ЧИППКРО
УДК 371.315.5 ББК 74.584
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ СТИЛЬ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: СУЩНОСТЬ, СТРУКТУРА И ОСНОВАНИЯ СУЩЕСТВОВАНИЯ
Снигирева Е.М.
Аннотация. В статье раскрыты современные взгляды на сущность, структуру индивидуального стиля педагогической деятельности; обоснована необходимость развития индивидуального стиля педагогической деятельности учителя в условиях модернизации российского образования.
The article discloses the modern views on the nature and structure of individual style of teaching activities, the necessity of developing an individual style of teaching in terms of modernization of Russian education is proved.
Ключевые слова: индивидуальный стиль, стиль педагогической деятельности, педагогическое явление, индивидуальность, способы деятельности.
Individual style, the style of pedagogical activity, pedagogical phenomenon, individuality, ways of acting.
Индивидуальный стиль педагогической деятельности учителя как индивидуальная система способов и приемов деятельности, направленная для решения профессиональных задач в постоянно изменяющихся условиях окружающей действительности, отражает требования, которые предъявляет к личности педагога современное общество (профессионализм, мобильность, самостоятельность, креативность, конструктивность). Сегодня востребован учитель, способный обновлять содержание своей деятельности, решать нетрадиционные профессиональные задачи, принимать эффективные решения и нести за них ответственность.
Обновление содержания образования, новые концепции в организации образовательной деятельности, вариативность, личностно-ориентированный подход, широкое использование инновационных педагогических технологий непосредственно влияют на организацию и содержание деятельности педагога, на развитие его индивидуальности и творческого потенциала. Основным фактором, обеспечивающим об-
новление системы образования, выступает личность учителя, его индивидуальный стиль деятельности.
Идеи вариативности проявляются в способах получения образования, типах и видах образовательных учреждений, разновидностях учебных курсов, учебно-методических материалах, в применяемых учителем организационных формах обучения и технологиях и т.д. В связи с этим для учителя встает проблема выбора наиболее оптимальных и эффективных способов и приемов осуществления педагогической деятельности. В современной системе образования выбор или разработка собственных технологий обучения и воспитания осуществляется на основе личных убеждений учителя и составляет по существу его индивидуальный стиль педагогической деятельности.
Особую значимость данная проблема приобретает в условиях введения общеобразовательными учреждениями федеральных государственных образовательных стандартов общего образования. Стандарт представляет собой «рамочный» документ, в котором определена система требований к образовательному процессу, к деятельности учителя, к выпускнику школы. А выбор пути достижения образова -тельных результатов предоставляется учителю. По словам И. П. Андриади, «учительский труд дает возможность каждому найти свои индивидуально - своеобразные пути приспособления к учебным ситуациям, условиям, требованиям» [2, с.24]. К тому же, сформировать у учащихся индивидуально-личностные качества, востребованные современным обществом, способен только учитель, обладающий педагогической индивидуальностью, креативностью мышления и являющийся образцом для подражания.
В условиях модернизации российского образования характер взаимоотношений между учителем и учеником становится субъект -субъектным. Необходимо отметить, что под субъектом мы понимаем человека мыслящего и
деятельностного, способного самостоятельно ставить задачи и мотивированно их решать. Сформировать у учащихся данные качества может не просто педагог-профессионал, а прежде всего личность, обладающая индивидуальностью. В подтверждении этих слов, А. Я. Да-нилюк, описывая принципы модернизации педагогического образования, отмечает, что социально - значимые качества личности невозможно передать как информацию, они «взращиваются в человеке другой личностью, обладающей такими качествами» [4, с.40].
Сегодня в практике педагогической деятельности выявляется противоречие: с одной стороны, общество предъявляет к учителю кон -кретные требования, иногда перерастающие в подгонку деятельности учителя под «шаблон», «стандарт»; с другой стороны, общественное сознание требует от учителя индивидуальности в работе. Кроме этого, необходимость педагогической индивидуальности обусловлена сложностью и многообразностью поставленных перед учителем задач, а также тем, что учитель, обладающий индивидуальным стилем педагогической деятельности, способен достичь очень высоких результатов в своей профессии.
