Научная статья на тему 'Сущность, содержание и уровни развития физкультурно-оздоровительной мотивации женщин первого зрелого возраста'

Сущность, содержание и уровни развития физкультурно-оздоровительной мотивации женщин первого зрелого возраста Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
105
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЖЕНЩИНЫ / ПЕРВЫЙ ЗРЕЛЫЙ ВОЗРАСТ / МОТИВЫ / МОТИВАЦИЯ / ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / УРОВНИ РАЗВИТИЯ / WOMEN / THE FIRST MATURE AGE / MOTIVES / MOTIVATION / SPORTS AND RECREATION ACTIVITIES / LEVELS OF DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кудяшев М. Н., Черняев А. А.

В статье обосновывается актуальность проблемы формирования у женщин первого зрелого возраста физкультурно-оздоровительной мотивации, раскрываются ее сущность и содержание в виде мотивационного, когнитивного и поведенческого компонентов, качественно характеризуются уровни их развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ESSENCE, THE CONTENT AND THE LEVELS OF DEVELOPMENT OF SPORTS AND RECREATIONAL MOTIVATION OF THE WOMAN OF MATURE AGE

This article explains the importance of the problem of formation women`s first mature age sports and recreation motivation, reveals its essence and content in the form of motivational, cognitive and behavioral components, levels of their development are qualitatively characterized.

Текст научной работы на тему «Сущность, содержание и уровни развития физкультурно-оздоровительной мотивации женщин первого зрелого возраста»

индивидуальных, национальных и общечеловеческих начал. Образование должно соответствовать требованиям времени, особенностям культуры страны, в которой живет человек. В трактовку принципа она включает следующие идеи: самоопределения и самореализации растущего человека в современной культуре; принятие разнообразия и многообразия, свойственного глобальной культуре, культурной толерантности; активного участия детей и взрослых в культурных событиях и создания таких культурных событий в школе и вне школы; формирование творческих способностей и установки на потребление, сохранение и создание новых культурных ценностей.

Так, мы видим тесную взаимосвязь между принципами антропологического подхода. Они не подчиняются один другому, а реализуются в комплексе. Они обеспечивают всестороннее развитие, наиболее полное раскрытие индивидуальных сил и способностей ребенка, а также наиболее полную самоидентичность подрастающего поколения в Культуре, при этом неумолима и роль поддержки учителя в этом процессе. Процесс внедрение ФГОСов нового поколения таким образом, предполагает приоритетный подход к сфере образования, содержание стандартов имеет важное значение элементов современной культуры, ее ценностей, традиций, опыта и способ деятельности. Ученик должен обладать систематическими, глубокими и действенными знаниями, на базе которых формируются личностные качества, реализуются задатки и развиваются способности. Стандарт ориентирован на становление личностных характеристик также и выпускника: любящий свой край и своё Отечество, знающий русский и родной язык, уважающий свой народ, его культуру и духовные традиции; осознающий и принимающий ценности человеческой жизни, семьи, гражданского общества, многонационального российского народа, человечества; активно и заинтересованно познающий мир, осознающий ценность труда, науки и творчества; умеющий учиться, осознающий важность образования и самообразования для жизни и деятельности, способный применять полученные знания на практике; социально активный, уважающий закон и правопорядок, соизмеряющий свои поступки с нравственными ценностями, осознающий свои обязанности перед семьёй, обществом, Отечеством; уважающий других людей, умеющий вести конструктивный диалог, достигать взаимопонимания, сотрудничать для достижения общих результатов; осознанно выполняющий правила здорового и экологически целесообразного образа жизни, безопасного для человека и окружающей его среды; ориентирующийся в мире профессий, понимающий значение профессиональной деятельности для человека в интересах устойчивого развития общества и природы. Достичь прямой цели ФГОСов помогает реализация принципов антропологического подхода в практике современного образования.

Литература

1. Загвязинский В.И., Атаханов Р. Методология и методы психолого-педагогического исследования: Учеб.пособие для студ.высш.учеб.заведений. - 2-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2005. - 208 с.

