Научная статья на тему 'Личностные особенности постоянных посетителей сайта www. Vkontakte. Ru'

Личностные особенности постоянных посетителей сайта www. Vkontakte. Ru Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1148
185
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБЩЕНИЕ / СОЦИАЛЬНАЯ СЕТЬ / ИНТЕРНЕТ-ЗАВИСИМОСТЬ / ЛИЧНОСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ / COMMUNICATION / SOCIAL NETWORKING / INTERNET ADDICTION / PERSONALITY TRAITS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Сирота Е. Ю.

В статье рассмотрены особенности общения в социальных сетях и проблема Интернет-зависимости. А также изложены результаты исследования, посвященного изучению личностных черт постоянных посетителей сайта www.vkontakte.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

This article contains information about peculiarities of communication in the social internet recourses and the problem of internet addiction. Also there are results of study about personality traits of regular visitors www.vkontakne.ru

Текст научной работы на тему «Личностные особенности постоянных посетителей сайта www. Vkontakte. Ru»

УДК 159.923:316.472.4

ЛИЧНОСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПОСТОЯННЫХ ПОСЕТИТЕЛЕЙ САЙТА

www.vkontakte.ru

Е. Ю. Сирота

PERSONAL PECULIARITIES OF REGULAR VISITORS OF THE SITE WWW.VKONTAKTE.RU

E. J. Sirota

В статье рассмотрены особенности общения в социальных сетях и проблема Интернет-зависимости. А также изложены результаты исследования, посвященного изучению личностных черт постоянных посетителей сайта www.vkontakte.ru.

This article contains information about peculiarities of communication in the social internet recourses and the problem of internet addiction. Also there are results of study about personality traits of regular visitors www.vkontakne.ru

Ключевые слова: общение, социальная сеть, Интернет-зависимость, личностные особенности.

Keywords: communication, social networking, Internet addiction, personality traits.

Общение представляет сторону социального бытия человека, его способ жизни. Поэтому, когда мы изучаем образ жизни конкретного индивида, мы не можем ограничиться анализом только того, что и как он делает, мы должны исследовать также и то, с кем и как он общается, т. е. сферу, формы, способы общения.

Вне общения формирование личности невозможно. Именно в процессе общения с другими людьми ребенок усваивает общечеловеческий опыт, накапливает знания, овладевает умениями и навыками, формирует свое сознание и самосознание, вырабатывает убеждения, идеалы и т. п. Только в процессе общения у ребенка формируются духовные потребности, нравственные и эстетические чувства, складывается его характер.

При психологическом подходе общение определяется как специфическая форма деятельности и как самостоятельный процесс взаимодействия, необходимый для реализации других видов деятельности личности. Психологический анализ общения раскрывает механизмы его осуществления. Общение выдвигается как важнейшая социальная потребность, без реализации которой замедляется, а иногда и прекращается формирование личности. Психологи относят потребность в общении к числу важнейших факторов, определяющих потребность в общении как следствие взаимодействия личности и социокультурной среды, причем последняя служит одновременно и источником формирования данной потребности.

На современном этапе развития общества общение между людьми перестало быть непосредственным и все чаще осуществляется посредством Intemet ресурсов. Все больше и больше людей ежедневно пользуются услугами социальной сети. И опосредованная через экран монитора коммуникация уже не представляется чем-то необычным, а является совершенно нормальной формой общения.

Можно выделить некоторые особенности общения через !Ш:е1^ [1]:

1. Анонимность. Несмотря на то, что иногда возможно получить некоторые сведения анкетного характера и даже фотографию собеседника, они недостаточны для реального и адекватного восприятия личности. Кроме того, наблюдается укрывание или презентация ложных сведений.

Вследствие подобной анонимности и безнаказанности, в сети проявляется и другая особенность, связанная со снижением психологического и социального риска в процессе общения - аффективная раскрепощенность, ненормативность и некоторая безответственность участников общения.

