УДК 379.8
З. М. Явгильдина, Г. Р. Муртазина
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ МУЗЫКАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ МОЛОДЕЖИ В КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ МАЛОГО ГОРОДА
Ключевые слова: музыкальная культура, молодежь, малый город, социально-культурная деятельность, культурно-досуговые учреждения, педагогические условия.
В статье авторы представляют совокупность взаимосвязанных педагогических условий, обеспечивающих формирование музыкальной культуры молодежи средствами народноинструментального творчества в культурно-досуговых учреждениях малого города.
Key words: musical culture, youth, the small town, socio-cultural activities, cultural and recreational institutions,
pedagogical conditions.
In the article the authors present a set of interrelated pedagogical conditions for the formation of the musical culture among the youth by means of folk instrumental creativity in cultural and recreational facilities of small town.
Современная нестабильная социальная действительность в России остро сказалась на формировании духовной культуры молодежи. За последние двадцать лет выросло новое поколение молодых людей с совершенно иными ценностными ориентациями и мировоззренческими установками: отсутствие потребности в высоких культурных и духовных ценностях, падение интереса к знаниям о культуре, искусстве, равнодушное отношение к истории, литературе, родному языку, национальным традициям и т.д.
Проблема духовной культуры молодежи особенно остро стоит в условиях малого города. Досуговая деятельность молодых людей современного малого города, подверженная особенностям развития политики, экономики, идеологии, образования и культуры, превратилась в особый образ жизни, в заполнение свободного времени разнообразными острыми впечатлениями, в источник удовольствия, в приятное и бездумное времяпровождение. Как показывает практика, досуг при относительно низкой культуре его использования не только не приносит ожидаемого восстановления утраченных сил, расцвета творческих способностей, а, напротив, превращается в криминогенный фактор общества.
Не вызывает сомнения тот факт, что культурно-досуговая деятельность сегодняшней молодежи требует реорганизации, обновления системы образования в культурно-досуговых учреждениях, выступающих центрами развития культуры, организации свободного времени местного населения, молодежи, подрастающего поколения.
В данной работе мы предлагаем совокупность взаимосвязанных педагогических условий, обеспечивающих активное приобщение молодых людей к музыкальной культуре как составляющей духовной культуры личности на основе народно-инструментального творчества, которое неизменно вызывает наибольший интерес у молодых людей и составляет неотделимую часть бытия и досуга современной молодежи.
Приступая к обоснованию педагогических условий формирования музыкальной культуры молодежи в культурно-досуговых учреждениях малого города, мы отталкивались от существующего положения в отечественной педагогике, где в процессе образования на развитие личности оказывают влияние внешние и внутренние условия. К внешним условиям относят педагогически грамотно организованный учебный процесс и деятельность в нем преподавателя, его методику и формы организации занятий, умелое построение собственно образовательной деятельности, а также влияние средовых условий, не всегда зависящих от преподавателя. Через индивидуальные особенности личности, ее деятельность и взаимоотношения с окружающими преломляются внешние условия. Внутренние же
представляют собой психологические факторы (внутренняя позиция субъектов образовательного процесса), определяющиеся личностью воспитуемого и личностью воспитателя. Следовательно, конечный результат формирования музыкальной культуры молодого человека определяется совокупностью внешних и внутренних условий, единство которых и является залогом успешной организации данного сложного процесса.
Достаточно подробно педагогические условия представлены В.И. Андреевым, Н.М.Борытко, М.Д.Горносталевым, И.Ф.Исаевым, Л.А.Кравчук, Н.А.Красноперовой, Л.Н.Ку-ликовой, С.В.Кульневич, В.С.Мухиной, В.А.Сластениным, Е.Н.Шияновым и другими. Особый интерес представляют социально-политические и организационно-педагогические условия Г.А.Гарифуллиной, С.А.Муртазиной, С.Е.Матвеевой [2,3]. Различные аспекты реализации педагогических условий в процессе народно-инструментальной деятельности рассматривали такие региональные исследователи, как С.Г.Додонова, Т.В.Леонтьева, П.П.Терехов и др. Разберем некоторые из них.
