Научная статья на тему 'Стратегии информационно-коммуникативного поведения молодых людей-участников интернет-сообществ в Белгородской области'

Стратегии информационно-коммуникативного поведения молодых людей-участников интернет-сообществ в Белгородской области Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
449
86
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕРНЕТ-СООБЩЕСТВО / ИНФОРМАЦИОННОКОММУНИКАТИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / САМОРЕГУЛЯЦИЯ / МОЛОДЕЖЬ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Гордилов А. В.

Статья посвящена исследованию особенностей информационно-коммуникативного поведения молодежи в интернетсообществах и способов активизации субъектных механизмов в регулировании отношения «молодежь – интернет-сообщество» с целью обеспечения эффективного участия молодежи в процессах развития информационного общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Стратегии информационно-коммуникативного поведения молодых людей-участников интернет-сообществ в Белгородской области»

УДК 316. 775-0536 : 004. 738. 6 (470. 325)

СТРАТЕГИИ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ МОЛОДЫХ ЛЮДЕЙ-УЧАСТНИКОВ ИНТЕРНЕТ-СООБЩЕСТВ В БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

А.В. ГОРДИЛОВ А

Белгородский государственный национальный исследовательский университет

e-mail: a.v.gordilov@gmail.com

Статья посвящена исследованию особенностей информационно-коммуникативного поведения молодежи в интернет-сообществах и способов активизации субъектных механизмов в регулировании отношения «молодежь - интернет-сообщество» с целью обеспечения эффективного участия молодежи в процессах развития информационного общества.

Ключевые слова: интернет-сообщество, информационно-коммуникативное поведение, саморегуляция, молодежь.

Современное поколение российской молодежи формируется в условиях становления информационного общества, с которым связаны процессы ускорения темпа жизни, разрушения традиционных институциональных механизмов социальной регуляции, отмирания старых образцов поведения. Их место занимают новые механизмы, изучение которых представляет научную ценность. Поведение молодежи попадает в поле зрения государственной политики, поскольку «сегодняшней молодежи предстоит жить и действовать в условиях усиления глобальной конкуренции, возрастания роли инноваций и значения человеческого капитала как основного фактора экономического развития»1. Однако в настоящее время все усилия вовлечь молодежь в развитие общества и решение собственных проблем не дают ощутимых результатов (только 2,7 процента молодых людей принимают участие в деятельности общественных организаций, доля участвующих в жизни общества молодых людей не превышает 7%). На этом фоне наблюдается тенденция массового «исхода» молодежи в пространство электронной виртуальной реальности - социальные сети (интернет-сообщества). В социальных сетях сегодня зарегистрированы 82% пользователей Интернета. Типичным пользователем социальных медиа является молодой человек в возрасте 18-24 лет (96%), обеспеченный (87%), проживающий в Москве и Санкт-Петербурге (94%). Согласно статистике, самые популярные социальные сети Рунета - это «Одноклассники» (ими пользуются 73% пользователей интернета), «Вконтак-те» (62%), третье место занимает сеть «Мой мир» (31%), при этом увеличивается аудитория зарубежных сетей «Facebook» и «Twitter», а доля пользователей остальных сетей не превышает 6% 2.

Эти интернет-сообщества - относительно неустойчивые группы людей, взаимодействующих посредством системы интернет-коммуникаций, обеспечиваемых службами сети Интернет, обладающих общностью интересов и осуществляющих совместную деятельность в виртуальном пространстве. Интернет-сообщества образуют два типа реальных общностей и групп: общности, сформированные в реальной жизни, и виртуальные общности, объединяющие незнакомых людей на основе общей идеи или цели. Смысл интернет-сообществ, представленных на сайтах, форумах, блогах, состоит в том, чтобы удовлетворять групповые и личные интересы и потребности пользователей, предоставлять им возможность для коммуникации и обмена информацией 3.

Однако это информационно-коммуникативное взаимодействие пока недостаточно исследовано средствами социологии. Данное обстоятельство объясняется тем, что

1 Молодежная политика в Российской Федерации. Доклад. Июнь, 2009 г. // Государственный Совет РФ, 26 Февраль 2010. Стратегия государственной молодежной политики в РФ до 2016 года.

