Научная статья на тему 'Организация и проведение профессиональных практик с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов'

Организация и проведение профессиональных практик с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
201
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПРАКТИКА / МОДЕЛЬ НЕПРЕРЫВНОЙ ПРАКТИКИ / PROFESSIONAL PRACTICE / LIFE-LONG PRACTICE MODEL

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Малащенко Юрий Михайлович

В статье представлены программа профессиональной практики, унифицированная система принципов и функциональных задач практической подготовки студентов, предложены две модели организации, описано ее содержание, руководство и итоги.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Малащенко Юрий Михайлович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Professional practices organization and arrangement taking into account federal state educative programs

Professional practice program, unified students professional training principles and functional tasks system are presented; two organization models are proposed, organization content, management and conclusions are described in the article.

Текст научной работы на тему «Организация и проведение профессиональных практик с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов»

УДК 378

Малащенко Юрий Михайлович

Новосибирский государственный педагогический университет

[email protected]

ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ПРАКТИК С УЧЕТОМ ТРЕБОВАНИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ

В статье представлены программа профессиональной практики, унифицированная система принципов и функциональных задач практической подготовки студентов, предложены две модели организации, описано ее содержание, руководство и итоги.

Ключевые слова: профессиональная практика, модель непрерывной практики.

В свете присоединения России к Болонской конвенции, интеграции нашей страны в мировое образовательное пространство, учитывая темпы развития новых информационных технологий, педагогам предстоит работать в новых условиях, где на первый план будут выходить не знания, полученные в университете несколько лет назад и потерявшие свою актуальность, а умения и навыки добывать новые знания, готовность к постоянному самосовершенствованию и профессиональному росту. Эти процессы не представляются возможными, если у педагога не сформированы соответствующие профессионально значимые качества, под которыми мы понимаем множество устоявшихся личностных и профессиональных свойств педагога, необходимых для успешного осуществления педагогической деятельности и проявляющихся в ней.

Первичной в истории развития науки была практика, чем богаче и сложнее накопленный опыт, тем большего мастерства требуется для его передачи, чем выше уровень развития общества, тем больше творчества, импровизации требуется в организации педагогического процесса.

Под профессиональной практикой мы будем понимать форму профессионального обучения в высшем учебной заведении и средство профессионального становления и развития будущих специалистов, которая проводится в условиях максимально приближенных к профессиональной деятельности. В процессе профессиональной практики интенсифицируется профессиональное и личностное развитие.

Предложим унифицированную систему принципов и задач практической подготовки студентов.

Принцип, как руководящее правило, в соответствии с которым выстраивается деятельность, является необходимым звеном любой концепции и одновременно критерием оценки ее эффектив-

ности. Практическая подготовка студента вне зависимости от модели организации опирается на следующие дидактические принципы:

1. Принцип связи теории и практики.

2. Принцип последовательного и системного развития профессиональных умений и навыков.

3. Принцип функциональной связи с будущей профессиональной деятельностью.

4. Принцип наглядности практического обучения студентов.

5. Принцип постепенного усиления самостоятельности и ответственности профессиональной деятельности.

6. Принцип развивающего характера практического обучения студентов.

Единство системы задач практической подготовки диктуется единством цели: формирование готовности к практическому применению полученных в вузе знаний, умений и навыков в учреждении, способности выполнять функциональные обязанности в соответствии с требованиями квалификационных характеристик профессии, готовности к продолжению непрерывного профессионального образования и самообразования.

Достижение поставленных целей возможно различными путями. Во-первых, прямым последовательным формированием умений и навыков практической деятельности в соответствии с ее видами. Во-вторых, ориентируясь на профессиональные компетенции.

Следуя логике достижения результата, выстраивается система функциональных задач практической подготовки студентов:

1. Развитие устойчивого позитивного отношения к будущей профессии.

2. Развитие стремления к овладению профессиональной деятельностью и профессиональному самосовершенствованию.

3. Формирование психологической готовности к самостоятельной профессиональной деятельности.

На сегодняшний день можно выделить две модели организации практической подготовки: непрерывная и интенсивная.

