Научная статья на тему 'Влияние социальной сети Интернет на развитие социальной активности молодежи'

Влияние социальной сети Интернет на развитие социальной активности молодежи Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
3910
347
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОЛОДЕЖЬ / СОЦИАЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ / ИНТЕРНЕТ / СОЦИАЛЬНАЯ СЕТЬ / СЕТЕВЫЕ СООБЩЕСТВА ИНТЕРНЕТ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Асеева О. В.

В статье рассматривается взаимосвязь социальной активности молодежи и сетевых сообществ Интернет. На основе проведенного социологического исследования автор выделяет особенности формирования, ценности, взгляды и убеждения, влияющие на развитие социальной активности молодежи в сетевых сообществах Интернет.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Влияние социальной сети Интернет на развитие социальной активности молодежи»

УДК 316.33

ВЛИЯНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ СЕТИ ИНТЕРНЕТ НА РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ МОЛОДЕЖИ

О.В. АСЕЕВА

Белгородская государственная сельскохозяйственная академия им. В.Я. Горина

e-mail: as_ola@mail.ru

В статье рассматривается взаимосвязь социальной активности молодежи и сетевых сообществ Интернет. На основе проведенного социологического исследования автор выделяет особенности формирования, ценности, взгляды и убеждения, влияющие на развитие социальной активности молодежи в сетевых сообществах Интернет.

Ключевые слова: молодежь; социальная активность; Интернет; социальная сеть; сетевые сообщества Интернет.

В течение последних десятилетий развитие отечественной и зарубежной социологии акцентирует внимание на исследованиях молодежи. В центре изучения оказались наиболее актуальные ее проблемы, поскольку молодежь стала одним из важнейших субъектов потребления. От ее политических, культурных, экономических выборов во многом зависит благополучие всего общества. Новые, не вписывающиеся в традиционный уклад практики, проявления иной индивидуальной и групповой идентичности молодежи воспринимаются как угроза стабильности существованию социума в целом. Поэтому ее изучением сегодня занимаются различные исследовательские центры в России и за рубежом. Проводимые исследования анализируют молодежные культурные практики и социальную активность, на их основе делается разработка прогнозов поведения различных групп, разрабатываются нормативные акты, учитывающие эти тенденции. Основной задачей научных изысканий является поиск причин и факторов, определяющих экстремистскую направленность активности молодежи.

Появление новых молодежных практик связаны, прежде всего, с изменением культурного пространства, с развитием информационных полей (медиа, реклама, видео, Интернет), с возникновением нового качества социальной коммуникации, стремительным образом трансформирующего институты современного общества, что обусловливает новые темы в исследованиях молодежи. Развитие сети Интернет привело к созданию виртуального пространства, обозначившего зарождение новых культурных идентичностей. Для молодежи, оно стало территорией, где апробируются новые культурные практики, новые типы общения, новые типы сообществ. В фокус исследовательского анализа из них, как правило, попадают наиболее агрессивные, девиантные виды и проявления. В то же время, значения новых практик, вызванных появлением Интернет, мало изучены и представления о жизненном укладе молодежи оказываются урезанными, что делает актуальным тему исследования социальной активности молодежи в социальной сети Интернет.

Социальная активность реализуется в мировоззрении и деятельности субъекта, т.е. эти категории соотносятся как целое к части. Подобный подход характерен для исследований С.А. Потаповой, которая определяет социальную активность как «социально-психологическую, ценностную, профессиональную установку субъекта, реализуемую в его деятельности»1.

Социологический словарь трактует социальную активность как меру социальной преобразующей деятельности молодежи, основанной на осознании внутренней необходимости действий, цели которых определяются общественными потребностями2.

Следует отметить, что движущим фактором социальной активности являются не все потребности, а лишь те из них, удовлетворение которых имеет социальное значение,

1 Потапова С.А. Социальная активность студенческой молодежи современного молодого города (на материалах г.Нижнекамска). - СПб.: Изд-во «Инфо-да». 2005.

