УДК 332.01; 332.2; 330.322; 334.025; 334.027; 332.142.6
МЕХАНИЗМ СТИМУЛИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО
РАЗВИТИЯ РЕГИОНА
Бекирова С.Э., аспирантка, НАПКС
В статье рассматривается сущность понятия механизм стимулирования развития региона. Рассмотрены инвестиционная, инновационная, налоговая, экологическая составляющие механизма стимулирования. Сделаны предложения по усовершенствованию действующего механизма стимулирования социально-экономического развития региона.
Ключевые слова: стимулирование, механизм функционирования, механизм стимулирования социально-экономического развития региона.
ВВЕДЕНИЕ
Современное развитие государства характеризуется переходом к более эффективным и результативным методам управления, среди которых особое место занимает стимулирование социально-экономического развития.
Процесс стимулирования социально-экономического развития региона требует применения комплекса экономических, правовых, организационных, инвестиционных, инновационных, налоговых и других управленческих методов и средств. Их совокупность представляет собой механизм стимулирования социально-экономического развития региона. Среди ученых занимающихся исследованием стимулирования социально-экономического развития региона можно отметить: Епифанова А.А. [1, 2], Голикова А.П. [3], Нижник М., Мосова С. [4], Амоша О. [5], Борейко В.И. [6], Голикова А.П. [7], Гомольскую Н.И., Шмигаль Д.А. [8], Долишного М.И. [9], Кулагина А.С., Леонтьева Л.И. [10], Макогон Ю.В. [11], Мельника С.А. [12] и других.
Проблема социально-экономического развития региона формируется в каждом отдельном территориальном образовании и может оказывать негативное влияние на экономическое развитие страны в целом. В связи с этим показатели регионального развития являются индикаторами устойчивости и социально-экономической стабильности в обществе [13].
Однако, несмотря на наличие трудов в этом направлении, механизму стимулирования социально-экономического развития региона уделено недостаточно внимания и остается значительный резерв для научных изысканий. ПОСТАНОВКА ЗАДАЧИ
С помощью социально-экономического стимулирования возможно решение проблем сбалансированности экономики региона, оптимизации производства, осуществления эффективной хозяйственной деятельности в народном хозяйстве. В связи с этим, систематизация существующего механизма стимулирования, анализ применяемых ранее, а также возможных направлений, форм, методов, а также инструментов стимулирования имеет принципиальное значение.
Целью данной статьи является определение сущности механизма стимулирования социально-экономического развития региона, его совершенствования на современном этапе.
РЕЗУЛЬТАТЫ
Стимулирование представляет собой процесс воздействия на субъект деятельности направленный на внесение корректив в мотивы его действий. Некоторые исследователи отождествляют стимулы и интересы, а стимулирование представляют как объективную основу экономических интересов. Процесс стимулирования предусматривает обязательный комплекс стимулирующих влияний извне, который вызывает действия, направленные на реализацию соответствующих целей хозяйствования и достижения желаемого результата. Источником процессов стимулирования выступают потребности.
Шевчук В.Я., Рогожин П.С. термин «стимулирование» трактуют как объективную основу экономических интересов, которые будучи категорией, содержание которой детерминировано совокупностью потребностей и экономических отношений, выступают объективной основой механизмов стимулирования и мотивации субъектов и объектов промышленной политики. Экономические интересы отображают специфику общественного производства. А в условиях становления развитых рыночных отношений формируется новая персонификация экономических интересов [14, с. 58-60].
Понятие «механизм» рассматривается как система, устройство, что определяет порядок какого-либо вида деятельности. В соответствии с теорией организационных систем, механизм функционирования — это совокупность правил, законов и процедур, которые регламентируют взаимодействие участников организационной системы, а механизм управления включает перечень процедур принятия управленческих решений. В широком понимании под механизмом управления каким-либо видом экономической деятельности понимают совокупность организационно-управленческих и экономических методов, форм, приемов, инструментов и рычагов влияния на социально-экономическое развитие региона для обеспечения системы целей развития объекта управления [15, с. 51-52].
