Научная статья на тему 'Зависимость эмоционального выгорания от индивидуального стиля педагогической деятельности'

Зависимость эмоционального выгорания от индивидуального стиля педагогической деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
718
107
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЫГОРАНИЕ / ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ СТИЛЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Козлова М.В., Алонцева А.И.

Статья посвящена исследованию эмоционального выгорания педагогов. Представлена и проанализирована взаимосвязь между индивидуальным стилем педагогической деятельности и выгоранием педагогов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEPENDENCE OF EMOTIONAL BURNING OUT ON INDIVIDUAL STYLE OF PEDAGOGICAL ACTIVITY

Article is devoted to a research of emotional burning out of teachers. The interrelation between individual style of pedagogical activity and burning out of teachers is presented and analyzed.

Текст научной работы на тему «Зависимость эмоционального выгорания от индивидуального стиля педагогической деятельности»

ГУМАНИТАРНЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ

УДК 159.947

ЗАВИСИМОСТЬ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ ОТ ИНДИВИДУАЛЬНОГО СТИЛЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Козлова М.В., студентка 4-го курса

Новокузнецкий институт (филиал) Кемеровского государственного университета

Алонцева А.И., кандидат психологических наук

Новокузнецкий институт (филиал) Кемеровского государственного университета

Аннотация: Статья посвящена исследованию эмоционального выгорания педагогов. Представлена и проанализирована взаимосвязь между индивидуальным стилем педагогической деятельности и выгоранием педагогов.

Ключевые слова: выгорание, индивидуальный стиль деятельности, педагогическая деятельность.

Личность педагога оказывает существенное влияние на обучение, развитие и воспитание подрастающего поколения, ведь именно педагог является проводником накопленных знаний и опыта человечества, а также эмоциональным вдохновителем, направляя учащихся на развитие личности, актуализацию творческого потенциала, преобразование окружающей действительно сти.

Однако на пути реализации своих целей педагогу приходится противостоять влиянию эмоциональных и стрессирующих факторов современной профессиональной среды.

Педагогическую профессию, среди других социономических профессий, выделяет повышенное чувство долга и ответственности, высокая степень неопределенности и необходимость нахождения в центре внимания аудитории. Но не только представленный перечень, характеризующий данный вид деятельности, делает ее напряженной. Большую долю напряженности вносит нарастающая дополнительная нагрузка на педагогов и необходимость вести большое количество отчетной и методической документации.

В.А. Сластенина отмечает в своих работах составной характер педагогической профессии, отмечая, что она по своей природе имеет одномоментно гуманистический, коллективный и творческий характер.

Если педагог не справляется успешно с поставленными задачами, у него возникает разочарование: в себе, профессии, месте работы. Формируется эмоциональное утомление и опустошение, ухудшение психического и физического самочувствия, что является признаками возникновения выгорания, которое отрицательно сказывается на исполнении профессиональной деятельности, влияя на характер профессионального общения и поведения педагогов, а также на качество знаний, умений и навыков учащихся и на их заинтересованность как в преподаваемом предмете, так и в дальнейшем самостоятельном самосовершенствовании.

Впервые об эмоциональном выгорании как о социальной проблеме зарубежные исследователи сообщили в США в 70-х гг. В рамках исследований проблемы отрицательного влияния профессиональной деятельности на личность Г. Фрейденбергер в 1974 г. внедрил специальный термин «burnout» (выгорание). Это понятие раскрыто им как синдром, заключающий в себе симптомы общей физической утомленности и разочарованности в профессиях альтруистического содержания [7].

А. Пайнс и И. Аронсон предложили более широкое определение выгорания. Они описывают его как состояние физического, эмоционального и психического истощения, вызванное длительным включением в ситуацию, которая предъявляет высокие требования к эмоциональной сфере [5].

Исследователь П. Брилл считает, что выгорание включает два обязательных критерия: связь с работой и отсутствие психопатологии. Это определение не допускает возможности его возникновения вне профессиональной деятельности и среди лиц, страдающих психическими расстройствами [12].

