Пащенко Лена Григорьевна ОРГАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ ...
УДК 378: 796.011.1
ОРГАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВЗРОСЛОГО
НАСЕЛЕНИЯ В УСЛОВИЯХ ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОГО КОМПЛЕКСА
© 2017
Пащенко Лена Григорьевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Теоретические основы физического воспитания» Нижневартовский государственный университет (628600, Россия, Нижневартовск, ул. Ленина, 56, e-mail: [email protected])
Аннотация. В статье представлена модель организации образовательно-оздоровительной деятельности лиц зрелого возраста в условиях физкультурно-оздоровительного комплекса, разработанная с учетом особенностей системы мотивационных факторов мужчин и женщин, занимающихся оздоровительной физической культурой. Основным методом исследования явилось моделирование, позволившее наглядно представить процесс образовательно-оздоровительной деятельности в виде схемы, отображая и воспроизводя структуру, взаимосвязи и отношения между элементами этого процесса. В модели представлены задачи, принципы, функции, основные направления и предполагаемые результаты образовательно-оздоровительной деятельности. В предложенной модели учитывается и конкретизируется индивидуальная структура мотивации занятий физическими упражнениями, объем и характер индивидуального знания в этой области, направленность на достижение и поддержание высокого уровня физической культуры и осознание личностью актуальных и долгосрочных целей своего физического совершенствования. Содержание образовательно-оздоровительной деятельности строится с учетом выявленных мотивов занятий физической культурой взрослого населения. Результатом реализации модели является формирование физической культуры личности, проявляемое в повышение уровня знаний о здоровье, о физическом состоянии организма и способах его улучшения, повышении уровня физической подготовленности, расширении функциональных возможностей, формировании личностных качеств, приобретении опыта совместной соревновательной деятельности.
Ключевые слова: модель, мотивы, моделирование, оздоровительная физическая культура, физическая активность, лица зрелого возраста, физкультурно-оздоровительный комплекс, компоненты образовательно-оздоровительной деятельности.
ORGANIZATION OF EDUCATIONAL AND RECREATIONAL ACTIVITIES OF THE ADULT POPULATION IN A HEALTH AND FITNESS CENTRE
© 2017
Pashchenko Lena Grigorievna, candidate of pedagogical Sciences, associate professor of the department
«Theoretical bases of physical education» Nizhnevartovsk State University (628600, Russia, Nizhnevartovsk, Lenin st., 56, e-mail: [email protected])
Abstract. The article presents a model of the organization of educational and recreational activities of persons of mature age in the conditions of a physical culture and health complex. The model is designed taking into account the motives of men and women engaged in recreational physical culture. The main research method is modeling. Modeling made it possible to visually present the educational and health-improving process in the form of a scheme, reflecting the structure, interrelations and relationships between the elements. The model takes into account and concretizes the motives for exercising, the volume and nature of individual knowledge in this field, the desire to achieve and maintain a high level of physical culture. The result of the implementation of the model is the formation of the physical culture of the individual, raising the level of knowledge about health and ways to improve the physical condition of the body, increasing the level of physical fitness, expanding functional capabilities, shaping personal qualities, acquiring the experience of joint competitive activities.
Keywords: Model, motifs, modeling, health physical education, physical activity, persons of mature age, fitness center, components of educational and recreational activities.
Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами. Ускорившийся ритм жизни, возросшие психофизические нагрузки, малоподвижный образ жизни наряду с укоренившимися вредными привычками стали причинами роста заболеваемости, сокращения продолжительности жизни населения зрелого возраста [1].
Сохранение и укрепление здоровья самой деятельной части населения страны является важной стратегической задачей, требующей незамедлительного решения, принятия научно-обоснованных мер, направленных на кардинальные изменения сложившейся ситуации [2]. Вступление в период зрелого возраста у мужчин и женщин ознаменуется завершением профессионального обучения и началом многолетней трудовой деятельности, которая требует затрат нервно-психической и мышечной энергии. Работающее население сталкивается с воздействием условий и факторов, провоцирующих возникновение профессиональных заболеваний, а также с действием неблагоприятных климато-географиче-ских факторов. Противостоять факторам риска здоровья взрослого населения призвана организованная физкультурно-оздоровительная деятельность, содействующая расширению функциональных возможностей, улучшению показателей развития физических качеств, а также организации содержательного досуга.