В качестве основных факторов, препятствующих и тормозящих развитие индивидуального стиля деятельности педагога, можно выделить следующие:
- слабое осознание учителем своих индивидуальных особенностей;
- стандартное поведение как единственно верное;
- сила привычки, боязнь нового и, как следствие, приспособительная педагогическая позиция;
- недостаточная вариативность в переработке информации;
- относительная стереотипность профессионального мышления, и поведения;
- неверие в свои силы;
- отсутствие умений, навыков и средств саморазвития и самореализации;
- использование неэффективных форм организации учебной деятельности и технологий обучения и воспитания.
Все вышеперечисленные факторы не позволяют учителю осознать свою индивидуальность в профессиональной деятельности, ее слабые и сильные стороны, следовательно,
адаптироваться в постоянно изменяющихся условиях действительности. Данная позиция получила подтверждение в исследованиях А. К. Марковой, А. Я. Никоновой, Л. И. Евлановой и других авторов [5; 10]. Поэтому проблема фор -мирования, развития и совершенствования индивидуального стиля педагогической деятельности учителя на современном этапе развития российского образования является наиболее актуальной.
Проблему развития индивидуального стиля деятельности педагога изучали многие отечественные специалисты, среди них А. К. Маркова,
A. Я. Никонова, Н. В. Кузьмина, Е. А. Климов,
B.C. Мерлин, Э. В. Малофеев, А. В. Руденко, В.А. Степанов, В. А. Кан-Калик, В. И. Загвя-зинский, Е. П. Черничкина, С. Г. Измайлов,
A. В. Торхова и др. Анализ работ указанных авторов позволяет сделать вывод, о том, что наличие данного педагогического явления свидетельствует о развитии учителя как профессионала, интеграции и реализации в педагогическом труде профессионально значимых личностных качеств и способностей, об активном и качественном преобразовании учителем своего внутреннего мира, приводящего к психологическому комфорту и успеху деятельности. Так, например, Е. А. Климов, B. C. Мерлин ассоциируют наличие индивидуального стиля педагогической деятельности учителя с продвижением его как субъекта на более высокие уровни деятельности; Э. В. Малофеев, А. В. Руденко,
B. А. Степанов видят в индивидуальном стиле деятельности персонификацию определенного уровня теоретических знаний и практических умений; В. И. Загвязинский, В. А. Кан-Калик связывают индивидуальный стиль педагога с интеллектуальной инициативой, оригинальным способом решения поставленных задач; А. К. Маркова и Е. П. Черничкина представляют индивидуальный стиль педагогической деятельности как особый педагогический почерк учителя, его индивидуальную манеру работы [цит. по 13].
Большинство ученных в своих исследованиях опираются на концепцию В. С. Мерлина, согласно которой, индивидуальный стиль рассматривается как проявление вариативности способов деятельности, и Е. А.Климова, который под индивидуальным стилем понимает совокупность общих и особенных способов рабо-
ты, позволяющих максимально использовать ценные качества человека и компенсировать его недостатки [11].
В педагогической деятельности к таким способам можно отнести предпочитаемую педагогом манеру общения, поведения, индивидуальные способы решения конфликтов и т.д. Так, В. И. Загвязинский индивидуальный стиль педагогической деятельности определяет как «систему излюбленных приемов, определенный склад мышления, манеру общения, способы предъявления требований...», которая «неразрывно связана с системой взглядов и убеждений» [6, с. 195].
