Научная статья на тему 'Психологические особенности интернет-коммуникаций'

Психологические особенности интернет-коммуникаций Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
6521
916
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕРНЕТ / КОММУНИКАЦИИ / НЕФОРМАЛЬНОЕ ОБЩЕНИЕ / САМОПРЕЗЕНТАЦИЯ / ФУНКЦИЯ САМОВЕРИФИКАЦИИ / ВИРТУАЛЬНЫЕ ЛИЧНОСТИ / ИНТЕРНЕТ ЗАВИСИМОСТЬ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Усачева Александра Васильевна

Данная статья посвящена исследованию проблем интернет коммуникации, а именно психологическим особенностям данного вида общения. В работе указаны ключевые аспекты данной формы обмена информацией и рассматривается понятие интернет-зависимости.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Психологические особенности интернет-коммуникаций»

ции, при этом они доступны в обращении, и работа с ними не требует дополнительного технического оборудования.

Библиографический список

1. Голубева Т.И. Лингвостилистический анализ иностранного текста как одна из форм языка культуры // Вестник Университета (Государственный университет управления). - 2010. - № 17. -С.37-40.

2. Добросклонская Т.Г. Вопросы изучения медиатекстов: Опыт исследования современной английской медиаречи: монография / Т.Г. Добросклонская. - М.: КРАСАНД, 2012. - 288 с.

3. The Economist Magazine [Электронный ресурс]. - URL: 21581965-true-entrepreneurs-find-worth-worthless-and-possibility-impossible-crazy-diamonds

А.В. Усачева

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ИНТЕРНЕТ-КОММУНИКАЦИЙ

Аннотация: данная статья посвящена исследованию проблем интернет коммуникации, а именно психологическим особенностям данного вида общения. В работе указаны ключевые аспекты данной формы обмена информацией и рассматривается понятие интернет-зависимости.

Ключевые слова: Интернет, коммуникации, неформальное общение, самопрезентация, функция самоверификации, виртуальные личности, интернет-зависимость.

Последнее столетие истории человечества характеризуется, в частности, появлением с возрастающей скоростью таких технических новинок, которые быстро становятся неотъемлемыми атрибутами нашей повседневной жизни, порой внося в нее весьма существенные изменения. В течение веков способы коммуникации и передвижения, способы обработки, хранения, передачи информации, другие производственные и технические аспекты человеческой деятельности либо практически не менялись, либо медленно совершенствовались, не претерпевая радикальных изменений. В последнее же столетие в этих и во многих других, в том числе бытовых сторонах нашей жизни стремительными темпами происходят качественные, принципиальные изменения, причем совершаются они на фундаменте новых технических решений, изобретений, открытий.

Примеры очевидны; среди них телевидение, компьютеры, сотовая связь, современная авиация, не говоря уже о холодильниках, видеокамерах, кондиционерах и т.п., вещи окружающие наш повседневный быт. Нужно сказать, что речь идет не только о приобретении функциональных навыков и умений использовать новые инструменты, но и об определенных психологических изменениях - в плане отношения к ним, и к открывающимся благодаря им новым возможностям. Эти изменения происходят через проделывание определенной психологической работы и происходят в несколько этапов: преодоление психологического барье-

© Усачева А.В., 2014

ра, затем адаптация и привыкание, далее - расширение спектра действий, т.е. все более полное использование возможностей новой технической системы.

Интернет представляет собой еще одно явление того же порядка, т.е. техническое новшество, прошедшее тот же психологический путь, стремительно распространившееся и ставшее частью жизни миллионов человек. Последствия всеобъемливающего включения Ин-тренета в жизнь людей весьма неоднозначны. С одной стороны, остается открытым вопрос о замене или вытеснении - в той или иной степени - Интернет-коммуникацией общения в реальном социуме. Здесь имеет место следующий парадокс. С одной стороны, интернет-технологии способствуют развитию отчужденности между людьми. Периодически поднимаются кампании против распространения и доступности Интернета, против его не подконтрольности, против отдельных видов размещенного в Сети контента. С другой стороны, Интернет-технологии представляют собой способ расширения круга знакомств, установления новых контактов.

Вопрос «для чего люди пользуются Интернетом?» был, разумеется, темой многих психологических исследований. А.Е. Войскунский называет три основных вида потребностей, которые человек удовлетворяет с помощью Интернета: коммуникативная, познавательная и игровая [1].

Коммуникативная потребность удовлетворяется через переписку по электронной почте, общение в чатах, форумах и т.п.

Познавательная потребность удовлетворяется посредством чтения сетевой прессы, поиска конкретной информации или знакомства с текущими новостями, а также дистанционные формы образования и т.п.

Примерами удовлетворения игровой потребности могут быть индивидуальные и групповые игры с компьютером или с реальными партнерами посредством Интернета.

Что касается особенностей данного вида коммуникации, то их несколько:

Анонимность. Заключается в отсутствии полной и достоверной информации о собеседнике. Она в свою очередь, как бы освобождает пользователя психологически от репрезентации в процессе коммуникации самого себя, т.е. от соответствия своему реальному «Я», тем самым человек способен к конструированию альтернативных самопрезентаций. Реализация таких возможностей происходит именно в неформально развлекательной коммуникации (очень редко в деловой), где нередко происходит укрывание истинной информации или заведомо ложная презентация.

