Научная статья на тему 'Теоретико-методологические подходы к формированию механизма стимулирования развития промышленности'

Теоретико-методологические подходы к формированию механизма стимулирования развития промышленности Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
615
72
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОМЫШЛЕННАЯ ПОЛИТИКА / INDUSTRIAL POLICY / УСТОЙЧИВЫЙ РОСТ / SUSTAINABLE GROWTH / МОДЕЛИ ПРОМЫШЛЕННОЙ ПОЛИТИКИ / INDUSTRIAL POLICY MODEL / МАТЕРИАЛЬНОЕ ПРОИЗВОДСТВО / MATERIAL PRODUCTION / ПРОИЗВОДСТВЕННО-ТЕХНИЧЕСКИЕ СВЯЗИ / PRODUCTION AND TECHNICAL COMMUNICATION / ИННОВАЦИОННАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ / INNOVATIVE COMPONENT / ИНВЕСТИЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ / INVESTMENT RESOURCES / ФИНАНСОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / FINANCIAL SUPPORT / ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ УКЛАД / TECHNOLOGICAL WAY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Нехайчук Дмитрий Валериевич, Тарасова Наталья Андреевна, Трофимова Виктория Валериевна

В статье рассмотрены вопросы формирования промышленной политики государства в современных условиях хозяйствования. Изучены теоретические основы развития промышленного сектора государства в рыночных условиях хозяйствования. Показана роль налоговой политики и выявлена связь между уровнем налоговых ставок и качеством предоставляемых льгот и уровнем промышленного производства, особенно в инновационно емких и активных сферах промышленности. Рассмотрен зарубежный опыт инвестирования в привязке к существующим политическим, географическим, валютным, финансовым, инвестиционным и инфляционным рискам в стране, а также устоявшимся уровнем нормы прибыли. Продемонстрирован успешный опыт создания системы инструментов стимулирования и внешнеэкономической деятельности в промышленной сфере и выявлены компоненты стимулирования экспорта для отечественной реальности. В исследовании уделяется внимание созданию эффективной системы привлечения иностранных инвестиций в Россию, путем использования государственных рычагов влияния на иностранный капитал. Авторы отводят важное место системе госзаказа, целевым субсидиям и грантовым мероприятиям в сфере стимулирования промышленных технологических инноваций. В статье делаются выводы о необходимости принятия на государственном уровне ряда эффективных мер для комплексного развития промышленного сектора, а именно: проведения реструктуризации и технического переоснащения предприятий, внедрения институциональных преобразований предприятий отрасли; роста доли инновационно активных предприятий и доли инновационной продукции; снижения энергоемкости промышленного производства; развития отраслевой науки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Нехайчук Дмитрий Валериевич, Тарасова Наталья Андреевна, Трофимова Виктория Валериевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THEORETICAL AND METHODOLOGICAL APPROACHES TO THE MECHANISM OF FORMATION PROMOTE DEVELOPMENT OF INDUSTRY

The article discusses the formation of the industrial policy of the state in contemporary economy. The authors studied the theoretical basis for the development of the industrial sector of the state in market conditions of managing. It demonstrated the role of tax policy and found a link between the level of tax rates and the quality of the benefits and the level of industrial production, particularly in innovation-intensive and active industries. There are considered foreign experience of investment in relation to the existing political, geographical, currency, financial, investment and inflation risks in the country, as well as an established level of the rate of profit. It demonstrated successful experience in the creation of tools to stimulate the system and foreign trade activities in the industrial sector and identified the components of export promotion for the domestic reality. The authors study focuses on the creation of an effective system of attracting foreign investment in Russia, through the use of state levers of influence on foreign capital. The authors assign an important role of public procurement system, targeted subsidies and grant activities in the promotion of industrial technological innovation. The paper draws conclusions about the need to take on the national level a number of effective measures for the integrated development of the industrial sector, namely: restructuring and technical re-equipment of enterprises, the implementation of institutional reforms of the industry; increase the share of innovation active enterprises and the share of innovative products; reducing the energy intensity of industrial production; the development of industrial science.

Текст научной работы на тему «Теоретико-методологические подходы к формированию механизма стимулирования развития промышленности»

УДК 338.4

ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ФОРМИРОВАНИЮ МЕХАНИЗМА СТИМУЛИРОВАНИЯ РАЗВИТИЯ ПРОМЫШЛЕННОСТИ

© 2017

Нехайчук Дмитрий Валериевич, доктор экономических наук, доцент, заведующий кафедрой финансов и математических методов в экономике Тарасова Наталья Андреевна, старший преподаватель кафедры менеджмента и туризма Трофимова Виктория Валериевна, проректор Крымский институт бизнеса (297536, Россия, Крым, Симферопольский район, с. Совхозное, улица Южная, 39, e-mail: businesscrimea@mail.ru)

Аннотация. В статье рассмотрены вопросы формирования промышленной политики государства в современных условиях хозяйствования. Изучены теоретические основы развития промышленного сектора государства в рыночных условиях хозяйствования. Показана роль налоговой политики и выявлена связь между уровнем налоговых ставок и качеством предоставляемых льгот и уровнем промышленного производства, особенно в инновационно емких и активных сферах промышленности. Рассмотрен зарубежный опыт инвестирования в привязке к существующим политическим, географическим, валютным, финансовым, инвестиционным и инфляционным рискам в стране, а также устоявшимся уровнем нормы прибыли. Продемонстрирован успешный опыт создания системы инструментов стимулирования и внешнеэкономической деятельности в промышленной сфере и выявлены компоненты стимулирования экспорта для отечественной реальности. В исследовании уделяется внимание созданию эффективной системы привлечения иностранных инвестиций в Россию, путем использования государственных рычагов влияния на иностранный капитал. Авторы отводят важное место системе госзаказа, целевым субсидиям и грантовым мероприятиям в сфере стимулирования промышленных технологических инноваций. В статье делаются выводы о необходимости принятия на государственном уровне ряда эффективных мер для комплексного развития промышленного сектора, а именно: проведения реструктуризации и технического переоснащения предприятий, внедрения институциональных преобразований предприятий отрасли; роста доли инновационно активных предприятий и доли инновационной продукции; снижения энергоемкости промышленного производства; развития отраслевой науки.

