УДК 378.147
Н. А. Юкина, И. В. Вострикова Марийский государственный университет, г. Йошкар-Ола
СУЩНОСТЬ, СОДЕРЖАНИЕ И СТРУКТУРА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ В ИННОВАЦИОННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ ВУЗА
Модернизация системы образования в России, связанная со сменой образовательной парадигмы под влиянием новых ценностных ориентаций общества и государства, новой законодательной базы, требует инновационного подхода в образовательной среде, и первостепенной задачей педагога становится внедрение новых педагогических разработок, уже опробованных, а чаще всего являющихся авторскими. Будущее наших образовательных учреждений стоит именно за новыми, инновационными методами в образовании. В данном исследовании раскрывается актуальность педагогического проектирования в инновационной образовательной среде вуза, рассматриваются особенности педагогических проектов, их составляющие, этапы реализации и факторы успешности. Определены признаки инновационной деятельности в образовании, определяющими из которых являются: желание педагога создавать и претворять в жизнь новые идеи с использованием проектирования и моделирования; гибкость мышления; наличие инновационного сознания. Отмечены основные ключевые моменты в инновационной деятельности, такие как проектирование и моделирование тех методик и процессов, которые приведут к конкретным, задуманным результатам. В данной статье определены факторы, от которых зависит успешность реализации инновационного педагогического проекта. К ним можно отнести: наличие стратегии инновационной деятельности; готовность педагогов к участию в проектной деятельности; обеспеченность различными ресурсами и умение их использовать; четкость постановки цели проекта и твердое движение к ней. Результатом статьи можно считать выявление отличительных особенностей педагогического проектирования в инновационной образовательной среде от проектирования, применяемого в других областях. Безусловно, проектирование в инновационной образовательной среде - сложная, необходимая и важная задача, которая касается любого образовательного учреждения. Этим и обусловлена актуальность данного исследования
Ключевые слова: инновационная педагогическая деятельность, педагогические условия, педагогическое проектирование, образовательные технологии, образовательная среда, моделирование педагогических процессов.
Во все времена профессия педагога была востребована. Педагог формирует знания и умения подрастающего поколения, являющегося будущим любого общества. В законе «Об образовании в Российской Федерации» указаны новые федеральные государственные образовательные стандарты, отражающие совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ; при этом фундаментальным ядром современного национального стандарта образования является развитие лич-ностно-социальной сферы. Утверждение стандартов, в основу которых положен компетентностный подход, приводит к изменению традиционных моделей организации образовательного процесса.
По мнению В. В. Путина, «учитывая переход к глобальному информативному обществу и становлению знаний, об адекватности образования социально-экономическим потребностям настоящего и будущего можно говорить лишь в том случае, если его модернизация будет основываться
не только и не столько на организационных нововведениях, сколько на изменениях по существу -в содержании и технологиях подготовки кадров и подготовке научных исследований. Как социальный институт, воспроизводящий интеллектуальный потенциал страны, образование должно обладать способностью к опережающему развитию, отвечать интересам общества, конкретной личности и потенциального работодателя» [1].
Старые методики и образовательные технологии в новых условиях теряют былую силу. Педагог больше времени посвящает внедрению новых педагогических разработок, уже опробованных, или являющихся авторскими. Таким образом, его педагогическая деятельность становится все более инновационной [5].
Инновации в образовании существовали и в прошлом. Новаторами в свое время были такие педагоги, как Я. А. Коменский, И. Г. Песта-лоцци. Советская педагогика многие годы развивалась под влиянием идей А. С. Макаренко
© Юкина Н. А., Вострикова И. В., 2017
и В. А. Сухомлинского. В 80-90 годы XX века -годы учителей-новаторов: Ш. А. Амонашвили, И. П. Иванов, С. Н. Лысенкова, В. Ф. Шаталов, М. П. Щетинин [6].
Хотя сам термин «педагогическая инновация» достаточно новый, его смысл берет истоки из всей эволюции педагогики как таковой. Новшества, которые педагог берет на вооружение, ведут его к более успешной и результативной деятельности.
Инновационная деятельность в образовании -это не только манипулирование новыми методиками и технологиями в краткосрочной или долгосрочной перспективе, это и изменения образа мышления, видения педагогической концепции -своеобразный мировоззренческий сдвиг.
Признаками инновационной деятельности являются:
- желание педагога создавать и претворять в жизнь новые идеи с использованием проектирования и моделирования;
- открытость личности всему новому, гибкость мышления;
- эрудированность, культурная развитость и образованность;
- готовность педагога к совершенствованию своей деятельности;
- наличие инновационного сознания.
Именно поэтому инновации в педагогической
деятельности - не сиюминутное и не внезапное явление, это или процесс перестройки сознания, или уже развитие имеющихся личностных черт [2].
Инновационная деятельность в образовании -полезное, эволюционное явление, продвигает образовательный процесс, через вариации проб и ошибок, к более совершенному состоянию.
Одним из ключевых моментов инновационной деятельности в образовании является проектирование и моделирование тех методик и процессов, которые приведут к задуманным результатам.
