19 (52) - 2009
СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ
сущность, состав и эволюция системы управления устойчивым развитием региона
а. п. тяпухин,
доктор экономических наук, профессор, заведующий кафедрой менеджмента
а. т. раимова,
кандидат технических наук,
доцент кафедры теоретических основ электротехники Оренбургский государственный университет
В статье уточнена сущность, дана классификация, обоснован состав, отражена эволюция и раскрыто содержание составляющих систем управления устойчивым развитием региона, определены их взаимосвязи и последовательность использования. Обосновано содержание функций, выполняемых системой управления устойчивым развитием региона, предложена последовательность проектирования, формирования, функционирования и оптимизации систем данного типа.
Ключевые слова:устойчивое развитие, экономика, регион, менеджмент, система управления, оптимизация.
В конце 1980 гг. в зарубежной литературе в области экономики и экологии, социологии и политологии , глобалистики и права, как и в других гуманитарных науках, термин «устойчивое развитие» получил достаточно широкое распространение. Под «устойчивым развитием» понималось социально-экономическое и экологическое развитие, направленное на сохранение мира на всей планете, на разумное удовлетворение потребностей людей при одновременном улучшении качества жизни ныне живущих и будущих поколений, на бережное использование ресурсов планеты и сохранение природной среды. Стержень данной концепции составляют:
• постулат о том, что развитие экономики может и должно быть таким, чтобы оно не сопровождалось опасным загрязнением и разрушением природной среды;
• признание единства и многообразия вариантов социально-экономического и экологического развития различных стран и народов;
• утверждение примата гармонии в отношениях между людьми, между обществом и природой;
• убеждение в том, что основой социально-экономического развития должны быть свобода, а не насилие, гуманизм, а не вражда.
По решению Генеральной Ассамблеи ООН в 1983 г. была создана Международная комиссия по окружающей среде и развитию (МКОСР). В ее задачу входила срочная разработка глобальной эколого-экономической программы и путей ее реализации в мире в ближайшие десятилетия. В марте 1987 г. работа была закончена и программа опубликована в том же году Оксфордским университетом под названием «Наше общее будущее». В ней впервые сформулированы основные положения концепции устойчивого развития. По постановлению Генеральной Ассамблеи ООН доклад МКОСР разослан всем правительствам (и руководящим органам системы ООН) для составления своих национальных программ и выполнения их на практике. Решения МКОСР получили одобрение Генеральной Ассамблеи ООН и положены в основу очередного документа ЮНЕП «Экологические перспективы до 2000 г. и на последующий период».
В ходе работы над «Нашим общим будущим» члены МКОСР сосредоточили внимание на решении двуединой задачи: не только накормить в ближайшие годы сотни миллионов голодающих землян и ликвидировать широко распространенную в мире нищету, удовлетворив основные потребности всех ныне живущих людей, но и перестать обездоливать последующие поколения землян. Мы заимствуем
- 21
«экологический капитал» у будущих поколений, отнюдь не намериваясь и не имея возможности вернуть долг. Они, быть может, проклянут нас за наше расточительство, но никогда не смогут добиться возврата капитала. Мы так ведем себя по той причине, что некому заставить нас возвращать долги: будущие поколения не голосуют, они не имеют ни политической, ни финансовой власти; они не могут оспорить наши решения [4].
Нельзя не заметить того, что, начиная с 1992 г. государства совместными усилиями развивают и совершенствуют концепцию устойчивого развития, придавая ей новую значимость каждые десять лет:
• 1972 г. — Стокгольмская декларация;
• 1982 г. — Конвенция по морскому праву, в которой одним из важных положений является устойчивое использование ресурсов моря, защита морских ресурсов, охрана морской среды в целом;
• 1992 г — Конференция ООН по проблемам окружающей среды и развитию в Рио-де-Жанейро;
• 2002 г. — Саммит по устойчивому развитию в Йоханнесбурге.
В целом можно сказать, что устойчивое развитие регионов, как и устойчивое развитие в целом — цель труднодостижимая. Ведь в общественной жизни в неразрывной связи действует система факторов: политических, экономических, социальных, правовых, культурных, национальных, конфессиональных, демографических, каждый из которых имеет свои подсистемы, свои структуры. Противоречивость внутри каждого из факторов, противоречивость между этими факторами сама по себе выступает антиподом устойчивому развитию. Эта противоречивость определяется различиями, а порой и противостоянием индивидуальных, групповых, классовых, национальных интересов, которые в истории человечества уже неоднократно выражались в конфликтах и катаклизмах, отбрасывавших его далеко назад. Поэтому само по себе «развитие» основано на борьбе таких противоречий, нарушающих устойчивость этого мира. Возможность же устойчивого развития опирается на объективную закономерность, состоящую в том, что живым системам, к которым относится и человеческое общество, свойственно стремление к самосохранению. Такое развитие должно быть постоянным, устойчивым, в противном случае обществу грозит застой, являющийся противодействием прогрессу как необходимому условию обеспечения нормальной жизнедеятельности человечества.
