Научная статья на тему 'Сущность социокультурной идентичности молодежи в среде интернет-коммуникации'

Сущность социокультурной идентичности молодежи в среде интернет-коммуникации Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
770
165
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИДЕНТИЧНОСТЬ / ИНТЕРНЕТ-КОММУНИКАЦИЯ / ВИРТУАЛЬНАЯ ЛИЧНОСТЬ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Дягилева Наталья Сергеевна, Журавлева Людмила Анатольевна

Статья посвящена анализу особенностей интернет-коммуникации с позиции социокультурной идентичности молодежи. Статья содержит характеристики виртуальной личности и причины ее возникновения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Сущность социокультурной идентичности молодежи в среде интернет-коммуникации»

Вестник Челябинского государственного университета. 2009. № 42 (180). Философия. Социология. Культурология. Вып. 15. С. 152-153.

Н. С. дягилева, л. А. Журавлева

сущность социокультурной идентичности молодежи в среде интернет-коммуникации

Статья посвящена анализу особенностей интернет-коммуникации с позиции социокультурной идентичности молодежи. Статья содержит характеристики виртуальной личности и причины ее возникновения.

Ключевые слова: идентичность, интернет-коммуникация, виртуальная личность.

Возможности Интернета, такие как оперативность, быстрота и доступность связи между пользователями на дальних и близких расстояниях, позволяют использовать Интернет не только как инструмент для познания, но и как инструмент для общения. В настоящей статье Интернет предстает как особая сфера коммуникации и делается попытка проанализировать общение по электронной сети с позиции социокультурной идентичности.

Социокультурная идентичность трактуется как совокупность представлений человека

о себе и своем положении в обществе, а также связанных с этими представлениями чувств, оценок и намерений, которые формируются на основании отожествления себя с определенными культурными моделями и ролевыми функциями, с социальными институтами и отношениями. Понятие социокультурной идентичности синтезирует культурные модели и их проекцию в социальные отношения1.

Идентичность выступает определенным регулятором деятельности человека, системообразующим элементом. В зависимости от самоидентификации человека можно с той или иной степенью достоверности прогнозировать его поведение, принимаемые и отвергаемые ценности и нормы, интересы и принципы, стереотипы и установки.

Особенность молодости заключается в стремлении девушек и юношей обрести свое независимое социальное пространство, «отвоевать» возможность для проявления собственной, не навязанной извне идентичности. В случае, если ни дружеские компании, ни тем более социальные институты не позволяют в полной мере самоопределиться и самореализоваться, принципиально важным для современного молодого человека становится наличие защищенного личного пространства. Сегодня молодежь «покидает улицу», формируя совершенно новый тип молодежной «комнатной культуры»2.

Современная молодежь в своем большинстве не ограничена в ресурсах, с помощью ко-

торых она может создавать свою неповторимую версию жизненного стиля. Порождается новый тип социальной дифференциации, разрыва между теми, кто хорошо знаком с технологическими новшествами, и теми, кто не имеет к ним полного доступа. Однако даже они до какой-то степени оказываются вовлеченными в это новое пространство.

Особая роль в становлении социокультурной идентичности современной молодежи принадлежит интернет-среде и Интернету как средству коммуникации.

Можно выделить следующие особенности общения через Интернет, имеющие значение при формировании социокультурной идентичности.

1. Возможность компенсировать и нейтрализовать в ходе опосредствованного Интернетом общения те препятствия, которые нередко делают болезненными непосредственные контакты: действительные либо мнимые недостатки собственной внешности, дефекты речи (например, заикание), некоторые свойства характера (застенчивость и др.) или психические заболевания (например, аутизм). Можно предположить, что в Интернете в результате отсутствия визуализации партнеров по коммуникации друг другу теряет свое значение целый ряд барьеров общения, обусловленных социально-демографическими, антропологическими и психологическими характеристиками, которые выражены в их внешнем облике (их полом, возрастом, социальным статусом, внешней привлекательностью или непривлекательностью, характерологическими особенностями).

