модействий, значимых для её развития, для проверки сформулированных рабочих гипотез было целесообразно; методика, разработанная для этой цели, релевантна задаче и позволила собрать искомые информативные данные; наша интерпретация полученных результатов - метод исследования субъективных представлений обе рабочие гипотезы позволил подтвердить.
ЛИТЕРАТУРА
1. Краснова, О.В. Структурная динамика процесса развития личности в онтогенезе : монография / О.В. Краснова. - Пенза : Изд-во Пензенского гос. ун-та, 2013. - 580 с.
REFERENCES
1. Krasnova, O.V. (2013), Structural dynamics of the process of personality development in ontogenesis: monograph, Publishing House Penza State University, Penza.
Контактная информация: [email protected].
Статья поступила в редакцию 17.10.2013.
УДК 796.88
СУЩНОСТЬ, СОДЕРЖАНИЕ И УРОВНИ РАЗВИТИЯ ФИЗКУЛЬТУРНООЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ ЖЕНЩИН ПЕРВОГО ЗРЕЛОГО
ВОЗРАСТА
Марат Наильевич Кудяшев, аспирант,
Поволжская государственная академия физической культуры, спорта и туризма,
Казань
Аннотация
Здоровье нации во многом определяется здоровьем женщины, сохранность и поддержание которого составляет задачу общегосударственной важности. Между тем исследования многих авторов свидетельствуют об устойчивой тенденции к снижению состояния здоровья и физической работоспособности женщин первого зрелого возраста. После 25 лет начинаются процессы инволюции организма на всех уровнях его функционирования. Одним из самых больших достижений второй половины XX века в области физической культуры и спорта является всемирное признание занятий физическими упражнениями в качестве превентивного и профилактического средства в поддержании здоровья. В статье обосновывается актуальность проблемы формирования у женщин первого зрелого возраста физкультурно-оздоровительной мотивации, раскрываются ее сущность и содержание в виде мотивационного, когнитивного и поведенческого компонентов, качественно характеризуются уровни их развития.
Ключевые слова: женщины, первый зрелый возраст, мотивы, мотивация, физкультурнооздоровительная деятельность, уровни развития.
DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2013.10.104.p105-108 ESSENCE, CONTENT AND DEVELOPMENT LEVELS FOR SPORT AND RECREATION MOTIVATION OF WOMEN AT THE FIRST MATURE AGE
Marat Nailyevich Kudyashev, the post-graduate student,
Volga region State Academy of Physical Culture, Sports and Tourism, Kazan
Annotation
Nation's health in many respects is defined by the health of woman, safety and maintenance of which makes a problem of nation-wide importance. Meanwhile researches of many authors testify to a steady tendency to decrease in a state of health and physical efficiency of women of the first mature age. After 25 years the processes of involution of the organism at all levels of its functioning begin. One of the
biggest achievements of the second half of the XX century in the field of physical culture and sports is the world recognition of occupations by physical exercises as preventive and prophylactic means in health maintenance. This article explains the importance of the problem of sports and recreation motivation formation among the women at the first mature age, revealing its essence and content in the form of motivational, cognitive and behavioral components, levels of their development are qualitatively characterized.
Keywords: women, the first mature age, motives, motivation, sports and recreation activities, levels of development.
Одним из самых больших достижений второй половины XX века в области физической культуры и спорта является всемирное признание занятий физическими упражнениями в качестве превентивного и профилактического средства в поддержании здоровья. Тем не менее, для большинства современных женщин физическая активность не является неотъемлемой составляющей образа жизни. Поэтому эффективные занятия оздоровительной физической культурой должны быть направлены не только на улучшение или сохранение функциональных возможностей организма женщин, но и на формирование у них устойчивых мотивов и потребностей в физической активности.
Задача нашего исследования заключалась в раскрытии сущности и содержания физкультурно-оздоровительной мотивации у женщин первого зрелого возраста, качественной характеристике уровней ее развития.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
Физкультурно-оздоровительная деятельность характеризуется качественным своеобразием потребностей и мотивов, побуждающих и направляющих человека к ее осуществлению. Возникновение потребностей в физкультурно-оздоровительной деятельности связано Г.Л. Драндровым [1] с нарушением динамического равновесия на разных уровнях взаимодействия человека и внешней среды. В соответствии с этим критерием автором выделяются потребности:
- в двигательной активности (уровень физиологических систем);
- в физическом и психическом здоровье (уровень человека как индивида);
- в общении (уровень человека как личности);
- во внешнем самоутверждении через телесную привлекательность (уровень человека как личности);
- в повышении эффективности профессиональной деятельности (уровень человека как субъекта деятельности).
Субъективные психические образы предметов и способов действия, обеспечивающих удовлетворение этих потребностей, выступает для человека в качестве мотивов физкультурно-оздоровительной деятельности.
Физкультурно-оздоровительная деятельность побуждается совокупностью взаимодействующих между собой мотивов. Мотивы, занимающие в этой структуре по своей значимости доминирующее место, направляют деятельность и придают ей личностный смысл.
Мотивация рассматривается как особое психическое состояние, формирующееся под влиянием внешних ситуативных условий и мотивов личности. Она обусловливает возникновение, развитие и функционирование психических процессов побуждения и направления поведенческой активности человека в данный момент времени.
На способность человека к мотивационной саморегуляции своего поведения и деятельности оказывают существенное влияние сила, осознанность, смысловая значимость, интегрированность, целостность, эмоциональная устойчивость и ситуативная независимость мотивации [2].
С учетом существующих подходов к раскрытию сущности и содержания мотивов и мотивации физкультурно-оздоровительной деятельности нами уточнена сущность понятия «физкультурно-оздоровительная мотивация».
