Научная статья на тему 'ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОЙ КОНСТРУКТИВНОСТИ УЧАЩИХСЯ'

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОЙ КОНСТРУКТИВНОСТИ УЧАЩИХСЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
47
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
теория конструктивности / личность / конструктивность / творчество / творческая конструктивность / моделирование / проектирование / проектная деятельность / проект / theory of constructivity / personality / constructivity / creativity / creative constructivity / modeling / design / project activity / project

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Н.П. Шаталова

В данной статье рассматривается проблема формирования человека для нового современного общества. Обосновывается идея о том, что сегодня более успешны люди, обладающие новыми личностными качествами, такими как конструктивность и творческая конструктивность. Каждое из этих качеств дает возможность выпускнику школы быстро адаптироваться как в новых условиях экономического и политического сообщества, так и решить проблему конкурентоспособности на рынке труда. На основе изучения основ теории конструктивности в статье вводится понятие «творческая конструктивность». Автором предложено рассмотреть ряд образовательных средств для развития творческой конструктивности учащихся. Обобщается практический опыт по организации учебного процесса, направленного на развитие творческого потенциала учащихся в рамках конструктивной образовательной деятельности. Обосновываются педагогические условия для формирования умений учащихся искать творческий подход к обучению через конструктивное познание окружающего мира. Творческая составляющая учебной деятельности представлена автором через теорию конструктивности таким образом, чтобы учитель смог обнаружить новые возможности в применении, зарекомендовавших себя средств обучения, таких как модели, конструкты, проекты. Автор приходит к выводу, что инновационный подход к обучению и система взглядов, обращенные на развитие творческой конструктивности учащихся, посредством образовательных средств обучения, ставшими традиционными, помогут учителям в успешном проектировании инновационной учебной деятельности в рамках требований ФГОС.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EDUCATIONAL TOOLS FOR THE DEVELOPMENT OF CREATIVE CONSTRUCTIVENESS OF STUDENTS

The article deals with forming a person for a new modern society. The author substantiates the idea that today people with new personal qualities, such as constructiveness and creative constructiveness, are more successful. Each of these qualities allows the school graduate to quickly adapt to the new conditions of the economic and political community, as well as to solve the problem of competitiveness in the labor market. Based on the study of the foundations of the theory of constructivity, the article introduces the concept of “creative constructivity”. The author proposed to consider a number of educational tools for the development of creative constructiveness of students. The article summarizes practical experience in the organization of the educational process aimed at developing the creative potential of students in the framework of constructive educational activities. The author substantiates the pedagogical conditions for the formation of students’ abilities to seek a creative approach to learning through constructive knowledge of the surrounding world. The creative component of educational activity is presented by the author through the theory of constructivity in such a way that the teacher can discover new opportunities in the application of proven teaching tools, such as models, constructs, projects. The author comes to the conclusion that an innovative approach to teaching and a system of views aimed at the development of creative constructiveness of students, through educational teaching tools that have become traditional, will help teachers to successfully design innovative educational activities within the framework of the requirements of the Federal State Educational Standard.

Текст научной работы на тему «ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОЙ КОНСТРУКТИВНОСТИ УЧАЩИХСЯ»

Таким образом, каждый из рассмотренных стилей педагогической деятельности имеет как достоинства, так и недостатки. Но в любом случае стиль педагогической деятельности базируется на индивидуально-психологических особенностях человека: биологически обусловленных чертах, которые прослеживаются от рождения и на протяжении всей его жизни, социально обусловленных, приобретаемых в процессе социального развития. Обобщенную характеристику деятельности, которая складывается и проявляется в работе человека, и понимают под индивидуальным стилем деятельности.

Эксперимент по определению индивидуального стиля деятельности педагогов образовательной организации МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 60» г Грозного, проведенный по методике А.К. Марковой (75 чел., сплошная выборка), показал, что одной из важных особенностей педагогов, влияющих на стиль деятельности, является стаж педагогической деятельности. В образовательной организации 75 педагогов, из них 32% имеют стаж менее 5 лет, 28% - от 5 до 10 лет и 40% - выше 20 лет Чем меньше стаж, чем чаще используется импровизационные стили: эмоционально-импровизационный либо рассуждающе-импровизационный. При стаже от 10 лет и более педагоги чаще прибегают к рассуждающе-импровизационному и рассуждающе-методическому стилям. Среди других значимых качеств для стиля педагогической деятельности выделены экстраверсия, добросовестность, коммуникативные и организаторские качества.