В современной науке существуют различные подходы к определению устойчивого развития,
22 -
делается много попыток выделить основные слагаемые устойчивости. В частности, Д. Медоуз и Й. Рандерс считают, что из множества определений устойчивости следует выделить наиболее простое: устойчивое общество — это общество, способное существовать в течение жизни многих поколений, общество достаточно дальновидное, гибкое, мудрое, чтобы не разрушать поддерживающие его физические или социальные факторы. Всемирная комиссия по окружающей среде и развитию облекла это определение в такие слова: устойчивое общество — это общество, «удовлетворяющее нужды сегодняшнего поколения, не лишая будущие поколения возможности удовлетворять их собственные нужды» [2]. В концепции «устойчивого развития», выдвинутой на конференции в Рио-де-Жанейро, важное место занимает проблема окружающей среды. Однако концепция «устойчивого развития» требует исследования всех ее звеньев и структур и должна рассматриваться во многих аспектах: политико-правовом, экономическом, социальном, международном и информационном.
Итак, можно сказать, что концепция устойчивого развития регионов представляет собой систему взглядов, представлений о новом выстраивании общественных отношений во всей системе общества и природы. Важно также отметить, что концепция вводит два новых понятия: понятие потребностей человека и понятие ограничений человеческой деятельности. Причем речь идет о переходе на новые цивилизационные отношения, существенно ограничивающие человеческую деятельность по воздействию на окружающую среду. Если до сих пор на основании учений В. И. Вернадского, Э. Леруа и Т. Шардена считалось, что человечество способно управлять биосферой, что «под влиянием научной мысли и человеческого труда биосфера переходит в новое состояние — в ноосферу» [1], то сегодня, как правильно отмечается в литературе, происходит процесс «переосмысления сути той техногенной цивилизации, при которой человечество пребывает сегодня» [5]. Концепцией устойчивого развития регионов ставится качественно иное направление развития регионов. Если путь в ноосферу, каким бы научно обоснованным он ни был, все же является антропоцентрическим и катастрофическим уже в ближайшем времени, то путь устойчивого развития является «поощрительным» для биосферы и ограничительным для человека. Но при его реализации человечество получает безопасную для себя окружающую среду и оптимистическую перспективу на века.
Обеспечение устойчивого развития регионов в нестабильных условиях внешней среды является одной из наиболее актуальных проблем мировой экономики, которая до сих пор не нашла приемлемого решения. В немалой степени это обусловлено отсутствием либо недостаточным уровнем проработки теоретико-методологического инструментария проектирования, формирования, функционирования и оптимизации систем управления устойчивым развитием регионов с учетом специфики их деятельности. Проведение работ в данном направлении предполагает определенную последовательность действий (рис. 1).
Более подробно остановимся на теоретических и методических положениях, связанных с системой управления устойчивым развитием региона.
Ранее нами была уточнена сущность понятия «устойчивое развитие региона», которая была связана с установлением такого его признака как «доведение текущего состояния объекта до его желаемого состояния в соответствии с его потребностями и возможностями, предоставляемыми внешней средой». Данный признак позволяет увязать мотивы развития объекта с состоянием внешней среды, обеспечивая при этом его устойчивость за счет варьирования уровнем потребностей в соответствии с имеющимися возможностями или угрозами со стороны внешней среды.
Изложенные ранее предпосылки позволяют уточнить сущность системы управления устойчивым развитием региона, под которой мы понимаем совокупность упорядоченных и взаимосвязанных целей, задач, стратегических направлений развития региона и приоритетов его развития, подходов к управлению, принципов, методов, подходов, процессов и их владельцев, функций, персонала, средств и предметов труда, структуры и потенциала, обеспечивающих доведение текущего состояния региона до его желаемого состояния в соответствии с существующими потребностями населения и возможностями, предоставляемыми внешней средой при осуществлении миссии данного региона.
Проведенный нами анализ с использованием данного признака позволил выявить состав составляющих системы управления устойчивым развитием региона, их взаимосвязи и последовательность использования данных элементов (рис. 2).