Человек в сети может проявлять и проявляет большую свободу высказываний и поступков (вплоть до оскорблений, нецензурных выражений, сексуальных домогательств), так как риск разоблачения и личной отрицательной оценки окружающими минимален.

2. Своеобразие протекания процессов межличностного восприятия в условиях отсутствия невербальной информации. Как правило, сильное влияние на представление о собеседнике имеют механизмы стереотипизации и идентификации, а также установка как ожидание желаемых качеств в партнере.

3. Добровольность и желательность контактов. Пользователь добровольно завязывает контакты или уходит от них, а также может прервать их в любой момент.

4. Затрудненность эмоционального компонента общения и в то же время стойкое стремление к эмоциональному наполнению текста, которое выражается в создании специальных значков для обозначения эмоций или в описании эмоций словами (в скобках после основного текста послания).

5. Стремление к нетипичному, ненормативному поведению. Зачастую пользователи презентируют себя с иной стороны, чем в условиях реальной социальной нормы, проигрывают нереализуемые в деятельности вне сети роли, сценарии ненормативного поведения.

Причиной обращения к Intemet как инструменту общения может быть:

1. Недостаточное насыщение общением в реальных контактах. В подобных случаях пользователи быстро теряют интерес к Internet-общению, если появляются возможности для удовлетворения соответствующих потребностей в реальной жизни.

2. Возможность реализации качеств личности, проигрывания ролей, переживания эмоций, по тем или иным причинам фрустрированных в реальной жизни. Подобная возможность обусловлена вышеперечисленными особенностями общения посредством сети - анонимностью, нежесткой нормативностью, своеобразием процесса восприятия человека человеком.

В отличие от реальных партнеров по общению, обитатели социальных сетей практически полностью лишены вспомогательных (паралингвистиче-ских) средств: тембра речи, акцентирования части высказывания, эмоциональной окраски, тембра голоса, его силы, дикции, жестов и мимики. Отсюда надежность речевого общения становится крайне низкой, ведь, по мнению психологов, при обычной коммуникации в акте общения невербальная коммуникация определяет до 55 % результата.

Столь глобальная нехватка не могла не быть определенным образом компенсирована. В первую очередь, был определенным образом возмещен «эмоциональный дефицит» путем введения в виртуальный дискурс суррогатных, частично типизированных эмоциональных реакций - «смайликов» (от английского «smile» - «улыбка»:-), :*), %), 8 - (и так далее), которые получили чрезвычайно широкое распространение.

Несмотря на это, физическое отсутствие участников коммуникации в акте коммуникации приводит к тому, что чувства можно не только выражать, но и скрывать, равно как и можно выражать чувства, которые человек в данный момент не испытывает. Поэтому «в Internet легче вести серьезный разговор»; «в Internet люди реже обижаются, потому что там это бессмысленно - все равно не видно, как ты обижаешься»; «в Internet можно общаться с непривлекательными (внешне) людьми, и их уродливость не мешает общению», «в Internet можно говорить на равных с человеком значительно старше тебя, и это не мешает общению, хотя ты знаешь, что он старше» (приведены цитаты из бесед с пользователями Internet - подростками). То есть, в Internet в результате физической непредставленности партнеров по коммуникации друг другу теряет свое значение целый ряд барьеров общения, обусловленных такими характеристиками партнеров по коммуникации, которые выражены в их внешнем облике: их полом, возрастом, социальным статусом, внешней привлекательностью или непривлекательностью [2], а также коммуникативной компетентностью человека, а точнее, невербальной частью коммуникативной компетентности.

Другое важное следствие физической непред-ставленности человека в текстовой коммуникации -возможность создавать о себе любое впечатление по своему выбору. «В виртуальной среде вы вообще

можете быть кем хотите, выглядеть как угодно, быть существом любого пола по выбору, словом, у вас нет ограничений характерных для материального мира» [3]. Келли также приводит поговорку: «В Internetе никто не знает, что вы - собака». Анонимность общения в Internet обогащает возможности самопрезентации человека, предоставляя ему возможность не просто создавать о себе впечатление по своему выбору, но и быть тем, кем он захочет. То есть особенности коммуникации в Internet позволяют человеку конструировать свою идентичность по своему выбору.