2 Россияне «в сети»: рейтинг популярности социальных медиа. Пресс-выпуск. №1951. 13.02.2012. [эл. ресурс] URL: http:// www.wciom.ru

3 Богданов Д. В. Социальные функции Интернета // Вест. Нижегор. ун-та им. Н. И. Лобачевского. Сер.: Социальные науки. 2011. № 1 (21).

данный социальный процесс не приобрел еще статуса всеобщности, необходимого для его категориального осмысления. Вместе с тем, анализ исследований виртуального общения (электронной коммуникации) помогает понять, что делает интернет-среду привлекательной для молодежи.

Привлекательность интернет-сообществ непосредственно связана с возможностью удовлетворения потребностей в свободе и независимости, в самовыражении и самоутверждении, в принадлежности к группе сверстников, в ярких впечатлениях и положительном подкреплении, которые являются новообразованиями юношеского возраста. Особенно привлекательна для молодежи возможность конструировать идентичность по своему выбору. Одновременно с конструированием собственной виртуальной личности молодой человек создает образ желаемого собеседника - «друга», который он домысливает, ориентируясь на собственные ожидания. «Интенцией к созданию виртуальной личности, может служить неудовлетворенность реальной жизнью (попытка «прожить» другую, лучшую жизнь), пресыщенность реальной жизнью, желание получить новые ощущения, потребность в конструировании иной - символической реальности для творческого самовыражения, конспирация (желание скрыть информацию о себе от широкой общественности или донести до нее достоверные факты инкогнито)»4.

Специфика общения в интернет-сообществах определяется принципом строящихся взаимодействий, свободой вступления и выхода из состава сообщества, выбора времени и объема участия в коммуникационных процессах, не предполагающей ответственности за свои действия и видимого социального контроля. В пространстве виртуального общения нет ограничений, сформированных традиционными социальными нормами, - «это мир, лишенный социального порядка в традиционном его понимании»5. Это обусловливает чувство свободы и независимости, востребованное в молодом возрасте.

Исследования интернет-коммуникаций студенческой аудитории показывают, что для многих привлекательными являются такие особенности, как анонимность, отсутствие временных и пространственных ограничений, отсутствие визуального контакта, возможность обманывать и обсуждать откровенные темы, простота общения, полная свобода, отсутствие моральных норм и обязательств6. Представляется, что эти особенности характерны не для всех социальных сетей. Например, в БасеЪоок многие пользователи знают друг друга, кроме того, там созданы страницы многих политиков, чиновников, деятелей культуры. Таким образом, интернет-сообщества являются средством информационно-коммуникативного взаимодействия, идентификации и позиционирования молодёжи в виртуальном пространстве.

Вместе с тем, рассмотренные выше блага и свободы, делающие понятной непреодолимую тягу молодежи к интернет-сообществам, могут оборачиваться видимостью, иллюзией. Это связано с тем, что интернет-сообщество как виртуальная среда общения характеризуется специфическими свойствами, прежде всего, нематериальностью воздействия: когда изображаемое производит эффекты, характерные для вещественного. Виртуальная среда отличается условностью параметров, ее объекты искусственны и изменяемы; эфемерностью, поскольку свобода входа/выхода обеспечивает возможность прерывания и возобновления существования7.

Неконтролируемый процесс освоения молодежью интернет-сообществ оборачивается угрозой безопасности личности: «расширением возможностей манипулирования сознанием человека, информационной перегрузкой, ростом интернет-зависимости и развитием форм психосоциальной депривации»8. В итоге, сложилась ситуация, при которой

4 Силаева В. Л. Интернет как социальный феномен // Социологические исследования. 2008. № 11. - C. 102.

5 Владимирова Т. В. Сетевые коммуникации как источник информационных угроз // Социс. 2011. № 5. - С. 123 - 129.

6 Личность и межличностное взаимодействие в сети Internet. /Под ред. В.Л. Волохонского, Ю.Е. Зайцевой, М.М. Соколова. СПб.: Издательство СПбГУ, 2006.