Ключевые слова: промышленная политика, устойчивый рост, модели промышленной политики, материальное производство, производственно-технические связи, инновационная составляющая, инвестиционные ресурсы, финансовое обеспечение, технологический уклад.

THEORETICAL AND METHODOLOGICAL APPROACHES TO THE MECHANISM OF FORMATION PROMOTE DEVELOPMENT OF INDUSTRY

© 2017

Nekhaychuk Dmitry Valerievich, Doctor of economic sciences, Associate Professor, The Head of Finance and the Department of Mathematical methods in economics Тarasova Natalya Andreevna, Senior Lecturer, Department of management and tourism Тrofimova Viktoria Valerievna, prorector Crimean Business Institute (297536, Russia, Republic of Crimea, Simferopol district, Sovkhoznoye, South Street, 39, e-mail: businesscrimea@mail.ru)

Abstract. The article discusses the formation of the industrial policy of the state in contemporary economy. The authors studied the theoretical basis for the development of the industrial sector of the state in market conditions of managing. It demonstrated the role of tax policy and found a link between the level of tax rates and the quality of the benefits and the level of industrial production, particularly in innovation-intensive and active industries. There are considered foreign experience of investment in relation to the existing political, geographical, currency, financial, investment and inflation risks in the country, as well as an established level of the rate of profit. It demonstrated successful experience in the creation of tools to stimulate the system and foreign trade activities in the industrial sector and identified the components of export promotion for the domestic reality. The authors study focuses on the creation of an effective system of attracting foreign investment in Russia, through the use of state levers of influence on foreign capital. The authors assign an important role of public procurement system, targeted subsidies and grant activities in the promotion of industrial technological innovation. The paper draws conclusions about the need to take on the national level a number of effective measures for the integrated development of the industrial sector, namely: restructuring and technical re-equipment of enterprises, the implementation of institutional reforms of the industry; increase the share of innovation active enterprises and the share of innovative products; reducing the energy intensity of industrial production; the development of industrial science.

Keywords: industrial policy, sustainable growth, industrial policy model material production, production and technical communication, innovative component, investment resources, financial support, technological way.

Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами. Вопросы реализации государственной промышленной политики сегодня широко изучаются, при этом вследствие непоследовательности и несистемности рыночных преобразований в экономике они по-прежнему остаются дискуссионными. Основная задача государственного управления в сфере промышленности - формирование благоприятной среды для эффективной деятельности хозяйствующих субъектов. Негативные процессы в отрасли являются индикаторами нереализованного потенциала хозяйственного управления, в основном, через несовершенную систему государственного воздействия.

К основным мерам государственного регулирования промышленного развития относятся материально-техническое обеспечение, развитие инфраструктуры рын-

ка, правовая помощь, внедрение НТП, инвестирование, кредитование, страхование, целевая финансовая поддержка, управление государственной собственностью, информационно-консультационное обслуживание, контроль деятельности хозяйственных обществ. При этом развиваются новые функции (стратегическое планирование, квотирование). На протяжении последних лет неизменными остаются основные цели и приоритеты развития промышленного комплекса регионов и территорий. Прежде всего, это стабилизация работы промышленных предприятий, наращивание объемов производства конкурентоспособной продукции, расширения ее ассортимента, повышения качества.

Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых обосновывается автор; выделение неразрешен-

ных раньше частей общей проблемы. Учитывая многоаспектный характер реформ в развитии промышленности РФ и широкий спектр изучаемых вопросов, современная экономическая наука исследует модели развития промышленной политики с учетом траектории развития экономики. Так, в решение обозначенных проблем весомый вклад внесли такие ученые как Беседин В.Ф. [1], Андрианов К.Н. [4], Тарасов В.И. [13], Гриб С.А. [14], Нехайчук Ю.С. [6-10], Сотников Д.М. [15], и другие. При этом конкретизации и более детальной проработки требуют подходы к формированию эффективного механизма стимулирования развития промышленности.

Формирование целей статьи (постановка задания). Целью исследования является разработка теоретических основ и практических рекомендаций по организации стимулирования и поддержке, активизации промышленного развития, в том числе по совершенствованию механизма стимулирования функционирования бизнес-структур в регионах в контексте реализации государственной промышленной политики.

Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов. Общее определение понятия «механизм» рассматривает его как систему, устройство, определяющую порядок любого вида деятельности. Согласно теории организационных систем, механизм функционирования - это совокупность правил, законов и процедур, регламентирующих взаимодействие участников организационной системы, а механизм управления включает перечень процедур принятия управленческих решений. В широком смысле под механизмом управления любым видом экономической деятельности понимают совокупность организационно-управленческих и экономических методов, форм, приемов, инструментов и рычагов влияния на социально-экономическое развитие региона для обеспечения достижения системы целей развития объекта управления [2, с. 5].

Развитие промышленности государства в рыночных условиях хозяйствования, по нашему мнению, обеспечивается действием двух механизмов: воспроизводства и управления. Если действие механизма воспроизводства направлено на решение конкретных проблем развития промышленности, обусловленных высокой степенью износа основных фондов, недостаточностью оборотных и инвестиционных средств, низким качеством продукции и производительностью труда, высокой фондоемкостью и технологической отсталостью производства, неэффективностью кадрового воспроизводства; то механизм управления ориентирован на создание условий для эффективного развития отечественной промышленности и повышения уровня ее конкурентоспособности.

