Научная статья на тему 'Развитие индивидуального стиля управленческой и организаторской педагогической деятельности студентов вузов спортивного профиля'

Развитие индивидуального стиля управленческой и организаторской педагогической деятельности студентов вузов спортивного профиля Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
357
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РАЗВИТИЕ / ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ СТИЛЬ / СПОРТИВНАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ И ОРГАНИЗАТОРСКАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ВУЗ СПОРТИВНОГО ПРОФИЛЯ / СТУДЕНТЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Еганов Александр Васильевич, Сиротин Олег Александрович, Быков Виктор Степанович

Рассматривается концепция развития индивидуального стиля управленческой и организаторской спортивной педагогической деятельности, как теоретической основы подготовки студентов вузов спортивного профиля. Проанализированы методологические и теоретические аспекты процесса развития, на примере авторитарного, демократического и либерального индивидуального стилей, с позиции теории деятельности. Дано определение понятия индивидуального стиля профессиональной педагогической деятельности студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Еганов Александр Васильевич, Сиротин Олег Александрович, Быков Виктор Степанович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Развитие индивидуального стиля управленческой и организаторской педагогической деятельности студентов вузов спортивного профиля»

_РЕГИОН крупным ПЛАНОМ ..._

УДК 796.071.37.048

Еганов Александр Васильевич

Доктор педагогических наук, Академик РАЕ, профессор кафедры теории и методики борьбы, Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Уральский государственный университет физической культуры», eganov@bk.ru, Челябинск

Сиротин Олег Александрович

Доктор педагогических наук, профессор кафедры теории и методики физического воспитания Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Уральский государственный университет физической культуры», tmfv_90@mail.ru, Челябинск

Быков Виктор Степанович

Доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой физического воспитания, Федерального государственного образовательного бюджетного учреждения высшего профессионального образования «Южно-Уральский государственный университет» (национальный исследовательский университет), olvk@susu.ac.ru, Челябинск

развитие индивидуального стиля управленческой и организаторской педагогической деятельности студентов вузов спортивного профиля

Аннотация. Рассматривается концепция развития индивидуального стиля управленческой и организаторской спортивной педагогической деятельности, как теоретической основы подготовки студентов вузов спортивного профиля. Проанализированы методологические и теоретические аспекты процесса развития, на примере авторитарного, демократического и либерального индивидуального стилей, с позиции теории деятельности. Дано определение понятия индивидуального стиля профессиональной педагогической деятельности студентов.

Ключевые слова: развитие, индивидуальный стиль, спортивная профессиональная управленческая и организаторская педагогическая деятельность, вуз спортивного профиля, студенты.

Eganov Alexander Vasylyevich

Doctor of Pedagogical Science Academician of RAE, professor of theory and methods of martial art, FGBOU VPO «Ural State Academy of Physical Culture», eganov@bk.ru, Chelyabinsk

Sirotin OlegAlexandrovich

Doctor of Pedagogical Science, professor of theory and methodology ofphysical education FGBOU VPO «Ural State Academy of Physical Culture», tmfv_90@mail.ru, Chelyabinsk

Bykov Victor Stepanovich

Doctor of pedagogical Sciences, Professor, head of the Department of physical education, the Federal state educational budget institution of higher professional education «South-Ural state University» (national research University), olvk@susu.ac.ru, Chelyabinsk

development of individual style of management and organizational pedagogical activity of students of higher educational institutions of the sports profile

Abstract. The concept of development of individual style of management and organizing sports pedagogical activity, as the theoretical basis of preparation the students of high schools sports profile. Analyzed methodological and theoretical aspects of the development process, for example, authoritarian, democratic, and liberal individual styles, from positions of the theory of activity. The definition of the concept of individual style professional pedagogical activity of students.

Keywords: development, individual style, sports professional administrative and organizational pedagogical activity, the University sport profile of students.

Одной из актуальных проблем педагогического и профессионального образования в свете решения задач реализации образовательного процесса по ФГОС ВПО нового поколения является повышение его качества и эффективности профессиональной подготовки педагогических кадров. В ходе освоения спортивной или профессиональной деятельности у человека складывается некоторая её индивидуально-своеобразная системная организация. Индивидуальность человека является высшей ценностью, формирование профессиональной деятельности будущего тренера-преподавателя. Российская система образования должна осуществить переход к непрерывному индивидуализированному образованию, ориентированному на формирование творческой социально ответственной личности. Это сопряжено с реализацией в системе профессионального образования принципов индивидуализации, которые выражают требования предоставлять обучаемым, выбора в соответствии с возможностями, перспективами профессионального роста. Одним из базовых механизмов формирования профессиональной индивидуальности используются развитие индивидуального стиля профессиональной и педагогической деятельности [1; 4; 9].