2 Джери Д., Джери Д. Большой толковый социологический словарь: основные термины и понятия по социологии. В 2 тт: Т. 2: П-Я (пер. с англ. Марчук Н.Н.).Изд-во: Вече.АСТ. - 2001. - С. 67.

затрагивает общественные интересы. Отсюда, социальная активность - сознательная, самостоятельная деятельность, направленная на удовлетворение собственных потребностей личности и решение общественно значимых задач.

Социальная активность молодежи специфическим образом мотивирована. В структуре мотивов социальной активности выделяются три подструктуры: подструктура потребностей, подструктура внутреннего контроля, подструктура целей. Эти подструктуры состоят из различных мотивационных компонентов, обусловливающих социальную активность молодежи.

С.В. Тетерский рассматривает социально активную личность через качества, направленные на себя (целеустремленность, настойчивость, активность, любознательность, самостоятельность и др.), направленные на общество (лидерство, динамичность, мобильность, оригинальность, общительность, коллективизм и взаимопомощь, восприимчивость к новому и креативность), а также качества, направленные на государство (ответственность, включенность в политическую практику и публичное поле и др.)3. Интегральным качеством личности при этом выступает инициативность.

Европейская традиция связывает социальную активность молодежи, прежде всего, с мобильностью и участием молодых граждан в общественной жизни на местном и региональном уровне. Сфера проявления социальной активности может быть совершенно разная, главное - чтобы молодые люди имели право высказать свое мнение в процессе принятия решений, затрагивающих их интересы. Это может касаться социальной сферы, образования, спорта, культуры, трудоустройства, жилья, развития транспорта, вопросов здоровья, гендерного равенства, уважения личности, вопросов межкультурного взаимодействия, защиты прав молодежи и др.

Структура и виды социальной активности молодежи будут различными для каждого вида деятельности субъекта, т.е. социальная активность молодежи может рассматриваться только совместно с определенным видом деятельности. В своей работе мы поддерживаем точку зрения А.Н. Серегина4, который в качестве видов социальной активности молодежи выделил трудовую, общественно-политическую и познавательную.

На основе проведенного нами исследования (г.Белгород, анкетный опрос, отбор респондентов произведен по квотной выборке, N=880) стало возможным провести социологический анализ социальной активности молодежи и попытаться понять, в какой степени социальные сети Интернет могут стать ресурсом формирования социальной активности, и что необходимо сделать, чтобы обеспечить безопасное развитие молодежи в глобализирующемся мире.

Результаты исследования показали, что молодежь социально активна. 64% опрошенных хотели бы принимать участие в общественно-политической жизни: 11% - поучаствовали бы в политических акциях, демонстрациях; 38,2% - спортивных, культурно-массовых мероприятиях; 15% - в волонтерских, благотворительных мероприятиях.

На сегодняшний день глобальная сеть Интернет занимает значительное место в жизни современной белгородской молодежи. Об этом свидетельствуют данные, полученные в ходе исследования. Так, в своем большинстве (72,9%) респонденты отметили, что находятся в Интернете достаточно часто, т.е. большую часть своего свободного времени; 13,5% опрошенных указали, что они находятся в режиме «он-лайн» практически всегда; 6,5% отметили, что заходят в сеть Интернет довольно редко, лишь тогда, когда есть необходимость; и всего 7% - практически не пользуются Интернетом.

Гендерный аспект среди пользователей Интернета проявляется не в склонности проводить свой досуг в Интернете, а в предпочтениях использования сети. Так, девушки больше ориентированы на использования Интернет для учебы (27,2% против 20,8% у юношей) и общения (28,4% против 21,9% у юношей), а молодые люди - для развлечения (29,1% против 19,6% у девушек) и получения справок (22,7% против 20,8% у девушек).

3 Тетерский С.В. Воспитание социальной инициативности детей и молодежи: автореф. дисс. ... д. пед. наук. Тамбов, 2004. - С. 16 - 17.

