Ill
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ РЕГИОНОВ И ОТРАСЛЕВЫХ КОМПЛЕКСОВ
регионы с высокими доходами, экономика которых основана на использовании, преимущественно, искусственных факторов конкурентоспособности (г. Санкт-Петербург, Ленинградская и Псковская области) [10].
Другую, раздробленную, построенную на иной основе классификацию факторов региональной конкурентоспособности предлагает Тихомирова (рис. 3).
В практическом же аспекте исследование сущности межрегиональной конкуренции имеет большое значение с точки зрения разработки эффективных инструментов повышения конкурентоспособности региона. В качестве такого инструмента можно предложить разработку и реализацию региональной экономической политики, направленной на повышение конкурентоспособности региона, поддержку и усиление имеющихся конкурентных преимуществ.
Недостатки парадигмы — антагоничность к социальной парадигме.
Парадигма, рассматривающая регион как рыночная система, (открытая или относительно замкнутая) предполагает, что регион — это пространственная часть общего рынка страны, где размещены определенная группа потребителей со своим спросом, и группа производителей, которые в состоянии выпускать некую сумму благ для внутренней и внешней поставки. При таком подходе важными показателями являются регио-
нальные объемы спроса и предложения, потребления и производства товаров и услуг в регионе. Кроме этого, необходимо, чтобы рынок взял на себя функции самоорганизации, поэтому требуется высокая степень обеспеченности региона рыночной инфраструктурой. Рыночный подход к региону, обеспеченность региона рыночной инфраструктурой детально рассмотрен в работах Л.С. Новоселова.
Регион как социальное сообщество. Эта парадигма исходит из того, что регион — это общность людей, живущих на определенной территории [7]. Действительно, если допустить, что регион не является административно-территориальной единицей и в регионе нет предприятий и организаций по производству товаров и услуг, то государству все равно пришлось бы заниматься социальным обустройством жизни населения этой территории. Bо-первых, среди населения имеются старики, дети, инвалиды и другие незащищенные группы о которых необходимо заботиться государству, во-вторых, этих граждан страны необходимо учить, лечить и защищать, за что тоже ответственно государство. Это социальный подход к региону.
В заключение констатируем, что парадигмы региона как субъекта Российской Федерации. В таком подходе регион может иметь экономические интересы, отличающие от интересов федерации, но они не должны противоречить общегосударственным интересам.
Литература
1. Айзард У. Методы регионального анализа: введение в науку о регионах: Пер. с англ. / Под ред. А.Е. Пробста. — М.: Прогресс, 1966.
2. Асаул А.Н. Особенности трансформации экономики при переходе к постиндустриальному строю // Вестник гражданских инженеров. — 2008. — № 1. — С. 71-74.
3. Асаул А.Н. Формирование инвестиционного климата в петербургском регионе // Экономика Украины. — 2002. — № 1.
4. Асаул А.Н. Экономическая программа КЕПС и ее значение для возрождения экономики России и Украины. — СПб.: Редакция журнала Экономическое возрождение России. 2005.
5. Асаул А.Н., Джаман М.А., Шуканов П.В. Этногеографические факторы глобализации и регионализации мира // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. — 2011. — № 7. — С. 131-132.
6. Гранберг А.Г. Основы региональной экономики: Учебник. — М.: ГУ Региональная экономика России. 2003.
7. Зубаревич Н.В. Эволюция взаимоотношений центра и регионов России: от конфликтов к поиску согласия / Под ред. Д. Азраэла, Э. Паина, Н. Зубаревич. — М.: Комплекс-Прогресс, 1997.
8. Колосовский Н.Н. Теория экономического районирования. — М.: Мысль, 1969.
9. Некрасов Н.Н. — Региональная экономика. Теория, проблемы, методы. — М.: ЭКОНОМИКА, 1978.
10. Савельев Ю.В. Управление конкурентоспособностью региона: от теории к практике / Ин-т экономики КарНЦ РАН. — Петрозаводск: Карельский научный центр РАН, 2010.
11. Этногеографические факторы глобализации и регионализации мира / А.Н. Асаул и др. — СПб., 2010.
ОБЕСПЕЧЕНИЕ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНА: ПРИНЦИПЫ, КОНЦЕПЦИЯ, МЕХАНИЗМ
И.Р. Кормановская,
директор Новгородского филиала Санкт-Петербургского государственного университета сервиса и экономики,
кандидат экономических наук, доцент vivat@mail.natm.ru
В статье рассмотрены теоретические вопросы формирования механизма управления процессом обеспечения устойчивого развития. Выделены основные факторы устойчивого развития региона в контексте перехода на инновационную модель экономики, в связи с чем показана необходимость обеспечения процесса управления инновационной деятельностью. Обоснована структура механизма управления инновационной деятельностью в регионе, приведена схема взаимосвязей основных процессов.
