Научная статья на тему 'Развитие индивидуального стиля педагогической деятельности студентов-бакалавров психолого-педагогического образования в процессе учебно-производственной практики'

Развитие индивидуального стиля педагогической деятельности студентов-бакалавров психолого-педагогического образования в процессе учебно-производственной практики Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
549
79
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТИЛЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ СТИЛЬ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / УЧЕБНАЯ ПРАКТИКА / ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ПРАКТИКА / STYLE OF ACTIVITY / INDIVIDUAL STYLE OF PEDAGOGICAL ACTIVITY / EDUCATIONAL PRACTICE / WORK PRACTICE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Коченкова Любовь Павловна, Юрина Алла Анатольевна

В данной статье рассмотрена проблема развития индивидуального стиля педагогической деятельности будущих бакалавров психолого-педагогического профиля в ходе учебной и производственной практик. Выявлены и обоснованы условия реализации этого процесса. На основе проведенного исследования авторами выделены два основных условия развития индивидуального стиля педагогической деятельности внешнее и внутреннее. Внешним условием является реализация целенаправленной программы практики, а внутренним мотивы студентов по совершенствованию своего стиля педагогической деятельности и принятие предложенных путей его реализации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Коченкова Любовь Павловна, Юрина Алла Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF INDIVIDUAL STYLE OF PEDAGOGICAL ACTIVITY IN STUDENTS BACHELORS OF PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL PROFILE IN THE COURSE OF EDUCATIONAL AND WORK PRACTICE

This paper discusses the development of individual style of pedagogical activity in future bachelors of a psychological and pedagogical profile during educational practice. Conditions of realization of this process are revealed and proved. On the basis of the conducted research, the authors define two main conditions of development of individual style of pedagogical activity external and internal. An external condition is implementation of the purposeful program of practice, and the internal one includes motives of students on improvement of the style of pedagogical activity and acceptance of the offered ways of its realization.

Текст научной работы на тему «Развитие индивидуального стиля педагогической деятельности студентов-бакалавров психолого-педагогического образования в процессе учебно-производственной практики»

ОБЩИЕ ПРОБЛЕМЫ ПЕДАГОГИКИ

GENERAL PROBLEMS OF PEDAGOGY

УДК 378 ББК 74.58 К 75

Л.П. Коченкова

Кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и педагогических технологий факультета педагогики и психологии Адыгейского государственного университета; E-mail: kochenkova59@yandex.ru

А.А. Юрина

Кандидат филологических наук, доцент кафедры педагогической психологии факультета педагогики и психологии Адыгейского государственного университета; с.т. 8-909-469-64-75.

РАЗВИТИЕ ИНДИВИДУАЛЬНОГО СТИЛЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ-БАКАЛАВРОВ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ПРОЦЕССЕ УЧЕБНО-ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ

( Рецензирована )

Аннотация. В данной статье рассмотрена проблема развития индивидуального стиля педагогической деятельности будущих бакалавров психолого-педагогического профиля в ходе учебной и производственной практик. Выявлены и обоснованы условия реализации этого процесса. На основе проведенного исследования авторами выделены два основных условия развития индивидуального стиля педагогической деятельности — внешнее и внутреннее. Внешним условием является реализация целенаправленной программы практики, а внутренним — мотивы студентов по совершенствованию своего стиля педагогической деятельности и принятие предложенных путей его реализации.

Ключевые слова: стиль деятельности, индивидуальный стиль педагогической деятельности, учебная практика, производственная практика.

L.P. Kochenkova

Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor of Pedagogics and Pedagogical Technologies of Faculty of Pedagogics and Psychology, Adyghe State University; E-mail: kochenkova59@yandex.ru

A.A. Yurina

Candidate of Philology, Associate Professor of Pedagogical Psychology of Faculty of Pedagogics and Psychology, Adyghe State University; ph. 8-909469-64-75

DEVELOPMENT OF INDIVIDUAL STYLE OF PEDAGOGICAL ACTIVITY IN STUDENTS BACHELORS OF PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL PROFILE IN THE COURSE OF EDUCATIONAL AND WORK

PRACTICE

Abstract. This paper discusses the development of individual style of pedagogical activity in future bachelors of a psychological and pedagogical profile during educational practice. Conditions of realization of this process are revealed and proved. On the basis of the conducted research, the authors define two main conditions of development of individual style of pedagogical activity - external and internal. An external condition is implementation of the purposeful program of practice, and the internal one includes motives of students on improvement of the style of pedagogical activity and acceptance of the offered ways of its realization.