4 Серегин А.Н. Методика исследования социальной активности студенческой молодежи // Тез. докл. и выступлений на III Всерос. социол. конгрессе "Социология и общество: пути взаимодействия" / Ин-т социологии РАН, Рос. об-во социологов. М., 2008. - URL: http://www.isras.ru/publications_bank/i227i06570.pdf

Серия Философия. Социология. Право. 2012. № 2 (121). Выпуск 19

Общие результаты опроса показали, что среди молодежи Белгорода мотивами использования Интернет является: «развлечение» - 42,6%; «образование» - 41, 7%; «поиск справочных материалов, новостей» - 35,9%- Перечисленные виды мотивации проявляются в различных видах направленности деятельности пользователя Интернет: помощь другим пользователям, интеллектуальная и творческая самореализация, поиск референтной группы, аффилиативные тенденции, социальное самовыражение- В этой связи, всех респондентов можно разделить на две группы в зависимости от типа ведущей мотивации. Так, одну группу составляют респонденты с выраженной коммуникативной мотивацией (17,4%)- Эти пользователи, по сути, увлечены Интернетом настолько, что предпочитают обычному общению работу в Интернете- Их интересы в значительной степени связаны с неформальным общением посредством Интернета, поиском общения с интересными людьми. Другую группу (64%) составляют пользователи, мотивация которых связана с различными вариантами личностного самоутверждения (социальное самовыражение, достижения статуса и авторитета, компетентная помощь)- Этих пользователей характеризует более деловой подход к Интернету, они осознают его ограничения как формы общения- Включение в сеть, по сути, является для них не столько желанием реализовать первичные потребности, а скорее средством самоутверждения и достижения профессиональных, деловых целей- Причем самоутверждение в таком случае происходит в различных сферах - личностной, познавательной, социальной, профессиональной.

В настоящее время социальные сети Интернет активно осваиваются молодежью. Самыми популярными по публикации в печати являются ресурсы «Одноклассники», «В контакте» и др. Наши исследования выявили, что самыми популярными социальными сетями среди молодежи г. Белгорода являются - социальная сеть «В контакте», ее знают все опрошенные и 73% в ней зарегистрированы. По популярности регистрации далее были выделены «Одноклассники» - 51%, «Мой мир» - 17%. Следует особо выделить те социальные сети Интернет, которые активно использует молодежь без регистрации в них. К ним относятся: «You Tube» - 78% опрошенных знают о существовании этой социальной сети и 18% респондентов в ней зарегистрированы. 26% респондентов знают о наличии такой социальной сети, как «Фотострана», и 14% из них там зарегистрированы. Так же респонденты указывали о существовании таких сетей как «Мой круг» (16% знают и 4% зарегистрировы), «Facebook» (76% знают и 11% зарегистрирован) и сеть «Twitter» (7% и 2 % зарегистрированы). Интересным является, то, что только 2,6% от общего числа опрошенных не знают ни одной социальной сети и 12% нигде не зарегистрированы.

В результате анализа было установлено, что основной целью посещения социальных сетей молодежью является в первую очередь, просмотр видео, скачивание музыки и т.д. - 68%, на втором месте - общение с друзьями на интересующие темы - 54%, и на третьем месте - поиск друзей, однокурсников, одноклассников и общение с ними - 46%. Кроме этого, целью посещения социальных сетей является - получение информации по учебе - 47%, общение в группах по интересам и знакомство с противоположным полом -10% респондентов. Малая часть респондентов указали, что социальные сети являются для них средством самовыражения, помогают заявить о себе и опубликовать свое творчество для широкой публики - 5%, 3% опрошенным респондентам социальные сети помогают в поиске работы и услуг, и 2% - основной своей целью посещения социальных сетей указывают ведение дневников, блогов и создание заметок.

Возможности социальных сетей Интернет большинством пользователей в настоящее время применяются преимущественно в развлекательных целях, что потенциально может способствовать размыванию индивидуальной и коллективной идентичности. 61% опрошенных респондентов заявляют, что используют социальные сети лишь как развлекательный ресурс, и только 39% опрошенных полагают, что Интернет помогает им в решении социальных проблем.