Ключевые слова: регион, устойчивость развития экономики, инновационная деятельность, управление инновационной деятельностью.
УДК 338.2 ББК 65.04
В наши дни проблема устойчивого развития приобрела внешних процессов и явлений. Во-вторых, с развитием гло-новую актуальность. Это связано, во-первых, с растущей не- бальных противоречий, в основе которых лежит многомерный определенностью и неустойчивостью как внутренних, так и кризис общества и экономики. В-третьих, обостряется пробле-260
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ РЕГИОНОВ И ОТРАСЛЕВЫХ КОМПЛЕКСОВ
Ш
ма дефицита природных ресурсов. В этих условиях устойчивое развитие территориальных социально-экономических систем в долгосрочной перспективе может быть связано, главным образом, с инновационным развитием, базирующимся на научнотехнологических нововведениях, позволяющих использовать новый ресурс — знание с целью повышения эффективности экономики и обеспечения конкурентоспособности территорий. Но особенностью настоящего времени является то, что распространение новых технологий превышает возможности существующих институтов управлять инновациями и контролировать их. С одной стороны, технологические инновации повышают эффективность труда, расширяют сферу взаимодействия и т.д., с другой стороны, ускорение технологического развития усиливает социальную дифференциацию, давление на окружающую среду, ведет к структурным изменениям, что влечет потерю устойчивости.
Противоречивость данного процесса заключается в том, что технологические инновации, провоцирующие макросдвиги, дестабилизируют устоявшиеся общественные институты. Система подходит к критическому моменту, который может завершиться крахом, либо прорывом в будущее. Подходя к очередной точке бифуркации, необходимо осознавать открывающиеся перспективы и осуществить правильный выбор в рамках возможных сценариев. В связи с этим возрастает роль регионального управления.
Это предполагает выявление новых подходов, факторов, инструментов, методов и механизмов эффективного управления региональным развитием, что соответственно позволит повысить уровень жизни населения региональной социально-экономической системы и создать благоприятную среду (условия) для развития интеллектуального, инновационного, промышленного и пр. потенциалов региона.
Целью исследования является обоснование подхода к формированию эффективного механизма управления процессом обеспечения устойчивого развития в контексте перехода на инновационную модель экономики, основанной на новой методологии научно-технологического прогнозирования.
Механизм управления системой, понимаемый как процесс воздействия на управляемую систему с целью обеспечения требуемого ее поведения, затрагивает различные параметры системы [1], в том числе:
— состав (участники, входящие в систему, то есть ее элементы);
— структура (совокупность информационных, управляющих, технологических и других связей между участниками системы);
— множество допустимых стратегий (ограничений и норм деятельности) участников системы, отражающих, в том числе, институциональные, технологические и другие ограничения и нормы их совместной деятельности;
— предпочтения участников системы;
— информированность — той информации о существенных параметрах, которой обладают участники системы на момент принятия решений о выбираемых стратегиях;
— порядок функционирования (последовательность получения информации и выбора стратегий участниками системы).
Состав определяет, «кто» входит в систему, структура — «кто с кем взаимодействует» (с этой точки зрения порядок функционирования тесно связан со структурой системы, так как первый определяет причинно-следственные связи и порядок взаимодействия), допустимые множества — «кто что может», целевые функции — «кто что хочет», информированность — «кто что знает».
Таким образом, механизм управления можно классифицировать по разным основаниям.
Первым основанием системы классификаций механизмов управления системами (процедур принятия управленческих решений) является предмет управления — изменяемый в процессе и результате управления компонент системы. По этому основанию можно выделить: управление составом; управление структурой; институциональное управление (управление ограничениями и нормами деятельности); мотивационное управление (управление предпочтениями и интересами); информационное управление (управление информацией, которой обладают участники системы на момент принятия решений); управление порядком функционирования (управление последовательностью получения информации и выбора стратегий участниками ОС).
Вторым основанием системы классификаций может также служить основание расширения базовой модели — наличие или отсутствие: динамики; множества взаимосвязанных агентов; многоуровневости; распределенного контроля; неопреде-
Таблица 1
Факторы устойчивого развития региона в контексте перехода на инновационную модель экономики
Наименование фактора Содержание фактора и его роль в обеспечении устойчивого развития региона
Политико-правовой фактор Необходимость государственного регулирования социально-экономических процессов регионального развития на основе разработки нормативно-правовых актов и законодательных основ.