Учитывая вышесказанное, формирование механизма стимулирования развития региона должно базироваться на общности различных экономических интересов (общественных, коллективных, личностных, отраслевых или секторных, государственных и региональных), а также учитывать спектр социальных интересов населения.
Существует два подхода к содержательному наполнению механизма стимулирования. Первый подход базируется на том, что механизм стимулирования включает позитивные и негативные стимулы, а второй — рассматривает стимулирование исключительно с точки зрения позитивного влияния, что и наполняет содержание основных стимулов.
На формирование механизма стимулирования развития региона влияет жизненный цикл процесса стимулирования, который может быть представлен в виде последовательной цепи: закрепление стимулов в нормативно правовом поле — информирование субъектов стимулирования о существующей системе стимулов — осознание субъектами стимулирования действия стимулов — реализация действий вызванных в результате стимулирования.
Инструменты механизма стимулирования социально-экономического развития региона целесообразно классифицировать по следующим группам:
• макроэкономические инструменты, которые формируют благоприятную среду для развития;
• инструменты воздействия региональной и местной власти;
• институциональные инструменты, которые создают нормативно-правовое поле экономической деятельности;
• ресурсные, которые обеспечивают решение заданий ресурсного обеспечения развития;
• информационные инструменты, которые повышают уровень информационного обеспечения деятельности.
Инвестиционный блок механизма стимулирования развития региона должен быть направлен на решение трех основных заданий:
• создание благоприятного инвестиционного климата, позволяющего оптимизировать соотношение прибыльности и рисков инвестиций;
• рационализация государственного воздействия на инвестиционные процессы;
• привлечение дополнительных инвестиционных ресурсов.
В мировой практике наработан универсальный набор мероприятий, которые используются для привлечения иностранного капитала. Наиболее благоприятными среди них являются такие методы стимулирования иностранных капиталовложений:
• налоговые стимулы;
• финансовые стимулы: разного рода субсидии, ссуды, кредиты и гарантии их предоставления, государственное страхование;
• нефинансовые стимулы, направленные на создание общих условий эффективного функционирования иностранного капитала;
• обеспечение необходимыми факторами деятельности, информацией и службами управления относительно развития транспорта и других коммуникаций.
Главным условием успешной политики привлечения и использования иностранного капитала в экономике Украины является создание благоприятного инвестиционного климата. С целью обеспечения более стабильной правовой основы функционирования заграничного инвестора предлагается следующее. А именно: улучшение налоговых, таможенно-тарифных условий для иностранного партнера, гарантирование их стабильности, применение льгот, направленных на уменьшение риска потери капитала, расширения практики двусторонних договоренностей о взаимной защите инвестиций, расширения взаимодействия с международными организациями, которые занимаются вопросами инвестиционного сотрудничества, Международным банком реконструкции и развития и Международной финансовой корпорацией.
Является актуальной проблема привлечения в регион иностранных инвестиций через международные совместные предприятия. Новые источники эффективного внешнего финансирования, открывают доступ к современным технологиям и передовому управленческому опыту, насыщают потребительский рынок качественными товарами и услугами создают регулируемое развитие национально-зарубежных совместных предприятий. Совместное предпринимательство содействует организации более прогрессивного ведения хозяйства, реализации потенциальных возможностей рыночных отношений, развития здоровых конкурентных отношений, а также предотвращает монополизацию экономики. В государствах, которые проводят научно обоснованную последовательную политику поощрения иностранной совместной предпринимательской деятельности, создается среда, благоприятная не только для иностранных, но и для национальных инвесторов и предпринимателей. Однако кредиторы всегда выдвигают определенные условия, иностранные финансовые организации хотят иметь гарантии возвращения им одолженных денег, а кроме того, получить доход в виде процентов на одолженный капитал. Это основополагающий принцип формирования и функционирования рынка финансового капитала.