Кроме того, от практикующих психиатров все чаще поступают данные об увеличении количества пациентов, основные жалобы которых связаны с влиянием Интернета. «Интернет-зависимость» - это широкий термин, обозначающий большое количество проблем поведения и контроля над влечениями. Основные пять типов, которые были выделены в процессе исследования, характеризуются следующим образом:

1. Киберсексуальная зависимость - непреодолимое влечение к посещению порносайтов и занятию киберсексом.

2. Пристрастие к виртуальным знакомствам -избыточность знакомых и друзей в Сети.

3. Навязчивая потребность в Сети - игра в онлайновые азартные игры, постоянные покупки или участия в аукционах.

4. Информационная перегрузка (навязчивый web-серфинг) - бесконечные путешествия по Сети, поиск информации по базам данных и поисковым сайтам.

5. Компьютерная зависимость - навязчивая игра в компьютерные игры (стрелялки - Doom, Quake, Unreal и др., стратегии типа Star Craft, квесты)

Качественный анализ показал, что главенствующим фактором, благодаря которому все эти явления получили широкое распространение, является анонимность личности в Сети. Особенно анонимность увязана с четырьмя главными расстройствами.

Виртуальный мир, в котором человек чувствует себя намного комфортней, чем в реальной жизни, создает угрозу для успешности реальной жизни. В подобных случаях используется персональная психотерапия, целью которой является уменьшение желания сбежать из реального мира.

Интерактивные компоненты сети облегчают создание кибер-зависимости, которая негативно влияет на внутрисемейные отношения и стабильность семьи как таковой, что, в первую очередь, ведет к отдалению людей в реальной жизни и к разводу. В этом случае применяется индивидуальная и семейная терапия, в процессе которой супруги работают вместе над примирением и воссозданием семьи после измен в сети.

Возможность создания альтернативных он-лайн персонажей, в зависимости от настроения и желания самого пользователя, что создает возможность уйти от реального мира с его эмоциональными проблемами (например стресс, депрессия, беспокойство),

или же от простых жизненных сложностей (обилие работы, проблемы в учебе, внезапная безработица, расстройства в семье). Мгновенное бегство в фантастический мир Интернет служит поддержкой для привыкания, за которым следует ухудшение настроения и психологические разногласия, которые лечатся психотерапией и, в случае необходимости, фармакологическим вмешательством.

Модель ACE (Accessibility, Control, and Excitement) [4], разработанная доктором Кимберли Янг в 1999 году, объясняет как доступность, контроль и возбуждение играют главные роли в развитии интернет-зависимости. Согласно модели, влечение к Интернету развивается благодаря трем главным факторам:

— доступность информации, интерактивных зон и порнографических изображений;

— персональный контроль и анонимность передаваемой информации;

— внутренние чувства, которые на подсознательном уровне устанавливают больший уровень доверия к общению в он-лайн.

Постановка правильного диагноза зачастую осложняется тем, что пока не существует официально утвержденных критериев для определения степени привязанности к Интернету, тем не менее уже создана система критериев, представленная в четвертом издании книги Американской психиатрической ассоциации под названием «Диагностический и статистический справочник по психическим расстройствам». Из всех диагнозов, описанных в этой книге, как наиболее близкую модель можно использовать «патологическое влечение к азартным играм». Если следовать этой модели, то привыкание к Интернету можно определить как расстройство волевого контроля, не вызванное химическими веществами. Для наглядности доктор Янг в 1996 году разработала краткий тест, с помощью которого можно определить степень зависимости от Интернета.

Несмотря на то, что Интернет является идеальным исследовательским инструментом, у студентов появляются проблемы с учебой потому, что они посещают не относящиеся делу сайты, часами болтают в чатах, беседуют с знакомыми и играют в интерактивные игры вместо занятий. У них появляются проблемы с выполнением домашних заданий, подготовке к экзаменам. Очень часто они не могут сами контролировать время, проведенное в Сети, и поэтому не высыпаются после ночей, проведенных в Интернете.