7 Иванов Д.В. Феномен компьютеризации как социологическая проблема. Информационное общество: фантом постиндустриальной эры. URL: http://www.follow.ru/article/117

8 Владимирова Т. В. Сетевые коммуникации как источник информационных угроз // Социс. 2011. № 5. - С. 123 - 129.

Серия Философия. Социология. Право. 2012. № 2 (121). Выпуск 19

целое поколение молодежи не участвует в жизни страны и решении собственных проблем и «уходит» от решения проблем в виртуальную социальную реальность. Поэтому знание реальной картины того, что происходит в интернет-сообществах, анализ и понимание особенностей информационно-коммуникативного поведения белгородской молодежи позволяет делать обоснованные прогнозы ее социального развития.

Под информационно-коммуникативным поведением молодежи интернет-сообществах понимаются осознанные и неосознанные действия молодых людей как участников интернет-сообществ, являющиеся следствием реализации их потребностей, интересов и функциональных ролей, ориентированных на адаптацию и реализацию своего личностного потенциала в интернет-сообществах. Оно регулируется с помощью психологических (мысли, чувства человека, отражающие действительность, воля, направляющая его поведение) и социальных регуляторов (социальные институты, нормы, ценности, ожидания, образцы поведения), а также специфической системы регуляторов, созданных интернет-сообществами.

Мы предполагаем, что информационно-коммуникативные потребности и интересы не осознаются учащейся молодежью в полной мере, не выступают предметом ее рефлексии, что делает проблематичным саморегуляцию ее поведения в интернет-сообществах. В ходе социологического исследования особенностей информационно-коммуникативного поведения учащейся молодежи Белгородской области, проведенного в мае-июне 2011 г. (N=706), решались следующие задачи: уточнить мотивы, побуждающие молодых людей к установлению контактов в интернет-сообществах; определить степень информированности учащейся и студенческой молодежи об опасностях и угрозах общения в интернет-сообществах; выявить способы поведения молодежи в ситуации интернет-зависимости и другие. Эмпирическое исследование показало значительную степень ее вовлеченности в Интернет и интернет-сообщества: 97,6% опрошенных молодых белгородцев являются пользователями Интернета, а 88,8% - участниками интернет-сообществ. Данные социологического опроса среди учащейся молодежи и экспертов, работающих с учащейся молодежью Белгородской области, позволяют понять особенности информационно-коммуникативного поведения молодых белгородцев.

По мнению экспертов - специалистов по работе с молодежью в сфере образования, управления молодежной политики, в религиозных организациях, психологических службах г. Белгорода, - молодежь не осознает опасности интернет-зависимости, виртуализации общения, деструктивной информации, подрывающей основы духовного развития личности. Эксперты считают, что основной мотив, побуждающий молодых людей к общению в интернет-сообществах, - это способ «убить время». Стремление молодежи объясняется специалистами также желанием принадлежать к группе единомышленников и уйти от одиночества. Действительно, помимо чата, интернет-сообщества существуют как профессиональные сети, сообщества по интересам, неформальные организации молодежи, что определяет различные стратегии поведения.

Как показал опрос самой учащейся молодежи, к Интернету молодежь обращается с целью общения в социальных сетях (74,6%), с познавательной целью - поиск научной (учебной) информации и новостей (70,4% и 25,1%), а также с развлекательной целью -компьютерные игры, скачивание музыки и видеофильмов (11,6%, 56,2% и 35,6%). Как правило, обращаться к интернет-сообществу побуждает решение деловых вопросов и обмен информацией. Для каждого третьего молодого человека интернет-сообщество - это желание и способ познакомиться с кем-нибудь.

Для каждого пятого респондента побудительным мотивом выступает потребность в принадлежности к группе единомышленников, а для определенной части молодежи (37,4%) - это просто способ «убить время» (проведение досуга такое же число респондентов связывают с «сидением за компьютером»). Обращает на себя внимание, что для каждого десятого основным мотивом, побуждающим к общению в интернет-сообществах, выступает «потребность в самореализации, быть таким, какой есть на самом деле» (13,7%).