Характеризуя индивидуальный стиль педагогической деятельности учителя как особый тип поведения, необходимо подчеркнуть важность его адаптивного характера. Индивидуальный стиль позволяет учителю максимально полно использовать сильные стороны личности, компенсируя при этом более слабые. Следовательно, индивидуальный стиль педагогической деятельности учителя можно рассматривать как психологическую систему индивидуальной адаптации человека к окружающей действительности. Так, например, Е. А. Климов характеризует индивидуальный стиль деятельности как «индивидуально-своеобразную систему психологических средств, к которой сознательно или стихийно прибегает человек в целях наилучшего уравновешивания своей (типологически обусловленной) индивидуальности с предметными, внешними условиями деятельности» [8, с. 49]
В. С. Мерлин и Е. А. Климов, изучая структурные компоненты индивидуального стиля педагогической деятельности, выделяют две группы особенностей: ядро и «пристройку к ядру». Ядро индивидуального стиля включает особенности, способы деятельности, непроизвольно проявляющиеся в данной объективной обстановке на основе имеющегося у человека комплекса типологических свойств нервной системы. Причем ядро индивидуального стиля может включать как особенности, благоприятствующие успешной деятельности, так и особенности, противодействующие успеху. По мнению авторов, особенности, образующие ядро индивидуальной деятельности, не обеспечивают в полной мере адаптацию человека к существующей действительности. Поэтому, по
мере необходимости, у человека проявляется вторая группа особенностей деятельности, которая может формироваться достаточно дли -тельное время. Данную пристройку к ядру составляют «особенности, имеющие компенсаторное значение, и особенности, связанные с максимальным использованием положительных приспособительных возможностей» [8].
Индивидуальный стиль педагогической деятельности, по мнению А. К. Марковой и А. Я. Никоновой, - представляет собой устойчивый комплекс мотива деятельности, способов ее выполнения и оценки результатов. Индивидуальный стиль педагогической деятельности, по мнению авторов, содержат три группы характеристик - содержательные, динамические и результативные. Среди содержательных характеристик ученые выделяют ориентацию учителя, адекватность планирования образовательного процесса, характер использования средств и способов педагогической деятельности, рефлексивность, интуитивность. К динамическим характеристикам относятся гибкость, устойчивость, переключаемость. Результативность определяется уровнем знаний, навыков, интересом учащихся к учебе [10].
Взгляды А. К. Марковой, А. Я. Никоновой привлекают тем, что исследуя содержательные и динамические характеристики индивидуального стиля деятельности, авторы рассматривают вопрос об их интеграции, взаимовлиянии и результативности. В результате исследований, ими выделено четыре типа индивидуальных стилей деятельности, характеризующих современного учителя (эмоционально-импровизационный, эмоционально-методичный, рассуж-дающее-импровизационный и рассуждающе-методичный) [10].
Индивидуальный стиль деятельности педагога, по Е. С. Рапацевичу, - это «система устойчивых, индивидуально-своеобразных способов и приемов решения разнообразных педагогических задач» [12, с. 194].
Интересен подход к определению индивидуального стиля педагогической деятельности в работах Н. А. Аминова. Его подход заключается в том, что индивидуальный стиль деятельности педагога он рассматривает как стержневой компонент педагогического мастерства. По мнению автора, индивидуальный стиль педагогической деятельности определяется внутрен-
ней установкой учителя на один из двух типов взаимодействия - партнерство или результативность. В соответствии с этим, выделяется два основных типа педагогического стиля: стиль, ориентированный на развитие, и стиль, ориентированный на достижение учащимися высокий результатов в развитии [1, с.38].
Следует отметить, что большинство исследователей данной проблемы (А. Я. Никонова, О. Л. Маркова, Е. С. Рапацевич) характеризуют индивидуальный стиль педагогической деятельности как устойчивую систему (приемов, способов, средств, навыков). Однако, поскольку личностные свойства педагога представляют собой гибкую структуру, то и индивидуальный стиль педагогической деятельности учителя может изменяться. Так, Л. И. Евланова, исследуя проблему совершенствования индивидуального стиля деятельности учителя в системе непрерывного образования, рассматривает данную категорию как «динамическую систему внешней и внутренней деятельности, в процессе которой определенные компоненты одних систем проявляются во внутренних изменениях и внешних действиях других систем» [5].
Несколько иной подход к объяснению динамичности индивидуального стиля педагогической деятельности выявлен в трудах Г. М. Коджаспировой. По мнению автора, поскольку индивидуальный стиль педагогической деятельности определяется соотношением задач и способов деятельности, то под влиянием различных факторов он может меняться [9, с. 100].
