Научная статья на тему 'Алгоритм обобщенного способа проектирования междисциплинарного модуля для педагогического образования'

Алгоритм обобщенного способа проектирования междисциплинарного модуля для педагогического образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
233
81
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ МОДУЛЬ / КОМПЕТЕНЦИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGIC MODULE / COMPETENCE / PROFESSIONAL COMPETENCES / COMPETENCEBASED APPROACH

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Верченко Ирина Александровна, Мишанкина Наталья Анатольевна

В статье представлен опыт по разработке психолого-педагогического модуля в процессе профессиональной подготовки бакалавра «Педагогического образования» с точки зрения компетентностного подхода. Авторы исходят из идеи о принципиальном значении усиления практической составляющей в первичной профессиональной социализации педагогов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Algorithm of the generalized way of design of the interdisciplinary module for pedagogic education

Experiment on development of the psychology and pedagogic module is presented in article in the course of vocational training of the bachelor of «pedagogic education» from the point of view of competence-based approach. Authors proceed from idea about basic value of strengthening of a practical component in primary professional socialization of teachers.

Текст научной работы на тему «Алгоритм обобщенного способа проектирования междисциплинарного модуля для педагогического образования»

УДК 378

Верченко Ирина Александровна

кандидат психологических наук

Мишанкина Наталья Анатольевна

кандидат психологических наук Сургутский государственный педагогический университет, г. Сургут, irina_verchenko@mail.ru, mishankina.natalya@mail.ru

АЛГОРИТМ ОБОБЩЕННОГО СПОСОБА ПРОЕКТИРОВАНИЯ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОГО МОДУЛЯ ДЛЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

В статье представлен опыт по разработке психолого-педагогического модуля в процессе профессиональной подготовки бакалавра «Педагогического образования» с точки зрения компетентностного подхода. Авторы исходят из идеи о принципиальном значении усиления практической составляющей в первичной профессиональной социализации педагогов.

Ключевые слова: психолого-педагогический модуль, компетенция, профессиональные компетенции, компетен-тностный подход.

Одним из ключевых направлений реформирования системы подготовки педагогических кадров для современного образования является организация принципиально иной по содержанию и форме психолого-педагогической подготовки школьных учителей, которые должны быть готовы решать не только задачи предметного обучения, но также в совершенстве владеть технологиями интеллектуального, социального и личностного развития учащихся.

Модель выпускника - это ожидаемые и измеряемые конкретные достижения студентов и выпускников, выраженные на языке знаний, умений, навыков, способностей, компетенций, описывающие, что должен будет в состоянии делать студент/выпускник по завершении полной или части образовательной программы [1].

Третье поколение стандартов высшего профессионального образования призвано стать основой осуществления, с одной стороны, фундаментальной психолого-педагогической подготовки, для обеспечения готовности выпускника к творческому решению сложных проблем, поиску и реализации инновационных решений в профессиональной деятельности, с другой, формирования у него практи-ко-ориентированных компетенций, необходимых для эффективного решения типовых, стандартных, повседневно решаемых профессиональных задач.

Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 050100.62 «Педагогическое образование» (квалификация (степень) - бакалавр) в полной мере реализует основополагающие принципы компетентностного подхода к определению содержания, процесса обучения и форм контроля результативности учебного процесса. Представленные в стандарте перечни компетенций, которыми должен овладеть бакалавр, достаточно точно и полно отражают содержание профессиональной деятельности педагога, что позволяет обеспечить принципиально новый уровень согласования осуществляемой вузами профессио-

нальной подготовки с реальными потребностями образовательной практики.

Профессиональный цикл (Б.3) стандарта подготовки бакалавра по направлению 050100.62 «Педагогическое образование» предусматривает в базовой (профессиональной) части дисциплины «Психология» и «Педагогика», которые способствуют формированию профессиональных компетенций бакалавра. К профессиональным компетенциям, которыми должен овладеть бакалавр по направлению «Педагогическое образование» относятся следующие: общепрофессиональные компетенции (ОПК); профессиональные компетенции в области педагогической деятельности и культурно-просветительской деятельности (ПК) [3].