Анализ исследований, посвященных выявлению педагогических условий, способствующих решению тех или иных образовательных задач, позволяет констатировать, что большинство ученых выделяют три основные группы данных условий: информационную, технологическую и личностную. Информационная группа является когнитивной основой педагогического процесса, которая включает условия, предопределяющие содержание образования. Технологическая группа выступает в качестве процессуально-методической основы педагогического процесса, объединяющей педагогические условия, связанные с формами, средствами, методами, приемами, этапами и способами организации образовательной деятельности. Личностная группа представляет собой психологическую основу образовательного процесса, оказывающую влияние на поведение, деятельность, общение, личностные качества субъектов образовательного процесса, их взаимодействие, мотивационную структуру личности, ее ценностные ориентации и пр. При этом условия первой и второй групп в совокупности характеризуют сущность и содержание воспитательнообразовательного процесса, т. е. его внешнюю сторону, содержание третьей группы способствует эффективности условий функционирования процесса, т. е. отражает его внутреннюю сторону.
В образовательной практике создание специфических условий связано с психологическим и социальным аспектами: психологический аспект предполагает изучение внутренних характеристик изучаемого феномена, моделируемого явления во внутренних структурах личности с целью направленного воздействия на них; социальный аспект органично включает в себя передачу социального опыта человечества: усвоение традиций, сохранение ценного наследия, преемственность поколений, воспитание на ее лучших образцах.
Рассмотрев различные определения, группы, аспекты педагогических условий, мы определили, что под педагогическими условиями формирования музыкальной культуры молодежи следует понимать совокупность таких взаимосвязанных условий, которые необходимы для организации целенаправленного воспитательно-образовательного процесса народно-инструментального творчества с использованием эффективных технологий (информационных, коммуникационных, просветительных), обеспечивающих развитие творческого потенциала личности.
Для организации целенаправленного воспитательно-образовательного процесса с использованием эффективных технологий мы выделили совокупность взаимосвязанных педагогических условий, обеспечивающих формирование музыкальной культуры молодежи средствами народно-инструментального творчества в культурно-досуговых учреждениях малого города:
• художественное обогащение социокультурной среды малого города;
• взаимодействие молодежи с различными социальными институтами малого города;
• обеспечение оптимального сочетания содержания и методов формирования музыкальной культуры молодежи;
• осуществление специальной подготовки руководителей народно-инструментальных коллективов культурно-досуговых учреждений по освоению профессиональных компетенций в области музыкальной культуры.
Художественное обогащение социокультурной среды малого города является важным условием процесса формирования музыкальной культуры молодежи. Исследуя среду, ученые по-разному определяют ее развивающий потенциал: среда, наполненная нравственноэстетическими ценностями дает способ жить и развиваться, создает мир как бы заново, в ней есть сила и действие (В.С.Библер); формирует отношение к базовым ценностям, способствует усвоению социального опыта и приобретению качеств, необходимых для жизни (Н.В.Гусева, Л.П. Буева); представляет целостную социокультурную систему, способствует распространению новых культурных ценностей, стимулирует групповые интересы, усиливает взаимоотношения (Ю.Г.Волков, В.С.Поликарпов); выступает способом трансформации внешних отношений во внутреннюю структуру личности (А.В.Мудрик); окружает, принизывает, завлекает в орбиту деятельности субъекта, удовлетворяет его потребности (В.А.Нечаев).
Социокультурная среда малого города одна из сложных и специфических образований. Экономические, социальные, культурные, демографические особенности малого города, несомненно, оказывают влияние на молодежь, придавая деятельности культурно-досуговых учреждений дополнительную специфику: сравнительно незначительный выбор мест
профессиональной учебы и мест приложения труда, несоответствие потребностям и запросам молодежи специальностей, процветание среди них алкоголизма и наркомании.
Изучение различных характеристик социокультурной среды позволяет представить ее качественное состояние и силу влияния на развитие молодежи. Таковыми являются: широта среды, ее интенсивность (содержательная насыщенность); сознательная включенность в нее всех субъектов воспитательно-образовательного процесса; соотношение рационального и эмоционального компонентов; социальная активность; мобильность и устойчивость.
В организации среды малого города мы придерживались позиции Л.И.Божович, которая рассматривает ее с двух позиций: духовно-пространственной и предметно-
пространственной. В нашем исследовании социокультурная среда обогащается двумя пластами: пространственно-предметным (вещественный, материализованный) и духовноэмоциональным (личностный, оценочный, построенный на диалоге общения молодого поколения с искусством).
