Научная статья на тему 'Проблемы и перспективы развития российского кинообразования'

Проблемы и перспективы развития российского кинообразования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
634
103
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ / EDUCATION / КИНЕМАТОГРАФИЯ / CINEMATOGRAPHY / ТЕЛЕВИДЕНИЕ / МЕДИАИНДУСТРИЯ / TELEVISION AND MEDIA INDUSTRY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Евменов Александр Дмитриевич, Данилов Павел Вячеславович

В статье рассматриваются сущностные положения современного кинообразования в Российской Федерации. Проведен анализ факторов, негативно влияющих на его развитие. Предложены направления и механизмы, способствующие повышению качества подготовки специалистов для кинематографии и смежных с ней индустрий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ISSUES AND PROSPECTS OF TRAINING FOR THE FILM INDUSTRY IN RUSSIA

This article discusses the essential provisions of modern Film Industry in the Russian Federation. It shows the analysis of the factors affecting its development. And it gives directions and mechanisms to improve the quality of training for Cinematography and related industries

Текст научной работы на тему «Проблемы и перспективы развития российского кинообразования»

ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ

РОССИЙСКОГО КИНООБРАЗОВАНИЯ

ISSUES AND PROSPECTS OF TRAINING FOR THE FILM INDUSTRY IN RUSSIA

УДК 338:7;338:008

EBMEHOB Александр Дмитриевич

ректор Санкт-Петербургского государственного института кино и телевидения, заведующий кафедрой управления экономическими и социальными процессами, заслуженный деятель науки РФ, доктор экономических наук, профессор, [email protected]

EVMENOV, Alexander Dmitrievich

Rector of the Saint-Petersburg Institute of Film and Television, Head of the Management in Economic and Social Processes Department, Honored Scientist RF, Doctor of Economics, Professor, [email protected]

ДАНИЛоВ Павел Вячеславович

доцент кафедры продюсирования кино и телевидения Санкт-Петербургского государственного института кино и телевидения, кандидат экономических наук, доцент, [email protected]

DANILOV, Pavel Vyacheslavovich

Associate Professor of the Producing Business and Management in Social and Cultural Sphere Department in the Saint-Petersburg Institute of Film and Television, Candidate of Economic Sciences, Associate Professor, [email protected]

Аннотация.

В статье рассматриваются сущностные положения современного кинообразования в Российской Федерации. Проведен анализ факторов, негативно влияющих на его развитие. Предложены направления и механизмы, способствующие повышению качества подготовки специалистов для кинематографии и смежных с ней индустрий.

Ключевые слова: образование, кинематография, телевидение, медиаинду-стрия.

Abstract.

This article discusses the essential provisions of modern Film Industry in the Russian Federation. It shows the analysis of the factors affecting its development. And it gives directions and mechanisms to improve the quality of training for Cinematography and related industries.

Key words: education, Cinematography, television and media industry.

История отечественного кинообразования насчитывает уже свыше 95 лет. На современном этапе концептуально можно четко выделить пять его основных направлений:

1) образование будущих профессионалов -сценаристов, режиссеров, операторов, актеров, продюсеров и др.;

2) подготовка специалистов, которые в будущем должны обеспечивать образовательный процесс в киновузах, подростковых и детских кино- и видеостудиях;

3) кинообразование как часть общего образования школьников и студентов, обучающихся в обычных школах и вузах;

4) кинообразование во внешкольных учреждениях и культурных центрах (киноклубы, любительские киностудии, центры эстетического развития, дома культуры и пр.);

5) самообразование граждан средствами кино/ медиакритики (через прессу, специализированные теле/интернет-каналы).

В рамках настоящей статьи сосредоточимся на исследовании проблем подготовки профессиональных кадров для кинематографии и смежных с ней индустрий (телевидения, Интернета и прочих масс медиа). В настоящее время деятельность в данной области осуществляют более ста пятидесяти разнородных учебных заведений России, которые можно сгруппировать по трем основным направлениям.

Первое - это классическое кинообразование, сформированное в годы расцвета отечественной кинематографии и проводниками которого в настоящее время выступают государственные вузы, а также негосударственные образовательные учреждения, обладающие устойчивым брендом, которые выдают дипломы государственного образца. Здесь можно выделить две подгруппы, которые включают в себя вузы, специализирующиеся на кинообразовании, и высшие учебные заведения с кинообразованием как частью образовательных программ.

