Научная статья на тему 'Сравнительный анализ современных моделей системы сбалансированных показателей и критика ее применимости'

Сравнительный анализ современных моделей системы сбалансированных показателей и критика ее применимости Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2853
338
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Стариков А. Е.

Сбалансированная система показателей это современный инструмент, позволяющий формировать и оценивать деятельность организации, основываясь на ее стратегических целях. Несмотря на критику данной концепции, она является прикладным инструментом в управлении компаниями, направленными на максимизацию не только экономических выгод своих владельцев и основных стэйкхолдеров, но и социально значимых действий посредством четырех перспектив: финансы, клиенты, бизнес-процессы, развитие и обучение. При условии корректного построения причинноследственных связей она позволяет переводить стратегические цели компании в область реальных задач, декомпозируя на отдельные подразделения, и пр.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMPARATIVE ANALYSIS OF THE MODERN MODELS OF BALANCED SHOWING SYSTEM AND ITS APPLICATION CRITISISM

The balanced showing system is a modern instrument, enabling to form and estimate the companies' activities basing on its strategic goals. In the management of the companies aiming at maximization not only economic profits of their owners and major stakeholders, but also socially significant actions by means of four perspectives: finance, customers, businessprocesses, development and training, this concept is an applied tool despite all the critics. It allows to transfer the company's strategic goals in the sphere of real tasks, decomposing them in separate subdivisions, etc.

Текст научной работы на тему «Сравнительный анализ современных моделей системы сбалансированных показателей и критика ее применимости»

ЭКОНОМИКА

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ СОВРЕМЕННЫХ МОДЕЛЕЙ СИСТЕМЫ СБАЛАНСИРОВАННЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ И КРИТИКА ЕЕ ПРИМЕНИМОСТИ

Стариков А.Е.

Сбалансированная система показателей - это современный инструмент, позволяющий формировать и оценивать деятельность организации, основываясь на ее стратегических целях. Несмотря на критику данной концепции, она является прикладным инструментом в управлении компаниями, направленными на максимизацию не только экономических выгод своих владельцев и основных стэйкхолдеров, но и социально значимых действий посредством четырех перспектив: финансы, клиенты, бизнес-процессы, развитие и обучение. При условии корректного построения причинно-следственных связей она позволяет переводить стратегические цели компании в область реальных задач, декомпозируя на отдельные подразделения, и пр.

COMPARATIVE ANALYSIS OF THE MODERN MODELS OF BALANCED SHOWING SYSTEM AND ITS APPLICATION CRITISISM

A.E. Starikov

The balanced showing system is a modern instrument, enabling to form and estimate the companies' activities basing on its strategic goals. In the management of the companies aiming at maximization not only economic profits of their owners and major stakeholders, but also socially significant actions by means of four perspectives: finance, customers, business-processes, development and training, this concept is an applied tool despite all the critics. It allows to transfer the company's strategic goals in the sphere of real tasks, decomposing them in separate subdivisions, etc.

В последнее время стало очень популярным использование различных моделей оценки эффективности управления предприятием. Одной из таких популярных концепций является система сбалансированных показателей (ССП) Нортона и Капла-на. Оригинальное название теории -«Balanced scorecard» (BSC).

Своими истоками система сбалансированных показателей уходит в 1990 год, когда научное подразделение KPMG института Нолана Нортона (Nolan Norton Institute) предложило провести исследование по

теме «Показатели деятельности организации будущего» [1].

Первоначальная цель ССП состояла в попытке сбалансировать исторические финансовые данные факторами будущей стоимости. Однако во время всеобщего внедрения организациями этой концепции выяснилось, что она является важнейшим инструментом для проведения кратковременных действий в соответствии со стратегией компании. Осуществляя подбор целей и показателей, она раскрывает основную ориентацию компании и представляет ее в удоб-

ном виде для измеримой оценки. Во многих компаниях ССП трансформировалась из измерительно-оценочного инструмента в элемент стратегического управления. Именно с этого момента систему сбалансированных показателей начали воспринимать как инструмент реализации стратегии. Понимание этого способствовало смещению акцентов, что, в свою очередь, способствовало осознанию того, что в центре внимания должны находиться не сами показатели, а стратегические цели компании и их представление. Применение данной системы показателей в организациях, прежде всего, ориентировано на потребности руководства. Менеджерам необходима актуальная и достоверная информация, на основе которой могут быть поставлены стратегические цели и приняты эффективные управленческие решения.