Указанные выше авторы в рамках своих научных подходов рассматривают выгорание как состояние. Но имеет место и другая точка зрения. К. Чернисс определил выгорание как процесс. Автор считает, что профессиональные установки и поведение изменяются негативным образом в ответ на напряжение на работе [10]. Дж. Элдевич и А. Бродский описали выгорание как процесс увеличивающегося разочарования [11]. А. Этциони отмечает, что выгорание -это медленно развивающийся процесс, который начинается без предупреждения и развивается почти неощутимо до какого-то времени. Внезапно и неожиданно человек начинает ощущать общее истощение и не способен объяснить эти негативные изменения предшествующим стрессовым воздействием [13]. К. Маслач также рассматривает эмоциональное выгорание как процесс, выделяя четыре стадии: 1) идеализм и чрезмерные требования к себе; 2) эмоциональное и психическое истощение; 3) дегуманизация как способ защиты; 4) синдром отвращения (к себе - к другим - ко всему). Все это приводит к краху (увольнению, болезни) [6].

Мнения Н.Е. Водопьяновой и Е.С. Старченковой отличаются от предыдущих двух подходов к изучению понятия «выгорание». Авторы определяют его как многомерный конструкт, включающий в себя совокупность

негативных психологических переживаний и дезадаптивного поведения как следствие продолжительных и интенсивных стрессов общения [3].

Мы придерживаемся мнения В.В. Бойко. Он считает, что эмоциональное выгорание приобретается в жизнедеятельности человека и определяется как выработанный личностью механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций (понижения их энергетики) в ответ на психотравмирующие воздействия [2]. Для него выгорание представляет собой приобретенный стереотип эмоционального, чаще всего профессионального, поведения, отчасти функциональный стереотип, позволяющий человеку дозировать и экономно расходовать энергетические ресурсы. Само по себе выгорание, таким образом, В.В. Бойко считает конструктивным, а его следствия - дисфункциональными [1].

Проблема выгорания не может рассматриваться без решения вопроса о детерминирующих данное явление факторах. Нами в работе предпринята попытка в качестве детерминанта изучить индивидуальный стиль педагогической деятельности, который вырабатывается у каждого субъекта.

Согласно В.А. Толочек, разработка проблемы индивидуального стиля деятельности в нашей стране в 50-60-х гг. пережила первый период повышенного интереса к себе [9]. Возрождение интереса к этой проблеме пришло на вторую половину 80-х гг., что обусловлено прежде всего новыми социально-политическими условиями и запросами общества (выражающимися, в частности, в официальной постановке задачи учета «человеческого фактора») [8].

В настоящем исследовании за основу взято определение индивидуального стиля педагогической деятельности, данное Н.Е. Водопьяновой, которая детерминирует его как предметно-инструментальный способ профессиональной деятельности, проявляющийся на поведенческом уровне в форме устойчиво повторяющихся приемов и способов деятельности, выбранных субъектом, в форме своеобразной временной организации действий, в качественных особенностях общения и продуктах деятельности [4].

При планировании эмпирического исследования, направленного на исследование взаимосвязи эмоционального выгорания с индивидуальным стилем педагогической деятельности у педагогов, для исследования выгорания была отобрана «Методика диагностики уровня эмоционального выгорания» В.В. Бойко. Согласно данным, полученным при применении выбранной методики, у 27% выборки фаза напряжения сформировалась. Следовательно, такие педагоги испытывают постоянное напряжение на рабочем месте ввиду того, что не могут успешно разрешить сложную ситуацию или каким-то образом повлиять на нее, они постоянно испытывают негодование, отчаяние, тревогу, разочарование в себе и профессии. У десятой части респондентов фаза «напряжение» находится в стадии формирования.

