Научная статья на тему 'Сущность и основные принципы государственного регулирования регионального развития'

Сущность и основные принципы государственного регулирования регионального развития Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
4347
500
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕГИОН / ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / ПРАВИТЕЛЬСТВО / СОЦИАЛЬНОЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / REGION / STATE REGULATION / GOVERNMENT / SOCIO-ECONOMIC DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Курмаев Петр Юрьевич

Статья посвящена анализу существующих научных подходов к оценке роли государства в регулировании социально-экономических процессов на региональном уровне. Исследована эволюция сущности государственного регулирования развития регионов. Сформулированы принципы государственного регулирования социальноэкономического развития региона. Автором обосновывается необходимость регулирующего воздействия органов государственной и региональной власти на социально-экономические процессы

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социальной и экономической географии , автор научной работы — Курмаев Петр Юрьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The essence and the basic principles of state regulation of regional development

The article is devoted to analysis of existing scientific approaches to evaluating the role of the state regulation of socio-economic processes at the regional level. Describes the evolution of the essence of state regulation of regional development. Formulated the princi ples of state regulation of social and economic development of the region. The author justifies the necessity of regulating influence of bodies of state and regional authorities on socio-economic processes

Текст научной работы на тему «Сущность и основные принципы государственного регулирования регионального развития»

УДК 3 3 8.24

П . Ю. Кур м а е в

Сущность и основные принципы государственного регулирования регионального развития

Статья посвящена анализу существующих научных подходов к оценке роли государства в регулировании социально-экономических процессов на региональном уровне. Исследована эволюция сущности государственного регулирования развития регионов. Сформулированы принципы государственного регулирования социальноэкономического развития региона. Автором обосновывается необходимость регулирующего воздействия органов государственной и региональной власти на социально-экономические процессы

Ключевые слова: регион, государственное регулирование, правительство, социальноэкономическое развитие

Р. 1и. Kuгmaev

Jhe essence and the basic principles of state regulation of regional development

Jhe article is devoted to analysis of existing scientific approaches to evaluating the role of the state regulation of socio-economic processes at the regional level. Describes the evolution of the essence of state regulation of regional development. Formulated the principles of state regulation of social and economic development of the region. Jhe author justifies the necessity of regulating influence of bodies of state and regional authorities on socio-economic processes

Keywords: region,state regu£ation,government/socio-economic development

балансированность социально-экономического развития регионов, в значительной степени, зависит от адекватности и эффективности процесса государственного регулирования.

Именно поэтому, актуальной проблемой является определение степени вмешательства органов государственной и региональной власти на социально-экономические процессы субна-ционального уровня.

Основными задачами данного исследования являются:

- анализ существующих научных подходов к оценке роли государства в регулировании регионального развития;

- обоснование необходимости целенаправленного регулирующего воздействия органов государственной и региональной власти на социально-экономические процессы.

Представителями современной экономической науки сформулированы разные подходы к определению сущности процесса государственного регулирования.

Так, сторонники научного подхода, изложенного в [1, с.58], отмечают, что региональная экономика функционирует в рамках регулируе-

мой внешней среды, которая определяет поведение субъектов, воздействуя на них по следующим направлениям:

• внутрифирменные отношения;

• контрактные отношения с другими фирмами;

• внешнеэкономические связи;

• рыночная конъюнктура;

• кредитование;

• страхование рисков;

• правовые нормы, стандарты.

С позиций институционального анализа, государственное регулирование регионального развития может трактоваться как система институтов, в которых и через которые оно осуществляется [2].

При формировании этой системы необходимо, по мнению ученого-экономиста Т. Голиковой [3, с.186], учитывать следующие аспекты:

— отсутствие на региональном уровне соответствующих прав и/или ресурсов для воспроизводственного процесса;

— государственное влияние должно обеспечиваться соответствующей нормативно—правовой базой;

— инициирование государственного воздей-

pnojournal.wordpress.com 157

ствия должно исходить от региональных или муниципальных образований;

— анализ результатов государственного вмешательства;

— ограниченность срока государственного вмешательства;

— государственная поддержка регионов должна быть предельно локализованной, конкретно-адресной, объекты которой — депрессивные территории и конкретные населенные пункты.

