Научная статья на тему 'Иностранные инвестиции и их стимулирование в России и за рубежом'

Иностранные инвестиции и их стимулирование в России и за рубежом Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
528
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРИВЛЕЧЕНИЕ ИНОСТРАННОГО КАПИТАЛА / НАЛОГОВЫЕ МЕХАНИЗМЫ СТИМУЛИРОВАНИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Макарова Е.В.

В статье рассматриваются вопросы привлечения иностранного капитала в современной и дореволюционной России. Определяются основные преимущества и недостатки использования иностранных инвестиций в национальной экономике. Выделяются механизмы стимулирования привлечения иностранного капитала в развитых, развивающихся странах и странах с переходной экономикой. Рассматриваются преимущества и недостатки налоговых механизмов стимулирования. Приводятся механизмы стимулирования иностранных инвестиций в Республике Татарстан и рекомендации по их усовершенствованию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Иностранные инвестиции и их стимулирование в России и за рубежом»

“Вестник экономики, права и социологии ”, №3, 2007 г.

Экономика

Иностранные инвестиции и их стимулирование

в России и за рубежом

1

Макарова Е.В.

аспирант Центра перспективных экономических исследований АН РТ

В статье рассматриваются вопросы привлечения иностранного напитаю в современной и дореволюционной России. Опредетяются основные преимущества и недостатки использования иностранных инвестиций в национальной экономике. Выделяются механизмы стимулирования привлечения иностранного напитаю в развитых, развивающихся странах и странах с переходной экономикой. Рассматриваются преимущества и недостатки налоговых механизмов стимулирования. Приводятся механизмы стимулирования иностранных инвестиций в Республике Татарстан и рекомендации по их усовершенствованию.

Иностранные инвестиции в российском законодательстве [2, С.2] определяются как вложения иностранного капитала в объект предпринимательской деятельности на территории Российской Федерации в виде объектов гражданских прав, принадлежащих иностранному инвестору если такие объекты гражданских прав не изъяты из оборота или не ограничены в обороте в Российской Федерации в соответствии с федеральными законами, в том числе денег, ценных бумаг (в иностранной валюте и валюте Российской Федерации), иного имущества, имущественных прав, имеющих денежную оценку исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности (интеллектуальную собственность), а также услуг и информации.

Иностранные инвестиции начали привлекаться в Россию задолго до революции 1917 года. Оценка роли иностранных инвестиций для экономики Царской России была неоднозначной. Так. премьер-министр С.Ю.Витте, статистик Н.И.Янжун. академик Д.И.Менделеев в своих программах промышленного развития России рассматривали внедрение иностранного капитала едва ли не как единственное средство подъема производительных сил страны. В то же время, например. Московский биржевой комитет, принял обра-

щение к правительству в котором говорилось о вреде русским интересам со стороны инвестиций из-за рубежа, кроме, пожалуй, иностранных кредитов [9, С.186-187].

Такое выделение иностранных кредитов из всей массы инвестиций обусловливалось, на наш взгляд, тем. что при использовании таких форм заимствований предприятия остаются в руках отечественных собственников и это препятствует проникновению на территорию страны фирм конкурентов (предшественников современных транснациональных компаний). В противном случае, получение зарубежным инвестором права решающего голоса могло быть использовано для устранения предприятия-конкурента (посредством принятия непопулярных мер, ведущих к снижению прибыли и последующему банкротству). «Конечно, возникают новые рабочие места, отчисляются налоги в бюджет, и в этом благо прямых инвестиций. Но прибыль они создают для них. а не для нас. И в этом недостаток», - считает П.Бунич [4, С.З].

Иностранный капитал попадал в Россию и в виде государственных займов и кредитов. Исторически именно в этой форме он начал привлекаться в Россию еще с XVII в. Европейский денежный рынок стал главным и постоянным источником средств для российского

22

'Вестникэкономики, права и социологии”, №3, 2007г.

Экономика

правительства, которое использовало их для создания военной промышленности, строительства железных дорог, субсидирования предприятий, выполнявших казенные заказы. Все это ускоряло индустриализацию России. Но одновременно вело к росту внешней задолженности [5, С.198].

Во времена Советского Союза российский рынок был закрыт для иностранного капитала. Только после 1991 года, после того, как страна встала на «рельсы» рыночной экономики, иностранные инвестиции снова получили доступ в Россию.

Наиболее привлекательными сторонами импорта капитала, на наш взгляд, являются, во-первых, использование иностранных инвестиций в ситуации, когда важно не допустить роста инфляции выше определенного бюджетом параметра, то есть иностранный капитал выступает как средство контроля объема денежной массы в стране при ограниченной эмиссии. Во-вторых, иностранный капитал целесообразно использовать при необходимости закупок зарубежного оборудования или технологий.

