Научная статья на тему 'Информационно-коммуникативное поведение молодых людей-участников интернет-сообществ как социальная проблема'

Информационно-коммуникативное поведение молодых людей-участников интернет-сообществ как социальная проблема Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
1676
253
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВИРТУАЛЬНАЯ РЕАЛЬНОСТЬ / ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / САМОРЕГУЛЯЦИЯ СОЦИАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ / A VIRTUAL REALITY / INFORMATION-COMMUNICATIVE BEHAVIOR / SELF-CONTROL OF SOCIAL BEHAVIOR

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Гордилов А. В.

Статья посвящена философско-социологическому осмыслению информационно-коммуникативного поведения молодежи в интернет-сообществах, выявлению причин недостаточной сформированности субъектных механизмов его регуляции, определению подходов к формированию системы саморегуляции поведения молодежи в интернет-сообществах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INFORMATION-COMMUNICATIVE BEHAVIOUR OF YOUNG PEOPLE-PARTICIPANTS THE INTERNET-COMMUNITIES AS A SOCIAL PROBLEM

This article is devoted to philosofi c-socialjgical judgement of information-cjmmunicative behavior of youth in the Internet communities, to revealing of the reasons of insuffi cient formation of subject mechanisms of its regulation, defi nition of approaches to formation of self-control system of youth behavior in the Internet communities.

Текст научной работы на тему «Информационно-коммуникативное поведение молодых людей-участников интернет-сообществ как социальная проблема»

ФИЛОСОФИЯ

А.В. ГОРДИЛОВ

аспирант кафедры социальных технологий Белгородского государственного университета Е-mail: a.v.gordilov@gmail.com Тел: 8 904 084 10 74

ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ МОЛОДЫХ ЛЮДЕЙ-УЧАСТНИКОВ ИНТЕРНЕТ-СООБЩЕСТВ КАК СОЦИАЛЬНАЯ ПРОБЛЕМА

Статья посвящена философско-социологическому осмыслению информационно-коммуникативного поведения молодежи в интернет-сообществах, выявлению причин недостаточной сформированности субъектных механизмов его регуляции, определению подходов к формированию системы саморегуляции поведения молодежи в интернет-сообществах.

Ключевые слова: виртуальная реальность, информационно-коммуникативное поведение, саморегуляция социального поведения.

Становление современной молодежи как субъекта социального развития происходит в условиях трансформирующегося общества, социальной неопределенности, отсутствия четких целей развития общества, при которых удовлетворение социальных потребностей и воплощение в жизнь поставленных целей становится проблематичным. Такая ситуация стимулирует субъектную активность молодежи, реализуемую в различных формах социального поведения - от асоциального до инновационного. Социальное поведение молодежи в ХХ1 веке трудно представить без Интернета на фоне ее массового «проникновения» в социальные сети и активного использования информационных и коммуникативных технологий. Первые социальные сети появились в середине 90-х годов и с тех пор стали для молодежи новой «средой обитания», в которой она проводит большую часть своей жизни и которая определяет ее сознание, поведение, образ жизни. Результаты опроса среди молодых людей в 26 странах мира показали, что более 45% всех опрошенных убеждены, что не смогли бы жить без персонального компьютера и подключения к Интернету [3].

Россия стремительно догоняет Европу по пользованию интернет-сетей. По данным исследования «Интернет в России», на начало 2011 года доля Интернет-пользователей среди взрослого населения страны составила 43% (50 миллионов человек). Сегодня Интернетом в России пользуются семь из десяти горожан в возрасте 12-26 лет, что вдвое больше, чем среди горожан от 27 лет и старше. Специалисты прогнозируют, что к осени 2014 года численность Интернет-аудитории в этой возрастной группе составит около 12 миллионов человек. При этом около 95% молодежи будут относиться к самой активной - суточной интернет-аудитории [2]. По данным ВЦИОМ, 70% интернет-пользователей, которые ежедневно выходят во «всемирную паути-© А.В. Гордилов

ну» - это молодежь в возрасте 18-24-лет.

Мода на многочасовое «сидение» в чате, ком -пьютерный сленг, рост численности молодых людей с интернет-зависимым поведением, с трудом разграничивающих виртуальный мир и реальный, становятся неотъемлемой характеристикой образа жизни современной молодежи. «Проникая» в интернет-сообщества и имея теоретическую подготовку, полученную в образовательных учреждениях, молодые люди, тем не менее, не осознают специфики виртуальной реальности, не способны распознать деструктивное информационное воздействие и не готовы к регулированию своего поведения в интернет-сообществах. Все это свидетельствует о возрастании нового социального риска для молодежи - ее социального отчуждения посредством вовлечения в электронную виртуальную реальность.