2. Сластенин В.А. и др. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. - М.: Издательский центр "Академия", 2002. - 576 с.

3. Сергеев Н.К., Сериков В.В. Педагогическая деятельность и педагогическое образование в инновационном обществе: монография / Н.К. Сергеев, В.В. Сериков. - М.: Логос, 2013. - 364 с.

4. Методология и методы психолого-педагогических исследований: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Борытко Н.М., Моложавенко А.В., Соловцова И.А.; под ред. Н.М. Борытко. - М.: Издательский центр «Академия», 2007. - 320 с.

5. Борытко Н. М. Пространство воспитания: образ бытия: Монография / Науч. ред. Н. К. Сергеев. — Волгоград: Перемена, 2000. — 225 с.

6. Бондаревская Е.В. Теория и практика личностно-ориентированного образования. Ростов-на-Дону, Издательство Ростовского педагогического университета, 2000.-352 с.

7. Алексеева Т.Б. Культурологический подход в современном образовании: Научно-методическое пособие. - СПб.: «Книжный Дом», 2008. - 301 с.

Кудяшев М. Н.1, Черняев А. А.2

'Аспирант; 2андидат педагогических наук, профессор, ФГБОУ ВПО «Поволжская государственная академия физической

культуры, спорта и туризма» г. Казань

СУЩНОСТЬ, СОДЕРЖАНИЕ И УРОВНИ РАЗВИТИЯ ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ

ЖЕНЩИН ПЕРВОГО ЗРЕЛОГО ВОЗРАСТА

Аннотация

В статье обосновывается актуальность проблемы формирования у женщин первого зрелого возраста физкультурнооздоровительной мотивации, раскрываются ее сущность и содержание в виде мотивационного, когнитивного и поведенческого компонентов, качественно характеризуются уровни их развития.

Ключевые слова: женщины, первый зрелый возраст, мотивы, мотивация, физкультурно-оздоровительная деятельность, уровни развития.

Кудяшев M.N.1, Chernyaev A.A.2

Postgraduate student; candidate of pedagogical Sciences, Professor, Volga state Academy of physical culture, sport and tourism, Kazan THE ESSENCE, THE CONTENT AND THE LEVELS OF DEVELOPMENT OF SPORTS AND RECREATIONAL MOTIVATION OF THE WOMAN OF MATURE AGE

Abstract

This article explains the importance of the problem of formation women s first mature age sports and recreation motivation, reveals its essence and content in the form of motivational, cognitive and behavioral components, levels of their development are qualitatively characterized.

Keywords: women, the first mature age, motives, motivation, sports and recreation activities, levels of development

Актуальность проблемы. Одним из приоритетных направлений социальной политики государства, обеспечивающего развитие человеческого потенциала России, определена роль физической культуры и спорта. В связи с этим на всех уровнях государственного управления растет осознание необходимости повышения массовости занятий физической культурой и спортом как составляющей части здорового образа жизни.

Здоровье нации во многом определяется здоровьем женщины, сохранность и поддержание которого составляет задачу общегосударственной важности. Между тем исследования многих авторов свидетельствуют об устойчивой тенденции к снижению состояния здоровья и физической работоспособности женщин первого зрелого возраста. [3, 5 и др.].

Достижение второй половины XX века в области физической культуры и спорта является всемирное признание занятий физическими упражнениями в качестве превентивного и профилактического средства в поддержании здоровья. «Мы просто обязаны вести активный образ жизни - от этого зависит наше здоровье!» - подчеркивает К. Купер [9].

Наблюдаемое с возрастом снижение функциональных и физических возможностей организма женщин в основном обусловлено социально-экономическими факторами, а не генетической программой естественного старения организма. При этом негативные изменения, происходящие в организме в процессе онтогенеза, могут быть значительно компенсированы, за счет занятий оздоровительной физической культурой [1]. 37

37

Физкультурно-оздоровительная деятельность определяется Г. Ю. Козиной [7], как проявление двигательной активности человека, как социальный процесс, выражающийся в физических действиях и оздоровительных процедурах, способствующих укреплению здоровья, овладению физической культурой, формированию ценностей, повышающих эффективность трудовой и иной социальной деятельности человека.