Пространственно-предметный пласт социокультурной среды представлен оснащением и размещением инновационных средств, компьютерными музыкальными программами; фондовыми видео- и аудиозаписями праздников, обрядов, исполнителей, концертов, мастер-классов; музыкальными инструментами; костюмами; научной, учебной, методической, нотной литературой; произведениями декоративно-прикладного искусства, который будет выполнять развивающую функцию при следующих условиях: содержательность и эстетическая
значимость; активное приобщение молодежи к созданию эстетически значимого интерьера, к насыщению его продуктами своей художественной деятельности; все материалы и оборудование (дидактико-методическая литература, компьютеры и т.д.) будут находиться в свободном распоряжении участников.
Возможные действия по обогащению социокультурной среды стимулами для развития индивида по параметру «Вещи и предметы» - построение среды, таким образом, чтобы конкретное предметное окружение выступало бы в качестве социума, обогащенного для взаимодействий разного рода: продумывание организации всех пространств
культурно-досуговых учреждений для разнообразной творческой деятельности молодежи (в т.ч. переорганизация учебных помещений, зон рекреации); преобразование
образовательных программ и планов на принципах вариативности и альтернативности; широкое использование систем высокотехнологического оборудования и коммуникаций, справочной литературы и т.п.
Духовно-эмоциональный пласт представлен музыкальным фольклором народов Поволжья; музыкальным наследием композиторов, театральными постановками, музейным архивом и экспонатами, различными выставками и экспозициями.
Художественное обогащение среды является одним из определяющих компонентов в формировании музыкальной культуры молодежи, где стимулирование общего развития, расширение кругозора молодежи достигается за счет незначительного обилия и разнообразия культурной жизни города, целью которого является пробуждение интереса к миру, жизни, музыке, формирование потребности молодежи в общении с музыкальной культурой. Для этого педагогу нужно организовывать посещение всех учреждений культуры в своем городе (концертов, спектаклей, экскурсии выставочного зала, музеев) и совершать поездки в более крупные города для посещения отсутствующих или более развитых культурных объектов. При этом следует стимулировать хорошее настроение, состояние энтузиазма, радости. Погружение в социокультурную среду и участие в нем объектов культуры данного региона играет большую роль в формировании музыкальной культуры молодежи. Художественное обогащение социокультурной среды малого города предполагает включенность в нее всех субъектов воспитательно-образовательного процесса.
Вторым условием формирования музыкальной культуры молодежи малого города является взаимодействие молодежи с различными социальными институтами малого города. В научной литературе в состав социальных институтов включены: учебно-воспитательные учреждения, учреждения искусств, культурно-досуговые учреждения, трудовые коллективы, войсковые соединения, санаторно-курортные и спортивно-оздоровительные учреждения, средства массовой информации, политические партии, религиозные конфессии, общественные объединения, государство, семья.
В малом городе взаимодействие молодежи обеспечивается с наиболее приемлемыми социальными институтами, такими как: учебно-воспитательные учреждения; учреждения искусств; культурно-досуговые учреждения; спортивно-оздоровительные учреждения; средства массовой информации; семья.
Обеспечение взаимодействия молодежи с различными социальными институтами малого города одна из приоритетных задач системы воспитания, направленной на оказание помощи молодежи в процессе его социализации, освоения им социокультурного опыта. Для значительной части молодых людей социальные институты являются ведущими сферами социально-культурной интеграции и личностной самореализации.
Организация взаимодействия молодежи с различными социальными институтами малого города предполагает решение двух основных задач: 1) организация интеграции возможностей и усилий молодежи между культурно-досуговыми учреждениями и органами власти и управления, общественных, частных и религиозных организаций, учреждений органов образования, здравоохранения, правопорядка, социальной защиты и других, которые могут позволить мобилизовать и сконцентрировать средства (материальные, финансовые, духовные, личностные ресурсы) города для развития муниципальной системы формирования музыкальной культуры молодежи, оптимизации и развития ее инфраструктуры, кадрового потенциала и т.д.; 2) организация молодежи в процессе
взаимодействия с различными социальными институтами инновационными средствами, адекватными меняющимся социокультурным и экономическим реалиям города: овладение новыми функциями: исследовательской (диагностической), социально-проективной
(разработка конкретных программ и проектов, их внедрение и распространение, методическое обеспечение), консультационной, просветительской, связи с органами управления другими системами (здравоохранения, правопорядка и т.д.) и общественностью [1, с.88].
Известно, что культурно-досуговые учреждения тесно сотрудничают с администрацией района, отделом социальной защиты населения, управлением образования, РОВД, центральной районной библиотекой, главами сельских поселений.