Актуальность проблемы информационнокоммуникативного поведения молодежи в социальных сетях осознается как на международном, так и на национальном уровнях. Так, в Программе «Безопасный Интернет, 2009-2013», принятой Европейским Парламентом в 2008 году, отмечается, что Интернет все больше замещает семью и друзей в качестве сферы реализации личности в социальной среде, что в перспективе будет иметь негативное влияние на ее поведение и чувства в реальной жизни [3]. В России политика государства в сфере информации проводится с учетом интересов молодежи, в Государственном докладе «Молодежная политика России на современном этапе» (2009 г.) отмечается: «Современный Интернет становится всеобъемлющей интегральной, мобильной и интерактивной средой обмена информацией, которая оказывает все большее влияние на процесс социализации молодежи. При этом интерактивность стимулирует развитие в Интернете различных форм сетевого взаимодействия, от малосодержательного

УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ

общения в чатах до участия в серьезных тематических форумах и дистанционном обучении»[4, 9].

Несмотря на возрастающий интерес к информационно-коммуникационной сфере общества, многие ее аспекты остаются недостаточно исследованными. В современной социологической литературе вопросы информационно-коммуникативного поведения молодежи в интернет-сообществах не стали пока предметом самостоятельного изучения. Интернет-зависимое поведение как тип девиантного поведения также не выделено в самостоятельный предмет социологического исследования. Не существует однозначного понимания содержания понятия «информационно-коммуникативное поведение». Выявить специфику информационнокоммуникативного поведения молодежи в интернет-сообществах и возможные механизмы его регуляции является целью данной статьи.

Интернет как социальный феномен осмысливается в понятиях «информационно-коммуникационное пространство», «социокультурная среда», «социальная система», однако субстанциональной основой его существования является электронная виртуальная реальность. Анализ понятия «виртуальная реальность» позволяет выделить ее особенности: это реальность возможная, но не существующая в данный момент, создана искусственно компьютерными средствами, вызывает реальные ощущения и создает иллюзию первично воспринимаемой реальности [7; 4]. Отмечая техническую сторону виртуальной реальности как модельной трехмерной (3Б) окружающей среды, создаваемой компьютерными средствами и реалистично реагирующей на взаимодействие с пользователями, следует выделить такие признаки виртуальности, как ее символический, манипулятивный, компенсаторный характер. Субъекты «виртуальных миров» - реальные и виртуальные личности, группы и общности имеют возможность приобщиться к неограниченным возможностям - хранилищу ин-формацинонных ресурсов человечества, а также имеют возможность беспредельного расширения своих коммуникативных возможностей. При этом виртуализация не перестает быть замещением реальности, ее симуляцией (образом) с помощью компьютерной техники, с применением логики виртуальной реальности.

Следствием взаимодействия индивидов с виртуальной реальностью является виртуализация сознания, под которой понимается процесс по-ставления в сознание идеальных образов действительности, которые конструируют, имитируют и замещают саму реальность. Кроме этого, эти образы также выступают в формах виртуальности

возможного - как домысливание логики объекта; виртуальности действительного - отождествления восприятия образа предмета с восприятием самого предмета; и виртуальности симулятивного, при которой происходит подмена содержания объективной реальности симулятивными конструктами

- симулякрами, выдаваемыми за реальные объекты. Специфика виртуальной реальности обусловливает и виртуальную коммуникацию, которая происходит с человеком, представленным в виде определенных символов и знаков, изображения или номера. В виртуальных сообществах людей как таковых нет, они представлены виртуальными образами, ко -торые созданы реальными людьми. Анонимность, невидимость участников в сетевых коммуникациях позволяет каждому создавать свой собственный виртуальный образ. Однако психика человека, утратившего способность отличать мир реальный от иллюзорного, «растворяется» и разрушается в пространстве виртуальной реальности. Формами проявления утраты идентичности являются уход от объективной реальности в субъективную, от реальной сферы жизнедеятельности и общения - в виртуальную, иллюзия самореализации в виртуальной реальности. Как отмечает В.И. Самохвалова, «человек впервые столкнулся с возможностью фальсификации собственной природы и опасностью «вырождения» своей человеческой реальности, ставшей сложным продуктом его культурного развития, но испытывающей деформирующее воздействие результатов этого развития». Далее автор подчеркивает, что «современная ситуация стала требовать от человека оставаться идентичным себе в своем реальном бытии» [6, 92], особенно в условиях виртуальной угрозы этому бытию. Для этого человек должен организовать адекватное взаимодействие с созданной им технической реальностью.

Активные пользователи Интернета утрачивают такие атрибуты личности, как стабильная самоидентификация, индивидуальный стиль исполнения социальных ролей («творческая индивидуальность»), тем самым сознательно или неосознанно ими формируется «размытая или изменчивая идентичность». Следует различать идентичность как соотнесенность чего-либо («имеющего бытие») с самим собой в связности и непрерывности собственной изменчивости и мыслимая в этом качестве, и идентичность в значении «тождественный», «одинаковый», что предполагает осознание личностью своей принадлежности к той или иной социальноличностной позиции в рамках социальных ролей и «эго» состояний.

