4. Галагузова М.А. Педагогика и социальная педагогика в зеркале современных учебных пособий. Сибирский педагогический журнал. 2005; № 2.
5. Гурин Н.А. История социально-культурной деятельности как самостоятельное научное направление. Молодой ученый. 2011; Выпуск № 11 (34), Т. 2.
6. Школа сотрудничества: Манифесты. Москва: Первое сентября, 2002.
References
1. Bityanova M.R. Organizaciya psihologicheskojraboty v shkole. Moskva: Sovershenstvo, 1998.
2. Churekova T.E. Nepreryvnoe obrazovanie irazvitie lichnosti vsistemeinnovacionnyh uchebnyh zavedenij. Kemerovo: Kuzbassvuzizdat, 2001.
3. Gagaev A.A. Russkie filosofsko-pedagogicheskie ucheniya 18 - 19 vv.: pedagogicheskij aspekt. Moskva: Russkoe slovo, 2013.
4. Galaguzova M.A. Pedagogika i social'naya pedagogika v zerkale sovremennyh uchebnyh posobij. Sibirskij pedagogicheskij zhurnal. 2005; № 2.
5. Gurin N.A. Istoriya sociaino-kul'turnoj deyatel'nosti kak samostoyatel'noe nauchnoe napravlenie. Molodoj uchenyj. 2011; Vypusk № 11 (34), T. 2.
6. Shkola sotrudnichestva: Manifesty. Moskva: Pervoe sentyabrya, 2002.
Статья поступила в редакцию 26.04.21
УДК 37.06
Khasanova P.Kh., Director, Secondary School No. 60 (Grozny, Russia), E-mail: [email protected]
THE BASICS, STRUCTURE AND FUNCTIONAL MANIFESTATIONS OF THE INDIVIDUAL STYLE OF TEACHER'S ACTIVITY. The article reveals a problem of development of individual style of a teacher of general educational organization. The interdependence of the pedagogical and psychological aspects of the teacher, which affects the successful learning of schoolchildren, is revealed. The main components influencing the formation of an individual style in pedagogical activity are identified and substantiated: perfection of knowledge in the subject area; competence in the field of learning technologies; competence in the field of psychological and pedagogical knowledge and self-improvement. The advantages and disadvantages of different styles of pedagogical activity are considered. A variety of individual styles of teachers in the educational organization contributes to a variety of ways to develop motivation for cognitive activity and subject achievements of schoolchildren. The individual styles of teachers' activity and the qualities significant for the style of pedagogical activity are experimentally determined in the educational organization: experience of pedagogical activity, extraversion, conscientiousness, communicative and organizational qualities. The article highlights continuing education as a source of improving pedagogical skills: the system of professional development, methodological and consulting assistance of colleagues within the educational organization, mentoring, self-education and other methods. The presented material leads to the conclusion that the individual style of the teacher's activity allows increasing the variability and quality of the educational process.
Key words: style of pedagogical activity, components of individual style, teacher's competence.
П.Х. Хасанова, директор МБОУ «СОШ № 60», г. Грозный, E-mail: [email protected]
СУЩНОСТЬ, СТРУКТУРА И ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ПРОЯВЛЕНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОГО СТИЛЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА
В статье раскрывается проблема становления и развития индивидуального стиля педагога общеобразовательной организации. Раскрыта взаимообусловленность педагогической и психологической сторон работы педагога, оказывающая влияние на успешное обучение школьников. Выделены и обоснованы основные компоненты, влияющие на становление индивидуального стиля педагогической деятельности: совершенство владения знаниями в предметной области; компетентность в области технологий обучения; компетентность в области психолого-педагогических знаний и самосовершенствования. Рассмотрены достоинства и недостатки различных стилей педагогической деятельности. Разнообразие индивидуальных стилей педагогов в образовательной организации способствует многообразию способов развития мотивации к познавательной деятельности и предметной успеваемости учащихся. В образовательной организации экспериментально определены индивидуальные стили деятельности педагогов и значимые для стиля педагогической деятельности качества: стаж педагогической деятельности, экстраверсия, добросовестность, коммуникативные и организаторские качества. В статье выделено непрерывное образование как источник совершенствования педагогического мастерства: система повышения квалификации, методическая и консультационная помощь коллег внутри образовательной организации, наставничество, самообразование и другие методы. Представленный материал приводит к выводу, что индивидуальный стиль деятельности педагога позволяет повысить вариативность и качество образовательного процесса.
