Научная статья на тему 'СУЩНОСТЬ ТРУДОВОГО ВОСПИТАНИЯ РЕБЕНКА В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ'

СУЩНОСТЬ ТРУДОВОГО ВОСПИТАНИЯ РЕБЕНКА В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1180
209
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРУД / ВОСПИТАНИЕ / ДЕТИ / ЦЕННОСТИ / ЛИЧНОСТЬ / УМЕНИЯ / НАВЫКИ / ЗАДАЧИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Черненко Юлия Викторовна, Амангелдикызы Рашида

В статье рассматривается сущность трудового воспитания, которая достаточно актуальна для детей дошкольного и школьного возраста, так как на этом этапе у ребенка происходит формирование личностных качеств, умений и стремления к труду. В ходе исследования установлено, что проблема трудового воспитания на ранних этапах онтогенеза является одной из центральных в психолого-педагогической науке и практике.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «СУЩНОСТЬ ТРУДОВОГО ВОСПИТАНИЯ РЕБЕНКА В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ»

УДК 379.8

Научная статья

СУЩНОСТЬ ТРУДОВОГО ВОСПИТАНИЯ РЕБЕНКА В СОВРЕМЕННЫХ

УСЛОВИЯХ

Аннотация. В статье рассматривается сущность трудового воспитания, которая достаточно актуальна для детей дошкольного и школьного возраста, так как на этом этапе у ребенка происходит формирование личностных качеств, умений и стремления к труду. В ходе исследования установлено, что проблема трудового воспитания на ранних этапах онтогенеза является одной из центральных в психолого-педагогической науке и практике.

Ключевые слова: труд, воспитание, дети, ценности, личность, умения, навыки, задачи.

Для цитирования: Черненко, Ю.В. Сущность трудового воспитания ребенка в современных условиях / Ю.В. Черненко, Р. Амангелдикызы // Наука и реальность. - 2023. -№ 2 (14). - С. 50-57.

Трудовое воспитание - целенаправленный процесс формирования у детей трудовых умений и навыков, уважения к труду взрослых, привычки к трудовой деятельности.

Согласно мнению К.Д. Ушинского, «труд серьезная и тяжелая деятельность человека, но именно с помощью него он может приобрести подлинное счастье», в связи с этим во время воспитания необходимо внушать «.. .неутомимую жажду труда, оказывать помощь в самореализации.» [1]. А вот П.П. Блонский утверждал, что «трудовое воспитание направлено на планомерное упражнение в трудовой деятельности и создании полезных для человека предметов, а также развития у ребенка умений пользоваться орудиями труда» [2].

Черненко Ю.В., Амангелдикызы Р. Кокшетауский университет им. А. Мырзахметова (г. Кокшетау, Республика Казахстан)

Сущность трудового воспитания заключается в приобщении детей к трудовой деятельности и формировании у них положительного отношения к труду взрослых.

Основные виды труда, которые воспитывают в ребенке любовь к труду - это самообслуживание, хозяйственно-бытовой труд, труд в природе и ручной труд. Он способствует воспитанию многих важных качеств личности: отзывчивости, заботливости, бережливости, ответственности, у него воспитывается уважение и интерес к труду.

Формы организации труда: поручения, дежурства, коллективный труд детей.

Условия к организации детского труда:

- систематичность детского труда;

- постепенность рабочей нагрузки;

- подбор оборудования для труда;

- создание рабочей атмосферы в группе.

Следовательно, главной особенностью трудового воспитания в ДОУ служит то, что труд ребенка неразрывно связан с игрой. Другая особенность заключается в том, что трудовая деятельность постоянно развивается.

В процессе трудового воспитания:

- вырабатываются следующие качества: трудолюбие, самостоятельность, активность, бережливость, умение работать в коллективе, целенаправленность, гуманизм;

- развиваются психологические и возрастные особенности детей: активность, любознательность, эмоциональная отзывчивость, сензитивность и т.д.;

- трудовое воспитание находится в тесной связи с другими задачами развития личности: умственным, нравственным и физическим воспитанием;

- труд формирует положительные эмоции и является средством воспитания гуманных чувств;

- труд развивает индивидуальность личности [3].