Направлениями действия механизма воспроизводства развития промышленности являются:

- обеспечение производства конкурентоспособной продукции, которая будет пользоваться спросом на внутреннем и внешнем рынке;

- создание интегрированного с производством научного обеспечения;

- привлечение инструментов стратегического и опережающего менеджмента;

- повышение информатизации производства;

- повышение гибкости и уровня адаптативности технологическому воздействию;

- совершенствование организационной структуры производства (переход на сетевую форму);

- обеспечение демонополизации сбыта продукции;

- повышение финансовой устойчивости предприятий.

Механизм управления промышленным развитием нацелен на решение проблем, связанных с:

- низкой долей продукции перерабатывающих предприятий в экспорте продукции;

- неэффективностью механизмов государственной поддержки экспорта;

- необходимостью решения региональных проблем в развитии промышленности;

- значительной степенью импортизации внутреннего рынка промышленных товаров;

- несовершенством механизмов преодоления структурных диспропорций;

- низкой финансовой дисциплиной и ответственностью;

- недостаточной контролируемостью процессов монополизации рынков;

- низким научно-техническим потенциалом промышленности;

- организацией диалога «власть-бизнес».

В научной литературе категория «механизма стимулирования» рассматривается в системе категорий потребностей, интересов, стимулов, условий и факторов производства [2, с. 17].

Стимулирование - это процесс воздействия на субъект деятельности направленный на внесение изменений в мотивы его действий. Некоторые авторы отождествляют стимулы и интересы, а стимулирование трактуют как объективную основу экономических интересов. Процесс стимулирования предусматривает обязательный комплекс стимулирующих воздействий извне, который в соответствии с психологической теорией мотивации, вызывает направленное действие на реализацию соответствующих целей деятельности и желаемого результата. Источником процессов стимулирования выступают потребности.

Некоторые авторы термин «стимулирования» трактуют как объективную основу экономических интересов, которые будучи категорией содержание которой детерминировано совокупностью потребностей и экономических отношений выступают объективной основой механизмов стимулирования и мотивации субъектов и объектов промышленной политики. Экономические интересы отражают специфику общественного производства. В условиях становления развитых рыночных отношений формируется новая персонификация экономических интересов [3]. В реализации экономических интересов сегодня формироваться следующие устойчивые тенденции:

- усложнение экономических интересов всех «групп по интересам» вследствие роста их потребностей;

- рост приоритетности личностных экономических интересов, поскольку в процессе экономического роста будет происходить удовлетворение растущих потребностей каждого, качественное накопление человеческого капитала;

- оптимизация взаимодействия всех экономических интересов, уменьшение противоречий между ними;

- разнообразие форм реализации экономических интересов [3, с.82-83].

Учитывая это, формирование механизма стимулирования развития промышленности должно базироваться на общности различных экономических интересов (общественных, коллективных, личных, отраслевых или секторальных, государственных и территориальных), а также учитывать спектр социальных интересов населения.

Существует два подхода к содержательному наполнению механизма стимулирования. Первый подход базируется на том, что механизм стимулирования включает положительные и отрицательные стимулы, а второй

- рассматривает стимулирование исключительно с точки зрения положительного влияния, и наполняет содержание основных стимулов.

На формирование механизма стимулирования развития промышленности влияет жизненный цикл процесса стимулирования, который может быть представлен в виде последовательной цепи: закрепление стимулов в нормативно-правовом поле - информирование субъектов стимулирования о существующей системе стимулов

- осознание субъектами стимулирования действия сти-

мулов - реализация действий вызванных в результате стимулирования.

Следует отметить также, что механизм стимулирования развития промышленности выполняет две основные функции:

- оценочную, которая проявляется через выявление противоречий между действительным и перспективным состоянием промышленности;

- активизирующую, которая предусматривает усиление активности объектов стимулирования и предоставление возможностей реализации целей их развития.

Основными направлениями государственного стимулирования развития промышленности, как правило, считаются деятельность государства по поводу проведения структурной, инновационной, бюджетно-налоговой, финансово-кредитной, инвестиционной и внешнеэкономической деятельности. Приведенный перечень целесообразно дополнить деятельностью в сфере ресурсосберегающей, кадровой и природоохранной деятельности.

Инструменты механизма стимулирования развития промышленности целесообразно классифицировать по следующим блокам:

- инструменты макроэкономического регулирования, формирующие благоприятную среду для развития производства;

- инструменты влияния региональных и местных властей;

- институциональные инструменты, которые создают нормативно-правовое поле экономической деятельности;

- ресурсные, обеспечивающие решение задач ресурсного обеспечения промышленного развития;

- информационные инструменты, повышающие уровень информационного обеспечения производственной и коммерческой деятельности.

Макроэкономические инструменты стимулирования структурных сдвигов в промышленности направлены на поддержку отдельных отраслей. Однако предоставление поддержки определенной сфере должно осуществляться в условиях исключения возможности стимулирования одних отраслей за счет других. Указанная группа инструментов включает, прежде всего, налоговые рычаги влияния на развитие промышленности. Сегодня много говорят о том, что налоги тормозят процесс подъема производства. Основной проблемой современной налоговой системы считается чрезмерная налоговая нагрузка на производителя. Так, серьезным дестимулирующим фактором для промышленных предприятий является НДС. Сравнительно высокая ставка этого налога в условиях необходимости проведения модернизации экономики (в Японии ставка НДС составляет 5%, в Канаде 7%, в Германии - 16%) снижает инвестиционную активность бизнеса, сдерживает технологическое перевооружение производств и приводит к росту незаконному возмещению НДС из бюджета. Некачественное администрирование НДС приводит к росту расходов, связанных с отвлечением оборотных средств и возникновением проблем в сфере финансового планирования. Снижение НДС - это одна из мер, которая обеспечивает необходимый структурный эффект способствуя при этом диверсификации производства.