По мере приобретения опыта деятельности молодой педагог стихийно или сознательно совершенствует профессиональные качества, преодолевает негативные личностные качества, которые препятствуют достижению успеха. В результате формируется индивидуальный стиль деятельности - «неповторимый вариант типичных для данного педагога приемов работы в типичных для него условиях» [5, с. 252]. Источниками становления и совершенствования педагогического мастерства становится непрерывное образование: система повы-

Библиографический список

шения квалификации, методическая и консультационная помощь коллег внутри образовательной организации, наставничество, самообразование и другие методы. Эффективный индивидуальный стиль педагогической деятельности позволяет находить оптимальные сочетания приемов воздействия на учеников для разрешения педагогической ситуации и достижения учебных и воспитательных целей.

Необходимость формирования индивидуального стиля педагогической деятельности обусловлена высокими требованиями современных образовательных стандартов к владению предметными знаниями, возможностями достижения значительных результатов обучения при использовании современных технологий; возможностями влияния на личностные качества и особенности в определенных педагогических условиях. К основным факторам, препятствующих развитию индивидуального стиля педагогической деятельности, Е.М. Снигирева относит стереотипность мышления и боязнь новых форм организации учебной деятельности, недостаточные навыки в переработке информации; отсутствие навыков саморазвития и др. [6, с. 109].

Следовательно, при формировании индивидуального стиля педагогической деятельности, необходимо обращать внимание на выделенные и рассмотренные нами компоненты: совершенство владения знаниями в предметной области; компетентность в области технологий обучения; компетентность в области психолого-педагогических знаний и самосовершенствования.

Для становления и развития индивидуального стиля педагогической деятельности необходимо использование адресной поддержки педагога, основанной на его индивидуально-психологических особенностях. Это возможности системы повышения квалификации кадров; внутриорганизационная методическая помощь педагогам, система наставничества, конкурсы профессионального мастерства и др.

1. Зимняя И.А. Педагогическая психология. Москва: Логос, 2002.

2. Климов Е.А. Индивидуальный стиль деятельности в зависимости от типологических свойств нервной системы. Казань: Издательство Казанского университета, 1969.

3. Загвязинский В.И., Атаханов РА. Методология и методы психолого-педагогического исследования. Москва, 2001.

4. Маркова А.К., Никонова А.Я. Психологические особенности индивидуального стиля деятельности учителя. Вопросы психологии. 1987; № 5: 41 - 42.

5. Ильясов Д.Ф., Кеспиков В.Н., Селиванова Е.А. и др. Психолого-педагогическое обеспечение профессиональной деятельности учителя: учебное пособие для слушателей курсов повышения квалификации педагогических кадров: в 4 ч. Актуальные теории и концепции. Москва: Издательство ВЛАДОС, 2013; Ч. 1.

6. Снигирева Е.М. Индивидуальный стиль педагогической деятельности. Научно-теоретический журнал. 2011; № 2 (7): 108 - 113.

References

1. Zimnyaya I.A. Pedagogicheskaya psihologiya. Moskva: Logos, 2002.

2. Klimov E.A. Individual'nyjstil'deyatel'nostivzavisimostiot tipologicheskih svojstv nervnojsistemy. Kazan': Izdatel'stvo Kazanskogo universiteta, 1969.

3. Zagvyazinskij V.l., Atahanov R.A. Metodologiya imetody psihologo-pedagogicheskogo issledovaniya. Moskva, 2001.

4. Markova A.K., Nikonova A.Ya. Psihologicheskie osobennosti individual'nogo stilya deyatel'nosti uchitelya. Voprosy psihologii. 1987; № 5: 41 - 42.

5. Il'yasov D.F., Kespikov V.N., Selivanova E.A. i dr. Psihologo-pedagogicheskoe obespechenie professional'noj deyatel'nosti uchitelya: uchebnoe posobie dlya slushatelej kursov povysheniya kvalifikacii pedagogicheskih kadrov: v 4 ch. Aktual'nye teorii i koncepcii. Moskva: Izdatel'stvo VLADOS, 2013; Ch. 1.

6. Snigireva E.M. Individual'nyj stil' pedagogicheskoj deyatel'nosti. Nauchno-teoreticheskijzhurnal. 2011; № 2 (7): 108 - 113.