При разработке психолого-педагогического модуля подготовки будущих учителей, сотрудники кафедры психологии СурГПУ, опираясь на ФГОС ВПО по направлению подготовки 050100.62 «Педагогическое образование» (квалификация (степень) - бакалавр), руководствовались деятельнос-тной парадигмой образования (компетентностный подход), разработанной В.С. Лазаревым и др. [2, с. 15-24]. С точки зрения деятельностного подхода, компетенция - это функциональное состояние психики, обеспечивающая человеку способность решать задачи определенного типа на уровне предъявляемых к их решению требований. Это интегративное психическое образование, включающее в себя как знания, необходимые для решения соответствующего типа задач, так и умения ставить задачи данного типа, планировать их решение, выбирать и применять адекватные средства решения, оценивать результаты действия.

Сформировать компетенцию - значит сформировать соответствующую функциональную систему психики как целостное, интегративное образование, которое позволит решать определенные типы задач [1].

Выпускник-бакалавр по направлению подготовки «педагогическое образование» в соответствии ФГОС ВПО должен решать следующие профессиональные задачи:

© Верченко И.А., Мишанкина Н.А., 2014 Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика ♦ .№ 2

83

1. Изучение возможностей, потребностей, достижений обучающихся в области образования и проектирование на основе полученных результатов индивидуальных маршрутов их обучения, воспитания, развития; а также изучение и формирование потребностей детей и взрослых в культурно-просветительской деятельности.

2. Организация обучения и воспитания в сфере образования с использованием технологий, соот-

ветствующих возрастным особенностям обучающихся и отражающих специфику предметной области; а также организация культурного пространства.

3. Организация взаимодействия с общественными и образовательными организациями, детскими коллективами и родителями для решения задач в профессиональной деятельности; а также разработка и реализация культурно-просветительских

Таблица 1

Соотношение профессиональных задач и компетенций при разработке междисциплинарного модуля

Профессиональная задача Компетенция

1. Изучение возможностей, потребностей, достижений обучающихся в области образования и проектирование на основе полученных результатов индивидуальных маршрутов их обучения, воспитания, развития; а также изучение и формирование потребностей детей и взрослых в культурно-просветительской деятельности. - способен использовать систематизированные теоретические и практические знания гуманитарных, социальных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач (ОПК-2); - способен применять современные методы диагностирования достижений обучающихся и воспитанников, осуществлять педагогическое сопровождение процессов социализации и профессионального самоопределения обучающихся, подготовки их к сознательному выбору профессии (ПК-3); - способен профессионально взаимодействовать с участниками культурно-просветительской деятельности (ПК-9).

2. Организация обучения и воспитания в сфере образования с использованием технологий, соответствующих возрастным особенностям обучающихся и отражающих специфику предметной области; а также организация культурного пространства. - способен использовать систематизированные теоретические и практические знания гуманитарных, социальных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач (ОПК-2); - способен реализовывать учебные программы базовых и элективных курсов в различных образовательных учреждениях (ПК-1); - готов применять современные методики и технологии, в том числе и информационные, для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса на конкретной образовательной ступени конкретного образовательного учреждения (ПК-2); - способен выявлять и использовать возможности региональной культурной образовательной среды для организации культурно-просветительской деятельности (ПК-11).

3. Организация взаимодействия с общественными и образовательными организациями, детскими коллективами и родителями для решения задач в профессиональной деятельности; а также разработка и реализация культурно-просветительских программ для различных социальных групп, в том числе в целях популяризации профессиональной области знаний. - способен использовать систематизированные теоретические и практические знания гуманитарных, социальных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач (ОПК-2); - готов включаться во взаимодействие с родителями, коллегами, социальными партнерами, заинтересованными в обеспечении качества учебно-воспитательного процесса (ПК-5); - способен организовывать сотрудничество обучающихся и воспитанников (ПК-6); - способен разрабатывать и реализовывать культурно-просветительские программы для различных категорий населения, в том числе с использованием современных информационно-коммуникационных технологий (ПК- 8).

4. Использование возможностей образовательной среды для обеспечения качества образования, в том числе с применением информационных технологий. - готов применять современные методики и технологии, в том числе и информационные, для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса на конкретной образовательной ступени конкретного образовательного учреждения (ПК-2); - способен использовать возможности образовательной среды, в том числе информационной, для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса (ПК-4).