Подтверждением динамичности индивидуального стиля педагогической деятельности могут служить результаты исследований А. В. Торховой, которая использует процессуальный подход. Особенность ее подхода заключается в том, что она рассматривает индивидуальный стиль педагогической деятельности через носителей стиля - учащихся и использует в этих целях ретроспективный анализ. По мнению автора, индивидуальный стиль педагогической деятельности учителя представляет собой смену состояний:
- переживание субъектом себя как причины удачи или неудачи, побуждающее к непрерывному самопознанию и саморазвитию учителя в профессиональной деятельности;
- эвристический поиск субъектом способов самореализации с учетом сильных и слабых сторон своей личности;
- становление собственной системы работы на основе собственного индивидуально-личностного потенциала;
- педагогическое взаимодействие субъектов, направленное на их саморазвитие и самореализацию [14].
Рассматривая структуру индивидуального стиля деятельности учителя, А. В. Торхова определяет его как стиль взаимодействия педагога с учениками, который осуществляется с помощью индивидуальных педагогических средств в определенной образовательной среде. На основании сочинений учащихся, автор выделяет следующие стили педагогической деятельности: коммуникатор, просветитель-интеллигент, организатор-воспитатель, предметник-тренер, учитель-фасилитатор и др. Вместе с тем, автор указывает на необходимость изучения совместимости индивидуального стиля педагогической деятельности учителя и стиля учебной деятельности учащихся [14, с.61].
Привлекает внимание взгляд на сущность индивидуального стиля педагогической деятельности С. Г. Измайлова, изучавшего проблему развития индивидуального стиля деятельности преподавателей в процессе повышения их квалификации. Автор определяет индивидуальный стиль деятельности педагога как акмеологический феномен, выделяя в нем структурные (индивидный, ценностный, кона-тивный, интеллектуальный, эмоциональный) и функциональные компоненты стиля (гностический, проектировочный, рефлексивный, социально-перцептивный, коммуникативный, операциональный, креативный) [7].
Достаточно актуальными можно считать взгляды Г. А. Бурулава, поскольку при изучении индивидуального стиля педагогической деятельности она использует личностно-ориен-тированный подход. Индивидуальный стиль деятельности она рассматривает как «интегральную характеристику функциональной системы индивидуальных свойств, проявляющихся в тех составляющих человеческой активности, которые не контролируются сознанием и направлены на удовлетворение базовых потребностей субъекта» [3, с.44].
Следуя теоретическим и методологическим наработкам Г. А. Берулава, осуществленным в аспекте личностно-ориентированной парадигмы, можно сделать следующие выводы:
- индивидуальный стиль педагогической деятельности является не только устойчивой характеристикой индивидуальности, которая детерминируется условиями окружающей действительности, но и изменяющейся характеристикой, которая детерминирует образ педагогической деятельности в результате специфики ее содержания;
- стиль индивидуальности проявляется во всех видах психической активности человека, но в большей степени в поведении (соответственно может быть диагностирован);
- проявление индивидуального стиля педагогической деятельности чаще всего оценивается как бессознательное, что подтверждает его индивидуальность [3].
Существенным моментом при изучении вопроса выбора учителем индивидуального стиля педагогической деятельности является тот факт, что очень часто стиль педагогической деятельности выбирается вопреки успешности деятельности, лишь потому, что учителю так удобно работать. В этом случае не человек приспосабливается к деятельности, а деятельность приспосабливается к человеку. Как правило, это происходит потому, что педагог не может преодолеть себя, заставить себя выполнить работу другим способом. Отсюда следует три варианта соотношений между индивидуальным стилем деятельности, избираемым учителем на основании индивидуальных особенностей, и требованиями деятельности, направленными на достижение наиболее эффективного результата:
- индивидуальный стиль педагогической деятельности выбирается исходя из критерия удобства данного способа деятельности, при этом результаты могут быть низкими (данный стиль отражает процесс приспособления деятельности к человеку);
- индивидуальный стиль формируется в соответствии с требованиями деятельности, при этом эффективность результатов может меняться (данный стиль отражает процесс приспособления человека к деятельности);
- индивидуальный стиль выбирается учителем в соответствии со своими индивидуаль-
ными особенностями, склонностями и не противоречит требованиям деятельности, при этом эффективность деятельности высокая (оптимальный вариант соотношения).