Образовательный фактор Наличие соответствующего кадрового потенциала, использование принципа «образование в течение всей жизни», усиление степени экологизации и инноватизации образования.
Экологический фактор Сохранность и воспроизводство природных ресурсов.
Инновационно-технологический фактор Наличие в регионе развитого рынка высокотехнологичной продукции и эффективно функционирующей региональной инновационной системы как механизма реализации инновационной экономики, позволяющего обеспечить устойчивое развитие.
Финансово-экономический фактор Обеспечение функционирования в регионе эффективной системы финансовых и экономических инструментов регулирования эколого-экономического взаимодействия и инновационного процесса (фискальных мер, субсидий, экологических и инновационных фондов и др.).
Структурный фактор Изменение отраслевой структуры экономики (сокращение удельного веса ресурсоемких добывающих и обрабатывающих отраслей на фоне расширения сферы услуг и высокотехнологичного и наукоемкого сектора экономики).
Информационный фактор Обеспечение статистического наблюдения и информативности показателей регионального развития.
Коммуникационный фактор Повышение уровня информированности потребителей о важности инноваций в обеспечении экономического роста и повышении ответственности всех субъектов экономики в отношении природной среды.
Социальный фактор Усиление роли основных социальных групп населения (экономически активного населения, подрастающего поколения) в осуществлении перехода экономики на путь устойчивого и инновационного развития.
Воспроизводственный фактор Оптимизация процесса воспроизводства и обновления основных фондов в регионе для обеспечения инновационной направленности и предотвращения риска возникновения техногенных катастроф.
Фактор глобализации Усиление на основе информатизации и компьютеризации действия образовательного фактора, влияющего на эколого-экономическое поведение людей, трансфера различных технологий и т.д.
Институциональный фактор Создание соответствующих институтов реализации стратегии устойчивого и инновационного развития в регионе, призванных обеспечивать активизацию всех факторов, а также создание условий для использования эффективных организационных форм и механизмов.
26 1
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ РЕГИОНОВ И ОТРАСЛЕВЫХ КОМПЛЕКСОВ
ленности; ограничений совместной деятельности; сообщения информации.
Третьим основанием системы классификаций является метод моделирования. По этому основанию можно выделить механизмы управления, основывающиеся на оптимизационных и теоретико-игровых моделях.
Четвертым основанием системы классификации механизмов управления системы являются функции управления, реализацию которых призван обеспечить тот или иной механизм. Следовательно, по четвертому основанию системы классификаций (функции управления) можно выделить механизмы планирования, механизмы организации, механизмы стимулирования и механизмы контроля.
Пятым основанием являются задачи управления, решение которых призван обеспечить тот или иной механизм управления системой.
Таким образом, предложенные основания и значения признаков системы классификаций позволяют единообразно описывать как конкретные механизмы управления, так и их совокупности — комплексы механизмов управления. Тем не менее, необходимо подчеркнуть, что каждый конкретный механизм не всегда может быть однозначно отнесен к тому или иному классу — во многих случаях одни и те же механизмы могут решать различные задачи управления, использоваться в различных прикладных областях и т. д.
В процессе анализа развития региональной социально-экономической системы выявлено, что среди факторов устойчивого развития региональной социально-экономической системы в контексте перехода на инновационную модель экономики особо следует выделить следующие факторы, которые представлены в табл.1. Важнейшим из них, с нашей точки зрения, является инновационно-технологический.
Таким образом, развитие экономики и сохранение ее конкурентоспособности в долгосрочной перспективе неразрывно связано с разработкой и освоением инноваций. В связи с этим создание механизма инновационного развития экономики является приоритетом, как на федеральном, так и на региональном уровне управления. Для достижения задачи, которая стоит в настоящее время перед регионами — это достижение устойчивого социально-экономического развития на основе масштабных инноваций и инвестиций и формирование на этой базе региональной инновационной системы, необходимо обеспечить процесс управления инновационной деятельностью.
Механизм управления инновационной деятельностью в регионе не должен отождествляться с процессом управления, так как его задача заключается в обеспечении этого процесса и достижении цели, поставленной субъектом управления. То есть механизм управления инновационной деятельностью существует и функционирует в системе управления как самостоятельная подсистема, а не является синонимом управленческого процесса. При рассмотрении механизма управления инновационной деятельностью в регионе следует учитывать,
что он выступает в качестве средства практической реализации управления, поскольку именно в механизме заключены сущность управления как организующего воздействия субъекта на объект управления.