К первой подгруппе следует отнести Санкт-Петербургский государственный институт кино и телевидения (СПбГИКиТ), Всероссийский государственный университет кинематографии - ВГИК им. С. А. Герасимова и Высшие

курсы сценаристов и режиссеров, которые осуществляют целенаправленную подготовку специалистов в области кинематографии. При этом ВГИК и Высшие курсы акцентируют свою деятельность на подготовке только творческих специалистов, тогда как СПбГУКиТ готовит и технических работников. Ко второй подгруппе относится ряд вузов, осуществляющих подготовку кадров для сферы культуры и искусств, например, Российский государственный институт сценических искусств, Казанский государственный институт культуры, Российский государственный профессионально-педагогический университет и другие.

Второе направление включает в себя подготовку кадров так называемого «второго звена» через систему средних учебных заведений, а также узкоспециализированных курсов при разнородных студиях, например, на киностудиях «Ленфильм», «Мосфильм», «Свердловская киностудия».

Третье - это появившееся на рынке в середине 2000-х годов и активно развивающееся «альтернативное кинообразование», которое выступает как элемент получения дополнительного образования в виде краткосрочных курсов и программ.

Базовым документом, регламентирующим деятельность в сфере кинообразования в России, является Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 №273-Ф3 [1]. Данным нормативно-правовым актом определяются: основные принципы государственной политики и правового регулирования отношений в сфере образования, права и полномочия субъектов, регулирующих и осуществляющих обучение, структура системы образования, формы и порядок организации образовательной деятельности.

В соответствии с целевой ориентацией подготовки специалистов для кинематографии и терминологией указанного закона следует, что такая деятельность может вестись в рамках: среднего профессионального образования, высшего образования, профессионального обучения, дополнительного профессионального образования.

Действующее законодательство требует от образовательных учреждений осуществле-

7

ПЕТЕРБУРГСКИЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ • № 1 • 2016

ния организации образовательного процесса в рамках: 1) образовательных стандартов, разработка которых регламентируется Правительством Российской Федерации; 2) образовательных программ, формируемых в соответствии с этими государственными образовательными стандартами, а также с учетом соответствующих примерных основных образовательных программ.

Данные требования обусловлены необходимостью решения таких задач, определенных федеральным законодательством, как обеспечение:

1) государственных гарантий к качеству образовательного процесса;

2) единства образовательного пространства на территории страны;

3) преемственности сформированных образовательных систем.

Отметим, что требования, предъявляемые органами государственного регулирования образования к государственным стандартам, предусматривают определенную вариативность образовательных организаций в процессе формирования учебных планов с целью учета образовательных потребностей и способностей обучающихся.

Государственные образовательные стандарты определяют:

1) структуру и объем реализации образовательных программ;

2) условия, в которых осуществляется реализации этих программ, в том числе кадровые, финансовые, материально-технические и др.;

3) результаты, которые должны быть достигнуты.

Так как деятельность в сфере образования является социально значимой, а некачественный образовательный процесс в результате может нанести непоправимый вред государству, правам и законным интересам граждан, то она лицензируется органами государственного управления в соответствии с требованиями Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 4.05.2011 № 99-ФЗ и Постановления Правительства РФ от 28.10.2013 № 966 «О лицензировании образовательной деятельности» [2; 3].

8

В свою очередь, для обеспечения необходимого качества образования через подтверждение соответствия деятельности образовательной организации федеральным государственным образовательным стандартам федеральным органом исполнительной власти (Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки - Рособрнадзо-ром) проводится процедура государственной аккредитации образовательной деятельности, то есть экспертиза содержания образовательного процесса.

Только при наличии лицензии на право осуществления образовательной деятельности и свидетельства о государственной аккредитации образовательная организация имеет право на выдачу документа об образовании государственного образца. Данные требования распространяются на все образовательные программы, в том числе и для подготовки кадров для кинематографии.

В соответствии с принятой классификацией образовательной деятельности в Российской Федерации кинообразование осуществляется по направлению знаний «Искусство и культура» по укрупненным группам направлений и специальностей подготовки 55.00.00 «Экранные искусства», каждому из которых соответствует свой государственный образовательный стандарт. К ним относятся: «Драматургия», «Режиссура кино и телевидения», «Звукорежиссура аудиовизуальных искусств», «Кинооператорство», «Продюсерство», «Киноведение».

Но в то же время следует указать, что кинематограф по своей сути является синтетическим искусством, а создание кинопроизведений возможно только при взаимодействии групп разнородных профессионалов. Кроме того, кинопроцесс включает в себя и деятельность по сохранению и реставрации произведений кинофильмов. Поэтому в сферу кинообразования также следует включить следующие направления подготовки кадров: «Актерское искусство», «Радиотехника», «Экономика», «Менеджмент», «Реклама и связи с общественностью», «Журналистика», «Народная художественная культура», «Дизайн», «Реставрация», «Графика».

