УДК 316.33
ВЛИЯНИЕ СЕТИ ИНТЕРНЕТ НА РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ МОЛОДЕЖИ
Асеева О.В.
В статье рассматривается взаимосвязь социальной активности молодежи и сетевых сообществ Интернет. На основе проведенного социологического исследования выделены особенности формирования, ценности, взгляды и убеждения, влияющие на развитие социальной активности молодежи, в частности познавательной активности, в сетевых сообществах Интернет. Отличительной особенностью современного этапа развития социальной активности молодежи является использование возможностей, предоставляемых сетевыми сообществами, в частности глобальной сетью Интернет, которая, являясь специфическим интерактивным средством массовой коммуникации, довольно активно используется в жизни общества. Вместе с тем, современное общество должно осознавать опасность длительного нахождения молодых людей в виртуальном пространстве, брать на себя ответственность за представленные в информационнокоммуникативных системах культурные формы и практики, модели поведения, учитывать, что качественные характеристики искусственных сред «задают» социокультурную программу развития современного человека. Это делает актуальным научные изыскания по проблеме влияния социальной сети Интернет на развитие социальной активности современной российской молодежи. В статье представлены материалы социологического исследования, на основе которого стало возможным провести социологический анализ социальной активности молодежи и попытаться понять, в какой степени социальные сети Интернет могут стать ресурсом формирования социальной активности, и как обеспечить безопасное развитие молодежи в глобализирующемся мире. Статья дает
возможность осмыслить изменения социальной действительности российского общества, предположить, что будет способствовать изучению перспектив его развития в дальнейшем.
Ключевые слова: молодежь; познавательная активность, социальная активность; Интернет; социальная сеть; сетевые сообщества Интернет.
INTERNET INFLUENCE ON THE DEVELOPMENT OF YOUTH COGNITIVE ACTIVITY
Aseeva O.V.
In this article youth interrelation of social activity and Internet network communities is considered. On the basis of sociological research the author shows formation features, value, sights and beliefs influencing on the development of youth social activity particularly in cognitive activity in Internet network communities. A distinctive feature of the present stage of development of the youth social activity is using the opportunities provided by networked communities, in particular the global Internet network this is widely used in society. However, modern society must be aware of the danger of finding young people in the virtual space for a long time and also modern society has to take responsibility for the submitted information and communication systems, cultural forms and practices, models of behaviors. We must take into account that the qualitative characteristics of artificial environments, set social and cultural program of the contemporary person development. It makes the problem of the current scientific research on the problem of Internet social impact on the development of the social activity of modern Russian youth very actual. The materials of social research are presented in this paper. It became possible to carry out a sociological analysis of youth social activity and try to understand how social web can be a resource for the formation of social activity, and how to ensure the safe
development of young people in a globalizing world. This article gives the opportunity to understand the changes of the social reality in Russian society.
Keywords: young people; cognitive activity; social activity; Internet; social network; social network; network communities the Internet.
Отличительной особенностью современного этапа развития социальной активности молодежи является ее тесная связь с использованием возможностей, предоставляемых глобальной сетью Интернет.
Степень инициативности молодежи отчасти определяется ее социальной активностью. Социальная активность - мера социальной преобразующей деятельности молодежи, основанной на осознании внутренней необходимости действий, цели которых определяются общественными потребностями[1].
Структура и виды социальной активности молодежи будут различными для каждого вида деятельности субъекта, т.е. социальная активность молодежи может рассматриваться только совместно с определенным видом деятельности. Традиционно выделяют такие виды социальной активности молодежи как трудовая, общественно-политическая и познавательная[2].
Познавательная активность направлена на приобретение определенного набора знаний, умений и навыков, необходимого для достижения личностью поставленных целей и реализуется как в учебном процессе, так и в самостоятельной деятельности индивида, направленной на получение знаний, умений и навыков. Источником познавательной активности является потребность в познании, самореализации, признании в обществе, материальном благополучии и др.
Различают познавательную активность двух типов[3]:
- направленную на усвоение, приобретение, применение уже имеющегося в опыте индивида или человечества в целом (интеллектуальная деятельность, активность);
- создание совершенно нового, для чего в личном и общественном опыте еще не существует готовых образцов (творческая активность).
Т.И. Шамова выделяет три уровня познавательной активности молодежи: воспроизводящий, интерпретирующий и творческий, положив в основу образ действия[4].
1. Первый уровень, воспроизводящий, характеризуется стремлением понять, запомнить, воспроизвести полученные знания, овладеть способами выполнения действий по образцу.
2. Интерпретирующий уровень предполагает желание постичь смысл изучаемого, применить знания и освоенные способы деятельности в новых условиях.
3. Творческий же уровень предусматривает готовность к теоретическому осмыслению знаний, пониманию связей между предметами и явлениями, самостоятельному поиску решения проблем.
Для того чтобы определить уровень познавательной активности молодых людей, необходимо выяснить важность, самостоятельность и осознанность ими этого вида деятельности. Для этого могут быть использованы объективные показатели, характеризующие факт деятельности и меру ее интенсивности, а также субъективные показатели, характеризующие значимость деятельности для индивида, обусловленность ее собственными потребностями, которая выражается в отношении к деятельности.