Основу развития индивидуального стиля управленческой и организаторской деятельности в исследовании проблемы студентов вузов спортивного профиля как будущих педагогов составляют деятельностный и субъектный подходы. Согласно деятельностному подходу, стиль деятельности развивается в самой деятельности: сначала во внешней, а затем во внутренней стороне, что обеспечивает её устойчивость. Деятельность может устойчиво воспроизводиться при решении повседневных задач высокого профессионализма и связана с формированием в спорте, труде студентов как будущих тренеров-преподавателей. Ведущим видом деятельности обучающихся в вузах спортивного профиля является сама спортивная деятельность, включающая тренировку, соревнования, судейскую практику, участие в педагогической практике и др. Субъектный подход акцентирует роль творческого носителя активности, осуществляющего изменения в себе самом как в субъекте [3; 7; 10]. Специалисты по во-

просам педагогики и спортивной тренировки студентов вузов спортивного профиля рекомендуют уделять значительное внимание изучению работы тренера, связанной с развитием индивидуального стиля управленческой и организаторской деятельности [4; 10; 12].

В настоящее время считается общепризнанным то, что тренеры отличаются один от другого методами, на основе которых достигаются управленческая и организаторская деятельность. Подходы к описанию особенностей деятельности специалиста по физической культуре являются получению адекватного представления о профессиональной деятельности для развития индивидуального стиля управленческой и организаторской спортивной деятельности. Педагогическая ценность рассматриваемой концепции заключается в обосновании положения о том, что к одинаково высоким достижениям тренеры, спортсмены идут различными путями: осваивая и используя свой индивидуальный стиль деятельности. Суть концепции индивидуального стиля деятельности в профессиональной подготовке обоснована в работах Е. А. Климова [6] и В. С. Мерлина [8].

При развитии индивидуального стиля студентов вузов спортивного профиля необходимо дать определения понятия и структуру стилей. Как отмечается в ряде исследований [2; 3; 5; 6; 11; 12] понятие стиля как целостной психологической характеристики широко применяется у нас в стране и за рубежом, но приобрело несколько расплывчатый смысл. Так, например, В. С. Мерлин [8] применил термин «индивидуальный стиль» в анализе взаимоотношений объективных требований деятельности, с одной стороны, и свойств личности, - с другой. Индивидуальный стиль деятельности определяется своеобразием действий, применяемых для осуществления цели. По данным Е. А. Климова проявление индивидуального стиля деятельности многообразно: это и практические способы действия, и приёмы организации психической деятельности, и особенности реакций и психических процессов, т. е. вся система отличительных признаков деятельности данного человека обусловленных особенностями его личности [6, с. 72].

Наиболее общими и существенными признаками системы приёмов и способов дей-

ствия, характеризующих индивидуальный стиль, является своеобразное соотношение её компонентов: ориентировочных и исполнительных действий. В первом случае познавательная, ориентировочная деятельность главным образом осуществляется до выполнения и, лишь, потом сочетается с исполнительной. Во втором случае ориентировочная деятельность в большей степени протекает одновременно с исполнительной. В третьем случае - соотношение ориентировочной и исполнительной деятельности носит смешанный характер [8].

Е. А. Климовым даны два определения индивидуального стиля деятельности. В узком смысле слова - это «обусловленная типологическими особенностями устойчивая система способов, которая складывается у человека, стремящегося к наилучшему осуществлению данной деятельности»; в широком смысле - «индивидуально-своеобразная система психологических средств, к которым сознательно или стихийно прибегает человек в целях наилучшего уравновешивания своей (типологически обусловленной) индивидуальности с предметными внешними условиями деятельности» [6, с. 71]. Оказалось, что передовые работницы льнот-кацкого производства «инертные» и «подвижные» выполняют норму выработки в среднем одинаково, однако работницы идут при этом несколько различными путями.

Подход, предлагаемый В. А. Толочеком, позволяет, развести понятия «стиль деятельности» и «индивидуальный стиль деятельности». Стиль деятельности - это объективная подструктура деятельности, близко совпадающая с типовым стилем. Индивидуальный стиль деятельности - это индивидуальная система деятельности, индивидуальный вариант реконструкции субъектом объективной подструктуры. Предложенное смещение акцентов, по мнению автора, позволяет преодолеть и ретроспективность через сопоставление характеристик трёх групп: индивидуальной реконструкции объективной подструктуры деятельности, самой подструктуры и деятельности в целом [12].

