Научная статья на тему 'Управление рисками в российском кинобизнесе'

Управление рисками в российском кинобизнесе Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2924
561
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник университета
ВАК
Область наук
Ключевые слова
РИСКИ / РИСК-МЕНЕДЖМЕНТ / КИНОБИЗНЕС / ПРОДЮСЕРСКИЙ ПРОЕКТ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Управление рисками в российском кинобизнесе»

4. Ерошок А.Ю. Государственное регулирование рекламного рынка Российской Федерации. Дисс. канд. юрид. наук. // Москва,1999.

5. Завидова С., Крючкова П., Российское законодательство о рекламе. Практический комментарий. // Москва, 2007 с. 19.

6. Изменения в рекламном законодательстве РФ вызвали дисбаланс на рынке рекламы. Источник: Сайт: http://www.fapmc.ru. Дата публикации: 15.03.2010

7. О рекламе. Закон Российской Федерации от 18 июля 1995 года №№ 108-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, // Москва, ст. 2864.

8. Рекламная деятельность в России: Законодательные и другие нормативные акты. Профессиональные комментарии. // Москва, вып.11. 2011. - стр. 48

9. Российская реклама в условиях законодательных ограничений. Источник: http:// shturmuy.ru /Дата публикации: 25.03.2012.

П.К. Огурчиков

УПРАВЛЕНИЕ РИСКАМИ В РОССИЙСКОМ КИНОБИЗНЕСЕ

Ключевые слова: риски, риск-менеджмент, кинобизнес, продюсерский проект.

Система управления рисками является одной из важнейших структур, позволяющих снижать и устранять риски в любой предпринимательской сфере. Актуально ее использование и в кинематографии, где зрительский успех фильма в прокате, а вместе с ним и окупаемость затрат на его производство, являются весьма неопределенными и слабо прогнозируемыми.

Фильмопроизводство относится к рискованным видам бизнеса, а каждый инвестор хочет быть уверен в возврате собственных средств. В свою очередь продюсер, привлекающий финансы в создание фильма, заинтересован в непрерывности производства, а, значит, и в защите от непредвиденных рисков. Более взвешенный подход к инвестированию в кинопроекты связан с усилением внимания продюсеров к вопросам создания благоприятных условий для успешного завершения проектов, и увеличением их заинтересованности в организации защиты фильмопроизводства от присущих этой деятельности рисков. Защита от рисков в немалой степени обеспечивает условия непрерывности производства продюсерских проектов. Это в свою очередь, является основой для поддержания запланированного уровня издержек, достижения прогнозируемой рентабельности и т.д., а, значит, является одним из условий окупаемости проекта. Каждый фильм сам по себе уникален, поэтому во время его создания появляется присущее только ему сочетание различных рисковых факторов, включая личностные характеристики продюсера, которые во многом обуславливают наличие и характер рисков конкретного проекта. Все это, с одной стороны, не позволяет выработать единую «стандартную» систему управления рисками не только для всех кинопроектов, но и для всех продюсеров, а с другой, - приводит к пониманию эффективности комплексного подхода к управлению рисками при производстве картины.

© Огурчиков П.К., 2013

Кинематограф считается одним из самых рискованных видов бизнеса, но наряду с этим, и с самым высоким уровнем доходности, который достигается за счет принятия практически 100%-го риска. Именно кинокомпании при успешном кинопроекте могут получить рентабельность в размере нескольких сотен процентов, что не наблюдается практически ни в одном другом легальном виде бизнеса. Поэтому кинематографу по праву можно присудить статус венчурной предпринимательской деятельности. Специфика рисков в кинематографе состоит в том, что практически каждый новый фильм можно рассматривать в качестве инновационного проекта, так как данный вид продукта соответствует классификации и определению понятия «инновация». Инновация является воплощенной в жизнь творческой идеей, связанной с процессом разработки нового продукта, усовершенствования старого, а также связанной с использованием ранее не существующей или более эффективной технологии предпринимателем. Практически каждый новый фильм старается превзойти своих предшественников по качеству, использованию ранее не применяемых спецэффектов или количеству звезд, собранных одновременно в одной картине. Условие успеха кинофильма, можно сказать, и основывается практически только на том, насколько инновационной является идея, насколько эффективно использованы новые технологии, чтобы произвести впечатление на потенциального зрителя и чтобы заставить его посмотреть именно данный фильм. Вследствие того, что идея является новой, возникает определенная категория рисков, мешающих ее осуществлению.

