4. Savinova, L.F. (2013), "Modern models of professional development: experience, problems, prospects", Scientific provision of the system for improving the skills of .staff, Issue 3-4 (16-17), pp. 5-12.
5. Shamaev, N.K. (1996), Features of the methods of physical education in the North, Publishing House of the Yakut State University, Yakutsk.
Контактная информация: [email protected].
Статья поступила в редакцию 29.05.2017
УДК 796.011
ОСОБЕННОСТИ МОТИВАЦИОННО-ЦЕННОСТНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ЖЕНЩИН-УЧИТЕЛЕЙ ЗРЕЛОГО ВОЗРАСТА К ЗАНЯТИЯМ ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫМИ УПРАЖНЕНИЯМИ
Валерий Филиппович Костюченко, доктор педагогических наук, профессор, Сергей Сергеевич Козлов, соискатель, Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург (НГУ им. П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург),
Евгений Павлович Врублевский, доктор педагогических наук, профессор, Гомельский государственный университет им. Ф. Скорины (ГГУ им. Ф. Скорины),
Гомель, Беларусь
Аннотация
Установлен уровень мотивации женщин-учителей 25-55 лет к физкультурно-оздоровительной деятельности. В результате анкетирования было определено соотношение шесть основных групп мотивов, которые побуждают женщин разного возраста, занятых малоподвижным трудом, к занятиям физической культурой. В порядке их значимости это эстетический, оздоровительный, развлекательный, социальный, личный, и познавательный мотивы. Выявлено, что моти-вационная сфера женщин зависит от возраста занимающихся и направленности занятий. При этом с возрастом наблюдается увеличение ценностного значения мотивов оздоровительного характера.
Ключевые слова: женщины-учителя, зрелый возраст, мотивация, физическая культура, оздоровительные упражнения.
PECULIARITIES OF MOTIVATIONAL AND VALUE ORIENTATION OF MATURE WOMEN-TEACHERS TO PARTICIPATION IN HEALTH-IMPROVING ACTIVITIES
Valery Filippovich Kostjuchenko, the doctor of pedagogical sciences, professor, Sergei Sergeevich Kozlov, the competitor, The Lesgaft National State University of Physical Education, Sport and Health, St.-Petersburg, Evgeny Pavlovich Vrublevsky, the doctor of pedagogical sciences, professor, Francisk Skorina Gomel State University, Gomel, Belarus
Annotation
The level of 25-55 years old women-teachers4 motivation for physical health-improving activities was depicted. As a result of questionnaire, the ratio of six main groups of motives, encouraging women of different ages engaged in inactive work to undertake physical training, was determined: in order of their importance there are aesthetic, health-improving, entertaining, social, personal and cognitive motives. It was revealed that womenvs motivational sphere depends on age of those engaged and classes direction. At the same time, as the age increases, the value of heath-improving motives grows.
Keywords: women-teachers, mature age, motivation, physical training, health-improving activities.
ВВЕДЕНИЕ
Основными принципами при построении оздоровительных занятий является индивидуальный подход к каждому занимающему, что предполагает не только учет показателей физического состояния, но и знание мотивации занимающихся к занятиям двига-
тельной активностью. При этом ценностные приоритеты в выборе видов последней и ведущая мотивация женщин зрелого возраста к занятиям физическими упражнениями оздоровительной направленности определяют специфику проблемного поля и существенно влияют на эффективность занятий.
Учет ценностно-мотивационных особенностей личности при построении оздоровительных занятий позволит более качественно решать задачи коррекции физического состояния исследуемого контингента, а также позволит систематизировать и конкретизировать представления о приоритетных видах двигательной активности, их целевой направленности, быстро и достоверно прогнозировать успешность таких занятий.
Подчеркивается [2, 3], что изучение мотивов занятий физкультурно-оздоровительной деятельностью, факторов, влияющих на привлечение людей к системным занятиям двигательной активностью, способствует оптимизации разработки индивидуализированных тренировочных программ, адаптированных к интересам посетителей фитнес-клубов, дает возможность более целенаправленно осуществлять общее управление процессом оздоровления.