Рис. 1. Последовательность действий, связанных с деятельностью системы управления устойчивым развитием региона
Исследование представленных данных позволяет сделать следующие выводы:
• система управления устойчивым развитием региона должна учитывать интересы участников экономических отношений, действующих на территории данного региона, к числу которых следует отнести жителей региона (включая будущие поколения), потребителей продукции, услуг и работ, лиц наемного труда (в том числе из других регионов), собственников хозяйствующих субъектов, высший менеджмент данных хозяйствующих субъектов, инвесторов, поставщиков ресурсов, инноваторов, государственных, региональных и муниципальных органов управления, федеральные министерства и ведомства, общественные организации и политические партии;
• широкое разнообразие участников экономических отношений, действующих на территории данного региона, предполагает согласование их интересов, что является достаточно трудоемким процессом, без которого невозможны создание и эффективное функционирование системы управления устойчивым развитием региона;
• результатами функционирования системы управления устойчивым развитием региона являются не только продукция, услуги и работы, производимые или осуществляемые на его территории, а также, например, получение средств к существованию и жизнедеятельности, социальные гарантии, сохранение окружа-
- 23
Рис. 2. Состав составляющих системы управления устойчивым развитием региона, их взаимосвязи и последовательность использования данных элементов
ющей среды, гарантии для будущих поколений, моральные стимулы развития и др.; • каждой выделенной нами составляющей системы управления устойчивым развитием региона можно дать характеристику и описать состав ее
основных элементов. Данный аспект исследований представлен в табл. 1; • широкое разнообразие элементов, составляющих системы управления устойчивым развитием региона, и различные формы их взаимодействия предопределяют необходимость классификации систем данного типа, которая представлена в табл. 2.
Функционирование системы управления устойчивым развитием региона осуществляется в условиях неопределенности, сложности, долго-временности и новизны факторов внешней среды, а также широкого разнообразия взаимодействия данных факторов между собой. Данная особенность функционирования регионов предопределяет необходимость адекватной реакции системы управления устойчивым развитием региона на указанные факторы, главные из которых представлены в табл. 3.
Сведения, приведенные в таблице, могут быть дополнены за счет использования таких классификационных признаков как объект управленческой деятельности (информация, методы исследования) и тип функций подготовки управленческих реакций на факторы внешней среды региона (исследовательские, прикладные).
В результате анализа данных, приведенных в табл. 3, можно выделить приоритетные функции, выполняемые в рамках подготовки управленческих решений в области устойчивого развития региона (рис. 3).
Сведения, представленные на рис. 3, являются основой для реализации функций управления устойчивым развитием региона, которые находятся
Составляющие системы Состав элементов составляющих системы управления устойчивым развитием региона
Стратегические направления развития региона Экономическое, управленческое, социальное, культурное, инновационное, инвестиционное, охрана окружающей среды, забота о будущих поколениях, антикризисное, взаимодействия с другими регионами (в том числе приграничное сотрудничество)
Приоритеты развития региона Валовой региональный продукт / реальная заработная плата; ожидаемая продолжительность жизни / обеспеченность услугами социальной сферы, здоровый образ жизни / патриотизм; привлечение инвестиций / эффективность инвестиций; состояние окружающей среды (ОС) / улучшение компонентов ОС; разведанные запасы полезных ископаемых / темпы их освоения; превентивные действия в области антикризисного управления / снижение последствий кризисов; количество и качество межрегиональных связей / объемы экспорта-импорта и др.
Цели Обеспечение роста качества жизни населения региона; создание и поддержание гарантий непрерывного повышения благосостояния жителей региона в долгосрочной перспективе; удовлетворение потребностей жителей региона в условиях нестабильности его внешней среды
Таблица 1
Содержание системы управления устойчивым развитием региона
Продолжение табл. 1
Составляющие системы Состав элементов составляющих системы управления устойчивым развитием региона
Задачи Постоянный мониторинг региональных и межрегиональных рынков; анализ потребностей региональных и межрегиональных рынков и определение перспективных видов продукции и услуг, которые могут быть реализованы в их пределах; проведение подготовки производства продукции или оказания услуг силами хозяйствующих субъектов региона; внедрение перспективных управленческих технологий, например, тотального качества продукции, управления цепями поставок, маркетинга взаимоотношений, информационных технологий; совершенствование социального обеспечения жителей региона; создание предпосылок для разработки и внедрения инноваций; внедрение природоохранных технологий и др.
