УДК 378
Верченко Ирина Александровна
кандидат психологических наук
Мишанкина Наталья Анатольевна
кандидат психологических наук Сургутский государственный педагогический университет, г. Сургут, [email protected], [email protected]
АЛГОРИТМ ОБОБЩЕННОГО СПОСОБА ПРОЕКТИРОВАНИЯ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОГО МОДУЛЯ ДЛЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
В статье представлен опыт по разработке психолого-педагогического модуля в процессе профессиональной подготовки бакалавра «Педагогического образования» с точки зрения компетентностного подхода. Авторы исходят из идеи о принципиальном значении усиления практической составляющей в первичной профессиональной социализации педагогов.
Ключевые слова: психолого-педагогический модуль, компетенция, профессиональные компетенции, компетен-тностный подход.
Одним из ключевых направлений реформирования системы подготовки педагогических кадров для современного образования является организация принципиально иной по содержанию и форме психолого-педагогической подготовки школьных учителей, которые должны быть готовы решать не только задачи предметного обучения, но также в совершенстве владеть технологиями интеллектуального, социального и личностного развития учащихся.
Модель выпускника - это ожидаемые и измеряемые конкретные достижения студентов и выпускников, выраженные на языке знаний, умений, навыков, способностей, компетенций, описывающие, что должен будет в состоянии делать студент/выпускник по завершении полной или части образовательной программы [1].
Третье поколение стандартов высшего профессионального образования призвано стать основой осуществления, с одной стороны, фундаментальной психолого-педагогической подготовки, для обеспечения готовности выпускника к творческому решению сложных проблем, поиску и реализации инновационных решений в профессиональной деятельности, с другой, формирования у него практи-ко-ориентированных компетенций, необходимых для эффективного решения типовых, стандартных, повседневно решаемых профессиональных задач.
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 050100.62 «Педагогическое образование» (квалификация (степень) - бакалавр) в полной мере реализует основополагающие принципы компетентностного подхода к определению содержания, процесса обучения и форм контроля результативности учебного процесса. Представленные в стандарте перечни компетенций, которыми должен овладеть бакалавр, достаточно точно и полно отражают содержание профессиональной деятельности педагога, что позволяет обеспечить принципиально новый уровень согласования осуществляемой вузами профессио-
нальной подготовки с реальными потребностями образовательной практики.
Профессиональный цикл (Б.3) стандарта подготовки бакалавра по направлению 050100.62 «Педагогическое образование» предусматривает в базовой (профессиональной) части дисциплины «Психология» и «Педагогика», которые способствуют формированию профессиональных компетенций бакалавра. К профессиональным компетенциям, которыми должен овладеть бакалавр по направлению «Педагогическое образование» относятся следующие: общепрофессиональные компетенции (ОПК); профессиональные компетенции в области педагогической деятельности и культурно-просветительской деятельности (ПК) [3].
При разработке психолого-педагогического модуля подготовки будущих учителей, сотрудники кафедры психологии СурГПУ, опираясь на ФГОС ВПО по направлению подготовки 050100.62 «Педагогическое образование» (квалификация (степень) - бакалавр), руководствовались деятельнос-тной парадигмой образования (компетентностный подход), разработанной В.С. Лазаревым и др. [2, с. 15-24]. С точки зрения деятельностного подхода, компетенция - это функциональное состояние психики, обеспечивающая человеку способность решать задачи определенного типа на уровне предъявляемых к их решению требований. Это интегративное психическое образование, включающее в себя как знания, необходимые для решения соответствующего типа задач, так и умения ставить задачи данного типа, планировать их решение, выбирать и применять адекватные средства решения, оценивать результаты действия.
Сформировать компетенцию - значит сформировать соответствующую функциональную систему психики как целостное, интегративное образование, которое позволит решать определенные типы задач [1].