Некоторые экономисты обосновывают целесообразность использования в процессе государственного регулирования эволюционной теории экономического развития. Суть этой теории заключается в обеспечении экономического роста за счет постепенных, эволюционных изменений. В рамках данного подхода, для стран с постсоциалистической экономикой, основное внимание должно быть уделено преодолению структурных деформаций в процессе формирования и обеспечения функционирования институтов рыночной экономики. Для такого перехода нужна государственная поддержка новых рыночных структур. Регулирующее воздействие органов власти, в этом случае, будет носить избирательный характер по отношению к различным отраслям хозяйственного комплекса и регионов.

С поддержкой такого подхода выступают В. Лексин и А. Швецов [4]. Они считают целесообразным регулировать экономику на основе селективного метода как на уровне государства в целом, так и на уровне регионов. В своих исследованиях они предлагают логическую модель реализации селективного подхода, которая состоит из четырех структурных элементов: "формирование”, "ресурсы”, "реализация” и "контроль”. Элементы первого блока конкретизируют формы и методы, направления регулирования территориального развития. Блок "ресурсы” должен отражать ту часть финансовых, имущественных, природных и других ресурсов, которую можно направить на решение соответствующих задач. Блок "реализация” должен включать механизмы и процедуры, санкционированные блоком "формирование” и обеспеченные ресурсами. Четвертый — блок "контроль” должен предусматривать мониторинг процесса реализации мер государственного регулирования территориального развития [4].

Вместе с тем, в предложенной модели отсутствует объектная направленность, а это, по нашему мнению, не сможет обеспечить оптимальное распределение ресурсов и четко сформулировать задачи регионального развития. В случае использования данной модели мы предлагаем дополнить ее элементом "приоритет”, который будет определять и обосновывать приоритетные направления социально-экономического развития региона.

Необходимость активного регулирующего влияния государства на региональные социально-экономические процессы неоднократно подчеркивалась в работах других ученых.

Например, В. Лаптев считает, что переход к рыночной экономике изначально воспринимался как полный отказ от государственного регулирования хозяйственной деятельности, полное саморегулирование. Наступил момент осознания того, что государственное регулирование при переходе к рыночной экономике в нашей стране необходимо, в предпринимательском законодательстве нельзя ориентироваться только на частные интересы, поскольку они должны сочетаться с публичными [5].

Ученый не просто признает такую необходимость, а обосновывает ее.

На необходимость усиления роли государства в экономической и социальной сферах пост-социалистических стран указывает профессор В.Ф. Савченко. Так, по его мнению самоорганизация, классическим образцом которой является рынок, в той или иной степени присуща достаточно устойчивым экономическим системам, но малоэффективна в период перехода от одной системы к другой [6, с.22]. Поэтому, в процессе становления рыночной экономики, ученый выделяет наиболее важные специфические задачи государственного регулирования:

1. формирование новой системы отношений собственности, которые характерны для многоукладной экономики;

2. создание конкурентной среды, поддержка малого предпринимательства, фермерства;

3. обеспечение инфраструктуры экономики рыночного типа — двухуровневая банковская система, страховые и инвестиционные компании, биржи;

4. достижение макроэкономической стабилизации, ценовой либерализации;

5. недопущение в сложных экономических условиях клановости, борьба с коррупцией;

6. проведение долгосрочного прогнозирования и индикативного планирования социальноэкономических процессов в государстве и регионах [6, с.22-23].

Мы считаем, что без активной регулирующей роли государства невозможно обеспечить социально-экономическое развитие регионов.

Сущность государственного регулирования развития регионов, со временем, коренным образом меняется как в теоретическом, так и практическом плане. Причем, с теоретической точки зрения, понятие "регулирование развития регионов” многими учеными понимается как "регулирование территориального развития”. На самом деле это разные научные категории. По нашему мнению, сущностью государственного регулирования территориального развития является воздействие органов власти на процессы формирования и использования природно-

ресурсного потенциала конкретной территории, то есть на те его элементы, которые характеризуют территорию, прежде всего, как географическую категорию.

Целесообразно выделять в структуре государственного регулирования территориального развития компонентный, функциональный и организационный элементы. Компонентная составляющая характеризует регулирование использования природных ресурсов; организационная — воспроизводство и эффективную эксплуатацию природных ресурсов. Функциональная составляющая регулирования отражает влияние природных ресурсов на формирование специализации территорий и отдельных хозяйственных комплексов.

Мы согласны с мнением А. Мазура о том, что регулирование развития регионов основывается на формировании соответствующих пропорций между элементами региональной экономики [7, с.83].