Потенциал региона Интеллектуальный; ресурсный; технологический; маркетинговый; инвестиционный; организационно-экономический; социальный
Подходы к управлению устойчивым развитием региона Системный, институциональный, комплексный, структурный, процессный, функциональный, воспроизводственно-эволюционный, региональный, национальный, международный, ситуационный, стратегический, исторический, адаптивный, профилактический, прагматический, оптимизационный, поведенческий, традиционный, директивный, нормативный, формальный, логический, стандартизаци-онный, аналитический, маркетинговый, предпринимательский, деловой, инновационный, новаторский, мотивационный, ресурсный, однодисциплинарный, эксклюзивный, многодисциплинарный, корпоративный, интеграционный, экономический, социальный, правовой, экологический
Технология Технологии переработки ресурсов: материальных, информационных, финансовых; технологии работы с персоналом предприятия, официальными лицами хозяйствующих субъектов, с потребителями; технологии работы со средствами труда; технологии менеджмента, экономического анализа, учета, маркетинга, логистики, финансов
Принципы Целостности системы; взаимосвязанности и взаимодействия ее элементов; обусловленности функций; иерархичности; автономности элементов системы; согласованности, синхронности и ритмичности; адаптивности и гибкости; управляемости; многофункциональности и многоаспектности; прозрачности и оптимальности; научности; целесообразной гибкости; целевого, технико-экономического и правового единства; пропорциональности; максимальной экономии времени и согласованности работ во времени; превентивности; надежности; параллельности; вариантности
Методы Административные (организационные и распорядительные воздействия, материальная ответственность и взыскания, дисциплинарная и административная ответственность и др.); экономические (плановое ведение хозяйства, коммерческий расчет, рыночное ценообразование, оплата труда, формы собственности, ценные бумаги и др.); социологические (личностные качества, мораль, партнерство, соревнование, общение, конфликты, переговоры и др.); психологические (тип личности, темперамент, характер человека, интеллектуальные способности, способы психологического воздействия и др.)
Структура Бюрократическая; дивизиональная; адаптивная; органическая
Процессы развития региона и их владельцы В сферах: маркетинга, подготовки производства, закупок, производства, сбыта, послепродажного обслуживания, финансирования, межорганизационного взаимодействия, социального обеспечения, охраны окружающей среды, межрегионального сотрудничества, культуры, образования, медицины, обороны, охраны общественного порядка, чрезвычайных ситуаций и др.
Функции Исследование, целеполагание, планирование, прогнозирование, организация работ, мотивация, регулирование, координация, мониторинг, анализ и синтез, контроль, учет, нормирование, принятие управленческих решений
Персонал Жители региона (включая будущие поколения); потребители продукции, услуг и работ; лица наемного труда (в том числе из других регионов); собственники хозяйствующих субъектов; высший менеджмент данных хозяйствующих субъектов; инвесторы, поставщики ресурсов, инноваторы; персонал государственных, региональных и муниципальных органов управления, федеральных министерств и ведомств; персонал общественных организаций и политических партий
Окончание табл. 1
Составляющие системы Состав элементов составляющих системы управления устойчивым развитием региона
Средства труда Станки, инструменты, оборудование, коммуникации, лабораторные установки, компьютерное обеспечение; механические и электронные устройства; транспортные средства; офисная техника; средства связи и др.
Предметы труда Информация, материальные и финансовые ресурсы, методики исследования, принятия решений, управления и др.
