Научная статья на тему 'Опыт организации и проведения профессиональных практик в Новосибирском государственном педагогическом университете'

Опыт организации и проведения профессиональных практик в Новосибирском государственном педагогическом университете Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
202
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПРАКТИКА / СТО НГПУ / СТРУКТУРА ПРОГРАММЫ / ВИДЫ ПРАКТИК

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Малащенко Юрий Михайлович

В статье представлен опыт организации и проведения профессиональных практик в Новосибирском государственном педагогическом университете. Практики организуются с учетом требования ФГОС ВПО. Анализируется значение практической подготовки студентов. Представлена структура СТО НГПУ 7.5-05/03-2012 «Организация и проведение профессиональных практик». Обозначены требования к организации профессиональных практик. Описан порядок проведения профессиональных практик. Указана оплата труда за руководство профессиональной практикой. Оплата труда студентов и выплата суточных. Ответственность и полномочия участников процесса. Предлагается модель видов практик и времени их проведения для направления «Педагогическое образование».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Малащенко Юрий Михайлович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Опыт организации и проведения профессиональных практик в Новосибирском государственном педагогическом университете»

_ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ..._

УДК 378+371

Малащенко Юрий Михайлович

Кандидат педагогических наук, доцент, начальник отдела профессиональных практик учебно-методического управления Новосибирского государственного педагогического университета, mala70@rambler.ru, Новосибирск.

ОПЫТ ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИя ПРОФЕССИОНАЛьНЫх ПРАКТИК В НОВОСИБИРСКОМ ГОСУДАРСТВЕННОМ ПЕДАГОГИЧЕСКОМ УНИВЕРСИТЕТЕ

Аннотация. В статье представлен опыт организации и проведения профессиональных практик в Новосибирском государственном педагогическом университете. Практики организуются с учетом требования ФГОС ВПО. Анализируется значение практической подготовки студентов. Представлена структура СТО НГПУ 7.5-05/03-2012 «Организация и проведение профессиональных практик». Обозначены требования к организации профессиональных практик. Описан порядок проведения профессиональных практик. Указана оплата труда за руководство профессиональной практикой. Оплата труда студентов и выплата суточных. Ответственность и полномочия участников процесса. Предлагается модель видов практик и времени их проведения для направления «Педагогическое образование».

Ключевые слова: профессиональная практика, СТО НГПУ, структура программы, виды практик.

Malashchenko Yury Mikhaylovich

Candidate ofpedagogical sciences, associate professor, head of the department ofprofessional practice of educational and methodical management at the Novosibirsk state pedagogical university, mala70@rambler.ru, Novosibirsk.

experience of the organization and carrying out

PROFESSIONAL PRACTICE AT THE NOVOSIBIRSK STATE PEDAGOGICAL

UNiVERSiTY

Abstract. The article presents the experience of the organization and carrying out professional practice at the Novosibirsk State Pedagogical University. Practices are organized with the FGOS VPO requirements. The practical training of students and the structure of the SRT NGPU 7.5-05/03-2012. are presented. The organization and carrying out professional practice is shown. Requirements to the organization professional practice are designated. The order of carrying out professional the practice is described. Compensation for the management of professional practice as well as compensation of students and payment of daily allowance are specified. Responsibility and powers of participants of process and the model of types of practice . and time to carry out according to «Pedagogical direction» is proposed.

Keywords: professional practical training, program structure, types of practical training.

Согласно Национальной доктрине образования РФ, государство признает ведущую роль педагога в достижении целей образования и должно обеспечить привлечение в систему образования талантливых специалистов, способных на высоком уровне осуществлять учебный процесс, вести научные исследования, готовить специалистов высокой квалификации.

Проблемы формирования личности будущего педагога на практике описываются

в трудах В. В. Буткевич, Л. А. Трепоуховой, Л. А. Щелкуновой. Большое внимание профессиональной подготовке в условиях педагогической практики в своих работах уделяют В. Н. Иванченко, Т. Б. Игонина, Г. Н. Меженцева.

В ряде исследований (А. В. Бездухов, Т. В. Борисова, Е. В. Фролова) представлены педагогические условия эффективного функционирования системы профессиональной подготовки будущих учителей.