Взаимодействие и сотрудничество Украины с международными экономическими организациями, является важным фактором осуществления структурной перестройки ее экономики, создания
более привлекательного инвестиционного климата, внедрения передового опыта других стран в отечественную практику ведения хозяйства, привлечения и использования иностранных капиталов, интеграции в мировые рынки.
Украина имеет возможность улучшения финансового состояния за счет своих ресурсов. Но такой интенсивный переход к конкурентоспособной модели национальной экономики должен осуществляться в сотрудничестве с мировой системой ведения хозяйства, в которой важным экономическим рычагом являются иностранные инвестиции. Чтобы создать эффективную систему привлечения иностранных инвестиций, необходимо проследить особенности функционирования самых рациональных систем в ряде стран.
( N
Механизм привлечения
иностранных инвестиций
V У
• предоставление налоговых льгот;
• создание специальных экономических зон;
• использование финансового механизма.
Создание центров помощи иностранным инвесторам
• предоставление таможенных льгот;
• создание системы гарантий (невозможность национализации и принудительного извлечения инвестиций);
• внедрение системы страхования.
Рис. 1. Государственный механизм привлечения инвестиций
Поэтому для зарубежных партнеров необходимо:
• для поощрения иностранных инвестиций установить дополнительные льготы;
• определить территории, на которых деятельность их запрещается или ограничивается;
• предоставить гарантии на случай изменений в законодательстве;
• предоставить гарантии использования доходов от инвестиционной деятельности;
• предоставить гарантии от принудительных исключений, а также незаконных действий государственных органов и правительственных лиц;
• использовать компенсации и возмещения убытков иностранным инвесторам, включая потерянную прибыль и моральный вред;
• предоставить гарантии на случай прекращения инвестиционной деятельности;
• предоставить гарантии трансферта и других прибылей в связи с инвестированием.
Для иностранных инвесторов отрицательными моментами являются: отсутствие правового обеспечения кредитования, страхования, валютного обращения; ограниченность каналов репатриации прибыли и другие.
Сказать, что в Украине отсутствует законодательное регулирования иностранного инвестирования, было бы, неправильно. Поскольку более 100 нормативно-правовых актов документа обеспечивают регуляцию этого процесса. Однако законодательная база имеет два основных недостатка: первый, это нестабильность; а второй, отсутствие комплектности и наличие противоречий в законодательных актах. Нестабильность предопределяет невозможность спрогнозировать производственно-хозяйственную и финансовую деятельность объектов инвестирования.
Стимулирующее влияние на развитие региона имеют такие направления государственной поддержки инвестиционной деятельности:
■ предоставление инвесторам гарантий возвращения привлеченных средств;
■ предоставление льгот из налога на прибыль предприятий банкам и кредитным учреждениям, которые предоставляют кредиты для осуществления инвестиционной деятельности;
■ предоставление инвесторам льгот при аренде недвижимого имущества с целью осуществления инвестиционной деятельности.
Еще одной составляющей механизма стимулирования развития региона является привлечение макроэкономических инструментов механизма стимулирования инновационных процессов. В развитых странах мира прямое стимулирование инновационного развития ориентировано на определение исследовательской организации и на реализацию конкретного инновационного проекта. Среди методов прямого воздействия в современных системах стимулирования используют традиционные госзаказы, целевые субсидии и систему грантов. Госзаказы становятся стимулом для важных технологических инноваций. В странах ЕС, например, объем госзакупок инновационных продуктов составляет в среднем 16% ВВП и является важным компонентом спроса в наукоемком производстве, здравоохранении, в образовательной и транспортной сферах. Значительное внимание в странах ЕС
уделяют стимулированию научных разработок вузовского сектора, используя при этом систему индивидуальных и пакетных грантов. А университеты осваивают от 12 до 25% государственных средств на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (НИОКР). В условиях глобализации механизм стимулирования инновационной активности выходит за национальные пределы. Постепенно формируется наднациональный механизм управления научными исследованиями и разработками [16, с. 65-69].