Многочисленными исследованиями [1, 4, 5, 7] установлено, что высокая эффективность занятий во многом определяется положительной мотивационной установкой занимающихся к ее достижению. В связи с этим нами изучена структура мотивации женщин-учителей 25-55 лет.
РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
Данные анкетирования позволили всех респондентов разделить на три категории. Первая - те, что активно относятся к занятиям физической культурой и занимаются в настоящее время физическими упражнениями; те, кто положительно относятся к физической культуре (занимались физическими упражнениями раньше или считают занятие физической культурой необходимым, но не занимаются в связи с различными причинами) и те, кто негативно относятся к физической культуре. В результате исследования установлено, что активно относятся к занятиям физической культурой, в среднем, лишь 6,7% опрошенных женщин-учителей зрелого возраста (таблица 1).
Таблица 1 - Отношение женщин зрелого возраста, занятых малоподвижным трудом, к занятиям физической культурой (п=258)_
Варианты ответов Количество респондентов (%)
до 25 лет 25-30 лет 31-35 лет 36-55 лет
Активно 8,1 3,3 4,1 10,2
Положительно 82,4 91,3 89,1 88,2
Негативно 9,5 5,4 6,8 1,6
Показательно, что с возрастом этот показатель у женщин-учителей изменяется. Так, после снижения активности в возрастном диапазоне 25-30 лет, затем наблюдается рост тех, кто занимается в настоящее время физическими упражнениями. Необходимо также отметить, что наибольшее количество респондентов, которые негативно относятся к занятиям физической культурой, является среди женщин в возрасте до 25 лет. Данный факт можно связать с отрицательным опытом, который получили молодые учителя в период проведения занятий по физическому воспитанию во время учебы в вузе.
Основными мотивами, которые побуждают женщин исследуемого возраста к занятиям физической культурой, является коррекция фигуры, нормализация веса тела, укрепление здоровья, снятие усталости и психоэмоциональной нагрузки, повышение работоспособности. При этом можно наблюдать изменение мотивационных предпочтений женщин в возрастном аспекте (таблица 2). Если в первых двух группах основным мотивом к занятиям физической культурой является коррекция фигуры и нормализация веса тела (соответственно, 62,3 и 51,6%), то с возрастом доминирующим становится мотивы, связанные с укреплением здоровья, снятием усталости, также с желанием снизить нега-
тивное влияние профессиональной деятельности, связанной с большим нервным напряжением, стрессами.
Таблица 2 - Мотивационные детерминанты, которые побуждают женщин разного возраста, занятых малоподвижным трудом, к занятиям физической культурой (п=258)_
Варианты ответов Количество женщин (%)
До 25 лет 25-30 лет 31-35 лет 36-55 лет
% Ранг % Ранг % Ранг % Ранг
Желание укрепить здоровье 7,3 10 15,3 7 44,3 1 60,4 1
Снятие психологической нагрузки 10,9 8 5,8 9 39,6 2 43,6 3
Физическое совершенствование 31,4 2 27,6 3 28,2 6 22,6 7
Снятие усталости, повышение работоспособности 9,6 9 9,3 8 38,2 3 48,2 2
Улучшение настроения, самочувствия 12,3 6 22,4 4 25,3 7 40,1 4
Коррекция фигуры, нормализация веса тела 62,3 1 51,6 1 36,1 4 28,6 5
Формирование красивой походки, культуры движений 26,6 3 38,3 2 31,3 5 25,3 6
Возможность интересно провести время, получить эмоциональный заряд 17,3 4 16,1 6 15,2 8 6,3 9
Расширение круга общения, поиск новых знакомых 16,3 5 18,2 5 13,1 9 20,1 8
Нравится тренер, любовь к движению, музыке 12, 0 7 4,9 10 2,7 11 2,9 10
Любопытство, желание научиться новому, сменить повседневную обстановку 5,5 11 3,3 11 3,7 10 2,3 11
Так, в возрастной группе до 25 лет желают укрепить здоровье 7,3% женщин-педагогов, 25-30 лет - 15,3%, 31-35 лет 44,3% и в возрасте 36-55 лет - 60,4% женщин, то есть наблюдается тенденция усиления важности этого мотива с увеличением возраста человека. Это совпадает с данными других публикаций [6].
