Научная статья на тему 'Теоретико-методологические основания социальнопедагогического проектирования региональной семейной политики'

Теоретико-методологические основания социальнопедагогического проектирования региональной семейной политики Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
232
71
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕМЕЙНАЯ ПОЛИТИКА / РЕГИОНАЛЬНАЯ СЕМЕЙНАЯ ПОЛИТИКА / СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ / КОНЦЕПЦИЯ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ / ПРОЕКТНО-РЕГИОНАЛЬНЫЙ ПОДХОД / FAMILY POLICY / REGIONAL FAMILY POLICY / SOCIOPEDAGOGICAL PROJECTING / CONCEPTION OF SOCIO-PEDAGOGICAL PROJECTING / PROJECT AND REGIONAL APPROACH

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Власюк Ирина Вячеславовна

Обоснованы теоретико-методологические основы социально-педагогического проектирования региональной семейной политики; раскрыта сущность проектно-регионального подхода как научнопрактической стратегии, определяющей ориентиры региональной семейной политики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Власюк Ирина Вячеславовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

There are substantiated the theoretical and methodological foundations of socio-pedagogical projecting of the regional family policy; revealed the essence of project and regional approach as a scientific and practical strategy, which determines the guidelines of the regional family policy.

Текст научной работы на тему «Теоретико-методологические основания социальнопедагогического проектирования региональной семейной политики»

И.В. ВЛАСЮК (Волгоград)

теоретико-методологические основания социальнопедагогического проектирования региональной семейной политики

Обоснованы теоретико-методологические основы социально-педагогического проектирования региональной семейной политики; раскрыта сущность проектно-регионального подхода как научнопрактической стратегии, определяющей ориентиры региональной семейной политики.

Ключевые слова: семейная политика, региональная семейная политика, социально-педагогическое проектирование, концепция социально-педагогического проектирования, проектно-региональный подход.

В период перехода к постиндустриальному обществу семья рассматривается в качестве важнейшей сферы общественной практики, что подвигло государство к принятию неотложных и решительных мер по фундаментальной поддержке и стабилизации социального института семьи. Как социокультурная ценность семья остается для государства единственным средством, гарантирующим качественное воспроизводство населения.

Особую актуальность приобретает вопрос о коренном переосмыслении и формировании нового качества отношения государства к семье, ее социализации в условиях перемен, происходящих в последнее время в системе российского образования. Когда на первый план выдвигаются иное содержание, иные подходы, а также иной педагогический менталитет, требующий своевременной координации и оптимизации образовательных структур, необходимо проведение не только на федеральном, но и на региональном уровне мероприятий, направленных на укрепление семьи, семейных ценностей, привлечения общественного внимания к проблемам семьи. В последнее десятилетие вопрос разработки развернутых региональных программ семейной политики становится приоритетным; внутри социальной политики вычленяется область семейной политики, конкретизируется сфера ее компетенции, определяются оптимальные типы и модели семьи, формы семейного поведения.

В условиях стремительных изменений современной социокультурной ситуации естественным состоянием региональной системы образования является перманентный процесс развития. Целенаправленность и устойчивость региональных систем образования могут быть обеспечены широким включением проектных технологий в процесс управления развитием семьи. Трудность деятельности в региональных системах проявляется в том, что сам процесс проектирования и его результат - проект - во многом определяются особенностями объекта проектирования. Характеристики последнего задают ряд ограничений на всех этапах проектирования. Однако учесть эти ограничения при проектировании региональных систем семьи не всегда удается. Необходимы специальные исследования социальнопедагогической системы семейного воспитания и тесно связанной с ней региональной семейной политики.

Термин «семейная политика» рассматривается в различных аспектах (в зависимости от специфики трактовки понятия семьи, ее проблем и закономерностей развития), что составляет информационную и методологическую основы для формирования целей и задач семейной политики для разработки механизмов и конкретных программ ее реализации. Наиболее значимые направления в изучении региональной семейной политики - амбивалентность семьи как институциональный и групповой феномен; ее социокультурные ценности; законодательное обеспечение. В семейной политике объединены внешний (социальное взаимодействие семьи и общества) и внутренний (внутрисемейные отношения) пласты.

В регионах семейная политика испытывает те же трудности, что и на федеральном уровне. Это объясняется недостаточной научной обоснованностью региональных программ, слабым законотворчеством и взаимодействием с центральной законодательной властью; недостаточным использованием социальнопедагогических технологий анализа положения семьи, состояния семейной политики и социально-педагогического проектирования целевых программ в интересах семьи; недостаточным исследованием комплекса трудно определяемых, но имеющих важное влияние на семью природно-географических, этносоциальных, социально-психологических, социально-педагогических условий.

© Власюк И.В., 2012

Социально-педагогическое проектирование региональной семейной политики, если следовать системному построению, нужно понимать как подсистему более общей системы образования. В этой связи общие закономерности распространяются на создание, функционирование и развитие изучаемой системы.