Проблему НДС необходимо решить за счет одновременного улучшения администрирования НДС; снижение ставки НДС (до 10-11%) с возможностью ее унификации; внедрение механизма отсрочки уплаты НДС при ввозе технологического оборудования, аналогов которого нет в стране; совершенствование системы налогообложения НДС авансом.

Стимулирующая функция налогов реализуется в инвестиционной и инновационной деятельности путем отсрочки уплаты налогов, дифференциации налоговых ставок, скидок и упрощения системы налогообложения и может быть в полной мере реализована в условиях совершенствования действующей налоговой системы.

Последняя должна способствовать наполняемости бюджета и одновременно поддерживать заинтересованность предприятий в хозяйственной деятельности.

Зарубежный опыт свидетельствует, что большинство налоговых систем мира пытаются сократить налоговые льготы в условиях внедрения широкомасштабных программ поддержки вновь созданных предприятий субъектов хозяйствования, осуществляющих активную инвестиционную деятельность.

Весомой составляющей налоговой системы являются льготы, предоставляемые в виде налогового кредита, изъятия (ускоренной амортизации) и налоговых скидок, например, для стимулирования научно-исследовательских и инновационных проектов. К сожалению, в структуре льгот львиную долю составляют лишь льготы социального назначения. Льготы должны не только увеличивать прибыль предприятия, остающуюся в его распоряжении, но и стимулировать реинвестирование прибыли в расширение производства. Среди действующих льгот лишь малая часть предусматривает освобождение от налогообложения или снижение ставки налогообложения для субъектов свободных экономических зон и территорий приоритетного развития. Такие льготы поощряют только создание новых предприятий в определенных регионах и не решают проблемы их дальнейшего развития и повышения эффективности деятельности в целом. Еще одной льготой, которая не связана с поощрением к определенному виду деятельности является избежание двойного налогообложения при проведении благотворительной деятельности. Кроме того, это льготы, которые предоставляются для отдельных видов деятельности, в частности, инвестирования в металлургическую и автомобилестроительную промышленность и сельское хозяйство. По нашему мнению, льготы именно этой группы необходимо сокращать, поскольку они предоставлялись вынужденно, с учетом критического состояния той или иной отрасли. Сейчас эти льготы дискриминируют предприятия, не могут ими воспользоваться и, соответственно, теряют конкурентные преимущества в борьбе на рынке с предприятиями-льготниками [5, с.18].

Для обеспечения более глубокой переработки сырья и создания продукции с высокой добавленной стоимостью необходимо поднимать вопрос о стимулировании создания и развития холдинговых структур. Эффективным инструментом реализации этой политики является предоставление «налоговых каникул». Государство таким образом временно отказывается от части прибыли в виде налоговых поступлений в пользу инвестиционной активности бизнеса.

Анализируя работы отечественных и зарубежных ученых, занимающихся проблемой стимулирования инвестиций, можно отметить, что налог на прибыль содержит такие методы налогового стимулирования как: амортизация, льготы на капитальные вложения, инвестиционный налоговый кредит, снижение ставки.

Сегодня необходимо доработать такие методы налогового стимулирования как налоговые ставки, льготы и налоговый кредит. Следует также усовершенствовать механизм налогообложения лизинговой деятельности, деятельности инвестиционных фондов и рынка ценных бумаг как видов деятельности, способствующих повышению уровня привлекательности инвестиционного климата.

Инвестиционный блок механизма стимулирования развития промышленности направлен на решение трех основных задач:

1. Создание благоприятного инвестиционного климата, который позволит оптимизировать соотношение доходности и рисков инвестиций.

2. Рационализация влияния государства на инвестиционные процессы.

3. Привлечение дополнительных инвестиционных ресурсов.

Таким образом, этот механизм использует как ин-

струменты макрорегулирования, так и ресурсные инструменты, с помощью которых дополнительными источниками инвестиций становятся природная рента, средства от приватизации, денежные эмиссии для возврата кредитов в развитие инноваций. Росту инвестиций за счет собственных средств предприятий будет способствовать инвестиционные налоговые кредиты, инвестиционная налоговая премия.

В мировой практике наработан универсальный набор мер, которые используются для привлечения иностранного капитала. Среди них наиболее благоприятными являются следующие методы стимулирования иностранных капиталовложений:

- налоговые стимулы: установление прямых дополнительных льгот, отсрочка уплаты налогов за инвестирование капитала; стимулы, связанные с амортизационными отчислениями; «налоговые каникулы», которые устанавливаются на срок от 2 до 10-15 лет; освобождение от уплаты таможенных процедур по импорту оборудования, сырья, комплектующих изделий;

- финансовые стимулы: разного рода субсидии, займы, кредиты и гарантии их предоставления, государственное страхование;

- нефинансовые стимулы, направленные на создание общих условий эффективного функционирования иностранного капитала;

- обеспечение необходимыми факторами производства, информацией и службами управления по развитию транспорта и других коммуникаций.

Создание благоприятного инвестиционного климата - главное условие успешной политики привлечения и использования иностранного капитала в экономике страны. Для обеспечения стабильной правовой основы функционирования зарубежного инвестора предлагаются ее отдельные основные элементы, а именно: обеспечение прав собственности на землю или право на получение 99-летней аренды земли под зданиями, сооружениями, предприятиями при их покупке, улучшение налоговых, таможенно-тарифных условий для иностранного партнера, обеспечение их стабильности на период 5-7 лет, применение льгот, направленных на уменьшение риска потери капитала, расширение практики двусторонних договоренностей о взаимной защите инвестиций, расширение взаимодействия с международными организациями, которые занимаются вопросами инвестиционного сотрудничества.