Вскоре после появления систему сбалансированных показателей стали воспринимать как некий уникальный инструмент. «Отцы-основатели» с гордостью указывали, что «сбалансированная система показателей является новой структурой, объединяющей показатели, полученные из стратегии» [2].

Однако задолго до появления системы Нортона и Каплана существовали управленческие теории, схожие по своей сути с ССП. Один из наиболее известных французских ученых Мало Ж.Л. впервые упоминает о tableau de bord, что в переводе на русский означает «бортовое табло», в 1932 году. Согласно общепринятому мнению, эта теория традиционно рассматривается как инструмент, предназначенный, в первую очередь, для удовлетворения информационных потребностей высшего управленческого звена [3]. Константин Редченко в своей статье «Показательное несогласие: Balanced Scorecard и Tableau de bord» [4] проводит очень подробный сравнительный анализ французской и американской, ставшей одной из самых популярных моделей планирования и контроля операционной деятельности в современном мире. В статье также дается экспресс-

анализ предложенной в 1954 году концепции управления по целям - Management by Objectives (MBO) Питера Друкера. Ее сущность заключается в том, что менеджмент как целостная система управления ориентируется на достижение всей совокупности целей и задач, стоящих перед организацией [5]. В результате своего исследования К. Редченко приходит к выводу, что система сбалансированных показателей не является чем-то абсолютно новым, хотя имеет существенные улучшения по сравнению с аналогами.

Также существуют и другие управленческие концепции, схожие по своей сути с ССП, такие как [6] :

- пирамида эффективности, разработанная К. Макнейром, Р. Ланчем и К. Кроссом в 1990 году Основой теории является связь клиентоориентированной корпоративной стратегии с финансовыми и некоторыми ключевыми нефинансовыми показателями;

- B SC-модель Мейсела была предложена Лоренцом Мейселем в 1992 году и имеет схожее название с моделью Нортона и Каплана. В основе теории также заключены четыре перспективы: финансы, клиенты, внутренние бизнес-процессы и людские ресурсы, базируясь на которых, и должна быть оценена бизнес-деятельность компании;

- модель ЕР2М (Effective Progress and Performance Measurement) Кристофера Адам-са и Питера Робертса была представлена в 1993 году В ее основу включен анализ следующих четырех направлений:

1) обслуживание клиентов и рынков;

2) совершенствование внутренних процессов;

3) управление изменениями и стратегией;

4) собственность и свобода.

Таким образом, вышеперечисленные системы позволяют сочетать традиционные финансовые индикаторы с нефинансовыми, применение которых позволяет визуализировать для наилучшего понимания взаимо-

связь нематериальных активов и основных бизнес-целей, на которые и нацелены выбранные индикаторы.

Система сбалансированных показателей всегда претерпевала критику и нападки со стороны различных источников, большинство из которых исходило со стороны ученого сообщества, отвергавшего эмпирическую суть объектной структуры модели. Одной из причин этого явилось абсолютное пренебрежение общепринятыми принципами цитирования исследований, проведенных до них на подобные темы.

Впервые рассматриваемая модель была опубликована в статье «The Balanced Scorecard - Measures That Drive Performance» ее авторами Дэйвидом Нортоном и Робертом Капланом в 1992 году в «Harvard Business Review» в январе 1992 года.

Данная концепция получила широкое распространение как в академическом мире, так и в мире корпоративного управления, о чем свидетельствует множество проводимых различных исследований и опубликованных статей на эту тему.

В 1997 году Американской ассоциацией бухгалтеров (American Association ofAccountants - AAA) ССП была признана лучшей управленческой концепцией [7]. В том же году Harvard Business Review окрестил ее одним из величайших открытий XX века [8]. В то же время известные зарубежные академики, такие как Иттнер и Ларкер [9], Андон, Бакстер, Махама [10] и другие, признавали BSC одной из главных инноваций в сфере оценки результативности компаний.

