ЕЛ. КРЮКОВА (Волгоград)
сущность социальнопедагогического проектирования: личностный подход
Раскрываются сущность социально-педагогического проектирования, его основные принципы и закономерности; обосновываются логика проектирования социально-педагогического процесса и его этапы; выявляются факторы как условия реализации социально-педагогических процессов.
Ключевые слова: социально-педагогическое проектирование, принципы социально-педагогического проектирования, проект, этапы проектирования, факторы социально-педагогического проектирования.
Социально-педагогическое проектирование является одним из направлений социального проектирования, под которым понимается возможность проектировать социальные процессы и явления. В качестве объекта могут выступать различные социальные институты. Цель социального проектирования состоит в организации процесса, который дает начало изменениям в социальной среде. В научной литературе существует ряд подходов к пониманию социального проектирования. Их объединяет идея о том, что социальное проектирование является своеобразным духовным образованием. Социально-педагогическое проектирование, следовательно, также относится к духовной сфере. Что значит проектировать? Это значит задумываться, составлять проект в уме, мысленно представлять себе что-либо как целое, как систему. Возникая на базе социального прогнозирования и предвидения, социально-педагогическое проектирование отличается целенаправленным воздействием на социально-педагогическое пространство, основанное на самоопределении автора. Если представление о будущем результате соотнесено с представлением о процессе достижения этого результата, то совокупность данных представлений можно назвать проектом. Проектирование социально-педагогической системы - творческий процесс, который требует от создателя проекта владения приемами системного проектирования.
Таким образом, в проектировании можно выделить всего две его возможные функции - совершенствования и преобразования социальных систем. Совершенствование возможно и без использования системного подхода. Проект - достаточно сложная система преобразований. Его замысел зависит от субъективного фактора - понимания автором целей, задач, условий реализации проекта. При этом допускаются широкий диапазон действий, возможность различного варьирования. Кроме того, нельзя четко зафиксировать исходные характеристики социальных процессов, которые проектируются. к особенностям социально-педагогических систем относится их динамичность: человеческие отношения и цели подвержены постоянным изменениям, поэтому проекты не могут быть рассчитаны полностью, они имеют вероятностный характер. Социально-педагогический проект -это всегда процесс, который постоянно анализируется, корректируется в ходе реализации. Реализация замысла подвержена действию принципа неопределенности. И все же проектирование в социальных системах - не просто предвидение, оно связано с изучением сущности социально-педагогических закономерностей, исследованиями в педагогической области, с психологическими особенностями развития личности, с тенденциями влияний окружающей среды и определенными социальными условиями разработки и реализации проекта. Законосообразность и обоснованность проектов обеспечивают принципы, которые необходимо учитывать при проектировании социально-педагогических систем. Под принципами понимают общие теоретические положения, отражающие объективные закономерности.
Принцип комплексного подхода к проектированию предполагает учет изменений, происходящих в социальных условиях, в самой развивающейся личности, что ведет к появлению новых закономерностей, которые необходимо принять во внимание. При этом автор проекта, находящийся на определенных методологических позициях, вынужден доказывать, обосновывать происходящие изменения с иных методологических подходов.
Принцип системного подхода мы понимаем как систему подходов к социальнопедагогическим процессам, ни один из которых не может претендовать на безусловную
© Крюкова Е.А., 2012
истинность. Это означает отказ от универсализации любой системы (В.В. Сериков). В проектировании с системностью связаны единство и разнообразие социально-педагогических процессов, их взаимовлияние, взаимодополни-тельность, взаимосвязь.
Принцип непрерывности в организации социально-педагогического проектирования подчеркивает важность организации этапов проектирования, обосновывает взаимосвязь и взаимозависимость предыдущего этапа с последующим. Это требует от проектировщика определять цели каждого этапа, обеспечивать его частичную завершенность с перспективой на полную завершенность. Проектировочная деятельность включает множество относительно замкнутых актов «практической деятельности», ставших затем объектом анализа (Г.П. Щедровицкий).
Принцип дополнительности связан с предыдущим принципом. Для того чтобы проект неоднократно анализировался и совершенствовался, необходимо введение дополнительных условий, которые позволяли бы совершенствовать систему, исключив из нее те факторы, которые создают помехи развитию. Кроме того, принцип дополнительности позволяет обратиться к другим системам (подсистемам), более развитым и способным привести к успеху.
Принцип оптимальности не означает получение максимального результата при минимальных затратах, как в экономических системах, а подразумевает учет приоритетов в процессе проектирования, определении основного звена на том или ином этапе, ориентацию на конечный результат, нейтрализацию энтропийных явлений.
Принцип единства деятельности и отношений требует в процессе проектирования ориентирования не только на овладение каким-либо видом деятельности, ее компонентом, но и на виды деятельности, рассматриваемые в контексте педагогических отношений. При этом совершенствование личности является главной целью проектирования педагогических отношений, в системе которых человек для другого человека может выступать только как цель, но никогда - как средство.