В свою очередь, взаимодействие молодежи с социальными институтами осуществляется в опоре на следующие принципы: принцип взаимодействия - сотрудничество с образовательными учреждениями всех уровней, социальными институтами города по решению проблем молодежи; принцип индивидуального и личностно-ориентированного подхода, основанного на гуманном отношении к личности, уважении его прав; принцип позитивного восприятия, толерантности, основанного на принятии личности такими, каковы они есть, и, опираясь на положительные качества, формировать другие, более значимые свойства личности.
Во взаимодействии молодежи с различными социальными институтами малого города надо придать значение и организации совместных действий с учреждениями культуры (концертные залы, театры, библиотеки), культурно-досуговыми учреждениями (районные, городские, сельские Дома культуры и Дворцы культуры; городские, сельские клубы; культурно-досуговые центры, национальные центры культуры, клубные кафе для молодежи, автоклубы, культбригады; парки культуры и отдыха, студии творчества, литературные, театральные, музыкальные салоны, клубы по месту жительства, музеи, выставочные залы).
Приобщение молодежи к культуре путем взаимодействия со спортивнооздоровительными учреждениями, частое явление в малом городе. В силу своей специфики, спорт и физическая культура - незаменимое средство активного отдыха и творческого использования досуга, обладающие огромным развивающим потенциалом, являются одними из мощнейших механизмов формирования мировоззренческих оснований личности, как гражданственность и патриотизм. Спорт и занятия физкультурой можно сочетать с культурными мероприятиями, мероприятиями на открытом воздухе или мероприятиями по охране окружающей среды (создание клуба по изучению истории национальной борьбы; организация спортивных мероприятий, эстафет, забегов; организация передвижных палаточных лагерей, экспедиций; организация спортивно-оздоровительного туризма, туристско-краеведческой деятельности).
Мощным инструментом взаимодействия молодежи выступают средства массовой информации - печать, радио, телевидение. Развитие техники, средств массовой информации в малом городе позволяют молодежи познакомиться с разными направлениями музыкальной культуры. Использование инновационных средств только активизирует организацию социокультурной деятельности. Данная работа проходит в различных формах: создание банка данных, фонотек, видеотек, фотоматериалов, архива города; издание материалов художественно-эстетического направления в местной печати, участие молодежи в мультимедийных проектах, проведение PR-акций, PR-услуг по продвижению национального искусства; показ кинофильмов, кинолекторий, презентаций; просветительские беседы, лектории, направленные на профилактику наркомании, СПИДа, подростковой преступности.
Наряду с социальными институтами большую роль в формировании музыкальной культуры оказывает семья. Уровень влияния семьи на формирование музыкальной культуры молодого человека определяется её традициями, отношением членов семьи к музыке своего и других народов, общей культурой, возможно, и генофондом. Большим развивающим потенциалом обладает семейный досуг, где одной из форм воспитания выступают совместные формы досуговой деятельности, семейные праздники и т. д.
Процесс взаимодействия предполагает подключение родителей к активному участию в мероприятиях своих детей. Родители способствуют организации деятельности молодежи, которая производится через их заинтересованную позицию, их участие в концертах, конкурсах, творческих коллективах; организацию городских праздников, фестивалей. В
воспитании личности семья не может быть заменена никаким другим социальным институтом, так как именно в семье рождается чувство преемственности поколений, ощущение причастности к истории своего народа, прошлому, настоящему и будущему, усвоение ее традиций, сохранение ценного семейного наследия, приобщение к различным видам творчества.
Включение молодежи во взаимодействие с социальной средой способствует развитию личностного, творческого, интеллектуального, психологического, физического, правового их потенциала путем сочетания определенных форм, методов формирования музыкальной культуры молодежи.
Третьим педагогическим условием мы выделили обеспечение оптимального сочетания содержания и методов формирования музыкальной культуры молодежи. Эффективное использование средств социально-культурной деятельности в процессе формирования музыкальной культуры молодежи требует не только внесения изменений в содержание учебных программ, но и специальной подготовки технологической стороны реализации обновленного содержания, а именно соответствующих ему форм, методов и приемов обучения. Кроме того, своеобразие используемого учебного материала определило и необходимость новых подходов к композиционному построению занятия, т.е. к его структуре, исходя из этого, другим существенным условием научно-методического обеспечения процесса формирования музыкальной культуры молодежи следует считать разработку комплекса специфических форм, методов и приемов работы, позволяющих максимально реализовать на занятии развивающий потенциал народно-инструментального творчества.
