Научная статья на тему 'Сущность стимулирования социально-экономического развития региона'

Сущность стимулирования социально-экономического развития региона Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
200
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
социально-экономическое стимулирование / стимулирование социальноэкономического развития региона / регион / государственное стимулирование социальноэкономического развития / принципы стимулирования / инструменты стимулирования / формы стимулирования / методы стимулирования / соціально-економічне стимулювання / стимулювання соціально-економічного розвитку регіону / регіон / державне стимулювання соціально-економічного розвитку / принципи стимулювання / інструменти стимулювання / форми стимулювання / методи стимулювання

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бекирова Севиль Эскендеровна

Статья посвящена обоснованию сущности социально-экономического развития рекреационного региона. В ней рассматриваются цели, задачи, формы и принципы социально-экономического регулирования развития региона. Статья содержит понятия региона, государственного стимулирования социально-экономического развития, сущности социально-экономического развития региона, социально-экономического стимулирования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Сутність стимулювання соціально-економічного розвитку регіону

Стаття присвячена обґрунтуванню суті соціально-економічного розвитку рекреаційного регіону. У ній розглядаються цілі, завдання, форми і принципи соціально-економічного регулювання розвитку регіону. Стаття містить поняття регіону, державного стимулювання соціально-економічного розвитку, суті соціально-економічного розвитку регіону, соціально-економічного стимулювання.

Текст научной работы на тему «Сущность стимулирования социально-экономического развития региона»

Ученые записки Таврического национального университета им. В.И. Вернадского Серия «Экономика и управление». Том 23 (62). 2010 г. № 3. С. 12-17.

УДК332.01; 332.02; 332.1

СУЩНОСТЬ СТИМУЛИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНА

Бекирова С.Э.

Национальная академия природоохранного и курортного строительства, Симферополь, Украина E-mail: bekes@inbox.ru

Статья посвящена обоснованию сущности социально-экономического развития рекреационного региона. В ней рассматриваются цели, задачи, формы и принципы социально-экономического регулирования развития региона. Статья содержит понятия региона, государственного стимулирования социально-экономического развития, сущности социально-экономического развития региона, социально-экономического стимулирования.

Ключевые слова: социально-экономическое стимулирование, стимулирование социально-экономического развития региона, регион, государственное стимулирование социально-экономического развития, принципы стимулирования, инструменты стимулирования, формы стимулирования, методы стимулирования.

Актуальность. Современное развитие государства характеризуется переходом к более эффективным и результативным экономическим методам управления, среди которых особое место занимает стимулирование социально-экономического развития.

Стимулирование социально-экономического развития способствует решению таких задач, как сокращение бюджетного финансирования хозяйственных структур, повышение конкурентоспособности отечественного производства и страны в целом, обеспечение экономической безопасности, активному участию национальной экономики в мировом хозяйстве.

В государствах с развитой рыночной экономикой стимулирующее воздействие наиболее предпочтительно, ведь государственное экономическое стимулирование способствует экономическому развитию, ускорению технического прогресса и обеспечивает стабильный экономический рост.

Неравномерность регионального развития и уровня жизни населения, создают предпосылки для социальной напряженности в обществе и сдерживают динамику социально-экономического развития. В связи с этим, актуальной становится проблема научного обоснования стимулирования социально-экономического развития региона.

Целью данной статьи является определение сущности стимулирования социально-экономического развития региона.

С помощью социально-экономического стимулирования возможно решение проблем сбалансированности экономики региона, оптимизации производства, осуществления эффективной хозяйственной деятельности в народном хозяйстве. В связи с этим, упорядочение и развитие системы стимулирования, разработка его механизма, направлений, форм и методов, а также инструментов стимулирования имеет принципиальное значение.

Соответственно, возникает необходимость научного осмысления вопросов, связанных с развитием и совершенствованием социально-экономического стимулирования в системе налоговых, инвестиционных и кредитных отношений.

Основные результаты исследования. При определении сущности стимулирования социально-экономического развития, регион следует рассматривать как субъект экономических отношений, носитель особых экономических интересов, как многофункциональную и многоаспектную систему [1].

Государственное экономическое стимулирование, на наш взгляд, в условиях рынка является одним из наилучших способов воздействия на экономику. Государство не может и не должно самоустраняться от влияния на экономические отношения между субъектами рынка. Экономическое стимулирование со стороны государства, в конечном итоге приводит к качественному повышению жизненного уровня населения, что обеспечивает реализацию основного предназначения государства - забота и зашита своих граждан.