Принцип многообразия подразумевает плюрализм в противоположность монизму. При проектировании социальнопедагогических систем всегда учитывается наличие другого - отличного от нас, у которо-
го есть свои интересы, право на автономность, способность заново решать свою судьбу и без нас, со своими ценностями и внутренним миром. Учитывая это, автор проекта всегда спроектирует несколько вариантов ситуации развития личности, исходя из особенностей того, другого, третьего.
Принцип нелинейного развития социально-педагогических систем означает, что динамичность, многообразие социальных явлений не позволяют строго очертить все грани и контуры проекта. Всегда какие-либо подсистемы «вырвутся» вперед, другие станут отставать. Стохастический характер живых систем как раз и отличает их от экономических, кибернетических, технических и др. Переход от линейной, заранее заданной системы развития к нелинейной и надо учитывать проектировщику.
С чего начинается любой проект? С личности, которая имеет свои замыслы, цели, представления. Именно личность педагога обеспечивает связь образовательно-воспитательного процесса с социальной действительностью. Способность воздействовать на духовный мир другого человека отличает педагогическую деятельность от любой другой. Согласно идеям личностного подхода (Е.В. Бондаревская, В.В. Горшкова, И.А. Колесникова, В.В. Сериков), личность учителя и ученика воспринимается как абсолютная ценность, как субъект, носитель определенных личностных функций, среди которых мотивация и принятие роли или деятельности, коллизийное видение действительности, рефлексия образа Я, смыслотвор-чество, опосредование внешних воздействий, обеспечение автономности и устойчивости внешнего мира, ответственность за избираемые варианты поведения. Личностные функции в данном случае являются не характерологическими характеристиками, а теми проявлениями человека, которые реализуют его способность «быть личностью». Общение, обмен смыслами, взаимопонимание, актуализация личностного потенциала учителя и ученика -в этом заключается сущность данного подхода. Единицей учебно-воспитательного процесса является личностно ориентированная ситуация, которая делает востребованными личностные функции. теоретическая модель такой ситуации учитывает следующие характеристики: ориентировочную информацию, стимулы саморазвития индивида, предметную сферу, коммуникативную деятельность, варианты развития ситуации, состав и функции
участников ситуационного взаимодействия, ценностное содержание общения.
При проектировании недостаточно усвоить закономерности. Необходимо учитывать то, что в социуме существует сложная многоуровневая иерархия, которую автор проекта не может игнорировать. Это политикоидеологический уровень, задающий направленность всей социально-педагогической системы в виде социального запроса. Например, сегодня приоритет отдается общечеловеческим ценностям, утверждению независимости и самостоятельности людей, признанию уникальности и неповторимости каждого члена общества.
Социально-экономический уровень обеспечивает материально-техническую базу для реализации проекта; научно-теоретический -вооружает авторов проектов теми объективными законами, которые позволяют развивать социально-педагогические процессы; практический - объединяет организационные и психологические умения проектировщика, которые позволяют ему ввести в действие огромный социальный механизм для реализации своего проекта. Поскольку системообразующим звеном в приведенной иерархии является цель проектирования, то действие всех уровней, принятие решений на любом этапе не должны противоречить достижению данной цели.
Социально-педагогические системы, как правило, не появляются путем самоорганизации, для их запуска и становления необходимы осознанные организационные усилия. Этапом, предваряющим запуск, и является проектирование - попытка представить и осознать структуру и функции желательной для организаторов образовательной системы. В традиционной образовательной системе место проектирования занимает подробная и тщательная регламентация всех деталей. Нельзя не отметить, что в отношении гуманитарных систем сама постановка вопроса о проектировании может вызвать недоумение. Действительно, представление о проектировании связывается обычно с техническими, искусственными системами. Однако социально-педагогическая система есть гуманитарная система, поэтому в контексте гуманитарно-системного подхода основными направлениями проектирования являются организация пространства взаимодействия, налаживание гуманитарного стиля взаимодействия, способы организации диалога между подсистемами самой образова-
тельной системы, характер взаимодействия с внешней средой, способы оценки эффективности результатов [1].
Успех реализации проекта во многом зависит от этапов (фаз) проектирования, что представляет собой логику проектирования. Разные авторы предлагают различные варианты. так, дж. Ван Гиг при проектировании социальных систем выделяет три фазы: формирование стратегии и предварительное планирование; оценивание предлагаемых вариантов; реализация, анализ результатов, коррекция в ходе реализации [2]. Исследователь управленческих процессов В.М. Шепель вычленяет пять этапов проектирования:
- разработку теоретически обоснованного проекта (концепция);
- установление процедур ее реализации (нормативно зафиксированных этапов реализации);
- разработку пакета инструментария для каждого из этапов;
- создание критериев замера и методов определения результатов реализации замысла;
- разработку условий и средств защиты прав человека и его достоинства в конкретной ситуации [3].