ПЕтЕрБургский Экономический журнал • № 1 • 2016

К сожалению, эти специальности и направления подготовки не воспринимаются профессиональным киносообществом как кинообразование, так как, во-первых, специалисты данных профилей не являются основными участниками кинопроцесса, а во-вторых, в названиях данных специальностей и направлений нет прямого указания на их принадлежность к киноиндустрии и отсутствуют сленговые выражения - неологизмы, заимствованные у кинематографистов США.

Это связано с тем, что у этого самого профессионального киносообщества достаточно смутные представления о современной системе кинообразования в России и мире. В 2012-2013 годах Министерством культуры РФ на основе опроса представителей киноиндустрии был подготовлен список из 127 «специальностей», востребованных современным российским кинематографом, среди которых: «локейшн-менеджер, кастинг-директор, оператор 81еаШсат, саунд-дизайнер, супервайзеры 2Б и 3Б-анимации» и ряд других, в том числе по 38 киноспециальностям инженерного профиля, не относящимся к блоку «Культура и искусство»[4]. При этом на Индустриальном совете по кинообразованию было отмечено, что в России в двух основных профильных государственных вузах (ВГИКе и СПбГИКиТ) «обучение ведется не более чем по 16 специальностям из этого списка». Однако большинство из этих специальностей укладывается в действующую систему кинообразования, например: «локейшн-менедже-ру» соответствует специальность «Продюсер-ство» и направление «Менеджмент»; «кастинг-директору» - специальности «Продюсерство» и «Режиссура кино и телевидения»; «оператору 81еаШсат» - «Кинооператорство», «саунд-ди-зайнеру» - «Звукорежиссура аудиовизуальных искусств» и т. д.

Дальнейший анализ выявляет более глубокие различия во взглядах, подходах и целевой ориентации деятельности отечественных государственных киновузов и некоторых представителей киноиндустрии, которыми предлагается и модель выпускника как узкоспециализированного специалиста, способного исключительно к механистическому

выполнению отдельных операций фильмо-производства. Деятельность государственных киновузов направлена на выполнение требований, определенных положениями современных образовательных стандартов, нормативными актами Министерства образования и науки РФ, Министерства культуры РФ. Здесь готовят специалистов, обладающих широким набором общекультурных и профессиональных компетенций, необходимых им для самореализации в общественной жизни и выбранной кинематографической профессии.

Существенным ограничением развития российского кинообразования является ряд технико-технологических проблем. В своей основе они связаны с недостаточным финансовым обеспечением образовательной деятельности, а также общей инерционности современного бюрократического аппарата, который в принципе не может адекватно реагировать на изменения научно-технического прогресса, полностью меняющего технологии фильмопроизводства.

Следующая группа проблем кинообразования связана с решением общих вопросов функционирования киноотрасли. Отметим, что в отечественной кинематографии существуют очевидные системные сбои, к которым, по нашему мнению, относятся:

• недостаточная развитость системы кинофикации, отсутствие доступа к потреблению кинопродукции 2/3 населения страны, прежде всего жителей малых городов;

• утеря культуры системного потребления кинопродукции за плату, развитие субкультуры просмотра нелегального контента и культивирование кинопиратства;

• следующая из этого системная убыточность кинопроизводства;

• доминирование и, как следствие, высокая степень воздействия на контрагентов и зрителей представителей голливудских сту-дий-мейджоров.

Из всего этого следует еще одна проблема современной кинематографии, которая в конечном итоге нивелирует практически все достижения кинообразования и дискредитирует бренды российских киновузов - это практи-

чески полное отсутствие системы интеграции выпускников киношкол в кинопроцесс. При этом абсолютно неважно, в каком сегменте кинообразования сформировался тот или иной специалист. Информационное поле и векторы взаимодействия между вузами, его студентами и выпускниками и сформировавшимся киносообществом фрагментарны, бессистемны, а в ряде случаев имеют обратную величину. То есть наблюдается не привлечение специалистов в отрасль, а отторжение потенциальной смены поколений. Это опять же обусловлено различием взглядов на кинообразование некоторых крупных представителей кинобизнеса и государственных киновузов.

В соответствии с нашими представлениями основной задачей вузов, осуществляющих кинообразование, должна стать подготовка гармонично развитых, социально ответственных, профессионально и разносторонне подготовленных кадров для киноиндустрии, соответствующих мировым стандартам и требованиям рынка труда. В конечном итоге будущее кинообразования заключается в стремлении к постоянному обновлению при условии сохранения базовых ценностей и лучших традиций отечественного кино и телевидения.