Касательно внедрения ССП в бизнес-среду также высказывались такие гиганты в области управленческого консалтинга и информационных технологий, как Gartner, Inc [11]. Они предполагали, что к концу 2001 года более 70 процентов американских компаний примут на вооружение исследуемую концепцию [12].

Приобретенная популярность ССП с момента ее создания по текущий момент очень впечатляет. Вот уже девятнадцать лет Bain &

сов А. Е.

Company отслеживает внедрение и практику общемирового применения инструментов управления предприятиями, в их число также входит и исследуемая нами система сбалансированных показателей. В опубликованном обзоре компании Bain «Management Tools Survey 2003» [13] говорилось о том, что более половины компаний Global Fortune 1000 в течение 2002 года использовали BSC [14].

Ряд всемирно-известных компаний исследовали применимость ССП, это были такие исследования, как: «Balanced Scorecard usage survey», проводимое компанией 2GC; «Balanced Scorecard Frustration and Challenges report»; «Balanced Scorecard Forum» и др. Но, пожалуй, одной из самых всесторонних оценок общемирового внедрения и использования систем управления и мониторинга является «Management Tools & Techniques Survey», проводимое на ежегодной основе консалтинговой фирмой Bain & Company В его основе лежит опрос руководителей крупнейших компаний на пяти континентах: Северная и Южная Америки, Европа, Азия и Африка. Как указано на рисунке 1, в обзоре 2011 года собрана информация по использованию управленческих систем на протяжении 2010 года на основе данных, собранных с 1230 компаний. Также хотелось бы отметить, что, согласно данным последнего исследования (Management Tools & Techniques Survey 2011), за 19 лет проведения в нем уже приняли участие 11163 компании.

1—Othéf 11,163 1.230

Latin America

i latin America

EMEA Asio-Pacifie

1 1 EMEA

Kj-J, Amarirn

i ■ North America

1993-2011 2011

Рис. 1. Обзор участников исследования. Источник: Bain & Company. Management Tools & Trends 2011.

Система сбалансированных показателей была включена в обзор, начиная с 1996 года. В те времена порядка 39 процентов респондентов были пользователями данного исследования. На протяжении 5 лет процент использования ССП практически не менялся, однако в 2002 году, сразу после кризиса 2001 года, он резко вырос и достиг 62%, затем в 2004 году его распространение сократилось до 57%. В том же исследовании 2005 года исследуемый метод занял 13 место в топ-25 концепций управления, используемых менеджерами. Далее, начиная с 2008 года, мы наблюдаем спад. Процент использования сократился, но все равно оставался выше 50%.

1996 2010

■ Total usage В Overall satisfaclion

Рис. 2. Применимость ССП и уровень ее удовлетворенности

Источник: Bain & Company. Management Tools & Trends 2011.

Ежегодный обзор включает в себя 25 наиболее применимых современных концепции управления на предприятиях на основании их востребованности топ-менеджментом. В исследовании 2011 года топ-10 наиболее используемых моделей в управлении организациями выглядели в соответствии с таблицей 1.

Нетрудно заметить, насколько существенно изменилось положение системы сбалансированных показателей за столь короткий срок (с 2004 по 2010 год). Даже в период кризиса 2008 года и посткризисного периода, когда компании сокращали персонал, сворачивали производства, а то и вовсе закрывались, используемость ССП в исследовании Bain & Company оставалась близка к 50%. В исследовании также говорится, что планируемый показатель на 2011 год был 63%.

Итак, хотелось бы обозначить основные положения системы сбалансированных показателей:

1) наличие финансовых и нефинансовых показателей;

2) модель позволяет обеспечить связь стратегии (преобразуя в набор взаимосвязанных показателей) и операционной деятельности;

1 Global H ri д. i рюпт1 America Europe Asia Latin America

Benchmarking } 3 1 A 3

Strategic planning 2 2 3 2 i

Mission and: vision statement 3 A 5 3 i

Customer relationship management A 1 2 1 6

Outsourcing 5 6 5 S A

Balanced scorecord 1 n 3 10 5

Change monogement progroms 7 9 4 3 9

Сете competencies 7 5 8 6 10

Strategic alliances 9 7 7 8 8

Customer segmentation 10 15 12 10 7

Таблица 1 Топ-10 наиболее используемых элементов управления предприятиями Источник: Bain & Company. Management Tools & Trends 2011

Стариков А. Е.