В соответствии с целью нашего исследования под государственным стимулированием социально-экономического развития региона, мы будем понимать совокупность специально организуемых действий политического, правового, финансового, экономического и иного характера. Сущность государственного экономического стимулирования состоит в побуждении государством различных экономических субъектов к активизации их деятельности, развитию хозяйственной инициативы с использованием различных рычагов воздействия, а также в системе целенаправленных действий, посредством которых экономические интересы, лежащие в основе стимулирования, приводят в движение субъекты экономики в заданном направлении.

Проблема стимулирования в ее общем, теоретическом и прикладном аспектах изучалась учеными-экономистами. Эта тема нашла свое отражение в трудах Тантибекова О., Агеева В.М. [2], Кузык М., Симачев Ю. [3], Гершковича Б.Я., Растеряева Т.В. [4], Новиков Д.А. [5,6], Маршалла А. [7] и ряда других исследователей, которые рассматривали стимулирование в связи с экономическими интересами и выработали ряд общих методологических подходов, пригодных для анализа стимулирования в условиях становления рынка.

Несмотря на наличие трудов общетеоретического характера, проблема сущности стимулирования социально-экономического развития региона остается не исследованной.

Сущность социально-экономического развития региона - это внутренний смысл, который выражает единство интересов граждан и направляющего государственного воздействия на экономику. Любое государство, осуществляя стимулирующее воздействие на экономику, выполняет общесоциальные задачи, без которых не может функционировать ни одно общество. Для анализа и уяснения сущности такого многоаспектного понятия, как стимулирование социально-экономического развития региона необходимо рассмотреть объективно присущие стимулированию начала, непререкаемые требования к участникам общественных отношений, выражающиеся в его принципах.

Большинство исследователей как отечественных, так и зарубежных, социально-экономическое стимулирование рассматривают как дополнительную функцию регулирования, не придавая ей особенного значения в рыночных условиях. На наш взгляд, социально-экономическое стимулирование необходимо рассматривать как важнейшую и неотъемлемую часть государственного регулирования, как наиболее оптимальный способ воздействия на экономическое развитие в условиях сложившихся рыночных отношений.

В соответствии с Законом Украины «О стимулировании развития регионов» стимулирование социально-экономического развития осуществляется на принципах сбалансированности общегосударственных, региональных и местных интересов с учетом научно обоснованных, приоритетных направлений регионального развития; программно-целевого подхода к решению проблем социально-экономического развития, создание благоприятной инвестиционной среды в регионах; наиболее эффективного использования средств государственного и местных бюджетов, взаимной ответственности центральных и местных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, научных и общественных организаций [8].

Реализация стимулирования социально-экономического развития возложена на органы исполнительной власти всех уровней.

Стимулирование социально-экономического развития региона осуществляется с целью: обеспечения устойчивого развития, повышения уровня жизни населения, преодоление бедности и безработицы, эффективного использования экономического, научного и трудового потенциала, природных и иных ресурсов, а также особенностей регионов для достижения на этой основе повышения уровня жизни людей, оптимальной специализации регионов в производстве товаров и услуг, создание равных условий для динамичного, сбалансированного социально-экономического развития, обеспечения социальных гарантий для каждого гражданина.

Говоря о целях социально-экономического развития региона, нельзя не отметить усиление роли государства в стимулировании экономического роста, обусловленного как национальной спецификой Украины (огромная территория, многонациональный состав населения и др.), так и целым рядом факторов, связанных с ее современным состоянием. К ним относятся:

- потеря управляемости социально-экономическими процессами из-за утраты государством многих регулирующих функций;

- особенности формирования рыночной экономики, связанные с проводимыми в стране реформами;

- огромные негативные социальные издержки как перехода к рыночной экономике, так и самого рыночного механизма;

- глубокий кризис во всех отраслях и сферах экономики;

- утрата продовольственной безопасности и угроза утраты национальной безопасности страны;

- значительное ослабление роли и позиций на мировых рынках.

