СУЩНОСТЬ РИСК-МЕНЕДЖМЕНТА в КИНОИНДУСТРИИ
SUMMARY OF RISK MANAGEMENT IN THE FILM INDUSTRY
УДК 338.4
ПОКИДКО Вера Владимировна
аспирантка Санкт-Петербургского государственного института кино и телевидения, vera. [email protected]
POKIDKO, Vera Vladimirovna
Post-graduate Student of the Saint-Petersburg State Institute of Film and Television, vera.pokidko@ gmail.com
АЛЕКСЕЕВА Полина Александровна
ассистент кафедры продюсирования и управления в социально-культурной сфере Санкт-Петербургского государственного института кино и телевидения, кандидат экономических наук, [email protected]
ALEKSEEVA, Polina Alexandrovna
Assistant of the Producing Business and Management in Social and Cultural Sphere Department, Saint-Petersburg State Institute of Film and Television, [email protected]
Аннотация.
В статье раскрыта сущность такой дефиниции, как риск-менеджмент в медиаиндустрии, в частности, кинобизнесе. Выделены виды рисков, характерных для киноиндустрии и продюсерской деятельности.
Ключевые слова: риск-менеджмент, чистые и спекулятивные риски, про-дюсерский проект.
Abstract.
The article reveals the essence of such definition as Risk Management and discloses the nature of risks in the media industry and in the film industry especially. It shows types of risks specific to the film industry and production activities.
Key words: risk management, net amount and speculative risks, producer project.
Медиаиндустрия, в самом общем виде включающая в себя кино, телевидение, театрально-концертную деятельность и средства массовой информации, является высокорисковой сферой предпринимательской деятельности.
Привлечение ресурсов, необходимых для осуществления проекта, и обеспечение их эффективного использования являются главными функциями предпринимателя, действующего в сфере шоу-бизнеса.
петербургским экономическим журнал • № 3
2015
54
Их реализация невозможна без системной защиты от отрицательного воздействия событий случайного и непредсказуемого характера (рисков), способных привести к срыву проекта или нанести ему ущерб.
Поэтому продюсер, организующий производство и реализацию аудиовизуальной продукции, антрепренер, действующий в сфере театрально-концертной деятельности, про-моутер-организатор спортивных турниров и соревнований должны быть профессионально готовы к активному применению такого инструмента обеспечения инвестиционной привлекательности и эффективности своей деятельности, каким является управление рисками или, иначе говоря, риск-менеджмент.
Теоретически риск-менеджмент можно определить как систему организационно-экономических мероприятий, направленных на своевременное выявление, оценку, предупреждение и контроль событий случайного и непредсказуемого характера, способных вызвать перерыв в нормальной реализации предпринимательского проекта [1].
Сюда же следует отнести и финансирование мероприятий по предупреждению и ликвидации негативного воздействия подобных событий.
Роль риск-менеджмента нельзя недооценивать: он выполняет важную, в данном случае, для продюсера роль защиты от отрицательного влияния обстоятельств, которые находятся вне непосредственного контроля его самого. Тем самым в определенной степени обеспечиваются условия для непрерывного функционирования проектов, что, в свою очередь, является основой для поддержания запланированного уровня издержек. Так как в основе достижения экономической эффективности, то есть прибыльности предпринимательских проектов, лежит поддержание запланированного уровня издержек, не следует забывать о том, что оно в существенной степени обеспечивается путем применения системы управления рисками.
Управление рисками предполагает решение следующих задач:
1) обнаружение рисков;
2) оценку рисков (частоту возникновения, масштабы и последствия рисков);
3) воздействие на потенциальные риски;
4) контроль рисков (сбор и анализ информации о возникающих в процессе реализации проекта рисках, действия, направленные на ликвидацию рисков, и др.).
Классические модели теории принятия решения предусматривают такие ситуации:
• игровую - состояние окружающего мира определяется возможными действиями рационального противника/конкурента;
• рисковую - состояние окружающей среды характеризуется определенными, известными лицу, принимающему решение, вероятностями;
• неопределенности - критерии/вероятности, характеризующие события окружающего мира, неизвестны либо объективно не даны.
Возможны перечисленные ниже варианты принятия решений в условиях рисковой ситуации:
1. Уклонение от риска - субъект, принимающий решение, стремится максимально избежать возможных рисков, поэтому он готов нести большие издержки на различные мероприятия по контролю и страховке рисков.
Подобное уклонение от рисков характерно для предприятий, осуществляющих деятельность в сфере кинематографии. Субъектом, уклоняющимся от риска, является продюсер, который, стремясь к достижению экономической эффективности производимого им контента, готов понести максимальные издержки на контроллинговые мероприятия.