Статья поступила в редакцию 30.04.21

УДК 378

Shatalova N.P., Cand. of Sciences (Physics, Mathematics), senior lecturer, Computer Science and Teaching Methods, Kuibyshev Branch of Novosibirsk State

Pedagogical University (Kuibyshev, Russia), E-mail: giahp@mail.ru

EDUCATIONAL TOOLS FOR THE DEVELOPMENT OF CREATIVE CONSTRUCTIVENESS OF STUDENTS. The article deals with forming a person for a new modern society. The author substantiates the idea that today people with new personal qualities, such as constructiveness and creative constructiveness, are more successful. Each of these qualities allows the school graduate to quickly adapt to the new conditions of the economic and political community, as well as to solve the problem of competitiveness in the labor market. Based on the study of the foundations of the theory of constructivity, the article introduces the concept of "creative constructivity". The author proposed to consider a number of educational tools for the development of creative constructiveness of students. The article summarizes practical experience in the organization of the educational process aimed at developing the creative potential of students in the framework of constructive educational activities. The author substantiates the pedagogical conditions for the formation of students' abilities to seek a creative approach to learning through constructive knowledge of the surrounding world. The creative component of educational activity is presented by the author through the theory of constructivity in such a way that the teacher can discover new opportunities in the application of proven teaching tools, such as models, constructs, projects. The author comes to the conclusion that an innovative approach to teaching and a system of views aimed at the development of creative constructiveness of students, through educational teaching tools that have become traditional, will help teachers to successfully design innovative educational activities within the framework of the requirements of the Federal State Educational Standard.

Key words: theory of constructivity, personality, constructivity, creativity, creative constructivity, modeling, design, project activity, project.

Н.П. Шаталова, канд. физ.-мат. наук, доц., Новосибирский государственный педагогический университет (Куйбышевский филиал), г. Куйбышев,

Е-mail: giahp@mail.ru

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОЙ КОНСТРУКТИВНОСТИ УЧАЩИХСЯ

В данной статье рассматривается проблема формирования человека для нового современного общества. Обосновывается идея о том, что сегодня более успешны люди, обладающие новыми личностными качествами, такими как конструктивность и творческая конструктивность. Каждое из этих качеств дает возможность выпускнику школы быстро адаптироваться как в новых условиях экономического и политического сообщества, так и решить проблему

конкурентоспособности на рынке труда. На основе изучения основ теории конструктивности в статье вводится понятие «творческая конструктивность». Автором предложено рассмотреть ряд образовательных средств для развития творческой конструктивности учащихся. Обобщается практический опыт по организации учебного процесса, направленного на развитие творческого потенциала учащихся в рамках конструктивной образовательной деятельности. Обосновываются педагогические условия для формирования умений учащихся искать творческий подход к обучению через конструктивное познание окружающего мира. Творческая составляющая учебной деятельности представлена автором через теорию конструктивности таким образом, чтобы учитель смог обнаружить новые возможности в применении, зарекомендовавших себя средств обучения, таких как модели, конструкты, проекты. Автор приходит к выводу, что инновационный подход к обучению и система взглядов, обращенные на развитие творческой конструктивности учащихся, посредством образовательных средств обучения, ставшими традиционными, помогут учителям в успешном проектировании инновационной учебной деятельности в рамках требований ФГОС.

Ключевые слова: теория конструктивности, личность, конструктивность, творчество, творческая конструктивность, моделирование, проектирование, проектная деятельность, проект.

Творческая конструктивность человека и ее формирование связаны с определенными особенностями возраста, своеобразным талантом, высокими интересами и специальными возможностями в работе над творческим процессом. В школьном образовании данный процесс рассматривается как позиция целенаправленного результата в присвоении индивидуальной математической культуры, которая просто необходима для успешной социальной адаптации к жизни в постиндустриальном обществе, где самым ценным качеством является уровень образования, профессионализм.

Результаты обобщенного исследования понятия конструктивности личности широко представлены в теории конструктивности, которая является одним из научных направлений прикладных наук XXI века. Базовым фундаментом теории конструктивности является «понимание регулирования и процесса саморегулирования деятельности человека как совокупности эффективных действий, направленных на преобразование внешнего и внутреннего, реального и нереального пространства» [1, с. 45].

Согласно теории конструктивности под конструктивностью личности следует понимать «плодотворность, конкретность и структурированность во всех проявлениях» мысли и деятельности человека [2].