М. В. Жукова, Е. Л. Пупышева, А. В. Хуторской предлагают рассматривать педагогические условия развития или формирования компетенций как условия, позволяющие формировать качества и свойства личности.

Практическая подготовка студентов, когда они становятся субъектами будущей профессиональной деятельности, играет важную роль в формировании их профессионально значимых качеств. В процессе педагогической практики у будущих учителей появляются дополнительные возможности для личностного роста, реализации их интеллектуального и творческого потенциала не в рамках искусственно созданной учебной ситуации, а в естественной обстановке реального педагогического процесса.

В процессе педагогической практики применяются и осмысливаются теоретические знания, интенсифицируется развитие педагогического мышления, творческих способностей студентов (образовательная функция педагогической практики). В то же время педагогическая практика - этап личностного формирования будущего учителя, развития его общей и профессиональной культуры. Создаются возможности для самоактуализации студента, разностороннего проявления его индивидуальности. Личностная самореализация выступает условием динамичного и постоянного совершенствования деятельности будущего учителя (развивающая функция). Одновременно в ходе педагогической практики осуществляется проверка степени профессиональной подготовленности и пригодности студентов к педагогической деятельности (диагностическая функция).

В ФГБОУ ВПО «Новосибирский государственный педагогический университет» профессиональные практики, в том числе педагогические, строятся на основе СТО НГПУ 7.5-05/03-2012 «Организация и проведение профессиональных практик». Он включает следующие разделы: общие положения; требования к организации профессиональных практик; порядок проведения профессиональных практик; оплата труда за руководство профессиональной практикой; оплата труда студентов и выплата суточных; ответственность и полномочия участников процесса; приложения [3].

Общие положения. Здесь указаны роль и

место профессиональных практик в системе подготовки специалистов, бакалавров и магистров, а также приводятся нормативные документы, регламентирующие деятельность вуза по организации и проведению практик.

Требования к организации профессиональных практик состоят из двух частей: 1) общие требования к организации профессиональных практик; 2) требования к обеспечению профессиональных практик.

В первой части приведена классификация профессиональных практик: учебная и производственная. Учебная, в свою очередь, подразделяется на ознакомительную, полевую, часть учебных дисциплин, учебно-исследовательскую, научно-исследовательскую. Она может проводиться в структурных подразделениях НГПУ, а также в учреждениях или организациях. В тех случаях, когда учебная практика является продолжением (частью) изучения дисциплин, она проводится преподавателями соответствующих кафедр.

Производственная практика подразделяется на педагогическую, преддипломную, научно-педагогическую. Практика проводится на предприятиях, в учреждениях и организациях, род деятельности которых совпадает с возможными видами деятельности специалиста.

Во второй части требований описаны критерии выбора баз практик и сопроводительные учебно-методические материалы. Практики, предусмотренные ГОС, ФГОС ВПО, осуществляются на основе договоров о проведении практики студентов между ФГБОУ ВПО «НГПУ» и организацией. Обязательным приложением к договору является календарный план, в котором указываются руководители практики от организации, количество мест, Ф.И.О. студентов, а также группа и факультет, сроки проведения практики.

Договоры о проведении профессиональных практик регистрируются в отделе профессиональных практик (ОПП) учебно-методического управления НГПУ. На сегодняшний день НГПУ заключил более 1500 договоров с организациями.

Учебно-методические материалы по каждой из практик включают: программу практики и методические указания к ней, форму отчета студента о прохождении практики

(рабочая тетрадь, дневник и т.д.).

Порядок проведения профессиональных практик. В соответствии с годовым учебным планом НГПУ руководитель практики от учебного подразделения за 10 дней до начала практики представляет в ОПП докладную о распределении студентов. На основе докладных руководителей практик издаются приказы по университету, в которых указываются сроки, место проведения практик, списки студентов, руководители практик от университета. Перед началом практики проводится установочная конференция, на которой учащимся сообщается цель, задачи, содержание, формы организации и отчетности, порядок прохождения практики. По завершении практики в учебном подразделении необходимо провести мероприятия, посвященные анализу итогов практики. Отчеты студентов хранятся на кафедре весь срок обучения в вузе. Факультетские руководители представляют отчет по установленной форме в ОПП в течение месяца после окончания практики.