Массовая физкультурно-оздоровительная деятельность является социальным явлением, содержательная
сущность которой выражается в формировании здорового образа жизни, как социальной ценности и элемента культуры личности с целью улучшения здоровья [2]. Повышение значимости в современном мире роли физической культуры, как фактора совершенствования природы человека и общества привело к тому, что она становится национальной идеей, содействующей развитию здорового общества. Сфера физической культуры и спорта, выполняя множество функций в обществе и охватывая все возрастные группы населения, способствует развитию физических, эстетических, нравственных качеств личности, организации содержательного досуга населения, решению задач физической рекреации и реабилитации, а также коммуникации.
Многочисленными зарубежными и отечественными исследованиями доказана польза физической активности для физического и психического здоровья лиц зрелого возраста. Занятия физической культурой и спортом оказывают общее профилактическое воздействие на организм человека, повышают уровень его здоровья, сопротивляемость организма вредным воздействиям окружающей среды, способствуют отказу от вредных привычек, а совершенствование двигательных навыков существенно снижает риск травматизма. И, если с организацией физкультурно-оздоровительной и спортивной работы в детском, подростковом и юношеском возрасте не возникает трудностей, ввиду их обязательности, в соответствии с Федеральными государственными обра-
Пащенко Лена Григорьевна pedagogical
ОРГАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ ... sciences
зовательными стандартами всех ступеней образования, то взрослое население сталкивается с недостаточной доступностью физкультурно-оздоровительных услуг, предлагаемых учреждениями физической культуры, спорта, туризма и отдыха ввиду, с одной стороны - дефицита самих спортивных сооружений, а с другой - высокой стоимости предлагаемых услуг. При этом, невозможность осуществления самостоятельных занятий по мнению Г.А. Степановой обусловлена низким уровнем грамотности населения в вопросах здорового образа жизни и физической культуры [3]. Большинство населения слабо информировано о реальном состоянии своего здоровья, физической подготовленности, о факторах, определяющих физическое состояние человека, о средствах воздействия на него, о методах применения этих средств и т.д.
Таким образом, повышается важность создания необходимых условий для совершенствования человека, роста его жизненного уровня, продолжительности жизни и ее качества, что еще более актуализирует поиск эффективных форм повышения и совершенствования физкультурно-оздоровительной активности взрослого населения.
Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых обосновывается автор; выделение неразрешенных раньше частей общей проблемы. Анализ литературных источников показал, что к числу факторов, позволяющих индивидам систематически выполнять нагрузки в процессе занятий физкультурно-оздоровительной направленности, относятся личностные, ситуационные, поведенческие, организационные. Личностными факторами являются участие в программах физкультурной направленности, а также информированность о положительном влиянии физических нагрузок на здоровье. Близкая расположенность спортивного комплекса от дома, а также доступная стоимость занятий являются важными ситуационными факторами. Организационными факторами выступают проведение занятий групповым методом, а также возможность выбирать форму двигательной активности [4]. Интересное содержание и эффективные методики проведения занятий физическими упражнениями являются одними из условий систематичности физкультурно-оздоровительных занятий, способных соперничать с другими способами проведения свободного времени [5, с.13-14; 6]. К сожалению, как отмечает ряд ученых, несмотря на усилия по содействию повышения двигательной активности населения, люди предпочитают наблюдать за другими, занимающимися физической культурой и спортом, а не участвовать в этом процессе самим [7-9].
В связи с этим, повышается важность учета мотивов, побуждающих взрослое население к физкультурно-оздоровительной деятельности. В Государственной программе Российской Федерации «Развитие физической культуры и спорта», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. .№302 констатируется о необходимости создания условий для систематических занятий физической культурой и спортом граждан нашей страны, для чего требуется повышение мотивации к регулярным физкультурно-оздоровительным и спортивным занятиям и ведению здорового образа жизни, что в итоге должно способствовать увеличению количества занимающихся [10]. Выявление мотивов оздоровительной деятельности и создание условий для их реализации позволяет не только привлекать население к регулярным занятиям физическими упражнениями, сделав их систематичными [11], а также содействовать удовлетворению личностных запросов жизни и трудовой деятельности взрослого человека [12 ].
По утверждению Е.В. Андреевой, тип мотивов, преобладающих при начале занятий физической активностью, определяет особенности осуществления данного вида деятельности и является основополагающим зве-178
ном при определении способов поддержания интереса мужчин и женщин к использованию средств физической культуры и спорта в процессе жизнедеятельности [13]. Учет мотивационных особенностей и индивидуальных потребностей в процессе занятий физической активностью позволяет совершенствовать организационно-методическое обеспечение физкультурно-оздоровительной деятельности лиц зрелого возраста [14].