5. Осуществление дальнейшего профессионального самообразования и личностного роста, проектирование дальнейшего образовательного маршрута и профессиональной карьеры. - осознает социальную значимость своей будущей профессии, обладает мотивацией к осуществлению профессиональной деятельности (ОПК-1); - способен нести ответственность за результаты своей профессиональной деятельности (ОПК-4).

Структура компетенции (по В.С. Лазареву)

Когнитивный Ориентировочный Операциональный Опытный

компонент компонент компонент компонент

включает в себя включает в себя входят методы компонент

комплекс знании, способы выполнения компетенции,

владение постановки, действий, благодаря

которыми планирования требующихся для которому другие

необходимо для решения этого решения задач ее компоненты

решения типа задач и данного типа оказываются

соответствующего оценки соответствующего интегрированными

типа задач результатов типа задач в способ решения

решения задач

соответствующего соответствующего

типа задач типа

Рис. 1.

программ для различных социальных групп, в том числе в целях популяризации профессиональной области знаний.

4. Использование возможностей образовательной среды для обеспечения качества образования, в том числе с применением информационных технологий.

5. Осуществление дальнейшего профессионального самообразования и личностного роста, проектирование дальнейшего образовательного маршрута и профессиональной карьеры.

Опыт разработки междисциплинарного модуля показал, что следующим шагом должен стать выделение компетенций в соотношении с профессиональными задачами. Преподавателями кафедры психологии СурГПУ разработано следующее соотношение профессиональных задач и компетенций (таблица 1).

В основе компетентностного подхода заложен механизм формирования компетенций по четырем компонентам: когнитивный, ориентировочный, операциональный и опытный (рис. 1).

Психолого-педагогическая подготовка бакалавра базируется на представлении о принципиальном значении усиления практической составляющей в первичной профессиональной социализации педагогов. Практическая часть подготовки должна быть крайне существенно увеличена в объеме (скорее всего, в разы). Важнейшей ее целью является, чтобы все получаемые теоретические знания педагогического, психологического и предметно-методического характера в ходе практической части профессиональной подготовки педагога были переведены (трансформированы) на уровень соответствующих профессиональных умений.

В процессе вузовского обучения должна быть обеспечена первичная социальная профессионализация педагога - приобретение профессионального социального опыта в процессе профессионального обучения, профессиональной подготовки. Вто-

ричная профессиональная социализация - это приобретение профессионального социального опыта уже собственно в процессе профессиональной деятельности. Первичная профессиональная социализация может осуществляться не только за счет передачи определенных профессиональных знаний (эти знания тоже есть социальный опыт, только добытый ранее кем-то другим), а за счет научения и собственного опыта. Первичная психолого-педагогическая социализация создает установки и готовность к личностному профессиональному росту через психологическое и педагогическое образование.

Обеспечение необходимого качества психолого-педагогической подготовки бакалавра по направлению «Педагогическое образование» требует выполнения следующих основных условий:

- высокий качественный уровень учебно-методического и информационного обеспечения реализации ООП подготовки бакалавра;

- широкое использование современных образовательных технологий (мультимедиа, интерактивные технологии, дистанционные формы обучения, современные средства мониторинга результативности образовательного процесса и др.);

- оптимальное сочетание для каждого из уровней образования фундаментальной и практико-ори-ентированной составляющих процесса обучения (в т.ч. различных практических форм учебных занятий, различных видов практик);

- обеспечение реализации ООП научно-педагогическими кадрами соответствующего уровня квалификации, имеющими базовое образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины, систематически занимающимися научной и научно-методической деятельностью;

- необходимый уровень материально-технического и финансового обеспечения реализации ООП подготовки бакалавра;

- наличие системы контроля качества освоения ООП.

Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика ♦ .№ 2

85

Таблица 2

Функциональная карта профессиональных компетенций «Способен организовывать сотрудничество обучающихся и воспитанников» (ПК-6)

Знаниевый Ориентировочный Опер ационный Опыт

Знание характеристики учебно- педагогического сотрудничества (понятие, линии, фазы) Понимание значимости учебно-педагогического сотрудничества обучающихся и воспитанников в профессиональной деятельности Владение схемой анализа учебно-педагогического сотрудничества обучающихся и воспитанников Владение критериями оценки методов диагностики уровня взаимодействия обучающихся и воспитанников Владение методами диагностики уровня взаимодействия обучающихся и воспитанников Опыт диагностики уровня взаимодействия обучающихся и воспитанников (разработка психодиагностическо й программы)

