Научная статья на тему 'Сущность, содержание, формы и функции музыкального краеведения как педагогически ориентированного вида культурно-просветительной деятельности'

Сущность, содержание, формы и функции музыкального краеведения как педагогически ориентированного вида культурно-просветительной деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
316
71
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Самохвалова Е. В.

Samokhvalova E.V. Essence, contents, forms and functions of musical regional studies as a pedagogically oriented type of cultural and elucidative activity. The article motivates the essence of musical regional studies as a type of pedagogically oriented cultural and elucidative activity, ways of social education of the students. The author identifies the contents, place and forms of musical regional studies in the educational process of a high school. Special attention is paid to characterizing the social and pedagogical functions of musical regional studies.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Essence, contents, forms and functions of musical regional studies as a pedagogically oriented type of cultural and elucidative activity

Samokhvalova E.V. Essence, contents, forms and functions of musical regional studies as a pedagogically oriented type of cultural and elucidative activity. The article motivates the essence of musical regional studies as a type of pedagogically oriented cultural and elucidative activity, ways of social education of the students. The author identifies the contents, place and forms of musical regional studies in the educational process of a high school. Special attention is paid to characterizing the social and pedagogical functions of musical regional studies.

Текст научной работы на тему «Сущность, содержание, формы и функции музыкального краеведения как педагогически ориентированного вида культурно-просветительной деятельности»

Контекстное воспитание представляет собой последовательное движение личности студента к добровольно выбранной им цели, а результат этого самодвижения - обретение системы профессиональных ценностей и идеалов будущим специалистом, расширение его духовных потребностей и интересов.

Как целенаправленный процесс контекстное воспитание предстает как создание необходимых условий для развития личности будущего специалиста через моделирование среды его бытия, погружение его в «базовую культуру» - профессиональную, духовнонравственную, художественно-эстетическую, физическую, как включение его в активные отношения с социальной и профессиональной средой, в процесс творческой самореализации. Тем самым изначально определяются важнейшие профессионально-значимые,

воспитательно-ценные сферы деятельности, в рамках которых происходит профессиональное становление личности студента в вузе. При этом содержание воспитания остается традиционным, но в нем от начала к концу образования все более прорисовываются контуры профессионального будущего студента. Это наполняет воспитательную деятельность личностным смыслом, профессиональным контекстом.

Все вышеизложенное позволяет определить основные принципы контекстного воспитания студентов:

• принцип единства обучения и воспитания личности будущего специалиста;

• принцип педагогического обеспечения личностного включения студента в воспитательную деятельность;

• принцип адекватности содержания и форм организации воспитательной деятельности студентов целям и содержанию профессиональной деятельности.

В заключении отметим, что в содержании контекстного воспитания студентов отражается сущность процессов, происходящих в науке, на производстве и в обществе, тем самым решается проблема интеграции учебной, научной, воспитательной и профессиональной деятельности будущих специалистов. Таким образом, студент превращается в субъект познавательной, будущей профессиональной и социокультурной деятельности, не только «потребляет» интеллектуальную и духовную культуру, но и обогащает ее уже самим фактом своего творческого развития.

1. Слободчиков В.И. // Вопр. психологии. 1991. № 2. С. 43.

2. Вербицкий А.А. Новая образовательная парадигма и контекстное обучение: Монография. М., 1999. С. 50-51.

Поступила в редакцию 19.04.2006 г.

СУЩНОСТЬ, СОДЕРЖАНИЕ, ФОРМЫ И ФУНКЦИИ МУЗЫКАЛЬНОГО КРАЕВЕДЕНИЯ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКИ ОРИЕНТИРОВАННОГО ВИДА КУЛЬТУРНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Е.В. Самохвалова

Samokhvalova E.V. Essence, contents, forms and functions of musical regional studies as a pedagogically oriented type of cultural and elucidative activity. The article motivates the essence of musical regional studies as a type of pedagogically oriented cultural and elucidative activity, ways of social education of the students. The author identifies the contents, place and forms of musical regional studies in the educational process of a high school. Special attention is paid to characterizing the social and pedagogical functions of musical regional studies.

Формирование духовных потребностей таким образом реализация идеи культурной

личности, ее приобщение к непреходящим преемственности, наследования социально-

ценностям, накопленным человечеством, и культурного опыта старших поколений явля-

ется, как известно, основой социального воспитания. Однако в современных условиях эта преемственность часто оказывается нарушенной, огромный воспитательный потенциал культурного населения невостребован, что существенно обедняет процесс социального становления личности молодого человека, ослабляет влияние важнейших факторов, определяющих направленность этого процесса. К числу последних относится и музыкальноисторическое наследие родного края, понимаемое как совокупность произведений музыкального искусства, созданных в предыдущие эпохи и представляющих художественно-эстетическую, духовно-нравственную и социокультурную ценность.