Государственное стимулирование социально-экономического развития региона

осуществляется на основе гражданского и хозяйственного законодательства через

систему норм и правил, устанавливаемых ими, методами прямого и косвенного экономического регулирования. Прямое экономическое регулирование реализуется в форме безвозвратного адресного финансирования секторов, отраслей, территорий и отдельных предприятий. К нему относятся субвенции, субсидии, которые включают различного рода дотации, доплаты из специальных бюджетных и внебюджетных фондов различного уровня (общенационального, регионального, местного). Сюда же входят льготные кредиты и налоговые льготы. К косвенным формам экономического регулирования относится регулирование объема денежной массы, определение условий предоставления централизованных кредитов и ставки процента, политика в области налогов, валютного курса, таможенных пошлин и др.

Прямые формы регулирования способствуют выравниванию финансового положения отдельных звеньев хозяйства. В то же время они искажают реальное соотношение цен и издержек, реальную конкурентоспособность предприятий, снижая тем самым действенность рыночных регуляторов. В отличие от них косвенные формы государственного регулирования задействуют экономические стимулы и открывают простор для действия механизмов рыночного регулирования. Так, снижение налога на прибыль предприятия, так же как и ставки процента за кредит, ведет к расширению производства в соответствии со спросом.

Вместе с тем государство использует методы прямого регулирования в сферах и отраслях, конкурентоспособность которых по тем или иным причинам не может быть обеспечена только при посредстве рыночного механизма. Это - сектора, где решаются крупномасштабные стратегические задачи (фундаментальная наука, оборона, образование); где частные инвестиции связаны с высокими рисками и на их основе неосуществимы или трудно осуществимы долгосрочные и наиболее дорогостоящие проекты (аэрокосмическая промышленность, атомная энергетика, другие наукоемкие отрасли); где общественная выгода значительно превышает выгоду отдельных предприятий или влечет за собой дополнительные расходы (например, в сфере экологии).

Формы государственного экономического стимулирования региона в условиях рыночной экономики, можно условно разбить на четыре большие группы: законодательное (правовое) стимулирование, денежно-кредитное стимулирование, бюджетно-налоговое стимулирование, инфраструктурное стимулирование.

Законодательная форма включает: индикативное планирование и прогнозирование, государственное целевое и комплексное программирование, лимиты и социально-экономические нормативы, индикаторы, государственное предпринимательство, ассортиментная, амортизационная и конкурентная политика.

Инструментами денежно-кредитного стимулирования являются: операции на открытом рынке, ставки процента по кредиту, резервы НБУ.

Бюджетно-налоговая форма содержит такие инструменты, как: налоговые льготы, трансферты, субвенции, субсидии, дотации, финансирование целевых программ. Методы налогового стимулирования по способу осуществления подразделяются на экономические и организационные. Методы экономического характера предполагают воздействие, осуществляемое через изменение экономических параметров деятельности налогоплательщика. Методы

организационного характера предполагают действия, направленные на трансформацию, соответственно, организационных механизмов системы налогообложения, принципов налогового администрирования. По наличию условий методы налогового стимулирования дифференцируемы на условные и безусловные. Условные методы налогового стимулирования предполагают наличие у налогоплательщика возможности выбора экономического поведения. Безусловные методы налогового стимулирования, напротив, отличаются отсутствием у налогоплательщика возможности выбора экономического поведения.

Инфраструктурное стимулирование обеспечивается следующими инструментами, среди которых: создание благоприятных инвестиционных условий, меры по созданию инфраструктуры движения фондовых активов (сбережений и инвестирования), валютный курс, ценовое регулирование, таможенное регулирование.

Все большее значение приобретает ныне гуманитарная функция государственного регулирования, состоящая в формировании социальной направленности развития экономки. На рубеже 1990-х годов в индустриально развитых государствах, перераспределяя доходы, тратилось от одной трети до половины валового внутреннего продукта (ВВП), на социальные нужды тратилась половина и более всех бюджетных расходов.

Экономический рост и социальный прогресс являются сущностными чертами любого динамично развивающегося общества. Экономика в условиях роста производства обладает большей способностью удовлетворять потребности общества, лучше адаптирована к решению других социально-экономических проблем.

Выводы. На основе проведенного исследования можно сформулировать следующие выводы.

Во-первых, сущностью стимулирования социально-экономического развития региона является совокупность социальных, экономических, финансовых, правовых, организационных, научных средств и мероприятий, направленных на достижение устойчивого развития региона, повышение уровня жизни путем объединения экономических, социальных и экологических интересов на общегосударственном и региональном уровнях, максимально эффективное использование имеющегося научного, трудового, природного потенциала в интересах населения и государства в целом.