Анализируя мотивационную сферу поведения молодых участников интернет-сообществ, можно заключить о естественном характере социальных потребностей молодых людей, которые ничем не отличаются от мотивов социального поведения в реальной

жизни. Привлекательность интернет-общения респонденты связывают с быстротой и доступностью связи с нужным человеком, помощью в решении информационных и жизненных вопросов, лишь 5,4% опрошенных привлекает анонимность. В целом, это подтверждает представление об Интернете как новом средстве массовой коммуникации.

Осведомленность молодежи о проблемах электронной коммуникации и способах их решения предопределяет ее способность регулирования информационно-коммуникативного взаимодействия в интернет-сообществах. Часть респондентов считают основной проблемой зависимость от общения в Интернете (42,1%). Интернет-зависимое поведение рассматривается как нарушения поведения в виде повторяющихся поступков без ясной рационализации мотивации, которые противоречат интересам самого пользователя и других людей. По сравнению с алкогольной и наркотической зависимостями, данная аддикция в меньшей степени вредит здоровью молодого человека - ее последствия в большей степени связаны с осложнением отношений с окружающими (между родителями и детьми, супругами, друзьями).

Молодежь также выделяет проблемы морального характера - возможная нечестность собеседника (37,1%), взлом аккаунта (пароля личной страницы) и киберхулиганст-во (35,3% и 21,9%). Такого рода действия нарушают нормы, как привнесенные из реального социума, так и выработанные в интернет-сообществах. Они характеризуют асоциальный тип информационно-коммуникативного поведения и свидетельствуют о серьезном сбое в его регулировании.

Примерно треть опрошенных беспокоит слэнг - искажение и потеря словарного потенциала (32,4%). Отличительной особенностью взаимодействия личностей в интернет-сообществах является использование специфических языков интернет-общения, например, акронимов - символьных сокращений целых фраз и предложений. Стандартность построения фраз, использование небольшого числа слов, речевых оттенков и синонимов задают новый, «сетевой» стиль восприятия, передачи информации, в конечном счете, определяют особый стиль мышления субъекта. Осознание этой проблемы молодежью представляет собой важный шаг на пути ее решения.

Навязывание сомнительной информации рассматривают как проблему интернет-общения 27,8% респондентов и примерно столько же видят проблему в самоизоляции от реальности и от самого себя (утрата личностной идентичности) (26,6%). Неспособность распознавать деструктивную информацию характеризует манипулятивный (или программированный) тип поведения - действия человека, регулируемые деформированным сознанием вследствие внешнего разрушительного воздействия информации на психику, подмены в сознании одной социальной информации, отражающей потребности конкретного индивида, другой, отражающей интересы внешнего источника. Таким образом, перечисленные выше действия пользователей Интернета рассматриваются респондентами как не соответствующие нормам морали и права, представляющие угрозу для социального и духовного развития личности.

Результаты исследования показывают, что белгородская молодежь распознает опасность интернет-зависимости и понимает ее причины. Большинство белгородцев (52,1%) считает, что интернет-зависимое поведение является следствием ухода человека от реальных трудностей жизни и неумением молодежи организовать свой досуг. Треть респондентов связывают компьютерную зависимость с влиянием сверстников, «модой» на сидение в чате (33%).

Примерно треть опрошенных усматривает причину в отсутствии контроля со стороны взрослых - учителей, родителей (27,8%). Однако запреты взрослых не могут обезопасить подростков от негативного влияния Интернета, наоборот, они могут спровоцировать естественное любопытство. Незначительное число респондентов указывает на «не-сформированность механизмов саморегуляции своего поведения» (14,7%) и «узость интересов» (15,6%).

Способность к распознаванию угроз и опасностей интернет-сообществ, в большей степени характерна для мужчин (17,9%), чем для женщин (11,8%). Она повышается с возрастом: так, в возрасте 16-19 лет она составляет 16,2%, повышаясь к 20-25 годам до 33,3%. Зависит данная способность и от образования: чем выше образовательный уровень респондентов, тем больше они способны к распознаванию угроз и опасностей виртуальной среды.