Многих исследователи [2, 4, 6, 7, и др.] говорят о том, что женщины первого зрелого возраста, ведущие здоровый образ жизни и не прекращающие тренировок, практически не уступают молодым женщинам в уровне развития функциональных возможностей и физических качеств, у них наблюдаются показатели телосложения, свойственные молодым женщинам.

Большинство женщин по-прежнему отличается нейтральным (безразличным) отношением к занятиям физическими упражнениями, что обусловлено низким уровнем развития физкультурно-оздоровительной мотивации [6].

Поэтому эффективные занятия оздоровительной физической культурой должны быть направлены не только на улучшение или сохранение функциональных возможностей организма женщин, но и на формирование у них устойчивых мотивов и потребностей в физической активности.

Цель исследования - определение мотивов занятий физической культурой как видом деятельности.

Задача нашего исследования заключалась в раскрытии сущности и содержания физкультурно-оздоровительной мотивации у женщин первого зрелого возраста, качественной характеристике уровней ее развития.

Для достижения этой цели нами был осуществлен теоретический анализ и обобщение психолого-педагогической литературы по вопросам сущности и содержании мотивационной сферы личности, сущности и содержания физической культуры.

Основным методом организации исследовательского поиска выступал теоретический анализ и обобщение психологопедагогической литературы по вопросам сущности и содержании мотивационной сферы личности, сущности и содержания физической культуры и собственного педагогического опыта работы в качестве тренера-инструктора фитнес-клуба.

Результаты исследования и их обсуждение. Физкультурно-оздоровительная деятельность характеризуется качественным своеобразием потребностей и мотивов, побуждающих и направляющих человека к ее осуществлению. Это вытекает из утверждения отечественного психолога А. Н. Леонтьева [8] о том, что за соотношением деятельностей открывается соотношение мотивов. Он писал: «Реально мы всегда имеем дело с особенными деятельностями, каждая из которых отвечает определенной потребности субъекта, стремится к предмету этой потребности, угасает в

результате ее удовлетворения и воспроизводится вновь - может быть уже в

совсем иных, изменившихся условиях».

Возникновение потребностей в физкультурно-оздоровительной деятельности связано Г. Л. Драндровым [3]с нарушением динамического равновесия на разных уровнях взаимодействия человека и внешней среды.

В соответствии с этим критерием автором выделяются потребности:

• в двигательной активности (уровень физиологических систем);

• в физическом и психическом здоровье (уровень человека - индивида);

• в общении (уровень человека как личности);

• во внешнем самоутверждении через телесную привлекательность (уровень человека как личности);

• в повышении эффективности профессиональной деятельности (уровень человека как субъекта деятельности).

Субъективные психические образы предметов и способов действия, обеспечивающих удовлетворение этих потребностей,

выступает для человека в качестве мотивов физкультурно-оздоровительной деятельности.

Мотивы физкультурно-оздоровительной деятельности различаются по степени осознанности, содержанию, силе, устойчивости

[5].

Физкультурно-оздоровительная деятельность побуждается совокупностью взаимодействующих между собой мотивов. Мотивы, занимающие в этой структуре по своей значимости доминирующее место, направляют деятельность и придают ей личностный смысл.

Мотивация рассматривается как особое психическое состояние, формирующееся под влиянием внешних ситуативных условий и мотивов личности. Она обусловливает возникновение, развитие и функционирование психических процессов побуждения и направления поведенческой активности человека в данный момент времени.

Мотивы и мотивация характеризуют соответственно устойчивые и динамические компоненты мотивационной сферы личности. Мотивация обусловлена личностной значимостью воспринимаемой человеком ситуации поведения и деятельности, самооценкой своих возможностей, субъективными критериями достижения цели, мировоззрением, представлениями личности о себе, ожидаемыми оценками других людей, прогнозом изменения среды и последствий [8].

С учетом значимости и действенности мотивов в проявлении мотивации выделяются внутренне и внешне организованная мотивация [5].