Во-вторых, государственным стимулированием социально-экономического развития региона, является комплекс целенаправленно организуемых действий правового, политического, финансового, экономического и иного характера. Сущность государственного стимулирования социально-экономического развития региона состоит в побуждении государством различных экономических субъектов к активизации их деятельности, развитию хозяйственной инициативы с использованием различных рычагов воздействия, а также в системе целенаправленных действий, посредством которых экономические интересы, лежащие в основе стимулирования, приводят в движение субъекты экономики в заданном направлении.

В-третьих, государственное стимулирование социально-экономического развития региона осуществляется методами прямого и косвенного экономического регулирования.

В-четвертых, формы государственного экономического стимулирования региона в условиях рыночной экономики, условно можно сгруппировать в четыре большие группы: законодательное (правовое) стимулирование, бюджетно-налоговое стимулирование, денежно-кредитное стимулирование, инфраструктурное стимулирование.

В-пятых, дальнейшее исследование экономического стимулирования развития региона предполагает раскрытие научных подходов и его реализации.

Список литературы

1. Шапкин И.Н. Управление региональным хозяйством: [учеб. пособие] / И.Н. Шапкин, А.О. Блинов, Я.М. Кестер - М., 2005.

2. Тантинбеков О. Объективная необходимость и сущность стимулирования при социализме /О. Тантибеков, М.В. Агеев. - М, 1974. - С. 91.

3. Кузык М. Проблемы стимулирования интеграционных процессов в государственном секторе промышленности / М. Кузык, Ю. Симачев // Российский экономический журнал. - 2003. - № 4. -С. 32.

4. Гершкович Б.Я. Мотивация и стимулирование в аспекте разработки и реализации экономической стратегии / Б.Я. Гершкович, Т.В. Растеряева // Наукоемкие технологии. - 2006. - №10. - C. 37.

5. Новиков Д.А. Обобщенные решения задач стимулирования в активных системах / Д.А. Новиков. -М.: ИПУ РАН, 1998. - 68 с.

6. Новиков Д. А. Механизмы стимулирования в многоэлементных организационных системах / Д.А. Новиков, А.В. Цветков. - М.: Апостроф, 2000. - 118 с.

7. Маршалл А. Основы экономической науки / А. Маршалл; [пер. с англ.]. - М. : Эксмо, 2007. -832 с.

8. Закон Украши "Про стимулювання розвитку регюшв» №2850-IV ввд 08.09.2005 р. iз змшами та доповненнями // Ввдомосп Верховноï Ради Украши (ВВР). - 2005. - №51. - С. 548.

Поступила в редакцию 01.12.2010 г.

Бекирова С.Е. Сутшсть стимулювання c0^aabH0-eK0H0MÍ4H0r0 розвитку регюну / С.Э. Бекирова // Ученые записки ТНУ им. В.И. Вернадского. Серия: Экономика и управление. - 2010. - Т. 23 (62), № 3. - С. 12-17.

Стаття присвячена обгрунтуванню сута соцiально-економiчного розвитку рекреацшного регюну. У нш розглядаються цш, завдання, форми i принципи соцiально-економiчного регулювання розвитку регюну. Стаття мютить поняття регюну, державного стимулювання соцiально-економiчного розвитку, суп соцiально-економiчного розвитку регюну, соцiально-економiчного стимулювання. Ключовi слова: соцiально-економiчне стимулювання, стимулювання соцiально-економiчного розвитку регюну, регюн, державне стимулювання соцiально-економiчного розвитку, принципи стимулювання, шструменти стимулювання, форми стимулювання, методи стимулювання.

Bekirova S.E. Essence of stimulation of socio-economic development of region / S.E. Bekirova // Uchenye zapiski TNU. Series: Economy and management. - 2010. - Vol. 23 (62), # 3. - Р. 12-17. The article is devoted to justify essence of socio-economic development of recreational regions. Aims, tasks, forms and principles of the socio-economic adjusting of development of region, are examined in it. The article contains the concepts of region, state stimulation of socio-economic development, essence of socio-economic development of region, socio-economic stimulation.

Key words: socio-economic stimulation, stimulation of socio-economic development of region, region, state stimulation of socio-economic development, principles of stimulation, instruments of stimulation, forms of stimulation, methods of stimulation.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.