Поведение, как и деятельность, выражает сущность человеческой активности и свойственна толь-

ФИЛОСОФИЯ

ко человеку, ее содержанием выступают процессы распредмечивания, т.е. освоения предметного мира, и опредмечивания как творчества. В отличие от деятельности, поведение человека - лишь форма деятельности, ее внешняя сторона. Определенному виду деятельности могут соответствовать разные формы и способы поведения, одно и то же поведение может быть проявлением деятельности разного содержания.

Информационно-коммуникативное поведение является объектом междисциплинарного исследования: психологии, социологии, социальной психологии. Информационно-коммуникативное поведение как вид поведения человека представляет собой систему последовательно выполняемых действий, направленных на удовлетворение потребностей и обеспечивающих достижение определенных целей. Оно определяется мыслями и чувствами человека, отражающими действительность, а также волей, направляющей его поведение. Как вид социального поведения, то есть действия по отношению к обществу, другим людям и предметному миру, оно связано с социальными программами и ценностными установками, зафиксированными в материальной и духовной культуре любого общества. Оно регулируется не только индивидуальным и общественным сознанием, но также и социальными институтами и правовыми нормами, моралью и политикой.

Как информационное поведение - оно ориентировано на поиск необходимой информации в Интернете как хранилище информации, как библиотеке - опредмеченном идейно-информационном поле человечества. Интересно, что юноши и девушки более адаптированы для ориентации в перегруженном информацией мире, чем взрослые, они быстрее воспринимают транслируемые образы, и это позволяет им мгновенно обрабатывать информацию, которой насыщено современное общество.

Как вид коммуникации информационно-

коммуникативное поведение есть процесс установления личностью отношений, непосредственное взаимодействие, контакт с другими людьми в сети Интернет, процесс воздействия людей друг на друга, в результате которого поведение одного субъекта сознательно реорганизуется под влиянием поведения других субъектов и наоборот. В теории коммуникации под коммуникацией понимается взаимодействие одного коммуникатора с другим (сообщающего информацию и получающего ее) и принуждение другого к выполнению того или иного действия. «Для коммуникации существенен переход от говорения Одного к действиям Другого. Именно ради этого реализуется передача значений между двумя разными автономными системами,

которыми являются два человека» [5, 480]. В понятие информационно-коммуникативного поведения входят не только действия, которые исходят от различных сторон, но и однонаправленное воздействие, «в котором не происходит межперсональное взаимодействие, а передача информации происходит от Сети к неперсонифицированному пользователю, который выступает как простой потребитель информации» [9,121]. В отличие от общения как социально обусловленного процесса обмена мыслями и чувствами между людьми, носящего персонифицированный характер, информационнокоммуникативное поведение - это социально обусловленные действия, связанные всего лишь с передачей и восприятием информации, обменом сообщениями.

Коммуникология рассматривает данный феномен как форму проявления «информационнокоммуникационной волны» современного общества, под влиянием которой «посредством медиапространства и информационного пространства Интернета образуется сетевое сообщество людей, виртуализируются коммуникации» [9,112]. В «ком-муникационный» этап развития Интернета главной функцией Сети является не столько содействие в поиске нужной информации и организации доступа к ней, сколько «помощь в поиске желательных партнеров и предоставление средств для организации с ними нужного вида коммуникаций с необходимой интенсивностью» [9,116].

Информационно-коммуникативное поведение в интернет-сообществах во многом определяется виртуальной природой последнего. Интернет-сообщества - вики-проекты, форумы, чаты, социальные сети, многопользовательские сетевые игры - образуют новое коммуникативное пространство, порождаемое равноценными, независимыми друг от друга участниками. Общей основой социальных сетей, интернет-сообществ и реальных сообществ, клубов по интересам, самодеятельных организаций является обращение к чувству принадлежности участников к определенному сообществу Главное отличие интернет-сообществ, обусловливающее их популярность и привлекательность, это анонимность или частичная анонимность участников социальных сетей. В социальной сети облегчается поиск людей со схожими интересами или проблемами. Еще одно отличие интернет-сообществ от реальных состоит в том, что участники обмениваются информацией в виртуальном пространстве независимо от институциональной власти, они не могут быть специально спроектированы или организованы в приказном порядке.