Несомненная польза физической активности для физического и психического здоровья доказана многочисленными зарубежными и отечественными исследованиями.
Предварительно проведенные исследования позволили выделить мотивы занятий оздоровительной физической культурой лиц 1-го и 2-го зрелого возраста мужского и женского пола [15-17].
Доминирующими мотивами занятий физической культурой у мужчин зрелого возраста являются стремление к самосохранению здоровья, желание самосовершенствоваться, возможность получения положительных эмоций. К числу значимых мотивов относятся стремление к получению удовольствия от движений, возможность общения во время занятий. Малозначимым для мужчин является оценка окружающих и подражание
[15]. Для женщин 1-го зрелого возраста доминирующими мотивами являются получение положительных эмоций и удовольствия от движений, стремление к самосовершенствованию. Для женщин 2-го зрелого возраста наиболее важным является стремление улучшить здоровье, наряду с получением удовольствия от движений. К числу малозначимых мотивов женщины отнесли желание подражать кому-то, более физически развитому, стремление получить оценку окружающих, а также доминировать в физкультурно-спортивной деятельности
[16].
Обращает на себя внимание факт недостаточно высоких показателей в проявлении мотива «привычка занятий» как у мужчин зрелого возрастов, так и у женщин, что позволяет констатировать о ситуативности выполнения физических упражнений во время досуга, а также небольшом желании повышать двигательную активность в период свободного времяпрепровождения в качестве рекреационного средства. Мотив приобретение практических навыков также не является значимым для исследуемого контингента. При этом, у лиц мужского пола показатели его проявления выше, чем у женского [17].
Полученные данные позволяют констатировать о не сформированном желании повышать физкультурную образованность в вопросах организации и содержания двигательной активности для решения развивающих, образовательных, оздоровительных задач, а также недостаточной двигательной активности в понимании отдельной личностью значимости индивидуальной деятельности, направленной на физическое совершенствование.
Представленные особенности в системе мотиваци-онных факторов лиц зрелого возраста, занимающихся оздоровительной физической культурой, являются актуальной информацией для специалистов в сфере физической культуры при разработке модели организации оздоровительной деятельности в условиях физкультурно-оздоровительного центра.
Формирование целей статьи (постановка задания). Целью исследования является разработка модели образовательно-оздоровительной деятельности, осуществляемой в физкультурно-оздоровительном комплексе для населения зрелого возраста с учетом выявленных мотивов занятий физической культурой и спортом.
Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов. Основным методом исследования явилось моделирование, позволяющее наглядно представить искусственно созданный образец в виде схемы, отображая и
Пащенко Лена Григорьевна ОРГАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ ...
воспроизводя структуру, взаимосвязи и отношения между элементами этого объекта. В педагогике образовательные модели представляют собой логические последовательно выстроенные системы, включающие в себя элементы, которые в свою очередь содержат цели, содержание, проектирование педагогической технологии и технологии управления образовательным процессом [18]. Построение нашей модели опирается на результаты предварительных исследований и концептуальные подходы к организации физической активности взрослого населения и подразумевает интеграцию образовательной и физкультурно-оздоровительной деятельности в условиях физкультурно-оздоровительного комплекса (рисунок 1).
Базовыми компонентами образовательно-оздоровительной деятельности физкультурно-оздоровительных организаций, по мнению Л.И. Лубышевой и В.К. Бальсевича, должны стать формирование знаний об использовании физических упражнений для улучшения психоэмоциональной сферы, физических кондиций, здоровья, качества жизни людей, повышение профессионально значимых физических и психофизиологических качеств [19]. Эти положения были учтены при разработке модели образовательно-оздоровительной деятельности в условиях физкультурно-оздоровительного комплекса для населения зрелого возраста.
Модель построена с учетом конкретизации общественно и индивидуально значимой структуры мотивации занятий физическими упражнениями, объема и характера индивидуального знания в этой области и направлена на достижение и поддержание высокого уровня физической культуры и осознание личностью всей системы актуальных и долгосрочных целей своего физического совершенствования.
Основными задачами реализации модели, с учетом предварительно выявленных мотивов занятий физической культурой взрослого населения, явились содействие повышению уровня здоровья, улучшению морфо-функциональных показателей, оптимизации психоэмоционального состояния, предупреждению заболеваний, а также, учитывая значимость формирования знаний в области физической культуры, повышение уровня образованности в вопросах целесообразного использования физических упражнений.