Отмеченная ситуация, крайним выражением которой в студенческой среде являются культурно-исторический нигилизм, катастрофическое снижение уровня духовных запросов, примитивно-потребительские жизненные установки побуждают к поиску путей и средств вовлечения молодых людей в развивающую, расширяющую кругозор социально-культурную деятельность, путей приобщения к лучшим народным традициям, ценностям национальной культуры. Одним из таких путей, по нашему мнению, является развитие музыкального краеведения как особого направления педагогической, культурно-просветительной деятельности, требующей теоретического осмысления и обоснования.

Термин «музыкальное краеведение» впервые был употреблен еще в 30-е гг. XX в. Б.В. Асафьевым в работе «Русская музыка», позднее он встречается в музыкальных словарях и энциклопедиях.

Вначале музыкальное краеведение утверждается как отрасль комплексного краеведения, суммирующая факты из истории музыкальной жизни какой-либо избранной области или региона, а также как неотъемлемая часть общей истории отечественной культуры. Затем предмет музыкального краеведения развивается и расширяется в соответствии с социальным заказом общества, объективным ходом истории в нашей стране. Музыкальное краеведение начинает рассматриваться не только как раздел краеведения, но и как часть музыкознания. Отечественное музыкальное краеведение занимается изучением краевого музыкального

фольклора как части музыкальной этнографии, предметом исследования которой является народная песня, инструментальная музыка, быт в их историческом развитии. Проводится все больше исследований по музыкальной культуре различных регионов, областей государства; развивается методология, теория музыкального краеведения. В структуре музыкального краеведения наряду с краеведческой музыкальной фольклористикой (этнографией) все более отчетливо формируется краеведческая история музыки (история музыкальной культуры края).

На основе синтеза многих отраслей знаний: краеведения, музыкознания (истории музыки, музыкальной этнографии, музыкальной педагогики, музыкальной психологии и др.) происходит формирование музыкального краеведения как научной дисциплины.

К настоящему времени фактически завершилось становление музыкального краеведения как одной из отраслей музыкознания, предметом которой является музыкальная культура отдельного края, области, города и т. п. В рамках названной научной отрасли ведутся поиск, анализ, публикация историко-краеведческих материалов, связанных с музыкальным наследием.

Однако для того, чтобы музыкальное наследие края стало достоянием не только специалистов, а более широкой аудитории, чтобы оно способствовало приобщению молодежи к ценностям музыкальной культуры прошлого, необходима особая культурнопросветительная деятельность, которая объединяла бы музыковедческий и педагогический подходы к музыкальному наследию края.

Такая деятельность в отличие от научноисследовательской, лежащей в основе музыкального краеведения как науки, является, в первую очередь, деятельностью образовательно-воспитательной, просветительной,

педагогически направляемой и выступающей в качестве одного из средств приобщения молодежи к музыкальному наследию родного края и актуализации его ценностного потенциала.

В качестве особой педагогически ориентированной культурно-просветительной деятельности музыкальное краеведение представляет собой стройную систему различных видов деятельности: познавательно-поисковой,

преобразовательной, ценностно-ориентационной, художественно-коммуникативной, популяризаторской, памятнико-охранительной.

Содержанием познавательно-поисковой деятельности является приобретение знаний о музыкальном наследии, отдельных фактах, событиях музыкальной истории своего края. Она предполагает освоение методов исследования, применяемых исторической наукой в процессе музыкальной краеведческой работы. При этом поисковая деятельность не обязательно бывает увенчана краеведческими открытиями, она может быть заключена в подборке и обобщении уже опубликованных материалов, статей, заметок и др., записи воспоминаний о событиях музыкальной жизни края, сборе наглядной информации (рисунков, фотографий, афиш, программок).

Преобразовательная деятельность заключается в создании духовно-практических ценностей: организация музея, оформление экспонатов, витрин, стендов и выставок о краевой музыкальной культуре.

Ценностно-ориентационная (или оценивающая) деятельность носит чисто духовный характер и направлена на осознание значимости для общества, для личности музыкального наследия родного края. Кроме того, эта деятельность предполагает оценку произведений, составляющих музыкальное наследие, с позиции общечеловеческих ценностей.