Одним из средств развития творческой конструктивности является математическое моделирование. Моделирование служит одним из первенствующих средств познания природы и проектирования разнообразных систем и устройств для общественных, экономических, биологических и физических структур, объектов, механизмов и различных устройств. Известны факты результативного использования математического моделирования в конструкции ядерных технологий, авиационных и аэрокосмических систем, в прогнозе огромных атмосферных и глубоких океанических явлений, погоды и т.д. С давних времен математическое моделирование и его использование рассматривают многие отечественные ученые. По словам отечественных мастеров науки, а именно: Б.А. Горлача и В.Г. Шахова [3], математический моделированный образец - это приближённое описание определенного класса математических явлений, которое выражается на математическом языке с использованием всех систем алгебраических математических уравнений и неравенств, сложных дифференциальных или простых интегральных уравнений, различных функций, общих структур геометрических предложений, векторов.

В новых стандартах моделирование рассматривается как универсальное учебное действие. В структуре модели выделяют два компонента: (1) интерфейсный (интерпретационный): описание обозначений; (2) модельно-содержатель-ный (состоит из системы характеристик и системы отношений). Первый можно назвать описательным, а второй - содержательным.

Из работ В.И Рейзлин [4], А.Н Боголюбова [5], Н.П. Шаталовой [6; 7] известно, что все типы систем моделирования могут быть использованы с пользой в определенных сферах человеческой деятельности.

Так, например, С.В. Юдин [8] писал, что моделирование - это процесс построения и использования модели.

В работах Л.Г. Петерсона и Ю.В. Агапова [9] отмечено, что метод моделирования направлен на изучение определенных объектов различных явлений и их моделей, как сложных, так и простых процессов с помощью решения математических задач, при этом для получения новой информации используется математическая модель.

Под математическим моделированием предлагаем понимать учебное математическое действие, необходимое для формирования в представлении структуры объекта, его взаимосвязей и отношений. В математическом моделировании выделим следующие тактические учебные цели: (1) замена оригинала мысленно или реально математической моделью, которая наиболее удобна для работы и доступна; (2) построение схемы модели, которая дает реальное представление об оригинале; (3) исследование всех частей оригинала с помощью математической модели. Любая математическая модель раскрывает следующие основные функции: (1) реальное замещение; (2) оригинальное представление; (3) интерпретацию; (4) математическое исследование. Любая модель реального объекта может рассматриваться как идеальная, так и материальная. Материальная модель, в свою очередь, бывает статической или динамической. Идеальная модель бывает образной, знаковой и мысленной.

Математическое моделирование можно рассматривать в двух видах: (1) математическое моделирование, обладающее содержанием, которое может быть усвоено в конце учебного процесса; (2) математическое моделирование как полноценное учебное математическое обучение. Математические модели осно-

ваны на важных закономерностях математического процесса. Математическая модель создается на основе образов, которые наглядно моделируют реальные объекты, а если говорить точнее, то субъект сначала создает мысленную модель данного объекта, а затем - материальную или наглядную модель. Образы моделей создаются мысленно, преображаются в материальные с помощью различных действий, осуществляются на практике.

В процессе развития творческой конструктивности обучающиеся должны уметь не только создавать математические модели, чтобы полностью владеть математическим моделированием как основным методом математического познания, но и использовать готовую модель для решения реальных задач. Творческая математическая деятельность дает важный толчок в развитии полноценного психического развития обучающихся в процессе использования моделей и моделирования в целом. В процессе математического моделирования происходит огромное изменение и овладение целостной системой умственных действий.

В основу уроков по развитию творческой конструктивности учащихся в процессе использования готовых математических моделей и моделирования заложен обычный метод моделирования, при котором учитель эффективно использует форму учебной работы. Здесь подразумевается изготовление обучающимся и под руководством взрослых простых моделей, игр, объемных и плоскостных математических моделей, а также творческое использование готовых моделей для познания реальных объектов и их свойств. В творческой конструктивной деятельности используются замещенные предметы, знаки и символы, карты, планы, различные схемы, графики, таблицы, формулы, рисунки, плакаты, чертежи и макеты.

Для развития творческой конструктивности при выполнении учебных заданий лучше всего использовать готовые модели для познания реальных объектов и их свойств. Используя модели для развития творческой конструктивности, учащиеся и учителя получают следующие дополнительные результаты: творческое развитие школьников продуктивным методом; развитие образного мышления, которое развивает высшие формы мышления; обогащение опыта учащихся в выполнении заданий и достижении целей; закрепление новых знаний, полученных в процессе творческой конструктивной деятельности; развитие коммуникативных навыков в условия, которые создаются для делового сотрудничества в процессе обучения; обогащение словарного запаса; развитие ярких представлений о творческом процессе; глубокое осмысление принципов работы и строения подлинного оригинала с помощью модели.