Исследования предпочтений белгородской молодежи в выборе темы обсуждения в социальных сетях, позволили выявить зависимость обсуждаемой темы от возраста респондента. С одной стороны, большинство респондентов всех возрастных категорий указывают, что в социальных сетях они ничего серьезного не обсуждают, а просто общаются с друзьями и знакомыми (в среднем 63,2%). С другой, для возрастной группы от 14 до 25 лет проблемы учебы находятся на втором месте по обсуждаемости проблем (в среднем

54%), а для возрастной группы от 26 до 30 лет важным являются отношения между людьми (27%). Такие результаты свидетельствует о том, что у каждой возрастной категории молодежи есть свои интересы, и, следовательно, свои темы для обсуждения с друзьями и близкими.

Полученные нами результаты, позволяют предположить, что все положительные моменты общения посредством социальных сетей Интернет могут иметь и негативные последствия. Ведь такое «неживое» общение отрывает людей от реального общения, так необходимого для развития человека как полноценной личности. Кроме того, общение в сетях, на наш взгляд, способствует не формированию активной позиции молодых людей в решении социальных проблем, а напротив, избеганию этих проблем. Безусловно, в этой связи, существует опасность возникновения такого явления как социальный аутизм. Такие люди противится социализации, они воспринимают мир в статике и трактуют его: предмет - это предмет и ничего более. Аутичный человек стремиться быть «рядом» с другими, а не «вместе» с другими.

Другое направление социальной активности молодежи связано с формированием ее жизненной позиции. Так, в результате исследования было выявлено, что 53,3% опрошенных считает, что информация, полученная из социальных сетей, оказывает незначительное влияние на формирование их жизненной позиции, 25,5% вообще не воспринимают всерьез полученную из социальных сетей информацию. Однако, для 18,2% опрошенных полученная информация оказывает влияние на их жизненную позицию, а 3% и вовсе считают, что информация оказывает значительное влияние и полностью формирует их жизненные установки.

Таким образом, проведенные исследования позволяют прийти к следующим выводам. Сетевые сообщества Интернет лишь часть от общей массы ресурсов, позволяющих молодежи организовывать и проявлять свою социальную активность. Интернет становится полноценным досуговым пространством, а, в отдельных случаях, превалируя над другими видами досуговых практик. Общение в социальных сетях Интернет, на наш взгляд, способствует формированию активной жизненной позиции, но без приобретения настоящего социального опыта ее реализации. Происходит идеализация социальной активности молодежи и разрыв с практикой решения социальных проблем, что, в конечном счете, приводит к отказу от участия в социальной деятельности. Сетевые сообщества Интернет сегодня являются интенсивно развивающимся социальным феноменом, требующим дальнейшего осмысления и эмпирического изучения.

1. Потапова С.А. Социальная активность студенческой молодежи современного молодого города (на материалах г.Нижнекамска). - СПб.: Изд-во «Инфо-да». 2005.

2. Джери Д., Джери Д. Большой толковый социологический словарь: основные термины и понятия по социологии. В 2 тт: Т. 2: П-Я (пер. с англ. Марчук Н.Н.).Изд-во: Вече.АСТ, 2001. 528 с..

3. Тетерский С.В. Воспитание социальной инициативности детей и молодежи: автореф. дисс. ... д. пед. наук. Тамбов, 2004. 24 с..

4. Серегин А.Н. Методика исследования социальной активности студенческой молодежи // Тез. докл. и выступлений на III Всерос. социол. конгрессе "Социология и общество: пути взаимодействия" / Ин-т социологии РАН, Рос. об-во социологов. М., 2008. http://www.isras.ru/publications_bank/i227i06570.pdf

Список литературы

INFLUENCE OF INTERNET SOCIAL NETWORKS ON DEVELOPMENT OF SOCIAL ACTIVITY OF YOUTH

Belgorod state agricultural academy n. V.Y. Gorina

O.V. ASEEVA

In the article the interrelation of social activity of youth and network communities in the Internet is considered. On the basis of the conducted sociological research the author allocates features of formation, value, sights and the belief influencing development of social activity of youth in network communities the Internet.

e-mail: as_ola@mail.ru.

Key words: young people; social activity; Internet; social network; social network; network communities the Internet.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.