УДК 378
Малащенко Юрий Михайлович
Новосибирский государственный педагогический университет
ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ПРАКТИК С УЧЕТОМ ТРЕБОВАНИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ
В статье представлены программа профессиональной практики, унифицированная система принципов и функциональных задач практической подготовки студентов, предложены две модели организации, описано ее содержание, руководство и итоги.
Ключевые слова: профессиональная практика, модель непрерывной практики.
В свете присоединения России к Болонской конвенции, интеграции нашей страны в мировое образовательное пространство, учитывая темпы развития новых информационных технологий, педагогам предстоит работать в новых условиях, где на первый план будут выходить не знания, полученные в университете несколько лет назад и потерявшие свою актуальность, а умения и навыки добывать новые знания, готовность к постоянному самосовершенствованию и профессиональному росту. Эти процессы не представляются возможными, если у педагога не сформированы соответствующие профессионально значимые качества, под которыми мы понимаем множество устоявшихся личностных и профессиональных свойств педагога, необходимых для успешного осуществления педагогической деятельности и проявляющихся в ней.
Первичной в истории развития науки была практика, чем богаче и сложнее накопленный опыт, тем большего мастерства требуется для его передачи, чем выше уровень развития общества, тем больше творчества, импровизации требуется в организации педагогического процесса.
Под профессиональной практикой мы будем понимать форму профессионального обучения в высшем учебной заведении и средство профессионального становления и развития будущих специалистов, которая проводится в условиях максимально приближенных к профессиональной деятельности. В процессе профессиональной практики интенсифицируется профессиональное и личностное развитие.
Предложим унифицированную систему принципов и задач практической подготовки студентов.
Принцип, как руководящее правило, в соответствии с которым выстраивается деятельность, является необходимым звеном любой концепции и одновременно критерием оценки ее эффектив-
ности. Практическая подготовка студента вне зависимости от модели организации опирается на следующие дидактические принципы:
1. Принцип связи теории и практики.
2. Принцип последовательного и системного развития профессиональных умений и навыков.
3. Принцип функциональной связи с будущей профессиональной деятельностью.
4. Принцип наглядности практического обучения студентов.
5. Принцип постепенного усиления самостоятельности и ответственности профессиональной деятельности.
6. Принцип развивающего характера практического обучения студентов.
Единство системы задач практической подготовки диктуется единством цели: формирование готовности к практическому применению полученных в вузе знаний, умений и навыков в учреждении, способности выполнять функциональные обязанности в соответствии с требованиями квалификационных характеристик профессии, готовности к продолжению непрерывного профессионального образования и самообразования.
Достижение поставленных целей возможно различными путями. Во-первых, прямым последовательным формированием умений и навыков практической деятельности в соответствии с ее видами. Во-вторых, ориентируясь на профессиональные компетенции.
Следуя логике достижения результата, выстраивается система функциональных задач практической подготовки студентов:
1. Развитие устойчивого позитивного отношения к будущей профессии.
2. Развитие стремления к овладению профессиональной деятельностью и профессиональному самосовершенствованию.
3. Формирование психологической готовности к самостоятельной профессиональной деятельности.
На сегодняшний день можно выделить две модели организации практической подготовки: непрерывная и интенсивная.
Непрерывная практическая подготовка предусматривает постепенное овладение студентами умениями и навыками основных функциональных направлений профессиональной деятельности, начиная с тех, которые не требуют фундаментальной подготовки, могут быть реализованы на младших курсах: организаторские, коммуникативные, дидактические, диагностические и др. После чего, на основе закрепленных умений и навыков развивается комплекс дидактических умений, необходимых для реализации профессиональной функции.
Обозначим примерную функциональную схему модели непрерывной практики:
1. Профессиональная практика студентов является составной частью основной образовательной программы высшего профессионального образования и обеспечивает соединение теоретической подготовки студентов с их практической деятельностью. Она позволяет студенту овладеть профессиональными умениями и навыками, опытом практической работы.
2. Объем практики определяется государственными образовательными стандартами по каждой специальности высшего профессионального образования и соответствующими учебными планами.
