Научная статья на тему 'К вопросу о формировании профессиональных компетенций студентов'

К вопросу о формировании профессиональных компетенций студентов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
133
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЕТЕНЦИЯ / КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / МЕТОД ПРОЕКТОВ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / ПРОФЕССИЯ / ТВОРЧЕСТВО

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Юкина Наталья Алексеевна, Вострикова Ирина Владимировна, Филиппова Людмила Григорьевна

Динамизм экономического развития общества требует всестороннего профессионализма от выпускников вузов. Качества, определяемые как раз компетенциями, необходимо развивать параллельно с общей профессиональной подготовкой. Уже в старших классах ученики школы могут владеть вполне устойчивыми компетенциями, которые лишь нуждаются в «огранке». В этом смысле, проектная деятельность, начинающаяся в школе и продолжаемая в вузе, позволит молодому человеку получить необходимый ему практический опыт в реализации своих идей, задумок, повысить свою конкурентоспособность, стать успешным и достойным представителем общества. Выполнение проектов помогает приобрести нужные компетенции совсем иного, более высокого качества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Юкина Наталья Алексеевна, Вострикова Ирина Владимировна, Филиппова Людмила Григорьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

On the question of formation of professional competence of students

The dynamics of economic development of society requires a comprehensive level of professionalism of graduates. It is necessary to develop the qualities, defined by competencies, along with general training. Senior students may already possess quite stable competencies, which only need to be “cut” like diamonds. In this sense, the project activities, from school to high school, will allow the young man to get the necessary practical experience in the implementation of any ideas, pans, to increase competitiveness, to become a successful and worthy representative of society. The implementation of projects helps to acquire the necessary competences of entirely different, higher quality.

Текст научной работы на тему «К вопросу о формировании профессиональных компетенций студентов»

УДК 371.134

Н. А. Юкина, И. В. Вострикова, Л. Г. Филиппова Марийский государственный университет, г. Йошкар-Ола

К ВОПРОСУ О ФОРМИРОВАНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНТОВ

Динамизм экономического развития общества требует всестороннего профессионализма от выпускников вузов. Качества, определяемые как раз компетенциями, необходимо развивать параллельно с общей профессиональной подготовкой. Уже в старших классах ученики школы могут владеть вполне устойчивыми компетенциями, которые лишь нуждаются в «огранке». В этом смысле, проектная деятельность, начинающаяся в школе и продолжаемая в вузе, позволит молодому человеку получить необходимый ему практический опыт в реализации своих идей, задумок, повысить свою конкурентоспособность, стать успешным и достойным представителем общества. Выполнение проектов помогает приобрести нужные компетенции совсем иного, более высокого качества.

Ключевые слова: компетенция, компетентностный подход, метод проектов, профессиональная подготовка, профессия, творчество

В современной модели экономики особое значение приобретают компетенции, которые зависят от проявленных качеств и способностей людей, проявляемых ими в процессе выполнения работы, накопленный в процессе этой деятельности опыт, а также способность адаптироваться в динамичной рыночной среде. Общественно значимые результаты, достигнутые отдельной личностью или коллективом участников, обусловлены, прежде всего, наличием компетенций, так как невозможен профессиональный успех без профессионализма, определяемого компетенциями. Вузы готовят профессионалов высшей квалификации. При обучении студентов вуз применяет специальные методики и образовательные технологии, в свою очередь, адаптированные для тех или иных специальностей. Применяемые в образовании педагогические технологии довольно разнообразны, однако, далеко не все из них подходят для формирования именно компетенций у студентов, в отличие от суммы знаний, навыков и умений, поскольку ком-петентностный подход - это довольно новое явление в российской высшей школе [3]. Современные образовательные стандарты, согласно Болонской системе, могут быть реализованы через применение нового подхода, то есть во главу угла ставятся компетенции, а не отдельные навыки и умения [1].

Ставка на компетентностный подход в российском образовании связана со стандартами внедряемой в России Болонской системы, где многие тра-

диционные педагогические понятия заменяются на компетенции и компетентность обучаемого контингента [1]. Поспешность такого перехода представляется неоправданной, поскольку российская и европейская деловая среда и общественно значимые ценности все же существенно отличаются. Необходимы длительные исследования по сравнительной оценке традиционных и компетентностных подходов к самой системе профессиональной подготовки в вузе. Совершенно правильно считают авторы и разработчики «Стратегии модернизации содержания общего образования», что компетенции не должны полностью заменять в педагогической практике такие понятия, как общая культура, образованность и подготовленность, поскольку общественная трудовая деятельность не означает узкую замкнутость специалиста на своей профессии [3; 6].