Исходя из вышеизложенного, на рис.1 представлена принципиальная схема процесса управления инновационной деятельностью в регионе и место механизма управления как средства осуществления управляющих воздействий субъекта управления на объект управления и обратной связи между ними.
Субъект управления в данной схеме включает внешние и внутренние по отношению к региональной системе органы управления. Внешние органы управления функционируют на макро- и мезоуровне. На макроуровне решаются следующие основные задачи:
— формулируется государственная стратегия инновационного развития в регионе и поддержки предпринимательства в инновационных кластерах;
— создается нормативно-правовая база в области научнотехнологического и инновационного развития;
— обеспечивается согласованность и непротиворечивость федеральных и региональных целевых программ; комплексное использование мер и ресурсов, заложенных в целевых программах различного уровня;
— формируется система оценки эффективности управления инновационными процессами на уровне региона и система мониторинга научно-технологического и инновационного развития.
Аналогичные задачи решаются на мезоуровне, но они ориентированы на специфику конкретного региона.
Макро- и мезоуровень создают условия для эффективного функционирования и развития всех структур в региональной инновационной системе и решения соответствующих задач на микроуровне, то есть внутренними органами управления непосредственно в организациях.
Объект управления представляет собой сеть организаций, генерирующих, создающих, содействующих созданию и распространению инноваций (элементы региональной инновационной системы), а также кластерному взаимодействию между ними.
Элементы механизма управления инновационной деятельностью в регионе, во-первых, обладают свойством структурности, являясь средствами, выражающими статическую сторону управляющего воздействия. Во-вторых, они характеризуются функциональностью, но при этом не включают среду функционирования, к которой относятся законы, закономерности и другие управленческие явления.
С целью вычленения элементов, непосредственно формирующие механизм управления инновационной деятельностью в регионе, необходимо сформулировать соответствующие критерии. Таким критерием может быть непосредственная связь механизма управления как средства осуществления управляющих воздействий субъекта на объект управления с процессом выработки, принятия и реализации управленческих решений. То есть он является совокупностью не просто элементов системы управления, а действующих в логической последовательности, взаимосвязанных, четко определенных средств управления, при помощи которых в процессе управления инновационной деятельностью обеспечивается принятие и эффективная реализация оптимальных управленческих решений. То есть осуществление взаимодействия между субъектом и объектом управления подра-
Рис.1. Принципиальная схема процесса управления инновационной деятельностью в регионе
262
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ РЕГИОНОВ И ОТРАСЛЕВЫХ КОМПЛЕКСОВ
Таблица 2
Общесистемные принципы управления
Наименование принципа Характеристика сущности принципа
1. Принцип целенаправленности Предусматривает, что основой управления инновационной деятельностью в регионе являются долгосрочные цели, отраженные в стратегии социально-экономического развития региона в целом.
2. Принцип системности Означает, что в процессе выработки, принятия и реализации управленческих решений необходимо использовать системный подход, во-первых, к объекту управления — элементам региональной инновационной системы; во-вторых, к процессу управления, осуществляемому посредством механизма управления.
3. Принцип комплексности Тесно связан с предыдущим и подразумевает всесторонний охват деятельности всех элементов региональной инновационной системы, учет всех ее сторон, направлений и характеристик.
4. Принцип оптимальности Предполагает необходимость выбора наиболее эффективного варианта развития из нескольких альтернативных в сложившихся условиях. При этом основными критериями отбора являются показатели экономической, социальной и экологической эффективности осуществляемых управляющих воздействий.
5. Принцип научности Предполагает использование современных научных достижений в теории и практике управления, объективных законов развития природы и общества. В целом весь механизм управления инновационной деятельностью в регионе должен быть основан на современных знаниях и достижениях в области экономики, управления, права, экологии и т.д.
6.Принцип непрерывности Подразумевает, что процесс управления инновационной деятельностью должен осуществляться постоянно и непрерывно. Стратегическое управление должно быть согласовано с тактическим и оперативным управлением.
7.Принцип адаптивности Предполагает необходимость и возможность корректировки управляющих воздействий в зависимости от изменения факторов и условий внешней и внутренней инновационной среды в регионе.
зумевает наличие потребностей и возможностей у субъекта управлять объектом с учетом имеющегося ресурсного обеспечения и посредством управляющих воздействий, основанных на следовании принципам, выполнении функций, применении методов, образующих в совокупности средства управления.
Таким образом, механизм управления инновационной деятельностью в регионе представляет собой, во-первых, совокупность средств управления, включающих три основных взаимосвязанных составляющих, при помощи которых осуществляется принятие обоснованных управленческих решений и обеспечивается их эффективная реализация, а именно: принципы, функции и методы управления; во-вторых, способ целенаправленного изменения модели организационного поведения субъектов региональной инновационной системы и модели поведения потребителей инновационной продукции путем формирования эффективной коммуникационной среды и использования комплекса инструментов прогнозного и постпрогнозного менеджмента.