Специфика регионального управления заключается в том, что, в отличие от отраслевого, межотраслевого, программно-целевого видов управления, оно включает в себя все эти виды интегрировано, не приравнивая их сумме [7, с.84]. Иными словами, региональное управление выражается функцией интеграции всех видов управления в данном регионе [7, с.84].

Отсюда, государственное регулирование развития регионов можно охарактеризовать как суженный рамками региона отдельный вид общественного управления. В концептуальном плане государственное регулирование социально-экономического развития региона должно основываться на следующих принципах: рассмотрении региона как целостного и сложного механизма, которому присущи соответствующие социально-политические и экономические процессы; учете иерархии имеющихся в регионе субъектов и объектов регулирования.

Государственное регулирование социально-экономического развития на региональном уровне целесообразно определить как целенаправленное воздействие органов государственной и региональной власти с помощью совокупности методов и инструментов на объекты регулирования в регионе с целью достижения поставленных целей экономического и социального развития [8].

По своему функциональному назначению государственное регулирование социальноэкономического развития на региональном уровне должно обеспечивать формирование:

— территориальной общины как дееспособного субъекта процесса регулирования, низового уровня административной единицы;

— полноценных, в финансовом аспекте, органов власти на районном и региональном

уровнях с такими институтами как региональное сообщество, региональная собственность, региональные налоги;

— создание условий для надлежащего материального, финансового обеспечения выполнения задач и функций регулирования, стимулирования инициатив органов региональной власти по расширению доходной части соответствующих бюджетов за счет внутренних источников;

— реформирование жилищно-коммунального хозяйства, создание социальной инфраструктуры регионов, которая могла бы обеспечить предоставление общественных услуг в системе местного самоуправления на уровне, соответствующему европейским стандартам

[9].

Выводы. Принципы регионализации системы государственного регулирования должны реализовываться на всех уровнях власти, при разграничении прав и ответственности каждого из них.

В связи с этим, нами были выделены следующие принципы государственного регулирования социально-экономического развития на региональном уровне, которые наиболее полно учитывают административно-территориальное деление и отвечают основным принципам нового регионализма в ЕС [8]:

1) устойчивого развития. Предусматривает направленность государственного регулирования регионального развития на формирование оптимальных макроэкономических параметров, обеспечение установленных минимальных социальных стандартов на всей территории страны;

2) социальной направленности. Ориентация на решение социальных региональных проблем;

3) децентрализации. Делегирование части полномочий общегосударственными органами власти региональным с целью решения конкретной социально-экономической проблемы;

4) партнерства. Взаимная согласованность государственной и региональной политики;

5) программирования. Использование программно-целевых методов на соответствующих уровнях регулирования территориального развития;

6) приоритетности. Использование иерархического подхода к определению приоритетов регионального развития. Концентрация материальных, интеллектуальных и других видов ресурсов, направление их на реализацию приоритетных региональных проектов;

7) территориального единства.

8) обеспеченности. Законодательное определение источников финансового, материального и другого ресурсного обеспечения выполнения органами местного самоуправления полномочий в рамках своей компетенции.

pnojournal.wordpress.com 1

ЛИТЕРАТУРА

1. Новоселов А.С. Методологические проблемы управления экономикой региона // Регион: экономика и социология, 2008. №2. С. 58.

2. Зотов В. Системные функции экономики в обществе: институциональный аспект / Введение в институциональную экономику / Под ред. Д.С. Львова. М.: Экономика, 2005. 639 с.

3. Голикова Т.В. Институциональное обеспечение государственного управления территориальным развитием // Научные труды Донецкого национального технического университета. Вып. 103-3. С.186.

4. Лексин В.Н. Государство и регионы: Теория и практика государственного регулирования территориального развития. М.: УРСС, 2003. 368 с.

5. Лаптев В.В. Проблемы совершенствования предпринимательского законодательства // Правовое регулирование предпринимательской деятельности: Сб. статей / Под ред. В.В. Лаптева. М.: Институт государства и права РАН, 1995. С. 4-17.

6. Савченко В.Ф. Теоретические подходы к регулированию социально-экономического развития на уровне государства и регионов Вестник Черниговского государственного института экономики и управления, 2009. № 1. С. 22-23.

7. Мазур А.Г. Региональная экономика: проблемы воспроизводства и управления. Винница.: Колос, 2000. С. 83-84.