Она определяется нами как психическое состояние установки человека, которое обусловлено переживанием потребностей, удовлетворяемых физкультурнооздоровительной деятельностью, знаниями в области этой деятельности, самооценкой своих возможностей в отношении этой деятельности, критериями удовлетворительного достижения ее целей, ожидаемыми оценками других людей процесса и результатов деятельности, и определяет содержание и уровень проявляемой им психической и физической активности в конкретных жизненных ситуациях.
В ее содержании выделяются три взаимосвязанных структурных компонента: мотивационный, когнитивный и поведенческий.
Мотивационный компонент включает:
- внутренние процессуальные мотивы, связанные с потребностями в двигательной активности и в общении (межличностных контактах);
- внутренние результативные мотивы, связанные с потребностями в здоровье, во внешнем самоутверждении - внешняя телесная привлекательность, физическая подготовленность, в подготовке к профессиональной деятельности:
- внешние мотивы, удовлетворение которых предполагает в качестве необходимого условия включение в занятия оздоровительной физической культурой.
Он выполняет функции побуждения к физкультурно-оздоровительной деятельности, от него зависит сила мотивации и ее устойчивость к действию внутренних и внешних ситуативных факторов.
Когнитивный компонент включает знания человека:
- о фактах, психофизиологических закономерностях и механизмах воздействия физических упражнений на удовлетворение значимых для человека потребностей;
- самооценку своих возможностей по отношению физкультурно-
оздоровительной деятельности;
- субъективных критериев удовлетворительного достижения целей собственной физкультурно-оздоровительной деятельности;
- ожидаемых оценок процесса и результатов своей физкультурнооздоровительной деятельности со стороны других людей.
Он обеспечивает регулирование физкультурно-оздоровительной деятельности по содержанию и уровню проявляемой психической и физической активности.
Поведенческий компонент включает
- владение способами физкультурно-оздоровительной деятельности на уровне умений и навыков;
- уровень развития физических качеств, обеспечивающих выполнение физкультурно-спортивной деятельности;
- владением способами организации физкультурно-оздоровительной деятельности.
Он обеспечивает реализацию физкультурно-оздоровительной мотивации в физических упражнениях, составляющих содержание физкультурно-оздоровительной деятельности.
Развитие физкультурно-оздоровительной мотивации осуществляется через развитие ее компонентов:
- усиление силы внутренних личностно-значимых мотивов;
- повышение глубины и полноты знаний психофизиологических закономерностей и механизмов воздействия физкультурно-оздоровительной деятельности на удовлетворение потребностей человека, повышение адекватности самооценки своих возможностей, уровня притязаний и ожидаемых отношений со стороны ближайшего социального окружения;
- рост количества усвоенных физических упражнений и качества их выполнения,
развитие связанных с их выполнением физических качеств; рост количества усвоенных способов организации физкультурно-оздоровительной деятельности.
С учетом уровня развития этих компонентов выделяются три уровня развития физкультурно-оздоровительной мотивации:
1) противоречивый, не сложившийся - доминируют внешние мотивы физкультурно-оздоровительной деятельности (следование моде, материальное стимулирование со стороны предприятий, желание не отстать от подруг и т.п.); имеются знания отдельных фактов положительного влияния физкультурно-оздоровительной деятельности на удовлетворение потребностей, занижены самооценка своих возможностей, уровень сформулированных и принятых целей, ожидаемых оценок со стороны других людей; усвоение не более 1/3 необходимых физических упражнений на уровне двигательных умений и навыков, показатели развития физических качеств ниже среднего нормативного уровня, самоконтроль процесса и результатов физкультурно-оздоровительной деятельности на уровне обычного самонаблюдения;
2) ситуативно-обусловленный - воздействие внутренних мотивов обусловлено преимущественно ситуативными условиями физкультурно-оздоровительной деятельности (близостью к месту жительства, удобным расписанием, низкой стоимостью абонемента, самочувствием, настроением и т.п.); имеются знания фактов и лежащих в их основе психофизиологических закономерностей влияния физических упражнений на удовлетворение потребностей; адекватная самооценка возможностей, уровня сформулированных и принятых целей, ожидаемых оценок со стороны других людей: усвоение до 2/3 от общего объема физических упражнений на уровне двигательных умений и навыков, показатели развития физических качеств на среднем нормативном уровне, умение измерять и оценивать отдельные результаты физкультурно-оздоровительной деятельности;
3) личностно-обусловленный - доминируют внутренние мотивы; имеются знания фактов, психофизиологических закономерностей и механизмов влияния физических упражнений на удовлетворение потребностей; самооценка своих возможностей, уровня сформулированных и принятых целей, ожидаемых оценок со стороны других людей немного завышена; освоено более 2/3 от общего объема физических упражнений на уровне двигательных умений и навыков, показатели развития физических качеств на среднем нормативном уровне, умение вносить коррекции в физкультурно-оздоровительную деятельность с учетом измерения и оценки ее результатов.
ЛИТЕРАТУРА
1. Драндров, Г. Л. Теоретические и организационно-методические основы формирования готовности учителя физической культуры к профессиональной творческой деятельности : монография / Г.Л. Драндров. - Чебоксары : Изд-во Чуваш. гос. пед. ун-та им. И.Я. Яковлева, 2007. - 355 с.
2. Файзуллаев, А.А. Мотивационная саморегуляция / А.А. Файзуллаев. - Ташкент : [б. и.], 1987. - 115 с.
REFERENCES
1. Drandrov, G.L. (2007), Theoretical, organizational and methodological framework for preparation of a physical culture educator for the professional creative activity: monograph, publishing house “State Pedagogical University of Chuvashiya named after I.Y. Yakovlev”, Cheboksary.
2. Faizullayev, A.A. (1987), Motivational self-regulation, Tashkent.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 28.10.2013.