logical approaches, the principles of development, structurally informative, criteria and level characteristics of teacher's professionalism which are liable to improvement is presented in the work of Abdalina L.V. The psychologically acmeologic factors, conditions, sources which determinate the efficiency of this process have been revealed in this work. The psychologically acmeologic accompaniment of teacher’s professionalism development is represented in
the program-goal-oriented project which includes the special course and training which integrates the cognitively psychological and technologically acmeologic stages of this process.
Key words: teacher’s professionalism, modeling in acmeology, psychological and acmeological accompaniment.
СУЩНОСТЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ САМОРЕАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ
М.И. Ситникова
В статье раскрыта функциональная природа профессионально-педагогической личностной самореализации преподавателя вуза, представлены качественные характеристики ее функций в профессионально-педагогическом пространстве.
Ключевые слова: профессионально-педагогическая самореализация личности преподавателя вуза, функции самореализации.
Для раскрытия сущности категории «профессионально-педагогическая самореализация личности преподавателя высшей школы» необходимо ответить на вопросы: «В чем именно проявляется ее внутреннее содержание, т. е. из каких «атомов» она составлена (Демокрит)?», «Какими свойствами и отношениями характеризуется?», «Образуют ли единство ее многообразные свойства и отношения?». Семантика понятия «профессионально-педагогическая самореализация личности преподавателя высшей школы» подразумевает необходимость определения на основе метода категориальных оппозиций понятийного ряда исследования, включающего в себя более общие систематизирующие категории, содержащие понятия меньшей ступени обобщенности (В.М. Розин). Родовая цепочка, позволяющая наиболее полно раскрыть сущность изучаемого нами понятия, представлена следующим образом: «самореализация личности» ^ «профессиональная самореализация личности» ^ «профессионально-педагогическая самореализация
личности преподавателя высшей школы».
Анализ подходов к интерпретации сущности личностной самореализации свидетельствует об их неоднозначности и многосторонности, что обусловило необходимость авторского определения понятия самореализации личности как процесса перехода ее ин-
дивидуального в социальное, проявляющегося в основных сферах жизнедеятельности, в ходе которого осуществляется раскрытие приобретенных личностью сущностных сил.
Сущность самореализации личности проявляется в различных сферах жизнедеятельности, в том числе и непосредственно в профессиональной сфере. Такой подход требует более глубокого раскрытия сущности самореализации личности на профессиональном уровне. Профессия, по В. Далю, -промысел, всякое сословное занятие. «Профессионализм», по А.К. Марковой, обозначает самый высокий уровень развития человека: «Профессионал - это больше, чем новатор, исследователь, мастер, профессионал -это как бы все вместе взятое...» [1]. Результатом профессионального развития личности является ее профессиональная самореализация, сопровождающаяся изменением уровня осознания собственных целей и ценностей, проекцией индивидуального контекста на профессионально-личностный [2, 3]. Мерой профессиональной самореализации личности является как социальное, так и индивидуальное. Социальное задает ей границы социальных возможностей, индивидуальное характеризует глубину личности профессионала. В связи с этим профессиональную самореализацию личности мы определяем как процесс перехода ее индивидуального в социальное, в
ходе которого осуществляется раскрытие приобретенных личностью сущностных сил. проявляющееся во всех видах деятельности в рамках определенной профессии.
Составляющей профессиональной самореализации личности вузовского преподавателя является его профессионально-педагогическая самореализация как процесс, который осуществляется в педагогической деятельности, а сущностные силы преподавателя являются следствием диалектического взаимодействия индивидуального и социального в его личности. Профессионально-педагогическая самореализация личности преподавателя высшей школы, исходя из этого, представляет собой индивидуальный процесс и результат раскрытия им своих сущностных сил в педагогической деятельности. Такое определение самореализации дает возможность раскрытия ее сущности посредством выявления новых свойств и отношений между ее компонентами.
Если исходить из того, что «Я - это личность, рассматриваемая изнутри, способность человека выделять себя из окружения и выступать в качестве субъекта (инициатора) собственной деятельности и поведения» [4], то личность преподавателя в роли профессионала есть не что иное, как Я профессиональное - одна из ее составляющих как единого и неделимого Я. Следовательно, речь прежде всего надо вести о развитии в сознании преподавателя Я-профессионального, составляющими которого являются Я-реальное, Я-идеальное, Я-ретроспективное, Я-рефлек-сивное.