Таким образом, информационно-коммуника-

УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ

тивное поведение молодежи можно рассматривать как действия молодых людей с использованием в качестве средств достижения цели информационнокоммуникационные технологии, которые осуществляются в специфической среде - виртуальной реальности. К особенностям информационнокоммуникативного поведения молодежи как поведения в виртуальной среде, как действий, опосредованных виртуальной реальностью, можно отнести следующие: анонимность, доступность, невидимость, безопасность, простоту использования компьютерных сетей. Эти особенности свидетельствует о «легкой» возможности для молодых пользователей уйти от действительности.

К социальным последствиям неконтролируемого информационно-коммуникативного поведения в Интернете можно отнести аддиктивное (зависимое) поведение, превращение участников интернет-сообществ в объект манипуляции, деформацию ценностных ориентаций, безответственность, утрату контактов в реальной жизни, в конечном счете -десоциализацию личности.

В настоящее время регулирование информационно-коммуникативного поведения молодежи исследуется односторонне, преимущественно как внешняя регуляция, осуществляемая социальными институтами. Однако специфика коммуникации в интернет-сообществах такова, что не поддается внешнему регулированию, поэтому следует уточнить содержание и структуру саморегуляции поведения молодежи в интернет-сообществах.

Понятие «регуляция» поведения в широком смысле означает упорядочение, организацию и детерминацию целесообразных процессов, включает внешнюю регуляцию и внутреннюю саморегуляцию поведения, при этом исходным пунктом является представление о «действующем субъекте», его целостности, структуре и механизмах функционирования [8]. При рассмотрении внутренней саморегуляции речь идет о целесообразном, относительно соответствующем изменяющимся условиям установлении равновесия между личностными отклонениями и представлениями о том, что сам индивид принимает для себя как должное и желательное. «В качестве нормы может выступать представление о социальном положении, уровне образования материальном достатке, образе жизни, или шире - модели собственного жизненного пути, с учетом возможностей ее достижения» [1,98]. Под саморегуляцией информационно-коммуникативного поведения личности в интернет-сообществах понимается осознанное управление своим поведением в Интернете, осознанный и осмысленный выбор модели информационно-коммуникативного поведения

в интернет-сообществах в целях удовлетворения информационных и коммуникативных потребностей, саморазвития и эффективной социализации.

Внешняя регуляция информационно-коммуникативного поведения осуществляется с помощью информационно-правовых и морально-этических норм. Первые регламентируют права, обязанности и ответственность субъектов информационных отношений при производстве, распространении и использовании информации, содержащейся на материальных носителях. Нормы права могут также запрещать участникам информационных отношений совершать некоторые действия, предписывать конкретное поведение (публичное право) либо разрешать самим свободно определять характер взаимоотношений друг с другом на договорной основе (частное право). Проблемы регулирования поведения людей в Интернете актуализировались в связи с обсуждением федерального закона «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» (от 29 декабря 2010 г.), который регулирует отношения, связанные с защитой детей от информации, причиняющей вред их здоровью, в том числе информации, содержащейся в информационной продукции. Следует отметить, что Правила поведения в Интернете были сформулированы российским интернет-сообществом в 2002 г. Моральноэтические нормы, как и информационно-правовые, задаются извне, в зависимости от принятых в обществе фундаментальных ценностей, то есть являются привнесенными в виртуальные сообщества из реальной жизни, но регулируют поведение, исходя из представлений о добре и зле, с помощью внутреннего регулятора - совести.

Внутренние механизмы саморегуляции информационно-коммуникативного поведения участников интернет-сообществ вырабатываются самими сообществами: существует свой этикет (нетикет), свои нормы, запреты и своя собственная эмоциональная атмосфера. Такие нормы поведения кон -солидируют участников, их моральная сторона соответствует нормам поведения в реальной жизни. Поведение участников, не усвоивших социальные нормы Сети, ограничивается соответствующей реакцией собеседников, которая свидетельствует о нежелательности подобного поведения.

Внутренние механизмы саморегуляции поведения в интернет-сообществах складываются также из способности личности или группы лиц, являю -щихся участниками интернет-сообществ, предвидеть последствия своих действий, проявлять должную гибкость и переносить освоенные поведенческие механизмы в новую ситуацию, а также чувствовать ответственность за свои поступки. В

ФИЛОСОФИЯ

основе внутренней саморегуляции лежит осознание человеком себя как индивидуальности, предполагающее самопознание, самооценку и саморегуляцию. Однако отправной точкой процесса саморегуляции является идентичность, к отличительным признакам которой относят личный жизненный план, самоопределение, способность к моральному выбору. Сохранение личностной идентичности - условие целостности личности, гарант ее развития.

По мнению Ю.А. Зубок, «саморегуляция

является воздействием личности на саму себя с целью приведения собственного функционирования в нормальное состояние. В этом смысле саморегуляция выступает частью процесса экстериоризации

- овладения собой как одной из важнейших сил природы и общества - и отражает становление субъект-ности молодежи» [1, 98]. Саморегуляция поведения личности во многом определяется степенью сфор-мированности субъектности, которая формируется с возрастом по мере преодоления его объектности, то есть зависимости человека от внешних условий. Субъектность - это особый уровень развития личности, в основе которого лежит отношение к себе как к деятелю, соотносимое с активным творческим преобразованием себя и окружающего мира.