3) показатели сбалансированы по четырем перспективам: финансы, клиенты, внутренние бизнес-процессы, обучение и развитие;

4) позволяет оценить эффективность компании как в прошлом, так и в будущем, разделяя показатели на опережающие и запаздывающие;

5) стратегические карты отражают взаимосвязь между показателями в системе;

6) ССП должна учитывать уникальность каждой компании, для которой разрабатывается.

Перспектива финансов - ее показатели позволяют оценить экономические последствия произведенных действий. Основными показателями являются: выручка, чистая прибыль, рентабельность активов и др.

Перспектива клиентов состоит из сегмента рынка. К показателям этой составляющей принято относить: удовлетворенность клиентов, сохранение и увеличение клиентской базы и др.

Перспектива внутренних бизнес-процессов свидетельствует о том, насколько успешно компания готова решать рутинные вопросы и каким образом происходит построение инновационных решений. Оценивается исходя из уровня брака, себестоимости продукции и др.

Перспектива обучения и развития представляет собой комплекс общих критериев: удовлетворение работой, возможность применять работниками навыки и умения и др.

В ССП показатели помогают трансформировать термины действия и задачи с помощью стратегических карт, как это показано на рисунке 3.

Представленная стратегическая карта позволяет рассмотреть стратегию компании в виде взаимосвязи четырех перспектив ССП. Впоследствии она дополняется необходимыми показателями.

Однако было бы ошибочным считать, что весь академический мир всецело поддерживал принципы и критерии оценки, предложенные Нортоном и Капланом, что в ос-

Рис. 3. Схема стратегической карты

новном складывалось из ошибок правильной идентификации, анализа и действий с необходимыми измерителями (показателями). Так, например, Иттнер и Ларкер [15] утверждали, что основные ошибки внедрения оценочных показателей к нефинансовым данным заключались в принятии шаблонных версий нефинансовых структур, подобных ССП, проводя причинно-следственные связи между показателями и ожидаемыми результатами. Это позволяло управленцам по своему усмотрению выбирать критерии и манипулировать ими, что приводило к их заинтересованности, ведь именно выбранные ими показатели влияли на бонусы и премии, которые впоследствии приводили к их личному обогащению. Ит-тнер и Ларкер выделяли четыре основные группы ошибок в попытках измерить нефинансовые показатели и предложили шесть шагов того, как сделать это правильно.

Во-первых, отсутствие четкой взаимосвязи показателей со стратегией компании. Использование имеющегося набора подходов, таких как Balanced Scorecard, само по себе не позволяло определить, какая область приносила наибольший вклад в финансовый результат компании.

Во-вторых, отсутствие проверки связей. Это, в первую очередь, привело к измерению слишком большого количества показателей и приводило к излишнему вни-

манию на второстепенные критерии, которые затмевали действительно необходимые данные.

В-третьих, неверная установка целевых показателей. Выдающаяся нефинансовая деятельность, исходя из показателей, не всегда транслировалась в финансовый успех компаний, а скорее наоборот. Как пример, установка цели в 100%ную удовлетворенность клиентов в итоге показывала, что клиенты с меньшим процентом сатисфакции порой приносили большую прибыль компании.

В-четвертых, неверная система измерений. Исследование Иттнера и Ларкера подтвердило, что 70 процентов компаний использовали метрики с недостатком обоснованности. Некоторым критериям присваивалась определенная шкала оценки, которые в принципе не могли быть измерены. Другая проблема заключалась в том, что некоторые компании даже не пытались измерить проблемные качественные области. С одной стороны, это предохраняло менеджеров, они не опирались на ошибочные результаты, но, с другой - затрудняло представление общей картины деятельности компании.