Кинопроект практически по определению является инновационным, поскольку только новые сценарии, подходы к их воплощению, выразительные средства и киноэффекты могут обеспечить желаемую прибыль. Однако, в случае, если реакция на эти новшества у рынка, то есть зрителей, будет предсказана ошибочно, то это станет причиной провала, убытков, то есть реализованных рисков. Таким образом, создание кинопроизведения должно реализовываться как инновация и может служить источником максимальных доходов в случае зрительского успеха по причине поиска зрителем новых впечатлений и переживаний. Однако, ошибки при изучении зрительских предпочтений при этом делают данный вид бизнеса чрезвычайно рискованным. На протяжении всей истории кинематографа, начиная с фильмов братьев Люмьер и заканчивая последними фильмами формата 5 D, возникали инновации и связанные с ними риски, которые должны были быть предотвращены или снижены.

Основными методами воздействия на риск в процессе реализации инновационного проекта являются методы управления рисками, применяемые в системе риск-менеджмента. Однако особенностью инновационного проекта является неопределенность набора существенных факторов, определяющих его успешность и характер воздействия этих факторов. В этой связи одним из самых важных моментов построения системы снижения рисков в этом случае является максимальное использование имеющейся информации, в том числе и об аналогичных проектах. Носителями такой информации являются в первую очередь привлекаемые к реализации проекта специалисты. Поэтому профессионализм участников является основной гарантирующей составляющей успеха.

С целью наглядного представления, о том, как могут регулироваться данные риски при инновационном проектировании, обратимся к таблице 1, а также к примерам возникновения данных инновационных рисков в сфере кинопроизводства [4].

Таблица 1

Основные методы управления инновационными рисками

Методы управления рисками Классификация Методы воздействия

1. По направленности воздействия на параметры риска Воздействие на вероятность появления риска (предсказуемость) Метод наращивания информационного покрытия

Воздействие на размер риска - Патентование - Обучение персонала - Маркетинговая подготовка рынка к новому продукту

Воздействие на толерантность к риску - Персонализация принимаемого решения - Инновационный потенциал предприятия

2. По объекту воздействия на среду риска Воздействие на источник риска Воздействие на группу факторов, которыми можно управлять

Воздействие на объект риска Защита объекта, рискоустойчивость

Воздействие на канал передачи риска Снижение вероятности рисковой ситуации

Воздействие на эффект риска Методы, воздействующие на последствия рисковой ситуации

В кинематографе именно благодаря эффективному функционированию риск-менеджмента обеспечивается успех того или иного кинопроекта. Снижение роли факторов, влияние которых невозможно предсказать, (за счет продуманности плана кинопроекта) дает возможность кинокомпании получить страховой полис, необходимый для процесса производства фильма, а также привлечь инвесторов с целью финансирования этого процесса.

Как было отмечено ранее, инновационный риск, который содержит в себе угрозу провала, одновременно является источником дополнительных возможностей предпринимательской сверхприбыли [3]. Несмотря на детальную разработку и оценку кинопроекта, иногда возникает ситуация, когда фильм, провал которого в прокате предсказывали эксперты и который не отвечал требованиям успешного риск-менеджмента, становится одним из лидеров кассовых сборов. Примером такого фильма считаются «Звездные войны» режиссера Джорджа Лукаса, успех которого удивил даже самих продюсеров. Как отмечал глава страховой компании AmReCapital, страховавшей данный фильм, если даже сами создатели фильма не знали о потенциале их инновационного продукта, то как могла об этом знать страховая компания. Данное утверждение указывает на то, насколько сложен по совместимости традиционный подход страховых компаний, обеспечивающих защиту имущественных интересов, связанных с инновационным процессом, и подход полного приятия риска со стороны создателей фильмов с целью продвижения кинокартины, успех которой заранее не известен.

В качестве еще одного метода, связанного с наращиванием информации об инновационных рисках в кинематографе, следует отметить маркетинговую подготовку аудиовизуального рынка к появлению нового фильма. Так, еще до появления на киноэкранах фильма «Аватар» Джеймса Кэмерона, зрители уже знали, что их ожидает совершенно новое по технологии кино, которое необходимо посмотреть. Таким образом, рынок был уже подготовлен к появлению данной инновации и отреагировал высоким уровнем спроса: кассовый сбор составил рекордные $ 2,039 млрд.