2. Предпочтение риска - субъект охотно идет навстречу риску, он принимает лишь минимальные меры по его страхованию и готов сам нести ответственность за его последствия.
Эта стратегия характерна для тех индивидуумов, которые ожидают в результате спекулятивных рисков выгодные доходы.
Ее часто применяют молодые, растущие предприятия.
3. Безразличие к риску - субъект, принимающий решение, стремится к оптимизации затрат на риск и старается взвешенно применять различные инструменты и методы страхования и ликвидации риска [2].
петербургский экономический журнал • № 3 • 2015
55
Распределение рисков между участниками проектов, как правило, закрепляется в проектном контракте.
Важно иметь в виду, что поведение в рисковой ситуации зависит в основном от уровня информированности того или иного участника проекта относительно различных сторон и аспектов реализации проектов.
Таким образом, управление рисками выступает как важный фактор эффективной реализации замыслов продюсера.
Значение развитой системы управления рисками для осуществления проектов в сфере медиаиндустрии определено современными общеэкономическими условиями, когда повышение эффективности использования ресурсов превратилось в первоочередную потребность, без которой невозможно обеспечить финансирование и реализацию продюсерских проектов.
Ключевым моментом при этом является то, что система управления рисками имеет дело с видами рисков, находящимися вне пределов разумного контроля продюсера или управляющего хозяйствующим субъектом в сфере кинематографии. Здесь риск невозможности реализации проекта напрямую зависит от инвестиционных решений продюсера, квалификации подобранного им персонала, организаторских способностей, то есть от всего того, что находится, должно или может находиться под его контролем.
В связи с этим в теории управления рисками используются понятия чистых и спекулятивных рисков. Не претендуя на исчерпывающие характеристики, эти понятия можно определить следующим образом:
1. «Чистые» риски возникают в тех обстоятельствах, когда есть вероятность убытка, но нет вероятности получения дохода ( например, при стихийных бедствиях, пожаре, краже и т. п.), «чистые» риски находятся вне пределов разумного контроля продюсера [3].
2. «Спекулятивные» риски существуют тогда, когда одновременно присутствуют возможности и потерять, и выиграть что-либо (например, при вложениях в ценные бумаги, инвестициях в реконструкцию предприятия, приобретении прав на сценарий с целью по-
следующей реализации кинопроекта, приобретении прав на готовый фильм с целью осуществления его проката, покупке прав на постановку известного мюзикла и т. п.) [4].
«Спекулятивные» риски либо находятся, либо должны находиться в пределах разумного контроля предпринимателя.
«Чистые» риски носят повторяющийся характер, подчинены определенным объективным закономерностям, которые могут быть описаны математическими методами.
Например, периодичность и масштабы стихийных бедствий в той или иной местности вполне поддаются изучению, научному анализу, и эта информация может быть использована как при планировании выезда съемочной группы в экспедицию, так и при организации страхования такой экспедиции.
Одним словом, практически возможным является только управление «чистыми» рисками, и квалифицированный продюсер/антрепренер должен четко себе представлять границы применимости реального риск-менеджмента. Прежде всего, необходимо понимание того, что какие-либо события, являющиеся следствием воздействия «чистых» рисков, обязательно происходят при функционировании предпринимательской структуры даже в течение достаточно короткого времени. Особенно важен учет этой закономерности в деятельности структур, функционирующих в сфере медиаиндустрии (например, киностудий и предприятий кинотеатральной сферы), так как именно эта сфера характеризуется особенной подверженностью воздействию «чистых» рисков.
Практическое представление о степени воздействия обстоятельств случайного и непредсказуемого характера на бизнес может быть получено в результате оценки издержек, которые может понести предприниматель вследствие влияния «чистых» рисков.
Прежде всего, продюсер должен иметь в виду те возможные издержки,которые возникают в результате неожиданных убытков как таковых, то есть в результате отрицательного воздействия огня, воды, стихийных бедствий и т. п. Размер возможного прямого ущерба в этих случаях представить достаточно легко:
56
петербургский экономический журнал • № 3 • 2015
он может доходить до 100% бюджета фильма. В то же время нельзя забывать и о косвенных издержках, которые могут стать следствием воздействия «чистых» рисков и по своим масштабам нередко могут превосходить прямые убытки. Так, например, объект, пострадавший в результате воздействия рисков (например, декорация, поврежденная пожаром, или футбольный стадион, подвергшийся воздействию снегопада), не способен вследствие этого нормально функционировать [5].