Такие мотивы, как расширения круга общения, возможность интересно провести свободное время отметили незначительное количество респондентов. При этом женщины второго периода зрелого возраста (36-55 лет) в большей степени связывают улучшение здоровья с профилактикой заболеваний и со снижением веса тела, а также с мероприятиями по снятию психического напряжения. Следует отметить, что проблемы материальной нестабильности, необходимость иметь высокий социальный статус, трудоустройство, желание устроить личную жизнь смещают здоровье и физическое совершенствование на второй план.
В результате анкетирования было определено соотношение шесть основных групп мотивов:
• Эстетический - 38% (усовершенствовать формы тела, формировать красивую походку, культуру движений, улучшить осанку, внешний вид);
• Оздоровительный - 25% (стремление улучшить состояние здоровья, снятие психологической нагрузки и усталости, повышение работоспособности, замедление происходящих возрастных изменений, следование рекомендациям врача, физическое совершенствование);
• Развлекательный - 19% (возможность интересно провести время, избавиться от скуки, получить положительный эмоциональный заряд);
• Социальный - 13% (желание найти новых знакомых, сменить повседневную обстановку, расширить круг общения);
• Личный - 3% (повышение личностного статуса, нравится преподаватель-тренер, любовь к движению и музыке);
• Познавательный - 2% (любопытство, желание научиться новому и соответствовать современным модным тенденциям).
Вместе с тем установлено, что чем старше по возрасту являются женщины, педагогические работники, тем меньше среди них лиц, которые занимаются физическими упражнениями с целью коррекции фигуры, нормализации веса и хотят лучшего физического совершенства (рисунок 1).
%
80
62,
60,4
60
40
31,4
28,6
20
0
7.
до 25 лет
25-30 лет
31-35 лет
36-55 лет
Желание укрепить здоровье
Коррекция фигуры, нормализация веса тела
физическое совершенствование
Рисунок 1 - Изменение в возрастном аспекте мотивации женщин-учителей (п=258) зрелого возраста к занятиям
физическими упражнениями
Важным психологическим фактором, который формирует мотивацию к занятиям, являются формы занятий - самостоятельные или групповые.
Установлено, что больше всего привлекают женщин-учителей индивидуальные (самостоятельные) формы физкультурно-оздоровительных занятий (23,6%), занятия в малых группах (41,6%) и семейные (20,2%).
В тоже время, 13,6% респондентов отметили, что их привлекают любые формы физкультурно-оздоровительных занятий и только 1,0% опрошенных отметило, что желают заниматься в большой группе.
Главными причинами, которые препятствуют женщинам, занятыми малоподвижным трудом посещать рекреационно-оздоровительные занятия, является отсутствие свободного времени (66,3%), усталость после работы (50,1%), отсутствие финансовых возможностей (40,6%). В большей степени женщины-учителя хотели бы заниматься в организованных оздоровительных занятиях такими видами физических упражнений как аквааэробика, шейпинг и степ-аэробика. При этом больше всего привлекают женщин зрелого возраста индивидуальные формы физкультурно-оздоровительных занятий (23,6%) и занятия в малых группах (41,6%), а 13,6% респондентов отметили, что им импонируют любые формы физкультурно-оздоровительных занятий. Следует отметить, что желает сочетать несколько видов физкультурно-оздоровительных занятий - 89% респондентов. И только 11% опрошенных хотели бы заниматься одним видом физкультурно-оздоровительных занятий.
