Научная статья на тему 'Проблемы устойчивого развития сельской местности Северного региона'

Проблемы устойчивого развития сельской местности Северного региона Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1557
137
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ / СЕЛЬСКАЯ МЕСТНОСТЬ / АГРАРНЫЙ СЕКТОР / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА / СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ / РЕСПУБЛИКА КОМИ / SUSTAINABLE DEVELOPMENT / RURAL AREAS / AGRARIAN SECTOR / STATE POLICY / SOCIAL AND ECONOMIC PROBLEMS / THE KOMI REPUBLIC

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Иванов В. А.

В статье уточнено содержание устойчивого развития сельской местности. Выявлены факторы и предложена система показателей (индикаторов) устойчивого сельского и аграрного развития. Исследованы актуальные проблемы развития сельских территорий северного региона. Показана роль аграрного сектора в устойчивом развитии сельской местности. Дан анализ факторов стабильности сельского хозяйства Республики Коми. Для обеспечения устойчивого развития аграрного сектора предложен комплекс мер, включающих обновление сельскохозяйственного законодательства, модернизацию производства на основе применения новейших технологий, усиление государственной поддержки сельхозтоваропроизводителей, формирование многофункционального хозяйства на селе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS OF SUSTAINABLE DEVELOPMENT OF RURAL AREAS OF THE NORTHERN REGION

The maintenance of sustainable development of rural areas is specified. Factors are revealed, the system of indicators of sustainable rural and agrarian development is proposed. Actual problems of development of rural territories of the northern region are investigated. The role of agrarian sector in sustainable development of rural areas is shown. The analysis of stability factors of agriculture of the Komi Republic is given. For providing sustainable development of agrarian sector the package of measures, including updating of the agricultural legislation, production modernization on the basis of application of the latest technologies, strengthening of the state support of agricultural producers, formation of multipurpose economy in the village is proposed.

Текст научной работы на тему «Проблемы устойчивого развития сельской местности Северного региона»

ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ

УДК 631.111.332 (470.13-22)

ПРОБЛЕМЫ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ СЕЛЬСКОЙ МЕСТНОСТИ СЕВЕРНОГО РЕГИОНА

В.А. ИВАНОВ

Институт социально-экономических и энергетических проблем Севера

Коми НЦ УрО РАН, г. Сыктывкар

ivanov@iespn/komisc.ru

В статье уточнено содержание устойчивого развития сельской местности. Выявлены факторы и предложена система показателей (индикаторов) устойчивого сельского и аграрного развития. Исследованы актуальные проблемы развития сельских территорий северного региона. Показана роль аграрного сектора в устойчивом развитии сельской местности. Дан анализ факторов стабильности сельского хозяйства Республики Коми. Для обеспечения устойчивого развития аграрного сектора предложен комплекс мер, включающих обновление сельскохозяйственного законодательства, модернизацию производства на основе применения новейших технологий, усиление государственной поддержки сельхозтоваропроизводителей, формирование многофункционального хозяйства на селе.

Ключевые слова: устойчивое развитие, сельская местность, аграрный сектор, государственная политика, социально-экономические проблемы, Республика Коми

V.A. IVANOV. PROBLEMS OF SUSTAINABLE DEVELOPMENT OF RURAL AREAS OF THE NORTHERN REGION

The maintenance of sustainable development of rural areas is specified. Factors are revealed, the system of indicators of sustainable rural and agrarian development is proposed. Actual problems of development of rural territories of the northern region are investigated. The role of agrarian sector in sustainable development of rural areas is shown. The analysis of stability factors of agriculture of the Komi Republic is given. For providing sustainable development of agrarian sector the package of measures, including updating of the agricultural legislation, production modernization on the basis of application of the latest technologies, strengthening of the state support of agricultural producers, formation of multipurpose economy in the village is proposed.

Key words: sustainable development, rural areas, agrarian sector, state policy, social and economic problems, the Komi Republic

Сущность устойчивого развития

Теория устойчивого развития в последние десятилетия стала самой популярной. Анализ научной литературы показывает наличие множества определений (более 60) устойчивого развития. Большинство толкований этого термина так или иначе основывается на определении, данном Комиссией Г.Х. Брундтланд: «Устойчивое развитие -это такое развитие, которое удовлетворяет потребности настоящего времени, но не ставит под угрозу способности будущих поколений удовлетворять свои потребности» [1, с. 50]. Данное определение можно считать классическим.