Непрерывная практическая подготовка предусматривает постепенное овладение студентами умениями и навыками основных функциональных направлений профессиональной деятельности, начиная с тех, которые не требуют фундаментальной подготовки, могут быть реализованы на младших курсах: организаторские, коммуникативные, дидактические, диагностические и др. После чего, на основе закрепленных умений и навыков развивается комплекс дидактических умений, необходимых для реализации профессиональной функции.

Обозначим примерную функциональную схему модели непрерывной практики:

1. Профессиональная практика студентов является составной частью основной образовательной программы высшего профессионального образования и обеспечивает соединение теоретической подготовки студентов с их практической деятельностью. Она позволяет студенту овладеть профессиональными умениями и навыками, опытом практической работы.

2. Объем практики определяется государственными образовательными стандартами по каждой специальности высшего профессионального образования и соответствующими учебными планами.

3. Сроки, цели, задачи и содержание практик определяются утвержденными учебными планами и программами.

Содержание практики.

1. Задачей профессиональной практики студентов является перманентное закрепление теоретических знаний, полученных ими в процессе обучения в высшем учебном заведении на основе глубокого изучения работы учреждений образования и опыта лучших учреждений города и области. Профессиональная практика должна носить:

- обучающий характер, дополняя и обогащая теоретическую подготовку студентов, развивая навыки и умения профессиональной деятельности;

- воспитывающий характер, характеризуя готовность студента к самостоятельной работе в учреждении, к формированию интереса к будущей профессии;

- комплексный характер, предполагающий включение студентов в выполнение всех видов и функций профессиональной деятельности.

2. Содержание практики определяется программами, разрабатываемыми кафедрами университета с учетом профиля специальности и требованиями к уровню подготовки выпускников, определяемых Государственным образовательным стандартом.

Организация и руководство практикой.

Организация и руководство всеми видами практик должна быть направлена на обеспечение непрерывности и последовательности овладения студентами профессиональной деятельностью.

1. Для проведения профессиональной практики студентов за вузом закрепляются определенные базы практики путем заключения договоров с учреждениями.

2. Учебно-методическое руководство практикой осуществляют соответствующие кафедры.

3. Для руководства практикой студентов в учреждениях назначается руководитель практики.

4. Базовые учреждения должны быть обеспечены программами практик.

5. Руководство практикой в университете осуществляют: факультетские, групповые руководители, а также методисты кафедр по профилю обучения студентов. Задачей руководителей является эффективное решение вопросов организации практик, оказание студентам помощи в практическом овладении основами профессионального мастерства.

Подведение итогов практики.

1. По окончании практики студент-практикант составляет письменный отчет о проделанной работе и сдает его факультетскому руководителю. Отчетность имеет разные формы в зависимости от курса и содержания деятельности.

2. Итоги практики подводятся на заключительной конференции на факультете/институте.

3. По результатам практики студентам выставляется дифференцированный зачет в содержание, которого включаются оценки выполнения всех видов заданий.

4. Зачет учитывается при подведении итогов общей успеваемости студентов.

5. Общие итоги практик подводятся на Ученом совете университета, на советах факультетов/институтов.

6. Отчеты студентов по различным видам практик хранятся весь срок обучения студентов на кафедрах.

7. Студенты, не выполнившие программы практики по уважительной причине, направляются приказом ректора на практику вторично, в свободное от учебы время. Студенты, не выполнившие программы практики без уважительной причины или получившие неудовлетворительную оценку, могут быть отчислены из учебного заведения как имеющие академическую задолженность в порядке предусмотренным уставом вуза.

Критерии оценки результатов практики.

Оценка результатов профессиональной деятельности студентов на практике дается на основе: систематического анализа работы в процессе практики; беседы с руководителями от учреждений; критического самоанализа работы студентов, степени их готовности к практической работе.

Критериями оценки результатов практики являются: уровень теоретического осмысления студентами своей практической деятельности (ее целей, задач, содержания, методов); степень сфор-мированности профессиональных умений; уровень профессиональной направленности, их социальной активности; качество подготовки отчетной документации.

Многое нуждается в совершенствовании. Время диктует новые требования, значительно изменился по своим социально-психологическим характеристикам и контингент учащихся. Эти факторы не позволяют решать проблему только организации профессиональной практики, но и ее сопровождения. Нужны новые подходы и посылы, направленность которых лежит в характере самой современной школы.