Знание условий, приемов и способов организации учебно-педагогического сотрудничества обучающихся и воспитанников Понимание значимости организации учебно-педагогического сотрудничества обучающихся и воспитанников в учебно-воспитательном процессе Владение общей схемой анализа и критериями оценки приемов организации учебно-педагогического сотрудничества обучающихся и воспитанников в учебно-воспитательном процессе Владение приемами организации учебно-педагогического сотрудничества обучающихся и воспитанников Опыт решения проблемных учебных задач в процессе совместной учебной деятельности (в процессе изучения учебных дисциплин)

Знание способов формирования личности учащегося в процессе учебно-педагогического сотрудничества Понимание значимости сотрудничества для формирования личности школьника Владение общей схемой анализа и критериями оценки способов формирования личности учащегося в процессе учебно-педагогического сотрудничества Владение способами формирования личности школьника в процессе учебно-педагогического сотрудничества Опыт анализа отдельной личности учащегося в процессе учебно- педагогического сотрудничества (разработка психолого- педагогической программы)

Знание способов построения межличностных отношений в группах разного возраста, разного состава и разного уровня развития Понимание специфики способов построения межличностных отношений в группах разного возраста, разного состава и разного уровня развития Владение общей схемой анализа и критериями оценки способов построения межличностных отношений в группах разного возраста, разного состава и разного уровня развития Владение способами построения межличностных отношений в группах разного возраста, разного состава и разного уровня развития Опыт формирования межличностных отношений в группах разного возраста, разного состава и разного уровня развития (разработка психолого-педагогической программы, педагогическая практика)

Знание принципов организации работы и методики создания коллектива обучающихся и воспитанников Понимание важности деятельности педагога в организации коллектива обучающихся и воспитанников Владение общей схемой анализа и критериями оценки организации работы и методики создания коллектива обучающихся и воспитанников Владение методикой организации коллектива обучающихся и воспитанников Опыт создания коллективов обучающихся и воспитанников (образовательная среда вуза, научные общества, досуговые объединения, педагогическая практика)

Окончание таблицы 2

Знаниевый Ориентировочный Опер ационный Опыт

Знание сущности, структуры, этапов становления и развития детского коллектива Понимание роли детского коллектива в развитии каждого ребенка Понимание роли педагога в становлении и развитии детского коллектива Владение схемой анализа и критериями оценки структуры и этапов становления и развития детского коллектива Умение давать характеристику детскому коллективу Умение выделять этапы становления и развития детского коллектива Умение использовать методы изучения детского коллектива Опыт описания детского коллектива (практика, НИРС) Опыт развития детского коллектива (практика, НИРС)

Знание основ психологии коллектива, организации работы в команде, основных ролей членов команды Понимание важности участия в работе команды Владение общей схемой анализа и критериями оценки вклада каждого члена в развитие команды и ее деятельность Владение приемами распределения ролей в команде Опыт работы в составе команды (проектная деятельность)

Таким образом, оказываются связанными содержание формируемых компетенций и содержание учебного предмета. В качестве примера приведем разработку содержания компетенции «Способен организовывать сотрудничество обучающихся и воспитанников» (ПК-6) - таблица 2.

В результате проведенной работы по проблеме психолого-педагогической подготовки бакалавра нами был разработан алгоритм обобщенного способа проектирования междисциплинарного модуля: 1) профессиональная задача ФГОС ВПО; 2) подбор профессиональных компетенций ФГОС ВПО; 3) определение содержания когнитивного, ориентировочного, операционального и опытного компонентов (по В.С. Лазареву); 4) результат про-

фессиональной задачи; 5) дидактические единицы; 6) уровни усвоения.

Библиографический список

1. Коноплина Н.В., Лазарев В.С. Развитие педагогического вуза: методология, теория, опыт. - Екатеринбург: Гуманитарный университет, 2010. - 288 с.

2. Лазарев В. С. О деятельностном подходе к проектированию целей общего образования // Известия Российской Академии Образования. -2011. - № 2. - С. 15-24.

3. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 050100 Педагогическое образование (квалификация (степень) «бакалавр») от 22 декабря 2009 г. № 788.

Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика ♦ № 2

87

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.