Для решения этой задачи целесообразно:

• максимально интегрировать деятельность образовательных структур с реальным кино- и телевизионным процессом;

• включить студентов и выпускников в реальное кино- и телевизионное производство путем выделения для них квот и финансирования практики и со стороны Министерства культуры РФ, и со стороны профессионального сообщества (укажем, что в ряде стран и в других секторах экономики такой подход оформлен на законодательном уровне);

• Ассоциации продюсеров кино и телевидения России, как основному работодателю выпускников киновузов, включиться в процесс изучения государственных образовательных стандартов и предложить мотивированные изменения;

• в образовательных учреждениях культуры и искусства развивать и углублять систему дополнительного образования с учетом лучших достижений мирового кинематографа и

требований научно-технического прогресса для обеспечения доступности образовательных услуг гражданам из отделенных от Москвы и Санкт-Петербурга регионов;

• результативно увеличивать количество базовых кафедр на реальном кино-и телепроизводстве, как элемента интеграции вузов с работодателями;

• расширить государственную поддержку производства и демонстрации дебютных работ в кинотеатрах и на телевизионных каналах;

• расширять круг привлекаемых к преподаванию ведущих деятелей кино и телевидения РФ и зарубежных стран как на постоянной основе, так и в режиме мастер-классов;

• усилить поддержку, в том числе и материальную, кинофестивалей, проводимых киновузами;

• генерировать инновационные проекты, отвечающие современным потребностям общества;

• обеспечить непрерывную модернизацию материально-технической и учебно-производственной базы государственных киновузов в соответствии с требованиями научно-технического прогресса.

Кроме того, для обеспечения интеграции выпускников в кинопроцесс авторам представляется необходимым использовать следующие механизмы.

1. Организация полноценной деятельности дебютных киностудий, учрежденных киновузами, в рамках которой необходимо вести про-дюсерскую разработку проектов выпускников: сценарий, презентационный пакет, пакет документов, необходимых для участия в конкурсах Минкультуры и других государственных структур и негосударственных фондов. При получении финансирования - создание фильма и выпуск его в прокат (минимум - на кинофестивали и телевидение; максимум - кинотеатры). Укажем, что в настоящее время данную деятельность в России полноценно осуществляет только продюсерский центр «ВГИК-Дебют».

2. Создание на базе киновузов кинобизнес-инкубаторов, прежде всего, для выпускников продюсеров или других специальностей, которые захотят разрабатывать собственные кинопроекты. Бизнес-модель проекта предпо-

лагает предоставление в пользование малыми продюсерскими компаниями помещений, оборудованных необходимой офисной техникой, интегрированной в сеть Интернет. Руководители предприятий, в свою очередь, должны самостоятельно заниматься поиском, экспертной оценкой и отбором литературных сценариев. Выбранные драматургические произведения поступают в продюсерскую разработку - формируется комплекс необходимых документов, требуемых для получения финансирования производства кинопроектов. Презентационные пакеты в конечном итоге должны пройти экспертизу представителей кинобизнес-инкубатора и быть доработаны в соответствии с действующими в настоящее время требованиями. Далее консультантами кинобизнес-инкубатора даются рекомендации для презентации кинопроектов в специализированных фондах и Министерстве культуры РФ, переговоров с потенциальными инвесторами для получения финансирования.

Также кинобизнес-инкубатор должен предоставлять финансовое обеспечение заявок на участие в конкурсах на заключение государственных контрактов по созданию национальной кинематографической продукции

в соответствии с требованиями Министерства культуры РФ.

В результате малые продюсерские компании должны запустить в производство свои кинопроекты. При получении необходимых финансовых ресурсов участники должны возместить затраты кинобизнес-инкубатора.

3. Подготовка и реализация практико-ори-ентированного целевого подхода, основанного на мультидисциплинарности и конвергент-ности образовательного процесса, который на выходе позволит получить четкий вектор последующей траектории карьеры специалиста.

Данный подход предполагает интеграцию образовательных и производственных ресурсов киновузов и работодателей для создания аудиовизуальных продуктов, готовых для практической реализации на рынке. То есть студенты должны работать над реальными заказами. При этом предполагается соблюдение базовых принципов академического образования.

В целом реализация указанных мероприятий в вузах должна способствовать росту качества выпускников, которые в результате смогут безболезненно влиться в кинопроцесс без прохождения длительной процедуры адаптации.

Список литературы

1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

2. Федеральный закон от 4.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности».

3. Постановление Правительства РФ от 28.10.2013 № 966 «О лицензировании образовательной деятельности».

4. Письмо министра культуры РФ от 21.11.2012 №3945-01-29-ВМ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.