К объективным показателям познавательной активности молодежи относятся следующие: учебная успеваемость; временные затраты на
познавательную деятельность; работа с интернет ресурсами образовательного направления, просмотр познавательных телепередач; уровень самостоятельности выполнения работ и т.д.
К субъективным показателям относятся: мотив обучения; уровень заинтересованности; оценка возможности использования полученных знаний и
навыков; оценка степени влияния познавательной деятельности на достижение жизненных целей; планы относительно продолжения образования и т.д.
С учетом градаций возможных значений выбранных показателей, методика определения уровня познавательной активности может принять следующий вид:
- высокий уровень познавательной активности - знание и навыки их
приобретения являются основной целью. Наиболее выраженной потребностью личности является потребность в познании. Высокий уровень всех объективных показателей;
- средний уровень познавательной активности - познание является
средством достижение других целей, получение знаний не является первоочередной потребностью;
- низкий уровень познавательной активности - знание не является
основной ценностью, осознается лишь необходимость его получения. Представления об использовании полученных знаний смутные;
- пассивность - отношение к познавательной деятельности негативное.
Предложенные характеристики уровня отдельного вида социальной активности позволяют определить уровень социальной активности молодежи в целом. При этом стоит учитывать вес того или иного вида активности применительно к изучаемой подгруппе.
Познавательная активность молодежи на современном этапе развития образования связана в первую очередь с широким использованием современных информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) и возможностей, предоставляемых глобальной сетью Интернет. В этой связи решающее значение приобретают удаленный доступ к образовательным ресурсам, опубликованным в Сети, и возможность оперативного общения всех участников образовательного процесса.
В России большое внимание на государственном уровне уделяется информатизации общества в целом и сферы образования, в частности. Реализуются федеральные, межведомственные и отраслевые программы, направленные на решение актуальных задач информатизации образования, включая развитие инфраструктуры единого образовательного информационного пространства, разработку электронных образовательных ресурсов. Существенная роль в развитии инфраструктуры информатизации, внедрении информационных технологий в деятельность органов государственной власти, региональных и муниципальных органов управления принадлежит Федеральной целевой программе «Электронная Россия» [5].
Вопросам информатизации образования уделяется первостепенное внимание и Федеральной целевой программой развития образования на 20062010 годы (ФЦПРО) [6]. В рамках этой программы выполняется ряд проектов по созданию электронных образовательных ресурсов нового поколения. Удаленный доступ к этим ресурсам, размещенным в сети Интернет Федеральным центром информационных образовательных ресурсов (ФЦИОР), будет предоставлен всем образовательным учреждениям страны, что, безусловно, призвано увеличить познавательную активность молодежи.
В последнее время проведена огромная работа по сбору и систематизации образовательных ресурсов на федеральных образовательных порталах, основным из которых является портал «Российское образование» [7]. Так в информационном пространстве, предоставляющем доступ к образовательным ресурсам можно выделить ряд направлений, стимулирующих развитие познавательной активности молодежи. Это федеральные и региональные образовательные ресурсы, конференции, выставки, конкурсы, олимпиады, инструментальные программные средства, энциклопедии, словари, справочники, образовательная пресса, ресурсы дистанционных форм обучения.
В настоящее время продолжается интенсивный рост числа сайтов, содержащих образовательные ресурсы. Характерной особенностью Интернет-
ресурсов является то, что каждый из них имеет свою аудиторию, т.е. фактически организовывается сетевое сообщество из заинтересованных посетителей.
На основе проведенного нами исследования (г.Белгород, анкетный опрос, отбор респондентов произведен по квотной выборке, N=880) стало возможным провести социологический анализ социальной активности молодежи и попытаться понять, в какой степени социальные сети Интернет могут стать ресурсом формирования социальной активности, и что необходимо сделать, чтобы обеспечить безопасное развитие молодежи в глобализирующемся мире.
Результаты исследования показали, что молодежь социально активна. 64% опрошенных хотели бы принимать участие в общественно-политической жизни: 11% - поучаствовали бы в политических акциях, демонстрациях; 38,2% -спортивных, культурно-массовых мероприятиях; 15% - в волонтерских, благотворительных мероприятиях.
Из 64% социально активной молодежи почти все (97%) включены в социальные сети Интернет. Наиболее популярными сообществами являются сайты «В контакте» - 67,6%, «Одноклассники» - 21,8%. Основной целью использования Интернет белгородской молодежью являются: «развлечение» -42,6%; «образование» - 41,7%; «поиск справочных материалов, новостей» -35,9%, «общение» 34,2%.
Гендерный аспект среди пользователей Интернета проявляется не в склонности проводить свой досуг в интернете, а в предпочтениях использования сети. Так, девушки больше ориентированы на использования Интернет для учебы (27,2% против 20,8% у юношей) и общения (28,4% против 21,9% у юношей), а молодые люди для развлечения (29,1% против 19,6% у девушек) и получения справок (22,7% против 20,8% у девушек).