Ключевые слова: стиль педагогической деятельности, компоненты индивидуального стиля, компетентность педагога.
Важнейшим условием модернизации и развития системы образования является обеспечение образовательных организаций квалифицированными кадрами. Обновление содержания образования, личностно ориентированный подход, развитие педагогических инноваций влияют на организацию педагогической деятельности, расширяют возможности для творчества педагога. Поэтому актуализируется проблема подготовки и повышения квалификации специалистов, активных и компетентных, самостоятельных и креативных, способных выполнять требования Федеральных государственных образовательных стандартов и соответствовать профессиональному стандарту педагога. Установлено, что педагоги, обладающие индивидуальным педагогическим стилем деятельности, обеспечивают многогранное развитие личности учеников и становятся гарантом качественного образовательного процесса. Значит, от того, насколько быстро и хорошо молодые педагоги смогут адаптироваться к профессии, выработать индивидуальный стиль деятельности, а педагоги со стажем будут его совершенствовать, зависит качество обучения, развитие мотивации учащегося к познавательной деятельности и предметная успеваемость.
Профессиональная деятельность педагога представляет собой сложную, развивающуюся систему, разнообразную за счет индивидуального стиля. Под индивидуальным стилем деятельности педагога понимают склад мышления и манеру общения с обучающимися, систему применяемых приемов в обучении и воспитании, которые зависят не только от системы взглядов и ценностей педагога, но и обусловлены его индивидуально-психологическими особенностями и личными качествами. Использование педагогом конкретных механизмов деятельности может происходить как сознательно, так и стихийно.
Для исследования индивидуального стиля педагогической деятельности необходимо учитывать взаимообусловленность педагогической и психологиче-
ской сторон работы педагога, оказывающей влияние на развитие обучающихся в процессе совместной деятельности. Данной проблеме посвящены труды известных психологов и педагогов: И.А. Зимней [1], Е.А. Климова [2] и B.C. Мерлина, В.И. Загвязинского [3], В.С. Немова, Н.В. Кузьминой и А.Я. Никонова, А.К. Марковой и др. Ученые по-разному определяли понятия «педагогическая деятельность» и «стиль педагогической деятельности».
Так, И.А. Зимняя педагогической деятельностью считала «воспитывающее и обучающее воздействие учителя на ученика, направленное на его личностное, интеллектуальное и деятельностное развитие, одновременно выступающее как основа саморазвития и самосовершенствования» [1]. Под индивидуальным стилем деятельности она предлагала понимать «устойчивую систему способов, приемов, проявляющуюся в разных условиях ее существования» [1, с. 168].
Е.А. Климов предложил понимать под индивидуальным стилем деятельности «индивидуально-своеобразную систему психологических средств, к которым сознательно или стихийно прибегает человек в целях наилучшего уравновешивания своей (типологически обусловленной) индивидуальности с предметными внешними условиями деятельности» [2, с. 49]. В.И. Загвязинский индивидуальным стилем педагогической деятельности считал «систему излюбленных приемов, определенного склада мышления, манерой общения, которая неразрывно связана с системой взглядов и убеждений» [3, с. 195].
Разнообразие понятий индивидуального стиля деятельности отражается во множестве взглядов на компоненты исследуемого понятия. Однако можно выделить следующие основные компоненты: совершенство владения знаниями в предметной области; компетентность в области технологий обучения; компетентность в области психолого-педагогических знаний и самосовершенствования. Рассмотрим данные компоненты подробнее.
Компетентность в области психолого-педагогических знаний и самосовершенствования выделяют психологи. Они обосновывают позицию, что на формирование индивидуального стиля влияют следующие компоненты: психологические особенности педагогической деятельности; половозрастные и интеллектуальные особенности обучающихся; индивидуальные личностные и психологические особенности педагога: темперамент, целеустремленность, трудолюбие, адекватность самооценки, интеллектуальная активность, наблюдательность, контактность, стаж работы и другие. Таким образом, у педагога, который стремится качественно выполнять свою деятельность, в процессе профессиональной деятельности интегрируются личностные качества, способности, профессиональные компетенции, они реализуются в устойчивой системе методик преподавания и коммуникации и обусловливают успешное решение профессиональных задач.