В остальных случаях, привлекать иностранные инвестиции нужно очень осторожно, так как их проникновение в экономику региона может иметь отрицательные последствия. Например, усиление финансовой зависимости национальной экономики от иностранного капитала или неизбежный проигрыш в технологическом соревновании с Западом, так как иностранный инвестор всегда будет стремиться поставить относительно устаревшие на сегодняшний день технологии. В этом случае возникает технологическая зависимость от зарубежных партнеров, привязка производства к определенным методам, которые перекочевывают к нам из-за рубежа, освобождая там место новым, более экономичным технологическим процессам.

Многие страны с развитой рыночной экономикой активно проводят политику по стимулированию иностранных инвестиций, главная цель которой -воздействовать на направления, величину и характер инвестиционных потоков. Принимающая экономика предоставляет зарубежным и национальным предприятиям финансовые, фискальные и прочие льготы.

На финансовые льготы в большей мере ориентируются развитые страны. Такие субсидии предоставляются на уровне регионов, городов или районов с целью стимулирования регионального развития отдельных отраслей экономики принимающей страны. Основные требования субсидирования - прозрачность финансовых льгот и возврат средств в случае невыполнения обязательств. Государство также может финансировать программы, участвуя в соответствующих программах на паевых началах и предоставляя гарантии для займов. Так как любые подобные льготы требуют значительных затрат, а подчас и создания целевых фондов, то такое стимулирование больше характерно для стран с развитой рыночной экономикой. Кроме того, в развитых странах часто используются налоговые льготы, в частности. ускоренная амортизация и снижение ставок корпоративного налога.

Развивающиеся страны сравнительно часто применяют снижение налоговых ставок, возврат налогов, предоставление налоговых каникул (последние в некоторых случаях могут достигать 15-20 лет). Стимулирование также осущетсвляется в виде снижения ставок таможенных пошлин на 5-20 лет.

Преимущества и недостатки различных налоговых льгот, выделенные специалистами Группы Всемирного Банка [11, С.813], приведены в табл.1.

В основе стимулирования зарубежных инвестиций лежат и программы приватизации, так как приватизация может быть использована инвестором для расширения рынков сбыта и служит одним из макроэкономических факторов, способствующих формированию благоприятного инвестиционного климата.

Независимо от уровня экономического развития страны активно поддерживают приток инвестиций в депрессивные районы. Поддерживается также финансирование инфраструктуры и НИОКР. Еще один вид льгот -

снижение ставок коммунальных платежей.

¥

Таким образом, в практике стимулирования зарубежных инвестиций развитых стран преобладают финансовые механизмы, а в практике развивающихся стран и стран с переходной экономикой (включая Россию) - фискальные или налоговые механизмы стимулирования.

23

“Вестник экономики, права и социологии ”, №3, 2007 г.

Экономика

Последние чаще используют .льготные таможенные пошлины на импортируемое оборудование, которые малоэффективны в промышленно развитых странах при невысоких ставках пошлин на многие виды оборудования [7, С.147].

В России, где из всех видов иностранных инвестиций преобладают кредиты и займы международных финансовых организаций (в денежном исчислении), используемые средства стимулирования иностранных инвестиций имеют смешанный характер. Например, часто используется принцип совместного (паевого или долевого) финансирования инвестиционных проектов, при этом применяются государственные гарантии, доля инвестора не облагается налогами.

В большинстве случаев предоставление льгот иностранным инвесторам в Республике Татарстан носит индивидуальный разрешительный характер, что требует от инвестора значительных усилий и повышает значение личностного фактора со стороны властей.

Например, в республиканском законодательстве в отношении иностранных инвесторов прописаны следующие меры по стимулированию иностранных инвестиций:

• меры в области налогообложения (льготные налоговые ставки, временное освобождение от уплаты налогов, налоговые изъятия. отсрочка уплаты налогов, ускоренная амортизация, другие меры, касающиеся взносов на социальное страхование и создание инвестиционных резервов);

Таблица 1

Преимущества и недостатки использования различных налоговых льгот для стимулирования иностранных инвестиций

Название Преимущества Недостатки

Налоговые каникулы Приносят выгоды компаниям, начавшим приносить доход. В первую очередь приносят выгоду краткосрочным инвестициям. Способствуют образованию новых компаний. Уплата процентов по кредитам, вычитаемая из прибыли, имеет небольшое значение. Инвестиции с долгим сроком окупаемости находятся в относительно менее выгодном положении. Не способствует привлечению долгосрочных инвестиций. Могут способствовать действиям компании по уходу от налогов, что может привести к снижению налоговых поступлений в бюджет. Могут предприниматься попытки продлить получение каникул за счет закрытия компании и открытия ее под другим именем. Трудно просчитать будущее воздействие на экономику.