Малая часть респондентов указали, что социальные сети являются для них средством самовыражения, помогают заявить о себе и опубликовать свое творчество для широкой публики - 5%, 3% опрошенным респондентам
социальные сети помогают в поиске работы и услуг и 2% - основной своей целью посещения социальных сетей указывают ведение дневников, блогов и создание заметок.
Таким образом, практически повсеместная доступность сети Интернет привела к тому, что молодые люди практически все свое свободное, да и не только свободное, но и рабочее время, проводят в сети Интернет: общаются, ищут информацию, организуют досуг. Однако, несмотря на то, что сегодня Интернет завоевал большую популярность среди белгородской молодежи, основными источниками поступления информации традиционно остаются: друзья, знакомые (61,4%); телевиденье (19,8%), газеты и журналы (12,8%).
Проведенные исследования позволяют прийти к следующим выводам. Одной из основных целей использования Интернет белгородской молодежью, является работа с интернет ресурсами образовательного направления. Познавательная активность молодежи на современном этапе развития образования связана в первую очередь с широким использованием современных информационно-коммуникационных технологий и возможностей, предоставляемых глобальной сетью Интернет. Сетевые сообщества Интернет лишь часть от общей массы ресурсов, позволяющих молодежи организовывать и проявлять свою познавательную активность. Но именно в информационном пространстве, предоставляющем доступ к образовательным ресурсам, развиваются новые направления, стимулирующие развитие познавательной активности молодежи. Перенос социальной активности в сетевые сообщества Интернет приводит к новым социальным практикам молодежи, что востребует дальнейшие научные изыскания в границах социологии.
Список литературы
1. Джери Д., Джери Д. Большой толковый социологический словарь: основные термины и понятия по социологии. В 2 тт: Т. 2: П-Я (пер. с англ. Марчук Н.Н.). Изд-во: Вече.АСТ, Т. 2. 2001. С. 67.
2. Серегин А.Н. Методика исследования социальной активности
студенческой молодежи // Тез. докл. и выступлений на III Всерос. социол. конгрессе "Социология и общество: пути взаимодействия" / Ин-т социологии РАН, Рос. об-во социологов. М., 2008. URL:
http ://www.isras.ru/publications_bank/1227106570.pdf
3. Левитес Д.Г. Практика обучения: современные образовательные технологии. Воронеж, 1998. 226 с.
4. Вербицкий А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход: Метод. пособие. М.: Высшая школа, 2001. 276 с.
5. Электронная Россия. URL: http://www.elrussia.ru/
6. Федеральная целевая программа развития образования. URL: http://www.fcpro.ru
7. Российское образование. Федеральный образовательный портал: учреждения, программы, стандарты, ВУЗы, тесты ЕГЭ. URL: http://www.edu.ru
References
1. Dzheri D., Dzheri D. Bol'shoy tolkovyy sotsiologicheskiy slovar': osnovnye terminy i ponyatiya po sotsiologii. [Big Explanatory Dictionary of Sociology: basic terms and concepts in sociology].V 2 tt: T. 2: P-Ya (per. s angl. Marchuk N.N.). Izd-vo: Veche.AST, 2001. p. 67.
2. Seregin A.N. Tez. dokl. i vystupleniy na III Vseros. sotsiol. kongresse
"Sotsiologiya i obshchestvo: puti vzaimodeystviya”. M., 2008.
http ://www.isras.ru/publications_bank/1227106570.pdf
3. Levites D.G. Praktika obucheniya: sovremennye obrazovatel'nye
tekhnologii [The practice of learning: modern educational technology]. Voronezh, 1998. 226 p.
4. Verbitskiy A.A. Aktivnoe obuchenie v vysshey shkole: kontekstnyy podkhod [Active Learning in Higher Education: a context approach: the method]. Metod. posobie. M.: Vysshaya shkola, 2001. 276 p.
5. Elektronnaya Rossiya. http://www.elrussia.ru/
6. Federal'naya tselevaya programma razvitiya obrazovaniya.
http://www.fcpro.ru
7. Rossiyskoe obrazovanie. Federal'nyy obrazovatel'nyy portal:
uchrezhdeniya, programmy, standarty, VUZy, testy EGE. http://www.edu.ru
ДАННЫЕ ОБ АВТОРЕ
Асеева Ольга Владимировна, старший преподаватель кафедры информатики и информационных технологий
Белгородская государственная сельскохозяйственная академия имени В.Я. Горина
ул. Студенческая, д.1, п. Майский, Белгородский район, 308503, Россия E-mail: as_ola@mail. ru
DATA ABOUT THE AUTHOR
Aseeva Olga Vladimirovna, senior lecturer in computer science and information technology
Belgorod state agricultural academy named after V. Ya. Gorin 1, Student Street, Maysky, Belgorod region, 308503, Russia E-mail: as_ola@mail. ru
Рецензент:
Быхтин О.В., заместитель заведующего кафедрой социальных технологий, доцент, кандидат социологических наук, Белгородский государственный национальный исследовательский университет