Я-профессиональное включает знания о себе как о преподавателе вуза (Что я знаю о себе?); отношение к себе, определяемое степенью удовлетворенности собой в роли профессионала (Как я отношусь к себе?); самооценку, обогащающую знания преподавателя и его представления об информационном обеспечении педагогической деятельности, об ее исполнительской и регулятивной стороне и вносящую коррективы эмоционального отношения к себе (Как я оцениваю себя?); мысли о себе, формирующие те или иные стремления, намерения, цели преподавателя на предмет совершенствования его Я-профессионального (Что я думаю о себе?). Относительно понятия «сущностные силы» интерес, наряду с традиционно понимаемыми
сущностными силами личности, вызывают прежде всего именно индивидуальные определяющие элементы ее «самости», те «первые двигатели» внутренней жизни, которые являются уникальными первоисточниками профессионально-педагогической самореализации, ибо ее можно осуществить только присущим конкретному преподавателю способом выразить себя. Для более глубокого познания стержневых элементов «самости» мы рассматриваем сущностные силы как интегративное качество, сложную квинтэссенцию индивидуального и социального, представляющих собой совокупность возможностей и ресурсов развития Я-профессиональ-ного личности преподавателя.
Под ресурсами развития Я-профессионального в исследовании понимаются средства, необходимые для профессиональнопедагогической самореализации личности преподавателя вуза, но не включенные в процесс управления ее развитием. К ресурсам относятся знания, умения и навыки преподавателя в рамках осуществляемой им педагогической деятельности, способности и свойства его личности. В частности, к ресурсам относятся профессиональная компетентность, профессиональная мобильность, педагогическое мастерство и др. Если же ресурсы включены в процесс управления реализацией и развитием Я-профессионального преподавателя, они выступают в роли составляющих профессионально-педагогического потен-
циала его личности в контексте ее самореализации в педагогической деятельности. Возможности нами рассматриваются как ситуации, обстоятельства, влияющие на результаты профессионально-педагогической самореализации личности вузовского преподавателя. В процессе удовлетворения потребностей в самореализации преподаватель сталкивается, как минимум, с двумя ситуациями. Первая ситуация характеризуется тем, что преподавателю в готовом виде представлены все средства удовлетворения своей потребности, дан предмет деятельности, известна ее цель, и он действует в соответствии с известным алгоритмом, используя уже имеющийся теоретический инструментарий и стереотипные способы деятельности. Вторая ситуация характеризуется наличием противоречия между потребностями и имеющимися у преподавателя средствами деятельно-
сти. Речь идет о проблемной ситуации, вызывающей у него стремление к самостоятельным поискам ее разрешения путем анализа условий и мобилизации средств развития Я-профессионального.
В связи с этим единицей профессионально-педагогической самореализации личности преподавателя является ситуативная самореализация, характеризующаяся прерывностью в рамках пространства и времени. Логика такого подхода заключается в том, что подлинному развертыванию потенциальных возможностей и замыслов преподавателя способствует именно целый ряд ситуативных самореализаций. Их множество включается как единое целое (на определенном этапе педагогической деятельности) в перманентную профессионально-педагогическую самореализацию личности преподавателя. Иными словами, самореализация на протяжении всех лет его работы в вузе является непрерывной в пространстве и длительной во времени. Преподаватель как активный субъект участвует в формировании и изменении обстоятельств своей педагогической деятельности. Он не просто реагирует на создавшуюся ситуацию, а, наделяя обстоятельства собственным смыслом, конструирует свое пространство личностной профессионально-педагогической самореализации.
Важнейшим элементом, определяющим все основные параметры профессиональнопедагогической самореализации личности преподавателя, является ее цель. Она «запускает» механизм самореализации, служит непосредственным побудителем педагогической деятельности. В цели деятельности отражаются истинные стремления преподавателя, направленность самореализации его личности. Реализация преподавателем его собственных целей характеризуется умениями осознавать самого себя как субъекта сознания, общения и действия, выделять себя из окружающего мира и противопоставлять себя ему, относиться к актам собственного сознания критически. В ходе формирования самосознания преподаватель осознает знания о своем внутреннем мире, опыт, творческие возможности, исходя из чего, он намечает цели самореализации, ее формы и способы. Учитывая совокупность возможностей и ресурсов личности преподавателя как ее сущностных сил и такие свойства самореализа-
ции, как целенаправленность и осознанность, профессионально-педагогическую самореализацию личности преподавателя вуза мы определяем как индивидуальный процесс и результат целенаправленного, осознанного осуществления возможностей и ресурсов развития Я-профессионального в педагогической деятельности.