Выпускник-бакалавр по направлению подготовки «педагогическое образование» в соответствии ФГОС ВПО должен решать следующие профессиональные задачи:
© Верченко И.А., Мишанкина Н.А., 2014 Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика ♦ .№ 2
83
1. Изучение возможностей, потребностей, достижений обучающихся в области образования и проектирование на основе полученных результатов индивидуальных маршрутов их обучения, воспитания, развития; а также изучение и формирование потребностей детей и взрослых в культурно-просветительской деятельности.
2. Организация обучения и воспитания в сфере образования с использованием технологий, соот-
ветствующих возрастным особенностям обучающихся и отражающих специфику предметной области; а также организация культурного пространства.
3. Организация взаимодействия с общественными и образовательными организациями, детскими коллективами и родителями для решения задач в профессиональной деятельности; а также разработка и реализация культурно-просветительских
Таблица 1
Соотношение профессиональных задач и компетенций при разработке междисциплинарного модуля
Профессиональная задача Компетенция
1. Изучение возможностей, потребностей, достижений обучающихся в области образования и проектирование на основе полученных результатов индивидуальных маршрутов их обучения, воспитания, развития; а также изучение и формирование потребностей детей и взрослых в культурно-просветительской деятельности. - способен использовать систематизированные теоретические и практические знания гуманитарных, социальных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач (ОПК-2); - способен применять современные методы диагностирования достижений обучающихся и воспитанников, осуществлять педагогическое сопровождение процессов социализации и профессионального самоопределения обучающихся, подготовки их к сознательному выбору профессии (ПК-3); - способен профессионально взаимодействовать с участниками культурно-просветительской деятельности (ПК-9).
2. Организация обучения и воспитания в сфере образования с использованием технологий, соответствующих возрастным особенностям обучающихся и отражающих специфику предметной области; а также организация культурного пространства. - способен использовать систематизированные теоретические и практические знания гуманитарных, социальных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач (ОПК-2); - способен реализовывать учебные программы базовых и элективных курсов в различных образовательных учреждениях (ПК-1); - готов применять современные методики и технологии, в том числе и информационные, для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса на конкретной образовательной ступени конкретного образовательного учреждения (ПК-2); - способен выявлять и использовать возможности региональной культурной образовательной среды для организации культурно-просветительской деятельности (ПК-11).
3. Организация взаимодействия с общественными и образовательными организациями, детскими коллективами и родителями для решения задач в профессиональной деятельности; а также разработка и реализация культурно-просветительских программ для различных социальных групп, в том числе в целях популяризации профессиональной области знаний. - способен использовать систематизированные теоретические и практические знания гуманитарных, социальных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач (ОПК-2); - готов включаться во взаимодействие с родителями, коллегами, социальными партнерами, заинтересованными в обеспечении качества учебно-воспитательного процесса (ПК-5); - способен организовывать сотрудничество обучающихся и воспитанников (ПК-6); - способен разрабатывать и реализовывать культурно-просветительские программы для различных категорий населения, в том числе с использованием современных информационно-коммуникационных технологий (ПК- 8).
4. Использование возможностей образовательной среды для обеспечения качества образования, в том числе с применением информационных технологий. - готов применять современные методики и технологии, в том числе и информационные, для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса на конкретной образовательной ступени конкретного образовательного учреждения (ПК-2); - способен использовать возможности образовательной среды, в том числе информационной, для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса (ПК-4).
5. Осуществление дальнейшего профессионального самообразования и личностного роста, проектирование дальнейшего образовательного маршрута и профессиональной карьеры. - осознает социальную значимость своей будущей профессии, обладает мотивацией к осуществлению профессиональной деятельности (ОПК-1); - способен нести ответственность за результаты своей профессиональной деятельности (ОПК-4).
Структура компетенции (по В.С. Лазареву)
Когнитивный Ориентировочный Операциональный Опытный
компонент компонент компонент компонент
включает в себя включает в себя входят методы компонент
комплекс знании, способы выполнения компетенции,
владение постановки, действий, благодаря
которыми планирования требующихся для которому другие
необходимо для решения этого решения задач ее компоненты
решения типа задач и данного типа оказываются
соответствующего оценки соответствующего интегрированными
типа задач результатов типа задач в способ решения
решения задач
соответствующего соответствующего
типа задач типа
Рис. 1.