Своеобразие протекания процессов межличностного восприятия в условиях отсутствия невербальной информации - как правило, сильное влияние на представление о собеседнике имеют механизмы стереотипизации и идентификации, а также установка желаемых качеств в партнере.

Добровольность и желательность контактов - пользователь Интернета добровольно завязывает всевозможные контакты или уходит от них, а также может прервать их в любой момент.

Затрудненность эмоционального компонента общения и, в то же время стойкое стремление к эмоциональному наполнению текста, которое выражается в создании специальных значков для обозначения эмоций или в описании эмоций словами (в скобках после основного текста послания).

Стремление к нетипичному, ненормативному поведению - зачастую пользователи Интернета презентируют себя с иной стороны, чем в условиях реальной социальной нормы,

проигрывают нереализуемые в деятельности вне сети роли, сценарии ненормативного поведения [5].

Физическая непредставленность. В сочетании с анонимностью открывает безграничный простор, с одной стороны, для представления о себе недостоверной информации, с другой стороны - для фантазирования по поводу собеседника (опять же при неформальном общении). В результате данной особенности, в Интернет-коммуникации для партнеров стираются границы, ограничения и своеобразные барьеры общения, обусловленные такими характеристиками коммуникантов, как пол, возраст, социальный статус, внешняя привлекательность, а так же коммуникативная компетентность человека (ее невербальная часть)[3].

В связи с рассмотренными особенностями можно сделать вывод о том, что анонимность общения влечет за собой целый ряд последствий. Так в коммуникации посредством Интернет теряют свое значение невербальные средства общения. Несмотря на то, что в текстовой коммуникации существует возможность выражать свои чувства при помощи «смайликов», физическое отсутствие участников коммуникации в акте общения приводит к тому, что чувства можно не только выражать, но и скрывать, равно, как и можно выражать чувства, которые человек в данный момент не испытывает [3].

Исходя из вышеназванных особенностей вытекает проблема виртуальной идентичности. Восприятие человека человеком в Интернет оказывается отделенным от базовых категорий социального познания, которые выражены во внешнем облике, таких, как пол, раса, возраст и принадлежность к определенному социальному слою. Это порождает феномен конструирования виртуальных личностей. В текстовой коммуникации в Интернете люди часто создают себе так называемые виртуальные личности», описывая себя определенным образом. Виртуальная личность наделяется именем, часто псевдонимом. Псевдоним называется «nick» (от «nickname» - псевдоним) или «label» - «лейбл», «ярлык». Конечно, не все создают себе образ в Интернете, отличный от реального образа и стиля поведения. Конструирование виртуальных личностей может носить возрастной характер и быть связано с самоопределением. Многие авторы отмечают существование кризиса идентичности в подростковом возрасте, когда собственное «Я» представляется подростку размытым. При этом виртуальные личности могут выполнять функцию самоверификации. Конструирование виртуальных личностей в Интернете - это отражение изменений структуры идентичности человека (тенденция к множественности идентичности в реальной жизни), которое является отражением социальных изменений [2].

Но данная проблема может обернуться во благо при решении кризисных задач в семейных отношениях. Становление личности, индивидуальности члена семьи достигается через развитие его «частного эго», а также «социального эго». Каждый человек в семье -особенный и имеет свою индивидуальность. «Петя» или «Маша», «Максим Иванович» или «Анастасия Васильевна» - мы осознаем, что под этим именем кроется вполне узнаваемая личность. Этот человек не «невидимка», которого даже не замечают, как это случается в повседневной жизни людей в «нейтральном» окружении (на работе, в общественных кругах, на государственном уровне, где часто человек и его личность «теряются»). Разумеется, и в семейном окружении бывает, что кого-то «не замечают», но это обычно происходит только в том случае, если данная семья не выполняет своих функций. Кроме того, у каждого члена семьи есть своя роль, при помощи которой формируется его «социальное эго». Например, Коля, - помимо того, что обладает своим «частным эго», - может исполнять также роли отца, брата, сына или внука, и с этими ролями связаны ожидания других членов семьи. Эти се-

мейные социальные роли налагают на него ответственность и дают ему определенные преимущества как члену социума.

Но нередко случается так, что человек устает исполнять эти роли в своей семье изо дня в день, из года в год, он хочет вырваться из данного круга, но семейные обязательства не дают ему такой возможности, таким образом он впадает в режим раздражения, возникают межличностные конфликты внутри семьи, которые накапливаясь и нарастая по принципу снежного кома ведут нередко к разрушению данной семьи. Здесь на помощь может прийти Интернет, где человек посредством конструирования виртуальной личности может снять с себя присущую ему в семейной жизни роль, убегая от нормативной действительности.