В соответствии с решениями Всемирного саммита по устойчивому развитию в Йоханнесбурге (2002 г.) период с декабря 2005 г. по 2014 г. является началом перехода международного сообщества к устойчивому развитию. Каждая страна согласно Плану выполнения решений этого саммита должна содействовать достижению устойчивого развития посредством принятия и обеспечения соблюдения в его поддержку четких и эффективных законов, а также осуществлять другие меры по укреплению институциональной базы [2, с. 186].

В 1996 г. Президентом России на основании рекомендаций ООН принят Указ «О концепции перехода Российской Федерации к устойчивому раз-

витию, обеспечивающий решение социально-экономических задач и проблем сохранения благоприятной окружающей среды и природно-ресурсного потенциала в целях удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений людей».

К настоящему времени не сложилось единого определения по устойчивому развитию сельской местности. В Федеральном законе «О развитии сельского хозяйства» (2006 г.), «Концепции устойчивого развития сельских территории Российской Федерации на период до 2020 г.» (2010 г.) устойчивое развитие сельской местности связано лишь с динамичным развитием агропродовольственного сектора без учета устойчивости отраслей сельской экономики. Нами разделяется позиция А.В. Петри-кова, который под устойчивым сельским развитием понимает стабильное развитие сельского общества, стимулирующее рост эффективности сельской экономики, повышение уровня и качества жизни сельского населения, поддержание экологического равновесия, сохранение и улучшение ландшафта в сельской местности [3, с. 93].

Устойчивое развитие сельской местности представляет собой процесс взаимодействия трех тесно взаимосвязанных составляющих - экономической, социальной и экологической (рис. 1).

улучшением качества окружающей среды и сохранением природных ресурсов. Только при сбалансированности экономической, социальной и экологической составляющих обеспечивается устойчивое развитие сельских территорий в течение длительного времени.

Устойчивое (неустойчивое) развитие сельской местности зависит от воздействия внешних и внутренних факторов и условий. Определяющую роль в устойчивости (неустойчивости) играют внешние факторы и условия, которые принято обозначать понятием «внешняя среда»: институциональная среда; доступность ресурсов; конкурентная среда; развитость внутреннего спроса; государственная поддержка; условия межотраслевого обмена; масштабы и развитость рынков сбыта; государственная научно-техническая политика; инвестиционный климат; ценовая и налоговая политика; природные условия; состояние окружающей среды и природных ресурсов; социальное развитие села; внешнеэкономические условия.

Воздействие внутренних факторов на устойчивость хозяйствующих субъектов сельской экономики происходит в зависимости от наличия (отсутствия) высококвалифицированной управленческой команды, способной (неспособной) применять со-

Рис. 1. Взаимосвязь составляющих устойчивого развития сельской местности.

Основными критериями устойчивого экономического развития являются устойчивый рост и повышение экономической эффективности сельской экономики на основе сбалансированного воспроизводства производственного потенциала и его рационального использования. Социальная составляющая устойчивого развития включает повышение уровня и качества жизни сельского населения, стабилизацию демографических и миграционных процессов на селе, сохранение культуры и традиций, активное участие населения в принятии решений по устойчивому развитию территории. Стабильное, равновесное природопользование связано с обеспечением в настоящее время и долгосрочной перспективе устойчивости агросистем,

временные технологии, модернизировать и диверсифицировать производство, эффективно использовать ресурсный потенциал, адаптироваться к изменяющимся условиям внешней среды.

На устойчивое развитие сельских территорий влияют также такие внутренние факторы и условия, как размещение, специализация и концентрация производства в соответствии с местной спецификой; потенциал экономических и интеллектуальных ресурсов; внутренняя инфраструктура; использование потенциала; качество и конкурентоспособность продукции; организационно-хозяйственные формы предприятий; организация производства и управления; инвестиционно-инновационная активность; учет колебания спроса, предложения и цен

на рынке; наличие резерва мощностей, ресурсов, сырья; мотивация труда.