Под прогнозным менеджментом мы понимаем способность видеть структуру будущих событий, основанных на определении целевых показателей деятельности в будущем периоде по результатам прогнозирования развития региона с использованием экономико-математических и имитационных моделей. Постпрогнозный менеджмент представляет собой систему действий, направленных на корректировку будущих событий, одновременно улучшающих их, а также с целью передачи знаний об этом.
С учетом подходов, предлагаемых в литературе, механизм управления инновационной деятельностью в регионе включает совокупность принципов управления, которую можно разбить на три составляющих: общие, общесистемные и специфические.
Общие принципы управления включают объективно существующие универсальные принципы, в том числе: сбалансированной централизации-децентрализации, оптимального сочетания единоначалия и коллегиальности, делегирования полномочий и ответственности, инициативы и вознаграждения, иерархичности, субординации и др. [2].
Основные из общесистемных принципов управления применительно к целям данного исследования представлены в табл.2 и могут быть интерпретированы следующим образом.
Специфические принципы основаны на общих и общесистемных и наполнены конкретным содержанием, учитывающим особенности управления инновационной деятельностью в регионе. К основным специфическим принципам можно отнести:
1. Четкую определенность научно-технологических задач и обоснованность их значимости для развития соответствующих секторов экономики. Могут быть выделены стратегические
задачи, значимые для развития сектора экономики в целом, а также вытекающие из них конкретные задачи в сфере науки, технологий и инноваций.
2. Конечную ориентацию на рынки, а не только на развитие технологий. Ключевыми ориентирами выступают бизнес-интересы, будущие потребительские предпочтения и стратегическое видение будущего состояния сектора экономики.
3. Важно, чтобы создание технологий не вырождалось в отдельные проекты в интересах одного или нескольких участников. Инновационная деятельность представляется как система действий, выполнение которых позволит сектору экономики в целом выйти на новый технологический уровень.
4. Невозможность решения поставленных задач без координации широкого круга участников. Это может быть обусловлено высокими затратами на исследования, или значительными технологическими рисками и т.д.
5. Представительство ключевых компаний, не только государственных, но и частных. Для государства важно получить в лице структур региональной инновационной системы субъекта, способного выступать с консолидированной позицией по широкому кругу вопросов развития определенного сектора экономики.
6. Представительство ключевых научных и образовательных организаций, работающих с данной технологией, необходимо для проработки всех возможных научно-технологических альтернатив и выбора наиболее эффективных решений.
7. Исключение доминирования монополистов — технологических и рыночных. Региональная инновационная система должны быть открыта для входа новых участников на всех этапах своего жизненного цикла.
8. Значимость позитивных эффектов, достигаемых благодаря созданию инноваций, по сравнению с существующей ситуацией. С одной стороны, инновация должна быть востребована в данном секторе, а с другой — соответствовать специфике сектора и задачам развития. Инновация нужна там, где существенное значение для развития имеет координация игроков в научно-технической сфере и нет альтернативных механизмов для этого.
9. Проработанность первоочередных действий в рамках региональной инновационной системы. На первом этапе создания системы необходимо предпринимать шаги организационного характера и ее участники должны проявить способность к переговорам, что затрудняется конкурентными отношениями.
На применении перечисленных выше принципов управления, которые представляют собой универсальные функции управления, основано действие функций управления инновационной деятельностью в регионе. Определение состава функций
263
Ill
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ РЕГИОНОВ И ОТРАСЛЕВЫХ КОМПЛЕКСОВ
Таблица 3
Функции управления
Функция Содержательное наполнение функций
Планирование Включает стратегический анализ, прогноз, целеполагание, определение приоритетов, стратегии, политики и путей достижения поставленных целей в установленные сроки при заданных ограничениях на ресурсы, включая разработку мер и мероприятий, взаимоувязанных по срокам, ресурсам и исполнителям.
Организации Предусматривает регламентацию управленческой деятельности, закрепление ответственности и полномочий и создание соответствующих организационных структур. Все многочисленные элементы системы управления, связанные между собой, могут функционировать целенаправленно только в результате организации управления.
Контроль Управленческая функция, направленная на обеспечение достижения поставленных целей на основе действия механизма обратной связи. Контроль предусматривает измерение степени достижения целей, выявление имеющихся или намечающихся отклонений, возникающих проблем и внесение необходимых корректировок.