Фаза «резистенция» находится в стадии формирования у 43% участников выборки, у 27% респондентов данная фаза сформировалась, что проявляется в избегании контактов с окружающими дома и на работе, избирательном отношении к людям, ограничении эмоциональной отдачи за счет выборочного реагирования на ситуации, сокращении обязанностей, требующих эмоциональных затрат.

Фаза «истощение» у 10% выборки находится на стадии формирования, а для 27% респондентов проявления данной фазы являются актуальными. Таких педагогов характеризует падение общего энергетического тонуса и ослабление нервной системы. Для них эмоциональное выгорание становится неотъемлемым атрибутом.

Придерживаясь взглядов Н.Е. Водопьяновой на структуру индивидуального стиля педагогической деятельности, мы выбрали следующие методики для диагностики его компонентов: поведенческий - «Методика анализа особенностей индивидуального стиля педагогической деятельности» А.К. Марковой и А.Я. Никоновой; коммуникативный - «Методика диагностики стилей педагогического общения» Л.Д. Столяренко, С.И. Самыгина; продукты трудовой деятельности - «Методика выявления особенностей познавательного интереса» В.С. Юркевича, а также анализ мониторингов успеваемости обучающихся у педагогов из выборки.

Среди педагогов, принимающих участие в исследовании, выявлены такие индивидуальные стили педагогической деятельности:

- эмоционально-импровизационный (20%), педагоги, обладающие эмоционально-импровизационным стилем (ЭИС), ориентированы на процесс обучения, в котором предъявление нового материала организуется последовательно, доказательно, увлекательно, однако в процессе объяснения у педагога зачастую отсутствует обратная связь с учениками. Планирование учебно-воспитательного процесса не всегда соответствует норме. В деятельности такого педагога недостаточно представлены закрепление и повторение учебного материала, контроль знаний учащихся;

- рассуждающее-импровизационный стили (80%), для педагога с рассуждающе-импровизационным стилем (РИС) характерны нацеленность как на процесс, так и на результаты обучения, благодаря сообразному составлению плана учебно-воспитательного процесса. Педагог с РИС проявляет меньшую находчивость в отборе и модификации приемов обучения, не всегда способен обеспечить высокий темп работы, реже практикует коллективные формы деятельности.

Превалирующая часть участников выборки используют стиль общения «Союз». Педагог с таким стилем находится в постоянном диалоге с обучающимися, поддерживает дружелюбную атмосферу и приподнятое настроение в классе, способствует проявлению инициативы учеников.

У 30% респондентов был выявлен стиль общения «Локатор», в котором выделяется такая особенность, как селективное отношение к обучаемым, то есть внимание педагога направлено не на весь состав класса, а лишь на отдельных его представителей.

Стиль общения «Робот» (7%) предполагает, что взаимоотношения педагога с учащимися выстраиваются по жесткой программе, где четко соблюдаются поставленные цели и задачи урока, дидактически оправданы методические приемы, присутствует безукоризненная логика изложения материала занятия и аргументация фактов, отработаны и усовершенствованы мимика и жесты.

Стиль общения «Я-сам» (7%), характеризуется как авторитарный стиль общения. Учебно-воспитательный процесс полностью сосредоточен на педагоге. Односторонняя активность преподавателя сдерживает личное побуждение обучающихся к действию, ученики осмысливают себя лишь в качестве объекта манипуляций.

Анализ выраженности познавательного интереса учеников позволил выявить высокий уровень познавательного интереса у 43% опрошенных, Такие учащиеся в случае появления затруднений не отвлекаются, демонстрируют упорство и настойчивость в достижении результата, который приносит им удовлетворение, радость и гордость. Среднюю выраженность познавательного интереса показали 54% обучающихся, которые проявляют большую степень самостоятельности в разрешении задачи и поиске способа ее выполнения, испытывая трудности в нахождении ответов на задания.

Для последующего анализа эмпирических данных (взаимосвязи эмоционального выгорания с индивидуальным стилем педагогической деятельности) обратимся к основным предположениям, заявленным в гипотезе.

