Научная статья на тему 'Сущность развивающих математических игр и их роль в развитии мышления учащихся'

Сущность развивающих математических игр и их роль в развитии мышления учащихся Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
614
55
Читать
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
математические игры / мышление / развитие / познавательный интерес / учащиеся / mathematical games / thinking / development / cognitive interest / students

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Керимова Азада Азадхан Гызы

игра является основной сферой общения детей, в ходе игры решаются проблемы межличностных отношений, дружбы и товарищества. Игра представляет собой деятельность, ориентированную на условное моделирование более широкой активности организма, реализуемой в игровой деятельности. Математическая игра включает в себя познавательные мотивы, которые создают дополнительные условия для активного мышления: повышает внимание, активирует работоспособность, способствует возникновению интереса, позволяет наслаждаться радостью успеха и довольствоваться результатом, учит работать в команде.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
Предварительный просмотр
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ESSENCE OF DEVELOPING MATHEMATICAL GAMES AND THEIR ROLE IN THE DEVELOPMENT OF STUDENTS’ THINKING

the game is the main area of communication between children; during the game, problems of interpersonal relations, friendship and partnership are solved. A game is an activity focused on conditional modeling of a wider activity of an organism realized in a game activity. The mathematical game includes cognitive motives that create additional conditions for active thinking: it increases attention, activates working capacity, promotes the emergence of interest, allows you to enjoy the joy of success and be satisfied with the result, teaches you to work in a team.

Текст научной работы на тему «Сущность развивающих математических игр и их роль в развитии мышления учащихся»

PEDAGOGICAL SCIENCES

ESSENCE OF DEVELOPING MATHEMATICAL GAMES AND THEIR ROLE IN THE DEVELOPMENT OF STUDENTS' THINKING Kerimova А.А. (Republic of Azerbaijan) Email: Kerimova567@scientifictext.ru

Kerimova Azada Azadhan gyzy - Doctorial Student of PhD Program, DEPARTMENT OF MATHEMATICS AND TEACHING TECHNOLOGY OF PRIMARY MATHEMATICS, FACULTY OF PRIMARY EDUCATION, AZERBAIJAN STATE PEDAGOGICAL UNIVERSITY, BAKU, REPUBLIC OF AZERBAIJAN

Abstract: the game is the main area of communication between children; during the game, problems of interpersonal relations, friendship and partnership are solved. A game is an activity focused on conditional modeling of a wider activity of an organism realized in a game activity. The mathematical game includes cognitive motives that create additional conditions for active thinking: it increases attention, activates working capacity, promotes the emergence of interest, allows you to enjoy the joy of success and be satisfied with the result, teaches you to work in a team. Keywords: mathematical games, thinking, development, cognitive interest, students.

СУЩНОСТЬ РАЗВИВАЮЩИХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ИГР И ИХ РОЛЬ В РАЗВИТИИ МЫШЛЕНИЯ УЧАЩИХСЯ Керимова А.А. (Азербайджанская Республика) СУЩНОСТЬ

Керимова Азада Азадхан гызы - диссертант по программе доктора философии, кафедра математики и технологии преподавания начального курса математики, факультет начального образования, Азербайджанский государственный педагогический университет, г. Баку, Азербайджанская Республика

Аннотация: игра является основной сферой общения детей, в ходе игры решаются проблемы межличностных отношений, дружбы и товарищества. Игра представляет собой деятельность, ориентированную на условное моделирование более широкой активности организма, реализуемой в игровой деятельности. Математическая игра включает в себя познавательные мотивы, которые создают дополнительные условия для активного мышления: повышает внимание, активирует работоспособность, способствует возникновению интереса, позволяет наслаждаться радостью успеха и довольствоваться результатом, учит работать в команде.

Ключевые слова: математические игры, мышление, развитие, познавательный интерес, учащиеся.

В условиях активного (интерактивного) обучения в связи с потребностями и особенностями жизнедеятельности ученика возникла необходимость включения игровых элементов в учебный процесс. Игра является такой основной деятельностью ребенка, в результате которой в психике ребенка происходят серьезные изменения и развиваются психические процессы, подготавливающие ребенка к переходу на новый, более высокий уровень развития. С.Л. Рубинштейн отмечал, что игра защищает и способствует формированию детских качеств, являющихся школой жизни и практикой развития детей.