Особое место в образовательных технологиях занимает метод проектов, предложенный американским ученым Д. Дьюи в начале XX века [4]. Метод использовали в советской школе в начальный период становления собственно советской педагогики, он был незаслуженно забыт в конце XX века и в настоящее время становится вновь востребованным как в школе, так и в вузах. Этот метод позволяет интегрировать формы обучения по принципам прямой и обратной связи.

Проекты можно типизировать по различным параметрам, бывают проекты сразу в нескольких

© Юкина Н. А., Вострикова И. В., Филиппова Л. Г., 2016

областях. Кроме того, проекты не ограничиваются одним учебным заведением, а могут быть и региональными, и межгосударственными, носить индивидуальный и коллективный характер. По времени выполнения проект может завершиться за один семестр, возможно выполнение сложных проектов в течение всего процесса учебы и выражение его в дипломном проекте. Проекты также различаются по виду приоритетной деятельности:

- исследовательские - в этих проектах применяют в основном научные методики исследований. Исследовательский проект - это часть научной работы или - часто - начало серьезных исследований в новых областях науки;

- творческие - отличаются от научных тем, что здесь нет материала и методики исследований, есть только идея, «озарение», логическая компонента проявляется по мере реализации проекта и тогда творческий проект оформляется в соответствии со своим внутренним содержанием;

- информационные - предполагает вполне серьезную профессиональную работу с информацией, в результате которой возможны прорывы к новым, совершенно неожиданным направлениям научного и технического творчества;

- прикладные - в таких проектах заранее обозначают результат, он обычно связан с каким-либо общественно значимым явлением: экологические, исторические, биологические, социальные проекты [7].

Преподаватель, реализуя метод проектов, предстает прежде всего организатором процесса. Он организует как процесс поиска информации по проекту, ее анализ, так и помогает структурировать всю работу по воплощению проекта в реальное изделие. Студент, реализуя творческий проект, проявляет свои способности и творческий потенциал, приобретает новые качества, ранее не проявлявшиеся. Активность студента при реализации проекта - это важный этап социализации перед началом своей трудовой деятельности.

Целесообразно организовать проектную деятельность студентов путем последовательного перехода от одного этапа к другому в процессе собственно проектирования. Активность студента при реализации проекта это важный этап социализации перед началом своей трудовой деятельности.

Помочь студенту правильно сформулировать тему и объем проектной работы может предварительное ознакомление всей группы с работами их предшественников, широкое обсуждение ценности и значимости предстоящего проекта. Так воз-

никает мотивированность на успех, а приобретенный опыт практической работы часто является толчком к дальнейшему развертыванию творческого потенциала студента.

С целью формирования компетенций с помощью проектной деятельности студентов, при проведении ими практических занятий в общеобразовательной школе, мы поставили задачи по внедрению метода проектов в цикл их собственной профессиональной подготовки.

Исследования проводились во время прохождения педагогической практики студентами Института педагогики и психологии Марийского государственного университета, направления подготовки «Профессиональное обучение (по отраслям)» в г. Звенигово Республики Марий Эл. Концепция исследования заключалась во внедрении проектных методов обучения при изучении предмета «Технология».

Результаты исследований позволяют утверждать, что примененный проектный метод при изучении предмета «Технология» позволил добиться лучших учебных результатов у учащихся, по сравнению с традиционным обучением. Изготавливая довольно сложное техническое изделие, благодаря методу проектов, школьники приобретают такие познания, которые вполне можно отнести к понятию «компетенция». Результаты проведенного исследования:

• при использовании проектных методов на уроках «Технология» интерес школьников к курсу достоверно возрастает;

• исследовательская деятельность вызывает неподдельный интерес у школьников независимо от возраста;

• мотивация труда учащихся повышается, если они осознают личную и социальную значимость их непосредственной предметно-преобразующей деятельности.

Сам процесс организации труда учащихся на основе метода проектов, придает новые смыслы, развивает у них ответственность и трудолюбие, появляется умение работать с другими людьми над совместным проектом, возникает стремление к достижению высокого результата.