Методы, которые были предложены Итт-нером и Ларкером для того, чтобы корректно использовать аналогичные ССП модели:

- разработка модели, выражающей причинно-следственные связи, основанной на предположениях в стратегическом плане развития. Стратегический план должен быть подобен плану действий, не основываясь на миссии или видении компании;

- сбор данных воедино. Необходимо бережно проводить инвентаризацию всех баз данных компании, избегая дублирования, т.е. сбора уже существующей информации, устраняя сегменты, которые используются очень узким кругом пользователей и не имеют особой важности;

- преобразование данных в информацию. Использовать статистические методы, такие как регрессионный, корреляционный

анализ, а также другие известные техники: фокус группы, интервью (имеется в виду опрос особо значимых представителей компании);

• постоянное усовершенствование модели. При изменении окружающей среды основные направления производительности тоже должны изменяться, а также в стабильных условиях должен проводиться непрерывный анализ для уточнения ключевых показателей эффективности, чтобы понимать, какие из них являются «драйверами» успеха;

- действия должны быть основаны на произведенном анализе. Выделение финансовых драйверов капитала в соответствии с относительной важностью после установления причинно-следственных связей в модели;

- оценка результатов. Проведение последующего аудита для достижения желаемого результата. При провале необходим пересмотр причинно-следственных связей модели.

Иттнер и Ларкер в своем исследовании приходят к выводу, что большинство нефинансовых систем измерения результатов становятся неубедительными заменителями финансовых. Для того чтобы данная система была полезной компании, в которую внедрена, она должна базироваться на более сложных взаимосвязях количественных и качественных методов оценки, а не на общей структуре «управления догадками».

Другим известным критиком ССП является Ханна Норреклит [16], которая в своей статье рассуждает на тему логики построения модели в целом и утверждает, что модель получила всеобщее признание исходя из уважения к ее авторам и Harvard University. Она также утверждает, что система сбалансированных показателей - это концептуально неясная модель, опирающаяся на широкое использование аналогий и метафор. Ханна излагает свое отношение к теории Нортона и Каплана, исходя из филологических основ: этоса - нравственного начала,

логоса - мысли, заключенной в речи, и пафоса - эмоциональной взволнованности, способствующей более красочному восприятию мыслей автора.

Норреклит говорит о том, что Каплан и Нортон используют очень драматичную форму изложения своих идей, нежели это принято в большинстве научных исследований, авторы пользуются большим количеством общедоступных примеров, таких как сравнение управления самолетом и компанией.

Говорится о том, что индустриальный век сменился информационным и необходима новая модель, чтобы быть в тренде новой изменившейся среды, подобно реактивному самолету, которому требуются различные навигационные приборы. Компании пытались использовать различные концепции в попытках адаптироваться к новым требованиям, но результаты были разочаровывающими и одним из возможных решений приспособления к новой внешней среде является система сбалансированных показателей.

Норреклит в своей статье анализирует используемые Нортоном и Капланом стилистические приемы, такие как: метафоры, аналогии, метонимии, гиперболы, антитезы и другие. Ханна критикует методы использования этих стилистических форм применительно к ССП, которые относятся к пафосу (эмоциям) и логосу (причинам), а также она утверждает, что Нортон и Кап-лан нарушают правила аргументации, что приводит к неясности и создает иллюзию ложной ментальной оценки (логосу). Она говорит об отсутствии в работе Нортона и Каплана субординации и координации причинно-следственных связей, что затрудняет прослеживание логических цепочек читателями.

Братья Райли [17] в своем исследовании затрагивают очень популярную проблему -это предоставление информации, несоответствующей требованиям руководства, т.е., по сути, информация была предоставлена, но нет возможности ее использования в со-

сов А. Е.

ответствии с изначально поставленными целями. А также другой насущный вопрос - порой в текущем периоде невозможно измерить то, что можно будет измерить в будущем. С их точки зрения, система сбалансированных показателей, включающая в себя как финансовые, так и нефинансовые меры, является неполной. Кроме того, ССП строится вокруг стратегии компании взаимосвязи между показателями, как и в целом между четырьмя перспективами, не досконально разобраны, что, по их мнению, оставляет спорные моменты.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Хочется также отметить работу Шонбер-гера [18], который оспаривает не саму систему сбалансированных показателей, а в целом подход взаимосвязи стратегических целей с ключевыми показателями эффективности (Key Performance Indicators - KPI). В своей работе он рекомендует заменить KPI процессным подходом, определяя основные проблемы, связанные с применением KPI. Вот часть вопросов, которые публикует автор:

1. Люди, устанавливающие целевые значения показателей, - это, как правило, не те, кто лучше всего знает, как работает весь процесс.