Проектирование в педагогическом процессе -это комплексное явление, учитывающее и социально-культурное окружение, и управленческие решения, и технические и технологические возможности вуза, и психолого-педагогические аспекты.
Признаки проекта: проект нацелен на будущее, он нацелен на ожидаемое будущее, включает систему средств для достижения будущего, четкая определенность в начале и окончании реализации проекта, четкость определения критериев эффективности.
Педагогическое проектирование в инновационной образовательной среде имеет свои особен-
ности в отличие от проектирования, применяемого в других областях:
- цель педагогического проекта может изменяться в ходе достижения проектных этапов в случае появления необходимости ее корректировки;
- педагогический проект - это прежде всего социальный проект, поэтому оценка проекта в количественных и качественных показателях затруднена, т. к. трудно определить, какой фактор оказал влияние на результат и какой фактор может проявить себя уже после подведения итогов;
- возможно изменение сроков проведения проектов в силу ряда проблем, которые могут возникнуть в условиях вуза - от затруднений, связанных с деятельностью педагогов в рамках проекта, до финансовых затруднений;
- финансирование проекта зависит от государственного финансирования, так как инновационная деятельность всегда сопряжена с финансовыми вложениями, которых недостаточно у образовательных учреждений;
- масштабы проекта зависят от технических, материальных и кадровых возможностей каждого образовательного учреждения [4].
Рассмотрим составляющие педагогического проекта. Они включают в себя: цели и задачи, моделирование проекта и его окружение.
Целью проекта является тот результат, который хотели бы видеть организаторы через определенное время. Она должна быть реалистичной, ранжируемой (составные части цели становятся задачами) и диагностируемой. Каждый инновационный проект может включать множество взаимосвязанных целей.
Реализацию проекта невозможно представить без построения модели (моделей), которая абстрактно (виртуально) позволит до практического применения проекта определить его результат, пути достижения, определить риски.
Существует множество моделей: организационная, позиционная, содержательная, управленческая, нормативно-правовая.
Каждая из этих моделей имеет право жить внутри одного инновационного педагогического проекта: позиционная модель создает схему проекта, организационная моделирует организационную структуру, содержательная - отслеживать изменения содержания проекта на практике, управленческая модель устанавливает связи между субъектами проекта.
Окружение проекта включает, прежде всего, те условия, в которых предстоит ему осуществляться. Создание инновационного проекта не может отметать реалий той среды, в которой его предстоит
применить. Это и специфика региона, населенного пункта, конкретного образовательного учреждения. Это и особенности педагогического коллектива и контингента учащихся. Это и ресурсное обеспечение, которым располагает образовательное учреждение: кадровое, научное, информационное, материально-техническое.
Проект - это и продуктивное и процессуальное явление. В продуктивном ключе педагогический проект стремится изменить существующую действительность, создать новый «продукт». В процессуальном ключе проект представляет процесс управления проектной деятельностью.
Работа над проектом и его реализация представляет четкую последовательную структуру:
- на начальной стадии деятельность организаторов проекта включает сбор данных, определение потребности в изменениях, которые предоставит инновационная деятельность, определяется цель и задачи, прогнозируются результаты проекта, определяются возможные альтернативы, создается и утверждается концепция проекта;
- разработка инновационного проекта включает основные идеи реализации, определяются участники, круг мотиваций всех участников;
- фаза реализации проекта, в которой происходит решение управленческих, организационных и координационных задач, ведущих к успешности проекта;
- фаза завершения проекта включает подведение итогов и оценка полученных результатов в сравнении с заложенными в проекте [3].
В итоге можно отметить, что успешность или неуспешность реализации инновационного педагогического проекта будет зависеть от ряда факторов:
- заинтересованность и участие руководства педагогическим процессом;
- желание, заинтересованность и готовность педагогов образовательного учреждения к участию в проектной деятельности;
- наличие стратегии инновационной деятельности;
- создание активной и сплоченной рабочей группы;
- обеспеченность различными ресурсами и умение их использовать;
- четкость постановки цели проекта и твердое движение к ней;
- правильный сбор информации и оценка окружения проекта [2].
Проектирование в инновационной образовательной среде вуза - важный этап. Существует необходимость в тщательном подходе при создании проектов, моделировании педагогических процессов, реализации проекта, в ином случае любые инновации могут стать лишь эпизодичным явлением, которое может исчезнуть уже на следующий день.
В целом следует отметить, что проектирование в инновационной деятельности будет работать только тогда, когда педагоги будут мотивированы в успешности его проведения, поэтому те педагоги, которые продвигают инновационную деятельность, выступают новаторами, становятся своеобразными «двигателями прогресса» в образовании.
_Ш_
1. Татарских М. М., Тукова Е. А. Инновации в современном образовании // Педагогическое мастерство и педагогические технологии: материалы X междунар. научно-практич. конф. Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс». 2016. № 4 (10). С. 75-77.
2. Корнилова Т. И. Инновационная деятельность педагога в современных условиях. Томск, 2012. 55 с.
3. Новикова Т. Г. Проектирование инновационной деятельности в образовании. Красноярск, 2002. 110 с.
4. Солодухина О. А. Классификация инновационных процессов в образовании. СПО. № 10. 2011. С. 12-13.