Принципами организации образовательно-оздоровительной деятельности явились: индивидуализация, доступность, регулярность, постепенность повышения нагрузок [20]. Принцип индивидуализации предусматривает подбор видов физической активности и их средств с учетом функциональных и физических особенностей организма. Принцип доступности предполагает предложение населению привычных видов физических упражнений. Принцип регулярности предусматривает систематичность занятий, без длительных перерывов. Принцип постепенного повышения нагрузок осуществляется в повышении интенсивности и увеличении объема нагрузок в соответствии с функциональными и физическими возможностями занимающихся.
Функциями организации образовательно-оздоровительной деятельности лиц зрелого возраста в условиях физкультурно-оздоровительного комплекса явились - физкультурно-оздоровительная, аксиологическая, досуговая, социального общения, повышения работоспособности и эффективности труда. Физкультурно-оздоровительная функция обеспечивает создание основы для здорового образа жизни, сдерживания процессов инволюции, способствуя общефизическому развитию и укреплению здоровья людей, развитию физических качеств и способностей, формированию и совершенствованию двигательных навыков. Аксиологическая функция содействует формированию ценностной ориентации личности на овладение ценностями физической культуры, связанными с социальной и профессиональной деятельностью. Досуговая функция позволя-
ет удовлетворить потребность людей в рациональном использовании свободного времени, активном отдыхе, возможности переключения с одного вида деятельности на другой. Функция социального общения обеспечивает возможность коммуникации, удовлетворения потребности в обмене информации. Функция повышения работоспособности и эффективности труда обеспечивает профессионально-прикладную физическую подготовку, повышение устойчивости к неблагоприятным условиям труда, противодействие гипокинезии.
Основными направлениями деятельности в разработанной модели были выбраны - образовательная, физкультурно-оздоровительная, соревновательная.
Содержательный аспект модели представлен в выделенных направлениях следующим образом. Образовательная деятельность включает в себя формирование знаний у занимающихся о современных направлениях развития оздоровительной физической культуры, особенностях функционирования организма мужчин и женщин, нормирования нагрузки на занятиях оздоровительной физической культурой, возможностях применяемых средствах восстановления, представлений о современных методиках предотвращения стресса и тревожности. Реализация данного направления осуществляется путем проведения бесед с занимающимися, актуализации знаний в процессе занятий, проведении индивидуальных консультаций по выбору вида физ-культурно-спортивного направления с конкретизацией характера нагрузки с учетом индивидуально-типологических особенностей мужчин и женщин.
Содержание физкультурно-оздоровительного направления модели обусловлено возможностями многофункционального физкультурно-оздоровительного комплекса Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения «Нижневартовский государственный университет», позволяющего предложить населению широкий выбор физкультурно-оздоровительных и спортивных занятий. К услугам посетителей предоставляется возможность посещения самостоятельных и организованных физкультурно-оздоровительных занятий по плаванию и аквааэробике, разновидностям фитнеса, спортивным играм, кудо, скалолазанию, единоборствам, восточными боевыми искусствами. В тренажерном зале имеется возможность осуществления самостоятельных занятий и посещения индивидуальных тренировок, в процессе которых инструктор поможет подобрать программу тренировочных занятий.
Соревновательное направление представлено физкультурно-оздоровительными мероприятиями для мужчин, женщин, их семей, такими как мастер-классы по новым видам фитнеса, а также спортивно-массовыми -соревнованиями по видам спорта, Веселыми стартами, Фестивалями спорта и т.д.
Содержание образовательно-оздоровительной деятельности в условиях физкультурно-оздоровительного комплекса строится с учетом выявленных мотивов занятий физической культурой взрослого населения.
Мотив сохранения и укрепления здоровья, выделенный мужчинами и женщинами как ведущий, требует применения на занятиях методик с высокой оздоровительной эффективностью, нагрузки, применяемые на занятиях, соответствуют возрастным особенностям и физическому состоянию занимающегося. Оценка эффективности оценивается путем мониторинга физического состояния, динамики функционального состояния, заболеваемости острыми респираторными вирусными инфекциями, как показателя устойчивости организма к действию неблагоприятных факторов внешней среды.