На развитие и функционирование мотивации влияют степень удовлетворённости личности своим жизненным положением, возможность сделать окончательный выбор в конкретной ситуации, степень реализации значимых и ожидаемых целей, относительная значимость внутренних и ситуативных факторов, способность к самовнушению и самоубеждению.

С учетом представленных выше подходов к раскрытию сущности и содержания мотивов и мотивации физкультурнооздоровительной деятельности нами уточнена сущность понятия «физкультурно-оздоровительная мотивация».

Она определяется нами как психическое состояние установки человека, которое обусловлено переживанием потребностей, удовлетворяемых физкультурно-оздоровительной деятельностью, знаниями в области этой деятельности, самооценкой своих возможностей в отношении этой деятельности, критериями удовлетворительного достижения ее целей, ожидаемыми оценками других людей процесса и результатов деятельности, и определяет содержание и уровень проявляемой им психической и физической активности в конкретных жизненных ситуациях.

В ее содержании выделяются три взаимосвязанных структурных

компонента: мотивационный, когнитивный и поведенческий.

Мотивационный компонент включает:

• внутренние процессуальные мотивы, связанные с потребностями в двигательной активности и в общении (межличностных контактах);

• внутренние результативные мотивы, связанные с потребностями в

здоровье, во внешнем самоутверждении - внешняя телесная привлекательность, физическая подготовленность, в подготовке к профессиональной деятельности:

• внешние мотивы, удовлетворение которых предполагает в качестве необходимого условия включение в занятия оздоровительной физической культурой.

Он выполняет функции побуждения к физкультурно-оздоровительной деятельности, от него зависит сила мотивации и ее устойчивость к действию внутренних и внешних ситуативных факторов.

Когнитивный компонент включает знания человека: 38

38

• о фактах, психофизиологических закономерностях и механизмах воздействия физических упражнений на удовлетворение значимых для человека потребностей;

• самооценку своих возможностей по отношению физкультурно-оздоровительной деятельности;

• субъективных критериев удовлетворительного достижения целей собственной физкультурно-оздоровительной деятельности;

• ожидаемых оценок процесса и результатов своей физкультурно-оздоровительной деятельности со стороны других людей.

Он обеспечивает регулирование физкультурно-оздоровительной деятельности по содержанию и уровню проявляемой психической и физической активности.

Поведенческий компонент включает

• владение способами физкультурно-оздоровительной деятельности на уровне умений и навыков;

• уровень развития физических качеств, обеспечивающих выполнение физкультурно-спортивной деятельности;

• владением способами организации физкультурно-оздоровительной деятельности.

Он обеспечивает реализацию физкультурно-оздоровительной мотивации в физических упражнениях, составляющих содержание физкультурно-оздоровительной деятельности.

Развитие физкультурно-оздоровительной мотивации осуществляется через развитие ее компонентов:

• усиление силы внутренних личностно-значимых мотивов;

• повышение глубины и полноты знаний психофизиологических закономерностей и механизмов воздействия физкультурно-оздоровительной деятельности на удовлетворение потребностей человека, повышение адекватности самооценки своих возможностей, уровня притязаний и ожидаемых отношений со стороны ближайшего социального окружения;

• рост количества усвоенных физических упражнений и качества их выполнения, развитие связанных с их выполнением физических качеств; рост количества усвоенных способов организации физкультурно-оздоровительной деятельности.

С учетом уровня развития этих компонентов выделяются три уровня развития физкультурно-оздоровительной мотивации:

1) противоречивый, несложившийся - доминируют внешние мотивы физкультурно-оздоровительной деятельности (следование моде, материальное стимулирование со стороны предприятий, желание не отстать от подруг и т.п.); имеются знания отдельных фактов положительного влияния физкультурно-оздоровительной деятельности на удовлетворение потребностей, занижены самооценка своих возможностей, уровень сформулированных и принятых целей, ожидаемых оценок со стороны других людей; усвоение не более 1/3 необходимых физических упражнений на уровне двигательных умений и навыков, показатели развития физических качеств ниже среднего нормативного уровня, самоконтроль процесса и результатов физкультурнооздоровительной деятельности на уровне обычного самонаблюдения;