В своих работах B.C. Мерлин, Е.А. Климов [2] увязывают становление индивидуального стиля деятельности с продвижением педагога на субъективно более высокие уровни деятельности. Такая позиция обусловлена тем, что врожденные и приобретенные в течение жизни качества личности обладают динамикой, позволяющей регулировать поведение человека, не находится в зависимости только от биологических особенностей. Динамика индивидуальной личностной структуры педагога проявляется в его повседневном поведении и педагогической деятельности.
В иерархической структуре личности психологи выделяют четыре подструктуры: биологически обусловленную подструктуру, подструктуру форм отражения, опыта и направленности. В основе данной пирамиды лежит биологически обусловленная подструктура, то есть природные свойства человека: возрастные и половые особенности и темперамент Следующий уровень пирамиды - психические процессы отражения: восприятие, внимание и память, мышление. Они базируются на природных свойствах личности и развиваются в процессе жизнедеятельности, обучения и тренировок. Успешность и индивидуальный стиль деятельности педагога и психолога в значительной степени зависят от его организаторских, коммуникативных, творческих и конструктивных способностей. Без способности к познанию нового, умения организовать педагогическую деятельность, доброжелательности в общении с учащимися, педагогического творчества, реализации стратегической линии воспитания и обучения школьника невозможна ежедневная педагогическая деятельность и формирование ее индивидуального стиля.
Однако биологически обусловленная подструктура может влиять на поведение педагога больше, чем подструктуры опыта и направленности. Так и происходит у молодых педагогов, еще не имеющих высокого уровня профессионализма. В различных ситуациях, требующих быстрого решения, действия молодого учителя могут быть импульсивны в соответствии с особенностями его темперамента. Размышления и анализ ситуации на основе знаний и накопленного опыта, идеалов и ценностей является обращением к подструктурам высших уровней. Такое обращение позволяет опытным профессионалам преодолевать зависимость от своего темперамента. Еще до возникновения ситуации они анализируют направление ее развития, прогнозируют возможный результат. Реакция опытного педагога на сложную ситуацию менее спонтанна, а действия шире опираются на высшие подструктуры.
Таким образом, в психологической науке (И.А. Зимняя [1], Е.А. Климов [2], В.И. Загвязинский [3] и др.) выделяется индивидуальная система способностей, средств и методов, к которой прибегает педагог в своей деятельности, она и задает индивидуальный стиль педагогической деятельности. На индивидуальный стиль деятельности накладывают отпечаток типологические свойства нервной системы. Они определяют реакцию учителя на внешние воздействия, методы работы и формы контроля и обосновывают позитивное влияние компетентности в области психолого-педагогических знаний и самосовершенствования на индивидуальный стиль педагогической деятельности.
Совершенство владения знаниями в предметной области и компетентность в области технологий обучения и коммуникации наряду с психолого-педагогическими компетенциями необходимы для обеспечения качественного обучения. Данные компетенции легли в основу классификациях стилей педагогической деятельности.
Так, по А.К. Марковой, существует три вида стилей деятельности, основанных на стилях общения: демократический, авторитарный и либеральный [4, с. 195]. При демократическом стиле между педагогом и учащимся устанавливаются субъект-субъектные отношения, в которых обучающийся является равноправным партнером в обучении. Учитывая мнения и суждения, личностные качества учеников педагог использует советы, просьбы и другие формы воздействия. Функциональным проявлением данного стиля является удовлетворенность педагога своей профессией, профессиональная устойчивость, а также высокая самооценка и интерес к знаниям у учащихся.
При авторитарном стиле между педагогом и учащимся устанавливаются субъект-объектные отношения, в которых школьник является объектом педагогического воздействия. Учитель жестко контролирует выполнение своих требований, не учитывает суждения и мнения учащихся. Приказ и поучение становятся основными методами воздействия педагога. Поэтому у учащихся наблюдается отсутствие стремления к усвоению знаний, низкая самооценка, отсутствие активности, позиция психологической самозащиты и даже агрессивность в поведении.