Проблема привлечения иностранных инвестиций через международные совместные предприятия является крайне актуальной. Регулируемое развитие совместных предприятий создает новые источники эффективного внешнего финансирования, обеспечивает доступ к современным технологиям и передовому управленческому опыту, насыщает потребительский рынок качественными товарами и услугами, расширяет экспортные возможности. Совместное (с зарубежными партнерами) предпринимательство способствует созданию прогрессивной структуры производства, реализации потенциала рыночных отношений, развитию здоровых конкурентных отношений товаропроизводителей, а также предотвращает монополизацию экономики. В странах, которые проводят научно обоснованную последовательную политику поощрения иностранной совместной предпринимательской деятельности, создается среда, благоприятная не только для иностранных, но и для национальных инвесторов и предпринимателей. Однако не следует ошибочно считать, что иностранные кредиты может свободно получить любой отечественный товаропроизводитель. Кредиторы всегда выдвигают определенные условия, при которых они соглашаются занять деньги. Безусловно, как и любой кредитор, иностранные финансовые организации хотят иметь гарантии возврата им заемных денег, а кроме того, получить доход в виде процентов на заемный товаропроизводителю капитал. Это - основополагающий принцип формирования и 148

функционирования рынка финансового капитала.

Перспективы интеграции Российской Федерации в международный инвестиционный рынок в значительной степени зависят от уровня взаимопонимания между Правительством и международными экономическими организациями. Сотрудничество России с международными экономическими организациями, в том числе членство в ВТО, является важным элементом осуществления структурной перестройки ее экономики, создания привлекательного инвестиционного климата, внедрения лучшего мирового опыта в отечественную практику хозяйствования, привлечения и использования иностранных капиталов, интеграции в мировые рынки.

Привлекая иностранный капитал, необходимо учитывать, что в мире изменились инвестиционные параметры. Так, в 70-х годах наблюдалась тенденция превышения притока капитала из индустриально развитых стран в развивающиеся. В 80-х годах характерной оказалась обратная тенденция, что обусловлено, прежде всего, падением уровня сбережений юридических и физических лиц в развитых странах. За этот период в США, например, объем сбережений уменьшился почти втрое, в Великобритании - вдвое, в Германии - в 1,8 раза, в Японии - на 25%. Снижение доли сбережений в валовом национальном продукте развитых стран привело к отрицательному сальдо между объемом сбережений и инвестиций, к падению в целом объема инвестиций по сравнению с мировым национальным продуктом, к увеличению реальных процентных ставок банковского кредита. Существует связь между сбережениями, кредитными процентными ставками и темпами социально-экономического развития развивающихся стран. Согласно оценкам Всемирного банка, увеличение реальных процентных ставок на 1% замедляет темпы социально-экономического роста развивающихся стран, на 0,2%.

Россия может улучшить финансовое положение, прежде всего, за счет собственных сил и средств. Однако интенсивный переход к конкурентоспособной модели национальной экономики вызывает потребность сотрудничества с мировой системой хозяйствования, в которой иностранные инвестиции являются важным экономическим рычагом. Поэтому создание открытой, ориентированной на экспорт модели экономики в значительной степени зависит от уровня активности иностранных инвесторов на территории России, интенсивности международного движения капиталов и разделения труда. В соответствии с исследованиями и расчетами отечественных экономистов, ориентация только на внутренние резервы может привести к тому, что период возрождения экономики будет продолжаться более 20 лет. Потребность в кредитных ресурсах только для поддержки датированных отраслей более чем в три раза превышает кредитные возможности страны.

Рассчитывая на финансовую помощь со стороны, следует всесторонне проанализировать сложившуюся ситуацию на мировом финансово-кредитном рынке. По данным японских экспертов, все кредитные ресурсы с учетом средств международных организаций оцениваются на сумму примерно 140 млрд. долл. США. В то же время мировая потребность в них (включая развитые западные страны) составляет около 270 млрд. долл., в том числе потребность развитых стран Запада - 190 млрд. долл., развивающихся - 60 млрд. долл. США.

Для того чтобы создать эффективную систему привлечения иностранных инвестиций в Россию, необходимо изучить особенности функционирования рациональных систем в ряде стран. Опыт показывает, что внешнеэкономические условия существенно влияют на процесс реформирования структуры отечественной экономики.

Государство использует различные рычаги для того, чтобы способствовать привлечению иностранного капитала (рис.1).

В части правового режима, для зарубежных партнеров необходимо:

- установить дополнительные льготы для поощрения иностранных инвестиций в приоритетные отрасли экономики;

- определить территории, на которых деятельность иностранных инвесторов запрещается или ограничивается;

- предоставить гарантии от изменения законодательства;

- предоставить гарантии использования доходов и других средств, полученных от инвестиционной деятельности;

- предоставить гарантии от принудительных изъятий, а также незаконных действий государственных органов и правительственных лиц;

- использовать компенсации и возмещение убытков иностранным инвесторам, включая упущенную прибыль и моральный ущерб;

- предоставить гарантии на случай прекращения инвестиционной деятельности;

- предоставить гарантии трансферта и других доходов в связи с инвестированием.

Рисунок 1 - Государственный механизм привлечения иностранных инвестиций

Предприниматели США считают, что инвестиции в страны с высоким уровнем политических, географических, валютных, финансовых, инвестиционных и инфляционных рисков должны иметь минимальную норму прибыли не менее 25%. В России эта норма, по нашим расчетам, почти вдвое ниже, к тому же имеет большой срок окупаемости капитала. В соответствии с оценками западных исследователей, норма прибыли на капитал, вложенный, например, в строительство завода, в Западной Европе составляет 38,6%, срок окупаемости - 6 лет, а в России эти показатели равны соответственно 21% и 11 лет.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Кроме того, существуют и другие негативные моменты: прежде всего это отсутствие правового обеспечения кредитования, страхования, валютного обращения; ограниченность каналов репатриации прибыли (в основном из-за вывоза продукции добывающих и сырьевых отраслей, пользующихся спросом на мировых рынках) и другие.