Для овладения методами моделирования и использования моделей для изучения реальных свойств объектов необходимо изучать метод научного познания, уметь создавать творческую обстановку, для того чтобы обучающиеся могли принимать, понимать и представлять сложный характер взаимосвязей в процессе использования готовых моделей для познания реальных объектов и моделирования.

Важной педагогической задачей в математическом моделировании можно назвать развитие у школьников умений ориентироваться в быстро растущем математическом пространстве, добывать знания и умения, использовать их для решения познавательных и практических задач методами использования моделей в пространстве математического моделирования.

Метод использования моделей реальных объектов и их моделирования представляется как четко организованная и конструктивная деятельность обучающихся, рассчитанная как на достижение результата, так и на приобретение практических навыков.

Другим средством для развития творческой конструктивности обучающихся является метод учебного проекта.

Е.С. Полат [10] неоднократно в своих трудах отмечал, что с помощью проектов возможно осуществление конструктивной деятельности, направленной на решение учебных проблем и заданий, заранее придуманных учителем, которые ограничены определенной тематикой и целью. Проектная деятельность в процессе развития творческой конструктивности опирается на работу в группах, индивидуальную работу, работу в парах.

Ниже представим некоторые классификации проектов, которые можно использовать для развития творческой конструктивности, и дадим их краткую характеристику.

(1) Классификация по методу доминирования деятельности в проекте: творческий, ориентированный, игровой, исследовательский.

(2) Классификация по количеству участников математического проекта: индивидуальный, групповой, в парах.

(3) Классификация по содержанию задания в математическом проекте: монопроект (по одной теме или по одной дисциплине), мегапроект (осуществление метапредметных результатов) [11].

(4) Классификация по координационным задачам проекта: скрытый (участник косвенно участвует в проекте), непосредственный (участник проекта активен и осознанно выполняет все задания, выстраивая самостоятельный план действий) [12].

(5) Классификация по характеру коммуникационной деятельности на уроках математики: в рамках одного класса, в рамках школы, в рамках государства.

Исследовательский - этот тип имеет уже продуманную систему проекта. Прежде чем начать работу над проектом, необходимо его сформулировать цели и задачи. Этот тип должен заинтересовывать каждого школьника проекта и иметь социальную значимость. Творческий - это такой проект, в котором отсутствует определенный алгоритм работы. Перед выполнением проекта необходимо заранее поставить цель и задачу, чтобы получить желаемые результаты, которые и нужно достичь обучающимся. Такими результатами могут быть кроссворды, плакаты, презентации, математические загадки. Ролево-игровые проекты - в них структура работы открыта до окончания проекта. И любой ученик, включенный в работу такого проекта, играет роль, где каждому соответствует свой характер и содержание проекта. Примером могут стать сказочные персонажи, герои с проблемами, которые могут возникнуть и в реальных жизненных ситуациях. Обучающиеся для удобства все роли придумывают сами. Поэтому результаты таких проектов можно определить заранее или же они могут быть выявлены в процессе или в конце работы. Практико-ориентированные математические проекты - такой тип проекта имеет уже сформулированные цели и задачи для работы каждого школьника над ним. Они направлены на ориентацию личностных интересов самих учеников. Следовательно, результатом проекта является плакат, аудиокни-га, видеоролик, постановка, презентация в PowerPoint. Этот проект имеет определенный алгоритм действий, где расписана роль каждого школьника. В этом проекте возможно обсуждение проделанной работы; если возникли ошибки, то их исправление; презентации полученных результатов - все это важные аспекты выполнения таких проектов.

Монопроект - в таком проекте необходимо заранее определиться с целями и задачами, формой организации работы и с результатами, которые необходимо достичь в ходе выполнения проекта. Межпредметные проекты выполняются во

внеурочное время. Обучающиеся из разных стран и континентов совместно их разрабатывают. Эту возможность предоставляют учителю современные информационные технологии.

Телекоммуникационные проекты - это проекты по реализации совместной деятельности, которые осуществляются на значительном расстоянии друг от друга, у школьников развиваются навыки коммуникации, творческое мышление, интеллект, приобретаются навыки самостоятельной деятельности в процессе решения математических задач и примеров, расширяется кругозор математического мышления.