Первоначально было заявлено, что чем чаще используется рассуждающе-импровизационный стиль педагогической деятельности, тем выше уровень эмоционального выгорания. Для проверки значимости данной взаимосвязи была использована ранговая корреляция Спирмена. Обнаружено, что чем чаще используется рассуждающе-импровизационный стиль (РИС), тем выше показатель эмоционального выгорания (г =0,627; р<0,01). Возможно, это объясняется тем, что рассуждающе-импровизационный стиль может нести в себе ряд отрицательных свойств, а именно: монологичность учебного общения, ограниченный выбор форм и методов обучения, неудовлетворительная дисциплина на уроках, недостаток объективного оценивания результатов деятельности учащихся, затянутый ход урока, избегание коллективных дебатов и т.д.

Аналогичным образом проверяем второе положение гипотезы о взаимосвязи показателя эмоционального выгорания с устремлением педагогического общения к реализации модели активного взаимодействия с учениками. При проведении корреляционного анализа было выявлено, что чем ниже устремление педагогического общения к осуществлению активных

коммуникативных актов педагога с обучаемыми (то есть педагог использует такие стили общения, которые не подразумевают обратной связи с учащимися), тем выше показатель эмоционального выгорания (г = - 0,915; р<0,01).

Итоги корреляционного анализа демонстрируют следующую тенденцию: чем чаще педагог используют стили общения «Локатор», «Робот», «Я-сам», тем выше показатель эмоционального выгорания. Данный факт может объясняться тем, что педагог, находясь в постоянном напряжении под действием психотравмирующих факторов на рабочем месте, старается всеми силами преодолеть сложившуюся ситуацию, формируя защитный механизм, способствующий экономии эмоций и избирательному реагированию на окружающих. Однако этим профессионал только усугубляет ситуацию.

Обратимся к следующему положению гипотезы о взаимосвязи эмоционального выгорания педагогов и количественных показателях успеваемости учащихся. Результаты корреляционного анализа опровергают предположение о взаимосвязи эмоционального выгорания у педагогов с количественными показателями успеваемости их учащихся (г = 0,289). Проанализировав сформировавшиеся симптомы в фазе выгорания, отмечаем, что у педагогов из выборки с высоким показателем эмоционального выгорания не сформировался симптом редукции профессиональных обязанностей, поэтому они продолжают ответственно подходить к выполняемым функциям на рабочем месте.

Проверка последней позиции гипотезы о взаимосвязи эмоционального выгорания педагогов с показателем познавательного интереса их обучаемых позволяет констатировать присутствие обратной взаимосвязи между эмоциональным выгоранием педагогов и показателями познавательного интереса их учеников (г = - 0,685; р<0,01). Причиной наличия корреляции может служить тот факт, что педагог с эмоциональным выгоранием, испытывая постоянное напряжение, усталость, безвыходность происходящих ситуаций, недовольство собой и профессией, не может активно взаимодействовать с учениками, как он мог бы это делать.

Также в ходе анализа данных не выявлена взаимосвязь между показателем эмоционального выгорания и количественными показателями успеваемости обучающихся.

Таким образом, итоги корреляционного анализа подтверждают гипотезу о наличии взаимосвязи между выраженностью эмоционального выгорания и индивидуальным стилем педагогической деятельности.

На основании полученных данных можно сделать вывод о том, что одним из значимых факторов эмоционального выгорания педагогов выступает их индивидуальный стиль педагогической деятельности. А следовательно, помимо управленческих и организационных вопросов деятельности, педагогам необходимо обратить внимание на собственный стиль, серьезно отнестись к его организации.

Библиографический список

1. Бойко В.В. Энергия эмоций. СПб.: Питер, 2004. 480 с.

2. Бойко В.В. Синдром «эмоционального выгорания» в профессиональном общении. СПб.: Питер, 1999. 30 с.