В отличие от зарубежного кинопроизводства, где основными рисками киноиндустрии являются инновационные риски и риски провала фильма в прокате, в отечественном кинематографе наблюдается иная картина. (см. табл.2,3).Следует отметить, что риск для отечественных кинопроизводителей состоит в основном в высокой степени изношенности съемочного оборудования, отсутствии элементарных предметов реквизита для процесса производства фильма. Наличие в России небольшого количества надлежащим образом оснащенных кинозалов (а именно: с использованием цифровых технологий и технологий формата 3D) делает практически невозможным для создателей фильмов сосредоточение своего производства на инновационных фильмах, так как есть риск, что даже при наличии необходимых технологий при производстве фильма он не получит больших сборов.

Таблица 2

Сравнительный анализ рисков зарубежного и отечественного кинопроизводства

Виды рисков в зарубежном кинопроизводстве в отечественном кинопроизводстве

Инновационные да да

Связанные с основным процессом кинопроизводства да (4 вида) да (8 видов)

Ответственность продюсера за заключение договоров с актерами да да

Риск провала фильма в прокате да да

Высокая степень изношенности съемочного оборудования нет да

Нехватка оснащенных кинозалов нет да

Непрофессионализм персонала нет да

Еще одна категория рисков, в России, присутствие которой очень редко можно наблюдать на развитых рынках киноиндустрии, - это непрофессионализм и халатность персонала. Данный риск включает в себя некачественную подготовку постановочных проектов фильмов, плохое исполнение своих функций киноспециалистами. Такой вид рисков в кинематографе получил назавание тотШага^(«моральные угрозы») и подразумеваетриски,появляющиесявследствиенизкойквалификацииибезответственного поведения персонала.

Для российского кинематографа, как, впрочем, и для зарубежного, характерно наличие еще одного вида риска, а именно - ответственности продюсера проекта за заключение договоров с актерами. Данная категория относится к личностным факторам,

и поэтому многие страховщики очень внимательно учитывают наличие данного риска. Таким образом, можно сделать вывод, что риски в отечественном кинематографе в значительной степени отличаются от рисков зарубежных кинопроизводителей.

Вследствие того, что российский кинобизнес появился сравнительно недавно, и накопленного опыта продюсирования еще не хватает, риски возникают уже на первых этапах создания проекта и большую их долю составляют элементарные риски, степень которых в зарубежной кинематографии не так высока. Поэтому инвестирование денежных средств в производство российских фильмов считается более рискованным.

Основной особенностью продюсерской деятельности в сфере и отечественного, и зарубежного кинематографа является то, что каждая составная часть процесса производства фильма подвергается определенным рискам: риски, связанные с основным составом съемочной группы, с предметами и ресурсами, необходимыми для процесса производства, здоровьем и безопасностью участников съемок и т.д. Процесс страхования данных видов рисков в зарубежных странах называется комплексным страхованием фильмопроизводства. Страховщики на российском рынке киноиндустрии имеют схожую классификацию страхуемых рисков. Отличие может состоять только в том, что иностранные страховщики разделяют риски на 4 категории, в то время как на российском рынке выделяют 8 видов риска, связанных с процессом производства фильмов.

Таблица 3

Основные риски, связанные с процессом кинопроизводства

В зарубежном В отечественном

1.Съемочная группа и связанные с этой категорией риски 1.Риски, связанные с основным составом съемочной группы

2.Риск ошибок и пропусков 2.Риски, связанные с носителем(негатив)

З.Риски, возникающие при производстве фильма З.Риски, связанные с браком

4.Риск незавершения кинопроекта 4.Риски, связанные с реквизитом, декорациями, костюмами

5.Риски, связанные с оборудованием

б.Риски, связанные с дополнительными расходами

7.Риски, связанные с причинением вреда имуществу, здоровью и жизни третьих лиц

8.Риски, связанные с порчей офисной обстановки и оборудования

Применение инструментов риск-менеджмента представляет собой важнейшую составляющую системы управления рисками, которую используют страховые компании. Ранее рассмотренные два метода из механизма риск-менеджмента включаются в комплексную программу, разрабатываемую с целью определения степени риска. В российской практике управления рисками по аналогии выделяют определенное количество методов.