Таким образом, для развития творческой конструктивности школьник должен четко уметь определять объект и предмет исследования в проекте математического моделирования, так как результаты математического проекта должны им соответствовать. Критерием эффективности проектной деятельности в моделировании являются личные результаты в развитии творческой конструктивности школьника, например, приобретение опыта работы с моделью, знакомство с новым содержанием исследуемого объекта, деталями. Также в конструктивной творческой работе важно не только ученикам проявлять любознательность и творчество, но и учитель обязательно должен обращать внимание на то, как обучающийся выстраивает свои отношения с одноклассниками при работе в команде. Важным фактором является оформление проекта. Как дополнительный критерий работы над проектом выступает его социальная значимость, польза для общества. В конструктивной творческой деятельности в моделировании учеников презентация проекта показывает, насколько школьник свободно владеет материалом. Из яркой и объемной презентации можно узнать, умеет ли он отвечать на вопросы своих оппонентов, знаком ли с программами компьютера.

К основным учебным проектам для развития творческой конструктивности учащихся можно отнести: презентацию симметричных объектов в природе и их модели в пространстве; тестовые материалы по изучаемой теме; схемы и эскизы для решения учебных проблем; макеты объектов с заданиями практико-ориен-тированного пространства; видеофильмы или мультфильм; рефераты по темам моделирования.

Оценку влияния качеств, приобретаемых учащимися в процессе моделирования и работы над проектом, на развитие их творческой конструктивности можно рассмотреть при анализе результатов расчетов эмпирических данных, сведенных в табл. 1.

Таблица 1

Уровень развития творческой конструктивности учащихся средствами моделирования и работы над проектом (в %, в динамике)

Группы респондентов / уровень Корр-ция Задание с моделями Проектная деятельность Творческая конструктивность

Высокий Средний Низкий Высокий Средний Низкий Высокий Средний Низкий

Сентябрь 2020 года

Экспериментальные группы 0,906 8,9 58 33,1 19,7 56,0 24,3 8,3 55,9 35,8

Контрольные группы 7,8 68,7 23,5 10,1 48,7 41,2 9,6 51,3 39,1

Апрель 2021 года

Экспериментальные группы -0,142 31,3 57,2 11,5 81,2 5,9 12,9 39,5 46,7 13,8

Контрольные группы 8,9 66,2 24,9 12,4 49,8 37,8 9,9 49,8 40,3

Расхождения, полученные вначале и в конце учебного года (частное)

Экспериментальные группы 0,630 3,6 1,0 0,3 4,1 0,1 0,5 4,8 0,8 0,4

Контрольные группы 1,1 1,0 1,1 1,2 1,0 0,9 1,0 1,0 1,0

внеурочное время. Могут включать в себя несколько учебных дисциплин, имеют определенные требования: работа с обучающимися всех учителей-предметников, наличие проработанных форм промежуточного контроля и итоговой презентации.

Проект с открытой координацией - учитель участвует в работе, играя роль координатора, также организует и направляет работу, координирует деятельность всех школьников проекта. Проект со скрытой координацией - учитель является лишь помощником и советчиком, слегка направляет ученика в решении математической задачи.

Проекты внутренние, или региональные - вся работа осуществляется в пределах классов одной школы, разных школ, округов и города в командном решении задач по математике.

Международные проекты - реализуются при школьных обменах математическими знаниями на уроках математики через сеть Интернет или же во

Библиографический список

Строка расхождений в таблице указывает, что умения и навыки, полученные в процессе работы над проектом и с моделями во время изучения дисциплины, повлияли на повышение уровня развития творческой конструктивности (на высоком уровне количество респондентов в экспериментальных группах увеличилось к концу учебного года примерно в 4 раза, а на низком - уменьшилось более чем в 3 раза). Достоверность результатов диагностики доказана при помощи расчетов корреляции по критерию Пирсона. Показатель корреляции полученных расхождений составил большее значение 0,5 (0,630), следовательно, полученные связи достоверны, а расхождения в экспериментальных группах значимы.

Из сказанного выше очевидно, что степень развития творческой конструктивности учащихся при использовании методов проекта и готовых моделей реальных объектов зависит от умений учителя выстраивать новые взаимоотношения при использовании зарекомендовавших себя средств обучения.

1. Шаталова Н.П. Основы конструктивности современной личности. Современные исследования социальных проблем. 2014; № 6 (38): 26 - 34.

2. Шаталова Н.П. Конструктивное творчество как процесс полезной деятельности. Актуальные проблемы высшей школы: материалы внутривузовской научно-практической конференции. Новосибирск: НГПУ, 2004: 12 - 14.

3 Горлач Б.А., Шахов В.Г. Математическое моделирование. Построение моделей и численная реализация. Образовательные технологии и общество. 2018; № 1: 241 - 252.