Механизм стимулирования инновационного развития в зарубежных странах насчитывает около 300 разных видов и форм стимулирования инновационной деятельности. В целом, повышение удельного веса льгот, которые обеспечивают благоприятный инновационный климат, является общемировой тенденцией. Более сотни льгот, которые активизируют НТП, насчитывается в США. Основными положениями западной системы налогового стимулирования инновационного развития является: поощрение к внедрению реальной инновации, предоставления льгот предприятиям и инвесторам; регулярность пересмотра льгот. В некоторых странах мира стимулы превышают инвестиции (в Австралии налоговые льготы составляют 150% инвестиций, в Бельгии — 110%) [11].
Последние годы позволяют говорить о том, что Украина в сфере инновационного развития не конкурирует с развитыми странами, но государству необходимо ориентироваться на современные мировые требования научно-технического уровня. Сокращение инновационной активности предприятий связано с недостатком собственных средств, а также высокой стоимостью кредитных ресурсов. Снижается общий технический уровень техники, что обусловлено, в первую очередь с оттоком из научной сферы специалистов высшей квалификации. Происходит ежегодное сокращение численности изобретателей, авторов промышленных образцов и рационализаторских предложений. Дефицит финансовых ресурсов, как на уровне хозяйничающих субъектов, так и на уровне государства, в итоге привел к потере отечественного приоритета на ряд не запатентованных вовремя изобретений. При таком положении дел особенно актуален вопрос стимулирования государством творческой инициативы, разработок и защиты интеллектуальной собственности. Основная роль в этом процессе будет принадлежать инновационному налоговому стимулированию, которое будет осуществляться в двух направлениях: путем стимулирования собственных расходов предприятий на проведение НИОКР, и через их финансирование специальными фондами. А стимулирование выпуска и потребления инновационных продуктов следует осуществлять путем предоставления льготных ставок НДС.
Несмотря на то, что в Украине в целом сформировано законодательное поле, определяющее правовые основы развития научной, научно-технической и инновационной деятельности, а также основаны соответствующие принципы для улучшения ситуации с финансированием научно-технической и инновационно-изобретательской деятельности в государстве, оснований надеяться на позитивные изменения в ближайшее время они, к сожалению, не дают, потому что кардинально не решаются вопросы относительно создания благоприятной налоговой и инвестиционной атмосферы для этих стратегически важных отраслей [17].
При такой ситуации в государстве, и регионах представляется необходимым:
• содействие развитию новых форм взаимодействия науки и хозяйственной, производственной и иной деятельности в регионе;
• поддерживать опытно-конструкторские, научно-исследовательские, опытно-технологические, и другие инновационные организации;
• увеличение количества стимулов для развертывания сетевых инновационных структур;
• поддерживать выполнение региональных инновационных проектов;
• разработка и реализация целевых региональных программ;
• совершенствование системы стандартизации, метрологии и сертификации продукции;
• совершенствование защиты интеллектуальной собственности;
• улучшение кадрового обеспечения путем повышения квалификационного уровня работников;
• создание системы информационного обеспечения инновационных превращений.
Стимулирующая функция налогов реализуется в инвестиционной и инновационной деятельности путем отсрочки уплаты налогов, дифференциации налоговых ставок, скидок и упрощения системы налогообложения и может быть в полной мере реализована при условиях совершенствования действующей налоговой системы. Последняя должна способствовать наполняемости бюджета, одновременно поддерживая заинтересованность предприятий в хозяйственной деятельности.
Зарубежный опыт свидетельствует, что большинство налоговых систем мира пытаются сократить налоговые льготы при условиях внедрения широкомасштабных программ поддержки вновь созданных предприятий и субъектов ведения хозяйства, осуществляющих активную инвестиционную деятельность.