Студент, как педагог, реализуя проект, проявляет свои творческие способности, самораскрывается, происходит реализация, воплощение самого себя в деятельности. У студентов, которые занимаются проектной деятельностью, формируются профессиональные компетенции. Это связано с погружением в межпредметную сферу, приобретением навыков и умений комплексного,

а не узко прикладного характера. В результате внедрения проектного метода на уроках «Технологии» студенты-практиканты:

• проявляют самостоятельность при поиске информации из различных источников, что благоприятно сказывается на развитии личности в профессиональном отношении;

• осваивают информационные и мультимедиа технологии, учатся активно применять их в своей профессиональной деятельности сейчас и в будущем;

• у студентов формируются собственные методы и подходы в обучении, возрастает профессиональное мастерство;

• при выполнении работ по проекту студент проявляет качества исследователя, ставит эксперименты, применяет научные методы для решения необычных проблем, учится брать на себя ответственность за полученные результаты;

• метод проектов изначально предполагает работу в команде, сочетание личных интересов с общими, вырабатывает ответственность за себя и членов своей команды;

• метод проектов, как реализация компетент-ностного подхода, способствует формированию у будущих специалистов необходимых компетенций, которые в дальнейшем могут реализоваться в дипломном проекте.

Приобретение требуемых по учебному плану компетенций происходит естественным образом, без ненужного перенапряжения, позволяет не только выполнить учебный план, но и проявить творческие способности, вырасти как личность в профессиональном отношении.

Профессиональные, а также общие компетенции у выпускников вуза формируются с помощью метода проектов лучше и повышают их конкурентоспособность [8].

В меняющемся мире, когда социально-экономические условия динамичны, как оказалось, выпускнику вуза необходимо обладать навыками предпринимателя: компетентностью, перспективным мышлением, способностями координатора, потребностью в самоактуализации и общественном признании, склонностью к риску и ответственностью. В то же время от молодого специалиста общество вправе ожидать качеств менеджера и - часто - антикризисного управляющего: способности формировать и развивать эффективные рабочие группы, обучать подчиненных мастерству.

Такие качества, определяемые как раз компетенциями, необходимо развивать параллельно с общей профессиональной подготовкой. Уже в старших классах ученики школы могут владеть вполне устойчивыми компетенциями, которые лишь нуждаются в «огранке».

В современном обществе экспертные оценки профессионализма работников в реальном бизнесе и на государственной службе, на основе выявления компетенций, могут существенно потеснить монополию вузов на профессиональную подготовку специалистов высшего звена. В этом смысле проектная деятельность, начинающаяся в школе и продолжаемая в вузе, позволит молодому человеку получить необходимый ему практический опыт в реализации своих идей, задумок, повысить свою конкурентоспособность, стать успешным и достойным представителем общества. Социальное значение проектной деятельности велико, как правило, проект выполняют в команде, и при этом происходит сочетание индивидуальности и коллективизма, направленных на общественно значимую цель. Выполнение проектов помогает приобрести нужные компетенции совсем иного, более высокого качества.

_Ш_

1. Байденко В. И., Оскарссон Б. Базовые навыки (ключевые компетенции) как интегрирующий фактор образовательного процесса // Профессиональное образование и формирование личности специалиста. М., 2002. С. 22-46.

2. Васенёв Ю. Б. Применение компетентностного подхода и кредитно-модульного принципа для создания рабочих программ учебных дисциплин. СПб., 2011. 170 с.

3. Дьюи Д. Педагогика: Классические труды / пер. с англ. Ю. И. Турчаниновой и др. М.: Педагогика-Пресс, 2000. 383 с.

4. Дубровина О. С. Использование проектных технологий в формировании общих и профессиональных компетенций обучающихся // Проблемы и перспективы развития образования (II): материалы междунар. заоч. науч. конф. (г. Пермь, май 2012 г.). Пермь: Меркурий, 2012. С. 124-126.

5. Лайл М. Спенсер-мл. и Сайн М. Спенсер. Компетенции на работе / пер. с англ. М: HIPPO, 2005. 384 с.

6. «Концепция развития образования РФ до 2020 г». Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р.

7. Сыпченко Е. А. Инновационные педагогические технологии. Метод проектов в ДОУ / Е. А. Сыпченко. М.: Детство-Пресс, 2012. 343 с.