Для того чтобы конструировать виртуальные личности, нужно не только быть в принципе способным видеть себя как потенциального исполнителя различных ролей, но и хотеть исполнять эти роли. Можно предположить, что желание конструировать виртуальные личности может быть связано с тем, что реальность не предоставляет возможностей для реализации различных аспектов «Я», или же, что действительность может быть слишком «ролевой», слишком нормативной. Это порождает у человека желание преодолеть нормативность, что ведет к конструированию ненормативных виртуальных личностей. В частности, это может проявляться в конструировании виртуальных личностей другого пола, нежели их обладатель, или вообще бесполых [4]. В реальном обществе существуют определенные нормы, которые предписывают человеку определенного пола соответствующее этому полу поведение. В виртуальном обществе человек может быть избавлен от того, чтобы демонстрировать социально желательное для своего пола поведение, представившись в сети как лицо противоположного пола. То есть если реальное общество ограничивает возможности самореализации человека, у него появляется мотивация выхода в сеть и конструирования виртуальных личностей. Если же человек полностью реализует все аспекты своего Я в реальном общении, мотивация конструирования виртуальных личностей у него, скорее всего, отсутствует. В описанном случае общение в Интернет носит характер дополнения к основному общению. Но оно может иметь и компенсаторный, замещающий характер. Это происходит в случае формирования Интернет-зависимости.

Явление Интернет-зависимости начало изучаться в зарубежной психологии с 1994 года. Интернет-зависимость определяется как «навязчивое (компульсивное) желание выйти в Интернет, находясь off-line, и неспособность выйти из сети Интернет, будучи on-line» [2]. Это явление более распространено на Западе, где стоимость доступа в сеть намного дешевле, и это способствует более широкому распространению и большей популярности Интернет. В России об этом явлении стали говорить совсем недавно. Для нас это явление представляет интерес с той точки зрения, что интернет-зависимость может являться индикатором низкой коммуникативной компетентности и, следовательно, низким уровнем психологической культуры личности пользователя.

Анализ причин Интернет-зависимости привел к выводу, что большинство интернет-зависимых приходят в сеть ради общения. Это может свидетельствовать о компенсаторном характере общения в Интернет у этой группы людей. Интернет-зависимые получают в Интернет различные формы социального признания. Их зависимость может говорить о том, что в реальной жизни социального признания они не получают, а также о том, что в реальной жизни у этой группы людей могут существовать определенные трудности в общении, которые снижают их удовлетворенность реальным общением. На другом полюсе континуума находятся пользователи, которые приходят в сеть не ради многочасового бесполезного общения, но ради поддержания деловых контактов и нахождения необходимой информации.

Таким образом, можно говорить о том, что Интернет - это явление социальной действительности, имеющее свои плюсы и минусы. Всемирная сеть стала новым видом интеллектуальной деятельности человека и является новой областью исследований психологов и других специалистов. Кроме огромного количества информации Интернет представляет собой огромную зону коммуникации людей. Общение в Интернет имеет свои специфические черты и особенности. Использование разнообразных возможностей всемирной сети приводит к структурным и функциональным изменениям в психической деятельности личности.

Библиографический список

1. Войкунский А. Интернет - новая область исследований в психологической науке. Ученые записки кафедры общей психологии МГУ. Выпуск 1. - М: Смысл, 2002, - С. 82-101.

2. Горявский Ю. Назад в будущее // Мир Internet. - М., 2001. - № 10. - 35 с.

3. Жичкина А. Современные исследования виртуальной коммуникации: проблемы, гипотезы, результаты / А. Жичкина. - М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2004. - 165 с.

4. Тышковский А.В. Социально-психологические основы формирования и реализации ожиданий в профессиональном выборе и карьере. дис. / А.В. Тышковский. - М., 1999, - 481 с.

5. Шабшин И.И. Психологические особенности и феномены коммуникации в интернете // Московский психотерапевтический журнал. -2005. - № 1.

Г. А. Ярахмедов

МОДЕЛЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ И ЕЕ КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОЙ ДЕТЕРМИНАЦИИ

Аннотация: образовательный процесс, представляемый компонентами содержания обучения, технологии обучения и воспитания, предлагается построить на гармоническом их сочетании в направлении культуросообразной определенности. Мировоззренческие универсалии как базисные ценности культуры оказались связанными с онто-гносеологическими основаниями первичной математической модели, определяемой арифметическими, геометрическими и логическими структурами, с помощью которых пространственно-временной континуум интерпретируется, и как физический, и как психологический и как гуманитарный конструкт когнитивной деятельности.

Ключевые слова: технология обучения, содержание обучения, комплексный подход, комплексная модель, культура, пространственно-временной континуум.

В педагогических исследованиях последних лет и в проектах стандартов профессионального педагогического образования наибольшее место занимают коммуникативные и другие общекультурные компоненты компетентности выпускников, но при этом снижены требования к научной предметной подготовке специалистов, владению основами преподаваемого предмета. Эффективность любого учебного процесса определяется выбором оптимального соотношения между компонентами содержания, технологии обучения и воспитания, при котором следует учитывать и деятельностный, и структурный характер процесса познания, а также наличие категориальных уровней усвоения в представлениях мышления и языка, с од-

© Ярахмедов Г.А., 2014

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.