2. Большинство целей слишком общие, как следствие - трудно узнать конкретные причины при их недостижении.

3. KPI очень подвержены влиянию факторов, которые напрямую не должны были повлиять на показатели, например, проблему информационных систем.

4. Ориентированность на управленческие цели снижает фокус, который мог быть направлен на сам процесс достижения этих целей.

5. Могут быть поставлены такие цели, которые в принципе недостижимы в нынешней действительности компании, и др.

Одним из неоспоримых преимуществ системы сбалансированных показателей является ее возможность к адаптации. Таким образом, Balanced Scorecard, которая была изначально разработана для целей ис-

пользования в коммерческих компаниях, получила широкое распространение в некоммерческих и общественных организациях, естественно, претерпевая некоторые изменения по отношению к коммерческой модели ССП:

1) смещение финансовой перспективы на стратегической карте компании. Так, например, некоммерческие организации и большинство общественных организаций располагают финансовые критерии на самый низ стратегической карты, ведь основной целью общественных и некоммерческих организаций не является генерация прибыли и увеличение благосостояния заинтересованных сторон;

2) основной целью организаций, представляющих некоммерческую организационную структуру, является оказание услуг их стэйкхолдерам, кем могут являться: общественность, различные сообщества, а также правительственные органы. В подобных моделях данные интересы и являются главной перспективой.

Многочисленные исследования концепции Нортона и Каплана под авторством российских и зарубежных авторов свидетельствуют о том, что концепция BSC оказывается достаточно полезной с точки зрения не только оценки, а также создания общего, разделяемого всеми понимания стратегии будущего существования и развития компании, установления связи между целями и задачами различных уровней управления для конкретных подразделений, филиалов, департаментов и сотрудников в зависимости от внутренних нужд компании. Система сбалансированных показателей также позволяет сконцентрировать усилия на наиболее важных для реализации стратегии инициативах. Возьмем за основу статью И.Н. Батиной «Использование системы сбалансированных показателей на российских предприятиях в современных условиях» [19], в которой автор говорит о том, что BSC - это новая модель, получившая большую популярность как в России, так и за

рубежом, она прекрасно использует прежние финансовые параметры, дополненные новыми оценочными характеристиками, способствующими скорейшей и наиболее эффективной реализации стратегических целей. И что модель также позволяет формировать понимание о движущих факторах настоящего и будущего успеха, дает оценить сотрудникам непосредственно их вклад в устойчивое развитие компании.

Так, одним из наиболее популярных и наглядных примеров является система мотивации персонала, которая может основываться на заложенных в ССП ключевых показателях эффективности таким образом, чтобы стимулы (подарки, премии и др.) распределялись в зависимости от сбалансированности достигнутых целей. Наконец, по утверждениям BSC, это концепция, обеспечивающая обратную связь с процессом реализации стратегии, что, таким образом, упрощает необходимый пересмотр стратегических целей компании.

Однако, как это было описано в данной статье, существует достаточное количество статей на тему попыток: установить недостоверность причинно-следственных связей, критиковать сам подход взаимосвязи показателей со стратегическими целями, говорить о невозможности внедрения стратегии «сверху вниз». Другими авторами неоднократно предпринимались попытки усовершенствования или изменения модели ССП. По мнению автора данной статьи, именно такое большое внимание, прикованное к главным принципам концепции Нортона и Каплана со стороны ее порицателей, с одной стороны, и огромное количество исследовательских работ, научных семинаров, подтверждающих методологию и мнение родоначальников BSC, - с другой, способствует ее дальнейшему развитию и процветанию. Так, например, одна из последних конференций с участием отцов-основателей сбалансированной системы показателей проходила с 21 по 26 апреля 2012 года в ОАЭ, в ней при-

нимали участие многие представители бизнес-среды и ученого света.