Прежде всего, в рамках данной системы анализируются свойства продюсера кинопроекта как участника отношений по управлению рисками и страхованию. Для этого выявляются три основных свойства продюсера фильма:

Уровень платежеспособности предпринимателя;

Уровень развития риск-менеджмента в данной предпринимательской структуре;

Подверженность рискам, на основе которой формируется «рисковый портрет» предпринимателя [1, с.302].

Следует отметить, что «рисковый портрет» предпринимателя, заинтересованного в проекте, состоит из двух частей - «чистых рисков» и «особых рисков». Рассмотрим подробнее эти составляющие. «Чистые риски», которые являются неотъемлемой частью при определении степени риска участия в проекте, относят к категории общих рисков, то есть тех, которые влияют на любого предпринимателя вне зависимости от сферы его деятельности. В качестве примера можно привести пожары, стихийные бедствия, наводнения, но также и злоумышленные действия третьих лиц. В отечественном кинематографеизвестенслучайгибелицелойсъемочнойгруппыСергеяБодровавСеверной Осетии по причине схода ледника. Страховая компания «Страховой дом ВСК» выплатила тогда$2,3млн.загибельсъемочнойгруппы.Второйосновой«рисковогопортрета»являются риски, присущие данной конкретной предпринимательской деятельности, а именно -деятельность участников кинопроекта. Успех киноиндустрии в значительной степени зависит от того, какие актеры снимаются в фильме, то есть с каким звездным статусом. На практике данный риск имеет прямое влияние на прибыльность проекта, поэтому данная часть учитывается при составлении «рискового портрета» продюсера фильма.

Очень часто не хватает одного определения свойств продюсера кинопроекта, от которого в значительной мере зависит успех фильма. Помимо этого, необходим детальный процесс разработки системы управления рисками в сфере отечественного кинематографа вследствие того, что именно в российском кинобизнесе наблюдается ситуация с ограниченностью финансовых ресурсов и одновременно высокая подверженность рискам. Для этого разрабатывается поэтапная программа страхового риск-менеджмента. Содержание данной программы реализуется в определенной последовательности. Рассмотрим данные этапы.

1-й этап. На данном этапе определяются цели, которые необходимо достичь в результате внедрения системы управления рисками. Например, после наступления одного из страховых случаев выбираются следующие цели: сохранить запланированный уровень издержек, обеспечить рентабельность инвестиций или завершить проект.

2-й этап. После того, как была разработана первая часть программы, необходимо определить и оценить степень риска. На данном этапе можно столкнуться с проблемой, так как кинокомпания или продюсер должны будут разрабатывать программу управления рисками для каждого своего проекта в отдельности вследствие различных размеров их бюджетов и уровней риска, которым они подвержены. Следует отметить, что в процессе выделения и оценки риска выявляются условия и факторы подверженности риску. Например, наличие определенных условий, таких как некачественная обработка кинопленки, может увеличить размер ущерба. После выявления данных проблем следует аналитический этап, на котором выясняются обстоятельства появления данных негативных факторов, увеличивающих риск, и определяется степень воздействия на весь кинопроект. Анализ подверженности определенным рискам включает в себя три следующие категории:

• Подверженность рискам имущества, используемого в процессе создания фильма. Анализ данной категории подразумевает определение тех рисков, которые связаны с материальными активами. Это может быть повреждение съемочного оборудования, его пропажа или его уничтожение. Наличие данных рисков ведет к возникновению риска перерыва в производстве фильма.

• Подверженность рискам персонала означает, что в проекте должен учитываться личный фактор. В качестве примера следует привести обстоятельства, при которых наносится ущерб здоровью отдельным членам съемочной группы или даже их гибель. Данной категории уделяется особое внимание, так как личный фактор играет первостепенную роль в процессе создания проекта.

• При соединении вышеуказанных факторов в процессе осуществления предпринимательской деятельности возникает необходимость в проведении анализа еще одной категории подверженности рискам, которая связана с гражданской ответственностью кинопродюсера и всего состава съемочной группы. Данный анализ подразумевает определение размера потенциального ущерба из имеющейся в наличии информации о третьих лицах, которые в период производства фильма могут оказаться в зоне риска.