Keywords: style of activity, individual style of pedagogical activity, educational practice, work practice.

Система образования в России сегодня испытывает изменения, которые обусловлены переменами в экономической, политической и социокультурной жизни общества, выдвигаются качественно новые требования к личности современного учителя. Внедрение новейшего профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» [1] вызывает видоизменения стандартов его подготовки и переподготовки в высшей школе и в центрах повышения квалификации. Современный педагог обязан быть расположен к переменам, подвижен, способен к нестандартным профессиональным деяниям, ответственен и независим в принятии решений. В этой связи острой является проблема овладения будущим педагогом индивидуальным стилем педагогической деятельности.

Феномен индивидуального стиля деятельности изучался как в нашей стране, так и за границей. Концептуальные основания для изучения процесса становления стиля деятельности отражены в трудах философов (Л.П. Буева, Э.С. Маркарян и др.), психологов (А.Н. Леонтьев, А.К. Маркова, B.C. Мерлин, С.Л. Ру-

бинштейн, В.А. Толочек, М.Р. Щукин и др.), педагогов (Е.А. Климов, Е.Г. Кузнецова и др.). Однако в этих работах рассматриваются вопросы развития индивидуального стиля в контексте общей деятельности учителя. В связи с этим злободневной предстает проблема развития индивидуального стиля педагогической деятельности будущих бакалавров психолого-педагогического образования в процессе учебно-производственной практики. Решение этой проблемы и явилось целью нашего исследования.

В основу работы положена гипотеза, в соответствии с которой успешное развитие индивидуального стиля педагогической деятельности студентов-бакалавров психолого-педагогического образования в процессе учебно-производственной практики возможно при реализации внешних (целенаправленной работы ВУЗа - Программы практики, способствующей развитию индивидуального стиля деятельности педагога) условий и внутренних (соответствующей мотивации и определения путей работы над собой).

По дефиниции И.Д. Демидовой, «педагогическая деятельность - это система взаимоотношений и взаимодействий педагога с обучающимися и между собой, а также структури-

рование учителем учебного процесса на основе развития его профессионально значимых личностных качеств» [2: 143].

Педагогическая деятельность, как и любая иная деятельность, характеризуется предопределенным стилем. В западной психологии исследование стиля соотносится с личностными факторами в протекании психических процессов, что приводит к осознанию его как свойства субъекта. В отечественной психологии исследование стилей осуществлялось в рамках дея-тельностного подхода (Б.А. Вяткин, Е.А. Климов, A.B. Либин, B.C. Мерлин, М.Р. Щукин и др.), сообразно которому стиль определен психофизиологическими факторами, но фатально не детерминирован индивидуальностью субъекта, а вырабатывается как «интегральный эффект взаимодействия субъекта и объекта» [3] и представляет собой установленные сочетания элементов деятельности (систему приемов и способов).

Педагог в своей работе опирается не только на свои профессиональные качества, но и на свои персональные особенности. Этому в свое время уделял внимание Б.М. Теплов: «Нет ничего утопичнее и схоластичнее идеи о том, что есть лишь один способ удачного выполнения любой деятельности. Эти способы бесконечно многообразны, как разнообразны человеческие способности» [4], т.е. стиль деятельности педагога обусловливается не только лишь спецификой самой деятельности, но и особенностями строения личности педагога, его индивидуально -психологическими особенностями.