Вместе с тем, способность распознавать и предвидеть возможные риски сама по себе не гарантирует выбора оптимального действия из множества возможных, важную роль играют упреждающие действия. Так, в ситуации столкновения с компьютерной зависимостью важно, какие варианты поведения окажутся для молодежи более предпочтительными. Выбор поведенческих стратегий в ситуации компьютерной зависимости, сделанный респондентами, представлен на диаграмме, из которой следует, что при достаточной информированности и осведомленности о компьютерной зависимости лишь 2,8% респондентов выбрали вариант «Обращусь за помощью».

Как Вы поступите, если почувствуете, что «подсели» на общение в Интернете?

34,56% 0%

33,(

12,83% 4,45% 46%

113

10,99% ^0,71%

0,00% 5,00% 10,00% 15,00% 20,00% 25,00% 30,00% 35,00% 40,00%

□ 1. Попытаюсь заняться повседневными делами и отключу компьютер

□ 2. Ограничу время общения в Интернете

□ 3. Обращусь за помощью

□ 4. Не буду включать компьютер несколько дней, использую другие формы связи со знакомыми

□ 5. Ничего не буду предпринимать

□ 6. Другое

□ 7. Нет данных_

Респондентам также было предложено ответить на вопрос, к кому они обратятся за помощью в сложившейся ситуации. Обращает на себя внимание, что значительная часть молодых людей ответила: «Справлюсь сам» (45,7%). Показательно, что почти половина лиц, давших такой ответ, проводит в сети от 6 до 10 часов в сутки. С одной стороны, это свидетельствует о недооценке ситуации, связанной с интернет-зависимостью, с другой - отражает растущую индивидуализацию современной молодежи, связанную с рыночными механизмами развития современного общества.

Таким образом, значительная часть учащейся молодежи проектирует активную стратегию действий: в первом случае будет решать проблему интернет-зависимости самостоятельно - волевым порядком регулировать свои отношения с компьютером; во втором случае - обратятся за помощью, примечательно, что вначале к друзьям, затем - к родителям и только после этого - к психологу и врачу (невропатологу) (28,2%).

При этом 27,4% молодых людей будет придерживаться пассивной стратегии - ничего не станут предпринимать, а 45,7% респондентов не будут даже обращаться за помощью - «справятся сами». Однако, как показывает мировая практика, в частности, в КНР и Южной Корее, где проблема интернет-зависимости приобрела особый размах, большинство людей не может самостоятельно выйти из данного состояния. Для интернет-зависимых создаются специальные трудовые лагеря, в которых психологическая помощь и терапевтическое лечение соединяется с военными играми и строгой дисциплиной. А для того, чтобы научиться сокращать время пребывания в сети Интернет, в Лондоне для интернет-зависимых разработаны специальные программы групповой или индивидуальной терапии9.

9 Исакова Т. А. Интернет-зависимость как новый феномен современного мира: сущность и проблемы: аналитический доклад; под общ. ред. Д. В. Дубова. К.: НИСИ, 2011.

Способы сохранения своей идентичности часть молодежи предпочитает искать в реальности, но не виртуальной, мнимой, а в подлинной, настоящей. Значительная часть респондентов считает, что для этого надо иметь интересное дело, увлечение, работу (56,7%) и не терять чувства реальности (53%). Чтобы сохранить себя в виртуальном сообществе, надо иметь прочные идеалы и ценности, убеждения, сформированные в реальной жизни (38,1%) и хороших, верных друзей (34,4%). Мало кто из молодых людей понимает, что для реальной жизни важно сформировать свою «Я-концепцию», повышать свою психологическую культуру. Незначительная часть молодежи считает важным вовремя предпринять упреждающие действия - знать об угрозах и опасностях общения в Интернете, овладеть способами психологической защиты.

Однако информация о негативном влиянии интернет-сообществ не интериоризует-ся, не соотносится молодым человеком с самим собой и поэтому не становится основой для регуляции своего поведения. Так, знание о существовании интернет-зависимости не избавляет молодых респондентов от непреодолимой тяги к Интернету - 20,7% опрошенных сами столкнулись с этим видом аддиктивного поведения, а еще 46,2% респондентов сталкивались с проявлениями компьютерной зависимости у своих знакомых. Распознавание угрозы контента с сомнительным содержанием для духовного развития личности не мешает 10% респондентов полностью доверять информации, циркулируемой в Интернете. Отдавая себе отчет в возможной нечестности собеседника, 5,4% респондентов, тем не менее, используют Интернет в качестве способа знакомства с анонимным собеседником.