Весомой составляющей налоговой системы Украины являются льготы, предоставляемые в виде налогового кредита, исключения (ускоренной амортизации) и налоговых скидок, например, для стимулирования инновационных и научно-исследовательских проектов. В составе льгот преимущество составляют льготы социального назначения, а те, что должны стимулировать экономические процессы в большинстве неэффективны, или не выполняют своего назначения. Льготы должны спо-
собствовать не только наращиванию прибыли предприятий, но и стимулировать ее реинвестирование на расширение деятельности. Среди действующих льгот треть предусматривает освобождение от налогообложения или снижения ставки налогообложения для субъектов территорий приоритетного развития и свободных экономических зон. Такие льготы способствуют лишь к созданию новых предприятий в определенных регионах и не решают проблему их последующего развития и повышения эффективности деятельности в целом. Еще одной льготой, не связанной с поощрением к определенному виду деятельности есть избежание двойного налогообложения при проведении благотворительной деятельности. Еще одна группа льгот — это льготы, которые предоставляются отдельным видам деятельности. По нашему мнению, льготы именно этой группы необходимо сокращать, поскольку они предоставлялись вынужденно, с учетом критического состояния той или другой отрасли. В настоящий момент эти льготы дискриминируют предприятия, которые не могут ими воспользоваться и, соответственно, теряют конкурентные преимущества в борьбе на рынке с предприятиями-льготниками [19, с. 4-8]. Налоговый кодекс частично устраняет такую дискриминацию между предприятиями.
В настоящее время в Украине явно прослеживаются тенденции к наращению производственных мощностей, в связи с этим вызывает обеспокоенность состояние экологии в регионах, и особо актуальна проблема обеспечения экологической безопасности.
Конечно, такие тенденции являются позитивными как для экономики, так и для общественно-политического развития государства. Однако, на фоне этих позитивных тенденций формируется угроза возобновления мощного уровня нагрузки на окружающую среду, которая в свое время привела к возникновению критическому, с точки зрения экологической безопасности, состояния некоторых регионов, которые характеризуются высокой концентрацией промышленных гигантов на достаточно ограниченной территории [20, с. 145].
Существующая система стимулирования охраны окружающей среды не вписывается в экономический механизм рационального природопользования. По мнению Стеченко Д.М., четкое функционирование механизма охраны окружающей среды и рационализации природопользования является одним из основных путей решения социально-экономических и экологических проблем [21, с. 195]. Существующие методы управления охраной окружающей среды, условно можно разделить на административные и экономические.
Административные методы:
1. Сертификаты и лицензии: на деятельность, связанную с влиянием на окружающую среду и здоровье населения; «мягкие методы контроля; экологический мониторинг, экологическая экспертиза; экологическая сертификация.
2. Стандарты: стандарты влияния на окружающую среду; стандарты качества окружающей среды; стандарты качества продукции, технологические стандарты; прямые ограничения.
3. Ограничения: на размещение определенных видов деятельности.
Экономические методы управления:
1. Платежи: платежи за загрязнение; платежи за возмещение убытков; штрафы; ресурсные платежи.
2. Субсидии: налоговые льготы; гранты [22, с. 39-50; 13].
В отечественной практике ведения хозяйства в подавляющем большинстве используются административные инструменты управления охраной окружающей среды. Но они имеют такие недостатки: завышены требования некоторых экологических нормативов, размер платежей за загрязнение незначителен в сравнении с нанесенными убытками, отсутствие поддержки потребителей, которые реализуют природоохранные мероприятия, сложная система контроля и мониторинга.
Не создает экономическую заинтересованность предприятий в природоохранной деятельности, налоговая и нормативно-правовая база. Поэтому систему стимулирования экологизации необходимо строить с учетом экономических интересов природопользователей. Действующие механизмы должны поддерживать экономическую заинтересованность предприятий в собственных экологических инвестициях.