В психолого-педагогической литературе встречаются всевозможные подходы к дефиниции понятия «стиль деятельности». Нам ближе определение, предложенное Д.А. Леонтьевым, в котором стиль деятельности выступает в роли «целостного образования, интегрирующего в себе детермини-

рующее воздействие разнообразных внешних и внутренних факторов на протекание всевозможных форм деятельности, в том числе психической». При этом стили общения, когнитивный стиль, эмоциональный стиль и т.д. он анализирует будто разнообразные грани, плоскости или формы интегрального образования - индивидуального стиля [5].

Таким образом, обнаружение индивидуального стиля работы педагога требует исследования его персональной структуры личности, в которую входят как биологически обусловленные черты (данные при рождении), так и социально обусловленные (приобретенные в процессе общественного воспитания) [6].

К.К. Платоновым выделяется четыре подструктуры личности, находящиеся в основе развития индивидуального стиля: подструктура направленности (идеалы, ценности, через призму каковых педагог подходит к своему труду и обучающимся, взгляды и этические черты личности); подструктура опыта (знания, умения и навыки, обретенные личностью); подструктура форм отражения (личные особенности некоторых психических процессов: внимания, восприятия, памяти, особенностей мышления и способностей); биологически обусловленная подструктура (типологические свойства личности - темперамент, тендерные и возрастные особенности) [7].

Успешное воспитание индивидуального стиля работы, как отмечают В.Б. Успенский и А.П. Чернявская, зависит от присутствия различных способностей: коммуникативных - общительности, взаимодействия с учениками в классе, благожелательности и расположенности в общении; организаторских - способности сформировать свою деятельность и деятельность учащихся, способности к волевому воздействию и убеждению, обладанию собой; творческих - чувства новизны, критичности мышления, способности преобразовывать струк-

туру объекта, направленности на творчество, заинтересованности в педагогическом творчестве, склонности к лидерству и к приобретению высокой оценки со стороны как обучающихся, так и коллег; гностических, приносящих педагогам и психологам возможность приобретать знания и умения, в том числе и на основе рассмотрения личного опыта; конструктивных, позволяющих сформировать стратегическое направление в работе с классом, разрешать обыденные задачи с учетом совместных целей, определять нужные взаимосвязи с задачами воспитания и уровнем развития ученика [8: 49].

К классифицированию стилей педагогической деятельности ученые также подходят по-разному. Наиболее популярной является классификация А.К. Марковой, выделяющей три стиля педагогиче-скеой деятельности: авторитарный, демократический и либерально-попустительский, и классификация И.Ф. Демидовой, выделяющей четыре вида индивидуальных стилей педагогической деятельности (ИСПД): эмоционально-импровизационный, эмоционально-методичный, рассуждающе-импровизационный, рассуждающе-методичный.

Как замечает Б.Б. Айсмонтас, индивидуальный стиль педагогической деятельности проявляется в:

- темпераменте (время и скорость реакции, персональный темп работы, эмоциональная откликаемость);

- характере реакций на те или другие педагогические обстоятельства;

- избрании методов обучения;

- подборе средств воспитания;

- стиле педагогического общения;

- реагировании на действия и поступки школьников;

- манере поведения;

- выборе тех или других видов поощрений и наказаний;

- использовании средств психолого-педагогического влияния на детей [9].

Индивидуальный стиль деятельности разрешает учителю организовывать образовательную среду, способствующую как развитию личности обучающегося, его индивидуального стиля учебной деятельности, так и росту своего профессионального мастерства.

Обучение в ВУЗе устремлено на овладение студентами психолого-педагогического направления

установленными компетенциями, влияющими на развитие индивидуального стиля педагогической деятельности (O.A. Лапина, А.М. Митяева, А.Ю. Тареева и др.).

Студент бакалавриата, в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования, обязан быть подготовлен для труда в учреждениях различного типа, по различным видам деятельности, а программа подготовки бакалавра направлена на формирование общеобразовательной культуры личности, профессиональных качеств, нужных для дальнейшего самоопределения, готовности к исследовательской деятельности, самообразованию. Все это требует новых подходов к обучению студентов - будущих бакалавров: применения новейших технологий, активных методов обучения, создания условий коллективного учебно-научного творчества, что позволяет более эффективно развивать студенту индивидуальный стиль педагогической деятельности.