3. Сроки, цели, задачи и содержание практик определяются утвержденными учебными планами и программами.
Содержание практики.
1. Задачей профессиональной практики студентов является перманентное закрепление теоретических знаний, полученных ими в процессе обучения в высшем учебном заведении на основе глубокого изучения работы учреждений образования и опыта лучших учреждений города и области. Профессиональная практика должна носить:
- обучающий характер, дополняя и обогащая теоретическую подготовку студентов, развивая навыки и умения профессиональной деятельности;
- воспитывающий характер, характеризуя готовность студента к самостоятельной работе в учреждении, к формированию интереса к будущей профессии;
- комплексный характер, предполагающий включение студентов в выполнение всех видов и функций профессиональной деятельности.
2. Содержание практики определяется программами, разрабатываемыми кафедрами университета с учетом профиля специальности и требованиями к уровню подготовки выпускников, определяемых Государственным образовательным стандартом.
Организация и руководство практикой.
Организация и руководство всеми видами практик должна быть направлена на обеспечение непрерывности и последовательности овладения студентами профессиональной деятельностью.
1. Для проведения профессиональной практики студентов за вузом закрепляются определенные базы практики путем заключения договоров с учреждениями.
2. Учебно-методическое руководство практикой осуществляют соответствующие кафедры.
3. Для руководства практикой студентов в учреждениях назначается руководитель практики.
4. Базовые учреждения должны быть обеспечены программами практик.
5. Руководство практикой в университете осуществляют: факультетские, групповые руководители, а также методисты кафедр по профилю обучения студентов. Задачей руководителей является эффективное решение вопросов организации практик, оказание студентам помощи в практическом овладении основами профессионального мастерства.
Подведение итогов практики.
1. По окончании практики студент-практикант составляет письменный отчет о проделанной работе и сдает его факультетскому руководителю. Отчетность имеет разные формы в зависимости от курса и содержания деятельности.
2. Итоги практики подводятся на заключительной конференции на факультете/институте.
3. По результатам практики студентам выставляется дифференцированный зачет в содержание, которого включаются оценки выполнения всех видов заданий.
4. Зачет учитывается при подведении итогов общей успеваемости студентов.
5. Общие итоги практик подводятся на Ученом совете университета, на советах факультетов/институтов.
6. Отчеты студентов по различным видам практик хранятся весь срок обучения студентов на кафедрах.
7. Студенты, не выполнившие программы практики по уважительной причине, направляются приказом ректора на практику вторично, в свободное от учебы время. Студенты, не выполнившие программы практики без уважительной причины или получившие неудовлетворительную оценку, могут быть отчислены из учебного заведения как имеющие академическую задолженность в порядке предусмотренным уставом вуза.
Критерии оценки результатов практики.
Оценка результатов профессиональной деятельности студентов на практике дается на основе: систематического анализа работы в процессе практики; беседы с руководителями от учреждений; критического самоанализа работы студентов, степени их готовности к практической работе.
Критериями оценки результатов практики являются: уровень теоретического осмысления студентами своей практической деятельности (ее целей, задач, содержания, методов); степень сфор-мированности профессиональных умений; уровень профессиональной направленности, их социальной активности; качество подготовки отчетной документации.
Многое нуждается в совершенствовании. Время диктует новые требования, значительно изменился по своим социально-психологическим характеристикам и контингент учащихся. Эти факторы не позволяют решать проблему только организации профессиональной практики, но и ее сопровождения. Нужны новые подходы и посылы, направленность которых лежит в характере самой современной школы.
ФГОС ВПО по направлению подготовки 050100 «Педагогическое образование» предусматривает раздел основной образовательной программы (ООП) бакалавриата «Учебная и производственные практики», который является обязательным и представляет собой вид учебных занятий, непосредственно ориентированный на профессионально-практическую подготовку обучающихся. Конкретные виды практик определяются ООП вуза. Цели и задачи, программы и формы отчетности определяются вузом по каждому виду практики. Практики проводятся в сторонних организациях или на кафедрах и в лабораториях вуза (учебная практика), обладающих необходимым кадровым и научно-технических потенциалом.
Педагогическая (производственная) практика, включая летнюю практику, предполагает отчет
студента об итогах практики и отзыв работодателя. Учебная практика предполагает отчет студента об итогах практики и отзыв руководителя практики. По результат аттестации выставляется дифференцированная оценка.
Разделом учебной практики может являться научно-исследовательская работа обучающегося. В случае ее наличия при разработке программы научно-исследовательской работы высшее учебное заведение должно предоставить возможность обучающимся:
- изучать научно-педагогическую литературу и другую специальную информацию, достижения отечественной и зарубежной науки и образования в соответствующей области знаний;
- участвовать в проведении научных исследований или выполнении проектных разработок;
- осуществлять сбор, обработку, анализ и систематизацию научно-педагогической информации по теме (заданию);
- составлять отчеты (разделы отчета) по теме или разделу (этапу, заданию);
- выступать с докладом на конференции.
Требования ФГОС по направлению 050400
«Психолого-педагогическое образование» отличается от предыдущего тем, что:
- в рамках учебной или производственной практики необходимо предусмотреть летнюю психолого-педагогическую практику в детских оздоровительных лагерях;
- аттестация по итогам практики не оценивается без оценки тех компетенций, которые должны быть освоены в ходе практики;
- при наличии программы научно-исследовательской деятельности в разделе профессиональной практики. Предоставить возможность: доступа к современным электронным базам данных, содержащим современную, в том числе зарубежную исследовательскую и иную профессиональную литературу по профилю подготовки; участвовать в проведении научных исследований совместно с научными сотрудниками и преподавателями вузов. Финансируемых за счет внешних источников (грантов).
В рамках высшего педагогического образования важен единый подход к организации различных видов профессиональных практик, и прежде всего педагогической.
Структура программы профессиональной практики в рамках ФГОС обсуждалась на совете по психолого-педагогическому образованию
и рекомендована учебно-методическим управлением ФГБОУ ВПО «НГПУ». Структура программы может быть следующей:
1. Цели практики. Указываются цели практики, соотнесенные с общими целями основной образовательной программы высшего профессионального образования, направленные на закрепление и углубление теоретической подготовки обучающегося, приобретение им практических навыков и компетенций в сфере профессиональной деятельности, а также опыта самостоятельной профессиональной деятельности.
2. Задачи практики. Указываются конкретные задачи практики, соотнесенные с видами и задачами профессиональной деятельности.
3. Место практики в структуре основной образовательной программы. Раздел состоит из следующих компонентов: цикл ООП, дисциплина / модуль; «входные» знания, умения, компетенции; взаимосвязь с другими учебными элементами ООП; результат: формируемые компетенции.
4. Место и время проведения практики. Здесь указываются сроки практики (семестр / количество недель); наименование организации - базы практики; реквизиты договора.
5. Структура и содержание профессиональной практики. Указывается общая трудоемкость профессиональной практики в зачетных единицах и количестве часов. Определяются разделы (этапы) учебной (производственной) практики. Например: организация практики, подготовительный этап, включающий инструктаж по технике безопасности, производственный (экспериментальный, исследовательский) этап, обработка и анализ полученной информации, подготовка отчета по практике. Разделом учебной практики может являться научно-исследовательская работа студентов. Описываются виды работы, на практике включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах). Названы формы текущего контроля.
6. Используемые научно-исследовательские и научно-производственные технологии: Указываются образовательные, научно-исследовательские и научно-производственные технологии, которые может использовать обучающийся при выполнении различных видов работ на практике.
7. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Приводятся или делается ссылка на учебно-методические рекомендации для обеспечения самостоятельной ра-
боты студентов на учебной (производственной) практике. Например: рекомендации по сбору материалов, их обработке и анализу, форме представления. Приводятся контрольные вопросы и задания для проведения аттестации по итогам практики, осваиваемым студентом самостоятельно).