Функциональным проявлением такого стиля является низкая удовлетворенность своей профессией и профессиональная неустойчивость, при этом педагог может занимать лидирующие позиции в коллективе.
При либеральном стиле между педагогом и учащимся устанавливаются субъект-субъектные отношения, но учитель не принимает решений сам, а передает инициативу ученикам. Функциональным проявлением данного стиля является нерешительность педагога, бессистемная организация деятельности и отсутствие контроля, это приводит к неустойчивому микроклимату и скрытым конфликтам в классе в процессе обучения.
Отметим также, что личностные качества учителя проявляются в зависимости от педагогической ситуации. В соответствии с субъект-субъектным подходом к обучению всякая педагогическая ситуация определена настоящими или предшествующими воздействиями педагога на учеников и реакциями учеников на эти воздействия. В каждой ситуации проявляется индивидуальный стиль поведения участников, но педагог должен уметь создать ситуацию успеха педагогической деятельности методами специального конструирования, тогда как ситуации неудачи возникают спонтанно. Создание ситуации успеха педагогом стимулирует активность ученика, мотивирует его на решение учебных задач. Анализ ситуации позволяет выявить причины превращения ее в проблемную, выявить тенденции изменения.
В ходе наработки профессиональных навыков происходит движение педагога по ступеням профессионального мастерства. Субъективные навыки педагога, в том числе и в предотвращении проблемных ситуаций и положительного их разрешения, являются проявлением индивидуального стиля педагогической деятельности. В педагогике стиль деятельности связывают с типическими чертами, характерными для данной профессиональной и социальной среды и индивидуальными чертами, обусловленными характером и воспитанием [5, с. 250].
Функциональные проявления индивидуального стиля учителя характеризуются содержательными, динамическими и результативными характеристиками. Содержательные характеристики включают преимущественную ориентацию учителя, адекватность планирования; использование средств педагогической деятельности. Динамические характеристики определяют гибкость, импульсивность и устойчивость в меняющихся ситуациях; эмоционально положительное отношение к учащимся: личную тревожность; направленность рефлексии в неблагоприятных ситуациях. Результативные характеристики включают стабильность и однородность уровня знаний учащихся, а также интерес к предметным знаниям.
Сочетание содержательных, динамических и результативных характеристик индивидуального стиля педагога определяет систему методов и приемов решения педагогических задач. Рассмотрим классификацию стилей педагогической деятельности на основе результативных, динамических и содержательных характеристик педагогической деятельности. Такая классификация дана А.К. Марковой и А.Я. Никоновой и включает четыре индивидуальных стиля деятельности педагога: рассуждающе-импровизационный и рассуждающе-методичный, эмоционально-импровизационный и эмоционально-методичный [4]. При этом содержательные характеристики определяют методичность или импровиза-ционность, а динамические - рассудительность или эмоциональность.
Для эмоционально-импровизационного стиля характерна ориентация преимущественно на процесс обучения, отбор наиболее интересного материала для урока и менее интересного для самостоятельной работы обучающихся. Это отражает недостаточно адекватное конечным результатам планирование, ориентацию на сильных учеников. В ходе урока оперативно меняются виды работы, используются коллективные обсуждения и творческие задания. Реже используется закрепление и повторение учебного материала, контроль знаний учащихся. В данном стиле педагогической деятельности высокая степень интуитивности и творчества сочетается с низкой методичностью.
Для эмоционально-методичного стиля характерна одинаковая степень ориентации как на достижение результата, так и на процесс обучения. Педагог, ориентированный на данный стиль, верно планирует учебный процесс в целом и отдельные уроки, прорабатывает подачу материала и смену видов работы на уроках; ориентируется как на сильных, так и на слабых учащихся. К недостаткам данного стиля можно отнести преобладание интуитивности над рефлексивностью.
Для рассуждающе-импровизационного стиля педагога характерна ориентированность на результат обучения. Используются преимущественно консервативные методики: воспроизведение материала, опрос большого количества учеников, преимущественно отстающих; закрепление материала и контроль. Редко используются коллективные обсуждения и творческие задания. Преимущества высокого уровня рефлексивности сочетаются с недостатками спонтанного поведения педагога на уроках.