Причины недостаточной сформированности субъектных механизмов его регуляции связаны, прежде всего, с тем, что молодые люди, особенно подростки, не достигли такого уровня развития личности: самосознание еще только формируется, представление о себе, Я-концепция, не является целостной. В современном обществе молодежь сталкивается с невозможностью удовлетворить свои потребности в самореализации, общении, творчестве и воображении, свободе. Наконец, несформи-рованность системы ценностных ориентаций как главного механизма регуляции социального поведения предопределяет неукорененность молодежи в реальной жизни. Внешняя регуляция поведения молодежи, связанная с социальными предписаниями -нормами, ценностями, социальными ролями и контролируемая социальными институтами, в условиях трансформации общества нарушается и не является эффективной. Таким образом, сама социальная ситуация стимулирует субъектную активность молодежи, способную активно и автономно существовать и действовать в изменяющемся обществе, способную к оптимальному выбору в ситуациях неопределенности.

Можно выделить несколько подходов к формированию системы саморегуляции социального поведения личности. Первый подход базируется на основных принципах гуманистической психологии А. Маслоу и К. Роджерс, которые исходят из того,

как человек воспринимает, понимает и объясняет реальные события в своей жизни. Каждый человек обладает стремлением и способностью к личному самосовершенствованию, он сам определяет для себя смысл жизни, цели и ценности. Основная потребность человека в этих теориях - самоактуализация, стремление к самосовершенствованию и самовыражению, которая выступает главным источником развития личности и механизмом саморегуляции. Самоактуализирующаяся личность стремится к реализации высших ценностей (среди них - добро, истина, порядочность, красота, справедливость, совершенство), располагая при этом лишь собственными силами при наличии самостоятельного, независимого мнения. Данный подход исходит из необходимости формирования осознанной «Я-концепции» личности молодого человека.

Второй подход, представленный концепцией саморегуляции социального поведения личности В. А. Ядова, рассматривает в системе саморегуляции поведения четыре уровня диспозиций как образований, регулирующих поведение: элементарные фиксированные установки (не осознаваемы), социальные установки, которые зависят от предметных потребностей социального существования и связаны с включением индивида в первичные группы и соответствующие социальные ситуации, общая (доминирующая) направленность интересов личности в определенные сферы социальной активности (профессиональной деятельности, досуга, семьи). Второй и третий уровни диспозиций содержат эмоциональный (или оценочный), когнитивный (рассудочный) и собственно поведенческий (поведенческая готовность) аспекты. Высший диспо-зиционный уровень образует система ценностных ориентаций на цели жизнедеятельности и средства их достижения [8].

Изучение субъективного отношения молодежи к ситуации, предрасположенность к ее восприятию и оценке, готовность действовать в ней определенным образом позволяет не только объяснить поведение молодежи в Интернет-сообществах, но прогнозировать его. Эмпирическое исследование информационно-коммуникативного поведения учащейся молодежи-участников интернет-сообществ, проведенное в мае-июне 2011 г. в Белгородской области (N=706), показало значительную степень вовлеченности учащейся молодежи в Интернет и интернет-сообщества: пользователями Интернета являются 97,6 % всех респондентов, а 88,8% -участниками интернет-сообществ. При этом, признавая значительное влияние интернет-сообществ на жизнь и развитие личности, они в меньшей степени распространяют влияние этого значения на себя.

УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ

Если исходить из виртуальной природы интернет-сообществ, в которой происходит подмена реальности образом, в том числе и вымышленным, то настораживает, что находятся молодые люди, для которых ценность Интернета связывается с возможностью самопознания и самопрезентации. О неосознанном отношении к интернет-сообществу говорит частый выбор варианта «затрудняюсь ответить» при определении значимости своей принадлежности интернет-сообществам, на вопросы о знании истории, функций, ценностей и опасностей интернет-сообществ. Наибольшее затруднение вызвала также просьба оценить виртуализацию общения с точки зрения пользы или вреда для социализации, развития индивидуальности и самопознания.

Важным показателем виртуализации сознания является отождествление себя с виртуальным сообществом (34,7%). То, что каждый третий молодой человек соотносит себя с виртуальными людьми, а не с реальной группой, можно объяснить следующим образом: либо члены этого сообщества - реальные люди, с которыми существуют контакты в реальной жизни, либо наряду с интернет-сообществом человек делал еще выбор в пользу реальных. Из тех, кто отождествляет себя с интернет-сообществом, практически все зарегистрированы в них, практически все из них обращаются к Интернету целенаправленно - с целью общения в социальных сетях (85,71%).