ФГОС ВПО по направлению подготовки 050100 «Педагогическое образование» предусматривает раздел основной образовательной программы (ООП) бакалавриата «Учебная и производственные практики», который является обязательным и представляет собой вид учебных занятий, непосредственно ориентированный на профессионально-практическую подготовку обучающихся. Конкретные виды практик определяются ООП вуза. Цели и задачи, программы и формы отчетности определяются вузом по каждому виду практики. Практики проводятся в сторонних организациях или на кафедрах и в лабораториях вуза (учебная практика), обладающих необходимым кадровым и научно-технических потенциалом.

Педагогическая (производственная) практика, включая летнюю практику, предполагает отчет

студента об итогах практики и отзыв работодателя. Учебная практика предполагает отчет студента об итогах практики и отзыв руководителя практики. По результат аттестации выставляется дифференцированная оценка.

Разделом учебной практики может являться научно-исследовательская работа обучающегося. В случае ее наличия при разработке программы научно-исследовательской работы высшее учебное заведение должно предоставить возможность обучающимся:

- изучать научно-педагогическую литературу и другую специальную информацию, достижения отечественной и зарубежной науки и образования в соответствующей области знаний;

- участвовать в проведении научных исследований или выполнении проектных разработок;

- осуществлять сбор, обработку, анализ и систематизацию научно-педагогической информации по теме (заданию);

- составлять отчеты (разделы отчета) по теме или разделу (этапу, заданию);

- выступать с докладом на конференции.

Требования ФГОС по направлению 050400

«Психолого-педагогическое образование» отличается от предыдущего тем, что:

- в рамках учебной или производственной практики необходимо предусмотреть летнюю психолого-педагогическую практику в детских оздоровительных лагерях;

- аттестация по итогам практики не оценивается без оценки тех компетенций, которые должны быть освоены в ходе практики;

- при наличии программы научно-исследовательской деятельности в разделе профессиональной практики. Предоставить возможность: доступа к современным электронным базам данных, содержащим современную, в том числе зарубежную исследовательскую и иную профессиональную литературу по профилю подготовки; участвовать в проведении научных исследований совместно с научными сотрудниками и преподавателями вузов. Финансируемых за счет внешних источников (грантов).

В рамках высшего педагогического образования важен единый подход к организации различных видов профессиональных практик, и прежде всего педагогической.

Структура программы профессиональной практики в рамках ФГОС обсуждалась на совете по психолого-педагогическому образованию

и рекомендована учебно-методическим управлением ФГБОУ ВПО «НГПУ». Структура программы может быть следующей:

1. Цели практики. Указываются цели практики, соотнесенные с общими целями основной образовательной программы высшего профессионального образования, направленные на закрепление и углубление теоретической подготовки обучающегося, приобретение им практических навыков и компетенций в сфере профессиональной деятельности, а также опыта самостоятельной профессиональной деятельности.

2. Задачи практики. Указываются конкретные задачи практики, соотнесенные с видами и задачами профессиональной деятельности.

3. Место практики в структуре основной образовательной программы. Раздел состоит из следующих компонентов: цикл ООП, дисциплина / модуль; «входные» знания, умения, компетенции; взаимосвязь с другими учебными элементами ООП; результат: формируемые компетенции.

4. Место и время проведения практики. Здесь указываются сроки практики (семестр / количество недель); наименование организации - базы практики; реквизиты договора.

5. Структура и содержание профессиональной практики. Указывается общая трудоемкость профессиональной практики в зачетных единицах и количестве часов. Определяются разделы (этапы) учебной (производственной) практики. Например: организация практики, подготовительный этап, включающий инструктаж по технике безопасности, производственный (экспериментальный, исследовательский) этап, обработка и анализ полученной информации, подготовка отчета по практике. Разделом учебной практики может являться научно-исследовательская работа студентов. Описываются виды работы, на практике включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах). Названы формы текущего контроля.

6. Используемые научно-исследовательские и научно-производственные технологии: Указываются образовательные, научно-исследовательские и научно-производственные технологии, которые может использовать обучающийся при выполнении различных видов работ на практике.

7. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Приводятся или делается ссылка на учебно-методические рекомендации для обеспечения самостоятельной ра-

боты студентов на учебной (производственной) практике. Например: рекомендации по сбору материалов, их обработке и анализу, форме представления. Приводятся контрольные вопросы и задания для проведения аттестации по итогам практики, осваиваемым студентом самостоятельно).

8. Формы промежуточной аттестации (по итогам практики). Указываются формы аттестации по итогам практики (составление и защита отчета, собеседование, дифференцированный зачет и др. формы аттестации. Указывается время проведения аттестации.

9. Учебно-методическое и информационное обеспечение профессиональной практики. Указывается основная и дополнительная литература по темам практики, программное обеспечение и Ин-терент-ресурсы, а также другое необходимое на различных этапах проведения практики учебнометодическое и информационное обеспечение).

10. Материально техническое обеспечение профессиональной практики. Указывается, какое производственное, научно-исследовательское оборудование, измерительные и вычислительные комплексы, другое материально-техническое обеспечение необходимы для полноценного прохождения практики на конкретном предприятии, учреждении, организации.

11. Технологическая карта профессиональной практики студента, которая является индивидуальным документом; выдается во время установочной конференции; сдается факультетскому руководителю в течение недели по окончании практики; хранится на кафедре до момента окончания студентом вуза.

Базовый учебный план по направлению «Педагогическое образование» в ФГБОУ ВПО НГПУ предусматривает 18 недель профессиональной практики и 27 зачетных единицы. На наш взгляд это количество необходимо распределить по видам практик следующим образом:

1. Учебная (3 недели, 4 семестр, 162 часа, 5 зачетных единиц); проводится по профилю в конце второго курса преподавателями профилирующей кафедры. В результате прохождения профессиональной практики обучающийся должен приобрести следующие практические умения, общекультурные и профессиональные компетенции:

а) общекультурные (ОК):

- умеет логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь (ОК-6);

- способен работать с информацией в глобальных компьютерных сетях (ОК-9);

б) профессиональные (ПК):

- общепрофессиональные (ОПК):

- владеет основами речевой профессиональной культуры (ОПК-3);

- способен к подготовке и редактированию текстов профессионального и социально значимого содержания (ОПК-6).

2. Психолого-педагогическая (3 недели, 6 семестр, 162 часа, 5 зачетных единиц) или воспитательная проводится на третьем курсе преподавателями кафедр педагогики и психологии. В результате прохождения профессиональной практики обучающийся должен приобрести следующие практические умения, общекультурные и профессиональные компетенции:

а) общекультурные (ОК):

- умеет использовать нормативные правовые документы в своей деятельности (ОК-13);

б) профессиональные (ПК):

- в области педагогической деятельности:

- готов применять современные методики и технологии, в том числе и информационные, для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса на конкретной образовательной ступени конкретного образовательного учреждения (ПК-2);

- способен применять современные методы диагностирования достижений обучающихся и воспитанников (ПК-3);

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- способен использовать возможности образовательной среды, в том числе информационной, для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса (ПК-4);

- готов включаться во взаимодействие с родителями, коллегами, социальными партнерами, заинтересованными в обеспечении качества учебно-воспитательного процесса (ПК-5);

- способен организовывать сотрудничество обучающихся и воспитанников (ПК-6);

- в области культурно-просветительской деятельности:

- способен к использованию отечественного и зарубежного опыта организации культурнопросветительской деятельности (ПК-10).

3. Педагогическая (летняя) (3 недели, 6 семестр, 162 часа, 5 зачетных единиц); педагогическая (летняя) проводится в детских оздоровительных лагерях в конце третьего курса преподавателями кафедр педагогики и психологии. В резуль-

тате прохождения профессиональной практики обучающийся должен приобрести следующие практические умения, общекультурные и профессиональные компетенции:

а) общекультурные (ОК):

- готов к взаимодействию с коллегами, к работе в коллективе (ОК-7);

б) профессиональные (ПК):

- общепрофессиональные (ОПК):

- способен нести ответственность за результаты своей профессиональной деятельности (ОПК-4);

- в области педагогической деятельности:

- готов к обеспечению охраны жизни и здоровья обучающихся в учебно-воспитательном процессе и внеурочной деятельности (ПК-7);

- в области культурно-просветительской деятельности:

- способен разрабатывать и реализовывать культурно-просветительские программы для различных категорий населения, в том числе с использованием современных информационнокоммуникационных технология (ПК-8);

- способен профессионально взаимодействовать с участниками культурно-просветительской деятельности (ПК-9);

- способен выявлять и использовать возможности региональной культурной образовательной среды для организации культурно-просветительской деятельности (ПК-11).