Для рассуждающе-методичного стиля педагогической деятельности характерна ориентированность на результаты обучения, качественное планирование учебно-воспитательного процесса, но применяемые педагогические технологии консервативны. Высокая степень методичности опирается на преимущественно репродуктивную деятельность учащихся и традиционные методы обучения. Редко используются коллективные формы работы, активные и интерактивные методы. У педагога, ориентированного на данный стиль, рефлексивность преобладает над интуицией.
Таким образом, каждый из рассмотренных стилей педагогической деятельности имеет как достоинства, так и недостатки. Но в любом случае стиль педагогической деятельности базируется на индивидуально-психологических особенностях человека: биологически обусловленных чертах, которые прослеживаются от рождения и на протяжении всей его жизни, социально обусловленных, приобретаемых в процессе социального развития. Обобщенную характеристику деятельности, которая складывается и проявляется в работе человека, и понимают под индивидуальным стилем деятельности.
Эксперимент по определению индивидуального стиля деятельности педагогов образовательной организации МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 60» г Грозного, проведенный по методике А.К. Марковой (75 чел., сплошная выборка), показал, что одной из важных особенностей педагогов, влияющих на стиль деятельности, является стаж педагогической деятельности. В образовательной организации 75 педагогов, из них 32% имеют стаж менее 5 лет, 28% - от 5 до 10 лет и 40% - выше 20 лет Чем меньше стаж, чем чаще используется импровизационные стили: эмоционально-импровизационный либо рассуждающе-импровизационный. При стаже от 10 лет и более педагоги чаще прибегают к рассуждающе-импровизационному и рассуждающе-методическому стилям. Среди других значимых качеств для стиля педагогической деятельности выделены экстраверсия, добросовестность, коммуникативные и организаторские качества.
По мере приобретения опыта деятельности молодой педагог стихийно или сознательно совершенствует профессиональные качества, преодолевает негативные личностные качества, которые препятствуют достижению успеха. В результате формируется индивидуальный стиль деятельности - «неповторимый вариант типичных для данного педагога приемов работы в типичных для него условиях» [5, с. 252]. Источниками становления и совершенствования педагогического мастерства становится непрерывное образование: система повы-
Библиографический список
шения квалификации, методическая и консультационная помощь коллег внутри образовательной организации, наставничество, самообразование и другие методы. Эффективный индивидуальный стиль педагогической деятельности позволяет находить оптимальные сочетания приемов воздействия на учеников для разрешения педагогической ситуации и достижения учебных и воспитательных целей.
Необходимость формирования индивидуального стиля педагогической деятельности обусловлена высокими требованиями современных образовательных стандартов к владению предметными знаниями, возможностями достижения значительных результатов обучения при использовании современных технологий; возможностями влияния на личностные качества и особенности в определенных педагогических условиях. К основным факторам, препятствующих развитию индивидуального стиля педагогической деятельности, Е.М. Снигирева относит стереотипность мышления и боязнь новых форм организации учебной деятельности, недостаточные навыки в переработке информации; отсутствие навыков саморазвития и др. [6, с. 109].
Следовательно, при формировании индивидуального стиля педагогической деятельности, необходимо обращать внимание на выделенные и рассмотренные нами компоненты: совершенство владения знаниями в предметной области; компетентность в области технологий обучения; компетентность в области психолого-педагогических знаний и самосовершенствования.
Для становления и развития индивидуального стиля педагогической деятельности необходимо использование адресной поддержки педагога, основанной на его индивидуально-психологических особенностях. Это возможности системы повышения квалификации кадров; внутриорганизационная методическая помощь педагогам, система наставничества, конкурсы профессионального мастерства и др.
1. Зимняя И.А. Педагогическая психология. Москва: Логос, 2002.
2. Климов Е.А. Индивидуальный стиль деятельности в зависимости от типологических свойств нервной системы. Казань: Издательство Казанского университета, 1969.
3. Загвязинский В.И., Атаханов РА. Методология и методы психолого-педагогического исследования. Москва, 2001.
4. Маркова А.К., Никонова А.Я. Психологические особенности индивидуального стиля деятельности учителя. Вопросы психологии. 1987; № 5: 41 - 42.