Остальная же часть молодежи идентифицирует себя с семьей и компанией друзей, а каждый третий - с человеческим родом и с учебным коллективом. К Интернету молодежь обращается преимущественно с познавательной целью - поиском научной (учебной) информации и новостей (70,4% и 25,1%), развлекательной - компьютерными играми, скачиванием музыки и видеофильмов (11,6%, 56,2% и 35,6%), с целью общения в социальных сетях (74,6%). Как правило, обращаться к интернет-сообществу побуждает решение деловых вопросов и обмен информацией (63,1% и 24,6%), желание познакомиться с кем-нибудь (30,4%), принадлежность к группе единомышленников (20,7%), а для определенной части - это просто способ «убить время» (37,4%). Интересно, что проведение досуга такое же число респондентов - 37,9% связывают с «сидением за компьютером». Для каждого десятого основным мотивом, побуждающим к общению в интернет-сообществах, выступает «потребность в самореализации, быть таким, какой есть на самом деле» (13,7%). С одной стороны, это отражает базовую потребность в самореализации, которая активизирует человека и побуждает его к действию, с другой - сигнал того, что в реальной жизни человек не может себя найти.

Немаловажно, что интернет-сообщества привлекают молодежь, прежде всего, быстротой и доступностью связи с нужным человеком (56, 1%), помощью в решении информационных и жизненных вопросов (25,5%), анонимностью (5,4%), при этом затруднились ответить 8,5% респондентов. Это также подтверждает предположение о том, что не все молодые участники интернет-сообществ обладают необходимым уровнем рефлексии и самосознания. Тревожный сингнал - каждый десятый из опрошенных заявил, что доверяет информации в Интернете.

По времени, которое молодой человек проводит в интернет-сообществе, можно судить о нормальности или отклонении в его поведении: одно дело, когда человек использует Интернет как средство для решения деловых вопросов, и другое - когда он становится целью и смыслом его существования, отрывая его от реальной жизни и обязанностей. Результаты исследования показали, что проводят в сети 6-8 часов в сутки 9,3% респондентов, 9-10 часов не выходят из него - 2,1% респондентов, есть и такие, кто сидит за компьютером свыше 10 ч. (3,7%). Это свидетельствует о явном отклонении в информационно-коммуникативном поведении молодежи.

С различными проявлениями компьютерной зависимости сталкивались у себя 20,7% молодых людей. Обращает на себя внимание тот факт, что из числа пользователей Интернета, которые проводят за компьютером 6-8 часов, при ответе на вопрос, сталкивались ли они с компьютерной зависимостью у себя, признают это только 27,27%, и примерно столько же (28,79%), несмотря на очевидное пристрастие к Интернету, отрицают ее наличие у себя.

Можно констатировать, что молодежь вполне адекватно относится к опасностям и угрозам Интернета, в частности, к интернет-зависимому поведению и контенту, подрывающему основы духовного развития личности. При этом она легко попадает в «ловушки», расставляемые виртуальным общением. Подтверждением этому служат результаты исследования, которые показывают, что 22,73%, опрошенных не разграничивают виртуальное общение и реальный мир, а 16,67% респондентов затруднились ответить на данный вопрос. Виртуализация общения оценивается молодежью по-разному. Из трех положительных и трех отрицательных значений процесса виртуализации общения предпочтение отдается позитивным значениям. В целом, молодежь адекватно связывает виртуализацию общения с заменой реального, непосредственного, чувственного общения на символическое (51,6%).

ФИЛОСОФИЯ

При этом распознают феномен виртуализации как манипуляцию сознанием и поведением личности, социальных групп и утрату личностной идентичности, потерю самого себя всего лишь 13,60% и 19,55% соответственно. Позиция молодежи в отношении влияния виртуализации общения варьируется в диапазоне от признания его вреда до признания его пользы. Наибольшие значения в плане пользы процесс виртуализации общения получил вариант «для обмена информации».

Судя по ответам, молодежь осознает угрозы и опасности, связанные с общением в интернет-сообществах. Крайне негативно молодежь оценивает девиантное поведение, связанное с размещением в Интернете детской порнографии, контента, связанного с пропагандой секса, насилия, суицида. Почти у 25 % вызывают негативное отношение сайты наркодилеров и экстремистов. Однако эксперты придерживаются противоположного мнения: они считают, молодежь не осознает опасности интернет-зависимости (77,8%), виртуализации общения (61,1%), информации, подрывающей основы духовного развития личности (55,6%). На осведомленность молодежи об угрозах и опасностях, связанных с общением в интернет-сообществах, влияют друзья, знакомые, затем телевидение, газеты, журналы, после следует Интернет, участники интернет-сообществ. Лишь для 16,4% респондентов таким источником информирования являются учителя в школе и преподаватели учреждений профессионального образования.