Для удовлетворения стремления к самосовершенствованию, как доминирующему мотиву занятий физической культурой у женщин 1-го зрелого возраста и мужчин, моделью предусматривается составление индивидуальной программы занятий физической активностью с учетом данных карты здоровья, динамики по-
Пащенко Лена Григорьевна^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^!
ОРГАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ .
pedagogical sciences
казателей физического состояния, изменений в процессе занятий компонентного состава тела. Образовательный компонент включает формирование знаний об использовании средств физической культуры для самосовершенствования.
Важность получения удовольствия от движений лицами зрелого возраста требует использования на занятиях музыкального сопровождения, создания положительного психоэмоционального фона, установления доброжелательного контакта между занимающимся и инструктором, применения нагрузок соответствующих индивидуальным возможностям.
Применение средств и методов, направленных на сплочение коллектива занимающихся и создание благоприятного морального климата в группе позволит реализовать потребность взрослого населения в общении.
Низкий уровень проявления мотива приобретения практических навыков, но при этом высокая его значимость для формирования потребности в систематических занятиях физкультурно-оздоровительной направленности у взрослого населения требует использования разнообразных видов двигательной активности в процессе образовательно-оздоровительной деятельности, позволяющих расширить представления об эффективных путях и способах повышения двигательной активности, укрепления здоровья. Моделью предусматривается проведение для занимающихся различных мастер-классов по новым видам фитнеса, имеющих различную направленность - оздоровительную, развивающую, образовательную.
Неоднородность отношения взрослого населения к возможности осуществления соперничества в процессе физической активности требует введения элементов состязательности в содержание физкультурно-оздоровительных занятий и использования соревновательного метода при проведении массовых физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий.
Цель: организация образовательно-оздоровительной деят ельности лиц зрелого возраста в условиях физкультурно-оздоровительного комплекса с учетоммотиеов занятий ФКнС
Принципы: индивиду алнзацня, до ступно сть, регулярно си нагрузок
Функции: физкулмурно-оздоро аксиологическая, досуговая, социального общения, повышения работоспособности, эффективности труда
Оор азовательная
Направления деятельности
Физкультур н о-озд о р о вит е льн ая
С оревновательная
Формы организации
Беседы, консультации Индивидуальные и групповые занятия Физкультурно-
инструкторов, ороппоры. с учетом рекомендации по вы о ору оздоровительные. спортивно-
консультации при оценке вида физкультурно-оздоровительных массовые мероприятия для
физического состояния по занятии и ооъема тренировочной мужчин, женщин, семей
выбору вида занятии и ооъема нагрузки
нагрузки
Значение занятий ФК в улучшении пснхо эмоционального состояния, кондиций, формирования фигуры. Ведение карт здоровья Занятия: плавание, аквааэрооика, разновидности фитнеса, танцы, атлетическая гимнастика, спортивные игры, скалолазание . Нагрузки в соответствии с индивидуально-типологическими особенностями M а стер-классы по новым видам фитнеса, соревнования по видам спорта,массовые спортивные мероприятия
Оценка эффективности
Анкеты (знания, мотивы) Тесты, пробы, мониторинг физического состояния Анкета, экспертная оценка
Результаты о 5 раю вате льно-оздоровительной деятельности
Повышение уровня знаний о здоровье, о физическом состоянии организма и спо соб ах его улучшения Повышение уровня физической подготовленности, расширение функциональных возможностей оценка компонентного состава тела Формир ование личностных качеств, приобретение опыта деятельности
Рисунок 1 - Модель организации образовательно-оздоровительной деятельности лиц зрелого возраста в условиях физкультурно-оздоровительного комплекса
Выводы исследования и перспективы дальнейших изысканий данного направления. Ожидаемым эффектом реализации модели является повышение уровня знаний лиц зрелого возраста, занимающихся в условиях физкультурно-оздоровительного комплекса о здоровье, о физическом состоянии организма и способах его улучшения, повышение уровня физической подготовленно-
сти, расширение функциональных возможностей, формирование личностных качеств, приобретение опыта совместной соревновательной деятельности.
Предложенная модель организации образовательно-оздоровительной деятельности лиц зрелого возраста в условиях физкультурно-оздоровительного комплекса учитывает текущие ведущие мотивы занимающихся. В дальнейшем, по мере продолжительности занятий и приобретения знаний и практических навыков мужчинами и женщинами содержательный компонент подлежит корректировке с учетом нацеленности на достижение результата и поддержание интереса к физкультурно-оздоровительной деятельности.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Kohl H.W., Craig C.L., Lambert E.V., Inoue S., Alkandari J.R., Leetongin G., Kahlmeier S. The pandemic of physical inactivity: global action for public health . The Lancet. 2012. Volume 380. P. 294-305.