Согласно результатам исследования, с интернет-сообществом («Одноклассники», «Вконтакте», «Мой мир» и другие) себя идентифицируют 34, 7% молодых людей. Виртуальная идентификация не имеет устоявшихся механизмов, поэтому она не является такой «строгой» как реальная и часто выступает как условная идентификация. Способность же конструирования своего виртуального образа (имиджа) в разумных пределах может компенсировать неудовлетворенную потребность в самовыражении в реальной жизни и, при условии перенесения полученного виртуального опыта в практику реального общения и самореализации, может быть весьма полезной для развития творческих способностей.

Таким образом, анализ результатов проведенного исследования позволяет сделать ряд выводов о специфике информационно-коммуникативного поведения учащейся молодежи в интернет-сообществах:

1. Стратегии информационно-коммуникативного поведения учащейся молодежи в интернет-сообществах отличаются достаточно неустойчивой позицией молодежи, поскольку знание об опасностях и угрозах интернет-общения является для части молодежи безличным, отвлеченным и не трансформируется в готовность действовать определенным образом. Эксперты однозначно утверждают, что молодежь не осознает опасности интернет-зависимости, виртуализации общения, деструктивной информации, подрывающей основы духовного развития личности.

2. Противоречивость установок молодежи проявилась и в том, что, признавая значительное влияние интернет-сообществ на жизнь и развитие личности, большинство молодых людей считают, что на них оно не распространяется. Это говорит о том, что молодежь не в полной мере определилась с тем значением, которое имеет для нее интернет-общение. Не случайно эксперты убеждены, что основным мотивом интернет-общения для молодежи является способ «убить время».

3. Часть учащейся молодежи не готова к саморегуляции информационно-коммуникативного поведения в интернет-сообществах, так как молодые участники интернет-сообществ не обладают необходимым уровнем рефлексии и самосознания, например, идентифицируя себя с интернет-сообществом. Это может свидетельствовать о нарушении критического отношения к самому себе и своим поступкам, снижении уровня рационального контроля.

4. Проектируя возможные риски, в частности, попадание в ситуацию интернет-зависимости, молодые люди не продемонстрировали способность к выбору оптимальных вариантов поведенческих стратегий. Можно утверждать, что на сегодняшний день они недооценивают опасность, связанную с интернет-зависимостью, и не умеют ее упреждать.

5. В перспективе модификация информационно-коммуникативного поведения молодежи в интернет-сообществах может происходить в двух направлениях: первое - по

Серия Философия. Социология. Право. 2012. № 2 (121). Выпуск 19

пути сужения сферы сознания и утраты рациональности и целенаправленности поведения; второе - по пути расширения сферы сознания, за счет включения в нее архаичного, пред- и пост-рационального мышления, структур группового и человеко-машинного интеллекта. Задача первостепенной важности - обеспечить «перенос» виртуального опыта, приобретенного в интернет-сообществах, в реальную деятельность, для решения практических задач, главной из которых является самореализация и самоутверждение молодежи в реальной жизни, совпадающая с преобразованием реальных социальных отношений и социальным развитием общества. Это потребует от молодежи высокого уровня процессов моделирования, целеполагания, планирования и контроля.

В трансформирующемся обществе саморегуляция и рационализация выступают необходимыми условиями адаптации молодежи к изменяющейся социальной среде, выстраивания жизненной траектории. Субъектная регуляция отражает «способность активно и автономно существовать и действовать в изменяющемся обществе и рассматривается как «способность оптимального выбора в ситуациях неопределенности»10. Исходя из вышесказанного, под саморегуляцией информационно-коммуникативного поведения молодежи в интернет-сообществах понимается деятельность, направленная на предупреждение и преодоление личностных отклонений, то есть того, что индивид принимает для себя как должное и желательное, в соотнесении с нормой, в качестве которой может выступать представление личности о роли и значении информации и коммуникации в личной жизни, или модели самореализации своего потенциала в интернет-сообществе с учетом возможных рисков. Очевидно, что молодое поколение нуждается в научно обоснованной поддержке ее стремлений. Данное обстоятельство актуализирует необходимость разработки и внедрения технологии саморегуляции информационно-коммуникативного поведения учащейся молодежи, результатом которой должна стать устойчивая диспозиционная готовность молодежи к саморегуляции в целях предупреждения виртуализации сознания и интернет-зависимости.