Также установлено, что в настоящее время определено место труда в педагогическом процессе и разработано его содержание. Рассмотрим более подробно задачи трудового воспитания детей. В ходе исследования рассмотрены классификаций задач трудового воспитания, представленные В.Г. Нечаевой, Ю.К. Бабанским, В.И. Логиновой (таблица 1).

Таблица 1

Задачи трудового воспитания детей

Ю. К. Бабанский [4] В. И. Логинова [5] В. Г. Нечаева [6]

-воспитание положительного отношения к труду; - воспитание уважительного отношения к людям; -формирование потребности трудиться; - подготовка к выбору профессии. - формирование положительного отношения к труду; - воспитание потребности трудиться; - усвоение трудовых знаний, умений, навыков в основных видах труда. - формирование трудовых умений и навыков; - заложение основ трудолюбия и воспитание отношения к труду; -воспитание нравственных и волевых качеств личности; - овладение навыками трудовой деятельности; - воспитание отношения к труду взрослых.

На основе анализа литературы и позиции ряда авторов, таких как В.Г. Нечаева, Ю.К. Бабанский, Р.С. Буре, В.И. Логинова, мы определяем трудовую воспитанность в единстве трех критериев: положительное отношение к труду, уважительное отношение к людям труда, потребность трудиться и сформированность основ трудолюбия. Уважительное отношение к людям труда проявляется в знании о труде и о людях труда; положительное отношение к труду проявляется в бережном отношении к результатам труда, в понимании значения труда; потребность трудиться и сформированность основ трудолюбия проявляется в активности и старательности в труде, настойчивость в преодолении трудностей.

При изучении научной литературы в рассматриваемой области установлено, что к настоящему времени определено место труда в педагогическом процессе детского труда и разработано его содержание (Н. Крылова, Д.В. Сергеева, Е.И. Радина, Е.И. Корзакова, В.И. Логинова, Г. Киселева, В.Г. Нечаева, Л.И. Сайгушева и др.). Данные специалисты утверждают важность и необходимость трудового воспитания с раннего возраста и связывают это со следующими причинами: требования современного общества.

Исторически сформировавшаяся система воспитания обеспечивает присвоение детьми определенного круга способностей, нравственных норм и духовных ориентиров, соответствующих требованиям конкретного общества, но постепенно средства и способы организации становятся непродуктивными.

Формирование человека как личности требует от общества постоянного и сознательно организуемого совершенствования системы общественного воспитания, преодоления застойных, традиционных, стихийно сложившихся форм. Такая практика преобразования сложившихся форм воспитания немыслима без опоры на научно-теоретическое психологическое знание закономерностей развития ребенка в процессе онтогенеза, ибо без опоры на такое знание существует опасность возникновения волюнтаристского, манипулятивного воздействия на процесс развития, искажения его подлинной человеческой природы, техницизм в подходе к человеку.

Под воспитанием понимается целенаправленное развитие каждого растущего человека как неповторимой человеческой индивидуальности, обеспечивание роста и совершенствования нравственных и творческих сил этого человека, через построение такой общественной практики, в условиях которой то, что у ребенка находится в зачаточном состоянии или пока только составляет возможность, превращается в действительность. "воспитывать - это значит направлять развитие субъективного мира человека", с одной стороны, действуя в соответствии с тем нравственным образцом, идеалом, который воплощает требования общества к растущему человеку, а с другой стороны, преследуя цель максимального развития индивидуальных особенностей каждого ребенка.

Как указывал Л.С. Выготский, "учитель с научной точки зрения - только организатор социальной воспитательной среды, регулятор и контролер ее взаимодействия с каждым учеником".

Такой подход к построению процесса воспитания - как активного целенаправленного формирования личности - согласуется с нашей методологической установкой на оценку роли общества и места генотипа растущего человека в становлении его личности.