Таким образом, анализируя психолого-педагогическую литературу по вопросам сущ -ности индивидуального стиля педагогической деятельности как педагогического явления, мы должны констатировать, что успех в жизни и деятельности педагога существенно зависит от его умения, способности раскрыть собственную индивидуальность, использовать неповторимые особенности для решения реальных задач. Задача каждого учителя состоит в умении моде -лировать свой стиль педагогической деятельности в зависимости от изменяющихся целей и задач учащихся. От умения учителя на каждом этапе обучения оценить адекватность избранных им приемов и средств задачам и ожиданиям учащихся, внести соответствующие коррективы в учебный процесс зависит эффективность обучения. Вместе с тем, индивидуальный стиль педагогической деятельности определяет общую атмосферу в коллективе, создает определенный психоэмоциональный настрой.
Литература
1. Аминов, Н. А. Диагностика педагогических способностей. [Текст] / Н. А. Аминов. -М.: Воронеж, 1997.
2. Андриади, И. П. Основы педагогического мастерства. [Текст] : учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / И. П. Андриади. - М.: Академия, 1999. - 160 с.
3. Берулава, Г. А. Стиль индивидуальности: теория и практика [Текст]: учебное пособие / Г. А. Берулава. - М.: Пед. общество России, 2001.
4. Данилюк, А. Я. Принципы модернизации педагогического образования. [Текст] / А. Я. Данилюк // Педагогика. - № 5. - 2010. -с. 37-46
5. Евланова, Л. И. Совершенствование индивидуального стиля деятельности учителя в системе непрерывного образования [Электронный ресурс] : автореф. дис. ... кан. пед. наук: 13.00.01/Л. И. Евланова. - Новосибирск, 2009. Режим доступа: http://www.dissercat.com /content/sovershen stvovanie-individualnogo-stilya-deyatelnosti-uchitelya-v-sisteme-nepreryvnogo-obraz.
6. Загвязинский, В. И. Методология и методы психолого-педагогического исследования [Текст]: учеб. пособие / В. И. Загвязинский. -М.: Академия, 2001. - 208 с.
7. Измайлов, С. Г. Развитие индивидуального стиля деятельности преподавателей в процессе повышения их квалификации [Электронный ресурс] : автореф. дис. ... кан. псих. наук: 19.00.13/ С. Г. Измайлов. - Москва, 2001. Режим доступа: http://www.lib.ua-ru.net/diss /сой/121945.Мш1.
8. Климов, Е. А. Индивидуальный стиль деятельности в зависимости от типологических свойств нервной системы [Текст] / Е. А. Климов. - Казань: изд-во Казан. ун-та, 1969. - 278 с.
9. Коджаспирова, Г. М. Словарь по педагогике (междисциплинарный) [Текст] / Г. М. Коджаспирова, А. Ю. Коджаспиров. - М.: МарТ; Ростов н/Д: МарТ, 2005. - 448 с.
10. Маркова А. К. Психологические особенности индивидуального стиля деятельности учителя [Текст] / А. К. Маркова, А. Я. Никоно-
ва // Вопросы психологии. - 1987. - № 5. -С. 40-48.
11. Немов, Р. С. Библиотека Гумер - психология [Электронный ресурс]. Режим доступа: http:// www.gumer.info/bibliotek_Buks/Psihol/ nemov2/09.php.
12. Рапацевич, Е. С. Педагогика. Современная энциклопедия [Текст] / Е. С. Рапацевич; под общ. ред. А. П. Астахова. - Минск: Современная школа, 2010. - 720 с.
13. Соловьева, Н. И. Становление индивидуального стиля деятельности учителя в системе непрерывного физкультурного образования [Электронный ресурс]: автореф. ... канд. пед. наук : 13.00.08 / Н. И. Соловьева. - Ярославль, 2003. Режим доступа: http://www.dissercat.com /content/stanovlenie-individualnogo-stilya-deyatel nosti.
14. Торхова, А. В. Индивидуальный стиль деятельности учителя [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.portalus.ru/modules /shkola/ rus_readme .php.