Коммуникация Рассматривается как процесс формирования и функционирования информационных потоков, составляющих основу управления в целом.
Мотивация Предусматривает создание побуждения к действию, то есть определение потребностей и установление их удовлетворения. С помощью мотивации обеспечивается обоснование и реализация предусмотренных планированием концепций, программ, проектов развития региона, осуществление закрепленных за каждым участником процесса управления полномочий, обеспечение действенной системы контроля.
Разработка, принятие и реализация решений Представляет собой стандартную процедуру, предусматривающую прохождение следующих основных этапов: диагностика проблемной ситуации; определение ограничений и критериев принятия решения; разработка и выявление альтернативы; оценка альтернативы; выбор альтернативы как принятие решения; реализация решения.
управления основано на процессном подходе, который выделяет два класса функций: базовые и связующие. В качестве «базовых» мы будем рассматривать функции планирования, организации и контроля, процесс реализации которых, в свою очередь, предусматривает выполнение так называемых «связующих», или «процессных», функций, к которым мы относим функции принятия решений, коммуникации и мотивации. Содержательное наполнение функций обуславливается спецификой управления региональным развитием (табл. 3).
Специфика объекта управления обусловливает приоритет функции планирования как ключевого элемента подсистемы управления. Мотивация является сквозным процессом, обусловливающим реализацию базовых функций планирования, организации, контроля.
Реализация функций управления инновационной деятельностью в регионе осуществляется посредством применения методов управления, которые включают две группы: общенаучные и специфические. Общенаучные методы (наблюдение, моделирование, прогноз, эксперимент и др.) составляют в своей совокупности ту фундаментальную основу, на которой создаются более конкретные, специфические методы, применяемые в теории и практике управления. Все методы управления при этом должны применяться с учетом сопряженности и непротиворечивости.
Эффективное управление инновационной деятельностью в регионе возможно при условии целенаправленного воздействия на условия и факторы, воздействующие на их функционирование и развитие, которые необходимо рассматривать во взаимосвязи и взаимодействии. Также при планировании и реализации мер, направленных на управление инновационной деятельностью в регионе, необходимо учитывать, что различные факторы влияют на функционирование и развитие региональной инновационной системы в различной степени и в разном направлении и, как следствие, неодинаково поддаются воздействию со стороны органов управления.
Основные задачи управления инновационной деятельностью в регионе, которые решаются посредством действия механизма управления, включают:
— анализ и моделирование научно-технологического развития региона;
— определение основных приоритетов инновационного развития региона;
— создание условий для усиления конкурентных позиций и устойчивого развития различных структур региональной инновационной системы;
— анализ и прогнозирование использования и развития инновационного потенциала региональной инновационной системы;
— формирование необходимой инновационной инфраструктуры;
— разработка стратегии и способов повышения эффективности функционирования региональной инновационной системы;
— обеспечение согласованного взаимодействия органов управления всех уровней в процессе управления инновационной деятельностью в регионе;
— обеспечение эффективного государственного регулирования инновационной деятельности в регионе;
— обеспечение в установленном порядке государственной поддержки предпринимательства;
— организация научного и информационного обеспечения инновационной деятельности в регионе;
— формирование привлекательности региона, его имиджа, брендинг;
— содействие эффективному распределению финансовых ресурсов с учетом основных направлений развития региона.
В соответствии с рассмотренными выше задачами управления инновационной деятельностью в составе механизма можно выделить ряд блоков: нормативно-правовой, организационноуправленческий, экономический, рыночный, информационнокоммуникационный.
Нормативный блок составляют законы, нормативные правовые акты, регулирующие инновационную и инвестиционную деятельность, например, разработка мер поддержки инноваций в малых фирмах, предоставление рискового капитала из государственных средств, предоставление льгот новаторам и т.д.
Организационно-управленческий блок механизма управления инновационной деятельностью в регионе гарантирует, прежде всего, четкое организационно-управленческое обеспечение научно-технической и инновационной деятельности, определяет роль субъекта управления (органов государственной власти федерального и регионального уровней). Основные направления деятельности включают: создание, преобразование и развитие структуры региональной инновационной системы; формулирование приоритетных направлений развития науки и технологий; осуществление межотраслевой координации инновационной и научно-технической деятельности; разработка и реализация научно-технических и инновационных программ и проектов; обеспечение оптимальных сочетаний форм и методов государственного, рыночного и общественного взаимодействия на развитие инновационной деятельности различных организационных структур с расширением и обновлением возможностей самоорганизации и самоуправления; развитие межрегиональной и межотраслевой кооперации, а также интеграции науки, бизнеса и общества; развитие малого инновационного предпринимательства.