Следует отметить, что среди негативных факторов, которые, по мнению женщин-учителей, влияют на состояние здоровья человека, фактор «недостаточная двигательная активность» в группе женщин до 35 лет занимает последние ранговые места. Это свидетельствует о том, что в сознании современного общества физическая культура практически не рассматривается как важное средство оздоровления населения, организации досуга, социализации молодежи и других общественных групп.
Установлен низкий уровень мотивации женщин-учителей 25-55 лет к физкультурно-оздоровительной деятельности. Так, активно относятся к занятиям физической культурой лишь (занимаются физической культурой в данное время) 8,4% женщин-учителей. При этом у представительниц первого периода зрелого возраста (25-35 лет) активность в самостоятельных ежедневных занятиях составляет 3,4%, к организованным формам занятий физическими упражнениями привлечено лишь 9,8% педагогов. Примечательно, что
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
самое большое количество не занимающихся (86,3%) составляют женщины более молодого возраста (26-30 лет), а 15,7% опрошенных имели опыт организованных занятий физическими упражнениями только в процессе учебы в вузе.
В целом, мотивационная сфера женщин зависят от возраста занимающихся и направленности занятий. С возрастом наблюдается увеличение ценностного значения мотивов оздоровительного характера. Кроме того, потребности в освоении новых движений, совершенствовании психической регуляции, удовлетворении функций общения хоть и не являются доминирующими стимулами для занятий, однако определяют выбор и привлекательность того или иного вида этих занятий для женщин.
Показательно, что наиболее активно женщины-учителя посещали бы занятия по месту работы (51,5%), при этом занятие должен проводить специалист по оздоровительной физической культуре (87,9%), а финансирование физкультурно-оздоровительных мероприятий, для данной группы занимающихся, следует осуществлять на средства профсоюза (58,5%).
Следует подчеркнуть, что причинами низкой ориентации женщин на здоровье и ведение здорового образа жизни является также недостаточная мотивация данного вида деятельности. Формирование мотивации к оздоровительным занятиям требует использования современных видов двигательной активности с учетом индивидуальных потребностей. Так, мотивацию женщин можно значительно увеличить, если учитывать их личностные характеристики, психологическое состояние, а также, если оздоровительная программа имеет сбалансированное соотношение разнонаправленных занятий.
ЛИТЕРАТУРА
1. Байтлесова, Н.К. Двигательная активность как фактор повышения работоспособности женщин второго периода зрелого возраста, работающих преподавателями вузов : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.04 / Байтлесова Нурсулу Куспановна. - Белгород, 2012. - 197 с.
2. Ван, Сюе Мань. Отношение населения к некоторым аспектам физкультурно-оздоровительной деятельности / Сюе Мань Ван // Педагопка, психолопя та медико-бюлопчш проблеми фiзичного виховання i спорту. - 2010. - № 3. - С. 14-17.
3. Ильин, Е.П. Мотивация и мотивы / Е.П. Ильин. - СПб. : Питер, 2006. - 508 с.
4. Лихачев, О.Е. Мотивы занятий оздоровительной физической культурой женщин 35-45 лет / О.Е. Лихачев, И.М. Лавриненко // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2008. - № 11. - С. 56-59.
5. Товстоног, И.М. Рекреационно-оздоровительные занятия с женщинами 35-45 лет с использованием инновационного комплекса взаимодополняющих средств физической культуры : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.04 / Товстоног Ирина Михайловна. - Смоленск, 2011. - 22 с.
6. Чайников, С.А. Формирование ценностного отношения к здоровому образу жизни педагогов высшей школы в условиях Кольского Севера : дис. . канд. пед. наук : 13.00.01 / Чайников Сергей Александрович. - Мурманск, 2004. - 160 с.
7. Щетинина, С.Ю. Потребностно-мотивационная сфера студентов как фактор повышения эффективности физического воспитания в вузе / С.Ю. Щетинина // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2017. - № 2. - С. 287-292.