Практика занимает особенное место в системе подготовки педагогических кадров и является весьма значимым звеном в единой профессиональной подготовке бакалавра высшего образования. Программа практики, ее задания с целью развития индивидуального стиля деятельности педагога выступали в качестве внешних условий этого процесса. Организация практики будущих бакалавров психолого-педагогического направления подготовки основывается, прежде все-

го, на таких научных положениях, как целостный, системный, дея-тельностный, компетентностный и личностный подходы.

Целостность практики заключается в подвластности всех ее частей, этапов, компонентов, функций - основной цели - развитию индивидуальности, саморазвитию личности студента как будущего бакалавра, становлению его индивидуального стиля деятельности, совершенствованию профессиональной компетентности как интегральному показателю.

Практика студентов-бакалавров психолого-педагогического направления реализовывается на протяжении всех лет обучения в ВУЗе, при этом каждая ступень обучения осуществляет специфические функции по развитию индивидуального стиля педагогической деятельности студентов. Учебная практика, осуществляющаяся на первом и втором курсах, по сути, является пропедевтическим периодом в процессе вырабатывания индивидуального стиля деятельности педагога. В ходе практики студентам дается возможность реализации усвоенных на занятиях приоритетных направлений психолого-педагогической деятельности, образовательных технологий, воплощения багажа знаний и способов психолого -педагогического взаимодействия с обучаемыми и постижения школьной реальности с точка зрения педагога и психолога.

Федеральные государственные стандарты высшего профессионального образования предусматривают приумножение часов на самостоятельную работу студентов, то есть, кроме высоких профессиональных качеств, необходимо развивать в себе умение применять информационно-образовательную среду. Такая вероятность дается также во время практики. Учебно-производственная практика позволяет студентам: целеустремленно выполнять ознакомительно-диагностическую деятельность;

приспосабливаться к школе как к образовательному учреждению; освоить суть и специфику профессии педагога; вырабатывать коммуникативную культуру будущего педагога; воспитывать организаторские умения, тактику и стратегию психолого-педагогического общения; изучить разнообразные технологии воспитательной работы; создавать культурную и эстетическую компетенцию завтрашнего бакалавра.

В содержании учебной практики значительное место занимает освоение авангардного педагогического опыта, опыта труда учителей образовательного учреждения. Это и задания по анализу уроков и занятий, и изучение рабочей документации педагога, и участие в заседаниях методических объединений. Проанализировав деятельность педагога, студенты выделяют ее элементы во взаимосвязи, направляя внимание на то, каковыми педагогическими средствами достигаются позитивные результаты у различных педагогов.

Производственная практика, являясь активным этапом, направлена на дальнейшее углубление теоретических знаний, обретенных при усвоении основных учебных дисциплин; формирование у обучающегося целостного понятия о профессиональной деятельности бакалавра и профессионально значимых компетенций и качеств личности, необходимых для решения практических задач; получение опыта самостоятельной профессиональной деятельности; формирование компетенций бакалавра в области проведения прикладных диагностических исследований в условиях образовательного учреждения.

В соответствии с программой практики студенты осуществляют некоторый комплекс психологических заданий. Это немаловажный аспект их профессиональной подготовки, который в последние годы явился предметом повышенного внимания специалистов (O.A. Аб-

дуллина, Г.С. Абрамова, H.H. За-грязкина, A.A. Реан, Е.И. Рогов, A.C. Чернышев, В.Д. Шадриков и др.). Психологический аспект практики объединен с необходимостью гуманизации жизни школы, создания обновленной ситуации развития личности обучающегося, более глубокой ориентации на его субъективные особенности.

Такие компоненты педагогической деятельности современного учителя, как диагностика и научное исследование, занимают все более прочное место среди функций учителя. Соответствующие умения, отношение студентов к ним также являются предметом учебной и производственной практик на факультете педагогики и психологии Адыгейского государственного университета.