Стимулирование природоохранной деятельности предприятий должно включать систему прогрессивных экологических платежей, лизинга экологического оборудования и технологий, перестрахование экологических рисков. Кроме того на государственном уровне необходимо: внедрить льготы в части уплаты налогов для предприятий, которые производят природоохранное оборудование, а также тех, которые выполняют работы из его строительства, монтажа и обслуживания; уменьшить базы налогообложения прибыли на 25% суммы расходов предприятий на внедрение ресурсо- и энергохра-нящих технологий, выполнения природоохранных мероприятий, а также освобождения, в пределах 3 % фонду оплаты труда, от налогообложения средств, направленных на оплату работ по внедрению данных мероприятий; уменьшить размер платы за их единицу на процент уменьшения предприятием материало- и энерговместимость единицы выработанной продукции относительно предыдущего года; на каждом экологически опасном предприятии необходимо открыть «экологические» субсчета, которые должны использоваться только на финансирование природоохранных мероприятий; предоставить возможность предприятиям получать беспроцентные экологические кредиты [6].
Природоохранную деятельность в регионах необходимо экономически стимулировать, и осуществляя с этой целью следующие мероприятия:
• внесение корректив в законодательство, с целью регулирования экономической базы природоохранной деятельности в регионе;
• создание законодательных предпосылок для приватизации объектов экологической инфраструктуры регионов, с учетом специфической особенности обеспечения их рентабельности;
• дифференцировать в рамках региона повышение норм амортизационного оборудования;
• предоставить экономические льготы заказчикам, которые создают основные фонды природоохранного значения;
• уменьшать налоги предприятиям, учитывая их расходы на природоохранные мероприятия;
• создание региональных экологических программ;
• передавать в прибыль предприятия средства, полученные в ходе природоохранного мероприятия;
• определение фиксированной части валового продукта региона, расходуемой на охрану природы, и дифференцировать ее по регионам;
• обеспечивать соответствие оплаты труда природоохранных видов деятельности и достигнутым благодаря этому экологическим результатом.
ВЫВОДЫ
В заключении можно сказать, что инструменты и рычаги влияния механизма стимулирования развития региона структурируются как по уровням (региональном, отраслевом, секторном уровнях, на уровне предприятий), так и за видовым делением инструментов, действие которых проявляется в процессе регуляции инвестиционной, инновационной, структурной, налоговой и других сопутствующих видов деятельности.
Адекватный современному уровню развития продуктивных сил механизм стимулирования социально-экономического развития должен:
• обеспечивать достижение всей системы целей развития хозяйства в области;
• строиться на принципах демократичности управления, что позволит направить осознанную хозяйственную активность населения этого региона на использование существующих резервов;
• органично вписываться в экономическую, политическую и организационную структуру государства;
• быть гибким, способным перестраиваться с учетом специфики развития каждого региона;
• учитывать интересы всех социальных групп населения, трудовых коллективов, предпринимателей, ассоциаций;
• усилить использование интеллектуального потенциала высококвалифицированных кадров;
• обеспечивать ресурсно-целевую сбалансированность развития производственного комплекса региона.
ЛИТЕРАТУРА
1. Епифанов А.А. Механизм регулирования комплексного социально-экономического развития областного региона в условиях перехода к рынку / А.А. Епифанов. — Харьков: Основа, 1993. — 76 с.
2. Епифанов А.А. Экономические основы регионализации управления в новых условиях хозяйствования / А.А. Епифанов. — Харьков: Основа, 1993. — 76 с.
3. Голиков А.П. Стратегия регионального развития: [учебное пособие] / А.П. Голиков. — Харьков: ХНУ, 2001.
4. Нижник Н., Мосов С. Мехашзм розроблення та ухвалення ршень у системi державного управ-лшня / Н. Нижник, С. Мосов // Вюник УАДУ при Президентовi Украши. — 1998. — №4. — С. 35-39.
5. Амоша О. Стратепя вдосконалення господарського мехашзму / О.Амоша // Вюник. — 2001. — №1. — С. 7-12.