Под индивидуальным стилем педагогической деятельности студентов вузов спортивного профиля нами понимается индивидуально-устойчивая система стратегии, способов или полярных приёмов решения

задач в процессе спортивной тренировки, обусловленных телеологически и природными особенностями личности, позволяющие спортсменам достигать одинаково высоких результатов в становлении профессионально-педагогического мастерства. Под развитием индивидуального стиля студентов вузов спортивного профиля понимается процесс, направленный на изменение, расширение, углубление, необратимого закономерного изменения педагогического процесса до определённой степени компетентности с целью усовершенствования умственной зрелости, в результате, которым возникает новое качественное состояние объекта, его структуры основанного на всеобщих принципах объяснения природы, общества и познания.

В литературе в виде аналитико-синтетиче-ских интерпретирующих описаний выделяют три типа индивидуального стиля управленческой и организаторской деятельности: авторитарный, демократический и либеральный [4, с. 116; 5, с. 281-283; 10 и др.]

Авторитарный (директивный, автократический) индивидуальный стиль управленческой и организаторской деятельности, характеризуется полным единоначалием, большой требовательностью, жестким контролем, стремлением оставить за собой право принимать решения. Тренер такого стиля принимает решение единолично без учета мнения спортсменов, требует неукоснительного выполнения всех своих заданий, практически не оставляя места для инициативы и творчества учеников. От спортсменов требует исполнительности и подчинения, любое проявление самостоятельности и инициативы рассматривает как грубое нарушение субординации и дисциплины, вызывают, возмущение и следующие за ними жесткие санкции. Спортсмены высокого класса часто принимают этот стиль руководства, поскольку он уменьшает их личную ответственность за неудачу. Тренеры с авторитарным стилем руководства имеют чаще всего сильную нервную систему [5, с. 284].

Демократический (коллегиальный) индивидуальный стиль управленческой и организаторской деятельности тренера проявляется в стремлении к коллективному решению проблем, чтобы каждый член группы принимал максимальное участие в достижении об-

щей цели. Характеризуется тем, что тренер рассматривает спортсменов как активных участников и реализаторов своих идей, замыслов. Характерно наличие коллективного мышления и обсуждения проблем и задач, стоящих перед спортивным коллективом. Мягкость, тактичность и коллегиальность -это главные достоинства тренера такого стиля. «Демократы» часто имеют выраженный типологический комплекс боязливости, в который входит и слабая нервная система. Базой для демократического стиля является высокий уровень личностных и профессиональных качеств, использование им научных принципов социального управления.

Либеральный (анархический) стиль управленческой и организаторской деятельности характеризуется тем, что тренер старается реже вмешиваться в дела команды, предоставляя спортсменам свободу действий, принятия решений и поведения. Такой стиль деятельности для достижения высоких спортивных результатов неприемлем и часто встречается у начинающих тренеров. Опасность либерального стиля руководства в спорте заключается в том, что объект управления (спортсмен, команда) становятся субъектом и начинают навязывать свою волю не только тренеру, но и спортивной организации. Базой либерального стиля деятельности тренера, по мнению Е. П. Ильина [Там же. С. 283], являются: низкий уровень сознательности и профессиональной компетентности, отсутствие должного контроля его работы со стороны администрации, пренебрежение вопросами воспитательной работы спортсменов.

Значительный вклад в развитие представлений об индивидуальном стиле деятельности сделан Е. П. Ильиным. Им выделяются три типа адаптации субъекта к деятельности: приспособление субъекта к деятельности, приспособление деятельности к субъекту и взаимное уравновешивание. При этом констатируется, что индивидуальный стиль деятельности благоприятствует проявлению способностей, но не компенсирует их отсутствие. Стиль деятельности предлагает определить как систему способов осуществления тактики выполнения той или иной работы, а не как способы выполнения определенного действия. В последнем случае целесообразно говорить о стиле действия, который ха-

рактеризует технику выполнения действия [2; 3]. Кроме того, заключает Е. П. Ильин, не стоит безоговорочно связывать с индивидуальным стилем успешность выполнения деятельности. В ряде случаев стиль деятельности способствует повышению её эффективности, но не гарантирует её, так как она, зависит от способностей, знаний и умений, а стиль лишь помогает проявиться им в полной мере [Там же. С. 132].

Обычно стиль спортивной деятельности тренера формируется либо стихийно под влиянием склонности к тем или иным способам деятельности, подражания другим спортсменам, имитации лучших образцов действий, либо целенаправленно в процессе занятий спортивной деятельностью.