программ для различных социальных групп, в том числе в целях популяризации профессиональной области знаний.
4. Использование возможностей образовательной среды для обеспечения качества образования, в том числе с применением информационных технологий.
5. Осуществление дальнейшего профессионального самообразования и личностного роста, проектирование дальнейшего образовательного маршрута и профессиональной карьеры.
Опыт разработки междисциплинарного модуля показал, что следующим шагом должен стать выделение компетенций в соотношении с профессиональными задачами. Преподавателями кафедры психологии СурГПУ разработано следующее соотношение профессиональных задач и компетенций (таблица 1).
В основе компетентностного подхода заложен механизм формирования компетенций по четырем компонентам: когнитивный, ориентировочный, операциональный и опытный (рис. 1).
Психолого-педагогическая подготовка бакалавра базируется на представлении о принципиальном значении усиления практической составляющей в первичной профессиональной социализации педагогов. Практическая часть подготовки должна быть крайне существенно увеличена в объеме (скорее всего, в разы). Важнейшей ее целью является, чтобы все получаемые теоретические знания педагогического, психологического и предметно-методического характера в ходе практической части профессиональной подготовки педагога были переведены (трансформированы) на уровень соответствующих профессиональных умений.
В процессе вузовского обучения должна быть обеспечена первичная социальная профессионализация педагога - приобретение профессионального социального опыта в процессе профессионального обучения, профессиональной подготовки. Вто-
ричная профессиональная социализация - это приобретение профессионального социального опыта уже собственно в процессе профессиональной деятельности. Первичная профессиональная социализация может осуществляться не только за счет передачи определенных профессиональных знаний (эти знания тоже есть социальный опыт, только добытый ранее кем-то другим), а за счет научения и собственного опыта. Первичная психолого-педагогическая социализация создает установки и готовность к личностному профессиональному росту через психологическое и педагогическое образование.
Обеспечение необходимого качества психолого-педагогической подготовки бакалавра по направлению «Педагогическое образование» требует выполнения следующих основных условий:
- высокий качественный уровень учебно-методического и информационного обеспечения реализации ООП подготовки бакалавра;
- широкое использование современных образовательных технологий (мультимедиа, интерактивные технологии, дистанционные формы обучения, современные средства мониторинга результативности образовательного процесса и др.);
- оптимальное сочетание для каждого из уровней образования фундаментальной и практико-ори-ентированной составляющих процесса обучения (в т.ч. различных практических форм учебных занятий, различных видов практик);
- обеспечение реализации ООП научно-педагогическими кадрами соответствующего уровня квалификации, имеющими базовое образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины, систематически занимающимися научной и научно-методической деятельностью;
- необходимый уровень материально-технического и финансового обеспечения реализации ООП подготовки бакалавра;
- наличие системы контроля качества освоения ООП.
Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика ♦ .№ 2
85
Таблица 2
Функциональная карта профессиональных компетенций «Способен организовывать сотрудничество обучающихся и воспитанников» (ПК-6)
Знаниевый Ориентировочный Опер ационный Опыт
Знание характеристики учебно- педагогического сотрудничества (понятие, линии, фазы) Понимание значимости учебно-педагогического сотрудничества обучающихся и воспитанников в профессиональной деятельности Владение схемой анализа учебно-педагогического сотрудничества обучающихся и воспитанников Владение критериями оценки методов диагностики уровня взаимодействия обучающихся и воспитанников Владение методами диагностики уровня взаимодействия обучающихся и воспитанников Опыт диагностики уровня взаимодействия обучающихся и воспитанников (разработка психодиагностическо й программы)
Знание условий, приемов и способов организации учебно-педагогического сотрудничества обучающихся и воспитанников Понимание значимости организации учебно-педагогического сотрудничества обучающихся и воспитанников в учебно-воспитательном процессе Владение общей схемой анализа и критериями оценки приемов организации учебно-педагогического сотрудничества обучающихся и воспитанников в учебно-воспитательном процессе Владение приемами организации учебно-педагогического сотрудничества обучающихся и воспитанников Опыт решения проблемных учебных задач в процессе совместной учебной деятельности (в процессе изучения учебных дисциплин)
Знание способов формирования личности учащегося в процессе учебно-педагогического сотрудничества Понимание значимости сотрудничества для формирования личности школьника Владение общей схемой анализа и критериями оценки способов формирования личности учащегося в процессе учебно-педагогического сотрудничества Владение способами формирования личности школьника в процессе учебно-педагогического сотрудничества Опыт анализа отдельной личности учащегося в процессе учебно- педагогического сотрудничества (разработка психолого- педагогической программы)
Знание способов построения межличностных отношений в группах разного возраста, разного состава и разного уровня развития Понимание специфики способов построения межличностных отношений в группах разного возраста, разного состава и разного уровня развития Владение общей схемой анализа и критериями оценки способов построения межличностных отношений в группах разного возраста, разного состава и разного уровня развития Владение способами построения межличностных отношений в группах разного возраста, разного состава и разного уровня развития Опыт формирования межличностных отношений в группах разного возраста, разного состава и разного уровня развития (разработка психолого-педагогической программы, педагогическая практика)
Знание принципов организации работы и методики создания коллектива обучающихся и воспитанников Понимание важности деятельности педагога в организации коллектива обучающихся и воспитанников Владение общей схемой анализа и критериями оценки организации работы и методики создания коллектива обучающихся и воспитанников Владение методикой организации коллектива обучающихся и воспитанников Опыт создания коллективов обучающихся и воспитанников (образовательная среда вуза, научные общества, досуговые объединения, педагогическая практика)
Окончание таблицы 2
Знаниевый Ориентировочный Опер ационный Опыт
Знание сущности, структуры, этапов становления и развития детского коллектива Понимание роли детского коллектива в развитии каждого ребенка Понимание роли педагога в становлении и развитии детского коллектива Владение схемой анализа и критериями оценки структуры и этапов становления и развития детского коллектива Умение давать характеристику детскому коллективу Умение выделять этапы становления и развития детского коллектива Умение использовать методы изучения детского коллектива Опыт описания детского коллектива (практика, НИРС) Опыт развития детского коллектива (практика, НИРС)
Знание основ психологии коллектива, организации работы в команде, основных ролей членов команды Понимание важности участия в работе команды Владение общей схемой анализа и критериями оценки вклада каждого члена в развитие команды и ее деятельность Владение приемами распределения ролей в команде Опыт работы в составе команды (проектная деятельность)
Таким образом, оказываются связанными содержание формируемых компетенций и содержание учебного предмета. В качестве примера приведем разработку содержания компетенции «Способен организовывать сотрудничество обучающихся и воспитанников» (ПК-6) - таблица 2.
В результате проведенной работы по проблеме психолого-педагогической подготовки бакалавра нами был разработан алгоритм обобщенного способа проектирования междисциплинарного модуля: 1) профессиональная задача ФГОС ВПО; 2) подбор профессиональных компетенций ФГОС ВПО; 3) определение содержания когнитивного, ориентировочного, операционального и опытного компонентов (по В.С. Лазареву); 4) результат про-
фессиональной задачи; 5) дидактические единицы; 6) уровни усвоения.
Библиографический список
1. Коноплина Н.В., Лазарев В.С. Развитие педагогического вуза: методология, теория, опыт. - Екатеринбург: Гуманитарный университет, 2010. - 288 с.
2. Лазарев В. С. О деятельностном подходе к проектированию целей общего образования // Известия Российской Академии Образования. -2011. - № 2. - С. 15-24.
3. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 050100 Педагогическое образование (квалификация (степень) «бакалавр») от 22 декабря 2009 г. № 788.
Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика ♦ № 2
87