К элементам экономического блока механизма управления инновационной деятельности следует отнести: госзаказ науке и инновационным предприятиям; совокупность налогов субъектов инновационной деятельности, все экономические
264
Рис. 2. Блок-схема механизма управления инновационной деятельностью в регионе.
формы поддержки инновационного предпринимательства, совокупность льгот организациям и предприятиям, выполняющих НИОКР; особый таможенный режим для субъектов инновационной деятельности; совокупность финансовых форм участия внебюджетных фондов в научно-техническом творчестве; государственные льготы и гарантии банкам, финансирующим и кредитующим научно-исследовательские проекты и программы; социальная защита научных и научно-технических работников.
Рыночный блок механизма управления инновационной деятельностью в регионе имеет ряд особенностей по сравнению с действием рыночных рычагов в обычных хозяйственных системах. Эти особенности связаны со спецификой научного и в целом творческого труда; со спецификой результата научной и научно-технической деятельности, ее продуктов в виде товаров и услуг, особых потребительских свойств; с нетрадиционными отношениями собственности в научно-технической сфере; с собственностью на интеллектуальный продукт; со спецификой рынка наукоемкой продукции, технологий, ноу-хау, интеллектуального ресурса. Рыночный блок включает основные направления деятельности: формирование спроса на инновационную продукцию и результаты научной и научно-технической деятельности; коммерциализация новых научно-технологических идей и разработок; повышение общего технического уровня производства; формирование производственных кластеров.
Информационно-коммуникационный блок включает предварительную стадию, связанную с проведением анализа потенциала (возможностей и ограничений) повышения уровня устойчивости в рамках концепции инновационного развития, что позволяет перейти к диагностике проблем и прогнозированию сценариев развития региона; формулирование целей развития, формирование мониторинга и системы контроля эффективности управленческих решений.
Детализированная модель рассматриваемого механизма представлена на рис.2.
Согласно логике модели, субъект регионального управления, реагируя на исходные условия и ресурсы среды, принимает решение об использовании необходимых инструментов реализации инновационного сценария развития региона. Преимущества данной модели по сравнению с имеющимися
аналогами [1, 3], на которых она концептуально базируется, состоят в следующем:
— детализирована блочная структура общей модели механизма;
— отражена парадигма прогнозного и постпрогнозного менеджмента за счет введения информационно-коммуникационного блока.
Для того чтобы механизм управления начал работать, необходима циркуляция информации. От объекта управления по каналу обратной связи поступает информация к субъекту управления, так как прежде чем управлять, необходимо собрать, переработать и систематизировать соответствующие данные об объекте управления. Эти данные сигнализируют о наступлении изменений, возникающих противоречиях, новых тенденциях в региональной системе. С другой стороны, после того как получена информация о состоянии управляемого процесса, органы управления вырабатывают те или иные управленческие решения, на основе которых и меняются процессы в региональной системе. Процесс управления возможен тогда, когда оповещающая информация (входная или «дескриптивная») преобразуется субъектом управления в командную (предписывающую или «прескриптивную») информацию.
Объективно существующая потребность субъекта управления в информации, определяет необходимость оценки эффективности деятельности механизма управления инновационной деятельностью в регионе. Такая оценка позволяет реализовать принцип обратной связи посредством планирования и осуществления мероприятий, направленных на корректировку управляющих воздействий для достижения целевых параметров функционирования и развития региональной системы. В настоящее время проблемы информационного обеспечения являются одним из основных препятствий, тормозящих развитие региона и формирования инновационной среды.
Таким образом, информационно-коммуникационный блок является главным движущим фактором, так как именно он определяет направление и основные фазы развития процессов, а также структуру и устойчивость социально-экономической системы.
В заключение необходимо отметить, что управленческий аспект инновационной деятельности призван отразить фик-
265
Ill
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ РЕГИОНОВ И ОТРАСЛЕВЫХ КОМПЛЕКСОВ
сацию исходного (фактического) и желаемого (требуемого) реализацию управления, парирование помех и т.д. с обеспе-состояния объекта, выбор типологии управления и управлен- чением многих основных и дополнительных условий, в том ческих ресурсов, задание целей и критериев их достижения, числе устойчивости.
Литература
1. Новиков Д.А. Теория управления организационными системами. — М.: МПСИ, 2005.
2. Государственное управление: словарь-справочник / Под ред. Л.Т. Волочковой, Л.Б. Кузнецовой, В.Н. Мининой, М. Хольцера, Дж. Шафрица. — СПб.: оОо Изд-во «Петрополис», 2001.