Программы практик устремлены на углубление самостоятельности студента в развитии психо л ого-педагогических умений и предполагают не только лишь самоконтроль и самооценку собственных деяний, но и самодиагностику, самоанализ полученных итогов, что содействует вырабатыванию и развитию у студентов таких профессионально значимых свойств и качеств, как педагогическое мышление, характеризующееся гибкостью, системностью, оперативностью, креативностью и др. качествами, педагогическая рефлексия, мотивация профессиональной деятельности и др. Существенным элементом развития творческой деятельности является развитие у студента педагогического самосознания, личной и профессиональной позитивной Я-концепции. При этом уроки и другие формы учебной и воспитательной работы обозначаются не только в качестве целей, но и педагогических средств развития профессиональных умений, психических и личностных свойств и качеств, а следовательно, индивидуального стиля педагогической деятельности.

Внутренними условиями процесса развития индивидуального стиля педагогической деятельности студентов явилось формирование их мотивации, важнейшими факторами которого выступают государственные требования к выпускнику, рост профессиональных качеств студента и его самостоятельная деятельность. Росту мотивации содействовало обнаружение студентами собственного стиля индивидуальной деятельности по тесту А.К. Марковой и А.Я. Ни-коновой, а также самостоятельная работа по выполнению практических рекомендаций, данных авторами методики.

Таким образом, на основе дея-тельностного подхода, элементов, лежащих в основании развития индивидуального стиля, мы определили следующие компоненты индивидуального стиля педагогической деятельности студентов-бакалавров психо лого-педагогического направления: мотивационный (мотивы, идеалы, отношения), операционный (умения, формы, методы работы), оценочный (умения анализа, самоанализа, рефлексии).

В ходе экспериментальной работы были выявлены три уровня развития индивидуального стиля педагогической деятельности студентов в ходе практик: адаптивный, характеризующийся неустойчивыми мотивами и отношением студента к своей профессиональной деятельности, умения, формы и методы работы находятся на обучающей стадии или копирования действий педагога, активно развиваются умения анализа; репродуктивный, характеризующийся положительным отношением студента к педагогической деятельности, деятельность студента в ходе практик носит в большей мере репродуктивный характер, проявляются элементы творческого отношения к выполнению заданий практики, умения самоанализа и рефлексии; оптимальный, характеризующийся целенаправленно-

стью, устойчивыми мотивами и положительным отношением к педагогической деятельности, сфор-мированностью умений и навыков педагогической деятельности, взаимодействия с обучающимися, аналитико-рефлексивных умений, творческим подходом к выполнению заданий практики. Исследование уровней развития индивидуального стиля педагогической деятельности осуществлялось у экспериментальной группы - студентов факультета педагогики и психологии ФГБОУ ВПО «Адыгейский государственный университет» в количестве 40 человек с помощью следующих методик: «Мотивация профессиональной деятельности» (автор методики: К. Замфир, в модификации А. Реа-на); «Методика оценки работы учителя (МОРУ)» JI.M. Митиной по выявлению индивидуального уровня проявления учителем на уроке педагогических способностей; «Изучение ведущей мотивации педагогической деятельности» (авторы методики: H.A. Акимов, H.A. Морозов, A.JI. Смятских); «Методика определения уровня рефлексивности» (A.B. Карпов, В.В. Пономарева).

В результате исследования было выявлено, что у студентов I курса преобладал в основном адаптивный (82%) уровень развития индивидуального стиля педагогической деятельности, репродуктивный уровень встречался у 18% опрошенных; у студентов II курса адаптивный уровень прослеживался у 53% опрошенных, репродуктивный - у 30%, оптимальный у 17% респондентов. Студенты III курса показали следующие результаты: адаптивный уровень - 15%, репродуктивный - 50%, оптимальный - 35%. Значительные изме-

нения в показаниях произошли у студентов IV курса: адаптивный уровень - 5%, репродуктивный -25%,оптимальный - 70%.

Полученные результаты сравнивались с результатами контрольной группы - студентов выпускного курса отделения «Педагогика и методика начального образования» (20 человек), показавшими следующие результаты: адаптивный уровень -40%, репродуктивный - 40%, оптимальный - 20%.