Особую роль в воспитании играет искусство, которое в эмоционально-образной форме отражает различные виды человеческой деятельности и развивает способность творчески преобразовывать мир и самого себя.

Просветительская ориентация в педагогике уступила место более реалистичной, хотя никто не отрицал важность нравственного просвещения и знания как такового в процессе духовного развития личности.

Однако нравственное формирование личности не равно нравственному просвещению. Установлено, что ценностно-ориентированная внутренняя позиция ребенка возникает не как итог некоторых "педагогических воздействий" или даже их системы, а в результате организации общественной практики, в

которую он включен. Однако организация общественной практики воспитания личности ребенка может быть ориентирована двояко. Один тип направлен на воспроизведение уже сложившегося социального характера. Такому типу организации соответствует приспособление педагогического процесса под уже достигнутый уровень психического развития ребенка. Подобная организация воспитания ни в коей мере не соответствует целям построения гуманного общества, поскольку здесь требуется решение задачи преобразования сознания человека.

В связи с этим, отечественные ученые и педагоги-практики исходят из того, что воспитание (в том числе и обучение) не может плестись "в хвосте детского развития", ориентируясь на его вчерашний день, а должно соответствовать "завтрашнему дню детского развития". В этом тезисе четко отражается принцип подхода к психическому развитию личности как к управляемому процессу, который способен создавать новые структуры личностных ценностей растущих людей.

Одна из центральных задач воспитания состоит в том, чтобы сформировать у растущего человека гуманистическую направленность личности. Это значит, что в мотивационно-потребностной сфере личности общественные побуждения, мотивы социально полезных деятельностей должны устойчиво преобладать над эгоистическими мотивами. Чтобы ни делал, о чем бы ни думал подросток, в мотив его деятельности должно входить представление об обществе, о другом человеке.

Формирование такой гуманистической направленности личности проходит несколько этапов.

Так, для детей носителями общественных ценностей и идеалов выступают отдельные люди - отец, мать, учитель; для подростков в их число входят также и сверстники; наконец, ребенок воспринимает идеалы и ценности достаточно обобщенно, может не связывать их с конкретными носителями (людьми или микросоциальными организациями). Соответственно система воспитания должна строиться с учетом возрастных особенностей.

Она должна также быть ориентированной на "завтрашний день" развития детей, что предполагает включение ребенка, подростка, юноши в систему взаимосвязанных генетически преемственных и сменяющих друг друга ведущих деятельностей. Внутри каждой из них возникают особые образования, каждая из них вносит свой специфический вклад в формирование мотивационно-потребностной сферы личности. В то же время развитие мотивационно-потребностной сферы происходит не только по пути включенных в нее новых

образований, но и через дифференциацию и иерархизацию ранее возникших мотивов деятельности. Наиболее развитой структурой мотивационно-потребностной сферы обладает личность с общественной направленностью мотивов.

Другая важнейшая задача воспитания растущих людей - это формирование их устойчивых учебно-познавательных интересов. Полноценное воспитание предполагает развитие у детей познавательной потребности, которая направлена не только на содержание школьных учебных предметов, но и на всю окружающую их действительность. Ребенок должен на своем личном опыте убедиться, что мир познаваем, что человек, т.е. Он сам, может открывать законы, управляющие окружающим миром, предсказывать события и проверять, произойдут ли они на самом деле, находить единую скрытую основу, казалось бы, разнородных явлений. Эта радость познания, радость собственного творчества превращает первоначальное любопытство в любознательность, присущую ребенку, делает ее более устойчивой.

Формирование у ребенка психологической готовности к труду происходит в таких видах деятельности как: игра, учение, бытовой и производительный труд, техническое творчество.