3. Инновационный тип развития экономики: Учебник. Изд. 2-е, доп. и перераб. /Под общ. ред. А.Н. Фоломьева. — М.: Изд-во РАГС, 2008.
4. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года. Утв. распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 года № 1662-Р.
5. Управление региональной экономикой / Г.В. Гутман, А.А. Мироедов, С.В. Федин; Под ред. Г.В. Гутмана. — М., 2001.
ИССЛЕДОВАНИЕ МЕХАНИЗМА РЕГУЛИРОВАНИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ РЕГИОНАЛЬНЫХ ИННОВАЦИОННЫХ СИСТЕМ
Ю.В. Слепнева,
ассистент кафедры налогов и налогообложения Восточно-Сибирского государственного университета технологий и управления (г Улан-Удэ)
Статья посвящена изучению процессов интеллектуального обеспечения развития региональных инновационных систем. Описаны основные мировые способы регулирования интеллектуального обеспечения. Приведены результаты анализа статистических данных интеллектуального обеспечения региональной инновационной системы Республики Бурятия. Предложены некоторые мероприятия по формированию механизма регулирования интеллектуального обеспечения системы в РБ.
Ключевые слова: региональная инновационная система, интеллектуальное обеспечение, механизм регулирования процессов интеллектуального обеспечения.
УДК 330.101.542 ББК 65.04
Современное экономическое развитие отличается уверенной ориентацией на инновационный тип, основанный на использовании знаний в качестве основных ресурсов. Опыт развитых стран показывает, что именно такой сценарий развития способен достигнуть успеха. Качество экономического роста обеспечивается инвестициями в научные исследования и разработки, повышением инновационной активности организаций, в сферу образования. Следует подчеркнуть, что эффективного экономического роста не достигается одними лишь финансовыми вливаниями в различные социально-экономические сферы.
Успех инновационного развития экономики во многом определяется организационно-экономическими связями, протекающими между участниками, которые находятся в тесной взаимосвязи по созданию, обмену, преобразованию и реализации новых знаний. Эта сложная система взаимосвязей находит свое отражение в понятии инновационной системы.
Изучение сущности инновационных систем является объектом пристального внимания многих зарубежных и отечественных исследователей, среди которых М.К. Бандман, П.Я. Бакланов, Н.Н. Баранский, А.Г. Гранберг, В.А. Гневко, В.И. Ишаев, В.В. Кистанов, Н.Н. Колосовский, Ф.Н. Кловцог, С.В. Кузнецов, Б.Г. Салтыков, А.И. Анчишкина.
Как правило, инновационные системы принято делить на три уровня: мировой, национальный, региональный. В настоящее время усилилось внимание к региональным инновационным системам (РИС). Это связано с возможностью последних учитывать все специфические черты территории, отвечая ее потребностям и укрепляя тем самым ее позиции на региональном и даже мировом рынках.
Необходимость формирования действенного механизма регулирования интеллектуального обеспечения региональных инновационных систем объясняется ростом приоритетов процессов генерации и распространения знаний в инновационной
266
политике региона. Прогрессивное вовлечение таких процессов в функционирование экономики становится благоприятным условием для становления их как предопределяющих факторов инновационного развития. Наиболее полно подобные взаимосвязи раскрываются в рамках становления, развития и существования региональных инновационных систем. В условиях постоянного движения инновационных «операций», а именно так выглядит сущность РИС, правильно сформированное и отрегулированное сопровождение таких «операций» элементами интеллектуального характера обеспечивает достижение высочайших результативных показателей.
Под интеллектуальным обеспечением региональных инновационных систем следует понимать процесс сопровождения деятельности системы, интеллектуальными операциями, включая создание, преобразование и использование информаци-онно-знаниевых потоков, с целью развития внутренних возможностей и собственных конкурентных преимуществ системы.
Одним из основных направлений в области регулирования процессов интеллектуального обеспечения любой инновационной деятельности в США является поддержка и стимулирование сферы высшего образования, как сильнейших образовательных и научно-исследовательских комплексов. Университеты США представляют собой самостоятельных участников инновационной экономики, а на базе самых крупных даже создаются мощные технопарки. Основоположником технопаркового движения в США является научный парк Стэндфордского университета (штат Калифорния). На сегодняшний день США является обладателем более 30% доли всех технопарков мира.
Создавая эффективно функционирующие технопарки вокруг университетов, Соединенные Штаты сформировали действенную модель регулирования интеллектуального обеспечения инновационных систем через призму отношений науки, бизнеса и образования. Четко отлаженная система интегрирования позволяет формировать необходимый баланс