2) ситуативно-обусловленный - воздействие внутренних мотивов обусловлено преимущественно ситуативными условиями физкультурно-оздоровительной деятельности (близостью к месту жительства, удобным расписанием, низкой стоимостью абонемента., самочувствием, настроением и т.п); имеются знания фактов и лежащих в их основе психофизиологических закономерностей влияния физических упражнений на удовлетворение потребностей; адекватная самооценка возможностей, уровня сформулированных и принятых целей, ожидаемых оценок со стороны других людей: усвоение до 2/3 от общего объема физических упражнений на уровне двигательных умений и навыков, показатели развития физических качеств на среднем нормативном уровне, умение измерять и оценивать отдельные результаты физкультурно-оздоровительной деятельности;

3) личностно-обусловленный - доминируют внутренние мотивы; имеются знания фактов, психофизиологических закономерностей и механизмов влияния физических упражнений на удовлетворение потребностей; самооценка своих возможностей, уровня сформулированных и принятых целей, ожидаемых оценок со стороны других людей немного завышена; освоено более 2/3 от общего объема физических упражнений на уровне двигательных умений и навыков, показатели развития физических качеств на среднем нормативном уровне, умение вносить коррекции в физкультурно-оздоровительную деятельность с учетом измерения и оценки ее результатов.

Резюме. Вовлечение женщин первого зрелого возраста в занятия физическими упражнениями выступает одной из актуальных проблем отечественной системы оздоровительной физической культуры. Эффективность решения этой проблемы зависит от уровня сформированности у женщин мотивации, побуждающей и направляющей к систематическим занятиям физическими упражнениями. Выявленные нами знания о сущности, содержании и уровнях развития физкультурно-оздоровительной мотивации определяют содержание и технологию педагогических воздействий, направленных на ее формирование в процессе занятий женщин в фитнес-клубах.

Литература

1. Бальсевич, В. К. Онтокинезиология человека / В. К. Бальсевич. - М. : Теория и практика физической культуры, 2000. -275 с.

2. Грец, И. А. Индивидуальное программирование занятий оздоровительной физической культурой для женщин 30-40 лет: автореф. дис. канд. пед. наук : 13.00.04 / И.А. Грец. Малаховка, 2001. - 24 с.

3. Драндров, Г. Л. Теоретические и организационно-методические основы формирования готовности учителя физической культуры к профессиональной творческой деятельности: монография / Г. Л. Драндров. - Чебоксары : Чуваш. гос. пед. ун-т им. И.Я. Яковлева, 2007. - 355 с.

4. Иваненко, О. А. Комплексная методика занятий по оздоровительной аэробике с женщинами молодого возраста : автореф. ... канд. пед. наук : 13.00.04 / О. А. Иваненко. - Челябинск, 2002. - 24 с.

5. Ильин, Е.П. Мотивация и мотивы /Е.П.Ильин -СПб. : Питер, 2006. 512 с.

6. Ишанова, О. В. Комплексная методика занятий оздоровительной аэробикой с женщинами 25 - 35 летнего возраста : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.04 / О. В. Ишанова. - Волгоград, 2008. - 23 с.

7. Козина, Г. Ю. Физкультурно-оздоровительная деятельность как социальный фактор формирования здоровья современной студенческой молодежи : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.04 / Г. Ю. Козина. - Пенза, 2007. - 183 с.

8. Леонтьев, А. Н. Деятельность. Сознание. Личность : учеб. пособие для студ. вузов / А. Н. Леонтьев. - М. : Смысл ; Академия, 2005. - 352 с.

9. Cooper, K.H. New aerobics for women / K.H. Cooper. - USA :Bantam books, 1988. - 324 s.

Шалышкин С.Ю

БИСГУ, факультет Социально-гуманитарного факультета, студент 552 группы, г.Балашов.

СКАЗКОТЕРАПИЯ

Аннотация

Сказкотерапия — это метод в основе которого лежит психокоррекция средствами сказки, приемлемыми для работы со всеми возрастами с проблемами в развитии.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Ключевые слова: Сказкотерапия, библиотерапия, метод рисование, общечеловеческой информацией.

39

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.