Браки, отношения между родителями и детьми и близкая дружба также становятся жертвами Интернета. Время, проведенное с реальными людьми, зачастую становится меньше времени, проведенного в обществе компьютера. Вначале зависимость проявляется в том, что вместо занятий такими обычными делами, как стирка, подстригание газона или посещение магазинов, люди сидят перед компьютером. Эти повседневные заботы игнорируются точно так же, как и забота о детях. Например, одна мать забы-

ла забрать ребенка из школы после окончания занятий, приготовить ему обед и уложить его спать из-за того, что все ее время было занято Интернетом.

Вследствие обозначенных выше фактов для нас стала интересна проблема изучения социальнопсихологических особенностей людей, предпочитающих новый вид коммуникации (с помощью Intemet) в наш век информационных технологий, когда ни одна сфера деятельности не может обойтись без сбора и анализа информации, в том числе и через глобальную сеть.

Особенно часто с помощью Intemet ресурсов общаются подростки и студенты, именно поэтому в нашем исследовании приняли участие 30 человек, которые посещают сайт www.vkontakte.ru чаще, чем один раз в день: 18 девушек в возрасте от 20 до 25 лет и 12 юношей в возрасте от 21 до 25.

В исследовании были использованы следующие методы и методики:

1. Тест на акцентуации характера К. Леонгарда.

2. Тест на определение уровня Internet-зависимости К. Янг [4].

3. Цветовой тест Люшера.

По ходу исследования для нас стало очевидным, что посетители сайта В контакте действительно обладают схожими чертами.

Для всех опрошенных характерно позитивное отношение к окружающей действительности. Они способны восторгаться, восхищаться окружающей действительностью, для них характерны улыбчи-вость, ощущение счастья, радости, наслаждения. Эти чувства у них могут часто возникать по причине, которая у других не вызывает большого подъема, они легко приходят в восторг от радостных событий и в полное отчаяние - от печальных. Им свойственна высокая контактность, словоохотливость, влюбчивость.

Кроме того, большинство «Вконтактчиков» характеризует повышенная способность к демонстративности поведения, живости, подвижности, легкости в установлении контактов. Они склонны к фантазерству, лживости и притворству, направленным на приукрашивание своей персоны, к авантюризму, артистизму, позерству.

При этом маловыраженными их чертами являются педантичность, т. е. ригидность, инертность психических процессов, тяжелость на подъем, долгое переживанием травмирующих событий и тревожность, т. е. низкая контактность, минорное настроение, робость, пугливость, неуверенность в себе.

Методика Люшера выявила, что они легко преодолевают трудности и длительные стрессы.

Internet-аддикция у постоянных посетителей сайта www.vkontakte.ru практически не выражена.

Безусловно, проведенное нами исследование лишь может положить начало более глубокого изучения данной проблемы. Однако нами обозначены те места, в которых дальнейшее изучение постоянных посетителей социальных сетей возможно.

Литература

1. Войскунский, А. С. Общение, опосредованное компьютером / А. С. Воскуновский: дис.... канд. психол. наук. - М., 1990.

2. Kelly, P. Human Identity Part 1: Who are you?

/ Netropolitan life/E- lecture from the university course about the net. - 1997 // URL: http://www-

home.calumet.yorku.ca/pkelly/www/id1. htm.

3. Reid, E. Cultural Formations in Text-Based Virtual Realities / А thesis submitted in fulfillment of the requirements for the degree of Master of Arts. Cul-

tural Studies Program. Department of English. University of Melbourne. - January, і 994 II URL: http:IIfun9! .kivikko.hoas.fiI~donwulffIircIcult-form.html.

4. Young, Kimberly S. What makes the Internet Addictive: potential explanations for pathological Internet use I Paper presented at the і05Ш annual conference of the American Psychological Association. - Chicago.

- і 997. - August. - IL II URL: http:IIwww.pscw.uva. nlIsociositeIpsyberspace.html.

ііВ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.