Художественно-коммуникативная деятельность заключается в непосредственном восприятии (слушании) музыкальных произведений, представляющих музыкальное наследие края. Она развивает у человека навыки общения не только с музыкальным произведением, но и опосредованно - с его создателем, а также формирует у него готовность к диалогу, к межличностному взаимодействию с теми людьми, которые вместе с ним слушают и обсуждают произведения, составляющие музыкальное наследие родного края.

Популяризаторская деятельность направлена на расширение аудитории слушателей музыки композиторов родного края и ценителей их творчества, на приобщение других людей к музыкальной культуре региона.

Памятнико-охранительная деятельность нацелена на выявление, собирание, сохранение документов, памятников, воспо-

минаний, трудов, составляющих банк данных о композиторах и их произведениях.

Отмеченная выше педагогическая направленность музыкально-краеведческой

работы позволяет «встраивать» последнюю в учебный процесс вуза, а также осуществлять ее в формах внеаудиторной социальнокультурной работы со студентами.

Место музыкального краеведения в образовательном процессе вуза позволяют определить нормативно-правовые акты и инструктивные материалы, регламентирующие образовательную деятельность в Российской Федерации. Так, Закон РФ «Об образовании» в качестве основополагающей идеи утверждает необходимость обучения и воспитания с учетом национальных и региональных особенностей, определяя основные принципы образования, среди которых: «единство

культурного и образовательного пространства; защита и развитие системой образования национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей в условиях многонационального государства» [1].

Национальная Доктрина образования в РФ от 1999 г., определяя универсальные требования к содержанию образования как фактора экономического и социального прогресса общества, также подчеркивает: «Система образования призвана обеспечить: историческую преемственность поколений, сохранение, трансляцию и развитие национальной культуры; воспитание патриотов России...; развитие культуры этнических отношений; развитие отечественных традиций...» [2].

В Положении о государственном образовательном стандарте высшего профессионального образования (от 12.08.1994; № 940) региональный компонент определяется как содержание основных профессиональных образовательных программ, отражающее региональные особенности подготовки специалистов.

Реализация регионального компонента в учебном процессе может быть вариативной и проявляться в распределении и локализации краеведческих проблем в отдельных темах предметов гуманитарного и эстетического циклов, на разных этапах обучения с последующим обобщением на межпредметной основе; в разработке и внедрении единого многоаспектного курса; во введении специфических предметных курсов (спецкурсов) по ху-

дожественному и этнохудожественному краеведению.

Музыкальное краеведение - важнейшая составляющая региональной культуры. Поэтому оно может быть включено в содержание регионального компонента учебного плана вуза как соответствующая учебная дисциплина, формой реализации которой в процессе обучения является соответствующий спецкурс.

Музыкальное краеведение может стать органичной частью научно-исследовательской деятельности студентов. Будучи на сегодняшний день обязательным элементом учебного и воспитательного процессов, научно-исследовательская работа студентов (НИРС) позволяет им не только овладеть необходимыми исследовательскими знаниями и умениями, но и освоить опыт творческой деятельности, обеспечивающий готовность личности к поиску решения жизненных и профессиональных проблем, к творчеству в процессе общения, к творчеству в профессиональной деятельности, к творческому преобразованию культурной среды родного края, в том числе музыкальной.

В систему НИРС входят два взаимосвязанных направления деятельности: учебноисследовательская деятельность, являющаяся обязательной для студентов и регламентированная учебным планом каждой специальности, и внеучебная (не обязательная) научноисследовательская деятельность. Нам представляется целесообразным включение музыкального краеведения во внеучебную научно-исследовательскую деятельность. В этом случае последняя будет иметь содержательную специфику, обусловленную проблематикой исследований, связанной с музыкальным наследием родного края. Особенностью научно-исследовательской деятельности студентов будет и ее яркая поисковая направленность, связанная с тем, что музыкальное наследие края, как правило, очень мало изучено, известный же материал требует тщательного анализа, художественной оценки, методической обработки, что вызывает необходимость применения специфических научных методов и процедур исследования.

Основными формами музыкально-краеведческой работы в процессе внеучебной научно-исследовательской деятельности студентов являются работа в архивах, библио-

графический поиск, подготовка рефератов, докладов, конкурсы студенческих научных работ и т. д.

Включение музыкального краеведения во внеучебную воспитательную деятельность создает возможность для удовлетворения и дальнейшего развития индивидуальных познавательных интересов и склонностей студентов и позволяет использовать разнообразные формы и методы работы.