В выборе и определении методов обучения мы руководствовались определенными принципами: 1) при выявлении наиболее эффективных методов обучения ведущим критерием предпочтительности должны выступать их развивающие возможности; 2)методы и приемы должны соответствовать содержательному компоненту процесса обучения; 3) целесообразность выбора тех или иных методов обучения связана с принципом поэтапности в формировании музыкальной культуры молодежи.
Общий арсенал методов обучения, применяемых в учебном процессе культурнодосуговых учреждений, весьма богат и включает в себя как традиционные, так и методы развивающего характера. Часть из них (и той, и другой группы) использовалась в нашей работе. Однако в силу выше проанализированной ситуации недостаточности этих методов для решения дидактических задач, специфичных для занятий искусством, нами были предложены и методы нетрадиционного (специального) характера, разработанные в нашем личном опыте.
Систематизируя всю совокупность методов и приемов, мы представили ее в виде классификации, основанной на определении разных групп методов в зависимости от выполняемой ими роли в общем процессе формирования музыкальной культуры молодежи в культурно-досуговых учреждений малого города. Обобщая весь комплекс методов, можно выделить следующие группы: традиционные методы; методы проблемно-творческого характера; методы создания специальных эстетических ситуаций; методы организации творческой деятельности; методы стимулирования потребности к активному освоению музыкальных фольклорных источников и музыкального наследия композиторов. Каждая из названных групп выполняла свою определенную функцию в процессе формирования музыкальной культуры молодежи.
Для внедрения в практическую деятельность вышеназванных методов необходимо осуществление специальной подготовки руководителей народно-инструментальных коллективов культурно-досуговых учреждений по освоению профессиональных компетенций в области музыкальной культуры, которое выступает в нашем исследовании четвертым условием.
Педагог культурно-досугового учреждения малого города оказывает огромное влияние на развитие творческой личности. Поэтому учреждение должно располагать необходимым и
достаточным числом специалистов в каждой области для обеспечения выполнения основных функций учреждения. Современная подготовка специалистов в различных областях, в том числе, и в образовании опирается на компетентностный подход и главной целью ставит формирование профессиональных компетенций.
Развитие профессиональных компетенций предполагает освоение и применение комплекса современных профессиональных знаний и практических навыков, овладение эффективными методами профессионального поведения и технологиями. Компетенцию можно определить как набор характеристик, необходимых для успешной деятельности. По этой схеме каждая компетенция представляет собой сочетание профессиональных знаний, навыков, установок, ориентаций.
Специальная подготовка руководителей народно-инструментальных коллективов культурно-досуговых учреждений по освоению профессиональных компетенций в области знания и владения материалом музыкальной культуры осуществляется путем организации курсов, лекторий, семинаров при городских и республиканских методических объединениях или в процессе подготовки будущего специалиста в профессиональных учебных заведениях.
Требования к руководителю (специалисту) культурно-досугового профиля в области знания и владения материалом музыкальной культуры заключаются в способности: создать условия для включения молодежи в культурно-досуговую деятельность; моделировать разнообразные культурно-досуговые программы; прогнозировать культурно-досуговую деятельность молодежи; оказывать методическую помощь работникам культуры, творческим самодеятельным коллективам, любительским объединениям; использовать имеющиеся и приобретать новые знания в познавательной, досуговой, просветительской, импровизационнокомпозиторской, исследовательской музыкальной деятельности.
Подготовка руководителей народно-инструментальных коллективов культурнодосуговых учреждений по освоению профессиональных компетенций в области знания и владения материалом музыкальной культуры осуществляется в процессе обучения будущего специалиста в профессиональных учебных заведениях Республики Татарстан: высшие учебные заведения - Казанская государственная консерватория им. Н.Жиганова, Казанский государственный университет культуры и искусств, Татарский государственный гуманитарнопедагогический университет; средние специальные - Казанский музыкальный колледж им. И.В.Аухадиева, Альметьевский музыкальный колледж им. Ф.Яруллина, Нижнекамский музыкальный колледж им. С.Сайдашева, Набережно-Челнинский колледж искусств, Елабужское училище культуры, Арский педагогический колледж и других.
Подготовка специалистов осуществляется также на курсах повышения квалификации педагогических работников культурно-досуговых учреждений, которая реализуется через Институт развития образования РТ и Институт дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов социокультурной сферы и искусства РТ.
В соответствии с общепрофессиональной и специальной подготовкой руководитель (специалист) народно-инструментального коллектива культурно-досугового учреждения должен уметь осуществлять все виды профессиональной деятельности (музыкальноисполнительскую, педагогическую, научно-методическую, научно-исследовательскую, организационно-управленческую, менеджерскую, культурно-просветительскую), где ставятся определенные задачи, и обладать общекультурными, профессиональными и специальными компетенциями.