REFERENCES
1. Bajtlesova, N.K. (2012), Physical activity as a factor of increase in efficiency of the women of the second period of mature age working as teachers of higher education institutions, dissertation, Belgorod.
2. Van, Syue Man (2010), "Attitude of the population to some aspects of physical culture and health", Pedagogika, psikhologiya ta medico-biologichni problem fizichnogo vikhovannya i sportu, No. 3, pp. 14-17.
3. Il'in, E.P. (2006), Motivation and motives, Piter, St. Petersburg.
4. Likhachev, O.E. and Lavrinenko, I.M. (2008), "The motives of employment by improving physical training of women 35-45 years", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 11, pp. 56-59.
5. Tovstonog, I.M. (2011), Recreation and fitness classes with women 35-45years using innovative sets of complementary means of physical culture, dissertation, Smolensk.
6. Chajnikov, S.A. (2004), Formation of the valuable relation to a healthy lifestyle of teachers of the higher school in the conditions of the Kola North, dissertation, Murmansk.
7. Shchetinina, S.Yu. (2017), "Needs-motivational sphere of students as the factor of physical education effectiveness increase in the university", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 2, pp. 287-292.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 18.04.2017
УДК 376.3
НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ФОРМИРОВАНИЮ ПРОГРАММ ПО
АДАПТИВНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ С
СЕНСОРНЫМИ И МЕНТАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ С УЧЕТОМ СЕНСИТИВНЫХ ПЕРИОДОВ РАЗВИТИЯ КООРДИНАЦИОННОЙ СТРУКТУРЫ
ДВИГАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Татьяна Витальевна Красноперова, кандидат биологических наук, старший научный сотрудник, Игорь Николаевич Ворошин, кандидат педагогических наук, доцент, заведующий сектором, Евгения Александровна Киселева, младший научный сотрудник, Санкт-Петербургский научно-исследовательский институт физической культуры (ФГБУ СПбНИИФК), Санкт-Петербург
Аннотация
В данном материале рассматриваются научно-методические подходы к формированию программ по адаптивной физической культуре для лиц школьного возраста с сенсорными и ментальными нарушениями с учетом сенситивных периодов развития координационной структуры двигательной деятельности. Выделены общепринятые подходы - системный, личностный, деятельност-ный, культурологический. Сформулированы специфические подходы, учитывающие особенности контингента занимающихся - индивидуально-дифференцированный, коррекционно-развивающий.
Ключевые слова: адаптивная физическая культура, научно-методические подходы, школьники с сенсорными нарушениями, школьники с ментальными нарушениями, сенситивные периоды, координационная структура двигательной деятельности.
SCIENTIFICALLY-METHODICAL APPROACHES TO FORMATION OF ADAPTIVE PHYSICAL ACTIVITY PROGRAMS FOR SCHOOLCHILDREN WITH SENSOR AND MENTAL INFRINGEMENTS TAKING INTO ACCOUNT THE SENSITIVE PERIODS OF DEVELOPMENT IN COORDINATION STRUCTURE OF MOTOR ACTIVITY
Tatyana Vitalyevna Krasnoperova, the candidate of biological sciences, senior researcher,
Igor Nikolaevich Voroshin, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Evgeniya Aleksandrovna Kiseleva, the junior researcher, St. Petersburg Research Institute of Physical Culture, St. Petersburg
Annotation
In this material, the scientific and methodological approaches to developing the programs on adaptive physical culture for schoolchildren with sensory and mental disorders are considered, taking into account the sensitive periods of development of the coordination structure of motor activity. Common approaches have been identified - systemic, personal, activity, and culturological. Specific approaches have been formulated that take into account the characteristics of the contingent engaged - individually-differentiated, corrective-developing.
Keywords: adaptive physical culture, coordination structure in motor activity, scientifically-methodical approaches, schoolchildren with sensor infringements, schoolchildren with mental infringements, sensitive periods, coordination structure of motor activity.