Оплата труда за руководство профессиональной практикой. Оплата труда ППС университета за руководство учебными и производственными практиками исходя из объема времени, отводимого на практику, и независимо от того, проходят студенты практику на одном или нескольких объектах. При этом продолжительность рабочего дня руководителя практики не должна превышать 6 часов в день.

Оплата труда руководителей практики от организаций (баз практики) производится на условиях приложений к договорам о проведении практики (календарного плана), в соответствии с утвержденными в ФГБОУ ВПО «НГПУ» расценками (на сегодняшний день 1 час - 76 руб.80 коп. с учетом районного коэффициента). Основанием для начисления оплаты является гражданско-правовой договор бюджетного учреждения на методическое руководство профессиональной практикой, который составлен в соответствии с п. 22 ч. 2 ст. 55 ФЗ № 94 как с единственным поставщиком услуг и регистрируется на сайте http://zakupki.gov.ru/.

Оплата труда работникам учреждений за методическое руководство производственной (педагогической практикой, исключая летнюю) осуществляется из расчета 3 часа

на одного студента в неделю, из них рекомендуется: учителю по специальности (воспитателю, педагогу) - 2 часа, классному руководителю - 30 минут, директору учреждения (либо его заместителю) - 30 минут; факультетский руководитель может перераспределить эти 3 часа по фактически затраченному времени руководителями практики от учреждения.

Оплата труда работникам учреждений за методическое руководство педагогическими мастерскими осуществляется из расчета 6 часов на одного студента в неделю.

Оплата руководителям производственной практики (за исключением педагогической) от учреждения осуществляется из расчета 2 часа на одного студента в неделю.

Оплата руководителям учебной практики (исключая полевые, пленэр, учебные по дисциплинам, инструктивный лагерь, адаптивный лагерь, археологическую практику) от учреждения осуществляется из расчета 30 минут на одного студента в неделю.

Оплата труда студентов и выплата суточных. В период прохождения практики за студентами, независимо от получения ими заработной платы по месту прохождения практики, сохраняется право на получение стипендии.

Оплата труда студентов, заключивших индивидуальный трудовой договор в период практики, осуществляется в порядке, предусмотренном действующим законодательством для организаций соответствующей отрасли. На студентов, принятых в организациях на должности, распространяется действие ТК РФ, они подлежат государственному социальному страхованию наравне со всеми работниками организации.

В период прохождения всех видов практики, связанной с выездом из места расположения НГПУ (за административные границы г. Новосибирска), студентам выплачиваются суточные в размере 50% от нормы суточных, установленных действующим законодательством для возмещения дополнительных расходов, связанных с командировками работников предприятий, учреждений и организаций, за каждый день, включая нахождение в пути к месту практики и обратно. Студентам, обучающимся на очной форме (бюджет), проезд железнодорожным или водным видом транспорта к месту практики и

обратно оплачивается за счет средств НГПУ в полном размере на основании предъявленных документов.

Оплата суточных преподавателям за проезд к месту прохождения практики вне места нахождения НГПУ и обратно, а также возмещение расходов по найму жилого помещения производится университетом в соответствии с действующим законодательством РФ об оплате служебных командировок.

Ответственность и полномочия участников процесса. Под участниками процесса понимаются все физические и юридические лица в нем занятые: ФГБОУ ВПО «НГПУ»; организация являющееся базой практики; высшее руководство университета, руководители учебных подразделений (деканы факультетов/директора институтов); руководители практики: от университета, от организации, от учебного подразделения; ППС кафедры, выполняющий непосредственное руководство практикой; студенты.

НГПУ обеспечивает: учебно-методическое руководство практикой, в том числе по вопросам охраны труда, техники безопасности и личной безопасности; организацию медицинского осмотра студентов, направленных на практику; контроль за организацией, проведением и соблюдением сроков практики студентов.

Организация обеспечивает: наиболее эффективное в организационном и научно-методическом плане проведение практики студентов НГПУ в соответствии с программами практики; соблюдение согласованных с НГПУ календарных графиков прохождения практики; получение студентами знаний по направлению подготовки в области передового опыта, технологий обучения и воспитания, организации планирования и управления учебно-воспитательным процессом; возможность использования студентами литературы, учебно-методических комплексов и документации организации.