5. Ильясов Д.Ф., Кеспиков В.Н., Селиванова Е.А. и др. Психолого-педагогическое обеспечение профессиональной деятельности учителя: учебное пособие для слушателей курсов повышения квалификации педагогических кадров: в 4 ч. Актуальные теории и концепции. Москва: Издательство ВЛАДОС, 2013; Ч. 1.
6. Снигирева Е.М. Индивидуальный стиль педагогической деятельности. Научно-теоретический журнал. 2011; № 2 (7): 108 - 113.
References
1. Zimnyaya I.A. Pedagogicheskaya psihologiya. Moskva: Logos, 2002.
2. Klimov E.A. Individual'nyjstil'deyatel'nostivzavisimostiot tipologicheskih svojstv nervnojsistemy. Kazan': Izdatel'stvo Kazanskogo universiteta, 1969.
3. Zagvyazinskij V.l., Atahanov R.A. Metodologiya imetody psihologo-pedagogicheskogo issledovaniya. Moskva, 2001.
4. Markova A.K., Nikonova A.Ya. Psihologicheskie osobennosti individual'nogo stilya deyatel'nosti uchitelya. Voprosy psihologii. 1987; № 5: 41 - 42.
5. Il'yasov D.F., Kespikov V.N., Seiivanova E.A. i dr. Psihologo-pedagogicheskoe obespechenie professional'noj deyatel'nosti uchitelya: uchebnoe posobie dlya slushatelej kursov povysheniya kvalifikacii pedagogicheskih kadrov: v 4 ch. Aktual'nye teorii i koncepcii. Moskva: Izdatel'stvo VLADOS, 2013; Ch. 1.
6. Snigireva E.M. Individual'nyj stil' pedagogicheskoj deyatel'nosti. Nauchno-teoreticheskijzhurnal. 2011; № 2 (7): 108 - 113.
Статья поступила в редакцию 30.04.21
УДК 378
Shatalova N.P., Cand. of Sciences (Physics, Mathematics), senior lecturer, Computer Science and Teaching Methods, Kuibyshev Branch of Novosibirsk State
Pedagogical University (Kuibyshev, Russia), E-mail: [email protected]
EDUCATIONAL TOOLS FOR THE DEVELOPMENT OF CREATIVE CONSTRUCTIVENESS OF STUDENTS. The article deals with forming a person for a new modern society. The author substantiates the idea that today people with new personal qualities, such as constructiveness and creative constructiveness, are more successful. Each of these qualities allows the school graduate to quickly adapt to the new conditions of the economic and political community, as well as to solve the problem of competitiveness in the labor market. Based on the study of the foundations of the theory of constructivity, the article introduces the concept of "creative constructivity". The author proposed to consider a number of educational tools for the development of creative constructiveness of students. The article summarizes practical experience in the organization of the educational process aimed at developing the creative potential of students in the framework of constructive educational activities. The author substantiates the pedagogical conditions for the formation of students' abilities to seek a creative approach to learning through constructive knowledge of the surrounding world. The creative component of educational activity is presented by the author through the theory of constructivity in such a way that the teacher can discover new opportunities in the application of proven teaching tools, such as models, constructs, projects. The author comes to the conclusion that an innovative approach to teaching and a system of views aimed at the development of creative constructiveness of students, through educational teaching tools that have become traditional, will help teachers to successfully design innovative educational activities within the framework of the requirements of the Federal State Educational Standard.
Key words: theory of constructivity, personality, constructivity, creativity, creative constructivity, modeling, design, project activity, project.
Н.П. Шаталова, канд. физ.-мат. наук, доц., Новосибирский государственный педагогический университет (Куйбышевский филиал), г. Куйбышев,
E-mail: [email protected]
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОЙ КОНСТРУКТИВНОСТИ УЧАЩИХСЯ
В данной статье рассматривается проблема формирования человека для нового современного общества. Обосновывается идея о том, что сегодня более успешны люди, обладающие новыми личностными качествами, такими как конструктивность и творческая конструктивность. Каждое из этих качеств дает возможность выпускнику школы быстро адаптироваться как в новых условиях экономического и политического сообщества, так и решить проблему