Таблица 2
Классификация систем управления устойчивым развитием региона (СУУРР)
Классификационный признак Виды СУУРР
1. Приоритет хозяйственной деятельности СУУРР основных, вспомогательных и обслуживающих процессов
2. Уровень системы СУУРР микро-, мезо-, макроуровней
3. Уровень кооперации внутри СУИД СУУРР с высоким, средним и низким уровнями кооперации
4. Наличие потенциала развития СУУРР, имеющая потенциал развития и не имеющая его
5. Источник развития СУУРР СУУРР, способная развиваться самостоятельно и с привлечением сторониих специалистов
6. Универсальность СУУРР Универсальные или специализированные СУУРР
7. Получение прибыли СУУРР предпринимательские и непредпринимательские
8. Уровень риска СУУРР, функционирующие при высоком, среднем и низком уровнях риска
9. Длительность инновационного цикла СУУРР с коротким, средним и длительным инновационным циклом
10. Тип рынка СУУРР, функционирующие на монополистическом, олигополистическом и конкурентном рынках
11. Перспективы развития СУУРР с экстенсивным и интенсивным развитием
12. Тип стратегии развития СУУРР со стратегиями: превентивной, консервативной, идеальной, радикальной
13. Реализуемая концепция управления СУУРР, функционирующие в рамках концепций производственного менеджмента, маркетинга и логистики
14. Уровень централизации функций управления СУУРР, осуществляемые в рамках централизации и децентрализации функций управления
15. Принадлежность к территории СУУРР местные, региональные и межрегиональные
16. Объект приращения СУУРР с приращением материального, нематериального потенциалов, с приращением благосостояния населения
17. Формализация задач развития региона СУУРР с формализованными и неформализованными задачами развития
18. Источники привлекаемых ресурсов СУУРР с собственными и с привлекаемыми ресурсами
Таблица 3
Управленческие реакции (действия) системы управления устойчивым развитием региона на наиболее сложные виды факторов внешней среды
Виды воздействия факторов внешней среды Управленческие реакции (действия) системы управления устойчивым развитием региона
Неопределенность факторов внешней среды Сбор, обобщение, анализ, передача информации, раскрытие неопределенности внешней среды
Сложность факторов внешней среды Структуризация и интеллектуальная обработка информации, разработка мероприятий по нейтрализации негативных факторов и использованию позитивных факторов внешней среды
Долговременность факторов внешней среды Оценка воздействия факторов на систему и процесс управления устойчивым развитием региона и разработка мероприятий по их оптимизации
Новизна факторов внешней среды Уточнение традиционных и разработка новых методов исследования и оптимизации региональных социально-экономических систем
между собой в определенном сочетании и взаимозависимости. Удачное решение данного вопроса найдено В. Г. Медынским [3]. Со своей стороны, нами предлагаются некоторые корректировки варианта данного автора с учетом особенностей
объекта исследования и сведений, представленных в табл. 1.
Окончательный вариант реализации функций управления устойчивым развитием региона представлен на рис. 4.
В процессе функционирования системы управления устойчивым развитием региона претерпевают ряд изменений, которые обусловлены макроэкономическими тенденциями. Так, например, И. Ансофф [2] выделяет четыре основных этапа современной экономики:
• 1820—1900 гг. — промышленная революция;
• 1900—1930 гг. — этап массового производства;
• 1930—1950 гг. — этап маркетинга;
• с 1950 г. до настоящего времени — постиндустриальная эпоха (Д. Белл) или «век скидок» (П. Друкер). Очевидно, что характеристики данных этапов
накладывают ограничения на функционирование систем управления устойчивым развитием регио-
Рис. 3. Приоритетные функции, выполняемые в рамках подготовки управленческих решений в области устойчивого развития региона
на. Особенности систем данного типа в зависимости от того или иного этапа развития современной экономики представлены в табл. 4.
Таблица 4
Основные типы систем управления устойчивым развитием региона
Классификационные признаки Этап массового производства Этап маркетинга Постиндустриальный этап
1. Тип рынка Рынок поставщика Рынок потребителя Рынок потребителя
2. Потребности рынка Однородные Разнородные Элитарные
3. Цель региона Получение максимальной прибыли Удовлетворение потребностей рынка Обеспечение благополучия жителей региона
4. Основная задача региона Снижение себестоимости продукции и услуг Дифференциация продукции и услуг Эффективное обслуживание потребителей
5. Приоритетный тип хозяйствующего субъекта Отдельное предприятие Предприятие совместно со своими потребителями Совокупность предприятий с выделением цепей поставок
6. Преобладающий тип перерабатываемой информации Внутренняя Внешняя, о наличии потребностей рынка Внешняя, о состоянии инфраструктуры рынка
7. Типовая организационная структура системы управления Бюрократическая Дивизиональная Адаптивная или органическая
8. Функции персонала системы управления Специализированные Регламентированные Универсальные
9. Преобладающий тип деятельности Прикладной Как прикладной, так и исследовательский Исследовательский (инновационный)
10. Интеллектуальное обеспечение деятельности региона Внутренний потенциал региона Как внутренний, так и внешний потенциал предприятия Преимущественно внешний потенциал
11. Ориентация на стоимость Продукция и услуги (ориентир на материальные активы) Как материальные, так и нематериальные активы Интеллектуальная собственность (акцент на нематериальные активы)
12. Наличие межрегиональных связей Как правило, незначительны С ориентацией на потребителей из других регионов Широко развиты
Следует отметить, что система управления устойчивым развитием региона в течение хозяйственной деятельности региона постоянно подвергается как косметическим, так и кардинальным изменениям. Данное положение органично вытекает из анализа таких классификационных признаков, как:
• горизонт планирования деятельности системы управления: стратегический, оперативный;
• задачи, стоящие перед регионом (радикальные, традиционные). На основании данных факторов
можно выделить четыре фазы жизненного цикла системы управления устойчивым развитием региона, как показано на рис. 5.