4. Педагогическая (5 недель, 8 семестр, 270 часов, 6 зачетных единиц) или методическая проводится на 4 курсе преподавателями профилирующих кафедр. В результате прохождения профессиональной практики обучающийся должен приобрести следующие практические умения, общекультурные и профессиональные компетенции:

а) общекультурные (ОК):

- владеет основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, имеет навыки работы с компьютером как средством управления информацией (ОК-8);

- способен использовать навыки публичной речи, ведения дискуссии и полемики (ОК-16);

б) профессиональные (ПК):

- общепрофессиональные (ОПК):

- осознает социальную значимость своей будущей профессии, обладает мотивацией к выполнению профессиональной деятельности (ОПК-1);

- способен использовать систематизированные теоретические и практические знания гума-

нитарных, социальных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач (ОПК-2);

- в области педагогической деятельности:

- способен реализовывать учебные программы базовых и элективных курсов в различных образовательных учреждениях (ПК-1).

6. Преддипломная (4 недели, 8 семестр, 216 часов, 6 зачетных единиц), проводится в конце 4 курса преподавателями профилирующих (возможно комплексных, с обязательных психолого-педа-гогическим разделом) кафедр. В результате прохождения профессиональной практики обучающийся должен приобрести следующие общекультурные компетенции:

а) общекультурные (ОК):

- владеет культурой мышления, способен

к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения (ОК-1);

- способен понимать значение культуры как формы человеческого существования и руководствоваться в своей деятельности современными принципами толерантности, диалога и сотрудничества (ОК-3);

- способен использовать знания о современной естественнонаучной картине мира в образовательной и профессиональной деятельности, применять методы математической обработки информации, теоретического и экспериментального исследования (ОК-4).

В дополнение к компетенциям представленным ФГОС необходимо предусмотреть и предметные (или профильные) компетенции.

УДК 37

Басов Николай Федорович

доктор педагогических наук, профессор Костромской государственный университет им. Н.А. Некрасова

[email protected]

ИЗ ИСТОРИИ ПЕДАГОГИКИ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ ДЛЯ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ

В статье автором проанализированы зарождение и развитие системы подготовки социальных работников в России.

Ключевые слова: социальная сфера, подготовка кадров.

В своих трудах Б.З. Вульфов отводил значительное место проблеме подготовки кадров для социальной сферы. В этой связи небезынтересно проанализировать зарождение и развитие системы подготовки социальных работников в России.

Многие исследователи социальной истории России сходятся в том, что процесс становления социальной работы как профессиональной деятельности начинается с женских общин сестер милосердия. Именно в них готовились первые христианки-доброхотки для оказания помощи раненым на полях сражений, а в мирное время многим нуждающимся: сиротам, больным детям, инвалидам, престарелым людям. Сестры-милосердия обучались по специальным программам, включавшим как теоретические, так и практические занятия по уходу за больными и ранеными.

К началу 1-й мировой войны 1914 г. насчитывалось более 100 общин, а в середине 1917 г. в рус-

ской армии трудились 30 тыс. сестер милосердия.

Так, в Александровской, Никольской, Покровской, Павловской и других общинах в 1870-1890-е годы использовались пяти и шестилетние планы обучения сестер. Программы включали кроме предметов медицинского профиля дисциплины социального и религиозного характера, где прививались навыки по оказанию психологической поддержки, развитию чувства сострадания и пожертвования, отрабатывались технологии социально-бытовой помощи. Таким образом, сестринское милосердное движение в стране развивалось не только как общественное, но и являлось все более профессиональным. Однако, до 1910 г. вопрос о подготовке профессиональных социальных работников на государственном уровне не поднимался.

На первых порах развития системы профессиональной подготовки кадров для данной сфе-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.