2. Матвеева Л.М. Социальные проблемы повышения влияния физкультурно-оздоровительной деятельности. Автореф. дисс. ... канд.соц.наук. Уфа, 2004. 19 с.
3. Степанова Г.А. Основные тенденции формирования здорового образа жизни средствами физической культуры и спорта // Научный медицинский вестник Югры. 2012. №1-2. С. 257-261.
4. Тиунова О.В. Практические аспекты мотивации к занятиям физической культурой и спортом // Физическое воспитание и детско-юношеский спорт. 2012. №4 (6), С. 54-65.
5. Методические рекомендации по использованию различных форм мотивации к ведению здорового образа жизни, занятиям физической культурой и спортом. Москва, Пенза. 2011. С. 12-16.
6. Уэйнберг Р.С., Гоулд Д. Основы психологии спорта и физической культуры. Киев: Олимпийская литература, 2001. С. 238 -251.
7. Cardinal. B.J. Toward a greater understanding of the syndemic nature of hypokinetic diseases // Exercise Science & Fitness. 2016. №14. P. 54-59.
8. Дудченко З.Ф., Перфильева Е.Н. Двигательная активность как фактор здорового образа жизни: психологические аспекты // Ученые записки Санкт-Петербургского государственного института психологии и социальной работы. 2009. Т.11 (1). С. 105-109.
9. Bradley J. Cardinal. Toward a greater understanding of the syndemic nature of hypokinetic diseases. Exercise Science & Fitness. 2016. №14. Р. 54-59.
10. Государственная программа Российской Федерации «Развитие физической культуры и спорта». Постановление Правительства РФ от 15 апреля 2014 г. №302 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие физической культуры и спорта» (с изменениями и дополнениями) [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.minsport.gov. ru/2017/doc/%D0%A0%D0%A0302_150414.pdf (Дата обращения: 01.06.2017).
11. Ван Сюе Мань. Отношение населения к некоторым аспектам физкультурно-оздоровительной деятельности // Педагогические, психологические и медико-биологические проблемы физического воспитания и спорта. Харьков. 2010. №3. С.14-17.
12. Бальсевич В.К. Очерки по возрастной кинезиоло-гии человека. М.: Советский спорт, 2009. 220 с.
13. Андреева Е.В. Анализ мотивационных теорий в сфере оздоровительной физической культуры и рекреации // Теория и методика физического воспитания и спорта. 2004. №2. С.81-84.
14. Сорокина С.О., Кудряшова Т.И. Мотивационная заинтересованность женщин 30-50-летнего возраста к занятиям оздоровительными упражнениями // Педагогика, психология и медико-биологические проблемы физического воспитания и спорта. 2011. №6. С. 123-125.
15. Пащенко Л.Г. Мотивационный аспект физической активности мужчин зрелого возраста //
Совершенствование системы физического воспитания, спортивной тренировки, туризма и оздоровления различных категорий населения: Материалы XV Юбилейной Всероссийской с международным участием научной конференции / Под ред. С.И. Логинова, Н.В. Пешковой. Сургут: Дефис, 2016. С. 248-250.
16. Пащенко Л.Г. Характеристика мотивационной сферы женщин зрелого возраста, занимающихся оздоровительной физической культурой // Бюллетень науки и практики. 2016. №9 (10). С. 246-250.
17. Пащенко Л.Г. Мотивы занятий физкультурно-оздоровительной деятельностью у лиц юношеского и зрелого возраста в сравнительном аспекте // Вестник Нижневартовского государственного университета. 2016. №4. С. 78-84.
18. Дахин А.Н. Педагогическое моделирование: сущность, эффективность и неопределенность. М.: Логос. 2001. С.10.
19. Лубышева Л.И., Бальсевич В.К. Ценности физической культуры в здоровом образе жизни. Современные исследования в области спортивной науки. СПб.: НИИФК, 1994. 143 с.
20. Асташина М.П. Физкультурно-оздоровительная работа с разными возрастными группами населения. Омск: Изд-во СибГУФК, 2014. С.90-91.
Статья поступила в редакцию 23.06.2017.
Статья принята к публикации 25.09.2017.
Пащенко Лена Григорьевна
ОРГАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ ...