Научная статья на тему 'Сущность, цели и задачи стратегического анализа'

Сущность, цели и задачи стратегического анализа Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1164
208
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
StudNet
Область наук
Ключевые слова
стратегический анализ / модель управления / финансовые показатели / концепции / методология управления / strategic analysis / management model / financial indicators / concepts / management methodology

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Нефёдова Светлана Валерьевна, Данилина Софья Андреевна

В статье рассматривается система видов экономического и стратегического анализа, которые являются достаточно новым направлением. В этих современных экономических условиях, при принятии управленческих решений, необходимо опираться на результаты глубокого экономического анализа, который выполняет стратегическую функцию оценки и прогнозирования результатов деятельности организаций на основе системы аналитических показателей. Так же в статье рассматриваются методологии ученых-экономистов, которые внесли вклад в развитие экономического и стратегического анализов и развили новые понятия и определения; расписаны определение стратегического анализа, их основные цели и задачи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ESSENCE, GOALS AND OBJECTIVES OF STRATEGIC ANALYSIS

Systems of new economic and strategic analysis are available in the article. In these current economic conditions, it is necessary to apply the results of research, which should fulfill the strategic function of assessing and forecasting the results of organizations based on a system of analytical indicators. Contribution to the development of economic and strategic analyzes and the definition of new concepts and definitions; The definition of strategic analysis, their main goals and objectives are described.

Текст научной работы на тему «Сущность, цели и задачи стратегического анализа»

СУЩНОСТЬ, ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ СТРАТЕГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА

ESSENCE, GOALS AND OBJECTIVES OF STRATEGIC ANALYSIS

УДК 002.304 DOI: 10.24411/2658-4964-2020-10123

Нефёдова Светлана Валерьевна, к.э.н., доцент кафедры «Экономика и управление» Тульского филиала Финуниверситета, Россия, Тула Данилина Софья Андреевна, студент, 2 курс Тульского филиала Финуниверситета, Россия, Тула

Danilina S. A., е-mail:danilina_sonya@mail.ru

Аннотация

В статье рассматривается система видов экономического и стратегического анализа, которые являются достаточно новым направлением. В этих современных экономических условиях, при принятии управленческих решений, необходимо опираться на результаты глубокого экономического анализа, который выполняет стратегическую функцию оценки и прогнозирования результатов деятельности организаций на основе системы аналитических показателей. Так же в статье рассматриваются методологии ученых-экономистов, которые внесли вклад в развитие экономического и стратегического анализов и развили новые понятия и определения; расписаны определение стратегического анализа, их основные цели и задачи.

Summary

Systems of new economic and strategic analysis are available in the article. In these current economic conditions, it is necessary to apply the results of research, which should fulfill the strategic function of assessing and forecasting the results of organizations based on a system of analytical indicators. Contribution to the development of economic and strategic analyzes and the definition of new concepts and definitions; The definition of strategic analysis, their main goals and objectives are described.

Ключевые слова: стратегический анализ, модель управления, финансовые показатели, концепции, методология управления.

Keywords: strategic analysis, management model, financial indicators, concepts, management methodology

Финансово-хозяйственная деятельность организаций, независимо от организационно-правовой формы, стала ключевым элементом в системе рыночных отношений и ориентирована на получение экономических, финансовых, социальных или иных заранее обусловленных учредителями организации конечных результатов. В этих современных экономических условиях, при принятии управленческих решений, необходимо опираться на результаты глубокого экономического анализа, который выполняет стратегическую функцию оценки и прогнозирования результатов деятельности организаций на основе системы аналитических показателей.

В системе видов экономического анализа стратегический анализ является достаточно новым направлением. Его предшественником был перспективный анализ, который применялся в условиях централизованного управления экономикой. Начальные принципы стратегического анализа, который чаще всего отождествляют со «стратегическим управлением», были сформулированы в ГОСТе 24525.0-80 «Управление производственным объединением и промышленным предприятием», утвержденном в 1980 году и включающий в себя шесть основных направлений деятельности организаций: управление выполнением плана производства и поставок продукции; управление качеством продукции; управление ресурсами; управление развитием производства; управление социальным развитием коллектива; управление охраной окружающей среды.

Приведенный перечень управляемых параметров организаций, характеризуя специфику хозяйствования в условиях планово-административной экономики, в то же время, учитывая современные концепции стратегического управления и анализа, отражают системный подход к рассмотрению широкого диапазона ракурсов хозяйственной деятельности организации. Поэтому применение стратегического анализа для своевременного выявления тенденций финансово-экономического спада в организациях подверженных кризисным явлениям, становится все более востребованным в практике управления. Это необходимо для корректировки стратегии развития организаций с учетом вероятности угрозы кризисных явлений, для привлечения финансовых средств, для успешного противостояния убыткам, с целью избежания банкротства.

В настоящее время накоплен значительный материал по стратегическому управлению организаций, как в России, так и за рубежом. Были разработаны и предложены методики, модели управления организациями, на основании которых были разработаны системы индикаторов будущих результатов деятельности субъектов бизнеса, выполнения планов и оценки угрозы кризиса финансового состояния организаций. Наиболее актуальной в настоящее время концепцией стратегического управления является концепция сбалансированной системы показателей (Balanced Scorecard - BSC). Авторами этой методологии являются Р. С. Каплан и Д. П. Нортон, которые определили ее, как «инструмент, позволяющий трансформировать миссию и стратегию организации в исчерпывающий набор показателей эффективности, которые служат для стратегического управления и контроля.»[2]. Сбалансированная система показателей является инновационной схемой, которая сохраняя основные финансовые параметры, включает в сферу исследования показатели стратегического развития организаций, оценочные индикаторы ее состояния в будущем с учетом перспектив. Отдельного рассмотрения заслуживает tableau de bord - методология управления, разработанная во Франции несколько десятков лет назад и получившая в этой стране широкое применение. Показатели, используемые в tableau de bord, могут быть финансовыми и нефинансовыми, аналогично модели Р. С. Каплан и Д. П. Нортон и делятся на две категории по видению стратегии организации. Это показатели, которые формируются высшим управленческим звеном и поддерживаются низшими уровнями управления. Функциональные показатели должны быть контролируемы, рассчитываться с опережением целевых показателей, и находится в причинно-следственных связях с целевыми показателями [2]. На основе проведенного обзора концепций и моделей стратегического управления, несмотря на различную историю их возникновения, их объединяет система стратегических и операционных показателей, которая является главной в стратегическом управлении.

В работах российских ученых-экономистов А.Н.Хорина, В.Э. Керимова, которые дали широкое понятие стратегического анализа: «...Стратегический анализ выражается в процедуре поиска и отбора стратегических альтернатив... Важнейшими задачами стратегического анализа являются обоснование стратегических планов, оценка ожидаемого их выполнения, а также предоставление информации для принятия стратегических управленческих решений.»[5]. Однако вышеуказанное определение приводит к неясности

сущности определения стратегического анализа, из-за отсутствия четкости в формулировке «... поиска и отбора стратегических альтернатив».

Расширенное и уточненное определение стратегического анализа дано в работах Н.С. Пласковой: «...стратегический экономический анализ-это формализованное системное представление стратегических финансово-экономических и иных бизнес-целей, способствующих максимилизации рыночной стоимости организации, на основе комплексного изучения сложившегося и будущего характера воздействия внутренних и внешних факторов на результаты ее деятельности.»[3]. Учитывая, что результатом стратегического анализа является комплексная совокупность финансовых и нефинансовых показателей, на основе которых можно определить и прогнозировать будущие результаты деятельности организации, было бы уместно определить последовательность реализации стратегии управления бизнесом, рассматривать возможность его наращивания с целью повышения ресурсоотдачи в будущем и невозможностью его банкротства. Для этого предлагается уточнить понятийный аппарат стратегического экономического анализа хозяйственной деятельности, определить его цели и задачи применительно к организациям, находящимся в кризисном положении.[4].

Основная цель стратегического анализа для кризисных организаций, будет заключаться в оценке внутренних и внешних воздействий на сложившееся финансово-экономическое положение организаций, определение элементов кризисных явлений, для изыскания ресурсов, которые будут направлены на реализацию финансового оздоровления.

Приведенное определение стратегического анализа кризисных организаций уточняет содержание стратегического анализа - построение оптимальной, стратегической модели развития организаций на основе детального и всестороннего финансово-экономического исследования.

С учетом определения и содержания стратегического анализа для кризисных организаций уточнены следующие задачи: выявление и исследование причин кризисных явлений; обоснование стратегических планов для долгосрочного развития организаций, в соответствии с которыми разрабатывается финансовая, экономическая, сбытовая, производственная, социальная стратегия; оценка ожидаемого выполнения стратегических планов с учетом кризисных проблем; формирование информации для принятия стратегических управленческих решений с целью ускорения темпов рота акционерного капитала, повышения рентабельности, оптимизации рисков, расширения рынков сбыта и т.д.

Литература:

1. ГОСТ 24525.0-80 «Управление производственным объединением и промышленным предприятием»

2. Каплан Р. Нортон Д. Сбалансированная система показателей. М.» Олимп-Бизнес» 2015 г., 320 с.

3. Пласкова Н.С. Стратегический экономический анализ результативности бизнеса: Монография. -М.: РГТЭУ,2015.-260 с.

4. Пласкова Н.С. Экономический анализ. Изд-е З-е-М; ЭКСМОДОЮ 2017 г.

5. Хорина А.Н., Керимова В.Э.. Стратегический анализ: учеб. пособие// М.Эксиоб 2016.-480 с.

6. Баканов М.И., Мельник М.В, Шеремет А.Д. Теория экономического анализа: Учебник. 4-е изд. доп. и перераб. М.: Финансы и статистика, 2016. —416 с.

Literature

1. GOST 24525.0-80 "Management of industrial о integration and industrial ленным industrial enterprise"

2. Kaplan R. №г1:оп D. Balanced о bathroom system n 0 indicators. M. " Olympus Business ", 2015, 320 p.

3. Plastowa N.S. Strategic economic analysis of business performance: M 0 n 0 grafiya.-M .: RSTEU, 2015.-260 p.

4. Plastowa N.S. E^rnmic analysis. Publishing house З-е-М; EXMODU 2017

5. Ktorina A.N., Kerimоva V.E. Strategic analysis: textbook. nоsоbie // M. Exxwb 2016.480 s.

6. Bakanov M.I., Melnik M.V., Sheremet A.D. Theory of Economic Analysis: A Textbook. 4th ed. add. and reslave. M.: Finance and Statistics, 2016. —416 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.