5. Юкина Н. А., Ишалина И. В. К вопросу об оценке качества образования // Современные проблемы технического образования: материалы Всероссийской научно-методической конф. / ПГТУ. Йошкар-Ола, 2015. С. 141-143.
6. Юкина Н. А., Ишалина И. В. Современное осмысление наследия А. С. Макаренко // Современные тенденции и инновации в области гуманитарных и социальных наук: материалы междунар. научно-практич. конф. / Мар. гос. ун-т. Йошкар-Ола, 2016. 370 с.
Статья поступила в редакцию 10.12.2016 г.
Для цитирования: Юкина Н. А., Вострикова И. В. Сущность, содержание и структура педагогического проектирования в инновационной образовательной среде вуза // Вестник Марийского государственного университета. 2017. № 1 (25). С. 41-44.
Об авторах
Юкина Наталия Алексеевна, старший преподаватель, Марийский государственный университет, г. Йошкар-Ола, [email protected]
Вострикова Ирина Владимировна, старший преподаватель, Марийский государственный университет, г. Йошкар-Ола, [email protected]
N. A. Yukina, I. V. Vostrikova Mari State University, Yoshkar-Ola
ESSENCE, CONTENT AND STRUCTURE OF THE PEDAGOGICAL DESIGN IN THE INNOVATIVE EDUCATIONAL ENVIRONMENT OF HIGH SCHOOL
The modernization of the education system in Russia associated with the educational paradigm shift under the influence of the new value orientations of society and the state, a new legislative framework, requires an innovative approach in the educational environment. Therefore, the primary task of the teacher becomes the introduction of new pedagogical developments, already tested, but more often copyrighted. The new, innovative methods in education are the wave of the future of our educational institutions. This study reveals the relevance of pedagogical designing in innovative educational environment of high school, the features of pedagogical projects, their components, stages of implementation and success factors. The study identified the signs of innovation in education, determinants of which are: the desire of the teacher to create and implement new ideas with design and simulation; flexibility of thinking; availability of innovative consciousness. The article marked the key moments in innovation, such as design and modeling techniques and the processes that lead to concrete, conceived results. The paper marked the factors on which the successful implementation of innovative pedagogical project depends. These factors include: a strategy of innovation; the willingness of teachers to participate in project activities; provide a variety of resources and the ability to use them; sharpness in setting project goals and solid traffic to it. As a result, the research revealed the differences of pedagogical designing in innovative educational environment from the designing used in other areas. Undoubtedly, the design in innovative educational environment is a difficult, necessary and important task, which applies to any educational institution. The relevance of this study is due to just that.
Keywords: innovative pedagogical activity, pedagogical conditions, pedagogical design, educational technology, educational environment, modeling of pedagogical process.
_m_
1. Gagarskih M. M., Tukova E. A. Innovacii v sovremennom obrazovanii [Innovations in modern education], Pedagogicheskoe masterstvo i pedagogicheskie tehnologii: materially X mezhdu-narodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii = Teaching skills and pedagogical technologies: materials of the X International Scientific-practical conference, Cheboksary: CNS «Interaktiv pljus», 2016, no. 4 (10), pp. 75-77.
2. Kornilova T. I. Innovatsionnaya deyatel'nost' pedagoga v so-vremennykh usloviyakh [Innovative teacher activity in modern conditions], Tomsk, 2012, 55 p.
3. Novikova T. G. Proyektirovaniye innovatsionnoy deyatel'-nosti v obrazovanii [Design innovation in education], Krasnoyarsk, 2002, 110 p.
4. Solodukhina O. A. Klassifikatsiya innovatsionnykh protsessov v obrazovanii [Classification of innovative processes in education], SPO, no. 10, 2011, pp. 12-13.
5. Yukina N. A., Ishalina I. V K voprosu ob otsenke kachestva obrazovaniya [Issue of evaluating the quality of education], Sovre-mennyye problemy tekhnicheskogo obrazovaniya: materialy Vseros-siyskoy nauchno-metodicheskoy konferentsii = Modern problems of technical education: proceedings of All-Russian scientific methodical conference, PGTU, Yoshkar-Ola, 2015, pp. 141-143.
6. Yukina N. A., Ishalina I. V Sovremennoye osmysleniye naslediya A. S. Makarenko [Modern understanding of legacy of A. S. Makarenko], Sovremennyye tendentsii i innovatsii v oblasti gumanitarnykh i sotsial'nykh nauk: materialy mezhdu-narodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii = Modern trends and innovations in the field of humanities and social sciences: materials of the international scientific-practical conference, Yoshkar-Ola: MarGU, 2016, 370 p.
Submitted 10.12.2016.
Citation for an article: Jukina N. A., Vostrikova I. V. Essence, content and structure of the pedagogical design in the innovative educational environment of high school. Vestnik of the Mari State University. 2017, no. 1 (25), pp. 41-44.
About the autors
Yukina Natalija A., senior lecturer, Mari State University, Yoshkar-Ola, [email protected] Vostrikova Irina V., senior lecturer, Mari State University, Yoshkar-Ola, [email protected]