Методология разработки теоретических основ социально-педагогического проектирования предусматривает, во-первых, диалектическую взаимосвязь педагогики и таких наук, как философия, социология, экономика, психология, физиология, а также технических, технологических наук; во-вторых, единство и взаимосвязь прогностической и педагогической концепций в решении основных задач, педагогических проблем; в-третьих, системный анализ и синтез исследуемых предметов и явлений, позволяющие установить элементный, структурный и функциональный состав объекта; в-четвертых, междисциплинарное предвидение развития региональной семейной политики.

Стратегическими направлениями разработки теории социально-педагогического проектирования являются определение прогностических предпосылок развития системы образования, новой педагогической системы проектирования, разработка методологических основ этой системы, закономерностей и принципов ее функционирования. Изучаются вопросы взаимосвязи науки и перспективных тенденций развития экономики, производства, техники, культуры, идеи интеграции в науке, технике, производстве, идеи интенсификации и индустриализации научных исследований в образовании, вопросы интеграции знаний, технологизации научных исследований, вопросы разработки научных концепций развития современного образования на основе прогностической функции педагогической науки, разработки прогностической модели специалиста, экономико-профессиональной и педагогической прогностики, образовательных процессов достижения профессионализма деятельности.

Теория социально-педагогического проектирования учитывает соотношение социальных, экономических, технических, педагогических, профессиональных прогнозов, она диалектически обоснована, предусматривает опережающее развитие семейной политики в регионе. В связи с этим разработка концепции социально-педагогического проектирования региональной семейной политики является актуальной проблемой в современных условиях

совершенствования семейного воспитания, семейной политики, механизмов ее реализации в регионе.

Социально-педагогическое проектирование региональной семейной политики мы рассматриваем как целенаправленную деятельность по разработке и прогнозированию на основе проективной модели системы мер и основных направлений семейной политики, ориентированную на ценности семьи и предназначенную к массовому использованию в социально-педагогических системах. Концепция социально-педагогического проектирования региональной семейной политики представляет собой сложную, целенаправленную, динамическую систему теоретико-методологических и методикотехнологических знаний о социальнопедагогическом проектировании региональной семейной политики. Понятийный аппарат концепции определяет ее терминологическое поле и предельно точно представляет онтологическую сторону научного знания в области ключевой проблемы. Разработанный в соответствии с принципами полноты, непротиворечивости и системности, он отражает главные компоненты изучаемого нами явления, а также методологическую основу его исследования. Такое построение влечет необходимость использования специфических понятий и терминологии смежных научных дисциплин, включая базисные (семья, политика, проект, проектирование), инвариантные (государственная семейная политика, региональная семейная политика, педагогическое проектирование, социально-педагогическое проектирование), инновационные (социальнопедагогическое проектирование региональной семейной политики) понятия.

Проектно-региональный подход как авторская позиция обусловливает целесообразную направленность социально-педагогического проектирования на региональную семейную политику, что определяется необходимостью преодоления противоречия между объективной потребностью в осуществлении эффективной семейной политики на региональном уровне и отсутствием теоретикометодологического и технологического инструментария реализации.

Проектно-региональный подход в социально-педагогическом проектировании региональной семейной политики в этом ракурсе актуален, т.к. ориентирован на создание условий самореализации семьи в мире обновляющихся коммуникаций, связей и взаимоотно-

шений в социальных системах; на предметное и социально-педагогическое обеспечение развивающей и организующей семейной сферы, определяет ориентиры целенаправленной системы деятельности семьи, педагогического сообщества и общества по претворению в жизнь согласованных общенациональных, государственных и личностных потребностей в семейной сфере. Проектно-региональный подход обеспечивает рассмотрение объекта, процесса и результата социально-педагогического проектирования как педагогических систем, т.е. систем, в которых реализуется тот или иной аспект педагогического процесса. Это позволило выявить системную природу социально-педагогического проектирования как упорядоченного воздействия проектирующей системы на проектируемую. В частности, объект социально-педагогического проектирования исследовался нами как многоаспектная система с выделением элементов, связей и системообразующих факторов. Системное понимание социально-педагогического проекта как результата проектирования позволило выявить его характеристики как подсистемы современной региональной семейной политики. При этом проект, согласно нашему исследованию, представляет собой целостную систему, использование отдельных компонентов которой не обеспечивает необходимого результата. В то же время он содержит возможности конструктивных изменений для реализации в различных условиях с сохранением системной целостности.

Логика реализации проектно-регионального подхода обеспечивает достижение целей социально-педагогического проектирования региональной семейной политики, если:

а) цели социально-педагогического проектирования выводятся с учетом уровня и темпов развития общества, потребностей личности и возможностей общества, уровня и возможностей педагогической науки и практики; б) содержание опирается на общественные потребности семьи и личности, уровень развития теории и практики семейной политики; в) результат находится в сфере социальных мотивов, идеалов и ценностей, ожиданий и притязаний семейной сферы в гармонизации взаимодействия с обществом.