4. Рейзлин В.И. Математическое моделирование: учебник для вузов. Москва: Логос, 2004.

5. Боголюбов А.Н. Основы математического моделирования. Москва: Наука, 2010.

6. Шаталова Н.П. Конструктивная среда самообразования в педагогическом вузе. Мир науки, культуры, образования. 2015; № 6 (55): 136 - 140.

7. Шаталова Н.П. Учимся работать в школе конструктивного обучения: учебное пособие. Барнаул: БГПУ 2006.

8. Юдин С.В. Математика и экономико-математические модели: учебник для вузов. Москва: Логос, 2004.

9. Петерсон Л.Г, Агапов Ю.В. Развитие и диагностика организационно-рефлексивных общеучебных умений. Москва: Наука, 2008.

10. Полат Е.С. Метод проектов: история и теория вопроса. Школьные технологии. 2006; № 6: 38 - 49.

11. Лазарев В.С. Проектная деятельность учащихся как форма развивающего обучения. Психологическая наука и образование. 2015; № 5: 25 - 33.

12. Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении: пособие для учителей и студентов педагогических вузов. Москва: АРКТИ, 2005.

References

1. Shatalova N.P. Osnovy konstruktivnosti sovremennoj lichnosti. Sovremennye issledovaniya social'nyh problem. 2014; № 6 (38): 26 - 34.

2. Shatalova N.P. Konstruktivnoe tvorchestvo kak process poleznoj deyatel'nosti. Aktual'nye problemy vysshej shkoly: materialy vnutrivuzovskoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Novosibirsk: NGPU, 2004: 12 - 14.

3 Gorlach B.A., Shahov V.G. Matematicheskoe modelirovanie. Postroenie modelej i chislennaya realizaciya. Obrazovatel'nye tehnologii i obschestvo. 2018; № 1: 241 - 252.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Rejzlin V.I. Matematicheskoe modelirovanie: uchebnik dlya vuzov. Moskva: Logos, 2004.

5. Bogolyubov A.N. Osnovy matematicheskogo modelirovaniya. Moskva: Nauka, 2010.

6. Shatalova N.P. Konstruktivnaya sreda samoobrazovaniya v pedagogicheskom vuze. Mirnauki, kultury, obrazovaniya. 2015; № 6 (55): 136 - 140.

7. Shatalova N.P. Uchimsya rabotat' vshkole konstruktivnogo obucheniya: uchebnoe posobie. Barnaul: BGPU, 2006.

8. Yudin S.V. Matematika i 'ekonomiko-matematicheskie modeli: uchebnik dlya vuzov. Moskva: Logos, 2004.

9. Peterson L.G., Agapov Yu.V. Razvitie i diagnostika organizacionno-refleksivnyh obscheuchebnyh umenij. Moskva: Nauka, 2008.

10. Polat E.S. Metod proektov: istoriya i teoriya voprosa. Shkol'nye tehnologii. 2006; № 6: 38 - 49.

11. Lazarev V.S. Proektnaya deyatel'nost uchaschihsya kak forma razvivayuschego obucheniya. Psihologicheskaya nauka i obrazovanie. 2015; № 5: 25 - 33.

12. Pahomova N.Yu. Metod uchebnogo proekta v obrazovatel'nom uchrezhdenii: posobie dlya uchitelej i studentov pedagogicheskih vuzov. Moskva: ARKTI, 2005.

Статья поступила в редакцию 28.04.21

УДК 37.018.4: 342.736

Shepeleva L.A., postgraduate, senior teacher, Department of VIAiD, Tuva State University (Kyzyl, Russia), E-mail: shepeleva_lara@mail.ru

Maryukhina V.V., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Tuva State University (Kyzyl, Russia), E-mail: vflya-maruhina@mail.ru

ANALYSIS OF STUDENTS' SATISFACTION WITH DISTANCE LEARNING RESOURCES. Almost all universities are actively implementing distance learning for students. Research on distance education issues is being carried out. At this stage, distance education as a whole has proved to be an effective form of implementation of the educational process. Distance learning of students began in 2016 at TuvSU. And now we can talk about studying the issues of student satisfaction with learning using the distance form. The main attention in the work is focused on the results of the survey of students of the direction of training 46.03.02 Documentation and archival science in the framework of distance courses. The questionnaire includes various questions to study the opinion on the use of distance learning by full-time and part-time students. The results of the survey generally showed the effectiveness of the use of the distance course in teaching students.