Институциональной основой саморегуляции поведения молодежи в интернет-сообществах являются федеральное и региональное законодательство, политика в сфере молодежной культуры, а также программы, регулирующие отношения, связанные с защитой детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию. При этом, главным условием перевода внешних норм и предписании во внутреннюю основу действий личности выступает пример взрослого человека, реализующего в своем поведении данные правовые нормы и установления. Обобщая опыт информационной политики в области информационной безопасности и культуры, нельзя не заметить, что внимание акцентируется на внешних механизмах регуляции, и практически не видна роль молодежи в создании «чистого Интернета». Очевидно, предпосылкой активного участия молодежи в информационной молодежной политике является базовая культура личности молодого человека, которая недостаточно эффективно формируется средствами гуманитарного образования: молодежи необходимы помощь в определении смысла жизни и содействие формированию самосознания, профессиональной «Я-концепции», ценностного отношения к жизни, потребности в ее проектировании и реализации, что составляет основу ее саморегуляции и самореализации.

Профилактика как способ саморегуляции информационно-коммуникативного поведения молодежи в интернет-сообществах, организуется системой образования, культуры и средствами массовой информации. Как показали результаты исследования, основным недостатком в их деятельности является неразработанность технологий предупреждения негативных последствий виртуального общения. Образовательное направление профилактики характеризуется недостаточной реализацией в учебном процессе концепции медиаобразования, целью которого является формирование информационной культуры учащейся молодежи, способности не только распознавать угрозы и опасности общения в интернет-сообществах, предвидеть негативные последствия, но и предупреждать их. Практически никто не занимается обучением молодежи навыкам безопасного пользования Интернетом и конструктивного поведения в ситуации интернет-

10 Зубок Ю. А. Саморегуляция и рационализация в условиях трансформирующегося общества // Современная российская молодежь. Белгород: Изд-во БелГУ, 2007. - С. 98.

зависимости. В системе профилактики существенную роль играет физическая культура, которая является важнейшим средством самореализации и самооценки, формирования способности к волевым усилиям, к волевому управлению своей личностью. Нуждается в расширении социальное пространство для реального общения учащейся и студенческой молодежи в свободное от учебы время на базе образовательных учреждений, для удовлетворения коммуникативных потребностей и потребности в самовыражении.

Сфера культуры недостаточно эффективно осваивает Интернет - доля контента культурного характера в Интернете не превышает 0,5%. Это делает актуальной задачу наполнения Интернета культурным контентом, которая должно решаться на принципах социального партнерства государства, молодежных организаций, бизнеса, негосударственных и общественных структур. Целесообразно привлечение молодежи к созданию библиотечных веб-сайтов, формирование дизайна сайта посредством опроса молодых библиотечных пользователей и консультаций с членами групп чтения по поводу их читательских предпочтений и контента сайта. Использование идей молодежи при создании библиотечного сайта обеспечивает его популярность среди молодых пользователей, возможность обратной связи с подростками11 и, в конечном счете, вовлечение их в конструктивную, инновационную деятельность в виртуальной реальности.

Что касается деятельности СМИ, то до сих пор не отлажена практическая деятельность экспертных Советов на предмет выявления в печатных и медийных материалах информации сомнительного содержания. Необходимо создание сети электронных молодежных СМИ и привлечение молодежи, молодежных сообществ к наполнению Интернета культурным контентом. Примером такой практики в Белгородской области может служить проект «Белгородская региональная информационная сеть «Новый взгляд» для участия молодежи в поиске и популяризации актуальных ценностей. Он призван развивать системы информирования по важным для молодежи вопросам, формировать позитивный образ успешного молодого россиянина. В формирующейся системе электронных молодежных СМИ, представленной информационной сетью «Новый взгляд», молодежным информационным агентством «Медиатрон», молодежной студией региональной телерадиокомпании «Мир Белогорья», сайтом областного управления по делам молодёжи www.portal-31.ru, молодежь должна занять свое законное место. Представляется, что Интернет с помощью молодежи превратится в перспективе в современный инструмент реализации Государственной молодёжной политики.