2. Второй особенностью общения в виртуальной реальности является анонимность. Несмотря на то, что иногда возможно получить некоторые сведения анкетного характера и даже фотографию собеседника, они недостаточны для реального и адекватного восприятия личности. Кроме того, наблюдается укрывание или презентация ложных сведений. Вследствие подобной анонимности и безнаказанности в сети

проявляется и другая особенность, связанная со снижением психологического и социального риска в процессе общения, - аффективная раскрепощенность, ненормативность и некоторая безответственность участников общения. Человек в сети может проявлять и проявляет большую свободу высказываний и поступков (вплоть до оскорблений, нецензурных выражений, сексуальных домогательств), так как риск разоблачения и личной отрицательной оценки окружающими минимален.

3. Своеобразие протекания процессов межличностного восприятия в условиях отсутствия невербальной информации. Как правило, сильное влияние на представление о собеседнике имеют механизмы стереотипизации и идентификации, а также установка как ожидание желаемых качеств в партнере.

4. Затрудненность эмоционального компонента общения, в то же время стойкое стремление к эмоциональному наполнению текста, которое выражается в создании специальных значков для обозначения эмоций или в описании эмоций словами. Физическое отсутствие участников коммуникации в акте коммуникации приводит к тому, что реальные или мнимые чувства можно не только выражать, но и скрывать.

5. Стремление к нетипичному, ненормативному поведению. Зачастую пользователи пре-зентируют себя с иной стороны, чем в условиях реальной социальной нормы, проигрывают не реализуемые в деятельности вне сети роли, сценарии ненормативного поведения.

Анонимность общения в Интернете обогащает возможности самопрезентации человека, предоставляя ему возможность не просто создавать о себе впечатление по своему выбору, но и быть тем, кем он захочет. Можно сделать вывод, что особенности коммуникации в Интернете позволяют человеку конструировать свою идентичность по своему выбору.

Действительно, в текстовой коммуникации в Интернете люди часто создают себе так называемые «виртуальные личности», описывая себя определенным образом. Виртуальная личность наделяется именем, часто псевдонимом, называемым «nick» (от «nickname» - псевдоним).

На основе анализа литературы можно выделить две группы причин создания виртуальных личностей: мотивационные (удовлетворение уже имеющихся желаний) и «поисковые» (желание испытать новый опыт как некоторая самостоятельная ценность) причины.

В первом случае создание виртуальной личности выступает как компенсация недостатков

реальной социализации. Такая виртуальная личность может существовать как «для себя», осуществляя идеал «Я» или, наоборот, реализуя деструктивные тенденции пользователя, так и «для других» - с целью произвести определенное впечатление на окружающих. Во втором случае виртуальная личность создается для расширения уже имеющихся возможностей реальной социализации, получения нового опыта.

Виртуальная личность более раскованна, является более эпатирующей и менее социально желательной по сравнению с реальным, и тем более, по сравнению с идеальным «Я».

Очевидно, что для того, чтобы конструировать виртуальные личности, нужно не только быть в принципе способным видеть себя как потенциального исполнителя различных ролей, но и хотеть исполнять эти роли. Желание конструировать виртуальные личности может быть связано с тем, что реальность не предоставляет возможностей для реализации различных аспектов «Я», или же, что действительность может быть слишком «ролевой», слишком нормативной. Это порождает у человека желание преодолеть нормативность, что ведет к конструированию ненормативных виртуальных личностей. В частности, это может проявляться в конструировании виртуальных личностей другого пола, нежели их обладатель, или вообще бесполых. В реальном обществе существуют определенные нормы, которые предписывают человеку определенного пола соответствующее этому полу поведение. В виртуальном обществе человек может быть избавлен от того, чтобы демонстрировать социально желательное для своего пола поведение, презентировавшись в сети как лицо противоположного пола.

Можно предположить, что если реальное общество ограничивает возможности самореализации человека, у него чаще появляется мотивация выхода в сеть для конструирования виртуальных личностей. Если же молодой человек имеет реальную среду для реализации различных аспектов своего «Я», мотивация конструирования виртуальных личностей у него, скорее всего, отсутствует или минимизирована.

Примечания

1 Семененко, И. С. Глобализация и социокультурная динамика : личность, общество, культура // Полис. 2003. № 1. С. 9.

2 Омельченко, Е. Смерть молодежной культуры и рождение стиля «молодежный» // Отечеств. зап. 2006. № 3.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.