3-й этап. Последним этапом разработки программы урегулирования рисков является осуществление контроля за рисками. На данном этапе действия должны быть сконцентрированы на осуществлении мероприятий по устранению или возможному предупреждению отрицательных событий, которые могут привести к остановке производства фильма. Контроль осуществляется на разных этапах производства и состоит в наблюдении за исправностью оборудования и здоровьем членов съемочной группы, а также в разработке данных сложных программ по управлению рисками, которые обеспечивают защиту кинопроектов.

3-й этап характеризуется тем, что в данный период принимается решение об осуществлении страхования фильма, обеспечивающего непрерывность реализации кинопроекта. Основными моментами, которые следует учесть создателям фильма при проведении страхования, являются:

1. организовать страхование всего используемого имущества от воздействия огня, воды, стихийных бедствий, кражи со взломом, злоумышленных действий третьих лиц;

2. осуществлять страхование проектов и имущественных комплексов от перерывов в производстве, вызванных выше обозначенными событиями (страхование текущих расходов на время вынужденного перерыва в производстве, страхование дополнительных расходов, связанных с ликвидацией последствий страховых событий, страхование затруднений в исполнении договорных обязательств и т.п.);

3. в случае проведения реконструкции и/или строительных, монтажных работ (например, при строительстве и монтаже декораций, переоборудовании интерьеров и т.п.) осуществлять страхование строительно-монтажных рисков; обеспечивать страхование от поломки техники, машин и оборудования, используемых в процессе реализации продюсерских проектов;

4. осуществлять страхование гражданской ответственности за возможное причинение ущерба здоровью и имуществу третьих лиц в результате осуществления продюсерской деятельности;

5. обеспечить застрахованность персонала продюсерской компании, съемочных групп от несчастных случаев;

6. при реализации проектов, предполагающих лизинг имущества (оборудования), следует помимо перечисленных выше мер страховой защиты предусмотреть страхование оборудования и исполнения финансовых обязательств лизингополучателя перед лизингодателем;

7. при решении вопросов привлечения иностранных инвестиций (финансирования) для реализации проектов в аудиовизуальной сфере возможна организация страхования от политического риска, конфискации и национализации инвестированных активов.

4-й этап. Одной из важных составляющих разработки программы управления рисками кинопроекта является финансирование, подразумевающее планирование и возмещение расходов на разных этапах ее создания. Продюсер может осуществлять возмещение возникающих затрат как самостоятельно, так и прибегая к услугам страховых компаний.

5-й этап. Административное управление программой означает наличие принимаемых мер и осуществляемых процедур, которые обеспечивают ее реализацию. На данном этапе, например, принимается решение о том, в какой части продюсер или кинокомпания несет ответственность за риски, а какие риски они передают страховым организациям.

В заключение следует отметить, что программа по управлению рисками кинопроекта не может эффективно функционировать не только вследствие нечеткого формулирования целей, но и из-за несоответствия указанных в программе целей тем, которые хотят достигнуть кинокомпании для снижения риска проекта.

В отечественном кинематографе продюсерам необходимо применять данные системы управления рисками, так как они являются составной частью современной системы управления предпринимательской деятельностью. Важнейшей проблемой внедрения этих систем в российский кинематограф следует назвать тот факт, что программа управления рисками проекта, как правило, приносит эффект только в долгосрочной перспективе. Вследствие недостаточной развитости предпринимательской деятельности в сфере российского кино кинокомпании и продюсеры очень часто игнорируют данные программы, что в значительной степени повышает риск кинопроекта и, тем самым, отталкивает инвесторов.

Литература

1. Лайков А.Ю. Управление рисками в системе управления продюсерской деятельностью/В кн.:Мастерство продюсера кино и телевидения/ Под ред. П.К.Огурчикова, В.В.Падейского, В.И.Сидоренко. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008.

2. Методика оценки инвестиционных рисков в кинематографе. СПб.: Analysis Marketing Research, 2008.

3. Найт Х.Ф. Риск, неопределенность и прибыль.М.: Дело, 2003.

4. Агафонова И.П. Обзор методов управления рисками инновационного проекта // Менеджмент в России и за рубежом.2004.№5.

5. Лайков А.Ю. Кинобизнес в России: ограничения и риски развития // Менеджер кино. 2010.№2.

6. http://rifamsкг/ЫЫюteka/ЫЫюteka.hrml

7. http://www.kinostrah.ru/about.html

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.