Для оценки степени устойчивости территориальных систем и хозяйствующих субъектов используется система показателей (индикаторов), отражающих экономические, социальные и экологические аспекты. Комиссия ООН по устойчивому развитию в 1995 г. одобрила рабочую программу по разработке показателей устойчивого развития. В их перечень входит около 130 показателей [4, с. 50]. В России апробированы различные методики построения устойчивого развития на федеральном, региональном, местном и секториальном уровнях. Система показателей, позволяющих вести мониторинг устойчивого развития, содержит 48 индикаторов, в том числе 29 основных и 19 дополнительных [4, с. 184].

Мониторинг степени устойчивости хозяйствующих субъектов и сельских территорий позволяет осуществлять следующие основные показатели: структура и объем различных видов деятельности; укомплектованность квалифицированными кадрами всех служб и подразделений; обеспеченность и сбалансированность ресурсов; наличие собственного оборотного капитала, достаточного для текущей деятельности; структура и направления инвестиций в основной капитал; показатели инновационной активности хозяйствующих субъектов; показатели уровня жизни жителей села, соотнесенные с показателями жизни городского населения; показатели обеспеченности объектами инфраструктуры сельских жителей в сравнении с горожанами; показатели рынка труда на селе, соотнесенные с показателями рынка труда в городах, показатели уровня образования сельского населения; характеристики состояния экосистем сельских районов.

Выбор показателей зависит от специфики отдельных отраслей. Например, для количественной характеристики устойчивости аграрного сектора предлагается использовать систему показателей (индикаторов), базирующихся на натуральных, стоимостных и относительных показателях [4, с. 36-38].

Перечень показателей устойчивости должен удовлетворять следующим критериям:

- обеспечивать возможность количественного выражения и использования на уровне страны, региона, местного самоуправления, отрасли, предприятия;

- опираться на имеющуюся статистическую отчетность;

- использовать ограниченное количество основных индикаторов.

Современные проблемы развития сельских территорий

Любая территория подразделяется на сельскую местность и высокоурбанизированные, промышленные зоны. Сельской территорией (сельским районом, селом) принято называть социальнотерриториальный комплекс, включающий в себя сельское сообщество с присущей ему системой экономических, социальных и культурных отношений, а также территорию с совокупностью расположенных на ней природных и антропогенных объектов [5, с. 90].

Роль сельской местности многофункциональна. Она является источником продовольствия и сельскохозяйственного сырья, кладовой природных ресурсов, местом проживания, рекреационным объектом, местом ассимиляции отходов. Село как самобытный социально-территориальный комплекс выполняет многообразные народнохозяйственные функции: производственную, социально-демографическую, культурную, природоохранную, рекреационную, пространственно-коммуникационную, социального контроля над территорией, политическую [5, 6].

Северное село в настоящее время переживает системный кризис, порожденный как историческими причинами, так и влиянием современных рыночных реформ. Сельским районам Республики Коми характерны следующие социально-экономические проблемы:

- сокращение численности населения за счет оттока и естественной убыли. За 1989-2010 гг. численность сельского населения снизилась более чем на треть. Смертность на селе превышает рождаемость в 1,2 раза;

- низкие доходы сельского населения, существенный разрыв в уровне оплаты труда между работниками сельского и лесного хозяйств и других отраслей, работающее население находится за чертой бедности. В 2010 г. среднемесячная зарплата в сельском, лесном и охотничьем хозяйствах составляла 58% от средней по экономике республики. Особенно низкие среднегодовые доходы в сельских периферийных районах. В Ижемском, Кой-городском, Троицко-Печорском, Удорском, Усть-Куломском и Усть-Цилемском районах зарплата в агропроизводстве ниже прожиточного минимума трудоспособного населения;

- высокий уровень безработицы и слабая социальная защищенность сельских жителей. В настоящее время уровень безработицы на селе составляет 15%;

- нехватка квалифицированных кадров, низкий уровень менеджмента в организациях сельской экономики. Отток квалифицированных кадров из сельского хозяйства привел к тому, что в аграрных предприятиях агрономическая, зоотехническая, инженерная, экономическая службы представлены по одному человеку, либо вообще отсутствуют. За последние 20 лет численность занятых в аграрном производстве сократилась в два раза;

- значительное отставание сельской местности от города по развитию социальной инфраструктуры и качеству сферы услуг. Индивидуальный жилой фонд на селе практически не имеет коммунальных удобств. Доля ветхого и аварийного жилищного фонда в сельской местности составляет 22% против 9 в городе. Жилищный фонд села обеспечен водопроводом - в четыре, канализацией