Обладание профессиональными компетенциями означает, что на базе приобретенных знаний и умений, воспитания личностных качеств руководитель народно-инструментального коллектива культурно-досугового учреждения должен проявлять способность и готовность: совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровень; к самостоятельному обучению новым методам исследования, к изменению научного и научно-
производственного профиля своей профессиональной деятельности; использовать на практике знания и навыки в организации исследовательских и проектных работ, в управлении коллективом; приобретать с помощью информационных технологий и использовать в практической деятельности новые знания и умения, в том числе в новых областях знаний, непосредственно не связанных со сферой деятельности; аргументировано отстаивать личную позицию в отношении современных процессов в области музыкального искусства и культуры, науки и педагогики; использовать основные методы, способы и средства получения, хранения, переработки и представления информации; использовать современные информационные и коммуникационные технологии в области профессиональной деятельности.
Обладание специальными компетенциями означает, что на базе приобретенных знаний и умений руководитель народно-инструментального коллектива культурно-досугового учреждения должен проявлять способность и готовность: совершенствовать и развивать свой музыкально-профессиональный уровень; владеть различными видами музыкальноинструментальной деятельности - исполнительской, слуховой (музыкально-аналитической), музыкально-творческой; осуществлять профессиональное и личностное самообразование, проектировать дальнейший музыкально-образовательный маршрут и профессиональную карьеру; применять современные методики и технологии организации и реализации музыкально-образовательного процесса на различных образовательных ступенях в различных образовательных учреждениях; формировать музыкально-образовательную среду и использовать свои способности в реализации задач инновационной музыкальнообразовательной политики; руководить исследовательской работой, музыкальной (исполнительской, слуховой, музыкально-творческой) деятельностью обучающихся; использовать индивидуальные креативные способности для оригинального решения музыкально-исполнительских и исследовательских задач; готовность к разработке и реализации методических моделей, методик, технологий и приемов обучения, к анализу результатов процесса их использования в музыкально-образовательных заведениях различных типов; изучать и формировать музыкальные потребности и повышать культурно-образовательный уровень различных групп населения; разрабатывать и реализовывать музыкально-просветительские программы в целях популяризации национального музыкального искусства и культурных традиций; готовность к использованию современных информационно-коммуникационных технологий и СМИ для решения музыкально-просветительских задач; формировать художественно-культурную среду.
Из изложенного содержания вышеперечисленных компетенций следует, что руководитель (специалист) народно-инструментального коллектива культурно-досугового учреждения должен иметь соответствующее образование, квалификацию, профессиональную подготовку, обладать общекультурными, профессиональными и специальными компетенциями в области музыкальной культуры, а это значит иметь высшее музыкальное образование со специальной содержательной и технологической подготовкой в области музыкального искусства, включающей изучение музыкального фольклора татарского народа и народов Поволжья, профессионального творчества композиторов; методикой обучения игре на народных инструментах, методикой руководства народно-инструментальным коллективом; владение народными музыкальными инструментами и т. д.
Таким образом, реализация выделенных педагогических условий способствует формированию музыкальной культуры молодежи как составляющей духовной культуры личности, получению им знаний по теории и практике в условиях народно-инструментального коллектива, ценностному отношению к музыкальной культуре, творческому подходу к организации народно-инструментального творчества в культурно-досуговых учреждениях малого города.
Литература
1. Мудрик, А.В. Социальная педагогика: учеб. для студ. пед. вузов / А.В. Мудрик; под ред. В.А.Сластенина. - 3-е изд., испр. и доп. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 200с.
2. Матвеева, С.Е. Социально-политические и организационно-педагогические условия развития инновационной деятельности / С.Е. Матвеева // Вестник Казан. технол. ун-та. - 2010. - №1. - С.370-381.
3. Муртазина С.А., Гарифуллина Г.А. Педагогические условия формирования профессиональных компетенций у бакалавров полимерного профиля / С.А. Муртазина Г.А. Гарифуллина // Вестник Казан. технол. ун-та. - 2011. - Т. 14, №16. - С.309-315.
© З. М. Явгильдина - д-р пед. наук, проф., зав. каф. теории искусств и мировой художественной культуры ПФУ, [email protected]; Г. Р. Муртазина - канд. пед. наук, доц. той же кафедры, [email protected].