Целенаправленная, осознанная реализация возможностей и ресурсов личности преподавателя высшей школы в педагогической деятельности осуществляется посредством адекватных ей собственных усилий, базирующихся на стремлениях, желаниях, воле. Усилие как живительная артезианская струя поднимается из глубин и наполняет нашу жизнь творчеством [5]. Свойствами усилий, необходимых для самореализации личности вузовского преподавателя в педагогической деятельности, на наш взгляд, являются рефлексия и творчество. Рефлексия направлена на осмысление педагогической деятельности с позиции самого преподавателя, на восприятие реальности его мироощущений и гибкое реагирование в собственном поведении, осмысленное познание способов и путей перманентного повышения качества решения педагогических задач. Рефлексия является ведущим средством развития процесса профессионально-педагогической самореализации преподавателя вуза на всех ее этапах. Творчество естественным образом характеризует уровень проявления личностью преподавателя ее внутренних возможностей и ресурсов развития Я-профессионального. Творчество - это процесс создания субъективно нового, основанный на способности порождать оригинальные идеи и использовать нестандартные способы деятельности. Анализ понятий «рефлексия» и «творчество» в рамках исследования дает основание определить проявляемые вузовским преподавателем усилия для осуществления профессионально-педагогической самореализации его личности как рефлексивно-творческие. Рефлексивно-творческие усилия в ходе профессионально-педагогической самореализации личности преподавателя предполагают его взаимодействие не только с самим собой, но и с окружающей его средой. Такой средой является культурно-образовательная среда вуза, взаимодействующая с преподавателем и создающая специфические условия для са-
мореализации его личности в педагогической деятельности.
Анализ взаимодействия личности преподавателя и культурно-образовательной вузовской среды проявляет проблему избирательности как центрального личностного элемента его свободы. Именно через свободный выбор разнообразных возможностей преподаватель наполняет содержанием самореализацию своей личности в педагогической деятельности. Взаимодействие феноменов «самореализация ^ свобода», таким образом, является важным логическим звеном в дальнейшем раскрытии сущности профессионально-педагогической самореализации личности преподавателя. Два обстоятельства делают профессионально-педагогическую
самореализацию преподавателя невозможной принципиально: невозможность свободного выбора альтернатив и невозможность свободной реализации осуществленного выбора.
В процессе профессионально-педагогической самореализации личности преподавателя происходит разрушение сложившихся у него стереотипов как мышления, так и деятельности; производятся как новые ценности культуры, так и новые способы деятельности; происходит сопоставление, сравнение различных вариантов развития предмета, выбор из них наиболее адекватного целям субъекта, т. е. в своей сущности самореализация личности преподавателя в педагогической деятельности имеет диалогический характер. Данное положение для нас имеет принципиальное значение, так как диалог в рамках исследования является выражением адекватного преодоления преподавателем тех противоречий, которые возникают в его педагогической деятельности.
Выявленные свойства, характеризующие усилия, необходимые для реализации сущностных сил личности преподавателя, признание свободного, диалогического характера его взаимодействия с культурно-образовательной вузовской средой позволяет определить профессионально-педагогическую самореализацию его личности как индивидуальный процесс и результат целенаправленного, осознанного осуществления возможностей и ресурсов развития Я-профессионального в педагогической деятельности посредством рефлексивно-творческих усилий на основе свободного, диалогического взаимодействия преподавателя с культурно-образовательной средой вуза.
1. Маркова А.К. Психология профессионализма. М., 1996.
2. Горбунова Л.Н. Педагогика и педагогия. М., 2000.
3. Митина Л.М. Психология профессионального развития учителя. М., 1998.
4. Маралов В.Г. Основы самопознания и саморазвития. М., 2002. С. 19.
5. Мэй Р. Искусство психологического консультирования / пер. с англ. Т.К. Кругловой. М., 1994.
Поступила в редакцию 19.12.2007 г.
Sitnikova M.I. Functions of professional pedagogical self-realization of a personality of a tutor in an institution of higher professional education. The article reveals the functional nature professional pedagogical personal selfrealization of a lecturer, presents qualitative characteristics of the functions in professional-pedagogical space.
Key words: professional pedagogic self-realization of a lecturer’s personality, self-realization functions.