- в пять, центральным отоплением - в три, газом -в два, горячим водоснабжением - в девять, ваннами - в восемь раз меньше, чем в городе. Особенно велика доля ветхих и аварийных помещений в таких удаленных районах, как Троицко-Печорский (41% всего жилого фонда), Койгородский (35%), Усть-Куломский (34%) [4];

- низкая транспортная доступность сельского населения и возможности получения основных видов социальных благ (услуг образования, здравоохранения, культуры, бытового обслуживания). Крайне недостаточна обеспеченность удаленных сельских районов дорогами. Из шести периферийных районов лишь два (Койгородский и Усть-Ку-ломский) имеют транспортную связь с г. Сыктывкаром по дорогам с твердым покрытием. За 19902010 гг. число дошкольных учреждений сократилось на 45%, образовательных учреждений - на 33, больничных учреждений - на 50, учреждений культурно-досугового типа - на 24%. Обеспеченность сельского населения врачами по сравнению с городским ниже в три, а медицинским персоналом - в два раза;

- значительный спад производства в отраслях сельской экономики. За 20-летний период заготовка древесины упала в три, производство основных видов аграрной продукции сократилось в два-три раза;

- большая зависимость села от аграрного сектора, низкая эффективность и конкурентоспособность лесного и сельского хозяйств;

- крайне низкая инновационная активность в ведущих отраслях сельской экономики - лесном и аграрном секторах. Ограничение использования нововведений связано с неустойчивым финансовым состоянием хозяйствующих субъектов, недостатком высококвалифицированных менеджеров, специалистов и кадров массовых профессий, недостаточностью господдержки, отсутствием государственной инновационной политики и инновационной инфраструктуры;

- современная политика, основанная на использовании отраслевого подхода к территориальному развитию, сдерживает устойчивое развитие сельских территорий;

- отсутствие системы научного и информационного обеспечения и подготовки кадров для управления устойчивым развитием сельской местности.

В последнее время делается попытка формирования государственной политики устойчивого развития сельских территорий. Распоряжением Правительства РФ от 30 ноября 2010 г. утверждена Концепция устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации на период до 2020 г. Сейчас разработан проект Концепции сохранения и комплексного развития сельских территорий Республики Коми на 2012-2020 гг. Но этого явно недостаточно. Нужен национальный проект модернизации всей инфраструктуры в сельской местности.

Ведущую роль в реализации устойчивого развития сельской местности должно играть Министерство экономического развития при тесном взаимодействии с Минсельхозпродом и другими министерствами и ведомствами Республики Коми. В формировании эффективной государственной политики в области устойчивого развития сельской местности огромная роль принадлежит региональной науке и информационно-консультационным службам, местным органам самоуправления с ши-

роким вовлечением заинтересованных групп населения в этот процесс.

Эффективный аграрный сектор как основа устойчивого развития сельских территорий

Аграрный сектор наряду с лесным хозяйством является базисом развития сельских территорий. Сельское хозяйство в районах Севера не только обеспечивает население свежими биологически полноценными продуктами питания, но и стимулирует развитие пищевой промышленности, стабилизирует занятость, препятствует монополизации локальных продовольственных рынков отдельными поставщиками продукции, сдерживает цены на продовольствие, завозимое из-за пределов региона, выполняет функции традиционного уклада жизни сельского населения, способствует сохранению коренными народами духовности, культуры, традиций, нравственности, улучшению демографической ситуации, системы расселения людей, сохранению окружающей среды и природного ландшафта. Сельское хозяйство - одновременно и отрасль незаменимых материальных благ, и сфера жизнедеятельности людей. Ликвидация сельскохозяйственного производства означает смену места жительства или даже образа жизни.

В истории развития сельского хозяйства Республики Коми наиболее благоприятными были 1960-1980- е гг. Анализ показателей эффективности сельскохозяйственного производства за 30летний период показал, что среднегодовые темпы прироста производства продукции на душу населения в республике составили 1,5%, единицу земельной площади - 4,3%. Производительность труда в общественном секторе выросла за этот период на 4,4%. Среднегодовые темпы роста урожайности сельскохозяйственных культур и продуктивности коров в среднем превышали соответствующие показатели по Северному экономическому району. В 1970-1980 - е гг. было создано промышленное производство яиц, мяса птицы, свиней, овощей защищенного грунта, внедрялись индустриальные технологии в молочном скотоводстве. Происходили положительные изменения в сближении условий и уровня жизни сельского и городского населения, а также в финансовом состоянии отрасли. В предреформенный период все сельхозпредприятия были рентабельны. Уровень рентабельности агропроизводства соответствовал оптимальной норме (40-50%), позволяющей осуществлять процесс расширенного воспроизводства.