Возвратимся к преимуществам - при возникновении несоответствия намеченных целевых значений и достигнутых результатов определить причину провала, как правило, весьма проблематично. При анализе ситуации менеджеру не только приходится учитывать лежащие на поверхности причины, но и необходимо вникать во все закрома проблем, которые порой невозможно увидеть невооруженным взглядом, например, поведение конкурентов и потенциал работников компании (ведь именно они создают саму компанию), лежащие в основе любой конкретной системы BSC. Все это требует интеллектуальных и временных ресурсов, однако для крупных компаний в бли-

ов А. Е.

жайшем будущем такая работа станет жизненно необходимой, ведь, как известно, выживает сильнейший, или, в данном конкретном случае, наиболее подготовленный.

К недостаткам BSC традиционно относят также трудность выявления адекватных ключевых показателей, внедрение стратегии «сверху вниз», игнорирование внешних по отношению к фирме условий (конкуренция, политическая конъюнктура, технологический прогресс и т.п.). Тем не менее при всех ограничениях, о которых следует помнить, концепция BSC дает в руки руководителю достаточно эффективный и гибкий инструмент, который можно с одинаковым успехом использовать как для реализации стратегии компании, так и для оценки текущих проектов и информационных систем

ЛИТЕРАТУРА

1. Каплан Р., Нортон Д. Система сбалансированных показателей. От стратегии к действию. М.: ЗАО «Олимп-Бизнес», 2004. С. 10.

2. Kaplan R.S., Norton D.P. The balanced scorecard: translating strategy into action, Harvard Business School Press, Boston, 1996. P. 16.

3. Daum J.H. French Tableau de Bord: Better than the Balanced Scorecard? Der Controlling Berater, 2005.

4. Редченко К. Показательное несогласие: Balanced Scorecard и Tableau de bord. Электронная библиотека www.Iteam.ru.

5. Buchanan Leigh. The Wisdom of Peter Drucker from A to Z. Inc. magazine. 2009. Nov 19. (revised Mar 12, 2012).

6. Ивлев В., Попова Т. Balanced Scorecard - альтернативные модели // Банки и технологии. 2002. №4.

7. Norreklit H. The Balanced Scorecard: what is the score? A rhetorical analysis of the Balanced Scorecard, Accounting, Organizations and Society, 2003. Vol. 28. P. 591 - 619.

8. Calabro L. (2001, February). On Balance. CFO Magazine, Retrieved June 17, 2005 from: http:/ /www.cfo.com/

9. Ittner C.D. and Larcker D.F. Innovations in performance measurement: Trends and research implications. Journal ofManagement Accounting Research. 1998. Vol.10. P. 205 - 238.

10. Andon P., Baxter J., Mahama H. The Balanced Scorecard: Slogans, Seduction, And State Of Play. Australian Accounting Review. 2005, Mar. Vol. 15. No.1. P.29 - 38.

11. Gartner Inc. Компания, торгуемая на Нью-Йоркской фондовой бирже, является одной из ведущих компаний в сфере информационных технологий и консалтинга.

12. Neely A. Gazing into the crystal ball: the future of performance measurement, Perspectives on Performance. 2003. Vol. 2. No. 2. P. 12 - 13.

13. Rigby D. Management tools survey 2003: Usage up as companies strive to make headway in

tough times. Strategy & Leadership. Chicago, Vol. 31, No. 5 2003; pp. 4-11

14. Calabro, L. On Balance. CFO Magazine. (February 2001). Retrieved June 17, 2005 from: http: //www. cfo. com/

15. Ittner C.D. and Larcker D.F. Coming up short on nonfinancial performance measurement. Harvard Business Review. November 2003. Р. 88 - 95.

16. Norreklit H. The balanced scorecard: What is the score? A rhetorical analysis of the balanced scorecard. Accounting, Organizations and Society. 28(6) 2003. Р. 591 - 619.

17. Reilly G.P. and Reilly R.R. Using a measure network to understand and deliver value. Journal of Cost Management November/December 2000. Р. 5 - 14.

18. Schonberger R.J. Lean performance management (Metrics don't add up). Cost Management. January/February 2008. Р. 5 -10.

19. Батина И.Н. Использование системы сбалансированных показателей на российских предприятиях в современных условиях // Вестник Уральского института экономики, управления и права. 2011. №3. С. 27 - 36.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.