8. Формы промежуточной аттестации (по итогам практики). Указываются формы аттестации по итогам практики (составление и защита отчета, собеседование, дифференцированный зачет и др. формы аттестации. Указывается время проведения аттестации.
9. Учебно-методическое и информационное обеспечение профессиональной практики. Указывается основная и дополнительная литература по темам практики, программное обеспечение и Ин-терент-ресурсы, а также другое необходимое на различных этапах проведения практики учебнометодическое и информационное обеспечение).
10. Материально техническое обеспечение профессиональной практики. Указывается, какое производственное, научно-исследовательское оборудование, измерительные и вычислительные комплексы, другое материально-техническое обеспечение необходимы для полноценного прохождения практики на конкретном предприятии, учреждении, организации.
11. Технологическая карта профессиональной практики студента, которая является индивидуальным документом; выдается во время установочной конференции; сдается факультетскому руководителю в течение недели по окончании практики; хранится на кафедре до момента окончания студентом вуза.
Базовый учебный план по направлению «Педагогическое образование» в ФГБОУ ВПО НГПУ предусматривает 18 недель профессиональной практики и 27 зачетных единицы. На наш взгляд это количество необходимо распределить по видам практик следующим образом:
1. Учебная (3 недели, 4 семестр, 162 часа, 5 зачетных единиц); проводится по профилю в конце второго курса преподавателями профилирующей кафедры. В результате прохождения профессиональной практики обучающийся должен приобрести следующие практические умения, общекультурные и профессиональные компетенции:
а) общекультурные (ОК):
- умеет логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь (ОК-6);
- способен работать с информацией в глобальных компьютерных сетях (ОК-9);
б) профессиональные (ПК):
- общепрофессиональные (ОПК):
- владеет основами речевой профессиональной культуры (ОПК-3);
- способен к подготовке и редактированию текстов профессионального и социально значимого содержания (ОПК-6).
2. Психолого-педагогическая (3 недели, 6 семестр, 162 часа, 5 зачетных единиц) или воспитательная проводится на третьем курсе преподавателями кафедр педагогики и психологии. В результате прохождения профессиональной практики обучающийся должен приобрести следующие практические умения, общекультурные и профессиональные компетенции:
а) общекультурные (ОК):
- умеет использовать нормативные правовые документы в своей деятельности (ОК-13);
б) профессиональные (ПК):
- в области педагогической деятельности:
- готов применять современные методики и технологии, в том числе и информационные, для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса на конкретной образовательной ступени конкретного образовательного учреждения (ПК-2);
- способен применять современные методы диагностирования достижений обучающихся и воспитанников (ПК-3);
- способен использовать возможности образовательной среды, в том числе информационной, для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса (ПК-4);
- готов включаться во взаимодействие с родителями, коллегами, социальными партнерами, заинтересованными в обеспечении качества учебно-воспитательного процесса (ПК-5);
- способен организовывать сотрудничество обучающихся и воспитанников (ПК-6);
- в области культурно-просветительской деятельности:
- способен к использованию отечественного и зарубежного опыта организации культурнопросветительской деятельности (ПК-10).
3. Педагогическая (летняя) (3 недели, 6 семестр, 162 часа, 5 зачетных единиц); педагогическая (летняя) проводится в детских оздоровительных лагерях в конце третьего курса преподавателями кафедр педагогики и психологии. В резуль-
тате прохождения профессиональной практики обучающийся должен приобрести следующие практические умения, общекультурные и профессиональные компетенции:
а) общекультурные (ОК):
- готов к взаимодействию с коллегами, к работе в коллективе (ОК-7);
б) профессиональные (ПК):
- общепрофессиональные (ОПК):
- способен нести ответственность за результаты своей профессиональной деятельности (ОПК-4);
- в области педагогической деятельности:
- готов к обеспечению охраны жизни и здоровья обучающихся в учебно-воспитательном процессе и внеурочной деятельности (ПК-7);
- в области культурно-просветительской деятельности:
- способен разрабатывать и реализовывать культурно-просветительские программы для различных категорий населения, в том числе с использованием современных информационнокоммуникационных технология (ПК-8);
- способен профессионально взаимодействовать с участниками культурно-просветительской деятельности (ПК-9);
- способен выявлять и использовать возможности региональной культурной образовательной среды для организации культурно-просветительской деятельности (ПК-11).