Процесс социально-педагогического проектирования на основе проектно-регионального подхода продуктивен при наличии когнитивной (ориентация на познание человека, взаимосвязей человека, природы и общества), антропоцентрической (направленность на по-

требности и отношения человека к себе, Другому, к обществу, субъектность его жизнедеятельности, самообразование) и рациональной (нацеленность на инновационные способы освоения и преобразования социума) направленности региональной семейной политики, что актуализирует значимые функции семейной политики с нескольких точек зрения:

• государства - демографическая, жизнеохранительная, воспитательная и социализирующая, воспроизводящая (государство заинтересовано в расширительном воспроизводстве населения, улучшении качества здоровья населения, в эффективной социализации детей, обеспечивающих его экономическую, политическую, военную безопасность и дальнейшее развитие общества);

• семьи и семейных ценностей - рождение и воспитание детей, передача им материальных и духовных ценностей, сохранение и поддержание здоровья своих членов, рост благосостояния, повышение профессионального и социального статуса своих членов, формирование новой и сохранение старой традиционной системы семейных ценностей.

Для определения основ социальнопедагогического проектирования мы использовали также аксиологический подход, который чрезвычайно важен для данного исследования по следующим основаниям: позволяет рассматривать социально-педагогическое проектирование а) с позиций образовательных целей - базисных ценностей общества;

б) как ценность непрерывного педагогического образования; ориентирует на выявление многообразных связей самореализации человека, представляющих в отдельности особую ценность, и сведение их в единую концепцию; способствует ценностно-смысловой оценке социально-педагогического проектирования региональной семейной политики. Единство аксиологического и проектно-регионального подходов послужило источником и способом познания, комплексным способом социальнопедагогического проектирования, основой оценки регионального проекта семейной политики.

Информационный подход исполнял роль практико-ориентированной тактики исследования социально-педагогического проектирования региональной семейной политики. Это потребовало выявления ее практических аспектов на основании совокупного научного опыта. Информационный подход в совокупности с проектно-региональным и аксиологическим обеспечивал поэтапное структурирова-

ние информации, отражающей опыт педагога-проектировщика, его представления, ценностные ориентации. Результат переработки информации фиксировался в педагогическом проекте, представляющем собой проективную модель, которая обеспечивала массовое использование и коррекцию разработанного проекта. Таким образом, процесс социальнопедагогического проектирования региональной семейной политики всегда оставался открытым, предполагающим постоянное обогащение информации.

Ядро концепции составляют закономерности и принципы социально-педагогического проектирования региональной семейной политики. Перечислим их.

1. Закономерность действенности, согласно которой процесс социально-педагогического проектирования региональной семейной политики представляет собой информационно упорядоченное воздействие проектирующей системы на проектируемую (так раскрываются сущностные особенности исследуемого феномена, знание которых позволяет грамотно строить взаимодействие с объектом и предвидеть результаты его развития). Из данной закономерности вытекают принципы системности, технологичности и обратной связи.

2. Причинно-следственная закономерность, в соответствии с которой возможность социально-педагогического проектирования региональной семейной политики обеспечивается согласованностью потребностей педагогической теории и практики, личностных ценностных ориентаций педагога, материальных и интеллектуальных ресурсов. Данная закономерность вскрывает причинно-следственные связи процесса социально-педагогического проектирования с объективно существующими факторами, оказывающими на него непосредственное влияние и определяющими саму возможность проектировочной деятельности, а также ее содержание и результат. Сюда от-

носятся принципы перспективности, развития ценностных ориентаций, достаточности ресурсов.

3. Закономерность эффективности отражает зависимость эффективности социальнопедагогического проектирования региональной семейной политики от качества информационного обеспечения и ограничена особенностями решаемой педагогической проблемы. Она определяет возможности совершенствования социально-педагогического проектирования и получения максимального результата при снижении затрат. Из данной закономерности вытекают принципы оперативности и истинности информации, решаемости проблемы, целенаправленности.

В отдельную группу выделены принципы, общие для выявленных закономерностей и потому имеющие в определенном смысле универсальный характер. К ним мы относим принципы научности, доступности, реализуемости, гибкости, оптимальности.

Таким образом, формируя в организационном и информационном аспектах системную связь теории с практической деятельностью, ядро концепции обеспечивает ее научный статус и характеризует специфику проектировочного процесса через практические требования к его осуществлению.

Theoretical and methodological foundations of socio-pedagogical projecting of the regional family policy

There are substantiated the theoretical and methodological foundations of socio-pedagogical projecting of the regional family policy; revealed the essence of project and regional approach as a scientific and practical strategy, which determines the guidelines of the regional family policy.

Key words: family policy, regional family policy, socio-pedagogical projecting, conception of socio-pedagogi-cal projecting, project and regional approach.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.