В работах В. А. Толочека [12], посвященных исследованию индивидуального стиля деятельности спортсменов, выполненных почти на протяжении 30 лет выделяется несколько этапов и подходов в его развитии. Первый этап с выраженный гуманистическим пафосом выводов, имел следующие результаты:

- выделение противоположных индивидуальных стилей деятельности соответственно двум полюсам какого-либо одного свойства нервной системы; в конце 60-х годов стали выделять и третий промежуточный, но и три стиля описывались в рамках уже сложившегося подхода;

- акцентирование внимания на качественном анализе феномена: постулировалось тем, что разные индивидуальные стили деятельности, одинаково эффективны, различия в адаптации к требованиям деятельности разных по типологии субъектов сопоставлением двух противоположных стилей;

- констатация факта, что эффективный индивидуальный стиль деятельности - это не просто совокупность всех наиболее рациональных приёмов деятельности, а именно как индивидуально-своеобразная система;

- описание индивидуального своеобразия адаптации субъектов к требованиям деятельности на разных её уровнях;

- объяснение успешности-неуспешности деятельности субъекта типологически адекватным (т.е. соответствующим типологическим свойствам) или неадекватным индивидуальным стилем деятельности, его стихийным формированием, подчеркивает-

ся, что неэффективным «подлинный» индивидуальный стиль деятельности быть не может;

- анализ индивидуального стиля деятельности путем обобщения особенностей деятельности присущих работникам с определенными свойствами нервной системы, и таким образом, обсуждением не столько индивидуальных, сколько типовых (групповых) стилей.

Второй этап исследований индивидуального стиля деятельности, по мнению В. А. Толочека, характеризуется следующими особенностями: в спортивной деятельности единоборцев выделяют атакующий, контратакующий, защитный, комбинированный, игровой, силовой, темповой стили. Нами в свое время были описаны стили соревновательной деятельности высококвалифицированных дзюдоистов, условно обозначенные как «темповики», «рационалисты» и «универсалы».

Таким образом, основу развития стиля составляют синтез природной, социальной и психолого-педагогической предрасположенности к профессиональной деятельности. Развитие индивидуального стиля педагогической деятельности студентов вузов спортивного профиля определяют стремление к раскрытию возможностей каждого обучающегося, используя личностный потенциал индивидуальности, взаимодействие субъектов и требований профессиональной деятельности. Развитие также предполагает создание педагогических условий проявления самопознания, осмысления, профессионального самосовершенствования, управляющих воздействий преподавателей и самостоятельного поиска наиболее эффективных, комфортных для себя способов достижения результата. Успешность развития стиля управленческой и организаторской деятельности зависят от учёта ряда факторов: типологических и психологических особенностей личности, компетенции выбранной профессиональной деятельности, степени адекватности выбранного стиля и др.

Библиографический список

1. Глазков А. В. Интегральная атрибутивная концепция развития индивидуального стиля учащегося в образовательном процессе: авто-реф. дис. ... д-ра психол. наук; ИГПУ. - Иркутск, 2006. - 48 с.

2. Дмитриев А. В. Индивидуальный стиль деятельности в спортивных единоборствах: учеб.-метод. пособие. - Минск: Белорусский ГИФК, 1988. - 26 с.

3. Еганов А. В. Направленность педагогических воздействий при формировании индивидуального стиля деятельности дзюдоистов в зависимости от уровня силы нервной системы относительно возбуждения // Эргономические основы двигательной активности: материалы междунар. науч. конф. - Рязань, 1999. - С. 93-94.

4. Жмарев Н. В. Управленческая и организаторская деятельность тренера. - 2-е изд. перераб. и доп. - Киев: Здоровья, 1986. - 128 с.

5. ИльинЕ. П. Психология спорта. - СПб.: Питер, 2009. - 352 с.

6. Климов Е. А. Психология профессионального самоопределения: учеб. пособие. - 2-е изд., испр. - М.: Издательский центр «Академия», 2005. - 304 с.

7. Кузьмин А М., Коровин С. С, Еганов А. В. Становление профессиональной позиции будущего педагога в образовательном процессе вуза физической культуры // Сибирский педагогический журнал. - 2012. - №2. -С. 170-175.

8. Мерлин В. С. Очерк интегрального исследования индивидуальности. - М.: Просвещение, 1986. - 254 с.

9. Рослякова Н. И. Вариативный подход к формированию профессиональной индивидуальности педагога дошкольного учреждения в процессе вузовской подготовки: автореф. дис. ... д-ра. пед. наук ; РГСУ. - М., 2010. - 48 с.

10. Сиротин О. А. Психолого-педагогические основы индивидуализации спортивной подготовки дзюдоистов: дис. ... д-ра пед. наук ; ВНИ-ИФК. - М., 1997. - 325 с.

11. Теплов Б. М. Проблемы индивидуальных различий. - М.: АПН РСФСР, 1961. - 535 с.

12. Толочек В. А. Стили профессиональной деятельности в условиях взаимодействия субъектов // Психологический журнал. - 2000. - № 3. -Том 21. - С. 96-102.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.