4. Педагогическая (5 недель, 8 семестр, 270 часов, 6 зачетных единиц) или методическая проводится на 4 курсе преподавателями профилирующих кафедр. В результате прохождения профессиональной практики обучающийся должен приобрести следующие практические умения, общекультурные и профессиональные компетенции:
а) общекультурные (ОК):
- владеет основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, имеет навыки работы с компьютером как средством управления информацией (ОК-8);
- способен использовать навыки публичной речи, ведения дискуссии и полемики (ОК-16);
б) профессиональные (ПК):
- общепрофессиональные (ОПК):
- осознает социальную значимость своей будущей профессии, обладает мотивацией к выполнению профессиональной деятельности (ОПК-1);
- способен использовать систематизированные теоретические и практические знания гума-
нитарных, социальных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач (ОПК-2);
- в области педагогической деятельности:
- способен реализовывать учебные программы базовых и элективных курсов в различных образовательных учреждениях (ПК-1).
6. Преддипломная (4 недели, 8 семестр, 216 часов, 6 зачетных единиц), проводится в конце 4 курса преподавателями профилирующих (возможно комплексных, с обязательных психолого-педа-гогическим разделом) кафедр. В результате прохождения профессиональной практики обучающийся должен приобрести следующие общекультурные компетенции:
а) общекультурные (ОК):
- владеет культурой мышления, способен
к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения (ОК-1);
- способен понимать значение культуры как формы человеческого существования и руководствоваться в своей деятельности современными принципами толерантности, диалога и сотрудничества (ОК-3);
- способен использовать знания о современной естественнонаучной картине мира в образовательной и профессиональной деятельности, применять методы математической обработки информации, теоретического и экспериментального исследования (ОК-4).
В дополнение к компетенциям представленным ФГОС необходимо предусмотреть и предметные (или профильные) компетенции.
УДК 37
Басов Николай Федорович
доктор педагогических наук, профессор Костромской государственный университет им. Н.А. Некрасова
ИЗ ИСТОРИИ ПЕДАГОГИКИ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ ДЛЯ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ
В статье автором проанализированы зарождение и развитие системы подготовки социальных работников в России.
Ключевые слова: социальная сфера, подготовка кадров.
В своих трудах Б.З. Вульфов отводил значительное место проблеме подготовки кадров для социальной сферы. В этой связи небезынтересно проанализировать зарождение и развитие системы подготовки социальных работников в России.
Многие исследователи социальной истории России сходятся в том, что процесс становления социальной работы как профессиональной деятельности начинается с женских общин сестер милосердия. Именно в них готовились первые христианки-доброхотки для оказания помощи раненым на полях сражений, а в мирное время многим нуждающимся: сиротам, больным детям, инвалидам, престарелым людям. Сестры-милосердия обучались по специальным программам, включавшим как теоретические, так и практические занятия по уходу за больными и ранеными.
К началу 1-й мировой войны 1914 г. насчитывалось более 100 общин, а в середине 1917 г. в рус-
ской армии трудились 30 тыс. сестер милосердия.
Так, в Александровской, Никольской, Покровской, Павловской и других общинах в 1870-1890-е годы использовались пяти и шестилетние планы обучения сестер. Программы включали кроме предметов медицинского профиля дисциплины социального и религиозного характера, где прививались навыки по оказанию психологической поддержки, развитию чувства сострадания и пожертвования, отрабатывались технологии социально-бытовой помощи. Таким образом, сестринское милосердное движение в стране развивалось не только как общественное, но и являлось все более профессиональным. Однако, до 1910 г. вопрос о подготовке профессиональных социальных работников на государственном уровне не поднимался.
На первых порах развития системы профессиональной подготовки кадров для данной сфе-