Использование представленных на рис. 5 признаков позволяет решить задачу выявления содержания основных фаз жизненного цикла системы управления устойчивым развитием региона, а также направлений их изменений в рыночных условиях (табл. 5).
Таким образом, в рамках данной статьи нами обоснованы и реализованы основные теоретические и методические предпосылки для проектирования, формирования, функционирования и оптимизации систем управления устойчивым развитием регионов с учетом специфики их деятельности. Дальнейшая конкретизация изложенных нами положений применительно к конкретному объекту исследований позволит обеспечить их прикладной характер.
Исследование внешней среды региона и тенденции ее развития
Прогнозирование изменения факторов внешней среды
Целеполагание (формирование миссии, стратегических и оперативных целей)
Планирование 1
Нормирование
Принятие управленческих решений
Анализ и синтез Контроль
Внешние и внутренние воздействия
Рис. 4. Функции, выполняемые системами управления устойчивым развитием региона и последовательность их реализации
Горизонт планирования деятельности системы управления
z
Оперативный
"V
Стратегический
С^^РадикальныеГ^} ............. * .............
Задачи, стоящие перед системой управления
С; Традиционные
Формирование
Функционирование
-е
Проектирование
Оптимизация
Рис. 5. Основные фазы жизненного цикла системы управления устойчивым развитием региона
Таблица 5
Содержание основных фаз жизненного цикла системы управления устойчивым развитием региона
Фазы жизненного цикла системы управления Содержание фаз жизненного цикла системы управления
Проектирование Определение объема выполняемых системой управления функций и операций; обоснование числа элементов системы управления; установление вертикальных и горизонтальных связей между элементами системы управления; формирование структуры системы управления; разработка организационно-экономического механизма функционирования системы управления и его вариантов; разработка мероприятий в рамках риск-менеджмента в процессе функционирования системы управления; регламентация функционирования системы управления
Окончание табл. 5
Фазы жизненного цикла системы управления Содержание фаз жизненного цикла системы управления
Формирование Определение степени централизации / децентрализации процессов и функций управления устойчивым развитием региона; определение необходимого количества ресурсов для функционирования системы управления устойчивым развитием региона; выявление организаций, обеспечивающих реализацию процессов и функций управления устойчивым развитием региона; организация взаимоотношений между организациями, обеспечивающих реализацию процессов и функций управления устойчивым развитием региона; разработка положений о подразделениях (подсистемах) системы управления и их формирование; разработка должностных инструкций и подбор персонала; апробация созданной системы
Функционирование Мониторинг функционирования системы управления; координация и регулирование деятельности организаций, обеспечивающих реализацию процессов и функций управления устойчивым развитием региона; разработка и внедрение мероприятий по обеспечению устойчивого развития региона; реализация методов антикризисного управления устойчивым развитием региона; изменение структуры системы управления по мере необходимости; обеспечение синергетического эффекта в системе управления
Оптимизация Разработка и совершенствование методов оптимизации деятельности системы управления; определение критериев оптимизации системы управления; разработка и реализация мероприятий по совершенствованию системы управления; внесение изменений в регламенты функционирования системы управления
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Вернадский В. И. О науке. Дубна: Феникс. 1977.
2. МедоузД. Х. За пределами роста / Д. Х. Медо-уз, Д. Л. Медоуз, И. Рандерс. М.: Прогресс. 1994.
3. Медынский В. Г. Инновационный менеджмент: учебник. М.: ИНФРА-М. 2002.
4. Наше общее будущее. Доклад Международной комиссии по окружающей среде и развитию. М.: Прогресс. 1989.
5. Раянов Ф. М. Концепция устойчивого развития и российская государственно-правовая действительность // Право и политика. 2004. № 12.
6. Тяпухин А. П. Производственный менеджмент: учебник. СПб.: ГИОРД. 2008.
Подписка eUBRARy.RU
Теперь журналы Издательского дома «Финансы и Кредит» стали доступны в электронном виде в Научной Электронной Библиотеке (eLIBRARY.RU).
На сайте eLIBRARY.RU можно оформить годовую подписку на текущие и архивные выпуски журналов, приобрести отдельные номера изданий или статьи.