Существенным фактором формирования внутренних механизмов саморегуляции информационно-коммуникативного поведения молодежи выступает контроль родителей и информационная культура семьи. Родители в первую очередь ответственны за то, какое отношение сформировано у молодого человека к получаемой из Интернета информации, особенно, если подросток отдает предпочтение виртуальной реальности перед реальной жизнью с ее правами, обязанностями и ответственностью. Конечным результатом семейного воспитания должна стать устойчивость личности, ее способность к самоопределению и самоконтролю.

В заключение следует отметить, что в современных условиях механизмы саморегуляции молодых людей-участников интернет-сообществ невозможно сформировать административными методами, но целесообразно создавать в реальной жизни такие условия, которые делали бы реальную жизнь более привлекательной, чем виртуальная реальность.

1. Молодежная политика в Российской Федерации. Доклад. Июнь, 2009 г. // Государственный Совет РФ, 26 Февраль 2010.

2. Россияне «в сети»: рейтинг популярности социальных медиа. Пресс-выпуск. №1951. 13.02.2012. URL: http:// www.wciom.ru

3. Богданов Д. В. Социальные функции Интернета // Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. Серия Социальные науки. 2011. № 1 (21). С. 114-120.

Список литературы

11 Янков А. В. Поведение молодежи в сети (по материалам интернет-источников). URL: http://vmo.rgub.ru/foreign/review/teen_act.php

Серия Философия. Социология. Право. 2012. № 2 (121). Выпуск 19

4. Силаева В. Л. Интернет как социальный феномен // Социологические исследования. 2008. № 11. C. 101-107.

5. Владимирова Т. В. Сетевые коммуникации как источник информационных угроз // Со-цис. 2011. № 5. С. 123 - 129.

6. Личность и межличностное взаимодействие в сети Internet. /Под ред. В.Л. Волохонско-го, Ю.Е. Зайцевой, М.М. Соколова. СПб.: Издательство СПбГУ, 2006.

7. Иванов Д.В. Феномен компьютеризации как социологическая проблема. Информационное общество: фантом постиндустриальной эры // Проблемы теоретической социологии. Вып. 3. СПб.: Издательство Санкт-Петербургского университета, 2000. URL: http://www.follow.ru/article/117

8. Исакова Т. А. Интернет-зависимость как новый феномен современного мира: сущность и проблемы: аналитический доклад; под общ. ред. Д. В. Дубова. К.: НИСИ, 2011. 47 с.

9. Зубок Ю. А. Саморегуляция и рационализация в условиях трансформирующегося общества // Современная российская молодежь: от стихийной самоорганизации к целенаправленному формированию субъектности : материалы Всерос. науч.-практ. конф. (г. Белгород, 27-29 марта, 2007 г.); под ред. д-ра социол. наук, проф. Л. Я. Дятченко. Белгород: Изд-во БелГУ, 2007. С. 97 - 101.

10. Янков А. В. Поведение молодежи в сети (по материалам интернет-источников). URL: http://vmo.rgub.ru/foreign/review/teen_act.php

STRATEGY OF INFORMATION-COMMUNICATIVE OF YOUNG PEOPLE BEHAVIOUR -PARTICIPANTS OF INTERNET COMMUNITIES IN THE BELGOROD REGION

Belgorod National Research University

A.V. GORDILOV

The article is devoted to research of features of information-communicative behavior of youth in Internet communities and activization ways of subject mechanisms in relation regulation «youth - Internet community» for the purpose of effective participation maintenance of youth in development of an information society.

e-mail:

a.v.gordilov@ gmail.com

Key words: Internet community, information-communicative behavior, self-control, youth.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.