Молодежь достаточно хорошо осведомлена о проблемах информационно-коммуникативного поведения в интернет-сообществах. В числе проблем первое место занимает зависимость от общения в Интернете (42,1%), далее - «возможная нечестность собеседника». Примерно каждый четвертый из числа опрошенных осознает, что интернет-общение влечет за собой самоизоляцию от реальности и от самого себя, т.е. утрату личностной идентичности. Примерно каждый третий респондент видит проблемы интернет-общения в навязывании сомнительной информации, каждый четвертый называет проблему киберхулиганства. Такие действия пользователей Интернета рассматриваются как не соответствующие нормам морали и представляющие угрозу для духовного развития личности.

Как отмечалось, интернет-зависимое поведение считают проблемой 42,1% респондентов. С различными проявлениями интернет-зависимости у себя сталкивался каждый пятый из опрошенных (20,7%), большинство респондентов сталкивалось с проявлениями интернет-зависимого поведения у других людей. К основным признакам они относят

«поглощение» свободного времени, самоизоляцию и сокращение контактов с друзьями, возникновение проблем с учебой. Результаты исследования показывают, что белгородская молодежь осознает не только опасность интернет-зависимости, но и ее причины. Интернет-зависимое поведение является следствием ухода человека от реальных трудностей жизни - так считает подавляющее большинство респондентов (52,1%). Следующей, наиболее значимой причиной является неумение молодежи организовать свой досуг (44,19%).

Незнание того, что существует компьютерная зависимость, и незнание ее негативных последствий приводит к компьютерной зависимости, по мнению каждого четвертого респондента. А каждый третий респондент называет в качестве причины влияние сверстников, «моду» на сидение в чате (33%). И только незначительное число респондентов указывает на такую существенную причину компьютерной зависимости, как «не-сформированность механизмов саморегуляции своего поведения» (14,73%) и «узость интересов» (15,58%). Отсутствие контроля со стороны взрослых (учителей, родителей), которое примерно каждый третий респондент рассматривает как причину интернет-зависимости (27,76%). Это позволяет предположить, что треть опрошенных возлагает надежды не только на внутренние ресурсы и механизмы личности, но и на внешние регуляторы поведения как возможный способ решения данной проблемы.

Анализ стратегии поведения молодежи в ситуации попадания в одну из «ловушек» Интернета

- компьютерную зависимость - показывает, что большинство демонстрирует активную модель поведения. На вопрос «Как Вы поступите, если почувствуете, что «подсели» на общение в Интернете?» каждый третий отвечает, что попытается заняться повседневными делами и отключит компьютер, ограничит время общения в Интернете. При этом настораживает, что почувствовав свою зависимость от Интернета, определенная часть респондентов заявила: «Ничего не буду предпринимать» (13,46%). И только 2,83% респондентов уверенно заявили

- «Обращусь за помощью». За помощью большая часть молодых людей обратится, прежде всего, к друзьям (32,72%), к родителям (24,65%), и только каждый четвертый намерен обратиться к специалисту: к психологу и к врачу (невропатологу). Отвечая на вопрос «К кому Вы обратитесь за помощью, если почувствуете, что не можете жить без Интернета ни минуты?», значительная часть опрошенных ответила: «Справлюсь сам» (45,75%) и «Ни к кому» (13,88%). Это может свидетельствовать

УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ

либо о недооценке ситуации, связанной с интернет-зависимостью, либо о неадекватной самооценке и недостаточной рефлексии.

Следует отметить, что активная позиция проявляется в способности предвидеть последствия и принимать правильное решение, предупредить нежелательное развитие событий. Что можно предпринять, чтобы сохранить свою индивидуальность в интернет-сообществах? Способы сохранения своей идентичности молодежь мудро ищет в реальности, но не виртуальной, мнимой, а в подлинной, настоящей, для этого надо иметь интересное дело, увлечение, работу (56,66%) и не терять чувства реальности (52,97%). Чтобы сохранить себя в виртуальном сообществе, надо иметь прочные идеалы и ценности, убеждения, сформированные в реальной жизни, считает белгородская молодежь (38,10%). Чтобы остаться по эту сторону реальности, нужно иметь хороших и верных друзей (34,42%). Однако мало кто понимает из молодых людей, что и для реальной жизни важно сформировать свою Я-концепцию и принимать участие в тренингах общения и личностного роста. Незначительная часть молодежи считает важным предпринять упреждающие действия - знать об угрозах и опасностях общения в Интернете, овладеть способами психологической защиты, предупреждать компьютерную зависимость.