На сегодняшний день разработано законодательное обеспечение регулирования иностранного инвестирования, в которое входят более 100 различных правовых и нормативных документов (законов, постановлений, указов, положений, инструкций). В них есть положительные моменты, связанные с особенностями режима иностранного инвестирования, четким определением видов иностранных инвестиций и форм их осуществления, а также системы государственных гарантий защиты иностранного капитала. Для иностранных инвесторов на территории России устанавливается национальный режим инвестиционной и иной деятельности. Отмечается, что для инвестиционных проектов по привлеченным иностранными инвестициями, реализуются в соответствии с государственными программами развития при-

оритетных отраслей экономики, социальной сферы и территорий, может устанавливаться льготный режим инвестиционной и иной хозяйственной деятельности.

Однако, законодательная база характеризуется двумя важными недостатками: во-первых, нестабильностью; во-вторых, отсутствием комплектности и наличием противоречий в законодательных актах. Нестабильность предопределяет невозможность спрогнозировать производственно-хозяйственной и финансовой деятельности объектов инвестирования. Обеспечение стабильности нормативной базы для иностранного инвестора важнее, чем льготы.

Перспективными направлениями повышения эффективности функционирования механизма стимулирования инвестиционной деятельности являются:

- расширение инфраструктуры рынка на основе использования мирового опыта банковских, аудиторских, страховых, консалтинговых и оценочных услуг, правовой поддержки обеспечения безопасности инвесторам;

- выделение субсидий на компенсацию затрат по уплате процентов по кредитам, предоставляемым на техническое переоснащение производства.

- поддержка реализации приоритетных инвестиционных проектов. Эффективность инвестиционного проекта по большей части зависит от системы управления его реализацией, которая должна предусматривать контроль порядка и сроков привлечения и распределения инвестиционных ресурсов.

Централизуя средства в бюджете, правительство получает возможность с помощью государственных закупок осуществлять прямое стимулирующее влияние на размещение производственных ресурсов. Кроме того, стимулирование инвестиционной деятельности может осуществляться через опосредованные методы стимулирования. Это льготные субсидии, меры по стимулированию экспорта, стимулы для формирования конкурентоспособных финансово-промышленных структур и притока в страну прямых иностранных инвестиций.

Стимулирующее влияние на развитие промышленности имеют такие направления государственной поддержки инвестиционной деятельности:

- предоставление инвесторам гарантий по обеспечению возврата привлеченных средств;

- предоставление льгот по налогу на прибыль предприятий банкам и кредитным учреждениям, предоставляющим кредиты для осуществления инвестиционной деятельности;

- предоставление инвесторам льгот при аренде недвижимого имущества с целью осуществления инвестиционной деятельности.

Важной составляющей макроэкономического регулирования является реализация политики стимулирования экспорта, которая может осуществляться с использованием финансовых (прямых и косвенных) и информационных инструментов. Стимулирование импорта имеет целью: развитие экспортоориентированно-го производства; обеспечение внутренней потребности рынка из-за ввоза сырья или товаров; стимулирование конкуренции на внутреннем рынке между иностранными и отечественными фирмами; осуществление товарной интервенции.

В разных странах мира используются различные схемы стимулирования экспорта. В Бразилии политика стимулирования экспорта заключается в: предоставлении экспортерам необходимой коммерческой и другой информации; содействии экспорта малых и средних фирм; развития новых областей экспортной деятельности; диверсификации экспорта, повышения конкурентоспособности продукции. В Корее политика содействия экспорту осуществляется путем прямых финансовых вливаний, регулированием валютных курсов, предоставлением разрешения на приобретение импортных товаров по заработанную от экспорта валюту и льготное кредитование. Во многих странах мира для стимулиро-

вания экспорта используют внешние источники финансирования: займы и кредиты [12].

Мировой опыт показывает, что система инструментов стимулирования экспорта можно представить в разрезе двух блоков: стимулирование экспортного производства и непосредственно стимулирование экспорта, как внешнеэкономической деятельности (рис.2).

Важное место среди финансово-кредитных инструментов стимулирования внешнеэкономической деятельности как в мире, так и в Российской Федерации занимает кредитование. Основными целями внедрения системы кредитования экспорта выступают: обеспечение стабильности экспорта, прежде всего продукции с высокой степенью переработки; улучшение доступа предприятий к оборотному капиталу; удешевление кредитных ресурсов; освоение новых зарубежных рынков и продвижение на эти рынки отечественных товаров; повышение конкурентоспособности товаров на мировых рынках, в том числе в международных тендерах.

Кредитование экспорта следует сочетать со страхованием. Основную роль в системе государственных гарантий играют экспортное страхование и страхование иностранных инвестиций. Суть первого направления действий заключается в том, что Правительство обязуется взять на себя расходы по выполнению контрактов, если покупатель не может выполнить принятые условия, а второго - в предоставлении гарантий иностранным инвесторам.

Страхование экспортных кредитов предусматривает: защиту отечественного экспортера от возможного риска неплатежа со стороны иностранного покупателя; гарантии, защищающие коммерческие банки от убытков, которые могут возникнуть в результате невозврата займа экспортерами. Объектами страхования выступают коммерческие кредиты, предоставленные покупателю; банковские ссуды поставщику или покупателю; обязательства и поручительства по кредиту долгосрочные инвестиции.

Рисунок 2 - Составляющие системы стимулирования экспорта

Считаем, что в части стимулирования экспорта как основного элемента внешнеэкономической деятельности Россия должна перейти от торгово-посреднической к инвестиционно-производственной модели.