Переход к рынку негативно отразился на аграрном секторе. За 1990-2010 гг. производство молока во всех категориях хозяйств сократилось в 3,4 раза, мяса (в убойном весе) - 2,1, в том числе говядины - 4,5, свинины - 5,2, оленины - 3,0, яиц - в 2,2 раза. Наблюдался лишь рост мяса птицы, составивший 27%. Этот результат был обеспечен развитием мясного птицеводства на ОАО «Птицефабрика Зеленецкая». Особенно сильное падение производства продукции зафиксировано в коллективных хозяйствах (рис. 2).

Производство молока

Производство говядины

Производство мяса птицы

Производство свинины

Производство мяса оленей

Производство яиц

Производство картофеля

Производство овощей

Хозяйства всех категорий ♦ Сельскохозяйственные организации

Рис. 2. Динамика производства продукции за 1990-2010 гг. (1990 г. = 100).

За годы реформ произошло снижение производственного потенциала отрасли, которая во многом утратила индустриальный характер. Сельхозугодья за рассматриваемый период сократились с 353 тыс. га до 191, посевные площади - со 100,5 тыс. до 40,5 тыс. га, поголовье крупного рогатого скота уменьшилось со 173,5 тыс. до 38,7 тыс. гол., в том числе коров - с 71,0 до 18,3, свиней - со 136,3 до 25,0, оленей - со 123,6 до 83,8 тыс. гол. Наиболее высокими темпами снижались площади посевов и поголовье скота в сель-хозорганизациях. Численность работников в сель-

хозорганизациях сократилась более чем в три раза.

В сельхозорганизациях и фермерских хозяйствах оказался нарушен принцип самоокупаемости и самофинансирования. Современный уровень рентабельности в четыре-пять раз ниже нормы, необходимой для осуществления расширенного воспроизводства. Крайне низким остается уровень рентабельности продукции скотоводства.

Основные сдерживающие факторы и условия динамичного развития аграрного сектора показаны на рис. 3.

Диспаритет цен на с.-х. продукцию и материальные ресурсы

Нарушение корпоративных связей между организациями АПК

Отсталые технологии, высокий уровень износа основных фондов

Сдерживающие факторы и условия

Низкий потребительский спрос населения

Крайне низкий уровень жизни тружеников села

г------------------------------------

Дефицит квалифицированных кадров в отрасли и недостаточный уровень менеджмента

Рис. 3. Сдерживающие факторы и условия устойчивого развития аграрного сектора.

Основные направления устойчивого развития сельского хозяйства

Современное экономическое, социальное и экологическое состояние аграрного сектора, прежде всего периферийных (удаленных) сельских районов, характеризуется как неустойчивое, которое может приобрести крайне негативную форму, связанную с ликвидацией сельхозпроизводства и сокращением обжитой сельской территории. В качестве приоритетных направлений для преодоления кризисного состояния и перехода сельского хозяйства на устойчивое развитие предлагается:

1. Создание обновленного аграрного законодательства. Прежде всего, необходимо разработать и принять полноценный Федеральный закон «О сельском хозяйстве Российской Федерации» прямого действия [7], направленный на ужесточение требований по целевому использованию сельхозугодий и нейтрализацию монополистических структур на сельское хозяйство; ресурсное обеспечение отрасли; активную протекционистскую политику. При этом важно акцентировать особое внимание на поддержке доходов сельхозтоваропроизводителей через субсидирование аграрных цен, составляющих в развитых странах 70-80% общих сумм господдержки; поддержание паритетности цен сельхозтоваропроизводителей за счет компенсационных выплат из бюджета, уменьшение доли экспортируемых продуктов; расширение доступа крестьян к финансовым рынкам. На уровне республики предстоит принять законы о восстановлении и развитии сельского хозяйства, об инновационной политике и стратегии в АПК, в которых следует четко обозначить стратегические направления государственной аграрной политики, признать сельское хозяйство приоритетным сектором экономики, определить направления, методы, механизмы и размеры государственной поддержки отрасли, стимулирование инновационной деятельности АПК.