На основе проведенного исследования мы выявили, что целенаправленная работа студентов по реализации программы практики с целью развития индивидуального стиля педагогической деятельности оказалась эффективной.

Таким образом, количественный и качественный анализ результатов эмпирического исследования показал, что в ходе экспериментального исследования уровень развития индивидуального стиля педагогической деятельности у студентов-бакалавров психолого-педагогического направления подготовки на IV курсе значительно вырос. Процесс развития индивидуального стиля педагогической деятельности студентов-бакалавров в ходе учебной и производственной практик возможен при условии создания как внешних, так и внутренних условий. В нашем исследовании внешними условиями выступали условия по реализации программы практики с целью развития индивидуального стиля деятельности педагога. Внутренними условиями же выступали мотивы студентов по совершенствованию своего стиля педагогической деятельности и принятие предложенных путей его реализации.

Примечания:

1. Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель): приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18 октября 2013 г. № 544н: [с изм. от 25.12.2014] // СПС КонсультантПлюс. М., 2015. Загл. с экрана.

2. Демидова И.Д. Педагогическая психология: учеб. пособие. Ростов н/Д: Феникс, 2003. 352 с.

3. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. М.: Академия, 2004. 304 с.

4. Теплов Б.М. Способности и одаренность // Проблемы индивидуальных различий. М., 1961. С. 9-20.

5. Леонтьев Д.А.Индивидуальный стиль и индивидуальные стили — взгляд из 1990-х // Стиль человека: психологический анализ / под ред. А.В. Либина. М.: Смысл, 1998. С. 93-108.

6. Дёмкина Е.В. Методология построения образовательного процесса в вузе на основе ментальных характеристик современного российского студенчества // Вестник Адыгейского государственного университета. Сер. Педагогика и психология. Майкоп: Изд-во АГУ, 2014. Вып. 2 (136). С. 19-30.

7. Платонов К.К. Структура и развитие личности / отв. ред. А.Д. Глоточкин. М.: Наука, 1986. 256 с.

8. Успенский В.Б., Чернявская А.П. Введение в психолого-педагогическую деятельность: учеб. пособие для вузов. М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. 176 с.

9. Айсмонтас Б.Б. Педагогическая психология: хрестоматия: учеб. пособие для студентов. М.: Изд-во МГППУ, 2004. 374 с.

References:

1. On the approval of the professional standard «А teacher (pedagogical activity in the sphere of the preschool, primary general, main general and secondary general education) (a tutor, a teacher): the order of the Ministry of Labour and Social Protection of the Russian Federation of October 18, 2013. No. 544n: [with amendment of 25.12.2014] // SPS ConsultantPlus. M., 2015. The screen title.

2. Demidova I.D. Educational psychology: a manual. Rostov-on-Don: Phoenix,

2003. 352 pp.

3. Klimov E.A. Psychology of professional self-determination. M.: Academia,

2004. 304 pp.

4. Teplov B.M. Abilities and endowments // Problems of individual distinctions. M., 1961. P. 9-20.

5. Leontyev D.A. Individual style and individual styles - a look from the 1990th // Person's style: psychological analysis / ed. by A.V. Libin. M.: Smysl, 1998. P. 93-108.

6. Dyomkina E.V. Methodology of creation of educational process in higher school on the basis of mental characteristics of modern Russian students // Bulletin of the Adyghe State University. Ser. Pedagogy and Psychology. Maikop: AGU publishing house, 2014. Issue 2 (136). P. 19-30.

7. Platonov K.K. Structure and development of a person / ed.-in-chief A.D. Glo-tochkin. M.: Nauka, 1986. 256 pp.

8. Uspensky V.B., Chernyavskaya A.P. Introduction to psychological and pedagogical activity: a manual for higher schools. M.: VLADOS-PRESS, 2003. 176 pp.

9. Aysmontas B.B. Educational psychology: a reader: a manual for students. M.: MSPPU publishing house, 2004. 374 pp.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.