Студенты НГПУ при прохождении практики в организациях обязаны: полностью выполнять задания, предусмотренные программой практики; соблюдать действующие в учреждениях и организациях правила внутреннего трудового распорядка; изучать и строго соблюдать нормы охраны труда и правила пожарной безопасности [1].

ФГОС ВПО по направлению подготовки

050100 Педагогическое образование предусматривает раздел основной образовательной программы (ООП) бакалавриата «Учебная и производственные практики», который является обязательным и представляет собой вид учебных занятий, непосредственно ориентированный на профессионально-практическую подготовку обучающихся. Конкретные виды практик определяются ООП вуза. Цели и задачи, программы и формы отчетности определяются вузом по каждому виду практики. Практики проводятся в сторонних организациях или на кафедрах и в лабораториях вуза (учебная практика), обладающих необходимым кадровым и научно-технических потенциалом.

Педагогическая (производственная) практика, включая летнюю практику, предполагает отчет студента об итогах практики и отзыв работодателя. Учебная практика предполагает отчет студента об итогах практики и отзыв руководителя практики. По результатам аттестации выставляется дифференцированная оценка.

Требования ФГОС по направлению 050400 Психолого-педагогическое образование отличается от предыдущего тем, что: в рамках учебной или производственной практики необходимо предусмотреть летнюю психолого-педагогическую практику в детских оздоровительных лагерях; аттестация по итогам практики не оценивается без оценки тех компетенций, которые должны быть освоены в ходе практики; при наличии программы научно-исследовательской деятельности в разделе профессиональной практики предоставить возможность: доступа к современным электронным базам данных, содержащим современную, в том числе зарубежную исследовательскую и иную профессиональную литературу по профилю подготовки; участвовать в проведении научных исследований совместно с научными сотрудниками и преподавателями вузов, финансируемых за счет внешних источников (грантов) [4].

В рамках высшего педагогического образования важен единый подход к организации различных видов профессиональных практик, и прежде всего педагогической. В связи с этим, структура программы профессиональной практики в рамках ФГОС обсуждалась на Совете по психолого-педа-

гогическому образованию и рекомендована учебно-методическим управлением ФГБОУ ВПО «НГПУ». Программа практики должна содержать следующие элементы: титульный лист, пояснительная записка, структура и содержание, учебно-методическое обеспечение практики.

Базовый учебный план по направлению Педагогическое образование в ФГБОУ ВПО «НГПУ» предусматривает 18 недель профессиональной практики и 27 зачетных единицы. На наш взгляд это количество необходимо распределить по видам практик следующим образом:

1. Учебная (3 и 1/3 недели, 4 семестр, 180 часов, 5 зачетных единиц); проводится по профилю в конце второго курса преподавателями профилирующей кафедры. В результате прохождения профессиональной практики обучающийся должен приобрести следующие практические умения, общекультурные и профессиональные компетенции:

а) общекультурные (ОК): умеет логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь (ОК-6); способен работать с информацией в глобальных компьютерных сетях (ОК-9);

б) профессиональные (ПК): общепрофессиональные (ОПК): владеет основами речевой профессиональной культуры (ОПК-3); способен к подготовке и редактированию текстов профессионального и социально значимого содержания (ОПК-6).

2. Психолого-педагогическая (3 и 1/3 недели, 6 семестр, 180 часов, 5 зачетных единиц) или воспитательная проводится на третьем курсе преподавателями кафедр педагогики и психологии. В результате прохождения профессиональной практики обучающийся должен приобрести следующие практические умения, общекультурные и профессиональные компетенции:

а) общекультурные (ОК): умеет использовать нормативные правовые документы в своей деятельности (ОК-13);

б) профессиональные (ПК): в области педагогической деятельности: готов применять современные методики и технологии, в том числе и информационные, для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса на конкретной образовательной ступени конкретного образовательного уч-

реждения (ПК-2); способен применять современные методы диагностирования достижений обучающихся и воспитанников (ПК-3); способен использовать возможности образовательной среды, в том числе информационной, для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса (ПК-4); готов включаться во взаимодействие с родителями, коллегами, социальными партнерами, заинтересованными в обеспечении качества учебно-воспитательного процесса (ПК-5); способен организовывать сотрудничество обучающихся и воспитанников (ПК-6); в области культурно-просветительской деятельности: способен к использованию отечественного и зарубежного опыта организации культурно-просветительской деятельности (ПК-10).

