрудничества на занятии. И мы не можем недооценивать этот фактор, так как отсутствие взаимопонимания может привести к серьезным проблемам в изучении самого предмета [2, с. 65].

Поэтому даже если преподаватель имеет хорошую профессиональную подготовку, владеет методикой преподавания предмета, продумывает каждый этап занятия, эффект обучения может быть минимальным из-за нескладывающихся между ним и студентом отношений. Важно правильно выбрать стиль общения. Здесь недопустимы перегибы.

Недопустимо использовать такой стиль общения, как общение-заигрывание, так и общение-устрашение, для которого характерно стремление преподавателя взять инициативу на занятии, занять доминирующее положение и навязать свою волю обучаемым. В этих целях он использует нотации, наставления, приказ. В основе организации учебного процесса у такого преподавателя лежат «авторитарно-императивные принципы», то есть «Делай то, что тебе говорят». Свою основную задачу он усматривает лишь в том, чтобы любыми способами добиться усвоения студентами программного материала. Однако все это создает напряженность во взаимоотношениях между преподавателем и студентом, нередко приводит к конфликтам между ними, вызывает взаимную неприязнь. Отсюда и нелюбовь к предмету.

И преподаватель, и студент будут в выигрыше, если обучающий выбирает творческую деятельность на основе партнерства, которые проявляются во взаимосвязи и взаимопонимании обучающего и обучаемых.

Показателями успешности субъект-субъектного педагогического взаимодействия следует считать проявление в студентах таких личностных характеристик, как высокая позитивная мотивация к познанию, учебной и общественно значимой деятельности; высокая социальная активность, способность к сотрудничеству; самостоятельность и инициативность; готовность к профессионально-личностному самоопределению; сформированность гуманистических ценностей; удовлетворённость учебным взаимодействием [3, с. 40].

В этом случае на занятии преподаватель выступает в роли помощника, консультанта, в случае необходимости и арбитра. Что касается обучаемого, то благодаря благоприятным межличностным отношениям он не испытывает страха сделать ошибку, быть непонятым, не боится высказать свою точку зрения, чувствует себя свободно.

Возникает вопрос: «Что же должен знать и уметь преподаватель для того, чтобы воплотить это на практике?»

Чтобы правильно строить свои отношения со студентами, преподавателю в первую

очередь необходимо понимать психологию конкретного студента.

Педагогическое мастерство преподавателя как раз и состоит в том, чтобы установить своеобразие каждого студента, быть внимательным ко всему, что происходит на занятии, своевременно и правильно реагировать на поведение студентов, на их отношение к предмету и к преподавателю.

Важным является также умение преподавателя уйти от стереотипов в организации взаимодействия со студентами. Примером такого стереотипного поведения преподавателя может быть его преимущественное сотрудничество с хорошо успевающими студентами, а также наблюдаемый иногда либерализм при оценке их деятельности, даже если они плохо подготовились к занятию. Между тем наблюдения за педагогическим процессом показывает, что подобное поведение преподавателя ведет к нарушению взаимодействия между ним и группой.

Мы должны объединять студентов в коллектив посредством общественно значимой, интересной для них деятельности, координировать свои действия с действиями студентов и действия студентов друг с другом, организовывать коллективную, парную и групповую формы работы, ролевые и деловые игры, проекты, занятия-дискуссии, занятия-конференции. В случае необходимости анализировать конфликты и идти на компромиссы [4 с. 62].

Исследования показывают, что нет универсального способа разрешения разнообразных по своей направленности и характеру межличностных конфликтов. Все это возможно лишь в том случае, если мы, педагоги, обладаем наряду с профессиональными знаниями и умениями культурой педагогического общения, которая тесно связана с нашей общей культурой, образованием и воспитанием, если мы обучены и воспитаны в духе справедливости, солидарности и толерантности к ним, если мы умеем критически осмыслить свое поведение. На первый взгляд, перечень названных умений и навыков достаточно прост. Но это лишь на первый взгляд, так как строить отношения с обучаемыми не так легко, как кажется. Все это результат большой и напряженной работы.

Библиографический список

1. Семышева В.М., Семышев М.В., Андрющенок Е.В. Целесообразное общение как процесс формирования мировоззренческой культуры личности // Вестник Брянской государственной сельскохозяйственной академии. 2015. № 1. С. 13-16.

2. Selifonova E.D., Zalipaeva Z.P. Achievement motivation of managers and its link to personality factors. "Humanities and Sciences in Europe: Achievements and Perspectives". Proceeding of the 8th International symposium (September 27, 2015). «East West» Association for Advanced Studies and Higher Education GMbH. Vienna.

3. Барабанова З.П. Организация образовательного взаимодействия между педагогом и учащимся // Современные наукоемкие технологии. 2008. № 1. С. 40-42.

4. Медведева С. А. Реализация аксиологического подхода в системе высшего образования // Высшее образование сегодня. 2013. № 11. С. 61-63.

Bibliograficheskij spisok

1. Semyisheva V.M., Semyishev M.V., Andryuschenok E.V. Tselesoobraznoe obschenie kak protsess formirovaniya mirovozzrencheskoy kulturyi lichnosti // Vestnik Bryanskoy gosudarstvennoy selskohozyaystvennoy akademii. 2015. № 1. S. 13-16.

2. Selifonova E.D., Zalipaeva Z.P. Achievement motivation of managers and its link to personality ^ factors. «Humanities and Sciences in Europe: Achievements and Perspectives». Proceeding of the 8th International symposium (September 27, 2015). «East West» Association for Advanced Studies and Higher Education GMbH. Vienna.

3. Barabanova Z.P. Organizatsiya obrazovatelnogo vzaimodeystviya mezhdu pedagogom i uchaschimsya // Sovremennyie naukoemkie tehnologii. 2008. № 1. S. 40-42.

4. Medvedeva S.A. Realizatsiya aksiologicheskogo podhoda v sisteme vyisshego obrazovaniya // Vyisshee obrazovanie segodnya. 2013. № 11. S. 61-63.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.