Так как этот вид деятельности не тождественен ни учебной деятельности, ни трудовой деятельности взрослых то мы условно выделяем ее как учебно-трудовую. Ребенок, после окончания школы, уже может иметь специальность, что дает ему предпосылки для быстрой адаптации на производства

Как показали исследования психологов, представление у детей о будущей профессии очень смутное: слабы представления о трудностях, социальной значимости. Важной предпосылкой самовоспитания является адекватное оценка своего соответствия требованиям профессии. В этом учащиеся испытывают трудности потому, что у некоторых не сформирована самооценка способностей и своей профессиональной пригодности.

Чтобы дети правильно оценивали свои способности необходимо проводить психологические факультативы, на которых рассказывать учащимся как выбирается профессия, какую роль в этом играют интересы, склонности и способности человека, о критериях оценки своих возможностей, о роли и способах самовоспитания.

Итак, подводя итог данной работы, можно сделать следующий вывод, что трудовая деятельность является одним из важных факторов воспитания личности. Включаясь в трудовой процесс, ребенок коренным образом меняет свое

представление о себе и об окружающем мире. Радикальным образом изменяется самооценка. Она изменяется под влиянием успехов в трудовой деятельности, что в свою очередь меняет авторитет детей в классе. Вопрос авторитета, самоутверждения особенно большую роль играет в школьном возрасте. Учитель должен поддержать и направить развивающийся интерес не только на свой предмет, но и на другие области познания. Под влиянием этого интереса будет развиваться самопознание. Главная развивающая функция труда - это переход от самооценки к самопознанию. Кроме этого, в процессе труда развиваются способности, умения и навыки. В трудовой деятельности формируются новые виды мышления. Вследствие коллективности труда ребенок получает навыки работы, общения, сотрудничества, что улучшает адаптацию ребенка в обществе.

Труд является равнозначным предметом программы обучения. Правда в последнее время в большинстве школ труд находится в упадке. Это связано как с общей социально-экономической ситуацией, так и с общим развитием социума. В связи с этим трудовое обучение требует коренной перестройки. Труд должен взять на себя более широкую функцию, чем подготовка детей к работе на производстве, но не исключая ее. В этом мы видим будущее трудового воспитания.

Библиографический список

1. Аллагулов А.М., Абулкаирова Г.Б. Актуальность трудового воспитания младшего школьника в современной начальной школе // Современные проблемы науки и образования. - 2020. - № 1. [Электронный ресурс]: URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=29479 (дата обращения: 28.03.2023).

2. Бабанский, Ю. К. Избранные педагогические труды / [сост. М. Ю. Бабанский; авт. вступ. ст. Г. Н. Филонов, Г. А. Победоносцев, А. М. Моисеев; авт. коммент. А. М. Моисеев]; Акад. пед. наук СССР. - М.: Педагогика, 1989. - 558, [2] с.: табл., 1 л. портр. - (Труды действительных членов и членов-корреспондентов Академии педагогических наук СССР). - Библиогр.: в конце гл.; Список осн. науч. тр. Ю. К. Бабанского.: с. 547-555; Коммент. в конце кн.

3. Блонский, П.П. Трудовая школа / П.П. Блонский. - М.: Литературно-издательский отдел Народного комиссариата по просвещению, 1919.- Ч. 1., Ч. 2 - 109 с., 64 с.

4. Логинова В.И. «Программа развития и воспитания детей в детском саду», М., 2010. - 56 с.

5. Нечаева В.Г. «Воспитание дошкольника в труде», М., 1974.- 192 с.

6. Ушинский, К. Д. Проблемы педагогики: [сборник] / К. Д. Ушинский; [сост. и авт. вступ. ст. Э. Д. Днепров]. - М.: Изд-во УРАО, 2002. - 592 с.

Черненко Юлия Викторовна, магистр педагогики, старший преподаватель, Кокшетауский университет им. Абая Мырзахметова (г.Кокшетау, Республика Казахстан).

: [email protected]

Амангелдикызы Рашида, магистрант, Кокшетауский университет им. Абая Мырзахметова (г.Кокшетау, Республика Казахстан).

[email protected] Дата поступления: 03.04.2023

© Черненко Ю.В., Амангелдикызы Р., 2023

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.