3. Педагогическая (летняя) (3 и 1/3 недели, 6 семестр, 180 часов, 5 зачетных единиц); педагогическая (летняя) проводится в детских оздоровительных лагерях в конце третьего курса преподавателями кафедр педагогики и психологии. В результате прохождения профессиональной практики обучающийся должен приобрести следующие практические умения, общекультурные и профессиональные компетенции:

а) общекультурные (ОК): готов к взаимодействию с коллегами, к работе в коллективе (ОК-7);

б) профессиональные (ПК): общепрофессиональные (ОПК): способен нести ответственность за результаты своей профессиональной деятельности (ОПК-4); в области педагогической деятельности: готов к обеспечению охраны жизни и здоровья обучающихся в учебно-воспитательном процессе и внеурочной деятельности (ПК-7); в области культурно-просветительской деятельности: способен разрабатывать и реализовы-вать культурно-просветительские программы для различных категорий населения, в том числе с использованием современных информационно- коммуникационных технология (ПК-8); способен профессионально взаимодействовать с участниками культурно-просветительской деятельности (ПК-9); способен выявлять и использовать возможности региональной культурной образовательной среды для организации культурно-просветительской деятельности (ПК-11).

4. Педагогическая (4 недели, 8 семестр,

216 часов, 6 зачетных единиц) или методическая проводится на 4 курсе преподавателями профилирующих кафедр. В результате прохождения профессиональной практики обучающийся должен приобрести следующие практические умения, общекультурные и профессиональные компетенции:

а) общекультурные (ОК): владеет основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, имеет навыки работы с компьютером как средством управления информацией (ОК-8); способен использовать навыки публичной речи, ведения дискуссии и полемики (ОК-16);

б) профессиональные (ПК): общепрофессиональные (ОПК): осознает социальную значимость своей будущей профессии, обладает мотивацией к выполнению профессиональной деятельности (ОПК- 1); способен использовать систематизированные теоретические и практические знания гуманитарных, социальных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач (ОПК-2); в области педагогической деятельности: способен реализовывать учебные программы базовых и элективных курсов в различных образовательных учреждениях (ПК-1);

6. Преддипломная (4 недели, 8 семестр, 216 часов, 6 зачетных единиц), проводится в конце 4 курса преподавателями профилирующих (возможно комплексных, с обязательных психолого-педагогическим разделом) кафедр. В результате прохождения профессиональной практики обучающийся должен приобрести следующие общекультурные компетенции:

а) общекультурные (ОК): владеет культурой мышления, способен к обобщению, ана-

лизу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения (ОК-1); способен понимать значение культуры как формы человеческого существования и руководствоваться в своей деятельности современными принципами толерантности, диалога и сотрудничества (ОК -3); способен использовать знания о современной естественнонаучной картине мира в образовательной и профессиональной деятельности, применять методы математической обработки информации, теоретического и экспериментального исследования (ОК-4) [2].

Библиографический список

1. Малащенко Ю. М. Организация и проведение педагогических практик (Из опыта работы) // Вестник педагогических инноваций: научно-практический журнал. - Новосибирск: Изд. ГОУ ВПО «НГПУ». - № 3 (23). - 2010. - С. 150-158.

2. Малащенко Ю. М. Организация и проведение профессиональных практик с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов // Вестник Костромского государственного университета им. Н. А. Некрасова. - Кострома: Изд. КГУ им. Н. А. Некрасова. - Т. 18. - № 1. - Ч. 2. - 2012. - С. 124-129.

3. СТО НГПУ 7.5-05/03-2012 Организация и проведение профессиональных практик. [Электронный ресурс]. URL: http://smk.nspu.ru/ file.php/1/rakovoditelu/STO/praktika/sto_7.5-0502-2009.pdf (дата обращения: 27.04.2012).

4. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 050100

5. Педагогическое образование (квалификация (степень) «бакалавр») (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 22 декабря 2009 г. N 788) (с изменениями от 31 мая 2011 г.). [Электронный ресурс]. URL: http://www.agpu.net/umu/ UMO/wneshnie_dokumenti/fgos_bakalawriat/PED_ OBR_5_LET.pdf (дата обращения: 27.06.2012).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.