Результаты проведенного исследования позволяют создать «социальный портрет» интернет-зависимого молодого человека: это девушка,

студентка, направление специальности - гуманитарное, в интернет-сети проводит 6-8 часов, основной мотив - обмен полезной информацией, способ «убить время», желание познакомиться с кем-нибудь. Она испытывает затруднения в общении со своими друзьями и близкими, свободное время проводит, общаясь с друзьями и занимаясь по хозяйству, а также сидя за компьютером. Результаты проведенного исследования позволяют выявить проблемную категорию молодежи, демонстрирующую наименьшую диспозиционную готовность к саморегуляции своего информационно-коммуникативного поведения - это учащиеся учреждений НПО и СПО.

В целом, в сознании молодежи находят отражение проблемы информационно-коммуникативного поведения в интернет-сообществах, связанных с несформированностью механизмов его саморегуляции. Однако недостаточный уровень рефлексии свидетельствует о несформированной готовности молодежи к регуляции своего взаимодействия с интернет-сообществами. Результаты исследования позволяют определить позицию молодежи в информационном мире как неустойчивую, с возможным отклонением в поведении. На сегодняшний день риск социального отчуждения молодежи в электронную виртуальную реальность невелик, но молодежь должна осознавать, что именно человек является решающим и мудрым звеном между виртуальной и реальной реальностью, и не допускать подмены реальности. Данное обстоятельство актуализирует необходимость разработки технологии саморегуляции информационно-коммуникативного поведения учащейся молодежи, результатом которой должна стать устойчивая диспозиционная готовность молодежи к саморегуляции в целях предупреждения виртуализации сознания и интернет-зависимости. Целесообразно создавать в реальной жизни такие условия, при которых молодежь могла бы сама решать свои социальные и коммуникативные проблемы, создавать реальные молодежные сообщества, ориентированные на духовные ценности и на раскрытие ее творческого инновационного потенциала.

В качестве основных направлений разработки технологий саморегуляции информационного поведения молодежи в интернет-сообществах можно выделить следующие: привлечение молодежи, молодежных сообществ к наполнению Интернета культурным контентом, создание молодежных служб психологической помощи, обучающих навыкам безопасного пользования Интернетом и взаимодействия с интернет-сообществами. Необходимо оптимизировать создание условий для самореализации молодежи в реальной жизни, содействовать превращению молодежи из объекта взаимодействия с интернет-сообществами в субъект этого взаимодействия.

Библиографический список

1. Зубок Ю.А. Саморегуляция и рационализация в условиях трансформирующегося общества. Современная

российская молодежь: от стихийной самоорганизации к целенаправленному формированию субъектности: материалы Всерос. науч.-практ. конф. (г Белгород, 27-29 марта, 2007 г.)/ Под ред. Дятченко Л.Я. Белгород: Изд-во БелГУ, 2007.

С.97—101.

2. Интернет в России. Состояние, тенденции и перспективы развития: отраслевой доклад. Доклад подготовлен Управлением телерадиовещания и средств массовых коммуникаций, Региональным общественным центром Интернет-технологий; Под общей редакцией Д.М. Чистова, К.Р. Казарьяна. Москва, 2010. http://www.rus-forum.ru/intemet_v_rossii. pdf

3. Исакова Т.А. Интернет-зависимость как новый феномен современного мира: сущность и проблемы:

ФИЛОСОФИЯ

Аналитический доклад. К.: НИСИ, 2011. 47 с.

4. Культурология. ХХ век. Словарь. Санкт-Петербург. Университетская книга, 1997. 649 с.

5. Почепцов Г.Г. Паблик Рилейшнз для профессионалов. М.: «Рефл-бук», К.: «Ваклер»., 2000. 624 с.

6. Самохвалова, В.И. Виртуал. К вопросу идентификации реальностей разного генезиса и уровня/ В.И. Самохвалова /Теоретическая виртуалистика: новые проблемы, подходы и решения /Ин-т философии РАН. - М.: Наука, 2008.

7. Силаева В.Л. Подмена реальности как социокультурный механизм виртуализации общества: Автореф. диссерт. на соиск. ученой степени канд. филос. наук по специальности 09.00.11. Социальная философия.

8. Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности. Под ред. В.А. Ядова. Л.: Наука, 1979. 264

с.

9. Шарков Ф.И. Коммуникология: социология массовой коммуникации: Учебное пособие. М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2010. 320 с.

л.у.ооктьоу

INFORMATION-COMMUNICATIVE BEHAVIOUR OF YOUNG PEOPLE-PARTICIPANTS THE INTERNET-COMMUNITIES AS A SOCIAL PROBLEM

This article is devoted to philosofic-socialjgical judgement of information-cjmmunicative behavior of youth in the Internet communities, to revealing of the reasons of insufficient formation of subject mechanisms of its regulation, definition of approaches to formation of self-control system of youth behavior in the Internet communities.

Key words: a virtual reality; information-communicative behavior; self-control of social behavior.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.