Еще одной составляющей механизма стимулирования развития промышленности является привлечение макроэкономических инструментов механизма стимулирования инновационных процессов. Прямое стимулирование инновационного развития в развитых странах мира ориентировано на определение исследовательской организации и на реализацию конкретного инновационного проекта. Среди методов прямого воздействия в современных системах стимулирования используют традиционные госзаказ, целевые субсидии и систему грантов. Госзаказ становятся стимулом для важных технологических инноваций. В странах ЕС, например, объем госзакупок инновационных продуктов составляет в среднем 16% ВВП и является важным компонентом спроса в наукоемких производствах, здравоохранении, в образовательной и транспортной сферах. Значительное внимание в странах ЕС уделяют стимулированию научных разработок вузовского сектора, используя при этом систему индивидуальных и пакетных грантов. В странах ЕС в университетах осваивают от 12 до 25% государственных средств на НИОКР. В условиях глобализации механизм стимулирования инновационной активности выходит за национальные границы. Постепенно формируется наднациональный механизм управления научными исследованиями и разработками [12, с. 27].

В зарубежных странах механизм стимулирования инновационного развития насчитывает около 300 различных видов и форм стимулирования инновационной деятельности. Повышение удельного веса льгот, обеспечивающих благоприятный инновационный климат, является общемировой тенденцией. В Германии, например, соотношение прямого государственного финансирования и научных исследований и совокупности льгот за последние пятнадцать лет снизилось с 15 до 2,4. В США насчитывается более сотни льгот, активизирующих НТП. Главными положениями западной системы налогового стимулирования инновационного развития являются: поощрение внедрения реальных инноваций, предоставление льгот предприятиям и инвесторам; регулярность пересмотра льгот. В некоторых странах мира стимулы превышают инвестиции (в Австралии налоговые льготы составляют 150% инвестиций, в Бельгии -110%) [2, 3].

Опыт структурных экономических реформ позволяет говорить о том, что Россия пока не представляет серьезной конкуренции развитым странам в сфере инновационного развития, однако страна должна ориентироваться на современные мировые требования в части научно-технического уровня производимой продукции.

Уменьшение инновационной активности отечественных предприятий вызвано нехваткой собственных средств, а также большой стоимостью кредитных ресурсов. Хронический дефицит финансовых ресурсов, как на уровне хозяйствующих субъектов, так и на уровне государства, в конечном итоге привел к потере отечественного приоритета на ряд не запатентованных вовремя изобретений. Падает и общий технический уровень техники, что связано, прежде всего, с оттоком из научной сферы специалистов высшей квалификации. Происходит ежегодное сокращение численности изобретателей, авторов промышленных образцов и рационализаторских предложений. В этих условиях особо остро стоит вопрос стимулирования государством творческого поиска и охраны интеллектуальной собственности. Главную роль в этом будет играть инновационное налоговое стимулирование, которое будет осуществляться по двум направлениям: финансирование НИОКР через специальные фонды финансирования, а также путем стимулирования собственных расходов предприятий на проведение НИОКР. Стимулирование же выпуска и по-

требления инновационных продуктов следует осуществлять путем предоставления льготных ставок по НДС.

С целью перехода на инновационную модель промышленного развития в стране активизировался процесс разработки законодательно-нормативных документов по регулированию инновационных преобразований в экономике. Эти нормативно законодательные акты мы относим к институциональным инструментам механизма стимулирования развития промышленности. При этом считаем, что данных шагов недостаточно учитывая многоаспектный характер государственной политики в сфере инновационной деятельности и задач по реализации национальной промышленной политике. Речь идет о необходимости:

- осуществления перехода к новым промышленных отношениям;

- поддержки научно-исследовательских, опытно-технологических и опытно-конструкторских и других инновационных организаций;

- расширение стимулов для развертывания сетевых инновационных структур;

- содействия развитию новых форм взаимодействия науки и производства;

- разработки и реализации целевых программ;

- поддержки выполнения инновационных проектов;

- совершенствования системы стандартизации, метрологии и сертификации промышленной продукции;

- совершенствования защиты интеллектуальной собственности;

- улучшения кадрового обеспечения промышленности путем повышения квалификационного уровня работников;

- создания системы информационного обеспечения инновационных преобразований в промышленности.

Комплексность механизма стимулирования развития промышленности позволит обеспечить комплекс мероприятий кадровой политики, направленный на развитие человеческого потенциала, в частности, развитие системы повышения квалификации и переподготовки инженерно-управленческих кадров и специалистов рабочих профессий, повышение уровня социального обеспечения и заработной платы и закрепления молодежи.

Современное общество сталкивается с проблемой обеспечения экологической безопасности. Состояние экологической безопасности промышленных регионов вызывает беспокойство, в первую очередь из-за того, что тенденции к сокращению производственных мощностей предприятий, которые наблюдались в предыдущие периоды новейшей истории страны, превратились в тенденции к наращиванию производственных показателей. Конечно, эти тенденции являются положительными как для экономики, так и для общественно-политического развития государства. Однако на фоне этих положительных тенденций формируется угроза восстановления мощного уровня нагрузки на окружающую среду, что в свое время привело к возникновению критического, с точки зрения экологической безопасности, состояния некоторых регионов, что характеризуется высокой концентрацией промышленных гигантов на достаточно ограниченной территории.

В этих условиях актуализируется проблема влияния на функционирование и развитие промышленных предприятий с позиции экологизации их производственного процесса и обеспечения рационального использования природно-ресурсной базы и охраны окружающей среды.

Существующая система стимулирования охраны окружающей среды вписывается в экономический механизм рационального природопользования (рис.3).

Имеющаяся налоговая и нормативная экологическая база, основанная на системе сборов, штрафов и наказаний не создает у предприятий экономической заинтересованности в природоохранной деятельности. К тому же анализ отечественной практики хозяйствования свидетельствует о преимущественном использовании

административных инструментов управления охраной окружающей среды, которые имеют ряд недостатков, в частности: коррупционная уязвимость, завышенные требования некоторых экологических нормативов, недостаточный размер платежей за загрязнение по сравнению с нанесенными убытками, отсутствие поддержки потребителей, реализующих природоохранные мероприятия, сложная система контроля и мониторинга.