По мнению Б. Эльконина, в игре развиваются и заново формируются не только отдельные интеллектуальные операции, но также коренным образом меняется позиция ребенка по отношению к окружающей среде. Игра является основной сферой общения детей, в ходе игры решаются проблемы межличностных отношений, дружбы и

товарищества. Игра представляет собой активность, ориентированную на условное моделирование более широкой активности организма реализуемой в игровой деятельности.

Изучаемые системы, события, процессы, модернизация имитационных процессов называется игровой деятельностью. Основное различие между игрой и другими видами деятельности заключается в том, что его предметом человеческая деятельность. Игровая деятельность - это такая особая сфера активности человека, от которой он не ждет ничего, кроме удовольствия. Основным видом деятельности в дидактической игре является образовательная деятельность.

Математическая игра включает в себя познавательные мотивы, которые создают следующие дополнительные условия для активного мышления: повышает внимание; активирует работоспособность; способствует возникновению интереса; позволяет наслаждаться радостью успеха и довольствоваться результатом; приводит к пониманию, самообразованию; учит работать в команде. Головоломки, игры и математические задачи полностью похожи: они проявляются как вызов к интеллекту. Принимая этот вызов, игрок или человек, решающий данную задачу, должен приложить некоторые умственные усилия, чтобы решить проблему или победить противника. Такие усилия некоторым могут показаться утомительными и скучными, но истинные математики, наслаждаются головоломками и играми, требующими логики и мышления. Любой, кто проникает в мир, математики знает, что он чрезвычайно интересен и занимателен. Математические игры, игровые элементы, игровые ситуации, математические действия, продуманные ходы и действия, это занятия, включающие элементы соревнования. Математическая игра требует умственного напряжения, сдержанности и ориентации на результат. Предлагая детям математические игры, учитель уделяет своим ученикам особое время. В процессе игры у детей есть возможность получить новые представления, социальный опыт и пообщаться друг с другом совершенно иначе, чем в ходе обычной школьной жизни. После завершения игры полезно предложить учащимся анализ и обсуждение полученного им опыта. В данном случае целесообразно оценить мнение учащихся.

Важным аспектом работы с математическими играми является организация времени. Детям необходимо время, чтобы прояснить свои личные обстоятельства и найти способы преодоления возникших трудностей. Учители стоит отвести учащимся необходимое время. Но это не так легко, учитывая, загруженность программы и продолжительность урока в 45 минут.

Цель организации математических игр: изучение материала в интересной форме; сосредоточение внимания на учебном процессе; углубление приобретенных знаний; мотивирование учебной деятельности.

Математические игры должны решать следующие задачи:

Образовательные задачи. Оказание помощи в приобретении, углублении, расширении знаний, контроле и проверке полученных знаний.

Развивающая задача. Развитие творческих способностей, поиск путей решения поставленных проблем, изучение того, как применять имеющиеся знания на практике, развитие мышления.

Задача воспитания. Воспитывать чувство ответственности за принимаемые решения и за свои действия и поступки.

Математические игры позволяют решить ряд вопросов через игру.

Таким образом, в учебно-воспитательном процессе важное место отведено игровой деятельности. Игровые операции стимулируют познавательную активность учащихся, оказывают положительное влияние на интеллектуальное развитие, позволяют раскрывать способности и помогают применять имеющиеся у учащихся знания, навыки и способности для достижения целей игры и усвоения социальных ролей.

Игра поддерживает познавательную активность учащихся и облегчает сложный учебный процесс. В игре дети более свободны, у них развивается мышление, внимание и активизируется познавательная деятельность (личностная компетентность).

Математические игры имеют индивидуальные, групповые и смешанные Отношения между ними продемонстрированы в следующей схеме.

виды.

Рис. 1. Схема, отражающая связь между видами математических игр

На уроках математики в начальных классах важно использовать интерактивные методы и формы обучения, поскольку они позволяют представлять материал в ясной, интересной, яркой и образной форме, способствуют лучшему усвоению знаний.

Список литературы /References

1. Адыгезалов А.С., Гасанова Х.С. Методика преподавания начального курса математики. Учебное пособие, Баку: АГПУ, 2011. 312 с.

2. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб. Питер, 2002. 720 с.

3. Эльконин Д.Б. Психология игры. Педагогика, 1978. 304 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.