6. Борейко В.1. Еколопзащя промисловосп як метод виршення економiчних проблем / В.1. Боре-ко // Науково-техшчний збiрник: Пдромелюращя та пдротехшчне бущвництво. Вип. 23. — Рiвне: УДАВГ, 1998. — С. 265-268.
7. Голиков А.П. Регионы Украины: поиск стратегии оптимального развития / А.П. Голиков — Харьков, 1994. — 150 с.
8. Гомольська Н.1., Шмигаль Д.А. Наука та наукове обслуговування як шновацшна галузь ринко-во! економши / Н.1. Гомольская, Д.А. Шмигаль // Соцiально-економiчнi дослщження в перехщний перюд. Мехашзми управлшня ефективнютю шновацш у регюш: Зб. наук. пр. — Львiв: 1нститут регюнальних дослщжень НАН Укра!ни, 2005. — Вип.1 — С. 118-126.
9. Долшнш М. I. Регюнальна пол^ика Укра!ни: науковi основи, методи, мехашзми / М.1. Долш-ний: (Мiжнар. наук.-практ. конф., 21-22 трав. 1998 р., м. Львiв): [Виступи учасниюв пленар. засiдан-ня] // Регюн. економiка. — 1998. — № 3. — С. 113-115.
10. Кулагин А.С., Леонтьев Л.И. О стимулировании инновационной деятельности / А.С. Кулагин, Л.И. Леонтьев. // Недвижимость и инвестиции. Правовое регулирование. — 2002. — №1. — С. 17-24.
11. Макогон Ю.В. Привлечение иностранных инвестиций и свободные экономические зоны / Ю.В. Макогон // Проблемы развития внешнеэкономических связей и привлечения иностранных инвестиций: региональный аспект Донецк: «Регион". — 1999. — С. 141.
12. Мельник С.А. Управлшня регюнальною економшою / С.А. Мельник: Навч.посiбник. — К.: КНЕУ, 2000. — 270 с.
13. Долшний М.1., Беленький П.Ю. Регiональна полiтика: методологiя, методи, практика / М.1. Долiшний, П.Ю. Беленький — Львiв: 1РД НАН Украши, 2001. — 719 с.
14. Шевчук В.Я., Рогожин П.С. Основи швестицшно! дiяльностi / В.Я. Шевчук, П.С. Рогожин — К.: Генеза, 1997. — С. 58-69.
15. Сотников Д.М. Критерии выбора приоритетов государственной промышленной политики / Д.М. Сотников // «Весник МГУ», Серия «Экономика». — 2007. — №1. — С. 51-52.
16. Кноглер М., Секарев О. Ринкова реформа i регюнальна полггика / М. Кноглер, О. Секарев // Економша Украши — 1995. — №1. — С. 65-69.
17. Теор Т.Р. Мировая экономика / Т.Р. Теор: пособие для ВУЗов. — Санкт-Петербург: Петербург: Питер, 2002. — 297 с
18. Кобанець Л.О. Концепщя управлшня розвитком рекреацшно! дiяльностi: Монографiя / Л.О. Кабанець / НАН Украши. 1н-т економши пром-сп. — Донецьк, 2007. — 192 с.
19. Студеншков I. Румунський шлях (перспективи розвитку СЕЗ) / 1.Студеншков // Украшський регюнальний вюник. — 2000. — №6. — С. 4-8.
20. Економша тдприемства: Щцручник / [М.Г. Грещак, В.М. Колот, А.П. Наливайко, С.Ф. Покро-пивный, В.Н. Сай, С.Н. Соболь и др.]; За заг. ред. Покропивного С.Ф. — К.: КНЕУ, 2001. — 268 с.
21. Стеченко Д.М. Державне регулювання економши: Навч.пошб / Д.М. Стеченко. — К.: Знання, 2007. — 271с.
22. Чумаченко М. Проблеми регюнального управлшня в Укра!ш / М.Чумаенко // Регюнальна еко-номка. — 1996. — №1-2. — С. 39-50.