Музыкальное краеведение как часть внеучебной воспитательной деятельности студентов носит добровольный характер и может иметь массовые, групповые и индивидуальные формы.

К массовым формам относятся: экскурсии, походы, экспедиции, вечера, олимпиады, викторины, конференции, встречи с музыкантами, композиторами, искусствоведами, посещение концертов, выставок, тематические вечера, краеведческие игры.

К групповыми формами такой работы относятся: кружок, лекторий, издание рукописных книг, журналов, стенгазет, бюллетеней.

Индивидуальная работа по музыкальному краеведению предполагает чтение музыковедческой литературы, литературы по местной музыкальной истории, работу с документальными материалами архива, вещественными памятниками музея, подготовку рефератов, докладов, запись воспоминаний, описание памятников музыкальной культуры, выполнение познавательных заданий, изготовление наглядных пособий, выступления с лекциями и сообщениями и др.

Все формы музыкального краеведения, осуществляемого в ходе учебной, внеучебной, научно-исследовательской работы студентов взаимосвязаны. Кроме того, из массовой вырастает групповая работа, в свою очередь, немыслимая без индивидуальной. Вместе с тем индивидуальная работа является необходимым элементом и массовых, и групповых форм музыкального краеведения.

Как педагогически ориентированная деятельность музыкальное краеведение реализует широкий спектр социально-педагогических функций. Для отдельной личности музыкальное краеведение может служить средством познания, коммуникации, выполнять воспитывающую, агитационно-пропагандист-

скую, просветительскую, эстетическую, гедонистическую и другие функции.

Мы считаем, что при всем многообразии функций музыкального краеведения важнейшими из них являются:

• образовательно-воспитательная -формирование знаний о музыкальной культуре родного края, его музыкальном наследии как источнике духовного опыта народа;

• художественно-коммуникативная -формирование и развитие умений восприятия (слушания), «общения» с музыкальными произведениями, представляющими музыкальное наследие края;

• адаптационно-коррекционная - фор-

мирование навыков самопознания, развитие инициативы, творческих способностей,

субъектности, эмоциональности, коррекция нежелательных личностных черт;

• этнообразующая - помощь в национальной идентификации, развитие чувства этнокультурной принадлежности;

• компенсационно-терапевтическая -создание условий для возмещения недостающих в реальной жизни переживаний,

восполнения дефицита эмоций, ярких ощущений, духовного очищения, восстановления внутренней гармонии;

• ценностно-ориентационная - формирование поведенческих образцов и культурных ценностей, необходимых для успешного функционирования в обществе, формирование опыта понимания жизни, ее смысла.

Таким образом, в контексте социального воспитания студенческой молодежи, музыкальное краеведение - это педагогически ориентированная культурно-просветительная деятельность, целью которой является приобщение студентов к музыкальному наследию как части музыкальной культуры родного края.

1. Закон Российской Федерации «Об образовании». 2-е изд. М., 2000.

2. Национальная доктрина образования в Российской Федерации. М., 1999.

Поступила в редакцию 20.04.2006 г.

ДОСУГ КАК ФАКТОР ПРОЦЕССА САМООРГАНИЗАЦИИ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ

О.П. Пальцева

Paltseva O.P. Leisure as the factor of the process of self-organizing of student's youth. The article considers the leisure as the factor of the process of self-organizing of student's youth. The author emphasizes that the process of self-organizing of student’s youth carried out in the sphere of leisure is often influenced by spontaneous and negative factors not subjected to any regulation. These conditions require the coordination of activities of social institutions based on the clear idea about the possibilities of each of them, thus enabling evaluation of the efficiency of their influence on the young people.

Пространство свободного времени и досуга студенческой молодежи характеризуется множество параметров и обусловливается рядом факторов, которые выявлены учеными в результате многочисленных исследований.

Рассмотрим досуг как фактор воспитания и развития студенческой молодежи, который является сферой самоорганизации молодого человека, что сказывается на его социальном самочувствии и на том, какие способности удалось развить молодежи и какими навыками самоорганизации овладеть. Рационально организованная структура досуга молодежи,

таким образом, послужит залогом для ее всестороннего и гармоничного развития. Это и дает возможность рассматривать досуг в качестве фактора самоорганизации молодежи.

Относительно процесса самоорганизации студенческой молодежи в пространстве досуга отмечаются негативные проявления ее стихийности, неуправляемости (теория субкультуры) [1]. Это связано с тем, что в условиях неопределенности, отсутствия четких ориентиров в социальном пространстве иногда складывается даже такая ситуация, в условиях которой происходит выталкивание

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.