Key words: distance learning course, Moodle, approbation, questionnaire, satisfaction, result.

Л.А. Шепелева, аспирант, ст. преп., ФГБОУВО «ТувГУ», г. Кызыл, E-mail: shepeleva_lara@mail.ru

В.В. Марюхина, канд. пед. наук, доц., ФГБОУ ВО «ТувГУ», г. Кызыл, E-mail: valya-maruhina@mail.ru

АНАЛИЗ УДОВЛЕТВОРЕННОСТИ СТУДЕНТОВ ДИСТАНЦИОННЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ РЕСУРСАМИ

Практически во всех вузах активно внедряют дистанционную форму обучения студентов. Осуществляются исследования вопросов дистанционного образования, которое на данном этапе в целом показало себя эффективной формой реализации образовательного процесса. В ФГБОУ ВО «ТувГУ» дистанционное обучение студентов началось с 2016 года. И в настоящее время можно говорить об изучении вопросов удовлетворенности студентов обучением с помощью дистанционной формы. Основное внимание в работе акцентируется на результатах анкетирования студентов направления подготовки 46.03.02 Документоведение и архивоведение в рамках дистанционных курсов. В анкету включены различные вопросы для изучения мнения о применении дистанционного обучения студентами очной и заочной форм обучения. Результаты анкетирования в целом показали эффективность применения дистанционного курса в обучении студентов.

Ключевые слова: дистанционный курс, Moodle, апробация, анкетирование, удовлетворенность, результат.

Как считают исследователи, развитие дистанционного образования проходило поэтапно. Всего определено 5 этапов, начиная со второй половины XIX века. Сегодня мы находимся на пятом этапе, который начался в конце XX века и продолжается по настоящее время. Применение дистанционного обучения в России началось с момента развития информационных и коммуникационных технологий, а именно с 80 - 90-х годов ХХ века.

В первую очередь для функционирования системы дистанционного образования необходимо было разработать нормативную базу. В настоящее время деятельность по организации дистанционного образования в России строится на основании Приказа Минобрнауки России от 09.01.2014 № 2 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»[1], а также - части 2 статьи 16 Федерального закона от 29 декабря 2012 г № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» [2].

Сегодня глобализация общества и информатизация различных сфер жизни подразумевают развитие непрерывного образования у граждан, которое возможно осуществлять с помощью дистанционных ресурсов. Использование таких ресурсов предполагает самостоятельную работу обучающегося (студента) и самодисциплину для освоения образовательной программы. На сегодняшний день мы можем говорить, что во многих высших учебных заведениях разработаны, внедрены в учебный процесс и успешно применяются актуальные дистанционные курсы по различным дисциплинам. На различных платформах в сети Интернет реализованы открытые онлайн-курсы, которые общедоступны для всех желающих - студентов вузов, сотрудников организаций.

Имеется ряд исследований по внедрению, применению и освоению дистанционного обучения в вузах. К теме данной статьи можем отнести несколько. Например, Куликовой Е.В. изучены факторы, сопутствующие дистанционному обучению в вузе. Ею также приводится анализ результатов анкетирования студентов: их отношение к дистанционному обучению, степень удовлетворенности и предпочтения, возможные затруднения [3].

В статье авторов Модорской Г Г, Ковалевой Т.Ю., Ковалева Н.Ю. отражены результаты анкетирования студентов - слушателей дистанционных курсов одного из вузов г. Перми при исследовании мотивов, потребностей и качества дистанционного образования [4].

Развитие дистанционного обучения студентов в ФГБОУ ВО «ТувГУ» началось в 2016 году путем разработки локальных актов, а также освоения и внедрения в учебный процесс системы Moodle, которая позволяет преподавателям вести обучение студентов на расстоянии. В марте 2016 года преподаватели прошли обучение на курсах повышения квалификации ИППК ТувГУ по программе «Создание курсов в системе дистанционного обучения Moodle». В рамках обучения на данных курсах повышения параллельно преподавателями осуществлялась разработка дистанционных курсов в СДО Moodle для студентов-бакалавров. Дистанционные курсы разрабатывались и разрабатываются на основании локальных нормативных актов университета [5 - 8], где отражены нормативные требования.

Для студентов направления подготовки 46.03.02 Документоведение и архивоведение в апреле - мае 2016 года был разработан первый дистанционный курс «Организация и документирование процесса рассмотрения обращений граждан РФ». Далее началась регистрация студентов очной формы обучения и в системе Moodle университета, и на данном дистанционном курсе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.