Низкий уровень налога на доходы корпораций Простые процедуры определения соответствия и управления. Благоприятное восприятие инвесторами, особенно если этот налог ниже типичных ля многих стран 35-40%. Больше стимулирует зрелые инвестиции. Транснациональные корпорации могут широко манипулировать возможностями налога к своей выгоде. Выгоды появляются не немедленно, а по мере накопления дохода (в странах с переходной экономикой инвесторы предпочитают немедленные выгоды из-за общей нестабильности инвестиционного климата). Хуже стимулируют новые инвестиции. Предоставление нередко не автоматическое, а обусловлено дополнительными требованиями типа развития НИОКР или притока передовой техники.

Налоговые скидки или кредиты Нацелены на долгосрочные инвестиции. Дешевле обходятся бюджету по сравнению с налоговыми каникулами или низким налогом на доходы корпораций за счет более четкого выбора целей стимулирования. Компания, часто осуществляющая новые инвестиции, может многократно обращаться за льготами. Существующие компании имеют преимущества перед новыми, которым еще предстоит генерировать доход. При высокой инфляции увеличивается влияние налоговой системы на поведение инвесторов.

24

'Вестникэкономики, права и социологии”, №3, 2007г.

Экономика

• финансовые меры, такие, как поручительство (гарантии) займа;

• конверсия задолженности в акции (выгоды от дисконтирования долга, накапливаемые иностранным инвестором);

• другие нефинансовые меры, такие, как помощь по созданию инфраструктуры, правительственные контракты на льготных условиях и предоставление некоторых услуг [1, С.4].

Обращает на себя внимание тот факт, что способы стимулирования иностранных инвестиций в России не имеют всеобщего характера, а устанавливаются в каждом конкретном случае по решению заемщика или властей всех уровней. Изъятия из национального режима (как ограничения, так и льготы) должны, по нашему мнению, закрепляться законодательно, применяться без исключения ко всем группам инвесторов, попадающим под такие изъятия, закрепляться в рамках международных договоров.

В будущем основной упор в стимулировании иностранных инвестиций в Республике Татарстан, на наш взгляд, должен делаться не на льготы, а на гарантии деятельности иностранного капитала. Они обходятся государству дешевле по сравнению со льготами. Не стоит забывать и о том. что одним из важнейших условий привлечения иностранного капитала является возможность беспрепятственного вывоза основного капитала и будущей прибыли за рубеж. Инвесторам необходимы не столько временные льготы (которые, как показывает российский опыт, легко ликвидируются), сколько долгосрочные гарантии возврата вложенного капитала. Это предполагает развитие системы государственного и частного страхования, а также гарантирования инвестиций, включение полноценных гарантий в законодательство.

Требует значительного улучшения и судебная система России, связанная с решением споров по вопросу иностранных инвестиций.

Инвесторам должно быть предоставлено право выбора органа судебного разбирательства в стране и за рубежом.

Несовершенство принятых законов, нечеткость и непоследовательность правоприменительной практики, слабость российской судебной системы лишь усиливают потребность в ускоренном формировании правовой базы Российской Федерации и Республики Татарстан для привлечения иностранных инвестиций.

Литература:

1. Закон Республики Татарстан «Об иностранных инвестициях в Республике Татарстан» от 19.07.1994 №41-ЗРТ, С.4.

2. Федеральный Закон Российской Федерации «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» от 09.07.1999 №1бО-ФЗ, С.2.

3. Бовыкин. В.И. Формирование финансового капитала в России. - М.: Наука. 1984

4. Бунич, П.Г. Бесплатных ланчей и кредитов не бывает. Деловой вторник. 17.01.1995. С.З

5. Волобуев. Л.В. Выбор путей общественного развития: теория, история, современность. - М.: Политиздат. 1987. С.198.

6. Инвестиции в России: тенденции и проблемы. пути решения с учетом зарубежной практики / Доклад. Научный руководитель Дынкин. А.А., -РАН. ИМЭИМО, 2000.

7. Ливенцев, Н.Н., Костюнина, Г.М. Международное движение капитала. - М.:Экономистъ,

2004. С.147.

8. Оль, П.В. Иностранные капиталы в России. - Петроград. 1992.

9. Хромов. А.А. Экономическая история СССР: Период промышленного и монополистического капитализма в России. - М.: Высшая школа, 1982. С.186-187.

10. Яськова. Н.Ю. Зарубежная практика привлечения инвестиций. - Дубна. 1998.

И. Jack. M.Mintz. Thomas Tsioponlos. Corporate Income Taxation and Foreign Direct Investment in Central and Eastern Europe.- The World Bank: FIAS, 1992. C.813.

25

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.