Исходя из вышеизложенных теоретических положений, предлагаем нашу логику проектирования социально-педагогического процесса: 1-й этап - разработка замысла (общего представления о системе факторов, обеспечивающих достижение цели); 2-й этап - постановка цели с учетом трех источников целепо-лагания; 3-й этап - сбор необходимой информации и отбор средств по реализации поставленной цели, которые в конкретных условиях могут обеспечить ее достижение; 4-й этап -динамическое структурирование процесса; 5-й этап - продумывание вариантов развития взаимодействий субъектов в процессе общения; 6-й этап - диагностика результатов; 7-й этап -оформление процесса и результатов проектирования. Признавая, что проектирование является достаточно сложным видом деятельности, следует заметить, что замысел проекта зависит не только от общих закономерностей, но (в большей степени) и от субъективных факторов человеческой деятельности. Среди них можно выделить наличие свободы как условия целетворения и самопроектирования. Имеются в виду свобода негативная, т.е. свобода от внешних ограничений, и позитивная, необходимая для достижения каких-либо поставленных целей и задач. основу первой составля-
ет система прав, бытующих в данном обществе. Эта свобода создает условия для полного проявления свободы второго рода - свободы созидания, самостроительства, преобразования мира в соответствии с поставленными субъектом целями, его собственным пониманием смыслов своей жизни. такая свобода является источником замысла и реализации проекта ее автором. Отсутствие данного условия не позволит осуществить реализацию уже первых двух этапов проектирования. Как только свобода переходит в созидающее действие, возникает необходимость проявления воли субъекта, конролирующего и мобилизующего начала этого действия. Подлинная воля связана прежде всего с позитивной свободой, с возможностью творческой постановки целей, прямо не вытекающих из данных обстоятельств, но направленных на преобразование этих обстоятельств и себя в них. Свободная воля к действию - это реальная свобода человека, его деятельная активность, изменение обстоятельств в соответствии с идеально представляемой целью.
Постановка идеальных проектов подразумевает еще один фактор - веру человека в возможность, правильность, осуществимость этих идеально представленных целей проекта. Феномен веры является необходимым атрибутом человеческого существа. Человек без веры - это человек без будущего. чтобы действовать, ему необходимо не только выбрать решение, но и быть уверенным, что именно этот ход, а не какое-либо иное решение, подходит для реализации его проекта. Ибо для того чтобы обрести нечто новое, чего еще нет в наличии, надо поверить в него как в существующее и потенциально достижимое. Вера, таким образом, пролагает пути к действию, мобилизует волю, которая, в свою очередь, цементирует ее, образуя основание уверенности в правоте избранного приложения сил. Отмеченные выше факторы мы относим к психологическим условиям реализации социальнопедагогических проектов.
В заключение сделаем некоторые выводы. Социально-педагогическое проектирование представляет собой целенаправленное воздействие на социально-педагогическое пространство как результат самоопределния его автора. Задачами социально-педагогического проектирования являются:
- прогнозирование развития личности;
- создание целостной ситуации развития личности;
- обеспечение условий для востребованности личностных функций;
- актуализация внутренних сил саморазвития человека, его самоопределения и становления;
- обоснование конкретных направлений самосовершенствования личности;
- координация педагогически целесообразной деятельности в процессе самоопределения человека.
Цель социально-педагогического проектирования состоит в организации процесса, который актуализирует саморазвитие человека и дает начало изменениям в социальной среде.
Социально-педагогическое проектирование - не просто предвидение или субъективное определение замысла, основанное лишь на личном опыте и интуиции. Оно всегда сопряжено с изучением социально-педагогических закономерностей, целенаправленным развитием способности к взаимодействию, с психологическими особенностями развития личности. Во многом успех проектирования определяется пониманием его логики, сущности каждого этапа. Системообразующим звеном проектирования является целеполагание, из которого выводятся остальные компоненты социальнопедагогической системы. Реализация проекта также зависит от научно-теоретической, технологической, психологической подготовки создателя.
литература
1. Гусинский Э. Н. Образование личности. М., 1994.
2. Гиг Дж. Ван. Прикладная общая теория систем. М., 1981. Т. 1-2.
3. Шепель В.М. Настольная книга менеджера. Управленческая гуманитарология. М., 1992.
Essence of social and pedagogical projecting: personality approach
There is shown the essence of social and pedagogical projecting, its main principles and regularities; substantiated the logics of projecting of social and pedagogical process and its stages: revealed the factors as the conditions of realization of social and pedagogical processes.
Key words: social and pedagogical projecting, principles of social and pedagogical projecting, project, stages of projecting, factors of social and pedagogical projecting.