Создание в рамках каждого кинопроекта оптимальных условий, благоприятных для привлечения и использования всех видов ресурсов, непосредственно связано с разработкой и реализацией конкретной программы управления рисками, которая должна отвечать особенностям продюсерской деятельности в сфере медиаиндустрии в целом и специфике каждого отдельно взятого проекта.
«Рисковый портрет» предпринимательской деятельности в сфере медиаиндустрии и кинобизнеса, в частности, всегда складывается из двух основных частей.
Прежде всего, необходимо учитывать, что на предпринимательскую деятельность постоянно оказывают влияние риски, которые можно отнести к разряду «общих». Это, например, стихийные бедствия, они могут нанести ущерб любому предпринимателю, сорвать любой предпринимательский проект - будь это проект по развитию курор-тно-гостиничного бизнеса, бизнеса в области управления судоходными компаниями ( цунами, ураганы) или продюсерский проект в области кино (яркий пример - сход ледника в Кармадонском ущелье, приведший, к сожалению, к гибели талантливой съемочной группы во время съемок фильма « Связной» -режиссерского дебюта Сергея Бодрова-младшего [6]). Таким образом, такие риски, как пожары, стихийные бедствия, повреждения водой, злоумышленные действия третьих лиц, кражи и т. п., составляют неотъемлемую часть «рискового портрета» любого предпринимателя, имеющего или не имеющего бизнес-интересов в сфере медиа.
В то же время деятельность предпринимателя в медиаиндустрии имеет определенные
особенности по сравнению с другими разновидностями предпринимательской деятельности. Эти особенности генерируют риски, которым в большей степени подвержен именно инициатор проекта. Риском, которому более всего подвержен продюсер, является риск невостребованности продукции - вероятность потерь вследствие возможности отказа потребителя от продукции предприятия-изготовителя.
Возникновение риска невостребованности продукции обусловлено внутренними и внешними причинами.
Внутренние причины зависят от деятельности организаций, в нашем случае хозяйствующих субъектов в сфере кинематографии. К ним относятся:
• недостаточная квалификация персонала;
• неправильная организация производственного процесса;
• неотлаженный механизм снабжения предприятия материальными ресурсами, необходимыми для производства контента;
• недостаточно проработанная организация сбыта готовой продукции;
• нечеткая система управления предприятием.
Внешние причины, как правило, прямо не зависят от деятельности создателей проектов. Основными внешними причинами, вызывающими риск невостребованности продукции, являются:
• платежеспособность потребителя;
• логистические;
• организация работы и состояние финансово-кредитной системы;
• социально-экономические;
• демографические;
• географические;
• нормативно-правовые;
• политические и др.
Подводя итог, можно сделать следующий вывод: риск-менеджмент является системой организационно-экономических мероприятий, направленных на своевременное выявление, оценку, предупреждение и контроль событий случайного и непредсказуемого характера, способных вызвать перерыв в нормальной реализации предпринимательского проекта, в
петербургский экономический журнал • № 3 • 2015
57
том числе и кинопроекта. «Рисковый портрет» предпринимательской деятельности в сфере медиаиндустрии и кинобизнеса, в частности, всегда складывается из двух основных частей. Это общие риски, такие как пожары, стихийные бедствия, повреждения водой, злоумышленные действия третьих лиц, кражи и т. п., харак-
терные для любой отрасли, и особые риски, связанные непосредственно с продюсерской деятельностью. Одним из главных рисков при этом является риск невостребованности продукции, выражающийся в вероятности потерь вследствие возможности отказа потребителя от продукции предприятия-изготовителя.
Список литературы
1. Риск-менеджмент. URL: http://www.risk24.ru/riskmanagment.htm (дата обращения: 16.05.2015).
2. Фатхутдинов Р. А. Инновационный менеджмент. СПб.: Питер, 2009.
3. Классификация рисков. URL: http://www.telenir.net/delovaja_literatura/investicii/p43. php (дата обращения: 18.05. 2015).
4. Казначеева Э. В. Управление в условиях неопределённости. М.: ВШЭ, 2014. 148 с.
5. Лайков А. Ю. Управление рисками в сфере шоу-бизнеса // Организация продаж страховых продуктов. 2009. № 5. URL: http://www.lawmix.ru/bux/15861 (дата обращения: 18.05.2015).
6. Трагедия в Кармадонском ущелье. URL: http://ria.ru/spravka/20080321/101912585. html (дата обращения: 18.05.2015).
7. Покидко В. В. Потенциал рынка краудинвестинга в России: возможности и перспективы развития // Петербургский экономический журнал. 2014. № 2. С. 25-32.
петербургским экономическим журнал • № 2
2015
58