3. Водопьянова Н.Е., Старченкова Е.С. Синдром выгорания: диагностика и профилактика. СПб.: Питер, 2009. 336 с.

4. Водопьянова Н.Е., Густелева А.Н. Роль педагогического стиля в развитии профессионального выгорания учителей // Вестник КГУ. 2013. №3. С. 44-48.

5. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Смысл, 2004. 352 с.

6. Маслач К. Практикум по социальной психологии. СПб.: Питер, 2001. 528 с.

7. Неруш Т.Г. Профессиональное выгорание как специфическая форма профессиональных деструкций // Известия Саратовского университета. 2012. Т. 2. №3. С. 83-87.

8. Нижегородова Л.А. Особенности индивидуального стиля педагогической деятельности в условиях инновационной образовательной среды // Интеграция. 2012. №5. С. 32-39.

9. Толочек В.А. Проблема индивидуального стиля деятельности в психологии: прошлое, настоящее и будущее // Вестник МГУ 2010. №2. С. 43-51.

10.Чернисс К. Профессиональное выгорание: беспокойство за работников и боссов растет [Электронный ресурс]. URL: www.edinorog.boom.ru (дата обращения: 11.06.2016).

11.Edelwich J., Brodsky A. Burnout: Stages ofdisillusionment in the helping professions. New York: Human Science Press, 1980. 218 p.

12.Maslach C. Вш-nout. The Cost of Caring. Englewood Cliffs: Hall, 1982. 177 p.

13.Maslach C., Jackson S.E. Patterns of burnoutamong a national sample of public contact workers// Journal of Health and Human Resources Administration. 1984. Vol. 7. P. 189-212.

DEPENDENCE OF EMOTIONAL BURNING OUT ON INDIVIDUAL STYLE OF PEDAGOGICAL ACTIVITY

Kozlova M.V., 4-th Year Student

Novokuznetsk Institute (Branch) of Kemerovo State University

Alontseva A.I., Candidate of Psychological Sciences Novokuznetsk Institute (Branch) of Kemerovo State University

Abstract: .Article is devoted to a research of emotional burning out of teachers. The interrelation between individual style of pedagogical activity and burning out of teachers is presented and analyzed.

Keywords: burning out, individual style of activity, pedagogical activity.

УДК376.23

ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА В ВУЗЕ ДЛЯ СТУДЕНТОВ С ОСЛАБЛЕННЫМ ЗДОРОВЬЕМ

Рязанова Е.А., старший преподаватель

Новосибирский государственный университет архитектуры, дизайна и искусств

Аннотация: Для занятий физической культурой студенты с ослабленным здоровьем распределены на специальные медицинские подгруппы. У большинства участников исследования оказались заболевания и травмы опорно-двигательного аппарата, а также часто встречались лица, с заболеваниями сердечно-сосудистой, дыхательной и центральной нервной системы. В статье представлена организация двигательной активности на занятиях со студентами специальной медицинской группы.

Ключевые слова: студенты, специальная медицинская группа, заболевания, физические упражнения.

Известно, что правильно организованная двигательная активность -важнейший фактор формирования здорового образа жизни и укрепления здоровья человека вне зависимости от его возраста. Это тем более справедливо по отношению к студентам, так как организованная двигательная активность помогает сохранить здоровье и служит ключевым фактором организации их досуга. Это во многом определяет их сопротивляемость к негативным средовым и социальным воздействиям. Это позволяет рассматривать двигательную активность в качестве одного из существенных факторов сохранения и укрепления здоровья сегодняшней молодежи [3, с. 6].

Цель настоящего исследования - изучение особенностей распределения студентов на специальные медицинские подгруппы и определение форм и средств физической культуры для лиц с ослабленным здоровьем в ФГБОУ ВО «Новосибирский государственный университет архитектуры, дизайна и искусств». Участниками исследования явились студенты I, II и III курсов с ослабленным здоровьем, посещающие физическую культуру. Их число в вузе в период сентября и октября 2016 г. составило 150 человек.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.