2. Модернизация аграрного производства с использованием новейших технологий и селекционно-генетических инноваций.

3. Полное финансовое обеспечение развития сельского хозяйства потребует увеличения бюджетных средств в два-три раза по сравнению с докризисным периодом. 70-80% бюджетных ассигнований необходимо направлять через субсидирование аграрных цен. Следует обеспечить участие предприятий промышленности в финансировании аграрного и сельского развития, доступ сельхозор-ганизаций и хозяйств на финансовые рынки, повышение роли долгосрочного кредита. Льготный кредит на строительство и модернизацию животноводческих помещений следует предоставлять на 20-25 лет, а на приобретение сельхозтехники и оборудования - на 6-8 лет. Расширить систему кредитной кооперации и применение лизинга на селе.

4. Списание задолженности сельхозтоваропроизводителей, отмена сельхозорганизациям налогов на пять лет, заменить фермерским хозяйствам налоги патентами на ведение хозяйственной деятельности.

5. Компенсация потерь сельхозтоваропроизводителям из-за роста цен на потребляемые ресурсы промышленного изготовления.

6. Повышение доходов работников аграрного сектора до уровня по народному хозяйству. Кардинальное улучшение социальной среды обитания: удовлетворение потребности в благоустроенном жилье, повышение доступа к образовательным, медицинским, культурным и торгово-бытовым услугам, улучшение дорожно-транспортных условий.

7. Ликвидация монополии заготовительных, посреднических и перерабатывающих структур, что потребует перевода на кооперативную основу цикла производства, переработки и реализации продукции сельского хозяйства. Приоритет местных сельхозтоваропризводителей при закупках продукции в региональные фонды. Доступ сельхозтоваропроизводителей к объектам розничной торговли и продовольственным рынкам. Участие государства в залоге продукции (картофеля, овощей) путем выделения бюджетных средств и льготного кредита.

8. Формирование многофункционального хозяйства на селе: интеграция сельского, лесного

хозяйства и промыслов, переработка сельхозсырья и дикоросов, рекреационное использование сельской местности.

9. Создание системы индикативного планирования и прогнозирования агропродовольственно-го сектора. Разработка и принятие концепции и программы устойчивого аграрного и сельского развития Республики Коми.

Подводя итог вышеизложенному, отметим следующее:

- устойчивое развитие сельских территорий является важнейшей частью регионального социально-экономического развития;

- существовавшая до последнего времени политика в области развития сельской местности, основанная на использовании отраслевого подхода к территориальному развитию, сдерживает устойчивое развитие;

- необходимо активизировать шаги по совершенствованию государственного управления развитием сельской местности, разработать эффективные механизмы и осуществлять мониторинг реализации Концепции устойчивого развития сельских территорий РФ на период до 2020 г. и Концепции сохранения и комплексного развития сельских территорий на 2012-2020 гг. Республики Коми.

Литература

1. Наше общее будущее: Доклад Международной комиссии по окружающей среде и развитию (МКОСР): пер. с англ. М.: Прогресс, 1989. 376 с.

2. План выполнения решений Всемирной встречи на высшем уровне по устойчивому развитию // Использование и охрана природных ресурсов в России. 2002. № 10. С. 142-187.

3. Петриков А.В. Устойчивость сельского развития // Экономист, 2006. № 7. С. 86-93.

4. Факторы и условия устойчивого развития агропродовольственного комплекса и сельских территорий Севера / В.А.Иванов, В.В.Те-рентьев, И.С.Мальцева и др.: [отв. ред. В.Н. Лаженцев]. Сыктывкар: Коми НЦ УрО РАН, 2011. 256 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Устойчивое развитие сельских территорий: региональный аспект: Науч. тр. ВИАПИ им. А.А.Никонова / Под общ. ред. А.В. Петри-кова. Вып. 25. М.: ВИАПИ им. А.А. Никонова: ЭРД, 2009. 272 с.

6. Чепурных Н.В., Новоселов А.Л., Мерзлов А.В. Региональное развитие: сельская местность. М.: Наука, 2006. 384 с.

7. Буздалов И.Н. Сельское хозяйство под прессом межотраслевых и макроэкономических реформаций // Экономическая наука современной России. 2009. № 3. С. 28-40.

Статья поступила в редакцию 26.04.2012.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.