8. Курмаев П.Ю. Исследование сущности механизма регулирования социально-экономического развития на региональном уровне // Научный вестник Буковинской государственной финансовой академии, 2009. № 2 (15). С.373-379.

9. Проект Государственной стратегии управления местным и региональным развитием (реформирование местных органов исполнительной власти и системы местного самоуправления) [Электронный ресурс]. URL: www.municipal.gov.ua/data/ loads/proekt_derg_strat_2004.doc (дата обращения: 15.06.2014).

10. Курмаев П.Ю. Практические аспекты реформирования организационной модели государственного регулирования на региональном уровне // Перспективы науки и образования, 2013. № 6. С. 215-219.

11. Нездойминов С.Г. Региональные проблемы развития туризма // Перспективы науки и образования, 2013. № 4. С. 313-321.

REFERENCES

1. Novoselov A.S. Methodological problems of economic management of the region. Region: ekonomika i sotsiologiia - Region: economy and sociology, 2008, no.2, p.58 (in Russian).

2. Zotov V. Sistemnye funktsii ekonomiki v obshchestve: institutsionalnyi aspekt / Vvedenie v institutsionalnuiu ekonomiku / Pod red. D.S. Lvova [System functions of the economy in society: the institutional aspect / Introduction to institutional economy / Ed. by D.S. Lvov.]. Moscow, Ekonomika, 2005. 639 p.

3. Golikova T.V. Institutional support for public administration territorial development. Nauchnye trudy Donetskogo natsionalnogo tekhnicheskogo universiteta - Scientific works of Donetsk national technical University. V. 103-3. p.186.

4. Leksin V.N. Gosudarstvo i regiony: Teoriia i praktika gosudarstvennogo regulirovaniia territorial'nogo razvitiia [The state and the regions: Theory and practice of state regulation of territorial development]. Moscow, URSS, 2003. 368 p.

5. Laptev V.V. Problemy sovershenstvovaniia predprinimatel'skogo zakonodatel'stva / Pravovoe regulirovanie predprinimatel'skoi deiatelnosti: Sb. statei / Pod red. V.V. Lapteva [Problems of improving the business law / Legal regulation of entrepreneurial activity: Sat. articles / edited by V.V Laptev]. Moscow, Institut gosudarstva i prava RAN, 1995. pp.4-17.

6. Savchenko V.F. Theoretical approaches to the regulation of socio-economic development at the level of States and regions. Vestnik Chernigovskogo gosudarstvennogo instituta ekonomiki i upravleniia - The journal of Chernihiv state Institute of Economics and management, 2009, no.1, pp.22-23 (in Russian).

7. Mazur A.G. Regional'naia ekonomika: problemy vosproizvodstva i upravleniia [Regional economy: problems of reproduction and management]. Vinnitsa, Kolos, 2000. pp.83-84.

8. Kurmaev P.Iu. To study the essence of the mechanism of regulation of social-economic development at the regional level. Nauchnyi vestnik Bukovinskoi gosudarstvennoi finansovoi akademii - Scientific Bulletin of Bukovyna state Finance Academy, 2009, no.2(15), pp.373-379 (in Russian).

9. The draft of the State strategy for the management of local and regional development (reform of local Executive bodies and local self-government system). Available at: www.municipal.gov.ua/data/loads/proekt_derg_strat_2004.doc (accessed 15 June 2014).

10. Kurmaev P.Iu. Practical aspects of reforming the organizational model of state regulation at the regional level. Perspektivy nauki i obrazovaniia - Perspectives of science and education, 2013, no.6, pp.215-219 (in Russian).

11. Nezdoiminov S.G. Regional problems of development of tourism. Perspektivy nauki i obrazovaniia - Perspectives of science and education, 2013, no.4, pp.313-321 (in Russian).

Информация об авторе Information about the author

Курмаев Петр Юрьевич Kurmaev Petr Iur'evich

(Украина, Умань) (Ukraine, Uman)

Доцент, доктор экономических наук, профессор Associate Professor, Doctor of Economic Sciences,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

кафедры «Экономическая теория и право» Professor of the Department «Economic theory and law»

Уманский государственный педагогический Pavlo Tychyna Uman State

университет имени Павла Тычины Pedagogical University

E-mail: petrol09@i.ua E-mail: petrol09@i.ua

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.