Рисунок 3 - Методы управления охраной окружающей природной среды

Сегодня система стимулирования экологизации промышленного развития должна строиться на экономических интересах природопользователей, обеспечивая при этом не только уменьшение вредного воздействия на окружающую среду, но и ресурсоемкость производственного процесса. Действующий механизм должен поддерживать экономическую заинтересованность предприятий в собственных экологических инвестициях; учитывать через систему перераспределения средств государственные долгосрочные природоохранные цели; заинтересованность в экологических капиталовложениях банков, других отечественных и зарубежных инвесторов; упрощенную систему определения величины сбора за загрязнение предприятиями окружающей среды; постепенное приближение страны по показателям удельного загрязнения окружающей среды вредными веществами к передовым промышленно развитым странам мира.

Стимулирование природоохранной деятельности промышленных предприятий должно включать систему прогрессивных экологических платежей, лизинга экологического оборудования и технологий, перестрахования экологических рисков. Кроме того, на государственном уровне необходимо: ввести льготы в части уплаты налога на добавленную стоимость (НДС) для предприятий, производящих природоохранное оборудование, а также тех, которые выполняют работы по его строительству, монтажу и обслуживанию; уменьшить базу налогообложения прибыли на 25% суммы расходов предприятий на внедрение ресурсо- и энергосберегающих технологий, выполнение природоохранных мероприятий, а также освобождения, в пределах 3% фонда оплаты труда, от налогообложения средств, направленных на оплату работ по внедрению данных мероприятий; уменьшить размер платы за их единицу на процент уменьшения предприятием материало- и энергоемкости единицы продукции относительно предыдущего года; на каждом экологически опасном предприятии необходимо открыть «эко-

логические» субсчета, которые должны использоваться только на финансирование природоохранных мероприятий; предоставить возможность предприятиям получать беспроцентные экологические кредиты.

Выводы исследования и перспективы дальнейших изысканий данного направления.

Подытоживая вышеизложенное, отметим, что инструменты и рычаги влияния механизма стимулирования развития промышленности структурируются как по уровням (национальный, отраслевой и секторальный уровни и на уровень предприятий), так и по видовому разделению инструментов, действие которых проявляется в процессе регулирования инвестиционной, инновационной, структурной, налоговой и других сопутствующих видов деятельности.

Для эффективного развития промышленного сектора на наш взгляд на государственном уровне необходимо принять следующие меры:

- провести реструктуризацию и техническое переоснащение предприятий промышленного комплекса и повысить уровень социального обеспечения их работников;

- провести институциональные преобразования предприятий отрасли;

- увеличить объем производства конкурентоспособной продукции;

- обеспечить рост доли инновационно активных промышленных предприятий и доли инновационной продукции в общем объеме реализованной промышленной продукции, что позволит значительно улучшить обеспечение растущих потребностей экономики в современных видах промышленной продукции;

- снизить энергоемкость промышленного производства;

- изменить организационную структуру промышленности путем создания высококонцентрированных интегрированных хозяйственных структур, распространения процессов диверсификации компаний, сетевой организации бизнеса, внедрения кластерной модели;

- активно развивать отраслевую науку, что создаст условия для повышения инновационного развития промышленности.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Беседин В.Ф. Региональная экономика: планирование, прогнозирование, управление. «Букинист» -1989. - 272 с.

2. A Stronger European Industry for Growth and Economic Recovery Industrial Policy Communication Update COM(2012) European Commission - р. 1-33.

3. OECD Science, Technology and Industry Outlook 2012. - OECD, OECD Publishing, 2012 - р. 160.

4. Андрианов К. Н. Промышленная политика Германии: основные аспекты и важнейшие направления / К. Н. Андрианов // Вестник МГИМО - университет. -2012. - №5(26). - С.149-154. 13.

5. Путин В.В. О наших экономических задачах / В. В. Путин // Ведомости. - 2012. - 30 января. - № 15(3029).

6. Нехайчук Д.В., Нехайчук Ю.С. Экономический потенциал региона и его влияние на инвестиционную привлекательность // Социально-экономические и правовые основы развития экономики: коллективная монография / под ред. И.В. Тропченко. Уфа. - 2015. С. 129144.

7. Нехайчук Д.В., Нехайчук Ю.С. Программно-целевой метод как инструмент осуществления успешной региональной политики // Социально-экономические и правовые основы развития экономики: Коллективная монография. - Уфа. - 2015. - С. 123-135.

8. Нехайчук Ю.С. О мерах по улучшению финансового состояния предприятий и преодолению влияния финансового кризиса на реальный сектор экономики // Научный вестник: финансы, банки, инвестиции. - 2008. - № 1 (1). - С. 24-26.

9. Нехайчук Д.В., Нехайчук Ю.С. Проектное финан-

сирование. Учебное пособие. - Симферополь: ТАРПАН.

- 2011. - 278 с.

10. Нехайчук Д.В., Нехайчук Ю.С. Роль государственно-частного партнерства в механизме государственного регулирования инвестиционного процесса // Научный вестник: финансы, банки, инвестиции. - 2013.

- № 5 (24). - С. 85-93.

11. Инновационное развитие промышленности как составляющая структурной трансформации экономики.

- К.: НИСИ. - 2013. - С. 66.

12. Report of National Agency for Technological Developement, 2013 / nif.kz.

13. Тарасов В.И. Современные парадигмы кадрового менеджмента как развитие потенциала компании // Экономика и предпринимательство. - 2015. - № 9-2. - С. 654-658.

14. Гриб С.А. Национальная промышлення политика и проблемы повышения конкурентноспособности России системе / Автореф. дис ...кан.екон. наук: 08.00.14 - М., 2007. - 20 с.

15. Сотников Д.М. Критерии выбора приоритетов государственной промышленной политики // «Весник МГУ», Серия «Экономика». - 2007. - №1. - С.51-52.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.