Статья поступила в редакцию 11.10.2016 г.

Для цитирования: Юкина Н. А., Вострикова И. В., Филиппова Л. Г. К вопросу о формировании профессиональных компетенций студентов // Вестник Марийского государственного университета. 2016. № 4 (24). С. 60-63.

Об авторах

Юкина Наталья Алексеевна, старший преподаватель, Марийский государственный университет, г. Йошкар-Ола, yukka-61@yandex.ru

Вострикова Ирина Владимировна, старший преподаватель, Марийский государственный университет, г. Йошкар-Ола, iren-isha@yandex.ru

Филиппова Людмила Григорьевна, кандидат педагогических наук, доцент, Марийский государственный университет, г. Йошкар-Ола, FilippovaL337@gmail.com

N. A. Yukina, I. V. Vostrikova, L. G. Filippova Mari State University, Yoshkar-Ola

ON THE QUESTION OF FORMATION OF PROFESSIONAL COMPETENCE OF STUDENTS

The dynamics of economic development of society requires a comprehensive level of professionalism of graduates. It is necessary to develop the qualities, defined by competencies, along with general training. Senior students may already possess quite stable competencies, which only need to be "cut" like diamonds. In this sense, the project activities, from school to high school, will allow the young man to get the necessary practical experience in the implementation of any ideas, pans, to increase competitiveness, to become a successful and worthy representative of society. The implementation of projects helps to acquire the necessary competences of entirely different, higher quality.

Keywords: competence, competence approach, project-based learning, training, profession, creativity

_m_

1. Bajdenko V. I., Oskarsson B. Bazovye navyki (kljuchevye kompetencii) kak integrirujushhij faktor obrazovatel'nogo processa [Basic skills (key competences) as the integrating factor of educational process]. Professional'noe obrazovanie i formirovanie lich-nosti specialist = Professional education and formation of professional identity. M., 2002, pp. 22-46.

2. Vasenjov Ju. B. Primenenie kompetentnostnogo podhoda i kreditno-modul'nogo principa dlja sozdanija rabochih programm uchebnyh discipline [Application of the competency approach and credit-modular principles for creating working programs of academic disciplines]. SPb., 2011, 170 p.

3. Djui D. Pedagogika: Klassicheskie trudy [Pedagogy: Classical works]. Per. s angl. Ju. I. Turchaninovoj i dr. M.: Pedago-gika-Press, 2000, 383 p.

4. Dubrovina O. S. Ispol'zovanie proektnyh tehnologij v for-mirovanii obshhih i professional'nyh kompetencij obuchajushhihsja

[Use of design technologies in the formation of General and professional competences of students]. Problemy i perspektivy razvitija obrazovanija (II): materialy mezhdunar. zaoch. nauch. konf. = Problems and prospects of development of education (II): Materials of the International correspondence scientific conference (g. Perm', maj 2012 g.). Perm': Merkurij, 2012, pp. 124-126.

5. Lajl M. Spenser-ml. i Sajn M. Spenser. Kompetencii na rabote [Competences at work]. Per. s angl. M: HIPPO, 2005, 384 p.

6. Koncepcija razvitija obrazovanija RF do 2020 g. [oncept of development of education of the Russian Federation until 2020]. Utverzhdena rasporjazheniem Pravitel'stva Rossijskoj Federacii ot 17 nojabrja 2008 g. № 1662-r.

7. Sypchenko E. A. Innovacionnye pedagogicheskie tehnologii. Metod proektov v DOU [Innovative educational technology. The project method in preschool educational institution]. M.: Detstvo-Press, 2012, 343 p.

Submitted 11.10.2016.

Citation for an article: Jukina N. A., Vostrikova I. V., Filippova L. G. On the question of formation of professional competence of students. Vestnik of the Mari State University. 2016, no. 4 (24), pp. 60-63.

About the autors

Yukina Natal'ja Alekseevna, senior lecturer, Mari State University, Yoshkar-Ola,

yukka-61@yandex. ru

Vostrikova Irina Vladimirovna, senior lecturer, Mari State University, Yoshkar-Ola,

iren-isha@yandex. ru

Filippova Ljudmila Grigor'evna, Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Mari State University, Yoshkar-Ola, FilippovaL337@gmail.com

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.